Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ДЕЛОВЫЕ (РОЛЕВЫЕ) ИГРЫ / ПРАКТИКУМЫ / ДИСЦИПЛИНЫ-ПРАКТИКУМЫ / УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ / УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ / ПРИНЦИП ЛИНЕЙНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

В статье излагается методическая модель системного формирования профессиональных навыков у обучающихся по программам профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF VOCATIONAL EDUCATION. FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS

The article describes a methodological model of the systematic formation of professional skills among students of vocational education programs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ»

УДК 372.8; ББК 74 NIION: 2018-0077-3/21-025

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-148-154 MOSURED: 77/27-024-2021-03-224

© Жевлакович С.С., 2021

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сергей Степанович Жевлакович,

профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат социологических наук, доцент 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

Аннотация. В статье излагается методическая модель системного формирования профессиональных навыков у обучающихся по программам профессионального образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, профессиональные умения, профессиональные навыки, деловые (ролевые) игры, практикумы, дисциплины-практикумы, упражнения, тренинг профессиональных навыков, уровни формирования навыков, принцип линейного построения образовательного процесса, принцип концентрического построения образовательного процесса.

FEATURES OF THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF VOCATIONAL EDUCATION.

FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS

Sergey S. Zhevlakovich,

Professor of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot',

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997

Abstract. The article describes a methodological model of the systematic formation of professional skills among students of vocational education programs.

Keywords: competence-based approach, competence, professional skills, professional skills, business (role-playing) games, workshops, practical disciplines, exercises, training of professional skills, levels of skills formation, the principle of linear construction of the educational process, the principle of concentric construction of the educational process.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С. Особенности методического обеспечения компетентностного подхода к реализации основных образовательных программ профессионального образования. Формирование профессиональных навыков. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 148-154.

В данной статье автор продолжает исследование особенностей проектирования, организации и методического обеспечения образовательного процесса при реализации компетентностной модели профессионального образования1.

Уровень освоения профессионально значимых знаний и умений автор рассматривает в качестве индикаторов достижения промежуточных результатов формирования компетенций. В качестве

индикаторов достижения итоговых результатов формирования компетенций - уровень освоения профессиональных навыков.

На первом этапе освоения основной образовательной программы (далее - ООП), реализуемой образовательной организацией, образовательный процесс направлен на формирование дискретных элементов, на которых базируется профессиональная деятельность:

- когнитивного компонента компетенций -знаниевой основы профессиональной деятельности, комплекса знаний, на которых базируется профессиональная деятельность, способности применять их для решения различных типов задач профессиональной деятельности;

- операционно-технологического компонента компетенций - инструментальной основы профессиональной деятельности, комплекса действий, из которых состоит профессиональная деятельность, способов, приемов их осуществления (профессиональных умении), способности применять их для решения различных типов задач профессиональной деятельности.

На втором этапе освоения ООП (старшие курсы) образовательный процесс направлен на формирование преимущественно деятельностного компонента компетенций - профессиональных навыков.

Под формированием профессиональных навыков (в отличие от наиболее распространенной трактовки данного понятия2) предлагается понимать освоение обучающимися деятельностной основы профессионального обучения - способности самостоятельно осуществлять профессионально-служебную деятельность на основе интегрированного применения профессиональных знаний и умений, комплексно решать различные типы задач профессионально-служебной деятельности в меняющихся условиях высокой степени неопределенности, соответствующих реальной профессиональной деятельности.

Перечень навыков, исполняющих роль индикаторов достижения компетенций, устанавливается образовательной организацией в ООП по специализации (узкой специализации) конкретной специальности или по профилю (узкому профилю) конкретного направления подготовки с учетом рекомендаций соответствующей примерной основной образовательной программы (далее - ПООП)3. С этими индикаторами, которые носят междисциплинарный характер, должны соотноситься навыки, устанавливаемые в рабочих программах дисциплин, модулей, учений, практик в качестве планируемых результатов их изучения. Это организационные формы учебного процесса, реализуемые, по преимуществу, на старших курсах, в том числе: дисциплины-практикумы, практико-ориен-тированные модули, комплексные учения, учебная и производственная практики.

