Научная статья на тему 'НУЖНО ЛИ ЗАМЕНЯТЬ КОНТАКТНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ДИСТАНЦИОННЫЕ?'

НУЖНО ЛИ ЗАМЕНЯТЬ КОНТАКТНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ДИСТАНЦИОННЫЕ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТАКТНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / DISTANCE LEARNING / CONTACT CLASSES / EDUCATIONAL FUNCTIONS / KNOWLEDGE / SKILLS / DEVELOPMENT / EDUCATION / SOCIALIZATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

Рассматривается проблема допустимых масштабов внедрения в систему образования дистанционного обучения на основе цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THERE NEED TO REPLACE CONTACT CLASSES WITH REMOTE ONES?

The deals with the problem of acceptable scales of introduction of distance learning based on digital technologies into the education system.

Текст научной работы на тему «НУЖНО ЛИ ЗАМЕНЯТЬ КОНТАКТНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ДИСТАНЦИОННЫЕ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1/159.9 ББК 88

DOI 10.24411 /2073-0454-2020-10313 © С.С. Жевлакович, 2020

НУЖНО ЛИ ЗАМЕНЯТЬ КОНТАКТНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ДИСТАНЦИОННЫЕ?

Сергей Степанович Жевлакович, профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматривается проблема допустимых масштабов внедрения в систему образования дистанционного обучения на основе цифровых технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, контактные занятия, функции образования, знания, умения, навыки, развитие, воспитание, социализация, личность.

IS THERE NEED TO REPLACE CONTACT CLASSES WITH REMOTE ONES?

Sergey S. Zhevlakovich, Professor of the Department of Pedagogy, Candidate of Social Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Annotation. The deals with the problem of acceptable scales of introduction of distance learning based on digital technologies into the education system.

Keywords: distance learning, contact classes, educational functions, knowledge, skills, development, education, socialization, personality.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С. Нужно ли заменять контактные занятия на дистанционные? Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):320-324.

В условиях карантина, вызванного пандемией со^ 19, резко усилилось внимание к проблеме дистанционного способа получения образования. В обществе эта проблема вызвала неоднозначную реакцию. Предмет обсуждения — допустимые пределы перевода системы образования на дистанционное обучение с использованием цифровых технологий. В публичном пространстве активно продвигается мнение о необходимости очередных революционных изменений в сфере образования, связанных с вытеснением традиционных педагогических технологий дистанционными. Продвигают эту точку зрения, как правило, представители сфер, напрямую не связанных с педагогической деятельностью, далеких от участия в образовательном процессе.

К сожалению, в публичном пространстве отсутствует полноценная дискуссия по данной проблеме. Это во многом связано с тем, что в средствах массовой информации практически не представлена позиция важнейших участников образовательного процесса — педагогов и родителей обучающихся.

Учитывая стратегический характер данной проблемы, представляется важным, чтобы в обсуждение перспектив и последствий наращивания роли дис-

танционных форм получения образования активно включилось профессиональное педагогическое сообщество.

Излагая мнение по обозначенной проблеме, прежде всего, следует указать, в каких ситуациях целесообразность использования дистанционных цифровых технологий общепризнанна и не вызывает сомнений:

а) неординарная ситуация функционирования системы образования в условиях карантина;

б) обеспечение обучающимся удаленного доступа к электронным образовательным ресурсам, которые реализует образовательная организация — нормативным, программно-методическим, организационным, информационным, представляющим содержание образовательной программы (научная и учебная литература, учебно-методические комплексы по дисциплинам и модулям и пр.);

в) использование цифровых технологий для дистанционного управления самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся;

г) использование цифровых технологий в качестве дополнительного канала связи, предназначенного для дистанционного взаимодействия участ-

ников образовательного процесса за пределами аудиторных учебных занятий.

А теперь о главном предмете дискуссии. Могут ли дистанционные технологии полноценно заменить контактные занятия, основанные на непосредственном общении, взаимодействии преподавателя и обучающихся и в каком объеме? Попробуем ответить на этот вопрос на основе психолого-педагогических закономерностей процесса обучения, результатов собственных исследований, а также опыта организации и осуществления образовательного процесса.

