УДК 37.048.3
Н. М. Ноговицына, Т. В. Портнягина
Профилактика аддиктивного поведения у младших подростков в общеобразовательной организации
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах жизнедеятельности, трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса многие прибегают к стратегиям аддиктивного (зависимого) поведения, что напрямую отражается на процессе социализации подростков. Формирование аддиктивного поведения в подростковом возрасте является объектом исследования ученых разных областей науки: медицины, психологии, педагогики, социологии и др., что позволило дать подробную психолого-педагогическую характеристику подростку-аддикту. Рост употребления наркотических и психоактивных веществ, обусловленный, прежде всего, отсутствием надёжных социальных барьеров, которые сдерживали бы его, в сочетании с очень низкой эффективностью лечения зависимостей определяют значимость профилактики аддиктивного поведения среди детей и молодёжи. Учет психолого-педагогических особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению, позволяет разрабатывать эффективную программу первичной профилактики в образовательной организации. Современные реалии требуют постоянного обновления реализуемых программ, внедрения инновационных технологий, что и определяет актуальность темы исследования. В статье дана психолого-педагогическая характеристика подростков, склонных к аддиктивному поведению, приведены результаты анкетирования обучающихся 5-7-х классов МБОУ «Намская СОШ № 2» МО «Намский улус» РС (Я) с целью выявления фактов курения и употребления ПАВ. Также представлена программа первичной профилактики, ориентированная на учащихся 5-7-х классов, разработанная с учетом результатов анкетирования. Также представлены итоги частичной реализации программы профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних в Намской средней общеобразовательной школе № 2.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, зависимость, личность, общение, подросток, проблемы, профилактика, социальный педагог, психоактивные вещества.
N.M. Nogovitsyna, T.V. Portniagina
Prevention of an addictive behavior in secondary school teenagers
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. Modern society is characterized by crisis phenomena in many spheres of life, with difficult socio-economic conditions in Russia greatly complicating the reality. In search of remedies for stress and discomfort, many people turn to strategies of addictive behavior (addiction), which directly affects the process of socialization of teenagers. The increase in the use of drugs and psychoactive substances, alcohol, tobacco, due primarily to the lack of reliable social barriers that would restrain it, combined with the very low effectiveness of addiction treatment, bring the problem of prevention of addictive behavior among children
НОГОВИЦЫНА Надежда Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
NOGOVITSYNA Nadezhda Mikhailovna - Candidate of Pedagogic Sciences, Department of Social Pedagogics, Teachers' Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ПОРТНЯГИНА Таисия Владимировна - магистрант I курса группы МПрО-19, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
PORTNIAGINA Taysia Vladimirovna - 1st-year Master's student, Teachers' Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
and young people to the fore. The problem of addictive behavior is the research subject of scholars in various fields of science: medicine, psychology, pedagogy, sociology, etc., which allowed giving detailed psychological and pedagogical characteristics of a teenage addict. Taking into account the psychological and pedagogical characteristics of teenagers who tend to addictive behavior allows developing an effective program of primary prevention in an educational organization. Modern realities require constant updating of implemented programs, applying of innovative technologies, which determines the relevance of the research topic. The article describes psychological and pedagogical characteristics of teenagers who tend to addictive behavior, the results of a survey of 5-7th grade students of School No. 2, village of Namtsy, Namsky District of Sakha (Yakutia), and the primary prevention program based on the results of the survey and designed for implementation in a secondary school for 5-7th grade students. The results of partial implementation of the program of addictive behavior prevention at Namtsy School No. 2 are also presented.
Keywords: addictive behavior, addiction, personality, communication, teenager, problems, prevention, social pedagogue, psychoactive substances.
Введение
В настоящее время на фоне снижения употребления алкоголя все более актуальной становится проблема употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте. Природе возникновения зависимостей посвящено ряд исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. Вопросам профилактики наркомании и алкоголизма в молодежной среде посвящены исследования Д.Д. Еникеева [1], Н.А. Сироты [2]. Биологические механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости изучали И.П. Анохина, О.Ф. Львова, Т.В. Клименко [3], психологические аспекты формирования зависимого поведения раскрыты в трудах М.И. Буянова [4] и др. Основы психологического и социально-педагогического воздействия на подрастающее поколение в рамках коррекционной педагогики изложены в работах
A.Д. Гонеева [5], С. Даулинга [6]. Также для нашего исследования представляет интерес труды
B.М. Ялтонского [7], в котором раскрыты частные вопросы профилактики аддиктивного поведения.