Характерные признаки, критерии сформиро-ванности навыков:

а) способность самостоятельно проектировать и осуществлять решение задач профессиональной деятельности;

б) способность эффективно решать задачи профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопределенности на основе творческого применения полученных профессиональных знаний и умений - обеспечивать соответствие полученных результатов поставленным целям;

в) способность оптимально решать задачи профессиональной деятельности - достигать наилучшего в данных условиях результата при наименьших затратах времени, ресурсов и сил.

Опыт реализации предлагаемой системы формирования профессиональных навыков позволяет утверждать: сформировать у выпускников необходимые навыки самостоятельного, эффективного и правомерного решения задач профессионально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности можно только на основе интенсивных и продолжительных тренировок. Поэтому на формирование профессиональных навыков необходимо отводить достаточный объем учебного времени. Фрагментарные, эпизодические практические занятия не эффективны, не могут обеспечить полноценное решение такой сложной задачи.

Также как и формирование у обучающихся прочных профессиональных умений, так и формирование устойчивых профессиональных навыков требует соответствующей тренинговой практической подготовки. Подобные практические занятия основаны на выполнении обучающимися комплекса упражнений.

Содержание упражнений должно обеспечивать поэтапное, последовательное формирование у обучающихся способности самостоятельно решать задачи профессиональной деятельности - от простого к сложному, от поэлементного к комплексному. Эффективность тренинговой подготовки, направленной на формирование профессиональных навыков, достигается только на основе системного подхода к организации образовательного процесса. Предлагаемый вариант такой системы:

А) практические занятия, направленные на поэтапную выработку у обучающихся способности решать отдельные типы задач профессиональной деятельности:

1) выполнение комплекса упражнений, направленных на последовательное, поэтапное освоение знаний о порядке, алгоритме решения задач данного типа - на уровне:

а) представления,

б) воспроизведения,

в) осмысления, понимания;

2) выполнение комплекса упражнений, направленных на последовательное формирование и закре-

пление способности обучающихся решать данный тип задач практически - по алгоритму, в типичных ситуациях, под руководством преподавателя;

3) выполнение комплекса упражнений, направленных на последовательное формирование и закрепление способности обучающихся решать данный тип задач творчески: в последовательно усложняющихся условиях, с последовательно возрастающей самостоятельностью обучающихся при принятии решения и осуществлении принятого решения;

Б) комплексное решение различных типов задач профессиональной деятельности в последовательно усложняющихся условиях и с последовательно возрастающей самостоятельностью обучающихся при принятии решения и осуществлении принятого решения.

В процессе выполнения этих упражнений обучающиеся должны последовательно осваивать типовую модель системного решения проблемных задач профессиональной деятельности, в том числе формировать и закреплять применительно к различным задачам, ситуациям и условиям способность:

1. Самостоятельно оценивать нестандартную ситуацию.

2. Получать и критически оценивать информацию, необходимую для принятия решения.

3. Самостоятельно и своевременно принимать решение, определять цель.

4. Проектировать деятельность, направленную на реализацию принятого решения, достижение поставленной цели, в т.ч.:

а) разрабатывать, критически оценивать возможные варианты достижения цели (гипотезы);

б) прогнозировать и анализировать ожидаемые результаты;

в) определять комплекс взаимосвязанных задач, направленных на достижение цели;

г) определять последовательность и оптимальные способы решения намеченных задач в соответствии с действующими правовыми нормами, имеющимися ресурсами и ограничениями;

д) при коллективной работе - определять меру личного участия каждого в решении проблемы.

5. Организовывать, контролировать, осуществлять мониторинг и корректировать ход реализации намеченного плана достижения цели.

6. Оценивать результаты деятельности, причины возможных отклонений от ожидаемых результатов.

7. Использовать полученный опыт с целью выработки оптимальных и эффективных вариантов решения аналогичных проблем.

Каждый элемент данной модели должен отрабатываться на начальных этапах тренинговой подготовки в качестве самостоятельного умения. На последующих этапах необходимо отрабатывать упражнения, предназначенные для формирования навыков решения различных типов задач профессионально-служебной деятельности на основе интегрированного использования полученных знаний и умений.

