Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте Causes of the crisis in adolescence
Голубков Г.В.
студент
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»
Россия, г. Елец e-mail: golubkovgrigoriy @gmail.com
Golubkov G. V.
student
Yelets state University named after I. A. Bunin
Russia, Yelets e-mail: golubkovgrigoriy @gmail.com
Лычагина Я.А.
студент
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»
Россия, г. Елец e-mail: lychagina.yana@yandex. ru
Lychagina Y.A.
student
Yelets state University named after I. A. Bunin
Russia, Yelets e-mail: lychagina.yana@yandex. ru
Научный руководитель Люленкова О.Ю.
Старший преподаватель кафедры психологии
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»
Россия, г. Елец e-mail: [email protected]
Supervisor LyulenkovaO. J.
Senior Lecturer of Department of Psychology
Yelets state University named after I. A. Bunin
Russia, Yelets e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с кризисом в подростковом возрасте. Перечислены главные причины возникновения конфликтных ситуаций индивидуумов со сверстниками, друзьями, знакомыми, родственниками и, конечно, родителями, детально озвучены основные стадии развития конфликтов, через которые проходит каждый подросток в своей жизни, а так же прописаны ключевые симптомы подросткового возраста, которые являются сигналами для размышления о психическом состоянии индивидуума.Факторы влияющие на развития кризиса, социальная ситуация развития личности, физиологические изменения и их влияние на поведение подростка в столь трудном возрастном периоде, и основные новообразования, которые появляются в данном промежутке времени, все это помогает понять проблему подросткового возраста, что является главной целью нашего исследования.
Annotation.
The article deals with the main problems associated with the crisis in adolescence. The main causes of conflict situations of individuals with peers, friends, acquaintances, relatives and, of course, parents are listed, the main stages of development of conflicts through which every teenager passes in his life are described in detail, as well as the key symptoms of adolescence, which are signals for thinking about the mental state of the individual. Factors affecting the development of the crisis, the social situation of personality development, physiological changes and their impact on the behavior of adolescents in such a difficult age period, and the main tumors that appear in this period of time, all this helps to understand the problem of adolescence, which is the main goal of our study.
Ключевые слова: Кризис подросткового возраста, причины и симптомы конфликтов, основные новообразования, факторы влияющие на развитие кризиса, физиологические изменения.
Key words: The crisis of adolescence, the causes and symptoms of conflict, the main tumors, factors affecting the development of the crisis, physiological changes.
На пути взросления и формирования себя как личности каждый человек проходит определенные возрастные этапы и кризисы. Одним из наиболее сложных кризисов в психологическом плане является кризис подросткового возраста.Сам по себе подростковый возраст- это стадия перехода от детства к взрослости, что провоцирует в ребенке поиск новых интересов, занятий, самопознание и определение своего места в мире.
Обращая внимание на такой критерий, как смена ведущих форм деятельности, Д.Б. Эльконин называет подростковым возрастом период от 11 до 17 лет. Именно в это время у ребенка уже сформировались некоторые научные понятия, но пласт действительности отсутствует, что ведет к формированию детских коллективов и снижению интереса к учебной деятельности
Рассмотрим понятие "подростковый кризис". Это этап психического развития, при котором ребенок переходит из младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис характеризуется процессом познания собственной личности при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.
Безусловно, в подростковом возрасте при коммуникации со сверстниками возникают конфликты. К таким относят:
1.Внутриличностный конфликт, который может произойти из-за личной неудовлетворенности жизнью, друзьями, переживаний по поводу учебы и успеваемости.
2.Межличностный конфликт, т.е. конфликт между двумя личностями с разными идеями и интересами.
3.Конфликт между человеком и группой, который может возникнуть из-за непринятия человеком общественного мнения.
4. И последний вид конфликта - межгрупповой. У нескольких групп могут быть различны интересы идеологии, планы, что и приводит к конфликту.
