Научная статья на тему 'К вопросу об оценке результатов освоения основных образовательных программ высшего образования при реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса'

К вопросу об оценке результатов освоения основных образовательных программ высшего образования при реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCES / COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / STATE FINAL CERTIFICATION / COMPREHENSIVE INTERDISCIPLINARY EXAMINATION / FINAL QUALIFYING WORK / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

В статье рассматривается проблема диагностирования результатов формирования компетенций при реализации основных образовательных программ высшего образования на примере инновационной модели государственной итоговой аттестации, разработанный автором и апробированный Московским университетом МВД России им. В.Я Кикотя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the assessment of the results of the development of the main educational programs of higher education in the implementation of the competence approach to the organization of the educational process

The article deals with the problem of diagnosing the results of the formation of competencies in the implementation of basic educational programs of higher education on the example of an innovative model of state final certification, developed by the author and approved by the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V.I. Kikoty

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке результатов освоения основных образовательных программ высшего образования при реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса»

@ Жевлакович C.C. 2018

TO THE QUESTION ABOUT THE ASSESSMENT OF THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Sergey Stepanovich ZHEVLAKOVICH

Professor of the Department of Pedagogy Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia them. V.Ya. Kikoty, Cand. sociological sciences, associate professor Email: office@unity-dana.ru

Сергей Степанович ЖЕВЛАКОВИЧ

профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, канд. социологических наук, доцент Email: office@unity-dana.ru

Для цитирования: Жевлакович С.С. К вопросу об оценке результатов освоения основных образовательных программ высшего образования при реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 4/2018. С. 20—25.

Annotation. The article deals with the problem of diagnosing the results of the formation of competencies in the implementation of basic educational programs of higher education on the example of an innovative model of state final certification, developed by the author and approved by the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V.I. Kikoty

Key words: competences, competence-based approach to the organization of the educational process, state final certification, comprehensive interdisciplinary examination, final qualifying work

Аннотация. В статье рассматривается проблема диагностирования результатов формирования компетенций при реализации основных образовательных программ высшего образования на примере инновационной модели государственной итоговой аттестации, разработанный автором и апробированный Московским университетом МВД России им. В.Я Кикотя.

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход к организации образовательного процесса, государственная итоговая аттестация, комплексный междисциплинарный экзамен, выпускная квалификационная работа

Федеральными государственными стандартами высшего образования (далее — ФГОС ВО), версия «3 + +» установлена следующая структура государственной итоговой аттестации:

а) ФГОС ВО по направлению подготовки (первый уровень высшего образования — бакалавриат):

• подготовка к сдаче и сдача государствен-

ного экзамена;

• подготовка к защите и защита выпускной

квалификационной работы (если образовательная организация включила защиту

выпускной квалификационной работы в состав государственной итоговой аттестации);

б) ФГОС ВО по специальности и магистратуре (второй уровень высшего образования):

• подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если образовательная организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);

• подготовка к защите и защита выпускной

квалификационной работы.

В ведомственных примерных основных образовательных программах (далее — ПООП), разрабатываемых в соответствии с ФГОС ВО и утверждаемых ДГСК МВД России, не только по всем профилям (узким специализациям) вновь открываемого направления подготовки Обеспечение законности и правопорядка (уровень — бакалавриат), но и по всем специализациям (узким специализациям) специальностей, реализуемых в вузах МВД России, установлено, что ведомственными вузами в состав государственной итоговой аттестации должен быть обязательно включен государственный экзамен.

Автор исходит из убеждения, что проверить сформированность компетенций (особенно профессиональных) у выпускников, проходивших обучение по направлениям подготовки и специальностям гуманитарной направленности, только на уровне защиты выпускной квалификационной работы невозможно. В отличие от обучавшихся по программам, например инженерной направленности.

