Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
323
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернова Елена Александровна

Рассматривается актуальная и недостаточно разработанная проблема социальной успешности особой группы детей-подростков с ограниченными возможностями здоровья. На основе проведенного анализа литературы уточняется дефиниция социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья как интегративного качества личности, учитывающего психолого-педагогические особенности развития данной категории подростков, отражающего целенаправленное достижение ими поставленной цели и умения использовать достигнутый результат для дальнейшего развития, способствующего успешной социализации в обществе на основе продуктивного взаимодействия с окружающими. Выделены факторы, способствующие формированию социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья, влияющие на данный процесс: факторы объективного и факторы субъективного характера. Представленные результаты исследования обладают научной новизной и позволяют расширить понятийное поле теории социального воспитания за счет уточнения факторов, способствующих становлению социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий прикладными видами деятельности. Практическая значимость проводимого исследования и его результатов определяется теми возможностями, которые открываются для педагогов дополнительного образования в работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья и родителей данной категории детей с учетом обоснованных объективных и субъективных факторов становления социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чернова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOCIAL SUCCESS FORMATION AMONG ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

We consider current and insufficiently developed issue of social success of a special group of adolescent children with disabilities. Due to literature analysis, social success of adolescents with disabilities is an integrative personality quality, considering the psychological and pedagogical features of the development of this adolescents category, reflecting the purposeful achievement of their goals and the ability to use the achieved result for further development, contributing to successful socialization in society based on productive interaction with others. The factors contributing to the formation of social success of adolescents with disabilities that influence this process are: objective and subjective factors. The presented research results have scientific novelty and allow expanding the conceptual field of the theory of social education by clarifying the factors contributing to the formation of social success of adolescents with disabilities in the process of practicing applied activities. We determine the practical significance of the research and its results by the opportunities that open up for teachers of additional education in working with adolescents with disabilities and parents of this category of children, considering reasonable objective and subjective factors of social success formation among adolescents with disabilities in organizations of additional education.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). C. 31-38. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

УДК 376.1+316.6

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-31-38

Поступила в редакцию / Received 11.10.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 19.11.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021

оригинальная статья

Факторы формирования социальной успешности у подростков с ограниченными возможностями здоровья

Чернова Елена Александровна ©

МБОУ ДО «Дом детского творчества «Лира» 142003, Российская Федерация, Московская область, г. Домодедово, ул. Зеленая, 72-А

[email protected]

Аннотация. Рассматривается актуальная и недостаточно разработанная проблема социальной успешности особой группы детей-подростков с ограниченными возможностями здоровья. На основе проведенного анализа литературы уточняется дефиниция социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья как интегративного качества личности, учитывающего психолого-педагогические особенности развития данной категории подростков, отражающего целенаправленное достижение ими поставленной цели и умения использовать достигнутый результат для дальнейшего развития, способствующего успешной социализации в обществе на основе продуктивного взаимодействия с окружающими. Выделены факторы, способствующие формированию социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья, влияющие на данный процесс: факторы объективного и факторы субъективного характера. Представленные результаты исследования обладают научной новизной и позволяют расширить понятийное поле теории социального воспитания за счет уточнения факторов, способствующих становлению социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий прикладными видами деятельности. Практическая значимость проводимого исследования и его результатов определяется теми возможностями, которые открываются для педагогов дополнительного образования в работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья и родителей данной категории детей с учетом обоснованных объективных и субъективных факторов становления социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: социальная успешность подростков с ограниченными возможностями здоровья; субъективные и объективные факторы; структура социальной успешности

Для цитирования: Чернова Е.А. Факторы формирования социальной успешности у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 31-38. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-31-38

© Чернова Е.А., 2021

original article

Factors of social success formation among adolescents with disabilities

Elena A. Chernova

©

Youth Center "Lira"

27A Zelenaya St., Domodedovo 142003, Moscow Region, Russian Federation

[email protected]

Abstract. We consider current and insufficiently developed issue of social success of a special group of adolescent children with disabilities. Due to literature analysis, social success of adolescents with disabilities is an integrative personality quality, considering the psychological and pedagogical features of the development of this adolescents category, reflecting the purposeful achievement of their goals and the ability to use the achieved result for further development, contributing to successful socialization in society based on productive interaction with others. The factors contributing to the formation of social success of adolescents with disabilities that influence this process are: objective and subjective factors. The presented research results have scientific novelty and allow expanding the conceptual field of the theory of social education by clarifying the factors contributing to the formation of social success of adolescents with disabilities in the process of practicing applied activities. We determine the practical significance of the research and its results by the opportunities that open up for teachers of additional education in working with adolescents with disabilities and parents of this category of children, considering reasonable objective and subjective factors of social success formation among adolescents with disabilities in organizations of additional education.

