Научная статья на тему 'Художественно-образные приемы работы со звуком и буквой в период обучения грамоте первоклассников'

Художественно-образные приемы работы со звуком и буквой в период обучения грамоте первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ ПРИЁМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубина Л. В., Шишлянникова Н. П.

В статье обозначены трудности и показаны приемы их преодоления в звуко-буквенный период обучения грамоте первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-образные приемы работы со звуком и буквой в период обучения грамоте первоклассников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 8-10 октября 2014 г.) / Дальневосточный юрид. ин-т МВД России. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. - С. 8-13.

3. Лигута В.Ф. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности сотрудников полиции различных подразделений и медико-возрастных групп / В.Ф. Лигута // Международный научный журнал «Инновационная наука», №1. - Ч. 2. - 2016. - С. 182-186.

4. Лигута В.Ф. Динамика физического состояния курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе / В.Ф. Лигута К.Ю. Горин, А.С. Рукавишников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 1 (131) -2016. - С. 129-134.

5. Приемы выполнения ударной техники при задержании правонарушителей в условиях ограниченного пространства: Методические рекомендации / Сост. В.А. Серебрянников, В.Ф. Лигута, П.В. Пугач, С.О. Цекунов. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2012. - 28 с.

6. Приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1025 дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

7. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

© Лаптенков В.С., Осинцев Е.А., 2016

УДК 372.881.161.1:372.87

Л. В. Лубина

Студентка Н.П. Шишлянникова

д. пед. н., профессор Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ В ПЕРИОД

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье обозначены трудности и показаны приемы их преодоления в звуко-буквенный период обучения грамоте первоклассников.

Ключевые слова

Фонематический слух, речевое развитие, обучение грамоте, художественно-образные приёмы.

В начальной школе курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте считается одним из самых важных, т.к., по мнению Р.А. Лурия, в этот период осуществляется «систематический, целенаправленный процесс по подготовке к овладению чтением и письмом» [приведено по: 3, с. 151].

По мнению Л.Г. Парамоновой, недостаточное внимание к речевому развитию, например, дошкольников приводит к тому, что «...все дети с отставанием в речевом развитии, пусть даже небольшим, как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму» [4, с. 176].

М.М. Безруких в работе о трудностях обучения в начальной школе опирается на исследования В.И. Городиловой и М.З. Кудрявцевой, которые выделяют ряд причин, приводящих к сложностям в овладении грамотой: недостаточность развития фонематического слуха и произносительной стороны речи, бедность словаря, смешение букв, сходных по начертанию. Одной из причин этих недостатков у первоклассников

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

авторы называют недостаточно развитый фонематический слух. Вследствие этого «.. .ученик не может слить звуки в слоги, а слоги в слова» [1, с. 335].

В исследованиях лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой выделены три основных направления речевого развития детей, которые оказывают непосредственное влияние на процесс обучения и овладения грамотой:

- структурное направление. Оно ориентирует на изучение вопросов формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

- функциональное направление. Ориентировано на решение вопросов формирования навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения;

- когнитивное, познавательное направление. Исследование формирования способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи [6].

Ученые отмечают, что фонематический компонент речевого развития является одним из краеугольных в овладении грамотой на начальном этапе обучения русскому языку. Изъяны фонетической стороны речи могут проявляться у ребенка в разной степени: начиная от неправильного произношения нескольких звуков до искажения 25-30 звуков, чаще всего сопровождаемого рядом звуковых недостатков.

Наиболее распространено у младших школьников с трудностями в обучении фонематическое недоразвитие. Дети начальной школы должны научиться грамотно писать слова, опорой для правописания которых является произношение. В данном случае используется фонетический принцип русской орфографии, при котором от учащихся требуется определить звуковой состав записываемых слов и обозначить их соответствующими буквами.

