Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риски наркотического поведения / наркотики / употребление / профилактика / методы / педагогические методы / предупреждение / психоактивное вещество / фрустрация / risks of drug behavior / drugs / use / prevention / methods / pedagogical methods / prevention / psychoactive substance / frustration

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А.Б. Романов, Е.И. Федак

В статье авторы рассматривают проблематику наркотического поведения военнослужащих войск национальной гвардии. Исследуются две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение рисков наркотического поведения. Особое внимание авторы уделяют таким специфическим психическим состояниям, как фрустрация, когнитивный диссонанс и внутриличностный конфликт. В основу статьи положено подробное описание основных фаз (стадий) развития зависимости от наркотиков, алкоголя и токсических веществ, а также методы педагогической профилактики наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих, которые призваны формировать у личного состава Росгвардии установки на трезвый образ жизни. Авторы делают вывод о том, что в настоящий момент разработано и апробировано множество методов педагогической профилактики рисков наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих. Своевременное и правильное применение и сочетание этих методов должны дать такой положительный результат, как способность военнослужащего управлять своим поведением и противостоять различным зависимостям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А.Б. Романов, Е.И. Федак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF DRUG RISK BEHAVIOR OF PERSONNEL OF NATIONAL GUARD TROOPS

In the article, the author considers problems of drug behavior of servicemen of the National Guard troops. The article considers two groups of factors that influence the occurrence of risks of drug behavior. The authors pay special attention to such specific mental states as frustration, cognitive dissonance and intrapersonal conflict. The article is based on a detailed description of the main phases (stages) of the development of dependence on drugs, alcohol and toxic substances, as well as methods of pedagogical prevention of drug, toxic and alcoholic behavior of military personnel, which are designed to form the personnel of the Rosgvardiya installation on a sober lifestyle. The authors conclude that many methods of pedagogical prevention of the risks of narcotic, toxic and alcoholic behavior of military personnel have been developed and tested at the moment. Timely and correct use and combination of these methods should give such a positive result as the ability of the soldier to manage his behavior and resist various addictions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ»

17. Изучение статусов профессиональной идентичности (методика А.А. Азбель, А.Г. Грецова). Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие. Составитель Я.С. Сунцова. Ижевск, 2009: 4 - 11.

18. Меренков А.В., Сандлер Д.Г., Шаврин В.С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 10: 116 - 142.

19. Гендин A.M. Эволюция профессиональных намерений и планов выпускников педагогического вуза (по материалам мониторинга). Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2013; № 4 (26): 140 - 145.

20. Мартышенко Н.С. Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017; Т. 6, № 4 (21): 179 - 183.

21. Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие. Составитель Я.С. Сунцова. Ижевск, 2009. References

1. Zajceva T.M., Bulatova A.G. Perspektivy trudoustrojstva vypusknikov vuza (na materialah ALTGU). Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2014; № 1-3 (20): 21 - 23.

2. Karmanova O.A., Kunicyna L.P. Problema trudoustrojstva vypusknikov vysshih uchebnyh zavedenij (na primere FGBOU VPO «Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet»). Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya, sociologiya, kul'turologiya, social'naya rabota. 2014; № 4: 21 - 27.

3. Rybalkina L.G., Feoktistov A.V. Trudoustrojstvo vypusknikov vuzov v situacii napryazhennosti na rynke truda: problemy, zadachi, novye antikrizisnye tehnologii (na primere Sibirskogo gosudarstvennogo industrial'nogo universiteta). Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2009; № 1 (1): 75 - 78.

4. Sycheva V.O. Trudoustrojstvo vypusknikov vuzov: problemy i puti ih resheniya. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2016; № 4 (55): 91 - 97.

5. Tret'yakov M.S. Problemy trudoustrojstva vypusknikov obrazovatel'nyh uchrezhdenij na regional'nom rynke truda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena. 2008; № 85: 365 - 369.

6. Glava Minprosvescheniya obespokoena stareniem kadrov v sisteme dovuzovskogo obrazovaniya. Available at: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/2851

7. Perechen' poruchenij Prezidenta RF po itogam zasedaniya Soveta po realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere zaschity sem'i i detej 14 oktyabrya 2019 goda. Prezident Rossii. Available at: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/61841

8. Kobysheva L.I., Krotova A.P. Samoopredelenie kak uslovie stanovleniya professionalizma buduschih pedagogov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2012; № 2: 95 - 103.

