Во-первых, это соответствие уровня знаний выпускников учебного заведения государственным стандартам. Во-вторых, качественная оценка всей структуры образовательного учреждения, таких её частей, как содержание образования, подготовительные курсы и уровень подготовки на них, преподавательский состав, методическая база, техническая база, научные достижения, методики обучения.
Таким образом, использование ИКТ играет очень важную роль в реализации творческого потенциала студентов и позволяет решить главную задачу современной высшей школы - раскрытие способностей каждого обучающегося. Интенсивное использование информационных технологий в современном вузе -залог успехов во всех областях его жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
2. Гузуева Э.Р, Алиева РР Применение интернет-технологий в обучении студентов вуза. Современные педагогические технологии профессионального образования: материалы IV международной заочной научно-практической конференции. Москва-Берлин, 2020: 124 - 127.
3. О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г № 1644. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420248126
4. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно-ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. Вестник Череповецкого государственного университета. 2015; № 6 (67): 117 - 122.
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
2. Guzueva 'E.R., Alieva R.R. Primenenie internet-tehnologij v obuchenii studentov vuza. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya: materialy IV mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva-Berlin, 2020: 124 - 127.
3. O vnesenii izmenenij v prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya». Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 29 dekabrya 2014 g. № 1644. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420248126
4. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Tendencii razvitiya komp'yuterno-orientirovannoj sredy inoyazychnoj professional'noj podgotovki buduschih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 6 (67): 117 - 122.
Статья поступила в редакцию 15.01.21
УДК 371.147
Romanov А.В., adjunct, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF DRUG ADDICTION AND DRUG BEHAVIOR OF PERSONNEL OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The
paper deals with the actual problems of drug addiction and drug behavior of the personnel of the National Guard of the Russian Federation. The author highlights a number of statistical data and the results of some sociological studies that indicate the relevance and topicality of the problem under consideration. The article reveals such concepts as narcosis and narcotic behavior. Special attention is paid to the peculiarities of the manifestation of the drug from the troops, however, the work contains a number of assumptions and specific factors influencing the expression of drug-addiction among soldiers and employees of the National Guard. The author concludes that an important aspect such as the rapid identification of military personnel in the first stage of drug abuse development should come to the fore already today. It is assumed that the basis of all preventive work should be the work of officials aimed at forming a sober lifestyle for the personnel.
Key words: addiction, deviant behavior, narcosis, narcotic behavior, prevention, use, psychoactive substance, soldier and employee.
А.Б. Романов, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: magistr. [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРКОТИЗАЦИИ И НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются актуальные проблемы наркотизации и наркотического поведения личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации. Автор освещает ряд статистических данных и результаты некоторых социологических исследований, свидетельствующих об актуальности и злободневности рассматриваемой проблемы. В статье раскрываются такие понятия, как наркотизм и наркотическое поведение. Особое внимание уделяется специфике проявления наркотизма у личного состава войск, вместе с тем приводится ряд предпосылок и характерных факторов, оказывающих влияние на проявление наркотизма в среде военнослужащих и сотрудников Росгвардии. Автор делает вывод о том, что уже сегодня на первый план должен выходить такой важный аспект, как оперативное выявление военнослужащих, находящихся на первой стадии развития наркомании. Предполагается, что основу всей профилактической работы должна составлять деятельность должностных лиц, направленная на формирование у личного состава установок на трезвый образ жизни.
Ключевые слова: аддикция, девиантное поведение, наркотизация, наркотическое поведение, профилактика, употребление, психоактивное вещество, военнослужащий и сотрудник.
Непрерывно нарастающие требования к сотрудникам правоохранительных органов, наряженная служба, значительные психологические нагрузки, социальный и экономический кризис все чаще вызывают стрессовое состояние, увеличение форм саморазрушающего поведения, лидирующие позиции из которых устойчиво занимает проблема наркотизации и участившиеся случаи наркотического поведения.
Сегодня это негативное явление не обходит стороной и личный состав силовых структур, в частности Росгвардии, что вызывает социальное и правовое противоречие между наркотизацией, фактами наркотического поведения и тем, что одновременно этот личный состав выполняет важные государственные задачи по обеспечению и общественной безопасности, а также защите прав и свобод человека и гражданина, а ведь к этим сотрудникам предъявляются особые требования.
Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствуют и отчеты наркологических диспансеров, и ежегодные сводки органов по борьбе с наркоманией.
Невзирая на проведение проверочных мероприятий во время призыва граждан для прохождения военной службы по контракту, в войска все же поступает личный состав, не только имеющий опыт, но и продолжающий в разной степени эпизодически либо регулярно употреблять психоактивные вещества.
К примеру, итоги первого полугодия 2016 г показывают, что из 7 тыс. 543 человек, которые рассматривались как кандидаты на военную службу по контракту, по результатам профессионально-психологического отбора в приеме на контракт было отказано всего 168 кандидатам, ранее имевшим немедицинский опыт употребления психоактивных веществ [1].
Проведенное изучение степени наркотизации населения в Российской Федерации установило, что эпизодически и регулярно наркотики употребляют около 8 млн человек (это 5,6% населения), из них примерно 3 млн - употребляющие достаточно активно (это 2% населения), а из них 75% употребляют канабиноиды, 15% - психостимуляторы и около 9% - наркотики опийной группы. Приведенные данные указывают на то, что действительное количество наркозависимых в 3 - 5 раз превышает официальные учтенные данные. Большинство составляют граж-
дане, иногда (эпизодически) употребляющие наркотические и психотропные вещества. Именно на эту категорию необходимо обратить пристальное внимание, это позволит повысить эффективность проводимых профилактических мероприятий, как в силовых ведомствах, так и целом в Российской Федерации [2].
Большой проблемой сегодня является то, что 56% респондентов, имеющих хотя бы однократный опыт потребления наркотиков, попробовали их уже в несовершеннолетнем возрасте.
Представленная статистика Судебного департамента России свидетельствует о том, что треть всех преступлений в 2019 году совершено в состоянии алкогольного опьянения [3].
Проблема наркотизации применительно к Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации исследована недостаточно широко, однако такие исследователи, как Ю.А. Александровский, И.А. Алехин, В.Н. Герасимов, О.В. Бакушин, В.Г Гетманский, В.В. Чистяков, Е.И. Федак и др., в прямой или косвенной постановке вопроса посвятили свои изыскания проблеме наркотического поведения [4 - 8].
Принято полагать, что проблема девиантного поведения в войсках национальной гвардии, так же как и собственно во всех силовых структурах, является актуальной и, пожалуй, одной из самых злободневных.
Употребление наркотических, психоактивных веществ является одной из форм девиантного поведения. Разновидностью данной девиации является ад-диктивное поведение, предполагающее уход от реальности путем искусственного изменения сознания или постоянного сосредоточения внимания на каких-либо индивидуальных зависимостях.
Аддикция характеризуется уходом от реальности с помощью психоактивных веществ (наркотические и психотропные средства, алкогольные напитки). Аддикция может принимать как приемлемые формы, так и социально опасные.
К приемлемым относятся такие формы: различные техники медитации, чрезмерный труд, экстремальные виды спорта творчество, увлечения, связанные с риском. К социально опасным и деструктивным формам относятся употребление наркотических веществ, сексуальные отклонения, зависимость от Интернета, чревоугодие, игромания, маниакально-депрессивные проявления и пр. [5].
Принято считать, что аддиктивное поведение является одной из форм де-виантного (отклоняющегося) поведения, не является заболеванием, хотя при определенных условиях может постепенно и незаметно привести к формированию наркомании.
Целесообразно разграничивать понятия «наркозависимость» (т.е. заболевание) и «аддиктивное поведение» (не болезнь), которое заключается в эпизодическом употреблении наркотических веществ.
На основании признанных критериев МКБ-10, которые действуют в Российской Федерации, предоставляется возможность с высокой степенью вероятности определить, является ли человек «наркоманом» [5].
Рассматривая данный аспект, который умалчивается, хочется отметить, что именно алкоголь находится на «нулевой» позиции в данной классификации, следовательно, является разновидностью наркотических (психоактивных) веществ.