Умение выпускника толково, убедительно описывать (письменно или устно) порядок выполнения задач профессиональной деятельности (что делать в конкретной ситуации и как), совсем не обязательно означает, что он также толково и убедительно способен выполнять эти задачи практически, в реальных условиях. Совсем не случайно в прошлом некоторые выпускники-отличники, на практике не проявляли отличных способностей при выполнении задач оперативно-служебной деятельности. В тоже время именно профессиональные компетенции (способность практически решать профессионально-служебные задачи), прежде всего, определяют уровень профессиональной квалификации, непосредственно работают в повседневной профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

В тоже время стало очевидно, что для реальной проверки уровня сформированности компетенций, то есть, иными словами, диагностирования результатов освоения выпускниками основной образовательной программы (далее — ООП), на основе которой они проходили обучение, не подходит и традиционная модель государственного экзамена по одной из профильных дисциплин, предусматривающая:

• устные или письменные ответы на вопросы

экзаменационных билетов,

• устное или письменное описание порядка

решения практических заданий (если они включены в экзаменационные билеты).

Не изменило существенно ситуацию в лучшую сторону и применение упрощенной модели междисциплинарного государственного экзамена. В соответствии с этой моделью в содержание экзаменационных заданий включаются вопросы и практические задания из отдельных разделов нескольких дисциплин (модулей), которые являются профильными для специальности (специализации) или направления подготовки (профиля), по линии которой осуществлялась подготовка экзаменуемых выпускников. Содержание такого экзамена напоминает некий микс из отдельных фрагментов многих дисциплин (модулей): понемногу из каждой.

При этом отбор структурных элементов, составляющих содержание экзамена (дисциплин (модулей) и фрагментов их содержания), неизбежно носит субъективный характер. А тип заданий по существу остается прежним и требует от выпускника словесного или письменного описания порядка решения задач профессиональной деятельности. Проверка практических умений на основе данной модели экзамена возможна только фрагментарная, на уровне отдельных элементов. Реально же это выглядит, как попытка провести традиционные по форме экзамены, только по многим дисциплинам единовременно.

Такой государственный экзамен крайне сложен для выпускников по объему выносимого на экзамен теоретического материала. В тоже время в этом случае не достигается главная цель государственного экзамена: не проверяется должным образом способность выпускников практически выполнять должностные обязанности, комплексно применять практические навыки профессиональной деятельности. То есть не обеспечивается полноценная проверка уровня сформирован-ности компетенций, установленных ФГОС ВО. Фактически результаты обучения по-прежнему проверяются по преимуществу на знаниевом уровне.

С учетом реализации во ФГОС ВО (стандарты третьего поколения) компетентностного подходка к организации образовательного процесса автором разработана и апробирована совместно с коллегами в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя иная модель государственного экзамена — комплексный междисциплинарный экзамен, проводимый в форме учения.

Отличительные характеристики данной модели государственного экзамена:

а) Каждое экзаменационное задание содержит фабулу, воспроизводящую одну из возможных

существенных ситуаций будущей оперативно-служебной деятельности выпускника. Фабула или ее часть может быть представлена в виде видеосюжета, который документально воспроизводит реальные события или снят на постановочной основе. Это существенно приближает моделируемую ситуацию к реальной профессиональной деятельности;

б) Содержание каждого задания носит интегрированный, а не узкодисциплинарный характер. Для его решения требуется:

• выполнение комплекса практических дей-

ствий, моделирующих оперативно-служебную деятельность сотрудника органов внутренних дел, по профилю которой осуществлялась подготовка выпускника;

• применение на практике синтеза всех полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного разрешения ситуации, которая моделируется в экзаменационном задании (например: осмотр места происшествия на криминалистическом полигоне, составление необходимых в моделируемой ситуации процессуальных и служебных документов или проведение отдельных следственных действий с использованием статистов и т.д.);

в) Экзамен проводится поэтапно, с использованием нескольких оборудованных учебных мест: на полигонах, в специализированных классах, лабораториях, тренинговых залах и т.п.;

г) На каждом учебном месте экзамен принимает отдельная подкомиссия с участием преподавателей профильных кафедр, а также руководителей и опытных сотрудников соответствующих отраслевых подразделений органов внутренних дел, по профилю которых выпускники проходили обучение. Сотрудники функциональных подразделений территориальных органов внутренних дел выступают в качестве экспертов, оценивающих практические действия экзаменуемых. Возглавляют экзаменационные комиссии руководители отраслевых подразделений территориальных органов внутренних дел, в которых предстоит служебная деятельность выпускников;