9. Pahtusova N.A., Gercog G.A. Issledovanie professional'nyh namerenij vypusknikov professional'no-pedagogicheskogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 6: 437.

10. Fortygina C.N., Pavlova L.N. Professional'noe samoopredelenie vypusknikov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; T. 7, № 6: 26 - 36.

11. Harlamova T.M. Professional'noe samoopredelenie vypusknikov pedagogicheskogo universiteta. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2008; № 2: 64 - 66.

12. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2008.

13. Zagvyazinskij V.I., Zakirova A.F., Strokova T.A. i dr. Pedagogicheskij slovar': uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2008.

14. Pryazhnikov N.S. Teoriya ipraktika professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie. Moskva, 1999.

15. Starostina N.N. Professional'noe samoopredelenie kak vazhnaya sostavlyayuschaya professional'noj socializacii lichnosti. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 5: 174 - 177.

16. Rean A.A., Kolominskij Ya.L. Motivaciya professional'noj deyatel'nosti (metodika K. Zamfir v modifikacii A. Reana). Social'naya pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2000: 237 - 239.

17. Izuchenie statusov professional'noj identichnosti (metodika A.A. Azbel', A.G. Grecova). Diagnostika professional'nogo samoopredeleniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' Ya.S. Suncova. Izhevsk, 2009: 4 - 11.

18. Merenkov A.V., Sandler D.G., Shavrin V.S. Osobennosti izmenenij orientacij vypusknikov bakalavriata na trudoustrojstvo. Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 10: 116 - 142.

19. Gendin A.M. 'Evolyuciya professional'nyh namerenij i planov vypusknikov pedagogicheskogo vuza (po materialam monitoringa). Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.P. Astaf'eva. 2013; № 4 (26): 140 - 145.

20. Martyshenko N.S. Formirovanie obraza professii na puti buduschego trudoustrojstva vypusknikov vuzov. Azimut nauchnyh issledovanij: 'ekonomika i upravlenie. 2017; T. 6, № 4 (21): 179 - 183.

21. Diagnostika professional'nogo samoopredeleniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' Ya.S. Suncova. Izhevsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 31.12.20

УДК 371

Romanov А.В., adjunct, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: magistr.79@list.ru

Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: fed-reab@mail.ru

FEATURES OF METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF DRUG RISK BEHAVIOR OF PERSONNEL OF NATIONAL GUARD TROOPS. In the article, the author considers problems of drug behavior of servicemen of the National Guard troops. The article considers two groups of factors that influence the occurrence of risks of drug behavior. The authors pay special attention to such specific mental states as frustration, cognitive dissonance and intrapersonal conflict. The article is based on a detailed description of the main phases (stages) of the development of dependence on drugs, alcohol and toxic substances, as well as methods of pedagogical prevention of drug, toxic and alcoholic behavior of military personnel, which are designed to form the personnel of the Rosgvardiya installation on a sober lifestyle. The authors conclude that many methods of pedagogical prevention of the risks of narcotic, toxic and alcoholic behavior of military personnel have been developed and tested at the moment. Timely and correct use and combination of these methods should give such a positive result as the ability of the soldier to manage his behavior and resist various addictions.

Key words: risks of drug behavior, drugs, use, prevention, methods, pedagogical methods, prevention, psychoactive substance, frustration.

А.Б. Романов, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: magistr. 79@list.ru

Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: fed-reab@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

В статье авторы рассматривают проблематику наркотического поведения военнослужащих войск национальной гвардии. Исследуются две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение рисков наркотического поведения. Особое внимание авторы уделяют таким специфическим психическим состояниям, как фрустрация, когнитивный диссонанс и внутриличностный конфликт В основу статьи положено подробное описание основных фаз (стадий) развития зависимости от наркотиков, алкоголя и токсических веществ, а также методы педагогической профилактики наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих, которые призваны формировать у личного состава Росгвардии установки на трезвый образ жизни. Авторы делают вывод о том, что в настоящий момент разработано и апробировано множество методов педагогической профилактики рисков наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих. Своевременное и правильное применение и сочетание этих методов должны дать такой положительный результат, как способность военнослужащего управлять своим поведением и противостоять различным зависимостям.

