1) создание плана в виде повествовательных, назывных или вопросительных предложений;
2) отзывы на вопросы по изученному материалу;
3) небольшое изложение текста с выписыванием из него всех поясняющих слов;
4) преобразование текста к своим условиям (досуга, учебы, быта);
5) передача текста, прослушанного с магнитофона (по плану);
6) изложение темы, близкой к прослушанному ранее тексту;
7) написание автобиографии;
8) создание текста к различным эпизодам просмотренного фильма;
9) описание главных действующих лиц;
10) рецензия на прочитанное произведение или увиденную кинокартину;
11) сочинение на указанную преподавателем тему;
12) конспектирование;
13) составление кратких или развернутых тезисов.
Основное содержание занятий со студентами составляет также изучение различных по своему характеру лингвистических словарей, каждый из которых освещает определённый фрагмент или уровень языковой системы. [4].
Рассмотрение каждого типа словарей, их особенностей должно осуществляться в неразрывной связи с анализом языковых явлений, нашедших в них отражение. Например, знакомство студентов со словарями синонимов необходимо сопровождать разбором основных понятий теории и явлений синонимии, особенностей, составляющих синонимический ряд слов.
Студентам предлагается сравнить словарную статью, посвящённую одному и тому же слову в энциклопедическом и лингвистическом словаре. Сопоставив их, студенты делают вывод, чем отличаются друг от друга эти два типа словарей: в энциклопедических словарях объясняются не слова, а реалии (предметы и лица, явления и понятия); основной объект лингвистических (языковых) словарей - слово.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эффективность работы по совершенствованию лексико-грамматических умений студентов по русскому языку во многом зависит от разработанных преподавателем упражнений и заданий по лексике и грамматике современного русского языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатьева, Е.Ю.Реализация федеральных образовательных стандартов в вузе:анализ опыта // Вестник Северного федерального Университета. - 2015.-№3. - 74 с.
2. Калинин, А.В. Лесика русского языка. -М.: Флинта, 2012. - 428 с.
3. Соловьев, Олег. 8 съезд российских ректоров в Москве// Интернет-СМИ Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова. -2006.-№6. - С.1
4. Тихонова, Е.Н. Кружок любителей русской лексикографии //Русский язык в школе.-- 2001.- №2. - 64c.
5. Хасимикова, Т.А.Совершенствование лексико-грамматических умений по русскому языку студентов филологического факультета педагогических вузов.- Москва,2008. - С.123.
А.В. Макаров, А.О. Доронина
ПРОФИЛАКТИКА НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье изучается профилактика никотиновой зависимости как одной из форм аддик-тивного поведения подростков. Авторами предпринят анализ ряда научных работ, рассматривающих проблему подросткового курения, а также возможности использования форм и методов профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы.
Ключевые слова: подросток, первичная профилактика, психоактивные вещества, никотиновая зависимость, аддикция, аддиктивное поведение.
A.V. Makarov, A.O. Doronina
PREVENTION OF NICOTINE ADDICTION AS ONE FORM OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS
Abstract. The article studies the prevention of nicotine dependence as a form of addictive behavior in adolescents. The authors analyze a number of scientific works that consider the problem of teenage Smoking, as well as the possibility of using forms and methods of prevention of nicotine dependence of adolescents in school.
Key words: adolescent, primary prevention, psychoactive substances, nicotine addiction, addiction, addictive behavior.
Усиление асоциальных тенденций в детско-юношеской среде приводит к мысли о том, что ведущую роль в приобщении подростков к употреблению психоактивных веществ и возникновении на этой почве химической зависимости принадлежит не физиологическим механизмам, а именно психологическим. При этом одним из факторов риска, влияющих на здоровье населения в целом, является ранний возраст «снятия» первой курительной пробы. Таким образом, профилактика табакокурения, несмотря на введение антитабачного закона, снижение продаж сигарет, повышение стоимости табачных изделий и др., продолжает оставаться социально значимой проблемой.
В этой связи одной из актуальных воспитательных задач современной школы является организация эффективной работы по первичной профилактике употребления обучающимися психоактивных веществ. Об этом свидетельствуют работы таких ученых, как А.Е. Личко, В.С. Битенский, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, О.В. Родькина, Е.А. Скрипкина, Н.В. Ерхова, А.Н. Булатников, В.В. Зарецкий и др. Значимость рассматриваемой проблемы подтверждается на личностно-социальном и научно-практическом уровнях.
