Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ПРАКТИКУМЫ / УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ / УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

В статье излагается методическая модель системного формирования у обучающихся по программам профессионального образования профессиональных умений, в том числе с использованием сборников заданий (задач), имитирующих ситуации профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF PROFESSIONAL EDUCATION. FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS

The article presents a methodological model of the systematic formation of professional skills among students of professional education programs, including the use of collections of tasks (tasks) that simulate the situations of professional activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37; ББК 74

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-2-119-125

© Жевлакович С.С. 2021

FEATURES OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF PROFESSIONAL EDUCATION. FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА к РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Sergey S. Zhevlakovich, Сергей Степанович Жевлакович,

Professor of the Department of Pedagogy Moscow University профессор кафедры педагогики Московского университета

of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', МВД России имени В.Я. Кикотя,

Candidate of Social Sciences, Associate Professor кандидат социологических наук, доцент

12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

Для цитирования: Жевлакович С.С. Особенности методического обеспечения компетентностного подхода к реализации основных образовательных программ профессионального образования. Формирование профессиональных навыков. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 119-125.

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Abstract. The article presents a methodological model of the systematic formation of professional skills among students of professional education programs, including the use of collections of tasks (tasks) that simulate the situations of professional activity.

Keywords: competence approach, competence, professional skills, professional skills, practical classes, workshops, exercises, training of professional skills, levels of skill formation.

Аннотация. В статье излагается методическая модель системного формирования у обучающихся по программам профессионального образования профессиональных умений, в том числе с использованием сборников заданий (задач), имитирующих ситуации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, профессиональные умения, профессиональные навыки, практические занятия, практикумы, упражнения, тренинг профессиональных умений, уровни формирования умений.

Модель высшего образования, реализованная в образовательных стандартах первого и второго поколения (ГОС) основывалась преимущественно на, так называемом, знаниевом подходе. При разработке образовательных стандартов третьего поколения этому подходу был противопоставлен, так называемый, компетентностный подход.

Однако, декларация в нормативных правовых актах (в ФГОС - федеральных государственных образовательных стандартах) перехода на компе-тентностную модель профессионального образования еще не означает ее фактическую реализацию в реальном образовательном процессе. Этот переход невозможен без глубинных изменений не только в подходах к разработке основных образовательных программ образовательных организаций, но и во всех компонентах образовательно-

го процесса: содержании, организации, методах, средствах обучения. И, пожалуй, самое главное и самое сложное - требуется соответствующая переподготовка профессорско-преподавательского состава образовательных организаций.

При этом следует учитывать высокую долю консерватизма и инерции в отношении собственной методы преподавания, которые характерны для значительной части преподавателей. Кроме того, не секрет, что у подавляющего большинства преподавателей образовательных организаций профессионального образования отсутствует полноценное педагогическое образование. Как бы это парадоксально не звучало, в этой части они, по преимуществу, самоучки.

С учетом всех этих факторов перестройка образовательного процесса на новую модель требу-

ет системной, последовательной работы и невозможна в короткие сроки. По существу речь идет о формировании нового поколения профессорско-преподавательского состава. Для этого требуется значительный отрезок времени. В связи с этим принципиальным условием, необходимым для успешной реализации этой, безусловно, глобальной задачи, по глубокому убеждению автора, должно стать прекращение той чехарды, которая в последние годы происходила с непрерывно меняющимися версиями ФГОС. Без продолжительной стабилизации образовательного процесса успешное и качественное решение обозначенных задач невозможно.

В предыдущих публикациях автор уже сформулировал предлагаемые концептуальные подходы к перестройке основных компонентов образовательного процесса с учетом компетентностной модели реализации образовательного процесса в вузах МВД России1. В 2021 году к печати подготовлены еще две работы, посвященные этой про-блеме2. В данной статье представлена методическая модель системного подхода к формированию профессиональных умений, разработанная на основе исследования, проведенного автором.