Можно согласиться, что дистанционные технологии могут обеспечить освоение знаний. Но на каком уровне? Во-первых, это знания, представленные, как правило, в готовом виде с использованием объяснительно-иллюстративных методов. Во-вторых, на начальном этапе использование этих методов обеспечивает усвоение знаний только на уровне представления.

Позволяют дистанционные технологии использовать и репродуктивные методы, которые обеспечивают усвоение знаний на уровне воспроизведения и используются для повторения, закрепления знаний, полученных в готовом виде. Но такой уровень освоения не формирует у обучающихся способность использовать полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты освоения знаний, составляющих теоретическую основу соответствующей образовательной программы, требуют достижения уровня понимания, осмысления и применения. В противном случае полученные знания будут пригодны, в лучшем случае, только для получения оценки, для формальной отчетности и прохождения аттестации, да и то не на самом высоком уровне.

Освоение знаний на уровне понимания, осмысления и применения при общении преподавателя с обучающимися, опосредованном цифровыми технологиями, для подавляющего большинства обучающихся крайне проблематично. Такой уровень полноценно реализуется при условии непосредственного общения преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой, на контактных занятиях.

Этот уровень достигается с помощью активных, интерактивных форм и методов обучения, в том числе исследовательского, поискового метода, про-

блемного обучения, основанного на диалоге, дискуссии. Без непосредственного контакта участников учебно-познавательного процесса эффективность этих методов и форм освоения знаний резко снижается. Контроль, управление мыслительной деятельностью обучающихся без непосредственного визуального контакта, интеллектуального и, что особенно важно, эмоционального взаимодействия существенно затруднены.

Для образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах законности и правопорядка, обороны, безопасности государства, существенная часть содержания образовательной программы носит закрытый характер. Без освоения этих знаний невозможно сформировать профессионально-специализированные компетенции. Изучение этой информации допускается только в специализированных аудиториях, оборудованных в соответствии с требованиями режима секретности. Использование интернет-технологий в этом случае исключается.

Наряду со знаниями, важнейший компонент профессионального образования — умения и навыки. Но дистанционно возможно формировать только представление о порядке выполнения:

♦ практических действий, составляющих существо профессиональных умений;

♦ деятельности по комплексному решению профессиональных задач на основе интегрированного применения полученных знаний и умений, составляющей существо профессиональных навыков.

Максимально возможный при дистанционном обучении уровень формирования профессиональных умений и навыков — «знаю, как делать». В тоже время, полноценная реализация высшего образования предполагает более высокий уровень формирования умений и навыков — «способен делать».

Формировать профессиональные умения на уровне применения в меняющихся условиях возможно только на основе последовательного, поэтапного тренинга с использованием системы упражнений, выполняемых обучающимися под непосредственным руководством преподавателя. Никакие дистанционные демонстрации практических действий и, тем более, профессиональной деятельности не могут заменить реальный тренинг, упражнения, имитирующие профессиональную деятельность. Никакие виртуальные симуляторы, даже очень

сложные и совершенные, не могут полноценно заменить работу с реальной техникой, оружием. Практикумы для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся могут только дополнять аудиторные практические занятия в специализированных кабинетах, лабораториях, на полигонах, в спортзалах, тирах.

Очевидно, что освоение огневой подготовки, физической подготовки, тактико-специальной подготовки, криминалистической техники, специальной техники и т.п. исключительно на основе дистанционных технологий невозможно. Дистанционные технологии не способны заменить такие важные компоненты образовательной программы, как учебная и производственная практика.

Еще более ограничены возможности у дистанционных технологий обучения для реализации, наряду с образовательной функцией обучения, такой важной функции, как развитие обучающихся.

Прежде всего, это касается развития когнитивных способностей обучающихся, мышления, познавательных способностей. Необходимо учитывать, что у выпускников общеобразовательных школ, поступающих в образовательные организации профессионального образования на основе результатов сдачи ЕГЭ, эти качества развиты, по преимуществу, мягко говоря, на недостаточном уровне.

