Научная статья на тему 'Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи'

Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4954
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи»

четырем цветам: красному, желтому, синему и зеленому, а затем к другим [3].

Без обучения могут быть усвоены только частовстречающиеся цвета: красный, зеленый, желтый и др. Названия цветов - серый, голубой, розовый - устанавливаются позднее и после привлечения к ним особого внимания.

Глаз детей приучается вначале к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляя выражение: «Это красиво», «Мне нравится этот цвет», «Мне не нравится такой цвет» и т. д.

Таким образом, систематическая планомерная, поэтапная работа по развитию цветовосприятия и цветоразличения способствует развитию и активизации словарного запаса детей, обогащает их речь.

Список литературы

1. Бонде Л. Магия цвета (цветотерапия на каждый день). - СПб., 1997.

2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение. - СПб., 2006.

3. Венгер Л.А., Пилюгина Н.Б, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка: от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. - М., 1988.

4. Венгер Л.А., Венгер Н.Б. Домашняя школа мышления. - М., 1982.

5. Гончарова Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого: учеб. пособие для студ. Дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. - Нижневартовск, 2000.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

7. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., 2002.

8. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 2.

9. Купер М., Мэтьюз Д. Язык цвета. - М., 2002.

Н. А. Кабанова

Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей

с нарушениями речи

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, меняющий социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы дети семилетнего возраста владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков. Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, А. В. Ястребова доказали, что существует прямая зависимость между уровнем развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Л. С. Выготский

137

считал, что обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективное освоение грамоты детьми происходит в возрасте 4-5 лет, в так называемый период «языковой одаренности», особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи [1]. Одной из основных задач работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, становится формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным считается положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - необходимая предпосылка для овладения чтением, а в дальнейшем и письмом. В основе методик начального обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализ звукового аспекта речи, так и синтез звуков, слогов и слов. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Н. Богоявленского, А. Р. Лурии, Г. А. Тумаковой, Д. Б. Эль-конина, и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И очень хорошо для ребенка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.

Нарушения речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи. Эти нарушения, вовремя не исправленные в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими и ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои интеллектуальные возможности. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушением речи при систематической работе можно вывести из такого состояния. В своей работе с детьми мы используем методики Е. А. Пожиленко, Г. А. Глинки, Т. Р. Кисло-вой, Л. Г. Милостивенко, С. П. Цукановой, Л. Л. Бетц и другие.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому, чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет учиться в школе. Нарушение чтения и письма чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Начало обучения строится на основе максимального использования сохранных анализаторов - зрительного и двигательного.

Очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с ребенком, причем на основе одновременного изуче-

138

ния звука и его графического изображения - буквы. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К. Д. Ушинский отмечал, что осознанно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. Для того, чтобы ребенок быстро и легко усвоил письменную речь, а также избежал многих ошибок, следует начать обучение со звукового анализа и синтеза, которые должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть производить анализ звуковой структуры слова.

А.Н. Гвоздев отмечал, что ребенок, хотя и замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки самостоятельно не производит. И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов детям без помощи взрослых очень сложно [2].

Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Фонематическое восприятие формируется от года до четырех лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. Фонематическое восприятие -способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Заучивание букв при неправильном воспроизведении названия, способствует закрепление у ребенка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

При обучении грамоте детей, занятия с которыми проводились без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:

139

- трудности слияния звуков в слоги и слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих-шипящих, твердых-мягких, звонких-глухих);

- побуквенное чтение (Р,Ы,Б,А);

- искажение слоговой структуры слов;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушение понимания прочитанного;

- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

- пропуски гласных и согласных в их стечении;

- слияние слов на письме;

- раздельное написание частей одного слова;

- пропуски, наращения или перестановки слогов;

- орфографические ошибки.

Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к школьному обучению, то есть усвоение элементов грамоты.

Одним из основных разделов работы по обучению грамоте является формирование у детей звукового анализа и синтеза, которое состоит из следующих компонентов:

- формирование понятий и овладение терминами: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки;

- формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове;

- на основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков (У,А,И) отработка наиболее легкой формы анализа - выделение первого гласного звука из начала слова;

- формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинная черта - слово, короткая - слог;

- анализ и синтез обратного слога типа АП;

- уточнение артикуляции согласных звуков, выделение последнего согласного в слове типа СУП;

- выделение начальных согласных в словах типа СОК;

- выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа СОМ;

- анализ и синтез прямого слога типа СА;

- полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа СОМ, и двухсложных типа ЗУБЫ с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки;

- полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечением согласных в составе односложных слов типа СТОЛ, СТУЛ; двухслож-

но

ных с закрытым слогом типа КОШКА, трехсложных слов типа ПАНАМА, произношение которых не расходится с написанием;

- преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок-сук;

- знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова;

- полный слого-звуко-буквенный анализ.