При реализации знаниевой модели профессионального образования акцент делается на формирование преимущественно комплекса знаний, не только теоретических, но и о способах, приемах осуществления профессионально значимых интеллектуальных и практических действий - умений. В качестве результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) в этом случае устанавливаются знания и умения, формируемые в рамках изучения отдельных дисциплин. Норма, определяющая при реализации данного подхода планируемый уровень подготовки выпускников: «знаю, что надо делать и как делать». Эта норма находит свою реализацию и в той модели государственной итоговой аттестации, которая требует от выпускника выполнять экзаменационные задания в форме описания (устного или письменного) порядка решения той или иной задачи профессиональной деятельности.

При реализации компетентностной модели профессионального образования акцент делается на деятельностную подготовку. Она предусматривает формирование на основе профессионально значимых знаний, получаемых в процессе обучения, комплекса профессиональных умений и навыков, способности на деятельностном уровне осуществлять профессиональную деятельность. При этом ничуть не преуменьшается роль и значение профессиональных знаний, когнитивного

компонента обучения. В качестве результатов освоения ООП в этом случае устанавливаются компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников на основе интеграции полученных знаний, умений и навыков. Норма, определяющая при осуществлении данного подхода планируемый уровень подготовки выпускников: «способен выполнять». Эта норма находит свою реализацию и в соответствующей модели государственной итоговой аттестации. Она предусматривает выполнение выпускниками в рамках комплексного междисциплинарного государственного экзамена заданий, предполагающих решение той или иной профессиональной задачи в форме имитации практической деятельности на уровне полномочий по должности, к замещению которой осуществлялась подготовка обучающихся.

Определимся с содержанием основных понятий, исследуемых в данной статье. Под компетенцией предлагается понимать цель и результат обучения, способность решать различные типы задач профессиональной деятельности.

Определимся также с содержанием понятий «профессиональные знания», «профессиональные умения» и «профессиональные навыки».

Под формированием профессиональных знаний предлагается понимать освоение обучающимися когнитивной основы профессиональной деятельности - совокупности теоретических научных сведений в определенной сфере профессиональной деятельности, необходимых для качественного исполнения должностных обязанностей с целью достижения результатов в профессиональной деятельности.

Под формированием профессиональных умений предлагается понимать освоение обучающимися на основе полученных знаний инструментальной, операционно-технологической основы профессиональной деятельности - способности самостоятельно реализовывать:

- отдельные, дискретные интеллектуальные и практические действия, из которых состоит профессионально-служебная деятельность;

- приемы, способы их осуществления.

Под формированием профессиональных навыков предлагается понимать освоение обучающимися деятельностной основы профессиональной подготовки - способности самостоятельно осуществлять:

- профессионально-служебную деятельность;

- решать различные типы задач профессионально-служебной деятельности:

• в меняющихся условиях высокой степени неопределенности;

• на основе интегрированного применения профессиональных знаний и умений.

Освоение профессионально значимых знаний и умений автор рассматривает в качестве индикаторов достижения промежуточных результатов формирования компетенций. Освоение профессиональных навыков - в качестве индикаторов достижения итоговых результатов формирования компетенций.

Формирование умений - процесс поэтапного достижения такого уровня овладения профессиональными действиями, приемами и способами их осуществления, который предполагает способность обучающегося применять их:

- не только в типичных условиях, но и в меняющихся условиях высокой степени неопределенности, в том числе в сложных и экстремальных ситуациях, нередко с существенными ограничениями по времени;

- не только по шаблону, образцу, типовому алгоритму, но и самостоятельно определяя порядок осуществления этих действий, способов, приемов.

Для достижения такого уровня владения конкретным умением требуется последовательный, поэтапный тренинг, предусматривающий практическое выполнение обучающимся комплекса соответствующих упражнений. Необходим системный подход к формированию умений.