В социальном опросе, который проводился в 2019 году, приняло участие около 2000 человек, их возраст находился в пределах от 18 до 55 лет. Опрошенные женщины указали на то, что 4,3% вовсе не употребляют алкоголь, 17,6% употребляют не чаще 1 раза в месяц, 54,1% употребляют алкоголь не чаще 1 раза в неделю, 24% употребляют спиртные напитки чаще 1 раза в неделю. Своей «нормой» женщины считают: 11,7% - достаточно до 200 грамм, 25,9% хватает от 200 до 500 грамм, 43,2% употребляют от 500 грамм до 1 литра, 19,2% употребляют более 1 литра.
Среди мужчин ситуация такова: 0,7% не вовсе употребляют алкоголь, 8% -не чаще 1 раза в месяц, 64,7% употребляют алкоголь реже 1 раза в неделю, 26,6% употребляют алкоголь чаще 1 раза в неделю. Свою «норму» алкоголя мужчины в ответах определили: 3,2% вполне достаточно до 200 грамм некрепкого вина, 7,3% употребляют от 200 до 500 грамм, 31,3% выпивают от 500 грамм до 1 литра, 58,5% предпочитают более 1 литра.
Цифры указывают на то, что, в «норму» попадает 37% женщин и 10,5% мужчин [9].
Ввиду этого, рассматривая проблему наркотизации и наркотического поведения сотрудников войск национальной гвардии, необходимо обратить внимание именно на факты чрезмерного употреблении алкоголя как наиболее доступного и распространенного в обществе психоактивного вещества.
К сожалению, эти негативные явления возникают и вследствие научения алкогольному, токсическому и наркотическому поведению, оно осуществляется во время непосредственного общения и взаимодействия людей друг с другом. В результате подобного взаимодействия происходит обмен собственным опытом снятия эмоционального стресса и депрессивных психических состояний.
Сегодня из одной из опасных форм деструктивного поведения военнослужащих и сотрудников Росгвардии является наркотизм - это деструктивное изменение личности, которое проявляется в приверженности к употреблению
наркотических и иных психоактивных средств как способа ухода от окружающей действительности по тем либо иным причинам.
Явление наркотизма у военнослужащих (сотрудников) отличается своими существенными особенностями: появление в силовых структурах в большинстве случаев здоровых людей, которые все же иногда прибегают к употреблению психоактивных веществ; в экстремальных ситуациях при выполнении служебно-боевых задач нередко возникает личная потребность употребить что-то с целью повышения ресурсов организма; среди личного состава, члены которого по должности работают с техническими жидкостями, распространен такой вид наркотизма, как употребление токсических веществ (растворители, технический спирт, и т.д.), являющиеся более доступными к употреблению, чем наркотики [10].
Наряду со специфическими особенностями наркотизму личного состава как деструктивному явлению, как правило, могут способствовать такие актуальные проблемы:
- часто авторитетные для кого-либо товарищи (сослуживцы) поощряют употребление алкоголя и наркотиков, а в некоторых случаях происходит и целенаправленное обучение наркотическому поведению с их стороны;
- в большинстве случаев у личного состава, который поддается влиянию извне, формируется уверенность в том, что алкоголь и наркотики помогут снять стресс либо психоэмоциональные нагрузки;
- твердо и давно устоявшиеся «традиции» (ритуалы), которые подразумевают употребление алкоголя, и участие в которых часто является даже обязательным;
- по мере вовлечения незаметно и постепенно формируется ложный стереотип о том, что уход от реальности с помощью психоактивных веществ решит проблемы;
- часто личный состав испытывает затяжной, а иногда и хронический психологический стресс, который иногда трудно бывает перенести;
- в большинстве случаев зависимость от алкоголя или наркотика как способа снятия стресса наблюдается именно у людей со слабым механизмом психической защиты.