Как известно, в науке общепринятым является подход, согласно которому табачная зависимость трактуется как один из видов химической аддикции, под которой подразумевают пагубную привычку, одну из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности [1]. Показательно, что табачная зависимость выявляется у 90% людей, курящих табак ежедневно, остальные 10% имеют привычку к курению [19]. Таким образом, в психолого-педагогической литературе можно обнаружить несколько интерпретаций, характеризующих рассматриваемый феномен: «привычка», «зависимость» и «аддикция».
Под привычкой, как правило, понимают автоматизм в поведении индивида, действие, выполнение которого становится потребностью. Привычка табакокурения определяется как частное проявление этого механизма.
Аддикция и аддиктивное поведение являются сравнительно молодыми категориями. Для большинства авторов, разрабатывающих указанную тему, характерно понимание аддикции как одной из форм деструктивного поведения, причиняющего вред человеку и окружению: «Аддиктивное поведение -одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности» [18]. При этом специалисты характеризуют поведение аддикта как «стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами — фармакологическими и нефармакологическими [10].
Исследователи отмечают, что аддикция является более широким понятием в сравнении с привычкой, расширяя взгляд на истоки изучаемой проблемы: «... в возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности и характер средовых воздействий. Аддиктивный подход к разрешению проблемных ситуаций зарождается в глубине психики» [12].
Указанная логика психолого-педагогических исследований приводит к выводу о том, что аддиктивное поведение выступает как категория, охватывающая широкое поле явлений и включающая химическую (алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение) и нехимическую аддикции (лудома-нию, пищевые зависимости и др.) [6].
В нашем исследовании синдром зависимости оценивается как комплекс поведенческих, познавательных и физиологических симптомов, который возникает после повторного использования вещества и обычно включает сильное желание принять его; трудности контролирования его употребления; упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия; предпочтения употребления психоактивного вещества в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей; возрастание допустимых пределов употребления и иногда состояние абстиненции.
Клинические проявления синдрома зависимости связаны с чувством непреодолимой тяги к табакокурению; проявлениями неконтролируемого поведения, связанного с приемом вещества, признаками толерантности, прогрессирующим пренебрежением альтернативными удовольствиями или интересами из-за употребления психоактивного вещества и др.
Исходя из анализа клинических проявлений табачной зависимости, подчеркнем, что она формируется не сразу, а лишь на определенном этапе. Поэтому при планировании профилактической деятельности должны учитываться возможные негативные последствия влияния социальной среды (родители, окружение, телевидение, реклама и др.), создающие предпосылки для формирования программы на «самоотравление» табаком.
В этом отношении вызывает интерес такой фактор развития и поддержания привычки табакокурения, как социальная обусловленность [17]. Исследователи Л.В. Сенкевич, И.Н. Базаркина, опираясь на концепцию смысла жизни Д.А. Леонтьева, предлагают оценивать возможности профилактики и преодоления аддиктивного поведения путем целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию человека, и совладания с критическими ситуациями и ненормативными кризисами [18]. В качестве главного ресурса преодоления зависимости исследователи предлагают рассматривать концепт «жизнестойкость» как развивающуюся систему убеждений, состоящую из таких относительно независимых компонентов, как вовлеченность, контроль, принятие риска, готовность взять на себя ответственность за собственную жизнь [8].
Большинство авторов подчеркивает связь отношений с формированием у индивида аддиктивного поведения: «аддиктивность характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью». Ученые указывают, что «важной особенностью аддиктивного поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, с сохранением при этом основных аддик-тивных механизмов» [14].
Ряд исследований проблемы табакокурения освещает значимость мотивации в поддержании трезвости и освобождения подростков от зависимости. «Оценка мотивационной составляющей поведения молодежи может стать ключевым фактором в достижении успеха профилактической работы. Именно мотивация определяет то, какой выбор сделает молодой человек в ситуации, когда ему дают закурить», - указывает Е.И. Дубровинская [5]. О.А. Суховская, С.С. Иванова, М.А. Смирнова, изучая уровень поведенческой регуляции курящих, подчеркивают, что «наличие высокой степени любого фактора курения сопровождалось низким уровнем поведенческой регуляции» [16].
