_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
насекомых, характеризуют звук, который они слышат. Делают вывод о том, что так звучит шмель, так как звук стремительный, плотный, насыщенный. По заданию учителя дети представляют себя этим насекомым, «жужжат», подражая шмелю, показывают, как он летает (создают пластический этюд). Затем вспоминают другие слова со звуком «ж», рассматривают цветное изображение жука, находят сходство в написании буквы «ж» и формы жука. Только после такой работы начинается письмо буквы «ж» [5, с. 75].
К другим художественно-образным приемам можно отнести словесное рисование, графическое и цветовое изображение звука, создание пластического образа звука с помощью мимики, жестов, театрализованных действий, движений, озвучивание характера буквы музыкой, «оживление» буквы в рисунках, комментирование своих рисунков детьми, сочинение сказок о звуках и буквах.
Задания творческого характера: изобразить портрет буквы, превратить букву в насекомое, птицу, рыбку и т.д., изобразить друзей буквы, изобразить букву так, чтобы она была похожа на ... (предлагается конкретный образ) и др.
Наши наблюдения опыта применения художественно-образных приемов на уроках обучения грамоте во время педагогической практики показали, что, учитывая специфику психологии младшего школьника, особенности его восприятия и мышления, можно достичь гораздо лучших результатов в освоении звукобуквенного материала в период обучения грамоте первоклассников с недоразвитием фонематического слуха. Список используемой литературы:
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. -М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
2. Дьякова Т.А. Формирование графического навыка в послебукварный период как основы для орфографического действия // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - Вып. 2 (94). - С. 144-149.
3. Нужа И.В. Письмо как методическая категория в истории лингводидактики // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - № 9. - С. 150 - 155.
4. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно: устранение недостатков устной и письменной речи. - М., СПб.: Дельта, Аквариум, 2006. - 383 с.
5. Шишлянникова Н.П. Взаимодействие искусства и их интеграция в обучение грамоте младших школьников. - Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2011. - 127 с.
6. http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_2_1.htm.
© Лубина Л.В., Шишлянникова Н.П., 2016
УДК 378.1; 371.3
Любушкина Е. А.,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-
институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Аннотация
В статье описана практика продуктивного изучения курса «Теоретическая педагогика» в модели современного образования, определены возможности использования продуктивного обучения в решении задач моделирования.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, социализация, педагогическая методология, самореализация,
культура самостоятельной работы.
Специфика изучения курса «Теоретическая педагогика» определяется потребностями и социально-профессиональными приоритетами развития личности в модели современного образования [1-8]. Качество изучения основ теоретической педагогики определяется качеством изучения ее составных модулей, в совокупности которых выделяют такие разделы педагогики, как «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения», «Управление образовательными системами», «Социальная педагогика», «Нормативно-правовое обеспечение образования». Определим в конструктах технологии системно-педагогического моделирования [1-3] возможность продуктивного изучения модулей курса «Теоретическая педагогика». Модуль «Общие основы педагогики» определяется качественным изучением категориального аппарата современной педагогики (задания на уточнение категориального аппарата [8]), продуктивным изучением общей структуры исследования по педагогике (написание реферата или введения к реферату), основ педагогической методологии и методологических подходов (моделирование классного часа, моделей, определяющихся через знание основ педагогической методологии). Модуль «Теория воспитания» определяет в поле смыслов и компетенций, целеполагания и рефлексии значимость и оптимальность организации воспитания как педагогического процесса, функции педагогической деятельности и механизма саморазвития и самореализации личности в модели деятельности и общения; продуктивно могут быть изучены формы организации воспитательной работы (классные часы представляются в плане-конспекте), методы и приемы воспитания (могут быть разработаны педагогические средства, использующие определенные методы и приемы воспитания), педагогические средства, фасилитирующие решение той или иной педагогической задачи, и прочие единицы составного целостного педагогического процесса в теории воспитания. Модуль «Социальная педагогика» определяется качественной теоретико-эмпирической работой в социально-педагогических задачах и персонифицировано выделенных проблем, возможность продуктивного изучения модуля аналогичная модели «Теория воспитания» и модуля «Управление образовательными системами». Модуль «Теория обучения» определяется видами, средствами, формами, методами и приемами, принципами и условиями, технологиями и методиками обучения и контроля; продуктивное изучение дидактического материала определяется уровнем сформированности компетенций будущих студентов, возможно выполнение задания «Моделирование разноуровневой технологии изучения темы <<...>>», специфика которой определяется в 4-хуровневой структуре [9]. Модуль «Нормативно-правовое обеспечение образования» определяется качественным изучением законодательной базы в системе образования (на инновационном уровне используют системы «Гарант» и «Консультант Плюс»). Список использованной литературы:
1. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
3. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488. DOI:10.19075/2414-0031-2016-5-478-488
4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
6. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 (33). С. 14-23.
7. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
8. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
9. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студ. пед. специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+CD].
© Любушкина Е. А., 2016
УДК 9.908.7.02
Л.В. Мальцева, д.п.н., профессор Художественно-графический факультет Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация
БОГАТСТВО РОДНОГО КРАЯ И ИСКУССТВО Аннотация
В статье рассматриваются особенности художественного мышления, развития, восприятия, а также ставится задача закономерности воздействия произведения искусства, культуру, обычаев, традиций кубанских казаков на формирование личности.
Ключевые слова
Искусство, кубанское казачество, традиции, обычаи, наследие, воспитание, обучение.
Художественно-творческие способности молодежи, проблема воспитания, в том числе и воспитание средствами искусства. Недостаток внимания к проблеме творческих способностей и воспитания культуры чувств человека является одним из главных упущений в процессе всего современного воспитания. Все доказательства науки о значении культуры, искусства, традиций, обычаев нужно направить на формирование мировоззрения будущих полноправных граждан нашей великой страны. Помимо прямых функций в воспитании есть и косвенные. Красота, имея огромную притягательную силу для человека, является наиболее активным и эффективным стимулятором его деятельности. Нравственная красота человека, его внутреннее богатство, красноречие делают его привлекательным для других людей, способным организовать их жизнь и деятельность, влиять на мысли и поведение. Творческая деятельность влияет на процесс становления личности повышается его связь с воспитанием на традициях, обычаях своего народа, фольклоре (кубанское казачество). Это нельзя заменить ничем на начальном воспитании ребенка. Родная речь, народные песни, обычаи должны присутствовать в воспитании. Только в этом случае они вырастают и знают историю своего края (Краснодарский край).
В традиционной культуре кубанских казаков накапливается специфичный слой с особенностями быта и психологии. Вполне очевидно проявляется магическая, эстетическая и развлекательная функция культуры. За многие века, десятилетия, годы, кубанское казачество создало свою социально нормативную культуру, которая, включая в себя все традиционные нормы и правила поведения, передавалось от поколения к поколению, и распространялась практически на все аспекты жизни и общества. Жизнь носителя культуры зависела от многих условий, одним из которых является обязательное соблюдение обрядов жизненного цикла.
В народной метеорологии отразилась сложность организации природы. Разнообразны и функции традиционной культуры. Одной из основных ее сторон является познавательная. Столь же значима и коммуникативная сторона: культура выступает в качестве важнейшего средства общения, связующего «материала», делающего каждый народ (этнос) неповторимым и сплоченным. Разрушение традиционной