Keywords: social success of adolescents with disabilities; subjective and objective factors; structure of social success

For citation: Chernova E.A. Faktory formirovaniya sotsial'noy uspeshnosti u podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Factors of social success formation among adolescents with disabilities]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 31-38. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-31-38 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Успешность человека в современном мире определяется способностью организовать свою жизнь: определять дальнюю и ближайшую перспективу, составлять план действий, организовывать взаимодействие с окружающими, по окончании оценить, удалось ли достичь поставленных целей и презентовать себя, - то есть повысить свой потенциал и осуществить максимальную реализацию своих способностей. Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, является организация дополнительного образования. Система дополнительного образования призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые гарантируют их устойчивое самораз-

витие в жизни и обеспечат социальную успешность на последующие годы1.

Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» предполагает максимальный охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и воспитание гармонично развитой и социально ответственной успешной личности. В концепции развития дополнительного образования детей отражается необходимость создания условий для проявления успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и его социально-экономического статуса. В Основах государ-

1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 31-38. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

ственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. приоритетной задачей выступает создание равных условий для лиц с ОВЗ в социализации, реализации творческого потенциала и приобретении опыта творческого самовыражения и успешной самореализации. Программа воспитания предусматривает гармоничное вхождение обучающихся в социальный мир и налаживание равноправных взаимоотношений с окружающими их людьми через приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, дающее радость общения и позволяющее избегать чувства одиночества.

Заявленное социальное равенство в получении образования подразумевает и равенство в проявлении, презентации себя и результатов своего труда в процессе занятий прикладными видами деятельности, то есть проявление социальной успешности. Однако на практике работы по вопросам социальной успешности у подростков с ОВЗ уделяется недостаточно внимания, в результате чего подростки с ОВЗ не получают жизненно важных социальных знаний, умений и навыков, испытывают в дальнейшем трудности в процессе социализации. В связи с этим проблема формирования социальной успешности подростков с ОВЗ на сегодняшний день является одной из центральных для социального образования, кор-рекционной педагогики, психологии и требует решения как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и страны в целом.

Таким образом, возникает необходимость в детальном изучении данного процесса, выделении понятия «социальная успешность подростков с ОВЗ», определении факторов, способствующих этому процессу.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Понятие «социальная успешность» в фи-лософско-психологическом ключе (Н.М. Го-льдберг, Платон, Г.В. Лейбниц, И.Г. Фихте, А. Шопенгауэр) рассматривается как ресурс или результат достижений. В контексте социально-философских представлений (О.С. Дей-нека, И.Г. Дубов, Н.В. Маркелова, А.Р. Тугу-шева, В. Фридрих, А.А. Хвостов) данное понятие определяется как социальное качество человека, проявляющееся в деятельности и во взаимоотношении с социумом, которое опре-

деляет эффективность социальных действий. В психолого-педагогических работах (А.А. Андреев, В. Гаспарский, И.А. Зимняя, А.А. Кара-чева, А.Д. Климова, Б.Ф. Ломов, И.И. Ляхов, В.А. Моляко, Н.Н. Нечаев, ВВ. Рубцова, И.А. Сасова, В.Ф. Сидоренко, В.Д. Симоненко, И.В. Никитина, И.Ф. Харламов, С.А. Смирнов и др.) социальная успешность представляется как сотрудничество учителя и учащихся, изменяющее привычный стиль общения и взаимодействия.