Ключевые слова: риски наркотического поведения, наркотики, употребление, профилактика, методы, педагогические методы, предупреждение, психоактивное вещество, фрустрация.

Проблема наркотического поведения в России сегодня рассматривается как одно из самых деструктивных явлений, вызванных множеством рисков и факторов. К сожалению, возникновение рисков наркотического поведения не обошло стороной и личный состав Федеральной службы войск национальной гвардии в связи с тем, что как институт государства войска укомплектованы гражданами Российской Федерации.

В ходе реформы войск национальной гвардии определено, что их основу составляют 85 территориальных органов, которые дислоцируются практически во всех субъектах Российской Федерации [1]. Особенностью комплектования этих органов является наличие трех категорий личного состава: военнослужащие военной службы по контракту; военнослужащие военной службы по призыву; сотрудники войск, проходящие службу на основе Федерального закона от 07.02.2011 г № З-ФЗ «О полиции» [2]. Ранее численность внутренних войск МВД России составляла около 173 000 чел. Особую трудность представляет проблема комплектования войск национальной гвардии до штатной численности, так как решением президента Российской Федерации В.В. Путиным определено, что после завершения всех организационно-штатных мероприятий численность войск, учитывая гражданский персонал, достигнет более 330 000 чел. [3].

Говоря о профилактике наркотического поведения, следует отметить то, что эти риски наркотического поведения у военнослужащих возникают не только в свободное от службы время, но и в процессе непосредственного несения службы, но это не свидетельствует о том, что часть личного состава станет наркоманами.

Несмотря на то, что военнослужащие массово не употребляют наркотические средства, необходимо учитывать, что потенциально вероятность возникновения рисков, безусловно, есть, и, если эти риски вовремя не предупреждать (блокировать), может развиться наркотическое поведение [4; 5].

Под рисками наркотического поведения следует понимать определенную вероятность того, что человек под воздействием определенных факторов может рассматривать возможность употребления наркотических веществ либо прибегнуть к их употреблению в разной степени. На формирование этих рисков могут воздействовать социальные и личностные факторы.

К социальным можно отнести следующие: наличие в подразделении (коллективе) лиц с аддиктивным поведением; напряженная и неблагополучная атмосфера, конфликты в воинской части (подразделении); ухудшение социально-экономической ситуации, низкий уровень дохода в семье, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия; возрастающая мода на психоактивные вещества; семейная нестабильность, конфликты, отсутствие эмоциональной близости в семье; высокий уровень стресса, вызванного спецификой выполняемых задач и повышенной служебной нагрузкой на личный состав; недостаток отдыха и неправильная организация и проведение досуга; активная пропаганда в медиа и интернет-пространстве ПАВ, направлений различных субкультур, атрибутики и т.д.

Личностные факторы включают особенности психики и силу нервной системы; личностные особенности (заниженная самооценка, неприятие социальных ценностей, норм, неуверенность в себе, невысокий интеллект и т.д.); наследственную предрасположенность к потреблению ПАВ и др.

Исследованиями установлено, что одной из важнейших проблем, с которой приходится сталкиваться в работе с личным составом, являются отдельные случаи наркотического поведения. Сложность заключается в наборе личного состава, который соответствовал бы установленным критериям, это определяет необходимость выявления лиц, имеющих опыт употребления наркотических средств и приверженности к наркотическому поведению. В связи с этим стоит отметить, что имеют место быть случаи, когда по результатам профессионально-психологического отбора командование воинских частей отказывает в приеме на контракт кандидатам, ранее имевшим немедицинский опыт в употреблении наркотических средств [6]. При этом военнослужащие и сотрудники войск, являясь правоохранителями, защитниками конституционных прав и свобод человека, должны вести трезвый образ жизни и являться примером законности и правильного поведения.

О серьёзности проблем, возникающих в результате последствий наркомании в войсках национальной гвардии, свидетельствует статистика [6]. В условиях реформирования объём и специфика выполняемых задач усложняют ситуацию, предпринимаемые меры, заставляют командование прикладывать дополнительные усилия. Сегодня эти риски вызывают серьезную обеспокоенность командования войск, округов и территориальных органов национальной гвардии Российской Федерации.