Традиционный подход к организации изучения дисциплин (модулей) в образовательных организациях МВД России предусматривает, чаще всего, единичные практические занятия, предназначенные для формирования отдельных умений. При такой организации учебного процесса обучающимся за весь период обучения предоставляется возможность выполнять упражнения, предназначенные для формирования конкретного умения, в лучшем случае, не более одного - двух раз, да и то, как правило, далеко не каждому обучающемуся. Очевидно, что такая интенсивность тренировок недостаточна для эффективного формирования устойчивых умений.

Этот подход к формированию профессиональных умений в значительной степени объясняет не очень высокий уровень овладения умениями значительной частью выпускников при существенной продолжительности обучения. Разовые аудиторные занятия, предусматривающие выполнение обучающимися упражнений (выполнение заданий, решение задач), направленных на формирование умения практически реализовывать конкретные действия, из которых состоит содержание профессионально-служебной деятельности, способы и приемы их осуществления, позволяют

сформировать умение только на начальном уровне - на уровне представления.

Для формирования умения на уровне уверенного практического воспроизведения действия, способа, приема в типичных ситуациях и условиях, и, тем более, на уровне самостоятельного применения в условиях высокой степени неопределенности, в том числе в сложных и экстремальных условиях, требуется реализация системы упражнений с последовательным, поэтапным нарастанием сложности их содержания и условий выполнения.

С учетом этих обстоятельств особую актуальность приобретает разработка и реализация такой модели организации аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной работы обучающихся, которая ориентирована не на фрагментарную, а на системную работу по формированию профессиональных умений. Реализация такой модели организации образовательного процесса предусматривает преодоление инерции знаниевого подхода при планировании, организации и осуществлении образовательного процесса, в том числе:

а) четкое определение перечня основных профессиональных умений, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе реализации ООП образовательной организации. Этот перечень должен быть сформирован с учетом ведомственных квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке обучающихся по конкретной специализации (узкой специализации) и индикаторов достижения компетенций, установленных в ООП вуза по данной специализации (узкой специализации) с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы (далее - ПООП);

б) определение дисциплин (модулей), практик, которые ответственны за формирование конкретных профессиональных умений. Фиксация в рабочих учебных программах этих дисциплин (модулей), практик данных умений в перечне планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), практике;

в) определение в структуре каждой их этих дисциплин (модулей) комплексов тем, в процессе изучения которых предполагается последовательное формирование каждого из запланированных профессиональных умений;

г) определение в тематических планах этих дисциплин (модулей) оптимального объема учебного времени, отводимого при изучении данных комплексов тем на последовательное, поэтапное формирование запланированных умений. Фиксация в рабочих учебных программах данных дисциплин в содержании тем, ответственных за фор-

мирование каждого умения, тематики соответствующих практических занятий. При планировании ряда аудиторных практических занятий, предназначенных для формирования конкретного профессионального умения (родственных умений), целесообразно концентрировать основную часть этих практических занятий в виде аудиторного практикума (лабораторного практикума), завершающего изучения соответствующего раздела дисциплины (модуля). При таком планировании изучения дисциплины отсутствие значительных временных пауз между отдельными практическими занятиями позволяет не утрачивать, а сохранять в актуальном состоянии результаты тренировки, достигнутые на предыдущем практическом занятии, и последовательно наращивать уровень владения умением на последующем;

д) определение целесообразности использования самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в качестве дополнительного образовательного ресурса для системного формирования в рамках учебной дисциплины профессиональных умений. В этом случае в дополнение к аудиторным практическим занятиям (аудиторному (лабораторному) практикуму) по дисциплине разрабатывается и реализуется соответствующий практикум для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. В практикум включаются задания (задачи), однотипные с теми заданиями (задачами), которые определяют содержание упражнений, проводимых в ходе плановых аудиторных практических занятий по дисциплине. Задания этого практикума выполняются обучающимися в рамках самостоятельной внеаудиторной работы параллельно с соответствующими аудиторными занятиями. Они предназначены для:

