Научная статья на тему 'Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста'

Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9289
613
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильясова Вероника Игоревна

Теоретические и социально-психологические аспекты влияния СМИ на психику ребенка. Выделение положительных и отрицательных сторон влияния телевидения и СМИ на дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ильясова Вероника Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 373.2

Ильясова Вероника Игоревна

Воспитатель коррекционной группы для детей с ЗПР.

г. Челябинск, РФ.

E-mail: ilyasova.174@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Теоретические и социально-психологические аспекты влияния СМИ на психику ребенка. Выделение положительных и отрицательных сторон влияния телевидения и СМИ на дошкольников.

Ключевые слова

Средства массовой информации, дошкольный возраст, психические процессы, агрессивное поведение.

Известно, что личность не может полноценно развиваться вне социума, где одно из центральных мест занимают процессы коммуникации. Особенно это касается средств массовой информации и в частности телевидения, занимающего большую часть времени и оказывающего огромное влияние на формирование личности. Наиболее подверженными такому влиянию оказываются дети старшего дошкольного возраста. Большинство дошкольников в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. При этом с поведенческими реакциями дошкольники усваивают негативную информацию, которой изобилует большинство телепрограмм.

Пагубное воздействие СМИ на детей в первую очередь ощущают их родители и воспитатели ДОУ. Родители, играющие большую роль в развитии и воспитании дошкольника, испытывая трудности в преодолении феномена воздействия телевидения на личность ребенка, нуждаются в поддержке и грамотных психолого-педагогических рекомендациях по профилактике и преодолению агрессивности детей под влиянием средств массовой информации.

Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становится более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики [1, с. 115]. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития.

Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам (телевидение, радио, газеты, журналы) [2, с. 17]. В современном мире СМИ играют огромную роль в жизни человека, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие.

Особо важна на сегодняшний день проблема - дети и СМИ. Если раньше воспитанием личности занимались родители, то сейчас, по причине большой занятости, взял на себя эту функцию телевизор, и другие средства массовой информации. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования. Практически во всех семьях, когда ребёнок научился сидеть, его тут же сажают перед экраном телевизора, который заменяет живое общение с близкими. Сидение перед экраном полностью всех устраивает, особенно родителей: малыш не капризничает, не хулиганит, находится в безопасности и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое. Но если взрослые не

будут активно участвовать в совместном просмотре телепередач и компьютерных играх, это может привести к печальным последствиям, как для психического развития ребёнка, так и для здоровья (нарушение зрения, осанки, дефицит движений).

Многие отечественные психологи считают, что массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение. На втором месте по воспитательной значимости находится печать и компьютер. Однако в связи с массовым распространением сети интернет ее влияние на детей значительно увеличивается в последнее время. Один из самых негативных последствий такого «телевизионной и компьютерной» жизни - отставание в развитии ребенка. В последние годы родители, педагоги все чаще вспоминают об этой проблеме: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный. Нельзя не забывать об особой чувствительности детей и способности детской психики к внушению. Чувство страха, опасности возникают у ребенка после просмотра кадров с насилием, войны, убийством. Взрослый может не заметить изменений в поведении ребенка, но страшные образы и звуки могут волновать его в виде снов, повышении тревожности или невротических симптомов [3, с .51].

Нужно также обратить внимание на эффект привычки агрессивного поведения. Регулярный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства, у детей развивается жестокость. Если регулярно через определённое время на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как должное. Некоторые психологи считают, что на этом этапе начинает формироваться сценарий агрессивного поведения. Попадая в социум, ребенок вспоминает тот способ агрессии, которую он наблюдал на экране, и начинает подражать увиденному.

В современном обществе не представляется возможным полностью оградить ребенка от негативного влияния СМИ. В то же время, необходим поиск методов снижающих данное влияние.