Дети на занятиях знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом:

- выявление артикуляторных и акустических звуков;

- выделение звука в звуковом ряду, в слогах и словах, установление количества повторяющихся звуков;

- определение положения звука в слове (начало, середина, конец);

- подбор слов на заданный звук или к готовой схеме;

- сопоставление звука с другими, фонетически с ним схожими;

- сравнение слогов, а затем и слов по звуковому (и слоговому) составу;

- изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;

- образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;

- знакомство с буквой;

- чтение слогов;

- чтение слов и предложений.

Речевой материал для занятий мы подбираем с учетом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируем упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова, а на более поздних этапах - в письме и чтении.

При овладении грамотой у ребенка возникает новая ступень фонетического слуха - звуковой анализ; способность установить, какие звуки слышны в слове, определить их количество и последовательность. Это очень сложное умение, которое предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, звук.

Работа по формированию фонематических представлений осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и рассчитана на три года, начиная с детей четырехлетнего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи». Работу с детьми средней группы (4-5 лет) можно назвать подготовительным периодом, так как начинается она на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. У детей четырехлетнего возраста на занятиях мы начинаем формировать слухоречевое восприятие, рече-

141

вую память, умение реагировать на речь, вслушиваться, воспринимать речь, быстро и адекватно реагировать на речь.

На первых этапах работы в процессе специальных игр и упражнений мы развиваем у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Например, в упражнении «Скажи, что слышишь» мы предлагаем детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали: сигнал машины, шум ветра, крик мальчика и т. д.

В дальнейшем учим детей определять характер и локализацию неречевых звуков в пространстве, различение одинаковых звуков, слов, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса (компьютерная программа «Угадай, чей голос» - имитируются голоса животных, которые дети должны узнать. Для определения «большой - маленький» используем силу голоса: «громко - тихо»).

На следующем этапе учим детей различать близкие по звуковому составу слова, слоги («Назови лишний» - на-па-па-па, ка-ка-га-ка и т. д.).

С детьми старшего и подготовительного к школе возраста продолжается и усложняется работа по формированию фонематических представлений. При проведении звукового анализа мы используем специальные схемы (условные знаки: красный квадратик - гласные звуки, синий квадратик - твердые согласные звуки, зеленый квадратик - мягкие согласные звуки), которые помогают ребенку материализовать звуковой состав слова, выкладывая или зарисовывая в заданной последовательности: красные, синие или зеленые квадратики, соответствующие определенным звукам в слоге или слове (например, слово «рука» - синий - красный - синий -красный; слово «кони» - синий - красный - зеленый - красный и т. д.). Именно таким способом формируемые навыки звукового анализа становятся в начале обучения надежной, естественной компенсаторной опорой центральной нервной системы ребенка в плане коррекции и формирования всех компонентов речи. В случае затруднений ребенка в звуковом анализе слов необходимо изобразить звуковой состав «трудного» слова при помощи схемы, выполнив ее из условных знаков - квадратиков или изобразить ее в тетради, а потом ребенку предлагаем написать или выложить из букв слово под квадратиками - схемами. Определенный квадратик при этом выступает в роли визуальной подсказки.

В результате одновременного изучения с первых же дней звуков и букв, обучение звуковому, а затем и слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в автоматизации звуков, их

142

дифференциации. Читая слова с автоматизируемыми звуками, ребенок, как правило, не допускает искажений в произнесении этих звуков.

Первые успехи формируют у ребенка устойчивое положительное отношение к логопедическим занятиям. На таком эмоциональном фоне дети с удовольствием занимаются артикуляционной гимнастикой, постановкой звуков, дыхательной гимнастикой и т. д., то есть деятельностью, требующей от ребенка значительных волевых усилий.