Анализ научной литературы показал, что в современных условиях в системе военной превентологии в отношении организации методики психолого-педагогической профилактики отклонений в поведении используется подход, предполагающий двухэтапность. Во-первых, это предупреждение девиантного поведения, во-вторых, преодоление проблемы и в системе психолого-педагогической профилактики.

Профилактическая работа строится на применении методов педагогической профилактики наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих. Основной замысел при реализации методов предупреждения заключается в комплексном применении этих методов для формирования и развития у военнослужащих трезвеннической установки в повседневной жизнедеятельности и управлении своим поведением. Они представляют собой сово-

купность методов предупреждения и методов преодоления и включают в себя: методы педагогической диагностики поведения, связанного с употреблением наркотиков, токсических веществ и злоупотребления алкоголем; методы предупреждения наркотического, алкогольного поведения; методы нейтрализации наркотической, токсической и алкогольной зависимости; педагогические методы преодоления наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих.

При этом методы предупреждения рисков предполагают дифференциацию на методы диагностики наркотического поведения и методы нейтрализации психической зависимости военнослужащих от наркотиков, токсических веществ и алкоголя.

Методы предупреждения наркотического, токсического и алкогольного поведения включают в себя переубеждение, поощрение, метод взрыва, принуждение, критика и самокритика.

Эффективным методом нейтрализации физической зависимости выступают методы упражнений для регулирования и управления эмоционально-волевой сферой и когнитивной сферами химически зависимого военнослужащего.

Методы упражнения для регулирования и управления эмоционально-волевой сферой включают в себя следующие техники: техники по управлению своими страхами («Эриксоновский гипноз», нейролингвистическое программирование), реимпринтинг белое-чёрное-белое и прочие, метод Френсин Шапиро, десенсибилизацию и переработку движением.

Методы упражнений для регулирования и управления когнитивной сферой включают в себя следующие техники: техники работы с фобиями, техники работы с эмоциями, техники тренировки внимания, техники тренировки памяти и пр. [7].

Основные фазы развития зависимости от наркотиков, алкоголя и токсических веществ развиваются очень своеобразно. Поэтапно каждая из фаз по очереди сменяются одна за другой. Социальная зависимость - предварительная фаза - переходит в психическую - первую фазу, далее следует физическая зависимость - вторая фаза. Социальная наступает тогда, когда человек ещё не употребляет наркотики и часто находится в окружении людей, употребляющих их. Постепенно начинает принимать их внешние атрибуты, стиль поведения и, собственно, само их отношение к наркотикам; далее понемногу происходит его знакомство и научение наркотическому поведению, в ходе общения с наркоманами формируется его внутренняя готовность к эпизодическому употреблению наркотиков.

Вторая стадия - это психическая зависимость, когда человек уже не может обойтись без наркотиков, за которой идет физическая, т.е. уже происходит переход психической зависимости в физическую. Следующая стадия - деградацион-ная. Рассматривая методы профилактики, следует обратить внимание на то, что на самом деле необходимо предупреждать все три фазы зависимости.

Вообще человек употребляет наркотики для удовольствия, но сначала всегда существует фаза защитного поведения. Человек, чтобы уйти от страдания, начинает защищаться различными средствами, у него включаются разные механизмы по разным направлениям, и наркомания (наркотики) - это лишь одно из средств, с помощью которых человек хочет защититься от переживаний. Это ведет к удовольствиям - гедонизму, а развитие гедонитического поведения приведет, в свою очередь, к зависимости. В основе наркотического поведения лежит сугубо конкретное явление, которое называется фрустрацией.

Фрустрация - это негативное психическое состояние, возникающее в состоянии реальной ли предполагаемой невозможности удовлетворения потребностей, т.е. когда человек не может удовлетворить свои потребности, он начинает фрустрировать [8].

