Научная статья на тему 'Профилактика аддиктивного поведения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию'

Профилактика аддиктивного поведения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина И.И.

Профилактика аддиктивного поведения представляется нами как комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании, интереса к алкогольным напиткам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика аддиктивного поведения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию»

струирование человека: Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. - Томск: Изд. ТГПУ 2007. - С. 322-333.

6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010, № 189 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos.arkh-edu.ru/mater_ou/files/sanpin-dok.pdf.

7. Угрюмов М. Компенсаторные возможности мозга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?artide=576.

8. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С. ФГОС Портфолио учащегося. Мои секреты успешной учебы. 1-4 кл. - М.:Изд-во «Учитель», 2013. - 62 с.

9. Илюхин Б.В. Общественное участие в процедурах оценки качества образования как элемент открытости системы образования в целом // Открытость образования: разные взгляды - общие ценности [Текст]: Сборник материалов - М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2013. - С. 162-174.

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

© Шишкина И.И.*

ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток», г. Астрахань

Профилактика аддиктивного поведения представляется нами как комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании, интереса к алкогольным напиткам.

Ключевые слова аддикция, подростки, профилактика.

Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается социальные учреждения. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддиктивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу

* Социальный педагог.

вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.

В то же время социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили социальные противоречия и оказали негативное влияние на семью как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания, в новых общественно-экономических условиях нарушаются многоуровневые социальные функции семьи.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикций. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Большинство наших воспитанников - дети из неблагополучных семей, в которых злоупотребление алкоголем зачастую является нормой. Проблемы социализации, характерные для таких семей, являются основным фактором риска, способным подтолкнуть детей на раннее употребление психоактивных веществ.

Бесконтрольность и попустительство взрослых приводят к тому, что на детей оказывают влияние неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Попав в такую среду, подросток вынужден усваивать ее ценности, поведение, роли, жаргон и пр. Первые пробы алкоголя, табака совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.

По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т.д.) первые пробы могут не иметь продолжения.

Поэтому крайне важно проводить как первичную профилактику, предусматривающую проведение мероприятий, направленных пропаганду здорового образа жизни и предотвращение употребления ПАВ, с детьми, которые не знакомы с действием психологически активных веществ, так и вторичную профилактику, ориентированную на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь.

В условиях учреждения профилактика аддиктивного поведения представляет собой комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании и интереса к алкогольным напиткам.

Социально-педагогическая профилактика аддиктивного поведения ведется по трем направлениям: развитие социальной компетентности; пропаганда здорового образа жизни; организация досуга воспитанников.

Выстраивая систему работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, включаем их в программу по развитию социальной компетентности. Занятия направлены развитие уверенности в себе, умения противостоять негативному давлению окружающих, на формирование у подростков навыков самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, воспитание ответственности за свои действия и поступки.

Такие занятия, как «Уверенность в повседневной жизни», «Противостояние негативному давлению среды», «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ», «Правонарушения. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения», «Учусь говорить «Нет!» способствуют формированию адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).

В рамках работы по направлению «пропаганда здорового образа жизни и профилактика и вредных привычек» поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим дня и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ.

Организация досуга - важная составляющая профилактики аддиктив-ного поведения, так как включение в социально - одобряемую деятельность помогает найти детям занятие по душе, добиться успеха в каком-либо виде творческой деятельности, восполнить недостаток положительного жизненного опыта.

Воспитанники принимают участие в различных городских творческих конкурсах, занимают призовые места.

Таким образом, мы стараемся наполнить жизнь детей яркими событиями, помочь им раскрыть личностный потенциал и представление об окружающем мире.

При ведении профилактической работы в образовательном учреждении следует учитывать, что приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, любопытство, вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков, а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка подростка, которые в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Таким образом, профилактическая работа должна включать в себя не только разъяснение вреда психоактивных веществ для организма, формирование ценностного отношения к своему здоровью, но и профилактику социальной дезадаптации.

Список литературы:

1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося пове-дени: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

3. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.