Как отмечалось выше, никотиновая зависимость относится к разновидностям аддиктивного поведения, выражаемого в стремлении субъекта к уходу от реальности посредством искусственного изменения своего психического состояния с помощью приема никотина и никотиносодержащих веществ. Ее деструктивный характер обусловливается усилением эмоциональной связи с неодушевленными предметами или явлениями, что характерно для химических зависимостей в целом.
В анализируемой литературе по теме исследования подчеркивается, что в ходе организации профилактической работы педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель должны обращать внимание на ряд этапов развития возможной никотиновой зависимости как формы аддиктивного поведения подростка:
1) этап снятия первой пробы, во время которого аддикт находится под влиянием групповых ценностей;
2) этап поискового аддиктивного поведения, определяемого экспериментированием с психоактивным веществом, закреплением привычки, отнесением субъекта к группе, пребывающей в состоянии веселья, раскованности, обострения восприятия и др.;
3) этап перехода аддиктивного поведения в болезнь под влиянием социальных, социально-психологических, психологических и биологических факторов.
Понимая необходимость комплексной профилактики никотиновой зависимости подростков, важно подчеркнуть, что табакокурение вызывает хроническую интоксикацию организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений и не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам. Однако способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Формирование никотиновой зависимости подростка связано с его возрастом, частотой курения и «стажем» табакокурения. Для оценки вероятности успешного отказа от вредной привычки целесообразно иметь представление о выраженности никотиновой зависимости, времени от утреннего подъема до закуривания первой сигареты и возникновения дискомфорта при вынужденной абстиненции, фактах курения членов семьи и ближайшего окружения и др.
Показательно, что в реалиях современного российского общества потребление табака является паттерном девиантного поведения, однако, в массовом сознании подростков умеренное потребление психоактивных веществ выступает как социальная норма, как часть бытовой культуры и образа жизни. Многие ученые утверждают, что ежедневное курение ведет к первичной наркотизации. По мнению педагогов и психологов, серьезные опасения вызывают наметившиеся тенденции, связанные с вестернизацией, увлечением массовой культурой, которые влияют на содержание и качество жизни подрастающего поколения, для которого потребление табака становится социально одобряемым.
Анализируя психологические особенности протекания кризиса подросткового возраста и специфику ближайшего окружения школьников, исследователи отмечают, что курящие подростки, как правило, являются представителями тех семей, в которых курят родители. Известный психолог Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании нескольких групп интересов подростков. Так, автор в зависимости от их социальной ситуации развития и мотивов табакокурения выделил «эгоцентрическую доминанту», «доминанту дали», «доминанту усилия», «доминанту романтики» [2]. Таким образом, угроза формирования никотиновой зависимости подростка связана со стилем семейного воспитания, недостаточной устойчивостью, конформизмом, неумением управлять собственным эмоциональным поведением и др. Влияние референтной группы, доминирование таких мотивов употребления табака, как «желание казаться взрослым», «любопытство», «быть в компании» и др. способствуют постепенному переходу от психологической зависимости к стадии физиологической зависимости.
Копируя социально одобряемые привычки референтных групп, школьники нередко сталкиваются с потребностью в самоутверждении, независимости, что приводит к формированию склонности к употреблению никотиносодержащих веществ. К числу причин, обусловливающих ее развитие, относят семейные традиции, пропагандирующие наркотическую культуру; недостаточный контроль со стороны родителей, не-
правильное представление взрослых о специфике употребления психоактивных веществ в целом (т.н. ано-зогнозию) и др.
М.Б. Котова отмечает, что изучение курения как сложного поведенческого акта эффективно при учете личностных и поведенческих особенностей подросткового возраста: эмоциональной неустойчивости, агрессивности, низкого уровня самооценки, высокого уровня тревожности и др. [11]. При этом важную роль приобретает анализ убеждений подростков о табакокурении, обусловленных их личностными особенностями: локусом контроля, мотивационной направленностью и ценностными ориентациями.
В исследованиях В.В. Загребина обращается внимание на естественность и публичный характер потребления психоактивных веществ: «Можно сказать, что это явление делокализовалось, выплеснулось «на улицы» и вплелось в сценарии обычной жизни людей», «оно «естественно» заполняет повседневность и досуг, являясь знаком свободы и веселости, но никак не рефлексируется в качестве проблемы общества и его социальных групп» [7, с. 4]. Автор рассматривает факторы активного потребления психоактивных веществ, к которым относит:
1) социальные факторы (исключение из конформной группы, аномичность общества, наклеивание ярлыка девианта, ослабление социального контроля, наличие внутригруппового конфликта);
2) личностные факторы (выбор альтернативных форм поведения и социального окружения, усвоение девиантных моделей поведения, формирование девиантного образа жизни) [20].