По Г.И. Козыреву выделяют 4 стадии, которые наблюдаются при развитии каждого конфликта в подростковом возрасте:
1 .Предконфликтная стадия. Это рост напряженности в отношениях между потенциальными участниками конфликта.
2. Собственно конфликт. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению [3 с. 17].Данная стадия является кульминацией в развитии конфликтной ситуации.
3.Стадия разрешения конфликта. Безусловно, длительность конфликта зависит от многих факторов, от целей оппонентов, их установок и реакции на различные исходы конфликта. Завершиться конфликт может победой одного из оппонентов или компромиссным решением обеих сторон.
4.Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от длительности конфликта и достижения поставленных целей.
Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.
На данном этапе возрастного развития, поведение ребенка резко меняется и начинается активное изменение жизненных установок. На появление и дальнейшее развитие кризиса оказывают влияние 2 группы факторов: внешние и внутренние[2 с.22-23].
К внешнему фактору мы можем отнести взаимодействие подростка со взрослыми. Так как ребенок находится на пути взросления и перехода от детства ко взрослости, он требует больше самостоятельности и доверия. В этот период подростку необходимо показать себя взрослой и ответственной личностью, для чего он противится опеке и советам взрослых.
Внутренние факторы связаны с личностным развитием ребенка на данном периоде. В подростковом возрасте наблюдается ярко выраженная рефлексия, самокритика, изменение своих привычек и жизненных установок. Ребенок находится в поиске себя и возникает стремление узнать о себе как можно больше. Именно из-за внутренних факторов наблюдается снижения интереса к учебе и активное участие сверстников в формировании своего внутреннего мира. Также подросток критически относится к своим недостаткам, становится более чувствительным к критике своей личности, внешних или внутренних недостатков, со стороны общества.
Переходя на новый этап взросления, подросток перестает проявлять заинтересованность к ранее любимым занятиям. В поведении наблюдается негативизм и упадок продуктивности,особенно в учебной деятельности. Ребенок стремится познать себя, нуждается в окружении сверстников, что ведет к возникновению детских коллективов. На слова и советы родителей дети реагируют вспыльчиво с грубостью. Подростки отказываются выполнять задания по дому, встречаться с родственниками, принимать и посещать гостей, проводить время в кругу семье. Дети могут подолгу сидеть в комнате, закрыв дверь изнутри. Они предпочитают виртуальное общение и находится долгое время вне дома.
Безусловно, степень негативизма в подростковом возрасте может колебаться и варьироваться от тотального до полного его отсутствия. В это время падает работоспособность и увлеченность познавательной деятельностью. Успеваемость в школе падает из-за чего появляются конфликты с учителями.
Все эти изменения, в первую очередь связаны с перестройкой системы ценностей и изменением абстрактного мышления. В данный период школьники проявляют больший интерес к искусству, музыке, философии общению и др. С высокой скоростью развивается процесс самопознания, повышается чувствительность критике со стороны взрослых и сверстников. В это время девочки начинают вести дневники, так как сталкиваются с непониманием и не могут поговорить о своих проблемах с родителями или друзьями.
Во многом на возникновение и протекание данного кризиса влияет социальная ситуация развития, возникающая вокруг ребенка. Школа перестает реализовывать возникающие потребности подростка, так как учебная деятельность становится менее приоритетной для него в данный период. формально, социальная ситуация развития не изменяется(ребенок продолжает ходить в школу), подростку необходимо найти пути самостоятельного удовлетворения своих новых потребностей, и он создает новую социальную ситуацию- детское сообщество.
Характерные черты такого сообщества- это усвоение общих моральных форм и моделирование отношений во взрослом мире. Формирование детского сообщества помогает ребенку удовлетворить потребности в общении со сверстниками, в познавании себя и определении себя как личности.
Именно эти потребности влияют на формирование интересов и увлечений, отодвигая обучение на второй план. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на смену учебной деятельности, как ведущей, пришло общение.