Сложившаяся практика позволяет выделить ряд предпосылок и специфических факторов, влияющих на непреклонный рост наркотизма в среде военнослужащих и сотрудников:
- на службу по контракту призывается все больше граждан, ранее привлекавшихся к ответственности за правонарушения, связанные с употреблением и оборотом наркотиков, имеющих на этой почве психические отклонения;
- выполнение боевых и служебно-боевых задач, постоянно граничащих с угрозой жизни и здоровью;
- преимущественная дислокация структурных подразделений в крупных населенных пунктах и выполнение задач боевой службы в общественных местах, что упрощает установление контактов личного состава с поставщиками и потребителями и наркотических средств и их прекурсоров;
- высокий уровень служебной нагрузки, отсутствие регулярного и полноценного отдыха;
- некоторые нарушения в деятельности военкоматов, осуществляющих призыв на военную службу (некачественный медицинский контроль и психологический отбор, плохое изучение семейного положения и особенностей воспитания и прочие упущения) способствуют принятию на контракт (работу), военную службу по призыву в подразделения и территориальные органы граждан, употребляющих наркотики;
- на распространение наркотизма в войсках прямо или косвенно влияют случаи, когда военнослужащему (сотруднику) по необходимости (в лечебных целях) прописывались медикаменты, содержащие в своем составе наркотические вещества;
- частое нахождение военнослужащих и сотрудников в стрессовых ситуациях (служебные проблемы, натянутые отношения с командирами, нерешенные семейные и личные проблемы) способствуют такой форме ухода от реальности, как употребление наркотиков.
Таким образом, статистические данные и анализ практики борьбы с перечисленными негативными явлениями в войсках указывают на факты отклонений от «нормы» в употреблении личным составом Росгвардии алкоголя и прочих психоактивных веществ.
В действительности нормативно-правовые акты строго определяют то, что гражданин, злоупотребляющий психоактивными веществами, не имеет права находиться в составе силовых структур, однако происходящие сегодня в обществе деструктивные процессы вносят свои коррективы. Реальность такова, что данный феномен в силовых структурах имеет место быть, что является противоречием.
Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод, что уже сегодня на первый план должен выходить такой важный аспект, как оперативное выявление военнослужащих, находящихся на начальной стадии развития наркомании. Предполагается, что основу всей профилактической работы должна составлять деятельность должностных лиц, направленная на формирование у личного состава установок на трезвый и здоровый образ жизни.
Библиографический список
1. Обзор о состоянии преступности связанной с незаконным оборотом наркотических средств в войсках национальной гвардии Российской Федерации в 2016 году. Москва, 2016.
2. Профилактика наркомании в вооруженных силах. Available at: https://revolution.allbest.ru/medicine/00723123_0.html
3. Интернет портал Судебного департамента России. Available at: https://pravo.ru/story/215463/
4. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Москва: Медицина, 1990
5. Алёхин И.А. Педагогическая профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма в части, подразделении: учебное пособие. Москва: ВУ 2018.
6. Бакушин О.В. Педагогические основы предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов частей РВСН. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.
7. Герасимов В.Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности в процессе военной службы. Диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1989.
8. Гетманский В.Г Педагогическая профилактика криминогенного поведения солдат и сержантов в части. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1994.
References
1. Obzor o sostoyanii prestupnosti svyazannoj s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii v 2016 godu. Moskva, 2016.
2. Profilaktika narkomanii v vooruzhennyh silah. Available at: https://revolution.allbest.ru/medicine/00723123_0.html
3. Internet portal Sudebnogo departamenta Rossii. Available at: https://pravo.ru/story/215463/
4. Aleksandrovskij Yu.A. Pogranichnye psihicheskie rasstrojstva. Moskva: Medicina, 1990
5. Alehin I.A. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii, toksikomanii ialkogolizma v chasti, podrazdelenii: uchebnoe posobie. Moskva: VU, 2018.
6. Bakushin O.V. Pedagogicheskie osnovy preduprezhdeniya uklonenij ot voennoj sluzhby u soldat i serzhantov chastej RVSN. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.
7. Gerasimov V.N. Perevospitanie voinov s negativnymi kachestvami lichnosti v processe voennoj sluzhby. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1989.
8. Getmanskij V.G. Pedagogicheskaya profilaktika kriminogennogo povedeniya soldat i serzhantov v chasti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.