По мнению Змановской Е.В.: «Прежде всего зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое... Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости» [8, с. 120].
Психолого-педагогическая характеристика аддиктивных подростков
Для определения сути проблемы охарактеризуем личность подростка, подверженного ад-диктивному поведению. Практика показывает, что проблема с аддикциями начинает проявляться именно в подростковом возрасте, это связано с физиологической и психологической перестройкой, а также с резкими изменениями в социальной ситуации.
На личностном уровне аддикты характеризуются низким уровнем переносимости трудностей, при этом уровень притязаний у них завышенный. Они, как правило, стремятся к получению удовольствий, ожидают немедленного исполнения своих желаний. Случаи неудач переживают очень эмоционально, долго страдают от неудовлетворенности, подвержены депрессиям. Любой стресс для них быстро разрастается до масштабов трагедии, им не подходит формула Г. Селье: «стресс - это аромат и вкус жизни и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.» [9], наоборот, для аддиктов это повод к бегству. Частая смена настроения, сочетание агрессии и подавленности, проявления садизма, избегание ответственности также присущи личностям с аддиктивным поведением.
Подростки с аддиктивным поведением отличаются следующими чертами по мнению Кулаков С.А.: «Незрелость, «аффективную логику», лабильность, легкость фрустрации, снижение самооценки, тревожность, блокирование потребности в защищенности, свободе, самоутверждении, потребность в одобрении, страх оценки, эгоцентризм, неуверенность, обвинение
других, избегание проблем. Кроме того, у этих у подростков блокирована потребность в безопасности и материнской любви, способность планировать долгосрочное будущее» [10, с. 56]. В.М. Ялтонский доказал, что у подростков с аддиктивным поведением преобладают: «пре-морбидные (предшествующие развитию болезни) эпилептоидные, лабильные, неустойчивые и истеройдные типы акцентуаций характера, отмечается высокая психологическая склонность к делинквентности и алкоголизации, а также изменения характера по органическому типу и отчетливые признаки социальной дезадаптации» [7].
По мнению практикующих социальных педагогов школ г. Якутска выделяются следующие изменения во внешности и поведении подростков, которые должны вызвать беспокойство родителей и педагогов: бледность кожи, расширенные или суженые зрачки, покрасневшие или «мутные» глаза, замедленная речь, потеря аппетита, похудение, хронический кашель, проблемы с координацией. Анализ научной литературы и обобщение результатов опроса специалистов показал, что решающая роль в возникновении склонности к употреблению внешних стимуляторов является уровень самооценки подростков, которая является одним из стержневых факторов личности.
Самооценка подростков с аддиктивным поведением отражает дезадаптивный уровень интерперсональных отношений в неформальном микросоциальном окружении, меньшую уверенность в себе, большую уступчивость, подчиняемость, более слабое стремление к независимости и самостоятельности. Структурные компоненты самооценки (Я - реальное, Я - идеальное и Я - прогностическое) совпадают, что свидетельствует об отсутствии стремления к самоусовершенствованию. Подростки с наркотической зависимостью отличаются заниженной, неустойчивой самооценкой и имеют низкий уровень притязаний к своему идеальному «Я» [6].
Также страдают и межличностные отношения подростков с аддиктивным поведением. Поверхностный характер социабельности и ее ограниченность во времени сочетаются с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. «В то же время общение на «длинную» дистанцию с ними затруднено, неинтересно, они скучные, однообразные люди в повседневной жизни. Отношения с ними поверхностны, к глубоким положительным эмоциональным отношениям они не способны и избегают ситуаций, связанных с ними» [11]. Общение с аддиктивными подростками затруднено еще и тем фактом, что они часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров, говорят неправду. При этом склонны обвинять всех вокруг кроме себя, уходят от ответственности в принятии решений и взваливают ее на других, постоянно оправдывают себя. Они стереотипны в своем поведении.
