Научная статья на тему 'Влияние массовой информации на психику ребенка'

Влияние массовой информации на психику ребенка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5732
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ПСИХИКА РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MASS MEDIA / TELEVISION / INTERNET / CHILD'S PSYCHE / DEVELOPMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Довженко Ю. А., Гомозова Е. А.,

Появление такого явления, как СМИ имеет большое значение для современного общества, потому что сегодня интернет и телевидение являются одними из главных источников информации для людей. Безусловно, развитие информационных технологий оказывает значительное влияние на человека и его жизнь и имеет множество плюсов. Однако неконтролируемый поток информации из СМИ может оказывать не только позитивное, но и негативное воздействие на психику человека, а особенное влияние оказывается на формирование детской психики. В данной статье рассматриваются факторы, играющие важную роль в развитии психики детей, а также представлена информация о негативном влиянии СМИ на психическое развитие детей, приведены примеры последствий этого влияния из реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the media on child’s psyche

The appearance of such a phenomenon as the mass media has a great importance for modern society, because in the modern world the Internet and television are among the main sources of information for people. Surely, the development of information technology has a significant impact on a person and his life and it has many advantages. However, the uncontrolled stream of information from the mass media can have not only a positive, but also a negative impact on the human psyche, and has a special influence on the formation of the child's psyche. This article discusses the factors that play an important role in the development of the psyche of children, and the information on the negative impact of the mass media on the mental development of children is presented. Also there are examples of the consequences of this influence in real life and tips on how to protect children from the effects of the mass media.

Текст научной работы на тему «Влияние массовой информации на психику ребенка»

Влияние массовой информации на психику ребенка The influence of the media on child's psyche

Довженко Ю.А.

студент

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»

Россия, г. Елец e-mail: [email protected]

Dovzhenko J.A

student

Yelets state University named after I. A. Bunin

Russia Yelets e-mail: [email protected]

Гомозова E.A.

студент

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»

Россия, г. Елец e-mail: [email protected]

Gomozova E.A.

student

Yelets state University named after I. A. Bunin

Russia Yelets e-mail: [email protected]

Научный руководитель Люленкова О.Ю.

Старший преподаватель кафедры психологии

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина»

Россия, г. Елец e-mail: [email protected]

Scientific adviser Lyulenkova O. J.

Senior Lecturer of Department of Psychology

Yelets state University named after I. A. Bunin

Russia Yelets e-mail: [email protected]

Аннотация.

Появление такого явления, как СМИ имеет большое значение для современного общества, потому что сегодня интернет и телевидение являются одними из главных источников информации для людей. Безусловно, развитие информационных технологий оказывает значительное влияние на человека и его жизнь и имеет множество плюсов. Однако неконтролируемый поток информации из СМИ может оказывать не только позитивное, но и негативное воздействие на психику человека, а особенное влияние оказывается на формирование детской психики. В данной статье рассматриваются факторы, играющие важную роль в развитии психики детей, а также представлена информация о негативном влиянии СМИ на психическое развитие детей, приведены примеры последствий этого влияния из реальной жизни.

Annotation.

The appearance of such a phenomenon as the mass media has a great importance for modern society, because in the modern world the Internet and television are among the main sources of information for people. Surely, the development of information technology has a significant impact on a person and his life and it has many advantages. However, the uncontrolled stream of information from the mass media can have not only a positive, but also a negative impact on the human psyche, and has a special influence on the formation of the child's psyche. This article discusses the factors that play an important role in the development of the psyche of children, and the information on the negative impact of the mass media on the mental development of children is presented. Also there are examples of the consequences of this influence in real life and tips on how to protect children from the effects of the mass media.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидение, интернет, психика ребенка, развитие, информационные технологии.

Key words: mass media, télévision, the Internet, child's psyche, development, information Technologies.

Современный мир принято считать миром информационных технологий, который переполнен разнообразной информацией как положительной, так и негативной. Роль средств массовой информации (СМИ) значительно выросла в начале 21 века и сейчас информационные технологии применяются повседневно не только взрослыми, но и детьми. В связи с такими изменениями и с увеличением интереса детей к СМИ, влияние средств массовой информации на психику ребенка стало актуальной проблемой современности.

Родители часто не придают особого значения тому, что их ребенок смотрит, какие мультики и передачи он выбирает, какие игры он предпочитает. Дети с ранних лет сталкиваются с бесконечным потоком "нефильтрованной" информации, которой оснащены телевидение, интернет, радио и др. Так, через них детям транслируются все больше "знаний", которые они впитывают в себя, не всегда понимая их значения. Именно поэтому сложно прогнозировать последствия такого воздействия на еще не сформировавшуюся психику ребенка. Многие ученые все больше и больше говорят о влиянии СМИ на становление ребенка, а именно на психику и сознание.

Массовая информация - один из неотъемлемых феноменов современного общества, который вошел в повседневное использование людьми разных возрастов и слоев. Слова "массовая, масса, массивность" несут за собой значение чего-то большого, колоссального, значительного, а именно в нашем случае большого распространения информации. Это значит, что массовая информация имеет общедоступный и общезначимый характер.