- компенсации ограниченного ресурса учебного времени, которое в процессе изучения дисциплины целесообразно выделять на аудиторные практические занятия, наряду с другими видами учебных занятий;

- компенсации временных интервалов между аудиторными практическими занятиями;

- дополнительного закрепления и развития способности обучающихся самостоятельно реа-лизовывать умения, формируемые в ходе аудиторных занятий;

- дополнительного фронтального мониторинга персональных результатов поэтапного освоения обучающимися профессиональных умений;

- диагностики, контроля и оценки результатов достижения планируемого уровня освоения обучающимися профессиональных умений.

Для обучающихся, показывающих нестабильные результаты или имеющих пропуски занятий, выполнение подобного практикума предоставляет возможность для организованного и управляемого преодоления персональных проблем с освоением практической части дисциплины, способствует выравниванию уровня овладения необходимыми умениями, приведению его в соответствие с предъявляемыми требованиями. При этом важно, чтобы данный практикум на деле не подменялся письменной контрольной работой по теоретической части дисциплины, ответы на задания которой - это конспект учебника.

Эффективность самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по освоению умений будет зависеть от нескольких факторов, в том числе:

1. От сформированности соответствующей мотивации у обучающихся, от уровня осознания ими потребности в практическом овладении способностью эффективно и правомерно реализовывать профессиональные умения:

- в целях успешной подготовки к будущей профессионально-служебной деятельности, в том числе для успешной подготовки к решению аналогичных типов практических заданий в рамках промежуточной аттестации (рубежного контроля), предварительной аттестации (зачета, экзамена), практики (учебной и производственной), государственной итоговой аттестации (комплексный междисциплинарный государственный экзамен);

- в целях эффективной реализации задач будущей профессионально-служебной деятельности.

2. От качества организации самостоятельной работы обучающихся педагогическим составом, от эффективности управления этой работой, в том числе:

- от своевременности и качества поэтапного контроля и оценки результатов выполнения каждым обучающимся заданий соответствующих разделов практикума;

- от качества анализа и фронтального разбора в рамках аудиторных занятий и в часы самоподготовки обобщенных результатов каждого этапа выполнения заданий практикума с целью оперативной коррекции результатов освоения обучающимися профессиональных умений.

3. От действенного методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся, способного компенсировать отсутствие контактного управления и контроля со стороны преподавателя за деятельностью обучающихся по выполнению заданий практикума. Важнейшее условие качественной организации самостоятельной работы обучающихся по овладению профессиональными

умениями - разработка кафедрой, наряду с практикумом для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, соответствующего инструктивно-методического пособия. Оно предназначено для организационно-методического сопровождения самостоятельной работы обучающихся по реализации системы тренировочных упражнений (заданий).

Начальный этап освоения обучающимися профессионального умения предполагает формирование у обучающихся представления о порядке и технике правильного выполнения действия (приема, способа) - структурного компонента содержания профессионально-служебной деятельности. Реализация этого этапа начинается с ознакомления обучающихся в рамках аудиторного занятия с инструкцией, алгоритмом правильного выполнения действия (приема, способа), включая показ, демонстрацию соответствующего образца.

В период до следующего аудиторного занятия закрепление знаний о порядке и технике оптимального выполнения действия (приема, способа), полученных на занятии, необходимо осуществлять на уровне воспроизведения в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Организация и управление этой работой осуществляется с помощью практикума - комплекса заданий, предусматривающих выполнение обучающимися соответствующих воспроизводящих упражнений. На следующем аудиторном занятии осуществляется контроль и оценка результатов самостоятельной работы. При необходимости проводится корректировка усвоенного знания.