На начальном этапе формирования у обучающихся профессиональных навыков - на этапе формирования представления о порядке правомерного и эффективного решения служебных задач для полноценного организационно-методического обеспечения аудиторных занятий и самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся целесообразна разработка соответствующего практического пособия.

Практикум по формированию профессиональных навыков - это сборник упражнений по решению ситуационных задач, обеспечивающих формирование знаниевой основы для последующей практической отработки профессиональных навыков.

Задания (упражнения) в практикуме целесообразно сгруппировать с учетом различных типов задач профессиональной деятельности. Задания (упражнения), предназначенные для формирования у обучающихся представления о порядке решения конкретного типа задач, в свою очередь, целесообразно сгруппировать по уровню сложности, чтобы:

- обеспечивать последовательную, поэтапную отработку порядка решения служебных задач в различных ситуациях и условиях;

- учитывать индивидуальные способности обучающихся.

В целом этот комплекс упражнений предназначен для:

а) формирования у обучающихся представления о порядке правомерного и эффективного решения различных типов задач профессионально-служебной деятельности в различных ситуациях и условиях на знаниевом, когнитивном уровне: знаю, что надо делать и как в соответствии с правовыми и тактическими основами, понимаю, почему именно так;

б) развития тактического мышления, способности адекватно и оперативно оценивать ситуацию, принимать осмысленное решение с учетом оценки всех факторов и условий.

Для реализации этих целей практикум должен включать соответствующие виды упражнений:

- упражнения, предназначенные для формирования и закрепления у обучающихся алгоритма

оценки ситуации и принятия решения в типичных ситуациях с учетом нормативных правовых требований и ограничений;

- упражнения, предназначенные для формирования и закрепления у обучающихся способности самостоятельно принимать решение в различных нетипичных ситуациях, в сложных, экстремальных условиях на основе всесторонней оценки всех факторов.

При разработке фабул задач необходимо опираться на информацию о реальной практической деятельности подразделений органов внутренних дел.

Реализацию практикума целесообразно начинать с входного контроля в форме тестовых заданий, предназначенных для самоконтроля обучающимися уровня освоения знаний, необходимых для выполнения заданий практикума. Оптимально использовать в этих целях соответствующую контрольно-обучающую компьютерную программу с дистанционным доступом.

Фабулы заданий для упражнений, составляющих основу самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по формированию навыков, целесообразно дополнять наглядными материалами - схемами, иллюстрациями, видеосюжетами.

При подготовке к конкретному аудиторному занятию обучающиеся должны в соответствии с заданием самостоятельно решить определенное количество задач, упражнений из данного практикума. На занятии целесообразно проводить разбор вариантов решений проблемных задач, предложенных обучающимися, с целью коллективной выработки оптимального решения. Особенно важно проводить глубокий анализ ошибочных решений. Это позволяет добиваться не только прочного запоминания, но и более осмысленного понимания обучающимися обоснования оптимального варианта (вариантов) порядка действий в различных условиях.

Таким образом, на этом этапе создается когнитивная, знаниевая основа для формирования у обучающихся способности практически решать различные типы задач профессионально-служебной деятельности.

На последующем этапе обучающиеся приступают к тренировкам по практической отработке навыков решения задач профессионально-служебной деятельности на основе интеграции полученных знаний и умений. Практические занятия проводятся в виде упражнений, имитирующих различные условия и ситуации профессионально-служебной деятельности. Цель данных занятий - формирование следующего компонента со-

ответствующих компетенций - деятельностного (практических навыков самостоятельного, тактически грамотного, эффективного и правомерного решения задач профессионально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности). Занятия проводятся с использованием соответствующих средств обучения, в том числе материально-технической базы: комплексных полигонов, специализированных лабораторий и кабинетов, стрельбищ и т.д.

Профессиональные навыки формируются на междисциплинарной основе - на основе интеграции профессионально значимых знаний и умений, сформированных в рамках изучения отдельных дисциплин.