Учеными и учителями начальных классов замечено, что дети младшего школьного возраста в силу нарушений фонематического слуха на начальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Только в отдельных случаях можно понять, что ими написано. Из диктуемых слов обычно эти дети воспроизводят только те, в которых наиболее отчетливо слышат звуки. Часто у них наблюдается слитное написание двух и более слов, слияние частей слов с пропусками и перестановками. Все это возникает вследствие нерасчлененного восприятия речевого потока, фонематического недоразвития.

Т.А. Дьякова отмечает, что для детей с недостаточно сформировавшимся фонематическим восприятием характерны:

•замена гласных и различных групп согласных сходными, в основном близко звучащими фонемами;

•пропуски букв, чаще всего гласных в многосложных словах, и согласных при их стечении, находящихся в слабой позиции и поэтому менее отчетливо воспринимаемых на слух;

•добавление лишних букв, главным образом гласных при стечении согласных;

•слитное написание нескольких слов вследствие недостаточного расчленения воспринимаемого потока речи на составные части (слова).

Автор отмечает, что развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты на начальном этапе обучения. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов [2, с. 35].

Стимулированию развития фонематического слуха способствуют художественно-образные приёмы работы со звуками и буквами. Они помогают разрешить возникшую проблему, учитывая, что у детей в данном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. Художественно-образные приёмы в работе над звуками и буквами предполагают работу с задействованием образных представлений и творческого воображения детей. Опыт некоторых учителей начальных классов Республики Хакасия показывает положительные результаты в решении данной проблемы с помощью привлечения музыки на уроки обучения грамоте. Во-первых, звучание музыки вызывает у детей искренний интерес, во-вторых, на фоне познавательного интереса благодаря звучанию музыки обостряется фонематический слух.

Например, знакомство со звуком [ж] начинается с прослушивания фрагмента «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. При прослушивании музыки дети представляют

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

насекомых, характеризуют звук, который они слышат. Делают вывод о том, что так звучит шмель, так как звук стремительный, плотный, насыщенный. По заданию учителя дети представляют себя этим насекомым, «жужжат», подражая шмелю, показывают, как он летает (создают пластический этюд). Затем вспоминают другие слова со звуком «ж», рассматривают цветное изображение жука, находят сходство в написании буквы «ж» и формы жука. Только после такой работы начинается письмо буквы «ж» [5, с. 75].

К другим художественно-образным приемам можно отнести словесное рисование, графическое и цветовое изображение звука, создание пластического образа звука с помощью мимики, жестов, театрализованных действий, движений, озвучивание характера буквы музыкой, «оживление» буквы в рисунках, комментирование своих рисунков детьми, сочинение сказок о звуках и буквах.

Задания творческого характера: изобразить портрет буквы, превратить букву в насекомое, птицу, рыбку и т.д., изобразить друзей буквы, изобразить букву так, чтобы она была похожа на ... (предлагается конкретный образ) и др.

Наши наблюдения опыта применения художественно-образных приемов на уроках обучения грамоте во время педагогической практики показали, что, учитывая специфику психологии младшего школьника, особенности его восприятия и мышления, можно достичь гораздо лучших результатов в освоении звукобуквенного материала в период обучения грамоте первоклассников с недоразвитием фонематического слуха. Список используемой литературы:

1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. -М.: Эксмо, 2009. - 464 с.

2. Дьякова Т.А. Формирование графического навыка в послебукварный период как основы для орфографического действия // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - Вып. 2 (94). - С. 144-149.

3. Нужа И.В. Письмо как методическая категория в истории лингводидактики // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - № 9. - С. 150 - 155.

4. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно: устранение недостатков устной и письменной речи. - М., СПб.: Дельта, Аквариум, 2006. - 383 с.

5. Шишлянникова Н.П. Взаимодействие искусства и их интеграция в обучение грамоте младших школьников. - Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2011. - 127 с.

6. http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_2_1.htm.

© Лубина Л.В., Шишлянникова Н.П., 2016

УДК 378.1; 371.3

Любушкина Е. А.,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-

институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Аннотация

В статье описана практика продуктивного изучения курса «Теоретическая педагогика» в модели современного образования, определены возможности использования продуктивного обучения в решении задач моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.