Работу по обучению грамоте мы строим на материале звукового и слогового анализа и синтеза, чтения и письма слов, произношение которых не расходится с их написанием. Постепенно совершенствующиеся навыки чтения и письма, слогобуквенного анализа становятся основой для овладения ребенком произнесения слов, написание которых расходится с произношением. В таких случаях предлагаем ребенку сначала прочитать «трудное» слово по слогам, затем произвести анализ буквенного состава, списать слово, вновь прочитать его и, наконец, произнести самостоятельно. Так можно помочь ребенку овладеть правильным употреблением падежных и родовых окончаний прилагательных и существительных, местоимений, числительных, согласованием в роде, числе и падеже существительных и прилагательных, окончаний глаголов.

Чтение, списывание, осознанное произнесение слов, написание которых не соответствует произношению, является косвенной подготовкой ребенка к усвоению правил орфографии при обучении в школе. В дошкольный период шестилетние дети с ОНР успешно усваивают правила грамматики и орфографии: заглавная буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных; точка в конце предложения; обозначение мягкости согласных на письме; раздельное написание слов в предложении; правописание сочетаний: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Для успешного обучения, коррекционную работу с детьми ведём одновременно над всеми формами речи, включая их в планирование занятий:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Формирование связной речи: разные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий); составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, по предложенному плану, по заданному началу или концу; творческие рассказы.

143

5. Развитие мелкой моторики рук (игры с пальчиками, обводки, штриховки, работа с ножницами, пластилином и др.).

6. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

7. Совершенствование пространственно - временных ориентировок на себе, на листе бумаги и др.

8. Развитие тактильных ощущений (профилактическая работа по предупреждению дислексии, дисграфии - «написание» буквы на спине, в воздухе, узнать букву на ощупь и т. д.).

9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем, чтение и письмо.

Для успешной подготовки к обучению грамоте в своей работе используем следующие приемы (для облегчения запоминания ребенком букв):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Пишется буква большого размера, а ребенок раскрашивает ее, под буквой ребенок рисует предметы, названия которых начинаются с этой буквы

2. Ребенок лепит буквы из пластилина.

3. Вырезает буквы по контуру.

4. Пишет широкими жестами буквы в воздухе.

5. Сравнивает букву и ее элементы со знакомыми предметами, другими буквами.

6. Обводка букв.

7. Письмо буквы по контуру.

8. Письмо буквы по опорным точкам.

Кроме этого используем на занятиях упражнения, связанные с тренировкой мускулатуры пальцев рук: игра с мозаикой, конструкторами, работа с ножницами, пластилином и т. д.

Таким образом, дети запоминают буквы, что способствует успешному овладению грамотой и возможности подготовить руку к письму.

На протяжении всех лет работы приходилось заниматься с группами детей четырех, пяти, шести и семилетнего возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, выходом из моторной алалии, дизартрией, фонетико-фонематическим недоразвитием. Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включались в игры с буквами, слогами, словами; некоторые из них требовали только индивидуальной работы, так как на фронтальных занятиях их восприятие затруднялось; а с другими детьми приходилось проводить работу по опережающему развитию.

144

К концу обучения в подготовительной к школе группе детского сада дети на выпускных занятиях и по итогам комиссии ЦдиК на выходе, по итогам диагностики на уровень умственного, физического, речевого и психического развития показывают высокий уровень осведомленности не только об окружающем мире (многие дети к выпуску уже умеют бегло читать), но и знают наиболее ошибкоопасные места русского языка. Дети, поступившие в логопедическую группу с диагнозом «тяжелое нарушение речи» и закончившие обучение в ней, в дальнейшем, как правило, легко обучаются в общеобразовательных школах, а многие поступают в лицей, в классы с программой повышенного уровня сложности. Развитие речи и обучение грамоте детей в дошкольном учреждении призвано обеспечить качественную подготовку детей к обучению в школе. Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, синтезируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и письма ребенок буквально «выпрямляется» на глазах, у него появляется самоуважение, подкрепленное положительными эмоциями взрослых (логопеда, воспитателей, родителей) по поводу его успехов, уверенность в своих силах, резко возрастает познавательная активность, все психические процессы протекают на совершенно ином, качественно более высоком уровне.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб., Изд-во «Детство-пресс». - Изд-во «Творческий центр Сфера». - М., 2007. -470 с.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2009.

Э. А. Каверова

Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр

Наиболее распространенным речевым нарушением, по исследованиям ЮНЕСКО, в последние годы является общее недоразвитие речи (ОНР).

Под общим недоразвитием речи, по мнению Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной и других исследователей следует понимать такую форму речевой патологии, при которой формирование всех

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.