Отметим, что к основным мотивам курения подростки относят не только привычку, желание успокоиться, но и подражание старшему поколению, чтобы казаться еще взрослее. Основным местом приобщения к курению, как ни странно, является школа. К сожалению, в некоторых образовательных организациях учителя, социальные педагоги и психологи не придают должного значения или формально относятся к проведению профилактических мероприятий по предупреждению табакокурения, в то время как анализ личностных, поведенческих и социально-психологических характеристик обучающихся позволяет судить о возможных факторах приобщения к курению, развитии склонности к никотиновой зависимости, лежащих в основе рассматриваемой формы аддиктивного поведения.
По мнению психологов и педагогов, взрослым необходимо работать над формированием антинаркотической установки и устойчивости ребенка к употреблению психоактивных веществ. В этом отношении особенно показательны высокий уровень негативизма, вербальной агрессии подростков, а также нередко нейтральная или социально одобряемая позиция родителей. У курящих подростков сильнее проявляется риск дезадаптации в условиях стресса, более выражена нервно-психическая неустойчивость. Родители и педагоги должны осознавать, что возникновение желания освободиться от табачной зависимости обусловливается подкрепленной готовностью воспитанника взять на себя ответственность за собственную жизнь.
Справедливо утверждение Г.А. Фомченковой, рассматривающей табакокурение подростков как результат девиантного поведения, достигаемый «после наложения индивидуальных особенностей личности на особенности микро- и макросреды, в которой развивается личность ребенка». Важно помнить, что микро- и макросреда взаимосвязаны между собой. В этом смысле наиболее опасной особенностью подростков является идентификация себя со взрослыми людьми («чувство взрослости»), что является основным мотивом курения [22]. Нередко анализ проблемы никотиновой зависимости исследователи связывают с определением типа курительного поведения субъекта, под которым понимается комплексная характеристика индивидуальных особенностей поведения курящего: причин курения, характера курения и др.
Обращая внимание на возможности реализации альтернативной модели профилактики, согласимся с теми авторами, которые подчеркивают, что необходимо сконцентрироваться на выработке установок и форм поведения, направленных на здоровый образ жизни. При таком подходе целесообразно предложить эффективную альтернативу курению табака в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей подростка: совершенствования физической формы, приобщения к интересующим видам спорта, овладения каким-либо полезным ремеслом и др., а также активизации его личностных ресурсов и поддержания некурящего социального окружения.
В рамках теории социального программирования Г.А. Шичко отмечает изменения убеждений в сторону формирования трезвости. Под феноменом психологической запрограммированности понимается «комплекс временных связей, принуждающих человека периодически выполнять определенную социально-психологическую программу» [15].
Исследования особенностей табакокурения были предприняты Е.С. Глуховой и Э.А. Щегловой. Они отмечают, что методологическим подходом к разработке программ коррекции и профилактики табакокурения как формы нарушения психологического здоровья человека должна стать работа по развитию личностных ресурсов, позволяющих противостоять негативному влиянию [3].
Вслед за А.В. Дмитриевой считаем, что потребление табака и психоактивных веществ в целом обусловлено выполнением некоторых функций, являющихся для современного общества актуальными: гедонистической, социализирующей, идентифицирующей и «стилизирующей» [4, с. 338-346].
В научных исследованиях приводятся противоречивые факторы, связанные с подростковым курением: состав семьи и ее опосредованное влияние на выбор друзей, показатели материального достатка, образовательный уровень родителей и др. Так, характер взаимоотношений в семье и особенно отношения ро-
дителей и подростков способны влиять на подростковое курение. Среди прочих называют неэффективные стили воспитания, недостаток коммуникации и семейное курение. С другой стороны, положительные и доверительные взаимоотношения являются защитными средствами родительского контроля. Исследователями определены следующие обстоятельства, способствующие началу и поддержанию курения подростков: отсутствие четких жизненных целей и низкая успеваемость в школе, любопытство, отношение к курению как проявлению независимости и даже мужества, вызов общественным нормам поведения, социальная приемлемость курения в конкретном обществе.