В последние годы появляются новые формы аддикций. Так, например, остро стоит вопрос об игровой зависимости подростков. По данным Американской психиатрической ассоциации (классифицировала патологический гемблинг как болезнь еще в 1980 г.), в 2003 г. распространенность зависимости от азартных игр составляла 1-3% среди взрослых и 2-6% среди юношества. Позже появились исследования зависимости от компьютерных игр среди взрослого населения. Исследования 2007 г. International Gaming Research Unit университета «Nottingham Trent University» показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. Ученые полагают, что среди подростков эти показатели выше в 2 раза. По нашему мнению: «гемблингом, или патологическим пристрастием к азартным играм, страдают, помимо взрослых, и подростки. Большему риску в подростковом возрасте подвергаются юноши. Вовлечение в игру происходит в возрасте 11-15 лет, основными формами у подростков являются игра в сетевые компьютерные игры» [12].
Результаты анкетирования младших подростков
С целью диагностики уровня информированности и выявления факторов, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения в подростковом возрасте студентами кафедры социальной педагогики педагогического института СВФУ проведено анонимный опрос обучающихся 5-7-х классов МБОУ «Намская СОШ № 2» МО «Намский улус» РС (Я).
Анкета была разработана и адаптирована студентами на заседании кружка «Профилактика аддиктивного поведения подростков» и состоит из двух частей. Первая часть содержит пять вопросов, касающихся общих данных респондентов. Вторая часть анкеты включает изучение знаний учащихся, касающихся вопросов употребления психоактивных веществ (ПАВ), содержит 14 вопросов, направленных на выявление случаев употребления психоактивных веществ (ПАВ), уровня знаний о вреде курения, алкоголя и наркотиков, а также выявление отношения подростков к факту употребления ПАВ. В анкетировании участвовало 75 респондентов.
Анкетирование проводилось в течение первой четверти 2018-2019 уч. г. По первой части анкеты получены следующие результаты (табл. 1):
Таблица 1
Общие данные респондентов
Кол-во опрошенных Состав семьи Проводят свой досуг...
Класс ,
из них мальчиков из них девочек i ^ R о4 О w С Неполная (материнская) (%) Организованный (кружи секции и др.) (%) Неорганизованный (свободное времяпровождение) (%)
5 17 13 70 30 80 20
6 7 15 63,6 36,4 77 23
7 11 9 90 10 65 35
На вопросы второй части анкеты ответы распределились следующим образом (табл. 2):
Таблица 2
Результаты анкетирования (часть 2)
Вопросы Класс да (%) нет (%) иногда (%) не знаю (%)
Курение вредит здоровью. Согласны ли с этим утверждением? 5 100 - - -
6 100 - - -
7 90 10 - -
Пробовал ли ты курить? (1 раз, более 1 раза. Отметь) 5 - 100 - -
6 4,5 (более 1 раза) 86,5 9 (1 раз) -
7 5 (более 1 раза) 75 - 20
Алкоголь (в том числе и пиво) ведет к деградации личности? Согласен ли ты с этим утверждением. 5 86,6 6,8 - 6,6
6 40,9 9 31,8 18,3
7 45 15 40 -
Как часто в Вашей семье употребляют алкоголь? 5 - 100 - -
6 - 100 - -
7 - 100 - -
Разговариваете ли вы с друзьями о наркотиках? 5 - 100 - -
6 - 90,9 9,1 -
7 - 75 25 -
Ты пробовал употреблять наркотические или токсические вещества? 5 - 100 - -
6 - 100 - -
7 - 100 - -
Итоги анонимного анкетирования обучающихся Намской средней общеобразовательной школы № 2 (с разрешения родителей) свидетельствуют о следующем:
- Возраст респондентов от 11 до 14 лет. Для объективности результатов опросили примерно равное количество мальчиков и девочек.