Рассматривая сам механизм развития фрустрации и аддиктивного поведения, следует отметить, что сначала человек фрустрирует, после следует агрессия, которая перерастает в разочарование, тревогу, раздражение и отчаяние. Человек начинает искать, каким образом ему выйти из этого состояния. При этом в основе лежит потребностный план, желание как конкретизированная потребность, принявшая определенную форму. Поэтому желания начинают подчинять волю и направлять поведение, вследствие чего человек начинает употреблять наркотики. Самая главная проблема состоит в том, что зависимость многогранна, и возникает она при чрезмерном удовлетворении конкретных желаний. Правильное поведение человека во всех сферах - это не полностью (не до конца) удовлетворенные желания. Чем сильнее желание, тем больше зависимость, увеличиваются «аппетиты», доза наркотиков растет, и хочется получать все больше удовольствия. На самом деле у этого явления есть сугубо конкретная причина -это защитное поведение от страданий. Наркотическое поведение можно назвать наркотически химически зависимым, потому что употребление алкоголя является разновидностью токсикомании, наркомании. При этом в современной системе определений наркотическое поведение трактуется неоднозначно. На самом деле наркотик - это психоактивное вещество, которое оказывает эйфорическое действие, но при этом проблема состоит в том, что согласно общепризнанной классификации наркотиков алкоголь является самым сильным психоактивным веществом.

Алкоголь относится к психоактивным веществам, потому что это прото-плазматическое вещество (протоплазматический яд). В связи с этим он опаснее наркотиков. Следующие в списке - опиоиды, препараты конопли, снотворно се-дативные и кокаин. Специалисты, как правило, не относят коноплю к наркотикам.

Снотворно седативные препараты опаснее кокаина, но при этом не являются официально признанным наркотиком.

В целом, рассматривая эту проблематику, в современных условиях разделять алкоголь отдельно от наркотических веществ и отдельно от токсикомании вообще нельзя, это непрофессионально. Следовательно, когда мы будем заниматься сугубо профилактикой наркотиков, не брать во внимание алкоголь будет необъективным. Также мы исходим из того, что, к примеру, токсикомания - это, по сути, наркомания, но вещества, которые при этом употребляются, не находятся в общепризнанном списке наркотиков, и это парадоксально. Возникшее на этой почве противоречие сегодня остается без внимания и является неразрешенным. Поэтому, прежде всего, когда мы говорим о методике профилактики, нужно заняться предупреждением.

Вообще самым главным в работе по профилактике рисков наркотического поведения является установка на трезвость, внутренняя психическая готовность и трезвенническая установка.

Вопрос заключается в том, что установка - это внутренняя психическая готовность, и человек готов к жизни в этой общественной системе, для которой характерно наркотическое поведение, табакокурение, употребление каннабиуса и т.д. И военнослужащий готов к тому, что он не будет употреблять это все, для него это неважно, потому что он управляет своим поведением. Вообще задача психолого-педагогической профилактики рисков наркотического поведения, в том числе алкогольного, - это научить человека управлять своими химическими зависимостями.

В условиях, когда психоактивные вещества нас повсеместно окружают у человека отсутствует тяга к ним, невзирая на то, что они ему легко доступны. Человек с трезвеннической установкой, может употребить один раз и после этого у него нет потребности продолжать.

Задача профилактики заключается в предупреждении вообще, как таковом, именно в научении человека, управлять зависимостями, своим поведением, для чего ему нужно дать необходимые навыки. В основу современной методики заложены программы информационного типа, которые сегодня себя не оправдали. Считалось, что если давать знание о наркотиках как бы в хорошем смысле и пугать ими, то это принесет пользу. Но на практике мы получаем иной результат. Проблема в том в том, что человек получая информацию рефлексирует иногда по-своему, мы тем самым часто повышаем его интерес к этому. При этом парадоксально то что в обычных условиях человек не склонный к алкогольному, наркотическому поведению и склонный, видят ситуацию по-разному.

Информационные программы себя не полной мере оправдали потому что они в этом плане, весьма спорные. Подобные информационные выставки с наркотиками пугают детей и взрослых и зачастую не только не приносят желаемого результата, но и наоборот производят противоположный эффект.

Программа актуализации внутренних ресурсов ориентирована на поиск возникающих проблем, оказывает помощь в осознании жизненных перспектив и т.д.

Сегодня существуют множество программ, к примеру, содействие в решении актуальных вопросов взросления и т.д., среди их множества есть более и менее эффективные.