В исследованиях О.А. Кислициной указывается, что курение в большей степени распространено среди подростков мужского пола. Данное обстоятельство может объясняться социальным неодобрением курения женщин, гендерными различиями в социальных ролях, личностными характеристиками, а также оценкой преимуществ и выгод курения или отказа от него (лица женского пола часто отказываются от курения из-за неприятного запаха, а также по финансовым причинам) [9]. Однако произошедшие за последние десятилетия перемены, связанные с увеличением занятости женщин, изменением их социального статуса, модификацией социальных норм и расширением социальной приемлемости потребления табачных изделий среди женщин, способствовали сокращению гендерных различий в курении. Данная проблема акцентируется еще и потому, что лица женского пола в большей степени страдают от биологических последствий этой пагубной привычки. Вероятность увеличения рисков для здоровья связывается и с возрастом. Шансы приобщения подростков к табаку повышаются в два раза для мальчиков и в три раза для девочек с каждым годом взросления.
Важно отметить, что установлена также тесная, но не совсем понятная взаимосвязь между курением и потреблением подростками алкоголя. В литературе упоминаются две основные теории. Во -первых, согласно «теории ключа», «замок» будущей зависимости открывается табаком, далее следует алкоголь, потом марихуана, а за ней остальные нелегальные наркотики. Опыты, проведенные на животных, свидетельствуют о том, что никотин оказывает воздействие на центральную нервную систему, повышая чувствительность к другим психоактивным веществам.
Во-вторых, теория кумулятивного рискованного поведения свидетельствует о том, что потребление алкоголя и табака являются симптомами более общей проблемы, проявляющейся позднее в многообразных видах деструктивного поведения, включая насилие, суицидальные тенденции и др.
Организация профилактического пространства школы предполагает использование эффективных форм и методов профилактики никотиновой зависимости подростков. Речь идет о деятельности педагога-психолога, который совместно с социальным педагогом, классными руководителями реализует комплексную программу по профилактике употребления психоактивных веществ, ставящую своей целью предупредить приобщение подростка к никотиносодержащим веществам. Она осуществляется по следующим направлениям:
1) общая воспитательная работа с подростками в рамках формирования у них антинаркогенных установок, включающих информационный, оценочный и поведенческий компоненты;
2) коррекционная работа с несовершеннолетними из группы риска: развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния давлению окружающих, личностных регуляционных механизмов. Основными формами работы являются психо лого-педагогическая диагностика (выявление несовершеннолетних группы риска, определение основных причин, обусловливающих трудности социальной адаптации), индивидуальные консультации для обучающихся, специальный психолого-педагогический контроль, организация коррекционных тренингов и др.;
3) работа с родителями, предусматривающая решение воспитательных (осознание родителями важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению приобщения к табакокурению) и образовательных задач (организация приемов семейной профилактической работы) [23, с. 102].
В зависимости от преобладания тех или иных форм и методов выделяется несколько моделей организации профилактики табакокурения [13].
Информационная модель является самой ранней в истории программ профилактической работы с несовершеннолетними. Возраст программ в рамках данной модели составляет более ста лет - впервые они начали использоваться в школах уже в середине 19 века. Конечно, в то время программы были нацелены на борьбу с курением и употреблением детьми алкоголя. В основе модели лежит убежденность в том, что люди употребляют психоактивные вещества, потому что не знают об их опасности. Поэтому, если дать подросткам наиболее полную информацию о вреде наркогенных веществ, они перестанут их использовать.
Примечательно, что изначально информационные программы носили запугивающий характер, в них основной акцент делался на отрицательных, нездоровых последствиях наркотизации на организм. Однако такие приемы в отношении несовершеннолетних подростков зачастую оказываются недостаточно эффективными, что объясняется свойственной подросткам склонностью выполнять рискованные действия, привлекательностью для них опасных ситуаций. Из-за недостаточно сформированного навыка предвидеть результаты своего поведения подростки не могут до конца оценить реальную опасность употребления психоактивных веществ, представить, какие последствия их ожидают спустя некоторое время. Основными формами, используемыми в информационной модели, являются лекционные занятия, семинары, конферен-
ции, мини-спектакли и т.д. Детям при этом отводится пассивная роль слушателей, поэтому эффективность такой формы работы часто оказывается невысокой.