Дискуссии о роли ЕГЭ сосредотачиваются, как правило, на рассмотрении плюсов и минусов ЕГЭ, как такового. В тоже время, учитывая стратегическую значимость данной проблемы, важно не ограничиваться полемической риторикой, а руководствоваться научным анализом.

Введение ЕГЭ сопровождалось двумя аргументами:

а) необходимость противодействовать коррупции в этой сфере;

б) обеспечение равной доступности высшего образования для всех абитуриентов.

В тоже время, необходимо учитывать, что итоговая аттестация — один из элементов системы общего образования. В этой системе итоговая аттестация выполняет функцию одного из основных системообразующих элементов. Поэтому изменение формы итоговой аттестации неизбежно привело к качественным изменениям во всей системе. Для обеспечения требуемых результатов сдачи обучающимися ЕГЭ, образовательные организации, педагоги

вынуждены были существенно трансформировать все другие элементы системы.

Задания ЕГЭ требуют от экзаменуемых, по преимуществу, запоминания фактологического материала, а также решения задач на основе алгоритма. Особенно явно это проявилось в содержании ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. Поэтому развитие других способностей обучающихся, в том числе мышления, интеллектуальных качеств обучающихся, наиболее востребованных для студентов вузов, де-факто выпало из приоритетных целей обучения.

Директивная замена классической модели учебно-воспитательного процесса, основанной на непосредственном взаимодействиипедагога и учащегося, моделью, предполагающей доминирование дистанционного обучения с использованием цифровых технологий, будет логическим дополнением ЕГЭ. Директивный перевод российской системы общего образования по зарубежным образцам на систему ЕГЭ фактически исключил из диагностики результатов реализации программы общего образования контроль и оценку уровня развития, в том числе интеллектуального, а также воспитания обучающихся. Это важнейшие компоненты советской, а затем и российской системы образования, кардинально отличавшие их от зарубежной системы массового образования и роднящие с системой элитного образования. При таком подходе логично «оптимизировать» и другие элементы системы, в том числе переводить обучение преимущественно на дистанционные технологии, не взирая на то, что с их помощью крайне затруднительно комплексно развивать способности обучающихся, в том числе когнитивные, и невозможно оказывать на обучающихся полноценное воспитательной воздействие. При этом надо осознавать, что без этих важнейших компонентов полноценное формирование личности невозможно.

Но ведь формирование личности, социализация подрастающего поколения — главная задача образования. Вот только вопрос: на какую концепцию личности должна ориентироваться наша система образования?

Западная концепция основана на идеологии индивидуализма, на следующих императивах:

♦ личность — центр мироздания («Мир существует, пока существую Я»);

♦ личность свободна от общества, сосредоточена на собственных интересах;

♦ интересы конкретной личности — превыше общественных интересов и реализуются любой ценой.

Иной подход к феномену личности характерен для противоположной концепции:

♦ личность — самодостаточный субъект, который может сформироваться только в социокультурной среде, только при условии взаимодействия с обществом, социумом;

♦ личность — субъект, сознающий свои интересы, но, в тоже время, осознающий себя неотъемлемой частью общества, неспособной существовать вне общества, а потому согласующий свои интересы с интересами общества;

♦ личность — субъект, осознающий, что только в обществе он может сформироваться и реализоваться как личность.

Человек — существо общественное, социальное:

♦ является продолжением своих предков, неразрывно связан с ними и биологически и духовно;

♦ формируется как личность в результате взаимодействия с социумом;

♦ продолжается в потомках.

Теряя связь, живое общение с людьми, с обществом, человек вырождается, теряет свою социальную сущность, которая, собственно, и выделяет его из животного мира.

Сетевые, дистанционные технологии предлагают суррогат общения, подменяя общение в реальной социокультурной среде виртуальной действительностью, реальное человеческое общение, реальные межличностные отношения, активное участие в жизни коллектива, общества общением с искусственным интеллектом, обменом информацией с виртуальными адресами.

