ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10193 © С.С. Жевлакович, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО (ВЕРСИЯ ТРИ ПЛЮС ПЛЮС)
Сергей Степанович Жевлакович,
профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. Излагаются концептуальные основы моделирования основных образовательных программ вуза, организации и методики осуществления образовательного процесса при реализации компетентностного подхода к профессиональному образованию. Акцент делается на системное формирование в процессе практического обучения умений и навыков профессиональной деятельности, на планирование и реализацию деятельностной подготовки обучающихся.
Ключевые слова: примерная основная образовательная программа (ПООП), основная образовательная программа вуза (ООП), компетентностный подход к организации образовательного процесса, формы организации образовательного процесса, методика проведения учебных занятий, умения, навыки, упражнения, практические занятия, виды практикумов, учения, виды и типы практик.
FEATURES OF THE ORGANIZATION AND METHODOLOGY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION (VERSION THREE PLUS PLUS)
Sergey S. Zhevlakovich,
Professor of Department of pedagogics, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The conceptual foundations of modeling the main educational programs of the university, the organization and methods of the educational process in the implementation of the competency-based approach to professional education are described. The emphasis is on the systemic formation in the process of practical training of skills of professional activity, on the planning and implementation of student training.
Keywords: approximate basic educational program (VET), the basic educational program of a university (OOP), competency-based approach to the organization of the educational process, forms of organization of the educational process, methods of conducting training sessions, skills, abilities, exercises, practical exercises, types of workshops, exercises, types and types practitioner.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Жевлакович С.С. Особенности организации и методики осуществления образовательного процесса при реализации ФГОС ВО (версия три плюс плюс). Вестник экономической безопасности. 2019;(3):357-61.
Реализация в федеральных государственных Вместе с тем, освоение компетентностной мо-
образовательных стандартах высшего образования дели реализации профессионального образования
(далее — ФГОС ВО) компетентностной модели не должно сопровождаться механистическим от-
профессионального образования и соответствую- рицанием предыдущего опыта подготовки кадров.
щей ей модели комплексного междисциплинарного Акцентируя внимание на практическом обучении,
государственного экзамена [1, c. 20—25] требует нельзя недооценивать роль академической, теоре-
существенной перестройки форм организации об- тической подготовки. Прочные умения и навыки
разовательного процесса и методики проведения профессиональной деятельности могут быть сфор-
учебных занятий, особенно на старших курсах. При мированы только на прочном фундаменте знаний.
этом крайне малоэффективна фрагментарная, кос- Внедряя модульный принцип проектирования струк-
метическая по существу модернизация отдельных туры образовательного процесса (эффективный, по
элементов учебно-воспитательного процесса. Тре- преимуществу, на старших курсах обучения), нель-
буется системная перестройка организации всего зя недооценивать эффективность дисциплинарного
образовательного процесса. принципа на начальных этапах обучения.
Представляется, что реальная проверка уровня сформированности комплекса компетенций, установленных ФГОС ВО по специальности (направлению подготовки), на завершающем этапе обучения возможна только в рамках комплексного междисциплинарного государственного экзамена, при условии проведения его в форме учения. Модель такого государственного экзамена, разработанная автором, в течении нескольких лет апробирована в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя и подтвердила свою эффективность
В тоже время успешная реализация данной модели комплексного междисциплинарного государственного экзамена возможна только при условии последовательного прохождения обучающимися соответствующей адекватной подготовки в процессе обучения. Прежде всего, это относится к тренинговой подготовке на основе комплексного моделирования ситуаций практической профессионально-служебной деятельности, требующих от обучающихся практического применения интегрированных знаний, умений и навыков.
В процессе формирования у обучающихся комплекса компетенций, установленных ФГОС ВО, можно выделить два основных этапа: 1 этап.
На начальной стадии этого процесса на младших курсах на занятиях по соответствующим дисциплинам обеспечивается последовательное поэтапное формирование отдельных базовых компонентов (составляющих) каждой компетенции. Речь идет о реализации следующих индикаторов достижения компетенций: знания и умения.
На этом этапе занятия, направленные на формирование, по преимуществу, системы знаний, составляющих теоретическую, знаниевую основу профессиональной подготовки обучающихся, формирования компетенций, должны оптимально сочетаться с занятиями, обеспечивающими формирование отдельных элементов будущей профессионально-служебной деятельности выпускников — умений. Эти умения составляют в совокупности практическую, деятельностную основу профессиональной подготовки обучающихся, формирования соответствующих компетенций.
Сложность организационных форм, содержания и методов проведения занятий, направленных на
выработку, закрепление и совершенствование профессиональных умений, должна последовательно возрастать, например:
• решение практических заданий (задач) в ходе семинарских занятий в целях формирования первичных умений применения знаний, полученных на занятии, для решения практических задач профессиональной деятельности;
• аудиторные практические занятия, направленные, как правило, на формирование отдельных элементов, структурных составляющих умений — отдельных приемов и способов профессиональной деятельности, из которых на практике складывается выполнение профессиональных действий;
• деловые (ролевые) игры, обеспечивающие формирование умений, необходимых для выполнения отдельных профессиональных действий, операций профессиональной деятельности в целом.