Следующий этап предполагает формирование у обучающихся умения на уровне способности практически воспроизводить действие (прием, способ) в типичных ситуациях и условиях в соответствии с усвоенным алгоритмом, образцом. Организацию этой работы целесообразно осуществлять в том же порядке, что и на предыдущем этапе, путем последовательного тренинга: выполнения обучающимися воспроизводящих упражнений в рамках аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы. Диагностирование (контроль и оценка) персональных результатов обучающихся по освоению данного умения осуществляется в рамках аудиторных занятий и проверки результатов выполнения заданий практикума.

Завершающий этап формирования умения -последовательное выполнение тренировочных упражнений в рамках аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с целью формирования и развития у обучающихся способности применять умение в реальных усло-

виях профессионально-служебной деятельности, в том числе самостоятельно определять и реали-зовывать порядок выполнения действия (приема, способа) в нетипичных ситуациях.

Таким образом, осуществляется поэтапное достижение необходимого уровня овладения умением - способности применять действие (прием, способ) в условиях высокой степени неопределенности.

Важнейшее условие эффективной реализации предлагаемой модели формирования профессиональных умений - работа по повышению мотивации и заинтересованности обучающихся не формально имитировать, а ответственно подходить к полноценному осуществлению самостоятельных индивидуальных тренировочных занятий, в том числе:

а) разбор реальных ситуаций, которые связаны с непрофессиональными, неквалифицированными действиями сотрудников, обусловленными низким уровнем освоения профессиональных умений;

б) систематическая диагностика (контроль оценка) динамики уровня освоения отдельных умений (действий, способов, приемов) каждым обучающимся в процессе самостоятельного выполнения воспроизводящих (репродуктивных) и последовательно усложняющихся тренировочных упражнений. При определении оценки в качестве критериев следует использовать нормативы, установленные для выполнения действия, которое подлежит оцениванию;

в) соревнование между обучающимися в уровне владения умением (действием, приемом, способом).

Основным компонентом методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по формированию умений должно стать соответствующее практическое пособие, выполняющее роль самоучителя.

Представляется, что структура пособия должна включать несколько частей3:

I часть. Теоретические основы самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, в том числе: обоснование необходимости и важности самостоятельной работы по дисциплине, описание системы самостоятельной работы, цели, задачи, формы организации и организационно-методические условия самостоятельной работы.

II часть. Практикум по формированию умений, который включает:

1. Комплекс заданий для самостоятельной отработки обучающимися отдельных умений (действий, приемов, способов) на основе выполнения системы соответствующих упражнений. Задания

и упражнения должны быть структурированы с учетом последовательности отработки конкретного перечня умений (действий, приемов, способов), предусмотренных планируемыми результатами изучения дисциплины в соответствии с рабочей программой по дисциплине. Задания и упражнения, предназначенные для формирования конкретного умения, необходимо систематизировать и структурировать по уровням сложности:

- образцы решения данного типа заданий (задач) - для формирования представления о порядке, алгоритме реализации умения (действия, способа, приема);

- задания для формирования умения выполнять профессиональное действие (способ, прием) на уровне воспроизведения в типичных условиях на основе образца, алгоритма;

- задания для формирования умения самостоятельно определять порядок осуществления профессионального действия (способа, приема) в различных, последовательно усложняющихся условиях.

В каждой из этих групп, кроме заданий (задач), обязательных для выполнения всеми обучающимися, целесообразно предусматривать задания повышенной сложности. Это позволяет реализо-вывать индивидуальный подход в обучении и формировать познавательную мотивацию у обучающихся.

2. Каждое задание необходимо сопровождать подробными методическими указаниями о порядке, технике выполнения конкретного умения (действия, приема, способа). Порядок, техника выполнения умения (действия, приема, способа) должны описываться по элементам и с объяснением, почему каждый элемент надо выполнять только в определенной последовательности и с соблюдением определенных требований.

Кроме того, в методические указания важно включить:

- описание возможных ошибок при выполнении каждого умения (действия, приема, способа) и объяснение, почему неприемлемы такие варианты его выполнения;

- допустимые варианты выполнения данного умения (действия, приема, способа) в зависимости от различных условий.