Поэтому формированию навыков профессионально-служебной деятельности на завершающем этапе реализации ООП должны быть посвящены специальные модули и дисциплины-практикумы. Учебные занятия этих модулей и дисциплин направлены, по преимуществу, на деятельностную подготовку - отработку упражнений, имитирующих профессионально-служебную деятельность и предназначенных для формирования профессиональных навыков.

Важно понимать, что итог формирования навыков должен оцениваться не на уровне промежуточных результатов обучения по традиционным дисциплинам, а на уровне междисциплинарных индикаторов достижения компетенций.

Так, обучение по огневой подготовке и по физической подготовке не должно завершаться формированием умений выполнять упражнения стрельбы из боевого ручного оружия и боевые приемы борьбы. На завершающем этапе обучения должна решаться задача формирования навыков, установленных в ООП образовательной организации в соответствии с ФГОС ВО и с учетом ПООП в качестве индикаторов достижения соответствующей компетенции: «Способен осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять табельное оружие, специальные средства, криминалистическую и специальную технику, применяемые в деятельности правоохранительных органов, по линии которых осуществляется подготовка специалистов, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач».

В качестве такого индикатора выступают следующие навыки: владеть опытом самостоятельного, тактически грамотного, эффективного и правомерного решения задач профессионально-служеб-

ной деятельности в условиях высокой степени неопределенности на основе навыков общеведомственной специальной профессиональной подготовки. В связи с этим дисциплины, ответственные за формирование данной компетенции4, объединены в модуль «Специальная подготовка».

На завершающем этапе обучения в рамках данного практико-ориентированного модуля требуется проведение комплекса практических занятий, предназначенных для формирования на междисциплинарном уровне способности выпускников комплексно решать задачи профессиональной деятельности, консолидированные в указанной компетенции. В качестве предварительной аттестации по данному модулю рекомендуется проведение комплексного междисциплинарного экзамена в форме учения. Цель данного экзамена - проверка на деятельностном уровне результатов формирования соответствующих навыков и, следовательно, соответствующей компетенции.

При проведении промежуточной аттестации в традиционной форме процедура диагностирования (контроля и оценки) результатов освоения дисциплины предусматривает, как правило, две части:

1. Теоретическая часть - проводится с целью проверки уровня освоения знаний;

2. Практическая часть - проводится с целью проверки профессиональных умений, но в форме устного или письменного решения задания только на знаниевом уровне: знаю, что нужно делать, и могу описать, как это следует делать.

При такой модели промежуточной аттестации вне контроля и оценки остаются конечные результаты обучения, которые должны планироваться образовательной организацией в соответствии с ФГОС ВО и с учетом соответствующей ПООП, а именно: уровень сформированности профессиональных навыков - индикаторов достижения итоговых результатов формирования компетенций -способность выпускников самостоятельно применять на деятельностном уровне интегрированные профессиональные знания и умения в целях комплексного решения задач профессионально-служебной деятельности в меняющихся условиях высокой степени неопределенности.

Таким образом, при проведении промежуточной аттестации в традиционной форме диагностика результатов формирования профессиональных навыков, как правило, не осуществляется или осуществляется фрагментарно. И в этой части подготовка выпускников оказывается незавершенной.

Экспериментальная апробация предлагаемой системы формирования профессиональных навыков показала, что оптимальными и наиболее

эффективными формами организации образовательного процесса на этом этапе реализации ООП являются:

- дисциплины-практикумы, междисциплинарные модули-практикумы, в рамках которых занятия проводятся в форме учения, предварительная аттестация - также в форме учения;

- комплексные учения.