Процесс закрепления и совершенствования умений, основа которых заложена на аудиторных занятиях, должен продолжаться в рамках самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.
Эффективной формой методического и организационного обеспечения, управления и контроля самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся являются практикумы по отдельным дисциплинам в виде комплексов практических заданий для самостоятельного выполнения обучающимися в письменной форме за пределами аудиторных занятий.
Задания такого практикума не должны ориентироваться на проверку усвоения теории, знаний на уровне воспроизведения. Эту функцию, как правило, выполняют письменные контрольные работы, тестовые задания для проверки знаний.
Практикум должен выполняться параллельно с изучением дисциплины и обеспечивать дополнительный тренинг, закрепление и контроль уровня сформированности практических умений обучающихся, формирование которых осуществляется на аудиторных занятиях, в части применения полученных знаний для решения ситуационных задач практической профессионально-служебной деятельности (например: анализ и оценка ситуаций
Таблица
Взаимодействие педагога и обучающихся в процессе формирования практических умений
Этап Деятельность педагога Деятельность обучающихся
1. объяснение педагогом порядка применения знаний или выполнения способов действий восприятие, осмысление содержания работы
2. показ: инструктаж, демонстрация (по элементам, в целом) наблюдение
3. руководство обучающимися, выполняющими действия; управление наблюдением остальными обучающимися (мотивация внимательности, акцентирование и разбор ошибок) проба: отдельные обучающиеся выполняют упражнение (по элементам, в целом), остальные наблюдают
4. контроль, коррекция деятельности обучающихся, хронометраж (при необходимости) выполнение упражнения всеми обучающимися; каждый обучающийся выполняет действия самостоятельно или в спарринге
5. подведение итогов, оценка уровня сформированности умений самооценка
профессионально-служебной деятельности по фабуле, принятие необходимых решений, составление плана действий, документирование профессионально-служебной деятельности, элементы психологического практикума и т.д.).
Практикумы являются наиболее оптимальными формами организации образовательного процесса для применения такого эффективного при формировании умений метода как упражнения — многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им.
Возможные виды упражнений: устные, письменные, графические, имитирующие отдельные элементы профессиональной деятельности и др.
Не каждое многократное повторение является упражнением, т.е. дает приращение качества — совершенствование знаний и умений. Важнейшее требование к упражнениям — это не только повторение, но и движение вперед. Это требование может успешно реализовываться при последовательном усложнении содержания заданий и условий выполнения упражнений, например:
1) воспроизведение умений с целью заучивания и запоминания, применение знаний или способов действий по алгоритму в типичных ситуациях под руководством преподавателя;
2) применение сформированных умений в нестандартных ситуациях с повышением уровня самостоятельности;
3) проблемно-поисковые упражнения на самостоятельное творческое решение задач профессио-
нальной деятельности в усложняющихся условиях, приближающихся к реальным.
Типовая последовательность взаимодействия педагога и обучающихся в процессе формирования практических умений (табл.).
Важнейшее условие эффективного формирования умений — тренировочные упражнения должен выполнять каждый обучающийся. Организация, методика и материально-техническое обеспечение практических занятий должны ориентироваться на безусловное выполнение данного условия. В связи с этим образовательная организация должна обеспечивать создание и оборудование достаточного количества рабочих мест в специализированных кабинетах, лабораториях, полигонах, спортивных залах, тирах и т.д. 2 этап.
На этом этапе практическое обучение направлено на формирование навыков1. На новом уровне продолжается формирование компетенций, вплоть до завершения этого процесса.
Характерные признаки сформированности навыков:
• высокий уровень самостоятельности в решении задач профессиональной деятельности, включая анализ ситуации профессионально-служебной деятельности, принятие решения, диагностику
1 Навыки профессиональной деятельности автор определяет, как способность интегрированно применять имеющиеся профессиональные умения в целях решения задач профессиональной деятельности в меняющихся условиях, опыт реальной профессионально-служебной деятельности.
(контроль и оценка) и коррекцию процесса реализации намеченных действий;
• оптимальное сочетание (выбор и реализация) отдельных способов и приемов профессионально-служебной деятельности (умений), используемых для решения задач профессиональной деятельности, обеспечивающее достижение наилучшего в данных условиях результата при меньших затратах времени и сил;
• эффективное решение задач профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопределенности, обеспечивающее соответствие результатов поставленным целям.
На этом этапе высока результативность следующих видов практикумов, направленных на формирование навыков комплексного применения умений, сформированных на предыдущем этапе, навыков выполнения комплексных профессиональных действий, на завершение формирования компетенций:
а) практикумы — часть дисциплины, самостоятельный элемент структуры отдельной дисциплины в виде комплекса, консолидированного цикла практических занятий;
б) дисциплины-практикумы, состоящие, как правило, из практических занятий и комплексных учений (за исключением вводных и итоговых занятий):
• форма организации самостоятельной аудиторной практической работы обучающихся под контролем преподавателей,
• форма, позволяющая, опираясь на отдельные сформированные индикаторы, формировать компетенции в целом,
• форма диагностики, проверки и оценки результатов сформированности компетенций. Значительную часть дисциплин-практикумов
целесообразно объединять в модули, ориентированные на формирование комплексов родственных компетенций.