Это позволяет формировать умение (действие, прием, способ) на основе не механического, бездумного повторения, копирования, а осмысленного понимания оптимальных порядка и техники выполнения умения (действия, приема, способа).

Важное условие, обеспечивающее правильное усвоение и закрепление обучающимися кон-

кретного умения (действия, приема, способа) -наглядная демонстрация, показ оптимального варианта выполнения данного умения (действия, приема, способа). С учетом этого условия методические указания важно дополнить иллюстрациями, графическими образцами, видеоприложением - комплектом видеосюжетов, наглядно дополняющих методические указания, в том числе демонстрирующих образец выполнения умения (действия, приема, способа) по элементам и в целом.

3 . Другой важный элемент структуры практикума - план самостоятельных тренировочных занятий по освоению техники выполнения каждого умения (действия, приема, способа), который включает комплекс упражнений для последовательной, поэтапной отработки каждого умения (действия, приема, способа), в том числе:

а) упражнения, предназначенные для воспроизведения порядка выполнения конкретного умения (действия, приема, способа) по элементам (при необходимости);

б) упражнения, предназначенные для воспроизведения порядка выполнения данного умения (действия, приема, способа) в целом;

в) упражнения, предназначенные для воспроизведения порядка выполнения данного умения (действия, приема, способа) в разных условиях и ситуациях.

Упражнения должны дифференцироваться по уровню сложности, чтобы обеспечивать последовательную, поэтапную отработку умений, а также учитывать индивидуальные способности обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Следующий элемент структуры практикума - описание порядка, техники самоконтроля при выполнении упражнений, критерии достижения оптимального уровня освоения данного умения (действия, приема, способа) -нормативы.

Успешное освоение обучающимися прочных знаний и умений создает основу для формирования соответствующих навыков профессионально-служебной деятельности - способности самостоятельно осуществлять задачи профессионально-служебной деятельности на основе интегрированного применения полученных знаний и умений в условиях высокой степени неопределенности. Автор рассматривает формирование у обучающих определенных навыков в качестве завершающего этапа формирования соответствующих компетенций.

На реализацию этого этапа ориентирована следующая часть рассматриваемого пособия:

III часть. Практикум по формированию навыков - сборник упражнений по решению ситуационных задач (при условии, если планируемые результаты изучения дисциплины включают формирование навыков).

1 Жевлакович С.С. Системное моделирование образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода к осуществлению профессионального образования: учебное пособие / С.С. Жевлакович. М. Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019. - 49 с.

2 Жевлакович С.С. Проектирование образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода к осуществлению профессионального образования: учебное

пособие / С.С. Жевлакович. М. Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2021.

3 Жевлакович С.С. Проектирование структуры и содержания профессиональных образовательных программ подготовки кадров для органов внутренних дел и соответствующей системы организационно-методического обеспечения образовательного процесса: монография / С.С. Жевлакович. М. Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2021.

4 Пример структуры подобного пособия по огневой подготовке описан в статье: Жевлакович С.С., Мышенкова Ю.Ю. Особенности формирования умений и навыков профессионально-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в условиях, связанных с применением оружия // Вестник экономической безопасности. М., 2020, № 5.

■ л и —г- Ч_' ып ■ гм й-Г Шшл ■. в иЛчй

Актуальные проблемы

ГОСУДАРСТВЕННОМ

политики

УЧЕБ1-И<

Якунин, В.И. Актуальные проблемы государственной политики : учебник / [В.И. Якунин и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 415 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике рассмотрены актуальные проблемы государственной политики на современном этапе. Дается характеристика базовым политическим категориям и понятиям на примере богатого исторического и социологического материала. Особое внимание уделяется ци-вилизационным аспектам формирования государственной политики.

Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

Тр41Ь4 И.!^ 'НЕ

Социальная психология

Социальная психология : учебник / под ред. А. М. Сто-ляренко. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.

Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности.

Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.