Телевидение, радио, интернет, газеты, журналы выступают средством ее широкого распространения. Все СМИ классифицируются на: электронные, печатные и информационные агентства [1, с.18]. Из перечисленных средств массовой информации наиболее распространенными и популярными среди детей являются телевидение и интернет, и именно они оказывают сильное влияние на психику ребенка.

Безусловно, помимо социальных факторов на психическое развитие ребенка влияют также биологические. Формирование психики человека происходит еще в утробе матери. Каждый человек рождается с индивидуальным набором особенностей строения и функционирования организма. Чтобы развитие психики проходило полноценно, необходимо правильное функционирование коры головного мозга, а также высшей нервной деятельности. В результате недоразвития или травмы мозга правильный ход психического развития может быть нарушен.

Таким образом, биологические факторы играют важную роль в развитии психики ребенка и его индивидуальных особенностей, но необходимо подчеркнуть, что это лишь предпосылки, необходимые условия для формирования здоровой психики ребенка. Наследственность и другие биологические факторы являются лишь возможностями для будущего развития. Важно то, как та или иная унаследованная особенность будет включена в систему внешней деятельности ребенка, его отношения с окружающими и т. д. Для здорового психического развития мало правильной работы мозга и задатков, необходима социальная среда, в которой будут развиваться способности, мышление, навыки, определенные модели поведения и общения.

Ведущую роль в формировании здоровой психики ребенка играет социальный опыт, который присваивается в процессе развития. Ребенок, погружаясь в социальную среду, развивается по определенному образцу, который обусловлен уровнем развития общества и ведущей деятельностью на данном историческом этапе. Именно поэтому дети в разные исторические периоды развиваются по-разному. Таким образом, социальная среда является скорее источником психического развития, так как в ней уже есть все то, чем должен

61

овладеть ребенок. Социальная среда уже включает в себя и нормы поведения, и понятия о добре и зле, и модели социальных отношений, традиции и обычаи, религиозные течения социально-политическую ситуацию и т.д.

Также понятие социальной среды подразумевает и ближайшее социальное окружение ребенка (семья, друзья, воспитатели, учителя), которые оказывают непосредственное влияние на развитие его психики. Особую роль играют взрослые и взрослый мир, которые вызывают у детей наибольший интерес в период дошкольного детства. Именно образ взрослого задает ориентир действиям и поступкам ребенка и является основой для всех новообразований в личности ребенка.

Дошкольное детство - период первоначального складывания личности ребенка, а также период развития личностных мотивов поведения. Именно в это время происходит интенсивное развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы выступают скорее неосознанными, аффективно окрашенными желаниями, связанными с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка в данный период являются "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо" взрослого. [6, с. 219]

Таким образом, ребенку в данный период очень важно видеть рядом с собой взрослого и ориентироваться именно на его поведение. Но современный ритм жизни часто не позволяет родителям проводить достаточно времени со своими детьми. Все чаще дети предоставлены сами себе. Родители включают телевизор или компьютер и оставляют ребенка, чтобы успеть сделать домашние дела, но что ребенок делает, оставаясь наедине с доступом в Интернет, для них остается неизвестным.

Дети в период дошкольного детства уже способны самостоятельно переключать каналы. Оставляя ребенка за просмотром мультфильмов, родители перестают контролировать дальнейшие действия детей, а те, в свою очередь, переключив канал, могут наткнуться на передачи, в которых демонстрируются сцены насилия, убийств, суицидов, непристойные сцены и др. Из исследования американских психологов было вычислено, что подростки к двенадцати годам становятся свидетелями 100 тысяч сцен насилия и убийств по телевидению [5].

Для взрослого человека такую информацию легко осознать и критически оценивать. Если говорить про ребенка, еще не понимающего границ реальности, для него все уведенное принимается как реальное и нормальное. Кровавые убийства, насилие, террор не вызывают у детей отвращение и чувства страха, для них подобные действие становится естественными в результате привыкания к таким телевизионным программам. Ученые из медицинской ассоциации США выяснили, что дети, за годы, проведенные в стенах школы, могут быть свидетелями 8 тыс. убийств и 100 тыс. актов насилия, транслируемых из телевидения. [4]

Причем современные фильмы, сериалы и даже мультики могут давать детям искаженное представление о том, что хорошо, а что плохо. Дети становятся жестокими, могут ударить и даже не осознают, что они причиняют боль другим, ведь в их любимом мультике такое же действие вызвало закадровый смех. Так почему же сейчас не смешно? Результат воздействия СМИ мы можем наблюдать в реальной жизни. Так, в 1993 году 5 -летний ребенок поджег зажигалкой постель, лишив жизни свою 2-летнюю сестру, как утверждается, после просмотра одной из серий мультфильма «Бивис и Батхед», в которой развязные герои-подростки заявляют, что «пожар - это классно» (J. R. Wilson& S. L. R. Wilson, 1998) [3, с. 9]. Другим примером послужит случай в Осло. Группа 5-6 летних детей игралась в черепашки - ниндзя и насмерть забила одну из девочек [4]. Дети, совершившие преступления или покалечившие своих сверстников, не понимают такого понятия как боль, сопереживание, жалость. В каждом ребенке формируется модель поведения его любимого героя и не всегда качества героя могут быть положительными, поэтому они совершают противоправные действия, основываясь на их поступки.