На втором этапе продолжается и завершается формирование компетенций путем:
а) интегрирования полученных на предыдущем этапе знаний и умений, составляющих основу конкретной компетенции, в процессе занятий, содержание которых предусматривает моделирование отдельных направлений будущей оперативно-служебной деятельности обучающихся;
б) доведения умений до навыков на основе тре-нинговой подготовки;
в) практической проверки и корректировки уровня сформированности не отдельных компонентов, а компетенции в целом,
г) интегрирования сформированных компетенций на основе комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности.
Содержание практических занятий дисциплин-практикумов — моделирование профессионально-служебной деятельности специалистов соответствующих отраслевых организаций (служб, подразделений), по линии которых осуществляется подготовка выпускников, в условиях, максимально приближенных к их реальной деятельности. Содержание, организация и методика проведения этих занятий и промежуточной аттестации по данным дисциплинам (экзамен, зачет) должны готовить обучающихся к решению задач профессиональной деятельности такого характера и уровня сложности, с какими они столкнутся на комплексном междисциплинарном государственном экзамене и в практической деятельности.
Практические занятия данного типа должны проводить совместно в качестве организаторов и руководителей, а также статистов, помогающих моделировать практические ситуации, и экспертов, оценивающих уровень подготовленности обучающихся:
• преподаватели профильных выпускающих кафедр,
• преподаватели смежных кафедр, участвующих в формировании общепрофессиональных и, прежде всего, профессиональных компетенций,
• руководители и опытные сотрудники профильных отраслевых организаций (служб, подразделений), по линии которых осуществляется подготовка обучающихся.
Только при этом условии можно в полном объеме обеспечить эффективность подобных занятий.
Проведение практикумов в форме учений позволяет привлекать к их организации достаточное количество преподавателей и сотрудников территориальных органов.
Важную роль, как в превращении умений, сформированных на ранних этапах учебного процесса, в навыки комплексного решения всех типов задач
профессиональной деятельности в реальных условиях профессионально-служебной деятельности, так и в предварительной проверке уровня сформи-рованности всего комплекса компетенций играют:
• дисциплины-учения — организационная форма практического обучения, моделирующая будущую профессиональную деятельность выпускников на многоэтапной основе и в условиях приближенных к реальным. Непрерывная продолжительность такой дисциплины — до недели и более;
• практики в организациях (службах, подразделениях), по линии которых осуществляется подготовка выпускников.
Практика учебная (типы: ознакомительная; по получению первичных профессиональных умений) предназначена для решения следующих задач:
• ознакомление обучающихся с содержанием будущей профессиональной деятельности, с комплексом практических умений и навыков, необходимых им для будущей профессиональной деятельности,
• первичная оценка заказчиком кадров и самооценка обучающимися уровня сформированно-сти собственных профессиональных умений,
• формирование профессиональных умений в условиях реальной профессиональной деятельности под руководством наставника; Практика производственная (типы: по получению профессиональных умений и навыков, опыта профессиональной деятельности; преддипломная практика) должна обеспечивать закрепление и совершенствование профессиональных навыков в условиях реальной профессиональной деятельности под руководством наставника с высокой долей самостоятельности обучающегося.
Таким образом, результативность работы образовательной организации по формированию компетенций зависит от системности организации данной работы преподавателей, кафедр, других подразделений вуза, участвующих в организации и обеспечении образовательного процесса на всех его этапах.
Трудоемкость основной образовательной программы вуза (далее — ООП) должна быть направлена преимущественно не на изложение и показ преподавателем и не на воспроизведение по образцу обучающимися, что надо делать и как надо делать
(при всей важности и необходимости этого этапа обучения).
В современных условиях доминирующей, прежде всего на старших курсах, должна стать работа обучающихся на занятиях, моделирующих профессионально-служебную деятельность, и в ходе учебной и производственной практик по формированию способности самостоятельно осуществлять деятельность, т.е.: интегрированно применять знания, умения и навыки для решения задач профессионально-служебной деятельности.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм и методов проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, тренинги, практикумы, учения и др.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся.
Предлагаемая структура ООП обеспечивает целенаправленное системное формирование компетенций, реализацию компетентностного подхода к подготовке обучающихся на протяжении всего цикла обучения.
Одним из важнейших условий, необходимых для успешной реализации рекомендуемой модели подготовки кадров, является последовательная работа по существенному повышению квалификации педагогического состава вуза, участвующего в реализации ООП, в том числе в части:
• освоения активных методов обучения, в первую очередь, методики проведения практических занятий, моделирующих будущую профессиональную деятельность выпускников;
• актуализации персонального опыта практической реализации современных форм и методов решения основных типов задач профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
Литература
1. Жевлакович С.С. К вопросу об оценке результатов освоения основных образовательных программ высшего образования при реализации компе-тентностного подхода к организации образовательного процесса. Психология и педагогика служебной деятельности. 2018, № 4.