Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
646
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доронина А.В.

В данной статье представлены особенности и проблемы взаимоотношений подростка со своим окружением. Подростковый возраст считается кризисным для становления личности. В данный период подросток часто сталкивается с непониманием окружающих, потому что собственная позиция не имеет определенных границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА»

УДК 159.99

А.В. Доронина

Магистрант г. Астрахань, РФ

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА

Аннотация

В данной статье представлены особенности и проблемы взаимоотношений подростка со своим окружением. Подростковый возраст считается кризисным для становления личности. В данный период подросток часто сталкивается с непониманием окружающих, потому что собственная позиция не имеет определенных границ.

Ключевые слова:

Подросток, общение, межличностные отношения, возрастные особенности, барьеры общения

Межличностные отношения - совокупность связей, которые формируются между людьми в форме чувств, суждений и взаимодействия друг с другом. В их основе лежат различные эмоциональные состояния и переживания, которые помогают личности определить уровень и желание дальнейшего общения с другим человеком [1].

Ж. Пиаже указывает, что в подростковом возрасте личность освобождается от прошлого восприятия мира, который был для него малоподвижен и начинает рассматривать его как объект для своих изменений. Привнося что-то от себя, адаптируя окружающую среду под себя, формируется личность ребенка и строится программа его жизни[3].

Э. Эриксон выделял подростковый возраст как кризис идентичности, когда ребенок отвечает себе на вопрос «Кто я в различных жизненных ситуациях?». Происходит поиск и становление социальных ролей ребенка, формирование его индивидуальности и самоопределения^].

Социальная ситуация развития представляет собой уход от детства к самостоятельной взрослости. Подросток находит на стыке между детством и взрослостью, который характеризуется разным восприятием внешней ситуации.

Ведущей деятельностью подростка становится общение со сверстниками, в то время как общение со взрослыми уходит на дальний план. Общение является важной составляющей жизни подростка, т.к. он стремится быть рядом со сверстниками, хочет заслужить их расположение. Общение формирует у подростка навыки социального взаимодействия. Ребенок учится подстраиваться под ситуацию, но чувство взрослости помогает ему также отстаивать свои мысли и желания[4].

Е.П. Ильин выделял следующие пять барьеров между взаимоотношениями детей и родителей:

1) Барьер занятости, когда родители не занимаются ребенком, уходя в свои дела. Ребенок начинает искать функцию семьи в своем окружении, тем самым разрушая свое представление об институте семьи.

2) Барьер возраста - самый распространенный барьер, когда родители и дети не могут понять друг друга из-за разницы возраста.

3) Барьер старого стереотипа, когда родители не способствуют развитию у ребенка более взрослой позиции, ограничивая его ответственность и самостоятельность.

4) Барьер воспитательных традиций, когда родители пытаются следователь в воспитании своего ребенка тем принципам, которыми руководствовались их родители.

5) Барьер дидактизма - это проблема, когда родители постоянно поучают своих детей вне зависимости от надобности[6].

С одной стороны, подростки сохраняют общение со взрослыми, потому что нуждаются в их поддержке, а с другой - из-за стремления быть с ними на одном уровне, сталкиваются с чрезмерным чувством независимости, которое не соответствует реальной готовности ребенка в этому.

Типичной чертой подростка является конформность, которая определяется как склонность к -( '6 )-

усвоению чужих норм, установок, характеризуется изменением под чужим влиянием и подражательством. Это происходит из-за того, что, несмотря на развитие самопознания ребенка в этот период, он ищет что-то новое в окружении и присваивает это себе. Происходит процесс «примерки» ролей для того, чтобы ребенок понял, что ему соответствует, а что является для него нехарактерным[4].

Подростковый период по Л.С. Выготскому - это, совокупность условий, которые в наибольшей степени предрасположены к воздействию разных психотравмирующих факторов. Наиболее сильнодействующими факторами являются неправильное, недостойное поведение родителей, конфликты во взаимоотношениях между собой, наличие тех недостатков, которые унизительны, по мнению подростка, а также окружающих, неуважительное, оскорбительное отношение к подростку, проявление неуважения и недоверия к ребенку[2].

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 284 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо. - 2006. - 136 с.

3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

4. Туревская Е.И. "Возрастная психология. - Тула. - 2002. - 46 с.

5. Эриксон Э. Детство и общество. (Сокр. пер. с англ. Бельчугова С.Ю.). - М., 1992.

6. Актуальные проблемы психологии образования: Материалы Третьей региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2004. - 334 с.

© Доронина А.В., 2021

УДК 796.412.2

Л.В. Жигайлова, канд. пед. наук, доцент Н.В. Береславская, канд. пед. наук, доцент В.А. Кузьменко, преподаватель Ф.Ю. Жигайлов, студент

МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИЦ

10-11 КЛАССОВ

Аннотация

Данная работа посвящена анализу содержания программы физической культуры. Определены основные направления разработки новых средств для побуждения и направленных мотивом на потребность выполнения заданий видов спортивной деятельности, для повышения уровня здоровья, физической подготовленности, функциональных возможностей организма.

Ключевые слова: Физическая культура, учащиеся, мотивация двигательной активности.

L.V. Zhigailova, сand. ped. Sciences, Associate Professor N.V. Bereslavskaya, сand. ped. Sciences, Associate Professor

Kuzmenko V.A., teacher F.Yu. Zhigailov, student

MOTIVES AND NEEDS FOR PHYSICAL EDUCATIONCLASSES 10-11 CLASSES

Annotation

This work is devoted to the analysis of the content of the physical culture program. The main directions of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.