Однако представление о социальной успешности неразрывно связано с понятием успешности, которое рассматривается в сфере дополнительного образования с позиции:

- деятельности, творческих способностей и активности личности, способствующих созданию творческих продуктов (Н.И. Аста-шина, Е.В. Богачева, П.М Горев, В.Б. Коновалова, И.В. Недрышкин, А.С. Овчинникова, О.Б. Передреева, О.Н. Соколова-Набойченко и др.);

- развития познавательных интересов и компетентностей (И.Д. Агафонова, Е.Ю. Кар-пеева, Е.Л. Миронова, З.Ю. Нефедова, Е.В. Феськова, С.А. Шемшурина и др.);

- учета возрастных особенностей обучающихся: дошкольников (А.Г. Чурашов, Е.Б. Юнусова и др.), младших школьников (Н.А. Семенова, О.В. Тетельбаум), подростков (В.Б. Коновалова, В.М. Чернышова), старшеклассников (О.Н. Ратуева, С.А. Шевченко);

- формирования культуры, эстетического воспитания, традиций (Е.И. Левит, Е.Н. Су-золенцева, С.С. Рамазанова, И.В. Буркина, И.И. Крылов);

- творческой самореализации (Н.В. Бурова, М.А. Васильев, В.А. Толочек и др).

Содержание и структуру социальной успешности каждый исследователь представляет по-своему: А.Ф. Валентьев, В.Ю. Варламова видит ее в единстве внутренних (знания, умения, опыт, мотивация и готовность к деятельности, готовность отстаивать достижения, эмоциональная удовлетворенность) и внешних составляющих (активность в различных видах деятельности, значимые достижения, отстаивание своих достижений) [1]. С.О. Ко-жакина рассматривает социальную успешность в единстве взаимосвязанных компонентов: социальной активности (общение, уста-

новление контакта), социальной адаптирован-ности (признание обществом, взрослыми) и других компонентов (самооценка, самоуважение, уверенность в себе, мотивированность) [2]. А.Р. Тугушева представляет структуру в составе ядерных (умение общаться, знание норм этикета, уверенность, доверие, умение проявить себя, сопереживание), центральных (статус, целеустремленность) и периферийных компонентов (радушие, откровенность, добродушие, последовательность, скрупулезность) [3]. А.С. Грушин выделяет знаниевый компонент, наличие мотивов к деятельности и организованное взаимодействие, которые приводят к социальной успешности сельских школьников [4].

Проведенный контент-анализ вышеуказанных работ позволил выделить приоритетные позиции в понимании сущности социальной успешности подростков с ОВЗ как инте-гративного качества личности, которое направлено на достижение цели и получение результата в процессе деятельности, основанном на продуктивном взаимодействии с социумом.

Для выделения структурных компонентов социальной успешности подростков с ОВЗ определим факторы, способствующие достижению социального успеха. Учитывая медико-физиологические особенности подростков с ОВЗ и особенности протекания подросткового периода (общая незрелость личности, которая находится в стадии своего активного развития и совершенствования, подросток на пути к успеху встречает разные препятствия, обусловленные возрастными особенностями, несформированностью Я-концепции и лично-стно-эмоциональной нестабильностью), выделим факторы социальной успешности подростков с ОВЗ, разделив их по уровням: факторы субъективного характера и факторы объективного характера.

Под факторами субъективного характера мы понимаем индивидуально-психологические факторы, которые отражают особенности личности подростков с ОВЗ по достижению социальной успешности: вера в свои силы, социальная смелость, удовлетворенность деятельностью и позитивное принятие себя и своей деятельности. Рассмотрим их более подробно.

Вера в силы и свои способности помогает подростку преодолеть трудности, побуждая к

настойчивой работе. Она зависит от соответствующего настроя и имеющихся предыдущих попыток. Достижение успехов в прошлом положительно влияет на формирование успешности. Но если человек не уверен в своих силах, не надеется на успех, то это негативно влияет на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Поэтому для формирования социальной успешности предростков с ОВЗ важным является наличие успехов.