Статья поступила в редакцию 20.01.21
УДК 372.881.161.1
Zhu J., postgraduate, Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE LISTENING USING MULTIMEDIA AND THE INTERNET. The article uses the material of foreign studies to consider the methodology of teaching foreign languages based on the theory of multimodality, and the most effective methods of teaching listening skills used to compensate for the shortcomings of the traditional model of teaching Russian as a foreign language in China. Multimodality is defined as a key characteristic of the reform of foreign language education, which is provided by digital and network technologies that provide teachers and students with the necessary resources and technical means of teaching in modern conditions. In terms of multimodal listening training, students not only acquire the necessary speech and language skills, but also enrich their extracurricular practice, immersed in multimodal authentic Russian content (radio and TV shows, books, poems, songs, TV news, lectures on Russian language and more), join the bilateral exchange of information that ultimately solves the key problem of increase of efficiency of learning - the development of auditory and speech abilities of students.
Key words: multimodality in teaching foreign languages, computer and network technologies, listening teaching, Russian as a foreign language.
Ц. Чжу, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА И ИНТЕРНЕТА
В статье на материале зарубежных исследований рассматривается методика преподавания иностранных языков, основанная на теории мультимодаль-ности, и наиболее эффективные методы обучения аудированию, применяемые для компенсации недостатков традиционной модели обучения русскому языку как иностранному в Китае. Мультимодальность определяется как ключевая характеристика реформы иноязычного образования, которая обеспечивается цифровыми и сетевыми технологиями, предоставляющими преподавателям и учащимся необходимые в современных условиях ресурсы и технические средства обучения. В обстановке мультимодального обучения аудированию учащиеся не только приобретают необходимые языковые и речевые навыки, но и обогащают свою внеаудиторную практику, погружаясь в мультимодальный аутентичный русскоязычный контент (радио- и телепередачи, книги, стихи, песни, телевизионные новости, лекции на русском языке и многое другое), приобщаются к двустороннему обмену информацией, что в конечном итоге решает ключевую проблему повышения эффективности обучения - развитие слуховых и речевых способностей учащихся.
Ключевые слова: мультимодальность в обучении иностранному языку, компьютерные и сетевые технологии, аудирование, русский язык как иностранный.
Целью данной статьи является рассмотрение проблем обучения аудированию на иностранном языке сквозь призму зарубежных и российских исследований в области мультимодальности. Изменения в информационно-коммуникационной сфере, связанные с развитием цифровых технологий, телевидения и Интернета, оказывают влияние как на способы кодирования информации в разных формах и видах (письменная и звучащая речь, зрительные и слуховые образы), так и на ее симультанное восприятие человеком через различные каналы. «Визуальный канал включает жестикуляцию, взгляд, мимику и другие аспекты "языка тела". Письменный дискурс также воспринимается визуально и кроме вербального компонента включает целый набор графических параметров, таких как шрифт, цвет, формат и т.д. Современное понятие мультимодальности включает всё это многообразие» [1, с. 148].
Теория мультимодальности, разрабатываемая в русле социальной семиотики и системной функциональной лингвистики М. Халлидея [2], впервые получила свое научное обоснование в 1990-х годах XX века в исследованиях Г. Кресса и Т. ван Лиувена [3]. В ее основу легло понимание того, что в повседневном общении людей используются различные сенсорные системы зрения, слуха и осязания для коммуникации с помощью различных средств, таких как язык, изо-
бражение, звук, позы, движения. Развитие мультимедийных технологий оказало значительное влияние на дальнейшее формирование теории мультимодального дискурса, что привело к активному проникновению этих идей в преподавание иностранных языков. Основанные на синтезе текста, изображения, звука, мультимедийные технологии породили новые аудиовизуальные практики и разнообразные сценарии применения языка, что значительно обогатило традиционные методы лингводидактики и повысило их эффективность, прежде всего в обучении такому важнейшему аспекту, как аудирование.
Г Кресс и Т. ван Лиувен понимают под мультимодальностью (multimodality) использование нескольких связанных семиотических режимов для усиления плана выражения мысли либо его дополнения. В работах, посвященных данной проблеме, не только раскрывается взаимосвязь между модальностью и средой, но и предлагаются различные схемы обучения и развития способностей учащихся в мультимодальной среде. Мультимодальная модель преподавания иностранного языка была впервые предложена New London Group в 1996 г [4], и в этом же году И. Балтова провела эксперимент с канадскими студентами, говорящими на французском языке [5]. Результаты эксперимента показали, что при обучении иноязычному аудированию при использовании видео с субтитрами значительно