- 74,5% опрошенных проживают в полных семьях, их воспитанием целенаправленно занимаются, организации досуга уделяют достаточно внимания, однако, чем старше ребенок, тем больше процент неорганизованного досуга. При этом, дети свободное время проводят дома, играя в сетевые компьютерные игры, общаясь в социальных сетях, просматривая «уоШлЬе канал» и т.д.
Анализ ответов на вопросы второй части анкеты дал следующие результаты: 100% пятиклассников однозначно считают курение вредной привычкой, никто не пробовал курить, о наркотиках не разговаривали с друзьями, со взрослыми тоже не заводили разговоры на данную тему. На вопрос о вреде алкоголя, 46,8% обучающихся ответили, что пиво не вредит здоровью. На вопрос «Как часто в вашей семье употребляются алкогольные напитки?» все ответили «нет», но при беседе подавляющее большинство сказали, что по праздникам и семейным торжествам взрослые пьют шампанское и вино, но «это за алкоголь не считается».
Среди шестиклассников 9% обучающихся ответили, что пробовали один раз курить, а 4,5% отметили, что курили больше одного раза. При этом младшие подростки уверены, что курение вредит здоровью. 90,9 % шестиклассников не интересуются проблемой наркомании, но 9,1% признались, что иногда разговаривают с друзьями про наркотики. Ответы на вопросы о вреде алкоголя распределились следующим образом: 40,9% обучающихся считают, что алкоголь вреден для здоровья, 31,8% - ответили, что алкоголь вреден в большом количестве, 18,3% затруднились ответить, 9% считают, что он не вреден. Фактов употребления наркотиков не обнаружено, но младшие подростки хорошо проинформированы о наркотических веществах, знают некоторые названия наркотиков, а также владеют знаниями о вреде на психическое здоровье человека.
Хотя они уверены, что курение вредит здоровью. Также большинство учащихся не интересует тема наркотиков, но 9,1% признались, что интересовались этой проблемой и разговаривали про наркотики с друзьями. Мнения о вреде алкоголя разделились: 40,9% учащихся считают, что вреден; 31,8% написали, что всё зависит от количества, 18,3% затруднились ответить, 9 % ответили, что не вреден. Фактов употребления наркотиков не обнаружено, хотя теоретически ребята могут рассказать о наркотических веществах, даже знают некоторые названия, владеют знаниями о вреде наркотиков на психическое здоровье человека.
35% семиклассников не посещают учреждения дополнительного образования, предпочитают свободное времяпровождение за компьютерными играми, общением в чатах, просмотром роликов и т.д. Наблюдается увеличение количества подростков (15%), которые относятся более терпимо к курению, считая, что особого вреда для здоровья нет. Были выявлены факты курения, а 1 учащийся ответил, что пробовал курить более одного раза. Параллельно наблюдается увеличение процентных показателей ответа «не вреден» (с 9% до 15%) к вопросу: «Алкоголь (в том числе и пиво) ведет к деградации личности?». При уточнении результатов опроса, ребята сказали, что имели ввиду, что «пиво не вредит здоровью». Также в беседе дети признались, что во многих семьях в праздники принято употреблять шампанское, вино. В 7 классе появляется интерес к проблеме наркомании, к психоактивным веществам. Среди сверстников ведутся разговоры на эту тему. Обучающиеся считают, что потребление любых наркотических или токсических веществ представляют серьёзную угрозу для организма, поэтому, на вопрос об употреблении этих веществ все ответили отрицательно.
В анкету включены вопросы, касающиеся причин употребления ПАВ, они сформулированы таким образом, чтобы подростки самостоятельно давали развернутый ответ. В целом, анализ результатов опроса показал, что в подростковом возрасте даже при условии благополучного окружения возникают прецеденты аддиктивного поведения. Во многом это объ-
ясняется подростковыми поведенческими реакциями - реакция эмансипации, группирования - которые могут привести к аддикциям. В стремлении казаться взрослее и при недостаточном социальном опыте подростки удовлетворяют свои потребности девиантными способами.