При реализации модели «фактических знаний» подросткам предоставляется достоверная и объективная информация о многообразных последствиях приобщения к курению, следствием чего должно стать формирование собственного негативного мнения и своей жизненной позиции в отношении табакокурения. Однако при использовании модели фактических знаний не учитывается ряд важных моментов. Из-за того, что жизненный опыт у несовершеннолетних сравнительно мал, они не всегда способны сами правильно оценить подобную ситуацию и сделать необходимые выводы. Помимо этого, большой объем информации может спровоцировать повышенный интерес к этой теме.
Модель поведенческих навыков нацелена на формирование у подростков определенных способов и правил поведения, позволяющих предотвратить приобщение к курению табака. Цель профилактических программ в этом случае заключается не столько в том, чтобы дать несовершеннолетнему информацию об опасности курения, сколько в том, чтобы научить его правильно вести себя в ситуации возможного приобщения к никотину. Профилактика курения сводится к тренинговой работе, своеобразному «натаскиванию» детей на отказ, когда поведенческая реакция возникает автоматически, лишь только появляется угроза возможного заражения.
К числу недостатков следует отнести многообразие ситуаций возможного приобщения детей к табакокурению (вряд ли подросток способен освоить столько же поведенческих схем) и возможность провокации ситуации заражения (влияние со стороны окружающих). Предлагая молодому человеку конкретную схему поведения в ситуации наркогенного заражения, данная программа не учит его тому, как можно добиться решения своих проблем без помощи психоактивных веществ. Преимущественными формами организации профилактической работы в рамках модели поведенческих навыков выступают психотерапевтические занятия, тренинги, ролевые игры.
Конструктивно-позитивная модель, в отличие от информационной и поведенческой моделей, носит альтернативный характер, учитывая взаимодействие как внешних, так и внутренних факторов, способных провоцировать приобщение к табакокурению, и те функции, которые психоактивные вещества выполняют в подростковой среде. Поэтому содержание программы в основном направлено на помощь молодому человеку в социализации, освоении навыков общения со сверстниками, принятии решений в сложных ситуациях, предупреждении проблем, борьбе со стрессом и др.
Таким образом, приобщение к курению не столько запрещается, сколько устраняется иными, позитивными способами поведения. При использовании программ конструктивно-позитивной профилактики применяются формы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность, - ролевые игры, тренинги личностного роста, проектная деятельность и др. Огромная роль в программах конструктивно-позитивной профилактики отводится формированию ценностного отношения несовершеннолетних к своему здоровью, освоению способов его поддержания и сохранения.
Модель конструктивно-позитивной профилактики считается наиболее эффективной и активно применяется в образовательных учреждениях за границей. В нашей стране в профилактической работе самой популярной является информационная модель. В школах продолжают читать профилактические лекции, организовывать встречи с врачами, устраивать выставки специальной тематической литературы, которая мало интересует молодое поколение. Опыт реализации профилактической деятельности показывает, что предпочтительными являются программы, включающие компоненты, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Первичная профилактика предполагает учет следующих критериев и показателей сформи-рованности здорового образа жизни:
1) мотивационный критерий, который связан с использованием таких показателей, как желание подростков вести здоровый образ жизни, уровень мотивации на ведение ЗОЖ;
2) когнитивный и предметно-практический критерий, показателем которого являются уровень знаний, умений, навыков по основным направлениям ЗОЖ;
3) эмоциональный критерий, показателем которого служит уровень тревожности подростков [13].
К числу основных форм работы по первичной профилактике табакокурения в подростковой среде относят информационные, тематические, нравственные, интеллектуальные и познавательные классные часы. Большой популярностью у обучающихся пользуются:
- мероприятия состязательного характера (конкурсы, викторины, КВН); -творческие формы (фестивали, выставки, спектакли); -игровые формы (ролевая, интеллектуальная игра и др.); -мероприятия по психологическому просвещению (лекции, тренинги и пр.); социальные проекты (квесты, флешмобы, фотокроссы, ток-шоу, акции и др.).
В соответствии с поставленной целью изучение организации работы по профилактике никотиновой зависимости подростков в условиях школы позволило сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе можно выделить несколько понятий, характеризующих рассматриваемый феномен: «привычка», «зависимость» и «аддикция». Под никотиновой зависимостью как
видом химической аддикции подразумевают пагубную привычку, одну из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности.