Социальная смелость является совокупностью взаимосвязанных действий, направленных на развитие способности личности самостоятельно усваивать, активно использовать, совершенствовать индивидуальный опыт (Д.С. Кунгурова, И.Ф. Нагайцева) [5]. Т.А. Михайлова оценивает социальную смелость с двух позиций: состояния, которое основывается на потребности самой личности, ее интересах, проявляющееся во внутренней готовности к деятельности, и с позиции отношений, направленной на изменение разных областей деятельности субъектов отношений [6]. Поддерживая мнение исследователей, считаем, в системе дополнительного образования подросток с ОВЗ проявляет социальную смелость в поведении, вступая в коммуникативные отношения, презентуя себя и свои достижения в процессе творческой работы, которая является движущей силой умения работать над собой, упорства, самореализации и целеустремленности, а как следствие - проявления социальной успешности.

Удовлетворенность деятельностью и позитивное принятие своей деятельности. Каждый ребенок нуждается в самореализации, одобрении и поощрении. В организациях дополнительного образования созданы благоприятные условия для развития способностей, таланта и выявления одаренности, предоставляющие возможность ребенку почувствовать свою успешность. Воспитательные, культур-но-досуговые и массовые мероприятия (концерты, выставки, конкурсы, соревнования) и мероприятия различной направленности (олимпиады, конференции) являются важным механизмом самоактуализации и социализации детей. Отсутствие авторитарного стиля способствует формированию самостоятельной оценочной деятельности, избегая зависи-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). C. 31-38. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

мости от внешней оценки, неудач и боязни ошибок, комплекса неполноценности. Поощрение любых усилий подростков с ОВЗ способствует улучшению учебных результатов, укрепляя веру в свои силы, формируя положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных факторов, побуждающих к деятельности.

Выделим факторы объективного характера, осуществляющие внешнее воздействие на подростка с ОВЗ и способствующие его успешности.

Овладение различными направлениями деятельности по дополнительным образовательным программам создает привлекательность и максимальную включенность в учебно-воспитательный процесс, что позволяет усилить степень мотивации воспитанников, а как результат - эффективность и результативность обучения и воспитания [7]. Системно запланированная и организованная деятельность является условием и средством развития личности [8]. Именно такая деятельность становится главным педагогическим условием развития личности подростка с ОВЗ. Системный и личностно-деятельностный подходы обеспечивают необходимые условия для включения в творческую, проектную, трудовую деятельность подростков, учитывая их индивидуальные особенности, поддерживая дружеские личностно-значимые отношения между всеми участниками воспитательного процесса.

Наличие наставников и менторов. Наставничество, по мнению А.Э. Гагариной, особая миссия по отношению к наставляемому, процесс, поддерживающий и поощряющий при осуществлении обучения [9]. Как процесс поддержки обучения и развития, повышение профессионализма отдельного сотрудника или команды рассматривают наставничество Э. Парслоу, М. Рэй [10, р. 95]. Они выделяют три типа наставника: «корпоративный наставник», курирующий человека в процессе трудовой деятельности; «квалификационный наставник», сопровождающий на время обучения; «социальный наставник», друг, эксперт, советчик для людей, находящихся в затруднительном положении. Менторские отношения способны развиваться при соблюдении доверия, общения и веры в процесс взаимодействия. В работе с подростками

с ОВЗ педагоги дополнительного образования, выполняющие роль менторов, способны корректировать систему внутренней мотивации, модель поведения подростков с ОВЗ.

Родительская позиция для подростков с ОВЗ. Являясь первичной ячейкой общества, семья не только организует жизнь ребенка, но и формирует его нравственные качества, отношения и характер межличностных связей. Взаимодействие детей с социальной средой без родительской поддержки приводит к возникновению коммуникативных проблем, изменяет личностную сферу ребенка, формирует неадекватные личностные характеристики. Т.М. Ко-жанова выделяет положительное и негативное влияние семьи на социализацию детей с различными отклонениями в развитии.

Следует заметить, что привлечение родителей подростков с ОВЗ к образовательному процессу предполагает помощь в выстраивании конструктивных родительско-подрост-ковых взаимоотношений, принятие и понимание родителями их возрастных и характерологических особенностей. Педагоги оказывают помощь родителям в диагностике, коррекции, воспитании и обучении подростка с ОВЗ на основе сотрудничества и партнерства, повышая уровень развития, социальную активность, нивелируя негативные переживания родителей, формируя оптимистические и позитивные установки к будущему.

Выделенные и обоснованные факторы субъективного и объективного характера позволяют определить структуру социальной успешности как единство взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивно-деятельностного и личностно-творческого.