Проведенное теоретическое исследование, посвященное проблеме воздействия средств массовой информации на личность ребёнка-дошкольника, позволяет констатировать следующее. В первую очередь нужно научить ребенка отличать реальный мир от мира грёз. Нельзя допускать, что телевизор или компьютер станет ребёнку другом, или заменит прогулку, а ещё хуже - прочтение интересной книги. Чтобы избежать этого, нужно контролировать, ограничивать время просмотра телевизора и проведение времени за компьютером. Чаще всего предлагаемая информация просто навязывается, и критически ее осмыслить, рассмотреть с разных точек зрения ребенку бывает трудно, а чаще всего не под силу. Ребенок, как губка, впитывает в себя все то, что ему предлагают: и плохое и хорошее.

К сожалению, телевидение и компьютеры заменили сейчас детям хорошую книгу. Что можно сделать для того, что бы минимизировать отрицательное влияние СМИ на детей? Ответ прост - родители должны уделять своим детям должное внимание. Для начала, тщательно отбирать то, что смотрит ребенок, следить, что бы дети не сидели за компьютером больше часа в сутки. И, самое главное, они (родители), должны прививать ребенку умение выборочно просматривать информацию, формировать и развивать устойчивую мотивацию на получение новых знаний, и хотя бы пытаться стать для детей моральным авторитетом. Тогда детей и не будет тянуть к запретному.

Исследование было проведено с помощью методики контент-анализа. Весь период 1980—2015 гг. был поделен в соответствии с задачами исследования на два субпериода: 1980—1990 гг. и 1991—настоящее время гг. Всего был отобран 101 персонаж (53 персонажа первого субпериода и 48 персонажей второго) из 40 мультипликационных фильмов. В основе схемы контент-анализа лежало сочетание двух основных параметров: «цели, к достижению которых стремится персонаж» и «средства, используемые персонажем для достижения целей». Одновременно с этим фиксировался еще ряд параметров: пол, возраст и принадлежность персонажа к определенному роду (человек, антропоморфизированное животное или предмет), наличие у него друзей и родственников, наличие национальности и профессии, личностные характеристики.

Таблица 1

Модальность образа персонажа:

Положительные персонажи Отрицательные персонажи

До 1991г. 62,3% 37,7%

После 1991г. 56,3% 43,7%

Результаты исследования говорят о том, что в характеристиках персонажей произошли как незначительные, так и серьезные, значимые изменения. Проведенное исследование дает основание

предположить, что в образе детского мультипликационного героя проявляются изменения, отмеченные в различных исследованиях о динамике ценностных ориентаций россиян. Данные изменения касаются характера положительного героя, целей, доступных ему средств в достижении этих целей. Учитывая то, что мультипликация может являться важным средством воспитания и социализации, эти тенденции надо учитывать воспитателям и родителям при построении воспитательного процесса ребенка-дошкольника.

Упомянутое выше не означает потребность исключить из жизни детей СМИ. Это невозможно и несущественно. Ведь существует много телепередач и компьютерных игр, являющиеся энциклопедией нравственности и знаний об окружающем мире. Но подключать детей к такой информационной технике можно в том случае, когда они действительно готовы использовать ее по назначению, когда она станет для них средством получения необходимой и полезной информации, а не полновластным хозяином их душ.

Список использованной литературы:

1. Детская психология [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2008.- 352с.

2. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф.И. Шарков - М.: Социальные отношения. Перспектива, 2003. - 248 с.

3. Дроздов, О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения [Текст]/ О. Ю. Дроздов // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». - 2000. - №483. - с.51

© Ильясова В.И., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Бельтюкова Надежда Прокопьевна

Преподаватель математики НМК г. Нефтекамск, РФ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Рассмотрена дидактическая возможность повышения качества учебного математического моделирования школьниками и студентами фрагментов действительности посредством включения в него элементов проблемного обучения учащейся молодежи основам наук.

Ключевые слова Математика, задача, моделирование, проблема, обучение.

Основными этапами - элементами научного и учебного информационного, в том числе и математического, моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности выделяются: 1) постановка задачи, 2) построение модели, 3) разработка алгоритма, 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулировка выводов, 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

Особенности проектирования и реализации проблемного обучения школьников и студентов были выделены учеными - педагогами в Советском Союзе в семидесятых годах двадцатого века [2,3] и они учитываются в нашей настоящей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.