Канадский психолог А.Бандура вместе с коллегами провел первые опыты, которые были направлены на изучение влияния СМИ на поведение человека. Исследования проводились с участием детей от 3 до 7 лет. Они

просматривали короткометражные мультфильмы, в которых было показано жестокое обращение с куклой Бобо. После просмотра детям предлагали сыграть в игру в пределах 10—20 минут. В это время исследователь наблюдал за каждым ребенком, фиксируя их поведение. Результат исследования показал, что не малая часть детей повторяли поведение актера, проявляя агрессию [2].

Безусловно, современные фильмы и сериалы вызывают у детей огромный интерес. А одни из самых любимых жанров: фантастика и ужасы. Чем больше кровавых сцен, тем увлекательнее смотреть. Только последствия таких пристрастий необратимы. Примером может стать случай в Сэнди Чарлз. 14-летний подросток убил своего 7-летнего приятеля, снял с него кожу, а затем сварил мясо своей жертвы. В ходе последующего судебного разбирательства адвокат подростка пытался доказать, что Сэнди верил в то, что сможет летать, если напьется жира, вытопленного из трупа. По всей видимости, на него подействовал фильм ужасов Warlock («Колдун»), который он посмотрел не менее10 раз (CanadianCase, 1996) [3, с. 9].

Важным последствием влияния СМИ на ребенка является снижение эмоциональности. Наблюдая каждый день за сценами насилия, которые в открытую демонстрируются как по телевидению, так и в интернете, дети перестают испытывать страх и отвращение. Так как сознание еще не сформировано и нет четкой границы между хорошим и плохим, ребенок воспринимает все, что показывают в фильмах за чистую монету, привыкает это видеть и для него это становится естественным. Отсюда и растет равнодушие к насилию и, как показывают примеры, нередки случаи хладнокровного совершения насилия самими детьми.

В рамках исследования проводимое в США было выявлено, что во время просмотра фильма об атомной войне, развития событий которого проходили в стране дети были напуганы и взволнованы меньше чем взрослые (Scholfield & Pavelchak, 1985) [3].

Как же оградить детей от пагубного воздействия СМИ?

Во-первых, стоит ограничить свободный доступ детей к СМИ. Пользование телевизором и компьютером должно проходить под присмотром родителей. Если же все-таки ребенок остается наедине с телевизором, можно заблокировать каналы, которые несут негативную для детей информацию или информацию, непредназначенную для их возраста.

Во-вторых, время пребывания за компьютером и телевизором должно быть строго ограничено. Детям до 3-х лет не рекомендуется смотреть мультики более 15 минут в день, детям постарше можно увеличить время пребывания за компьютером или телевизором до получаса. В остальное время лучше занять ребенка чем-то полезным, сходить на прогулку или почитать книгу. В любом случае, для ребенка гораздо важнее быть рядом со взрослыми, которые могут дать оценку тому, что показывают в мультиках, объяснить, что хорошо, а что плохо, да и на своем примере показывать, как нужно себя вести в обществе.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть важность СМИ в нашей жизни. Развитие информационных технологий - это безусловный прорыв для современного общества. Тот поток информации, который дает нам СМИ, при правильном использовании может благотворно влиять на развитие человечества. Однако люди должны научиться «фильтровать» все, что транслируют по телевидению, радио и в интернете, чтобы помочь своим детям развиваться правильно. Нужно оградить их чистые умы от того «мусора», которым полны СМИ. То, что дети видят в фильмах, новостях, видео и даже в, на первый взгляд, безобидных мультиках бессознательно воспринимается как норма. Сам ребенок не в состоянии дать оценку увиденной ситуации, он может лишь подражать ей, особенно если в передаче она вызвала смех или была выставлена с положительной стороны. Поэтому неконтролируемое пользование СМИ может привести к страшным последствиям. Отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка можно смягчить, если проводить со своим ребенком

больше времени, гулять, играть в интеллектуальные игры, читать книги и способствовать его всестороннему развитию.

Список используемой литературы:

1. Алексеева М.И., Болотова Л.Д., Вартанова Е.Л. и др Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — С. 15-25

2.Бандура Альберт. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер.с англ. Серия: Психология, XX век - Издательство: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. -(Психология.ХХ век) . — ISBN 5-04-004214-0. - С. 369-397

3. Березкина О., Обозов Н., Харрис Р. Психология массовых коммуникаций // О. Березкина, Н. Обозов, Р.Харрис. - М.: Прайм-Еврознак- 2016.-c.4-76

4. Силантьев М.А. Влияние СМИ на детей. Электронный журнал «Образования Ямала» // №2 декабрь 2019. URL: http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-smi-vliyanie-smi-na-detey/

5.Труфанова В.П. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf

6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики,2005.-а200 - 251

7. Шепелёва Л.В.Роль СМИ в жизни современного российского школьника//Дополнительное образование. - 2007. - №11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.