Поэтому дистанционные, цифровые технологии в качестве основы педагогической системы не могут обеспечить полноценную социализацию детей и профессиональную социализацию молодежи. Изъятие формирующейся личности из реальной социокультурной среды путем погружения в виртуальную действительность ведет к деградации личности. Все это очень напоминает сценарий реализации модели человека и общества, проиллюстрированной в фильме «Матрица».

Задача высшего образования — подготовка выпускников к решению задач профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопреде-

ленности. Решить эту задачу, не используя активные методы обучения, невозможно. В тоже время, реализовать проблемное обучение, проблемно-поисковые методы можно только в подготовленной аудитории. Однако, сегодняшние выпускники школ в массе своей к такому освоению содержания образования не готовы. В этой ситуации исправлять указанный принципиальный дефект общего образования должны образовательные организации профессионального образования. Но решать эту проблему дистанционно крайне затруднительно. Полноценно осуществить такую подготовку можно только в процессе индивидуального и коллективного непосредственного общения, взаимодействия преподавателей с обучающимися.

Наряду с обучением и развитием, важнейшая функция профессионального образования — воспитание, формирование личностного компонента. В основе этой работы — формирование ценностно-мотивационной ориентации обучающихся, этической основы будущей профессиональной деятельности. Обществу, государству не безразлично, какими ценностями и морально-этическими нормами будет руководствоваться выпускник в своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, без высокого уровня мотивации и дистанционное обучение превращается в фикцию. Однако познавательную мотивацию дистанционно формировать невозможно.

Реализация воспитательной функции предусматривает целенаправленное воздействие, прежде всего, на эмоциональную сферу обучающихся. Полноценное, результативное педагогическое воздействие преподавателя на аудиторию, по аналогии с искусством театрального актера, должно содержать непосредственный энергетический посыл. Кроме того, важнейшее средство воспитания — личный пример воспитателей. Для дистанционного обучения все это недоступно.

Таким образом, представляется, что технологии дистанционного обучения можно рассматривать только в качестве дополнения к полноценным контактным занятиям. Иной подход должен устраивать только две категории педагогических работников:

а) сторонников точки зрения, для которой характерно рассмотрение образования в качестве не средства социализации, а в качестве услуги — про-

^¡¡¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡¡^

дукта для продажи. Российская Федерация уже имела негативный опыт реализации этой точки зрения. Ее реальные результаты в свое время продемонстрировали вузы, покрывавшие услугами дистанционного образования всю территорию страны — «пылесосы» по сбору денежных средств, продаже дипломов и профанации образования;

б) педагоги, на занятиях которых «дохнут мухи».

Представляется, что преувеличение возможностей дистанционной формы получения образования может привести к деградации системы образования, которая и без того существенно пострадала от бесконечного потока новаций и изменений. А это затрагивает уже стратегические основы нашего государства, основы национальной безопасности.

Есть все основания предполагать, что разрушение модели системы народного образования, достав-

шегося нам от СССР, предполагает формирование двух иных систем:

а) общедоступного бесплатного массового образования с существенно ограниченным уровнем подготовки обучающихся — для плебса;

б) полноценного, но платного образования для «элиты» — богатой верхушки общества.

В этой ситуации напрашивается аналогия с медициной. Пережить с наименьшими потерями пандемию нашей стране позволила система народного здравоохранения, созданная в Советском Союзе, и то счастливое обстоятельство, что ее не успели «оптимизировать».

Продолжение разрушительных реформ системы народного образования, общепризнанной в свое время во всем мире в числе наилучших, может закончиться для нашей страны интеллектуальной катастрофой.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

представляет различные виды изданий по многим отраслям знаний: учебная литература; научная литература; справочно-библиографическая литература; официальные издания.

Фонд периодических изданий комплектуется массовыми и ведомственными газетами и журналами: общественно-политическими, научными, производственно-практическими по различным профилям подготовки кадров в университете

ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Психология

служебной деятельности

Учебник Второе издание

2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Цветков В.Л. и др.

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.