д) Для обеспечения эффективной работы экспертов на каждом учебном месте разработаны специальные оценочные листы, позволяющие быстро и качественно осуществлять поэлементный, пошаговый экспресс-анализ и оценку практических действий экзаменуемых;

е) Предварительная оценка уровня выполнения экзаменационного задания на каждом этапе государственного экзамена, на каждом учебном месте осуществляется с использованием стобалльной шкалы, разработанной для каждого экзамена отдельно с учетом его специфики. Максимальные 100 баллов разделены на части в зависимости от количества этапов экзамена и с учетом значимости каждого из этапов для будущей профессиональной деятельности выпускников. После подведения предварительных результатов сдачи выпускниками государственного экзамена на каждом из его этапов, на каждом учебном месте баллы, полученные экзаменуемыми на всех этапах экзамена, суммируются и переводятся с использованием другой специальной шкалы в традиционную систему оценок («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Такая модель экзамена более сложная и требует серьезной подготовительной работы. Однако она позволяет более реально оценивать результаты освоения ООП, более аргументировано делать выводы о сформированности у выпускников комплекса компетенций, об их готовности к практической работе и способности практически выполнять задачи оперативно-служебной деятельности.

Успешная реализация рассматриваемой модели итогового государственного экзамена стала возможна благодаря комплексной научно-исследовательской работе, проведенной коллективом педагогических работников Московского университета МВД России под руководством автора.

На начальном этапе освоения этой модели, когда экзаменаторы еще не имели достаточного опыта работы по-новому, проведение итогового государственного экзамена планировалось в течение одного дня. Апробация этого варианта в течение нескольких лет позволяет сделать вывод: оптимальная продолжительность такой модели итогового государственного экзамена — 2—3 дня.

Распределение этапов испытания на протяжении нескольких дней позволяет:

• провести его не в форсированном режиме;

• более полно и реально воспроизвести ситуации будущей профессиональной деятельности выпускников;

• исключить психологическую и интеллекту-

альную перегрузку экзаменуемых;

• создать оптимальные условия для проверки процессуальных и служебных документов,

составленных экзаменуемыми в процессе выполнения экзаменационных заданий;

• при необходимости провести собеседова-

ние с экзаменуемым, выслушать его пояснения по ходу и результатам выполнения экзаменационного задания (этапа сдачи экзамена);

• обеспечить оптимальные условия для коллегиального обсуждения результатов сдачи экзамена (на каждом этапе и в целом), что повышает объективность их оценки.

Безусловно, реализация в ФГОС ВО компе-тентностной модели профессионального образования и соответствующей ей модели государственного экзамена требует существенной перестройки методики и форм проведения учебных занятий, особенно на старших курсах. При этом крайне малоэффективна фрагментарная, косметическая по существу модернизация отдельных элементов учебно-воспитательного процесса. Требуется системная перестройка организации всего образовательного процесса.

Вместе с тем, освоение компетентностной модели реализации профессионального образования не должно сопровождаться механистическим отрицанием предыдущего опыта подготовки кадров. Акцентируя внимание на практическом обучении, нельзя недооценивать роль академической, теоретической подготовки. Прочные умения и навыки профессиональной деятельности могут быть сформированы только на прочном фундаменте знаний. Внедряя модульный принцип проектирования структуры образовательного процесса (эффективный, по преимуществу, на старших курсах обучения), нельзя недооценивать эффективность дисциплинарного принципа на начальных этапах обучения.

Предлагаемую модель комплексного государственного междисциплинарного экзамена в форме учения можно реализовывать только при условии последовательного прохождения обучающимися соответствующей адекватной подготовки в процессе обучения. Прежде всего, это относится к тренинговой подготовке на основе комплексного моделирования ситуаций практической оперативно-служебной деятельности, требующих от обучающихся практического применения интегрированных знаний, умений и навыков.

Проведенные нами исследования, экспериментальная апробация и последующая практическая реализация их результатов позволили выделить два основных этапа в процессе формирования у обучающихся комплекса компетенций, установленных образовательным стандартом.

1. Начинается формирование компетенций с последовательного поэтапного формирования отдельных составляющих каждой компетенции (знаний и умений) на занятиях по соответствующим дисциплинам.