Ориентиры на поиск ресурсов для выхода из возникающих проблемных ситуаций и внутриличностных противоречий. Человек страдает от межличностных конфликтов и противоречия возникают на основе эмоций зависти и гордости. Внутриличностные конфликты - это когнитивные диссонансы (противоречия) между целями и задачами, возможностями.

Существует семь видов когнитивных диссонансов, это и есть страдания, от которых человек убегает при помощи наркотиков. Сегодня, конечно же, достаточно актуальными являются программы тренировки навыков, так называемые программы, основанные на копинг-стратегиях. Специалистами определено, что человек управляет своим поведением сам, когда ему хватает ресурсов совладать с желанием либо с направленностью поведения других относительно его, потому что объектами зависимости в наркотическом поведении выступают вещи и люди. Это наркотики и отношения, удовольствие, рассматриваемые как вещные, но при этом вещи являются вариантом зависимости от людей, т.е. от тех, кому принадлежат эти наркотики. И эти люди играют в жизни наркомана важную роль. Когда начальник предлагает выпить, он не ставит целью споить подчиненного, и в итоге все зависит от самого человека.

А копинг-поведение - это другое поведение, с одной стороны, это такое поведение, когда человек, равный тебе, предлагает, к примеру, употребить алкоголь, а ты ему решительно отказываешь в этом. И другое дело - когда более значимый человек предлагает сделать это. В данных ситуациях должны быть навыки такого поведения, как копинг-совладание. Копинг-поведение - это совла-дающее поведение. В принципе, установлено и доказано, что человеку для того, чтобы вести трезвый образ жизни, нужно системно убедить других людей таким образом, чтобы они смирились с этим поведением и в будущем уже не настаивали на своем.

В этой ситуации оппонент проходит четыре стадии: 1 стадия - отрицание; 2 - агрессия; 3 - гнев; 4 стадия - принятие.

Человек это принимает и говорит: «Наверное, он действительно не употребляет», и в какой-то момент люди доверяют человеку и понимают, что он, наверное, действительно имеет право на такое поведение. Поэтому уже впредь они не

будут настаивать либо оказывать на него психологическое давление, потому что будет понятно, что это уже модель поведения, и человек таким образом ведет себя всегда. Конечно же, вся эта методика призвана осуществлять такие меры, которые позволят нам научить человека управлять своим поведением. Условно говоря, когда человека принимают с учетом его позиций, он становится для них интересен. Называется это идиосинкразией - идиосинкразический кредит доверия. К примеру, когда идущий впереди говорит: «Голова!!!», все пригибаются и в данной ситуации верят, и не могут не верить, потому что иначе поступить нельзя.

Идиосинкразия проявляется в разных видах отклонения, например, в суициде. К примеру, если родители совершили суицид, ребенок подсознательно выделяет это как значимый признак - этот человек безапелляционно осуществляет идиосинкразию.

И вообще, когда речь идет о механизме развития химических зависимостей, можно выделить два вида механизмов: эволюционный и деструктивный. Оба эти механизма сосуществуют вместе, но при этом они действуют по-разному. Эволюционный подразумевает повышение эйфории - рост потребления. Деструктивный - разрушение личностной структуры и идет непрерывно.

Последняя стадия наркомании - это полная личностная деградация, на фоне этого развивается эволюционный механизм, то есть повышается эйфория -рост потребления, и при этом на определенной стадии, когда появляется болевой синдром, эйфории уже в том виде, в котором была раньше, не существует, возникает потребность уже как защита от боли, это как, например, военная служба для солдата по призыву и для офицера. Для офицера - это жизнь, а для солдата - важный, значимый жизненный этап. И для солдата военная служба - это одно, а для офицера - другое. Эти два механизма определяющие, а если брать поэтапно, то сначала развивается социальная зависимость, затем психическая и, как итог, физическая. Таким образом развивается наркотическая зависимость, но первопричиной является фрустрация.

Как было сказано выше, фрустрация - такое состояние психики, которое возникает в результате неисполненного желания, недостижения какой-либо значимой для человека цели, разочарования, которое проявляется в виде сильной личностной тревожности и внутренней напряженности [8].