Под ценностно-мотивационным компонентом мы понимаем набор мотивов, ценностей, интереса, побуждающих подростков с ОВЗ к деятельности. В когнитивно-деятель-ностном компоненте мы рассматриваем комплекс знаний и практических умений, направленный на построение собственной социальной сферы. Личностно-творческий компонент находится в прямой взаимосвязи от двух предыдущих компонентов, синтезирует их, дает начало творческому развитию и проявлению личности подростков с ОВЗ в социуме и включает коммуникативные умения, умения творческой самопрезентации, проектные умения и творческое саморазвитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе проведения исследования удалось уточнить дефиницию социальной успешности подростков с ОВЗ как интегративного качества личности, учитывающего психолого-педагогические особенности развития данной категории подростков, отражающего целенаправленное достижение ими поставленной цели и умения использовать достигнутый результат для дальнейшего развития, способствующего успешной социализации в обществе на основе продуктивного взаимодействия с окружающими.

Рассматриваемые нами факторы субъективного характера отражают индивидуальные особенности личности подростков с ОВЗ по достижению социальной успешности: вера в свои силы, зависящая от соответствующего настроя и имеющихся попыток, помогает подросткам с ОВЗ преодолеть трудности, побуждая к настойчивой работе; социальная смелость, проявляющаяся в коммуникативных отношениях и зависящая от коммуникативных умений, способна побудить личность подростка с ОВЗ к саморазвитию, самопознанию, направить на овладение прикладными видами деятельности; удовлетворенность деятельностью и позитивное принятие себя и своей деятельности формирует у подростков с ОВЗ интерес к себе, которое внешне проявляется в активности и инициативности в процессе деятельности и общении.

Факторы объективного характера осуществляют внешнее воздействие на подростков с ОВЗ по достижению социальной успешности: овладение направлениями деятельности несет в себе практическое применение знаний, разработку алгоритмов и этапов действия с це-

лью получения творческого продукта и использование различных материалов (бумага, ткань, древесина, стекло, кожа и т. д.), направлений использования (бижутерия, одежда, сувениры, игрушки, ковры и т. д.), технологий выполнения (вышивка, роспись, плетение и т. д.); наличие наставников, менторов способно корректировать систему внутренней мотивации через неформальную коммуникацию и деятельность; модель поведения, побуждая к проявлению социальной успешности; наличие родительской позиции для подростков с ОВЗ предполагает помощь в выстраивании конструктивных родительско-подрост-ковых взаимоотношений, принятие и понимание родителями их возрастных и характерологических особенностей, помощь в диагностике, коррекции, воспитании и обучении подростка с ОВЗ на основе сотрудничества и партнерства.

Сформулированное понятие социальной успешности подростков с ОВЗ и выделенные факторы, влияющие на данный процесс, позволили определить структуру социальной успешности как единство взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного (мотивация достижения, ценностные ориентации, познавательный интерес к творческим видам деятельности); когнитивно-деятель-ностного (теоретические знания в области успешности личности, социальные нормы и правила поведения в социуме, практические умения и навыки творческих видов деятельности, умения межличностного взаимодействия и социального опыта); личностно-творческого (коммуникативные умения, умения творческой самопрезентации, проектные умения и творческое саморазвитие).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валентьев А.Ф. Формирование социальной позиции успешности выпускников образовательного учреждения провинциального города: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 25 с.

2. Кожакина С.О. Формирование социальной успешности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2014. 24 с.

3. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

4. Грушин А.С. Формирование социальной успешности у сельских школьников в условиях разновозрастного общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2015. 23 с.

5. Кунгурова Д.С., Нагайцева И.Ф. Формирование социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом вузе средствами физической культуры // Наука-2020. Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. 2019. № 1 (26). С. 34-37.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 4 (50). C. 31-38. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus.html / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng.html

6. Михайлова Т.А. Проблемы формирования социальной активности молодых людей с ОВЗ и пути их решения // Социальные отношения. 2016. № 2 (17). С. 188-192.

7. Глущенко Н.Н. Создание ситуации успеха в учреждении дополнительного образования как фактор личностного, социального и профессионального развития различных категорий детей // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Воронеж: Изд-во Ритм, 2016. С. 156-161.