2. На следующем этапе в рамках дисциплин-практикумов, большая часть которых являются структурными элементами модулей, продолжается формирование компетенций путем:

• интегрирования полученных на предыду-

щем этапе знаний и умений, составляющих основу конкретной компетенции, на основе моделирования отдельных направлений оперативно-служебной деятельности;

• доведения умений до навыков на основе

тренинговой подготовки и практики;

• практической проверки уровня сформиро-

ванности не отдельных составляющих элементов, а компетенции в целом,

• интегрирования сформированных компетен-

ций на основе комплексного моделирования оперативно-служебной деятельности.

На этом этапе обучение должно происходить, в значительной степени, в рамках дисциплин-практикумов (комплексы практических занятий), моделирующих основные элементы оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел, по линии которых осуществляется подготовка, в условиях, максимально приближенных к их реальной деятельности. Содержание, организация и методика проведения таких занятий должны готовить обучающихся к решению заданий такого характера и уровня сложности, с какими они столкнутся на государственном экзамене и в практической деятельности.

Эти практические занятия должны проводить совместно в качестве организаторов и руководителей, а также статистов, помогающих моделировать практические ситуации, и экспертов, оценивающих уровень подготовленности обучающихся:

• преподаватели профильных выпускающих

кафедр,

• преподаватели смежных кафедр, участвую-

щих в формировании общепрофессиональных и, прежде всего, профессиональных компетенций,

• руководители и опытные сотрудники про-

фильных отраслевых подразделений территориальных органов внутренних дел.

Только при этом условии можно обеспечить эффективность подобных занятий. Проведение практикумов в форме учений позволяет при-

влекать к их организации достаточное количество преподавателей и сотрудников территориальных органов.

Важную роль в превращении умений, сформированных на ранних этапах учебного процесса, в навыки комплексного решения всех типов задач профессиональной деятельности в реальных условиях оперативно-служебной деятельности играют практики в подразделениях органов внутренних дел.

Предварительная проверка уровня сформи-рованности всего комплекса компетенций осуществляется в рамках комплексных учений, и в ходе практик в подразделениях органов внутренних дел.

Таким образом, результативность работы по формированию компетенций зависит от системности организации данной работы преподавателей, кафедр, других подразделений вуза, участвующих в организации образовательного процесса на всех его этапах.

В разработанных автором ПООП, в том числе по специальности Правовое обеспечение национальной безопасности и вновь открываемому направлению подготовки Обеспечение законности и правопорядка (уровень — бакалавриат), реализована модель структуры, содержания и организации учебного процесса, соответствующая компетентностному подходу к подготовке кадров правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел.

В частях, формируемых участниками образовательных отношений (вариативных), ведомственных ПООП по специальности Правовое обеспечение национальной безопасности и направлению подготовки Обеспечение законности и правопорядка (уровень — бакалавриат), обеспечивающих формирование, прежде всего, профессиональных компетенций, рекомендованы комплексы дисциплин (модулей), в том числе.

• Модуль. Формирование профессиональных

навыков, включающий три дисциплины-практикума: Практикум по квалификации отдельных видов преступлений, Практикум по проведению отдельных следственных действий, Практикум по уголовному процессу;

• Модуль. Узкая специализация, включающий дисциплины, дисциплины-практикумы, учения, которые обеспечивают формирование профессиональных компетенций, отнесенных в ПООП к группе «Оперативно-служебные».

Например, в ПООП по вновь открываемому направлению подготовки Обеспечение законно-

сти и правопорядка, профиль — оперативно-розыскная деятельность, узкая специализация — деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска нами рекомендуется образовательным организациям МВД России включать в Модуль. Узкая специализация следующие структурные элементы.

Дисциплины:

• Оперативно-розыскная деятельность,

• Информационно-аналитическое обеспече-

ние оперативно-розыскной деятельности,

• Выявление и раскрытие преступлений с

использованием современных технических средств.

Практикумы:

• Практикум по борьбе с преступлениями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в сфере незаконного оборота наркотиков.

• Практикум по документированию действий лиц, совершающих преступления.

• Практикум по оперативно-розыскной пси-

хологии.

• Деятельность оперативного сотрудника уголовного розыска в ходе досудебного производства по уголовным делам. Комплексный практикум.