Фрустраторы возникают в связи с любыми жизненными обстоятельствами, в том числе и стрессами, которые порождают страдание, от этого человек начинает мучиться психически и физически. Как результат, он начинает искать способ ухода от страданий, и чаще всего в этих случаях компенсацией выступает аддик-тивное поведение. Это поведение, связанное с уходом от реальности различными дополнительными средствами, при этом есть приемлемые обществу формы и социально опасные, в приемлемых формах это тоже аддиктивное поведение, но оно приносит меньше негативных последствий.

К приемлемым относятся: медитация, занятие творчеством, состояние влюбленности, трудотерапия, занятие любимым делом, экстремальными видами спорта и др. С другой стороны, трудоголизм и экстремальный спорт - это тоже плохая аддикция. Влюбленность в некоторых случаях доводит даже до суицида, разрушения социальной структуры семьи, гибели и инвалидности, умопомрачения.

К социально опасным относятся: маниакально-депрессивные проявления в поведении, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, токсикомания, интернет-зависимость, игромания, занятия сексом в извращенных формах и др. [7].

Принято считать, что людей без аддиктивного поведения не существует. Аддиктивное поведение есть всегда, другой вопрос заключается в следующем: чтобы человеку сохранять адекватность, необходимо переключаться с одних видов деятельности, мыслей и т.д. на другие. В любом организме есть природный психологический, психический, психофизический механизмы возбуждения и торможения, эти две реакции все время переключаются (перезагружаются).

Основные функции, к примеру, сна - это регуляция (переключение) и отдых, они, бесспорно, протекают одновременно. То же самое происходит и в сознании, которое человеку необходимо переключать при помощи таких аддикций. Химически зависимое поведение тоже существует у всех, потому что человек постоянно желает получать больше дофамина. Каждый человек предпочитает какую-то химию и без этого не может существовать: кто-то получает адреналин (адреналиновая зависимость), другой конфликтует, третий постоянно курит. В принципе, людей без аддиктивного поведения практически не существует. Все индивидуумы отличаются лишь своими зависимостями. Зависимость бывает психической и физической. Объективно есть зависимости от одежды, близких, от пищи или другие, по мере их развития человек от них же и начинает страдать.

Таким образом, рассматривая механизмы возникновения и развития наркотического поведения у личного состава войск национальной гвардии, становится очевидным, что зависимость человека от психоактивных веществ является сложной, многоаспектной социальной проблемой, которая затрагивает не только саму личность и результаты ее деятельности, но и часто негативно сказывается на окружающих. Сегодня разработано и апробировано множество методов педагогической профилактики рисков наркотического, токсического и алкогольного поведения военнослужащих. Своевременное и правильное применение и сочетание этих методов должно дать такой положительный результат, как способность военнослужащего управлять своим поведением и противостоять различным зависимостям.

Библиографический список

1. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Указ Президента РФ от 5.04.2016 г № 157. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196284/

2. О полиции: Федеральный закон № 3-ФЗ: принят Государственной Думой 28 января 2011 г, одобрен Советом Федерации 02 февраля 2011 г Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

3. Российская газета: сайт. Available at: http//rg.ru/2016/09/20/putin-opredelil-shtatnuiu-chialennost-centralnogo-apparata-rosgvardii.html

4. GUFO.ME. Словари и энциклопедии: Available at: https://gufo.me/dict/ozhegov/риск

5. Значение слова. Значение слова в словарях. Available at: https://znachenie-slova.ru/

6. Справка о результатах профессионального психологического отбора кандидатов для прохождения военной службы (службы) по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации в 2019 году. Москва, 2019.

7. Алехин И.А., Федак Е.И., Чистяков В.В. и др. Педагогическая профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма в части, подразделении: учебное пособие. Москва: Типография «Грин принт», 2019.

8. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. Словари и энциклопедии на Академике. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/281119/фру-страция

References

1. Voprosy Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 5.04.2016 g. № 157. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_196284/

2. O policii: Federal'nyj zakon № 3-FZ: prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 28 yanvarya 2011 g., odobren Sovetom Federacii 02 fevralya 2011 g. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/

3. Rossijskaya gazeta: sajt. Available at: http//rg.ru/2016/09/20/putin-opredelil-shtatnuiu-chialennost-centralnogo-apparata-rosgvardii.html

4. GUFO.mE. Slovarii 'enciklopedii: Available at: https://gufo.me/dict/ozhegov/risk

5. Znachenie slova. Znachenie slova v slovaryah. Available at: https://znachenie-slova.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Spravka o rezul'tatah professional'nogo psihologicheskogo otbora kandidatov dlya prohozhdeniya voennoj sluzhby (sluzhby) po kontraktu v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii v 2019 godu. Moskva, 2019.