Кроме традиционных зависимостей у современных подростков значимыми становятся ад-дикции, основанные на неформальном общении со сверстниками: киберзависимость и игровая зависимость. Но такие виды зависимостей также сопряжены с употреблением внешних стимуляторов. К примеру, общение в социальных сетях сопряжено с популяризацией пивной зависимости, снятие напряжения от участия в сетевых играх через курение и т.д. Или наоборот, подростки употребляют психоактивные вещества для устранения проблем в общении, субкультурного мировоззрения, т.к. межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. В любом случае фоном для формирования аддиктивного поведения являются социальное неблагополучие в микросоциуме подростка, безнравственное поведение, проблемы в общении со сверстниками, дистанцирование взрослых от «подростковых» проблем.
Организация социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков
Роль превентивных мероприятий в отношении подростков трудно переоценить, и, поскольку дети и подростки много времени проводят в стенах образовательной организации в педагогически организованной среде, именно школа является основным субъектом профилактики аддиктивного поведения среди подростков. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей и подростков. Профилактика аддиктивного поведения должна стать приоритетным направлением в воспитательной деятельности общеобразовательной организации и с учетом опроса обучающихся, следует систематические профилактические мероприятия начинать с 5-6-х классов. Основными субъектами профилактической деятельности в школе являются социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, родительский актив. Целью их работы в данном направлении является создание условий для самореализации личности ребенка социально позитивными способами и устранение негативных факторов, способствующих проявлению аддикций. В рамках нашего исследования мы рассмотрим превенцию химической зависимости.
Эффективность и результативность профилактической работы определяется соблюдением основных принципов: универсальность, т.е. профилактика аддиктивного поведения должна быть направлена на предупреждение девиантного поведения в целом; единство профилактики и диагностики; конструктивность, направленность на формирование рационального поведения; опережающий характер воздействия; комплексность; личная заинтересованность и ответственность участников.
Таким образом, педагогическими условиями профилактики аддиктивного поведения являются: формирование стойкого неприятия аддиктивного образа жизни у младших подростков (реализуется в форме психологических групповых тренингов); просветительская работа (проведение бесед, лекций, встреч со специалистами, демонстрация видеороликов об опасности психоактивных веществ); обучение социально важным навыкам (тренинг резистентности, тренинг ассертивности, тренинг формирования жизненных навыков); поведенческая психотерапия (в целях построения новых стереотипов поведения или подавления имеющихся неадаптивных); арт-терапия (рекреационные методы); пропаганда и организация здорового образа жизни (формирование представлений о личной ответственности за свое здоровье, экологического мышления у детей и подростков).
Профилактическая работа должна включать в себя три компонента: 1) образовательный (научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ, формирование «Я-концепции»; 2) психологический (коррекция психо-
логических особенностей младшего подростка, которые являются факторами риска употребления психоактивных веществ; 3) социальный (формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни).
Профилактические мероприятия можно проводить в форме: тренинга поведения; когнитивной модификации и терапии; личностного тренинга; дискуссионных площадок; мозгового штурма; лекций; бесед; ролевых игр; круглые столов; супервизии и др.
Программа профилактики должна отвечать следующим критериям: наличие концептуальной основы и соответствие современным направлениям профилактики; четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы; развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей; долгосрочность, цикличность, повторяющееся воздействие программы; мониторинг и контроль над эффективностью программы.
Прогнозируемые результаты: уменьшение факторов риска употребления ПАВ, курения среди подростков; формирование у подростков здорового жизненного стиля; формирование стойкого неприятия аддиктивного поведения; создание условий для самореализации подростков социально значимыми способами; взаимопонимание в детско-родительских отношениях.
Результаты исследования
С учетом вышеназванных принципов, критериев и методов нами разработана программа первичной профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних в школе, ориентированная на обучающихся 6-7-х классов. Так, на базе МБОУ СОШ № 2 с. Намцы Намского района РС (Я) данная программа частично апробирована студентами педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М,К. Аммосова. Также, в школе была создана временная инициативная группа, состоящая из старшеклассников для подготовки и организапции проведения мероприятий.