Поэтому в целях реального и полноценного обеспечения завершающего этапа формирования важнейших профессиональных компетенций, установленных в рамках специализации (узкой специализации), профиля подготовки (узкого профиля), а также с целью последовательного формирования соответствующих навыков профессионально-служебной деятельности автором совместно с профессорско-преподавательским составом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя разработаны и апробированы комплексы дисциплин-практикумов, в том числе: 1) специальность Правовое обеспечение национальной безопасности:

а) уголовно-правовая специализация, узкая специализация - предварительное следствие в органах внутренних дел:

- работа со следами преступлений. Практикум;

- комплекс из семи практикумов по особенностям расследования отдельных видов преступлений;

б) гражданско-правовая специализация:

- договорная работа. Практикум;

- правовой контроль в системе МВД России. Практикум;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) государственно-правовая специализация, узкая специализация - деятельность сотрудников подразделений МВД России по вопросам миграции:

- административно-юрисдикционная деятельность подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России. Практикум;

- практикум по основам технико-криминалистического исследования документов;

2) специальность Правоохранительная деятельность и направление подготовки Обеспечение законности и правопорядка (уровень - бакалавриат):

а) специализация (профиль) - оперативно-разыскная деятельность, узкая специализация (узкий профиль) - деятельность оперуполномоченного уголовного розыска:

- практикум по документированию действий лиц, совершающих преступления;

- деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам. Комплексный практикум;

б) специализация (профиль) - административная деятельность полиции, узкая специализация (узкий профиль) - деятельность участкового уполномоченного полиции:

- практикум по административной юрисдикции органов внутренних дел;

- комплексный практикум. Деятельность участкового уполномоченного полиции в ходе досудебного производства по уголовным делам;

- социально-психологический тренинг профессионального общения;

- практикум по административной юрисдикции органов внутренних дел.

Кроме того, в ООП по юридическим специальностям и направлениям подготовки реализуется еще один комплекс дисциплин-практикумов:

- практикум по уголовному процессу;

- практикум по проведению отдельных следственных действий;

- практикум по особенностям квалификации отдельных видов преступлений;

- практикум по судебной экспертизе (только для специальности Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая специализация).

Данные практикумы объединены в модуль «Формирование профессиональных навыков».

Дисциплины, входящие в данный модуль, целесообразно реализовывать параллельно в рамках последнего семестра теоретического обучения. Завершается изучение модуля промежуточной аттестацией в форме комплексного междисциплинарного экзамена. Экзамен проводится в виде учения - по аналогии с отдельными этапами такого компонента государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), как комплексный междисциплинарный государственный экзамен. Таким образом, форма и содержание предварительной аттестации по модулю моделируют элементы будущей ГИА и служат эффективным вариантом подготовки выпускников к прохождению комплексного междисциплинарного государственного экзамена и, что еще более важно, к будущей профессионально-служебной деятельности.

Комплексы дисциплин-практикумов в рамках четвертого и пятого курсов важно дополнять такими формами организации обучения, как комплексные учения, имитирующие будущую профессионально-служебную деятельность выпускников в условиях, близких к реальным. Учения предназначены для формирования навыков оперативно-служебной деятельности по должности, к замещению которой осуществляется подготовка выпускников, в том числе:

- учение, имитирующее комплексную практическую деятельность сотрудников органов внутренних дел по должности, к замещению которой готовятся выпускники. Учение целесообразно проводить в рамках восьмого семестра (4 курс специалитета) перед прохождением обучающимися производственной (преддипломной) практики;

- учение Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности. Учение целесообразно проводить в рамках десятого семестра (5 курс специалитета) перед прохождением выпускниками ГИА.

По форме и по содержанию эти учения должны исполнять, наряду с модулем «Формирование профессиональных навыков», роль завершающего этапа формирования профессиональных навыков и соответствующих профессиональных компетенций, а также завершающего этапа подготовки обучающихся к предстоящему в рамках ГИА комплексному междисциплинарному государственному экзамену5.

Вершиной процесса формирования профессиональных навыков является практика:

а) учебная - предназначена для решения следующих задач:

- ознакомление с содержанием будущей профессиональной деятельности, с комплексом практических умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности,

- оценка уровня сформированности собственных профессиональных умений,

- закрепление и совершенствование профессиональных умений, формирование первичных навыков, опыта в условиях реальной профессиональной деятельности под руководством наставника;

б) производственная - предназначена для решения следующих задач:

- закрепление и совершенствование профессиональных навыков в условиях реальной профессиональной деятельности под руководством наставника с высокой долей самостоятельности обучающегося, получение опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

К сожалению, в настоящее время осталось немного площадок для обмена опытом, для дискуссий по проблемам совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел. Пандемия Сovid-19 усугубляет эту ситуацию. Тем не менее, предлагаемая система проектирования и организации образовательного процесса в условиях реализации компетентностной модели осуществления профессионального образования вызывает некоторые вопросы и возражения.