С позиций определения биологического возраста критерием начала подросткового периода является возникновение признаков полового созревания. Этот критерий является достаточно четким и точно измеряемым. [5 с. 19] Анатомо-физиологическое развитие подростка в пубертатный период оказывает сильное влияние на его поведение и характер отношений с другими людьми.
Основной причиной возникновения кризиса в подростковом возрасте является "разрыв" между половым и социальным созреванием. Под действием гормонов у подростков отмечается эмоциональная нестабильность и активные процессы изменение тела. Организм начинает расти, изменяются фигура, голос, поведение. Физиологически подросток становится взрослым и зрелым человеком, но социальное созревание не находится на таком же уровне. Ребенок чувствует себя взрослым, но еще не может в полной мере быть самостоятельным и ответственным, из-за чего и возникают конфликты со взрослыми. Чаще всего родители продолжают ограничивать ребенку свободу и не позволяют проявлять самостоятельность. В ответ на эти действия возникают недопонимания и конфликты.
Структура личности сильно меняется, и эти изменения таковы, что иногда даже родителям кажется, что их ребенка подменили.
Большинство новообразований подросткового возраста были изучены еще в середине двадцатого века -как отечественными, так и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Ж. Пиаже и др.).
1. Новые интересы. Л. С. Выготский назвал проблему интересов в переходном возрасте "ключом ковсей проблеме психологического развития подростка". Основные группы наиболее ярких интересов подростков Лев Семенович назвал доминантами:
- эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);
- доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);
- доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);
- доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
2. Новообразования в развитии мышления. Л.С. Выготский утверждал, что в подростковом возрасте у школьников появляется интерес к таким понятиям, как: "истина", "ложь", "стратегия","цели", "жизненные ориентиры" и др.
3. Развитие воображения. В данном периоде под руководством абстрактного мышления приходит воображение с точки зрения фантастики. Все мысли и образы подростка несут чисто интимный характер, который является важным только для самого подростка.
4. Ощущение взрослости. Подросток еще не является самостоятельной личностью,которая может в полной мере нести ответственность за свои действия, однако подростковый возраст- период перехода от детства к взрослости. Именно поэтому ребенок старается продемонстрировать свою независимость и самостоятельность, ждет признания его "равным" со стороны взрослых.
5. Мотивация. В подростковом возрасте происходят различные изменения во всех сферах психики. Одним из главных таких изменений является - мотивация. Основополагающим мотивом является: мотив
формирования мировоззрения и мотив построения будущей жизни. Все это волнует подростка, потому что в глубине сознания он понимает, что в скором времени ему придется отвечать за свои поступки самостоятельно и проявлять ответственность. Именно в мотивационной сфере, как считала, советский психолог и ученый Лидия Ильинична Божович, находится главное новообразование переходного возраста.
В заключении хочется отметить, что подростковый возраст - это очень сложный период в становлении личности, так как в данное время происходят существенные изменения, которые происходят под влиянием определенных факторов. Взаимоотношения подростка со сверстниками, друзьями и семьей одна из главных проблем, с которыми сталкивается личность в данном периоде. Безусловно, нужно с пониманием относится к психическому состоянию подростка и стараться во многом ему помочь.
Список используемой литературы:
1.Гришина Н. В. Г85 Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 978-5-91180-895-2
2. Диденко С. - "Антикризисное управление. Шпаргалка" // Управление, подбор персонала, издательство Литагент «Научная книга» 2009 г.-28с.
3.Козырев Г. И. К59 Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с. — (Профессиональное об-разование). ISBN 978-5-8199-0164-9 (ИД «ФОРУМ») ISBN 978-5-16002277-2 (ИНФРА-М) УДК 316(075.32) ББК 60.5я723 К59
4. Новообразования подросткового возраста по Л.С. Выготскому [Электронный ресурс]
URL: http://azps.ru/hrest/85/9190949.html
5.Толстых Н.Н., Прихожан А.М.//Психология подросткового возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата:Научная школа: Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва). 406 с.
6.Холодковская О. С., Пашнина В. А. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем, г. Москва 2011г. 192 с.