2. Развитие никотиновой зависимости как формы аддиктивного поведения может быть представлено в виде трех этапов: этапа снятия первой пробы, этапа поискового аддиктивного поведения и этапа перехода аддиктивного поведения в болезнь под влиянием социальных, социально-психологических, психологических и биологических факторов.
3. Специфика подросткового курения связана с психологическими особенностями протекания кризиса подросткового возраста и ближайшего окружения. Угроза формирования никотиновой зависимости обусловлена недостаточной устойчивостью, конформизмом, неумением управлять собственным эмоциональным поведением, несформировавшимся локусом контроля, мотивационной направленностью и ценностными ориентациями подростков.
4. В школьном образовательном пространстве первичная профилактика никотиновой зависимости должна иметь позитивную направленность с учетом социального заказа, отражающего идею антинаркотического воспитания на личностном, микросоциальном и макросоциальном уровнях.
5. Цель и содержание работы по профилактике никотиновой зависимости подростков в условиях школы определяется возможностями межведомственного взаимодействия [21] с опорой на социальные, педагогические, психологические, проектные, интерактивные, тренинговые технологии профилактики зависимости от психоактивных веществ несовершеннолетних. Она направлена на формирование жизненных навыков, развитие навыков ответственного поведения в ситуации выбора, через вовлечение обучающихся в социально значимые виды деятельности.
6. К формам и методам профилактики никотиновой зависимости подростков в условиях школы относятся общая воспитательная работа в рамках формирования у них антинаркогенных установок, коррекционная работа с несовершеннолетними из группы риска, работа с родителями в рамках информационной модели, модели поведенческих навыков, конструктивно-позитивной модели и др.
7. Первичная профилактика никотиновой зависимости предполагает учет мотивационного, когнитивного, предметно-практического, эмоционального критериев и показателей сформированности здорового образа жизни у подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -768 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
3. Глухова, Е.С., Щеглова, Э.А. Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощности в молодежной среде // Вестник Томского гос. ун-та. - 2009. - № 329. - С. 201-206.
4. Дмитриева, А.В. Наркотики как фактор структурации в обществе потребления (на примере правового дискурса) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. 14. - N° 5. - С. 338-346.
5. Дубровинская, Е.И. Социально-психологические условия формирования мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи: дис. ... канд. психол. наук / Е.И. Дубровинская. - М., 2012. - 156 с.
6. Дунай, В.И. Курение в студенческой среде: мотивация, уровень никотиновой зависимости и психологические особенности курящих / В.И. Дунай, Н.Г. Аринчина, В.Н. Сидоренко // Медицинский журнал. - 2015. - №3. - С. 59-61.
7. Загребин, В.В. Потребление психоактивных веществ учащейся молодежью (региональный аспект): дис. ... канд. социол. наук / В.В. Загребин. - Нижний Новгород, 2015. - 250 с.
8. Каширский, Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 26-37.
9. Кислицина, О.А. Социально-экономические факторы, детерминирующие приобщение российских подростков к потреблению психоактивных веществ / О.А. Кислицина // Федеральный образовательный портал ЭСМ, 2010. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33372993/ (дата обращения: 30.04.2019).
10. Кожокина, О.М. Влияние типа темперамента и особенностей нервной системы на склонность к табакокурению у старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 51. - С. 26-29.
11. Котова, М.Б. Психологические условия обеспечения эффективности профилактики курения у подростков: дис. ... канд. психол. наук / М.Б. Котова. - М., 2008. - 163 с.
12. Личко, А.Е., Битенский, B.C. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - Л.: Медицина, 1991. - 304 с.
13. Макаров, А.В. Здоровый образ жизни как идеология современной молодежи: профилактическая работа в условиях образовательной организации: учеб. пособие / под ред. А.Е. Фатеева. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2013. - 128 с.
14. Никитенко, М.А., Шаболтас, А.В. Особенности детско-родительских отношений у лиц с зависимостью от табакокурения // Вестник СПбГУ. - 2011. - Сер. 12. - Вып. 3. - С. 207-213.
15. Профилактика патологических форм зависимого поведения / в 3 тт. Под общей редакцией О.В. Зыкова. Том I. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика). - М: РБФ НАН, 2010. - 342 с.
16. Практическое руководство по лечению табачной зависимости / А.Г. Чучалин, Г.М. Сахарова, К.Ю. Новиков // ЗМЖ. - 2001. - Т.9, №21. - С. 904-910.