8. Ишембитова З.Б., Кашапова Л.М., Шаяхметова Н.Н. Формирование социальной успешности у обучающихся с ОВЗ в системе непрерывного инклюзивного образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 1 (3). С. 109-117.

9. Гагарина А.Э. Студент как наставник ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Академия педагогических идей новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 3. С. 131-137.

10. Parsloe Е., Wray M. Coaching and Mentoring: Practical Methods to Improve Learning. L., 2005.

REFERENCES

1. Valentev A.F. Formirovanie sotsial'noy pozitsii uspeshnosti vypusknikov obrazovatel'nogo uchrezhdeniya provintsial'nogo goroda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Social Position of Success Among Graduates of an Educational Institution in a Provincial City. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2007, 25 p. (In Russian).

2. Kozhakina S.O. Formirovanie sotsial'noy uspeshnosti podrostkov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Social Success Among Adolescents. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Saratov, 2014, 24 p. (In Russian).

3. Tugusheva A.R. Predstavleniya o sotsial'noy uspeshnosti i lichnostnoe samoopredelenie yunoshestva: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Ideas About Social Success and Personal Self-Determination of Youth. Cand. psychol. sci. diss. abstr.]. Samara, 2007, 24 p. (In Russian).

4. Grushin A.S. Formirovanie sotsial'noy uspeshnosti u sel'skikh shkol'nikov v usloviyakh raznovozrastnogo obshcheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Social Success Among Rural Schoolchildren in Communication of Different Ages. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Kostroma, 2015, 23 p. (In Russian).

5. Kungurova D.S., Nagaytseva I.F. Formirovanie sotsial'noy aktivnosti studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v pedagogicheskom vuze sredstvami fizicheskoy kul'tury [Formation of social activity of students with disabilities in the pedagogical university by means of physical culture and sports]. Nauka-2020. Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: problemy i perspektivy - Science-2020. Physical Education, Sport, Tourism: Problems and Prospects, 2019, no. 1 (26), pp. 34-37. (In Russian).

6. Mikhaylova T.A. Problemy formirovaniya sotsial'noy aktivnosti molodykh lyudey s OVZ i puti ikh resheniya [Problems of formation of social activity of young people with disabilities and their solutions]. Sotsial'nye otnosheniya - Social Relations, 2016, no. 2 (17), pp. 188-192. (In Russian).

7. Glushchenko N.N. Sozdanie situatsii uspekha v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya kak faktor lichnostnogo, sotsial'nogo i professional'nogo razvitiya razlichnykh kategoriy detey [Creating a situation of success in the institution of additional education as a factor of personal, social and professional development of various categories of children]. Aktual'nye problemy obucheniya i vospitaniya shkol'nikov i studentov v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Current Issues of Teaching and Upbringing of Schoolchildren and Students in an Educational Institution]. Voronezh, Ritm Publ., 2016, pp. 156-161. (In Russian).

8. Ishembitova Z.B., Kashapova L.M., Shayakhmetova N.N. Formirovanie sotsial'noy uspeshnosti u obu-chayushchikhsya s OVZ v sisteme nepreryvnogo inklyuzivnogo obrazovaniya [Formation of social success among students with disabilities in the system of continuous inclusive education]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika - USNTU Bulletin. Science, Education, Economics. Series: Economics, 2013, no. 1 (3), pp. 109-117. (In Russian).

9. Gagarina A.E. Student kak nastavnik rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v inklyuzivnom obrazovanii [Student as a training of a child with disabilities of health in inclusive education]. Akademiya pedagogicheskikh idey novatsiya. Seriya: Studencheskiy nauchnyy vestnik - Academy of Pedagogical Ideas of Innovation, 2018, no. 3, pp. 131-137. (In Russian).

10. Parsloe E., Wray M. Coaching and Mentoring: Practical Methods to Improve Learning. London, 2005.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / IN

Чернова Елена Александровна - педагог. Дом детского творчества «Лира», г. Домодедово, Московская область, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3643-4009 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

RMATION ABOUT THE AUTHOR

Elena A. Chernova - Pedagogue. Youth Center "Lira", Domodedovo, Moscow Region, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3643-4009 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.