Для обучающихся 5-7-х классов были проведены мероприятия просветительского характера: тематический классный час, конкурс стенгазет «Мы за ЗОЖ!». Также были проведены беседы на тему «Быть здоровым - это стильно!». При беседах с младшими подростками важно акцентировать внимание на проблемы самореализации, персонализации личности, а также разговаривать о чувствах и эмоциях. Для обучающихся 8-9-х классов рекомендуется проводить интерактивные мероприятия такие, как КВН на тему «Дружно, смело, с оптимизмом!», игра «Скульптура семьи» и др. С подростками «группы риска» были проведены индивидуальные беседы. С целью привлечения внимания родителей к проблеме аддиктивного поведения подростков и мотивации их на организацию здорового образа жизни семьи провели конференцию «Здоровое будущее в наших руках!» для родителей 5-9-х классов.
Заключение
В декабре 2018 г. проведено повторное анкетирование. Сравнительный анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы, что на начальном этапе исследования 10% семиклассников считали, что курение не вредит здоровью человека, после проведенных воспитательных мероприятий, этот показатель снизился до 6,6%; увеличилось количество обучающихся, которые признали негативное влияние пива на здоровье потребителя (с 45% до 70% в 7 классе, с 40,9% до 68 % в 6 классе); учащиеся 6-го и 7-го классов стали обращаться к более компетентным источникам за информацией о наркотиках, а не довольствоваться обсуждением со сверстниками; изменилось отношение семиклассников к употреблению алкоголя молодежью в свободное время (50,2% - осуждают, 4,5% - одобряют, 27,3% - считают, что это их дело и не стоит вмешиваться).
Таким образом, результаты анкетирования показали, что с каждым годом у подростков возрастает интерес к аддиктивным формам проведения досуга. Если учитывать, что параллельно увеличивается доля подростков с неорганизованным досугом, то можно предположить, что интерес может перерасти в вовлеченность к употреблению ПАВ. Для предотвращения подобных случаев в практике общеобразовательных организаций реализуются программы профилактики аддиктивного поведения. Но следует постоянно корректировать программы, чтобы
ощущалось опережающее воздействие и не терялась заинтересованность к процессу у обучающихся. В дальнейшем в своем исследовании планируем рассмотреть проблему формирования поведенческих аддикций у подростков: игровая зависимость, интернет-зависимость.
Литература
1. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учебное пособие для средних и высших педагогических учебных заведений / Д.Д. Еникеева. - 2-е изд., стер. - M.: Академия, 2001. - 144 с.
2. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие / Н.А. Сирота, В.Ы. Ялтоп-ский. - 5-е изд. - M.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.
3. Анохина, И.П. Ыеханизмы формирования зависимости от психоактивных веществ: медико-биологические исследования в ННЦ Наркологии в 2018 г. : статья / И.П. Анохина, О.Ф. Львова, Т.В. Клименко // Вопросы наркологии. - 2019. - № 3. - С.5-21
4. Буяпов, Ы.И. Размышления о наркомании [текст]: книга для учителя / Ы.И. Буянов. - [эл.ресурс].
- [https://www.livelib.ru/]. - (дата обращения 21.11.2019)
5. Гопеев, А.Д. Работа учителя с трудными подростками [текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гопеев, Л.В. Годовникова. - Ы.:Академия, 2008. - 237 с.
6. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Ыуртазипа.
- M.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 240 с.
7. Ялтонский, В.Ы. Сочетанное употребление наркотиков и других психоактивных веществ подростками как актуальная проблема наркологии [текст]: статья / ВМ. Ялтонский, Н.А. Сирота, А.В. Ялтопская // Вопросы наркологии. 2017. - № 7. - С. 82-93
8. Змаповская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змаповская. - 2-е изд., испр. - M.: Академия, 2004. - 288 с.
9. Селье, Г. Стресс без дистресса [текст]: монография / Г. Селье. - M.: Mc.aHE, 2012.
10. Кулаков, С.А. Руководство по реабилитации аддиктов [текст]: общая психология / С.А. Кулаков.
- 3-е изд., доп. - M.: «Издательские решения», 2017. - 323 с.