Сторонники традиционных подходов сомневаются в целесообразности реализации комплексов практикумов в виде самостоятельных дисциплин. Они считают более продуктивным учебное время, отводимое на освоение дисциплин-практикумов, использовать для реализации базовых дисциплин: «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел», «Административная деятельность полиции» и т.д. Таким образом, они считают принцип линейного построения образовательного процесса наиболее оптимальным.

Автор не отрицает продуктивности и обоснованности такого подхода на первом этапе реализации образовательной программы - на младших курсах обучения. На этом этапе в процессе реализации отдельных практических занятий и комплексов практических занятий (практикумов в качестве структурных компонентов базовых дисциплин) на дисциплинарном уровне осуществляется освоение обучающимися отдельных профессиональных умений.

В то же время апробация предлагаемой модели реализации компетентностного подхода, в том числе в части завершающего этапа формирования компетенций - формирования профессиональных навыков, убеждает в неэффективности построения образовательного процесса, основываясь только на одном принципе.

На втором этапе реализации образовательной программы проектирование образовательного процесса целесообразно осуществлять преимущественно на основе принципа концентрического построения его структуры, содержания и орга-низации6. По преимуществу на двух последних курсах после завершения изучения базовых дисциплин принципиально важно вернуться вновь к изученной проблематике, но на ином уровне:

а) не на знаниевом, а на деятельностном уровне, на уровне не фрагментарного, эпизодического, а системного тренинга;

б) на междисциплинарном уровне, на уровне интеграции полученных ранее знаний и умений;

в) на уровне имитации профессиональной деятельности по комплексному решению служебных задач различных типов на занятиях в рамках междисциплинарных модулей, дисциплин-практикумов, комплексных учений, производственной практики, т. е. на уровне, максимально приближа-

ющемся к реальной профессионально-служебной деятельности. Реализация данного подхода позволяет обеспечивать полноценный и завершенный процесс формирования компетенций.

1 Жевлакович С.С. Особенности методического обеспечения компетентностного подхода к реализации основных образовательных программ профессионального образования. Формирование профессиональных умений // Психология и педагогика служебной деятельности. М., 2021. № 2.

2 Традиционно навык рассматривается в качестве критерия уровня освоения умений: умение, доведенное тренировкой, упражнениями до автоматизма.

3 В соответствии с Федеральным законом № 144-ФЗ от 26 мая 2021 г. понятие ПООП исключено из ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Тем не менее, автор, будучи разработчиком ФГОС ВО и ПООП по специальностям, реализуемым вузами МВД России, согласовал с руководителями соответствующих ФУМО решение о размещении ПООП, составленных в соответствии с ФГОС ВО (версия 3++), на сайтах этих ФУМО в качестве рекомендаций для образовательных организаций.

4 «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Профессиональная подготовка (Основы профессиональной деятельности)», «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел», «Специальная техника органов внутренних дел», «Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел», «Основы управления в органах внутренних дел», «Первая помощь».

5 Подробнее о комплексном междисциплинарном государственном экзамене: Жевлакович С.С. Системное моделирование образовательного процесса в условиях реализации ком-петентностного подхода к осуществлению профессионального образования : учебное пособие. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 49 с. ; Жевлакович С.С. Проектирование образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода к осуществлению профессионального образования : учебное пособие. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021 ; Жевлакович С.С. Проектирование структуры и содержания профессиональных образовательных программ подготовки кадров для органов внутренних дел и соответствующей системы организационно-методического обеспечения образовательного процесса : монография. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021.

6 Жевлакович С.С. К вопросу о принципах проектирования структуры и содержания программ подготовки кадров для органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. М., 2020. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.