Учения:

• Тренинг комплексного моделирования про-

фессионально-служебной деятельности.

• Практическая деятельность оперативного

сотрудника уголовного розыска.

Такая структура ООП обеспечивает целенаправленное системное формирование компетенций, реализацию компетентностного подхода к подготовке обучающихся в целом. Все рекомендуемые дисциплины, дисциплины-практикумы, учения прошли апробацию, подтвердили свою эффективность и реализуются в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя.

В тоже время, эта экспериментальная работа показала, что одним из важнейших условий, необходимых для успешной реализации рассматриваемой модели подготовки кадров, является последовательная работа по существенному повышению квалификации педагогического состава вуза, участвующего в реализации ООП, в том числе в части:

• освоения активных методов обучения, в первую очередь — методики проведения практических занятий, моделирующих будущую профессиональную деятельность выпускников;

• актуализации персонального опыта практической реализации современных форм и методов решения основных типов задач

профессиональной деятельности органов внутренних дел: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, профилактической, организационно-управленческой, оперативно-служебной и др.

Другой вид государственной итоговой аттестации — защита выпускной квалификационной работы. Она уместна и обязательна для второго уровня высшего образования (специалитет и магистратура). Для первого уровня высшего образования (бакалавриат) защита выпускной квалификационной работы не обязательна, включается в ООП по усмотрению образовательной организации.

Для бакалавриата с прикладной направленностью ООП (направление подготовки Обеспечение законности и правопорядка) целесообразным и достаточным видом государственной итоговой аттестации в ведомственной ПООП был установлен комплексный междисциплинарный государственный экзамен. И это решение объясняется рядом причин, в том числе:

а) Данная ПООП не предусматривает подготовку выпускников к решению такого типа задач профессиональной деятельности, как научно-исследовательский.

б) Академическая составляющая этой программы сокращена, по сравнению со вторым уровнем высшего образования, с учетом ограниченной продолжительности обучения (4 года). В связи с этим пришлось исключить из обязательного перечня и такой тип задач профессиональной деятельности, как правотворческий.

в) Отказ от подготовки к защите и защиты выпускной квалификационной работы в качестве второго вида государственной итоговой аттестации позволяет сэкономить время для учебных занятий, что существенно при ограниченной продолжительности обучения по программе бакалавриата.

В ведомственной ПООП было установлено, что написание выпускной квалификационной работы с использованием эмпирических данных из практики деятельности органов внутренних дел выпускниками, обучающимися по программе специалитета, осуществляется в период прохождения производственной преддипломной практики. Рекомендовано планировать прохождение этой практики в предпоследнем семестре завершающего года обучения.

В рамках последнего семестра эта работа завершается. На соответствующей кафедре проводится предзащита выпускной квалификационной работы в виде заслушивания каждого дипломника, написавшего выпускную квалификационную работу по тематике данной кафедры, а также соответствующих научных руководителей и рецензентов. Проведение предзащиты целесообразно, поскольку предоставляет возможность.

Дипломнику:

• получить реальное представление о поряд-

ке проведения защиты выпускной квалификационной работы и предварительный опыт осуществления защиты написанной им выпускной квалификационной работы;

• своевременно доработать (при необходимости) выпускную квалификационную работу до приемлемого уровня с учетом полученных замечаний.

Кафедре:

• своевременно выявить в работе возможные недостатки и дать дипломнику рекомендации по ее доработке;

• оценить качество работы научного руководителя.

Комплексный междисциплинарный государственный экзамен ориентирован на диагностику и оценку уровня сформированности, прежде всего, профессиональных компетенций. Защита выпускной квалификационной работы позволяет оценить уровень сформированности целого комплекса компетенций, в том числе:

• универсальных компетенций, категории:

системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, самоорганизация и саморазвитие и др.;

• большинства категорий общепрофессиональных компетенций;

• ряда категорий профессиональных компе-

тенций.

С учетом существенной новизны образовательных программ, которые предстоит вузам МВД России разрабатывать и реализовывать в соответствии с ФГОС ВО (версия 3 + +) и соответствующими ПООП, работу по подготовке к переходу на реализацию этих программ целесообразно вести уже сейчас, не дожидаясь окончательного утверждения этой версии стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.