17. Романникова, М.В. Профилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни у подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Романникова. - Москва, 2009. - 24 с.
18. Сенкевич, Л.В., Базаркина, И.Н. Специфика личностных ресурсов преодоления критических ситуаций и ненормативных кризисов у лиц зрелого возраста в разных культурно-исторических условиях // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2012. - № 4. - С. 13-21.
19. Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004. - 192 с.
20. Скрипкина, Е.А., Ерхова, Н.В. Модели профилактики употребления психоактивных веществ: исторический обзор и вектор разработки наглядно-методических материалов / Е.А. Скрипкина, Н.В. Ерхова // Профилактика зависимостей: Изд-во Центр защиты прав и интересов детей. - 2016. - № 4 (8). - С. 75-79.
21. Скуднова, Т.Д., Макаров, А.В., Меньшикова, Т.И., Жилина, Л.Я. Реализация воспитательного потенциала содержания психолого-педагогического образования: теория и практика / Под ред. Т.Д. Скудновой. Изд-во: Фонд науки и образования. Ростов-на-Дону, 2017. - 178 с.
22. Фомченкова, Г.А. Социальная профилактика табакокурения несовершеннолетних (на опыте Смоленской области): автореф. дис. ... канд. социол. наук / Г.А. Фомченкова. - Москва, 2005. - 27 с.
23. Холина, О.А. «Трудные дети» как группа риска по развитию аддиктивного поведения / О.А. Холина // В сборнике: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения. Мат-лы 1-ой Региональной научно-практической конференции. Таганрог, 2018. -С. 101-103.
А.А. Макарова
РОЛЬ МЕДИАСРЕДСТВ В ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ТИ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА)
Данная статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи»)
Аннотация. В статье изложены результаты исследования уровня взаимодействия института и профсоюзной организации обучающихся Таганрогского института имени Антона Павловича Чехова. Показано влияние медиасредств на оптимизацию их взаимодействия. Отмечается важность воспитания гражданина как одного из приоритетных направлений молодежной политики.
Ключевые слова: профсоюзная организация, медиасредства, гражданская активность, студенческая молодежь.
A. A. Makarova
ROLE OF MEDIA MEANS IN OPTIMIZATION OF INTERACTION OF THE TRADE-UNION ORGANIZATION OF STUDENTS AND HIGHER EDUCATION INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF
EXPERIENCE TI OF A.P. CHEKHOV)
Abstract. The article describes the results of the study of the level of interaction between the university and the trade union organization of students at Taganrog Institute named after Anton Chekhov. The influence of media in optimizing their interaction is shown. Importance of civic education as one of the priority directions of youth policy is noted.
Key words: trade-union organization, media means, civil activity, student's youth.
В настоящее время в России на государственном уровне признано, «что воспитание гражданина является одним из приоритетных направлений молодежной политики, призванной обеспечить устойчивый рост мотивации молодых людей на позитивные действия, личностное и профессиональное развитие» [2, c.133].
В современной России активность молодёжи возрастает. Выражается это, в частности, в развитии студенческого движения. Во всех субъектах Российской Федерации с каждым годом появляется всё больше разнообразных студенческих общественных организаций. Этот факт указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав. Одной из форм организационных структур студенческого самоуправления является профсоюзная организация обучающихся.
Профсоюзная организация - добровольная, общественная, самоуправляемая, некоммерческая организация, объединяющая членов Профсоюза - обучающихся образовательных учреждений профессионального образования. Профсоюз действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, Уставом [1].
В Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиале) РГЭУ (РИНХ) существует профсоюзная организация обучающихся. В рамках исследования нами была поставлена цель: выяснить, является ли уровень взаимодействия вуза и профсоюзной организации обучающихся ТИ имени А.П. Чехова достаточным и какую роль играют медиасредства в оптимизации этого взаимодействия.
Нами был организован опрос, в котором приняли участие 400 обучающихся Таганрогского института имени А.П.Чехова разных факультетов и курсов (анкетирование проводилось посредством заполнения опросника в системе Google, распространялись опросники студенческим активом). Анкета состояла из семи вопросов с вариантами ответов, из которых нужно было выбрать те ответы, которые кажутся респондентам наиболее верными.
В таблице 1 отражены ответы на вопрос об известных студентам направлениях деятельности профсоюзной организации. По результатам можно сделать вывод, что деятельность по обеспечению студентов