11. Соловьева, С.Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита: [текст]: статья / С.Л. Соловьева [Электронный ресурс] // Mедиципская психология в России: электрон. пауч. журн. - URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 20.11.2019).
12. Наумчик, Я.И. К вопросу о профилактике аддиктивного поведения в детском возрасте: статья / Я.И. Наумчик, KM. Ноговицына. - Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации: сборник материалов III Всероссийской научно-практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященный юбилею доктора педагогических паук, профессора M.M. Прокопьевой. Кафедра возрастной и педагогической психологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени M.K Аммосова», 2018. - электронный ресурс. - https://elibrary.ru/. - дата обращения 21.11.2019
References
1. 1. Enikeeva, D.D. Kak predupredit' alkogolizm i narkomaniju u podrostkov: uchebnoe posobie dlja srednih i vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / D.D. Enikeeva. - 2-e izd., ster. - M. : Akademija, 2001. - 144 s.
2. Sirota, N.A. Profilaktika narkomanii i alkogolizma: ucheb. posobie / N.A.Sirota, V.M. Jaltonskij. - 5-e izd. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2009. - 176 s.
3. Anohina, I.P. Mehanizmy formirovanija zavisimosti ot psihoaktivnyh veshhestv: mediko-biologicheskie issledovanija v NNC Narkologii v 2018 g.: stat'ja / I.P. Anohina, O.F. L'vova, T.V. Klimenko // Voprosy narkologii. - 2019. - № 3. - S. 5-21
4. Bujanov, M.I. Razmyshlenija o narkomanii [tekst]: kniga dlja uchitelja / M.I. Bujanov. - [jel.resurs]. -[https://www.livelib.ru/]. - (data obrashhenija 21.11.2019)
5. Goneev, A.D. Rabota uchitelja s trudnymi podrostkami [tekst]: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / A.D. Goneev, L.V. Godovnikova. - M.:Akademija, 2008. - 237 s.
6. Psihologija i lechenie zavisimogo povedenija / Pod red. S. Daulinga / Per. s angl. R.R. Murtazina. - M.: Nezavisimaja firma «Klass», 2000. - 240 s.
7. Jaltonskij, V.M. Sochetannoe upotreblenie narkotikov i drugih psihoaktivnyh veshhestv podrostkami kak aktual'naja problema narkologii [tekst]: stat'ja / V.M. Jaltonskij, N.A. Sirota, A.V. Jaltonskaja // Voprosy narkologii. 2017. - № 7. - S. 82-93
8. Zmanovskaja, E.V. Deviantologija: (psihologija otklonjajushhegosja povedenija):ucheb.posobie dlja stud.vyssh.ucheb.zavedenij / E.V Zmanovskaja. - 2-e izd., ispr. - M.: Akademija, 2004. - 288 s.
9. Sel'e, G. Stress bez distressa [tekst]: monografija / G. Sel'e. - M.: Media, 2012.
10. Kulakov, S.A. Rukovodstvo po reabilitacii addiktov [tekst]: obshhaja psihologija / S.A. Kulakov. - 3-e izd., dop. - M.: «Izdatel'skie reshenija», 2017. - 323 s.
11. Solov'eva, S.L. Addiktivnoe povedenie kak sposob kompensacii jemocional'nogo deficita: [tekst]: stat'ja / S.L. Solov'eva [Jelektronnyj resurs] // Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektron. nauch. zhurn. -URL: http:// medpsy.ru (data obrashhenija: 20.11.2019).
12. Naumchik, Ja.I. K voprosu o profilaktike addiktivnogo povedenija v detskom vozraste: stat'ja / Ja.I. Naumchik, N.M. Nogovicyna. - Pedagogika i psihologija sem'i: sovremennye vyzovy, tradicii i innovacii: sbornik materialov III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) konferencii studentov, magistrantov, aspirantov i prakticheskih rabotnikov, posvjashhennyj jubileju doktora pedagogicheskih nauk, professora M.M. Prokop'evoj. Kafedra vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii pedagogicheskogo instituta FGAOU VO «Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M.K. Ammosova», 2018. - jelektronnyj resurs. - https://elibrary.ru/. - data obrashhenija 21.11.2019