7. Alehin I.A., Fedak E.I., Chistyakov V.V. i dr. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii, toksikomaniiialkogolizma v chasti, podrazdelenii: uchebnoe posobie. Moskva: Tipografiya «Grin print», 2019.

8. Sovremennyj tolkovyj slovar'russkogo yazyka Efremovoj. Slovari i 'enciklopedii na Akademike. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/281119/frustraciya

Статья поступила в редакцию 07.01.21

УДК 37.018.43

Tinkova Z.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of the Chosen Sport, Orel State University (Orel, Russia),

E-mail: foxunet@mail.ru

Makeeva V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia),

E-mail: vera191@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCREASE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN DISTANCE LEARNING MODE. The article deals with problems of organizing lecture classes on the Zoom platform. The main methods and techniques of increasing the efficiency of the students' work are considered. Algorithms for the effective use of certain methods and techniques are presented, taking into account the intervals of attention. Effective methods of influencing the involuntary attention of students are used, including sound effect, non-verbal communication, such as changing intonation, using gestures and facial expressions, visualization through presentation or demonstration creates additional motivation for students to master the educational material throughout the lecture. Comparative analysis of the level of knowledge manifestation in the control and experimental groups showed a significant difference in the assimilation of the material in favor of the experimental group. In the assessment the minimum of the knowledge was not passed.

Key words: educational process, lectures on Zoom platform, student attention, attention work intervals.

З.С. Тинькова, канд. пед. наук, доц., Орловский государственный университет, г. Орел, E-mail: foxunet@mail.ru

В.С. Макеева, д-р пед. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва,

E-mail: vera191@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается проблема организации лекционных занятий на платформе Zoom. Рассмотрены основные методы и приемы повышения эффективности работы занимающегося. Представлены алгоритмы результативного использования определенных методов и приемов с учетом интервалов работы внимания. Использованы эффективные методы воздействия на непроизвольное внимание студентов, в том числе звуковой эффект и невербальная коммуникация, таких как смена интонации, применение жестов и мимики, визуализации посредством презентации или демонстрации, что создает дополнительную мотивацию к освоению учебного материала студентами на протяжении всей лекции. Сравнительный анализ уровня проявления знаний в контрольной и экспериментальной группах показал значительную разницу в усвоении материала в пользу экспериментальной группы.

Ключевые слова: образовательный процесс, лекции на платформе Zoom, внимание студента, интервалы работы внимания.

Высшее образование в России представляет собой систему, которая показывает высокие результаты не только в области поставки квалифицированных кадров на рынок труда, но и закрывает потребность общества в многогранной гармоничной личности, способной развиваться самостоятельно и таким образом положительно влиять на общество в целом. Эффективность данной системы проверена поколениями, вносимые коррективы только улучшали качество образовательного процесса. Однако современные реалии беспрецедентного и резкого включения информатизации в организацию образовательного процесса показали неготовность системы к преобразованиям. Существенное опережение информационных технологий возможностей традиционных форм и методов образования вызывает необходимость поиска новых подходов обработки и осмысления информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления, в частности в организации дистанционного обучения [1; 2; 3]. Для

перехода к эффективному обучению в рамках дистанционного обучения целесообразно раскрыть общую структуру и содержание группы методов, возможности которых можно использовать при дистанционном обучении (табл. 1) [4].

Многообразие представленных данных дает возможность провести некий анализ дидактических особенностей проектируемого учебного процесса в дистанционном режиме, чтобы обеспечить качественное усвоение учебного материала по выявлению форм его представления, необходимости различных форм диалога и др. Использование различных платформ для перевода обучающихся на дистанционное обучение вскрыло0 ряд недостатков и проблем, требующих своего разрешения. В силу объективных обстоятельств в 2020 году нами проводились ежедневные занятия на платформе Zoom. По темам лекций было проведено тестирование, направленное на выявление общего уровня знаний. Первая же диагностика выявила недостаточный уровень знаний студентов по всем дис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.