УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10115 © С.С. Жевлакович, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА КОМПЕТЕНЦИЙ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Сергей Степанович Жевлакович,
профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается типовая структура компетенции, роль и значение личностного (мотивационного, поведенческого) компонента компетенции, технология его формирования и диагностирования соответствующих результатов
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход к организации образовательного процесса, компоненты компетенции, личностный, мотивационный, поведенческий компонент компетенции, этапы (уровни) формирования компетенции, оценочные средства.
METHODICAL MODEL OF THE FORMATION OF THE PERSONAL COMPONENT OF COMPETENCES AND THE DIAGNOSIS OF RELEVANT LEARNING OUTCOMES AND EDUCATION
Sergey S. Zhevlakovich,
Professor of Department of pedagogics, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The typical structure of competence, the role and value of the personal (motivational, behavioral) component of competence, the technology of its formation and the diagnosis of relevant results are considered.
Keywords: competencies, competence-based approach to the organization of the educational process, components of competence, personal, motivational, behavioral components of competence, stages (levels) of the formation of competence, evaluation tools.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Жевлакович С.С. Методическая модель формирования личностного компонента компетенций и диагностирования соответствующих результатов обучения и воспитания. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):335-8.
В структуре каждой компетенции выделяют три компонента:
• когнитивный — способность реализовы-вать знаниевую, интеллектуальную основу компетенции;
• деятельностный — способность реализо-вывать операционально-технологическую основу компетенции (умения, навыки, профессиональный опыт);
• личностный — мотивационная, этическая, поведенческая основа компетенции.
Формирование когнитивного, деятельностного и операционально-технологического компонентов позволяет реализовывать образовательную и развивающую функции образовательного процесса [1, с. 235—239].
В тоже время, только при условии успешного формирования третьего компонента компетен-
ции — личностного, позволяющего реализовать также и воспитательную функцию образовательного процесса, компетенция становится реальным профессиональным качеством выпускника, позволяющим ему успешно реализовывать профессионально-служебную деятельность в соответствии с предъявляемыми требованиями. Главный индикатор, позволяющий реально оценить результаты формирования этого компонента компетенции — поведение, поступки, деятельность обучающихся.
Два других компонента каждой компетенции (когнитивный и операционально-технологический, деятельностный) формируются в рамках освоения отдельных конкретных дисциплин (модулей) и практик. Особенность личностного компонента в том, что он универсален для всех компетенций и формируется возможностями всех дисциплин (модулей) и практик основной образовательной про-
граммы, а также в рамках внеаудиторной воспитательной работы.
Комплекс универсальных компетенций нацелен, кроме прочего, на формирование универсальных личностных качеств успешного и конкурентоспособного специалиста. Эти качества важны для каждого специалиста, независимо от профиля его профессиональной деятельности.
Комплекс общепрофессиональных компетенций предусматривает, кроме прочего, формирование профессионально-значимых личностных качеств, важных для специалиста данной квалификации, области (сферы) профессиональной деятельности независимо от специализации (профиля).
Комплекс профессиональных компетенций предусматривает, кроме прочего, формирование профессионально-специализированных личностных качеств, важных для специалиста данной специализации, профиля (узкой специализации, узкого профиля).
Кроме того, важно, чтобы образовательные организации, каждый педагог акцентировали внимание на духовном развитии личности, готовили не только компетентного специалиста, но и высоконравственную личность с четкой гражданской позицией. Только на этой основе можно успешно формировать личностный, поведенческий компонент каждой компетенции, мотивацию добросовестной и эффективной профессионально-служебной деятельности.
На формирование знаниевой основы личностного компонента компетенций ориентированы, прежде всего, дисциплины гуманитарного, социально-экономического цикла. За формирование поведенческой основы должны отвечать дисциплины (модули) всех циклов и, прежде всего, дисциплины (модули) профессионального цикла и практики.
Рассмотрим методическую модель формирования личностного компонента компетенций и диагностирования соответствующих результатов обучения и воспитания (табл.).
В процессе формирования у обучающихся личностного, ценностно-мотивационного, поведенческого компонента компетенции предлагается выделять три этапа (уровня): начальный, последующий и конечный.
На первом этапе (уровне) обеспечивается ознакомление обучающихся:
• с моральными ценностями, с нормами профессиональной этики и служебного этикета,
• с историей и современным этапом деятельности ведомства (органа, службы, подразделения), по линии которого осуществляется подготовка обучающихся, с профессиональными традициями, примерами, образцами поведения работников (сотрудников) этого ведомства в сложных и экстремальных условиях;
• с угрозами профессиональной деформации;
• совместно с факультетом и преподавателем-куратором — изучение и управление факторами, детерминирующими поведение обучающихся. При исследовании личности необходимо учитывать три основных фактора, детерминирующих ее поведение:
1. Опосредованное влияние прошлого (жизненный путь, личностные качества, сформированный моральный облик);
2. Непосредственное влияние настоящего (внутренние и внешние условия: сознание, мотивы, деятельность, общение и т.д.);
3. Влияние будущего на поведение личности (цели, устремленные в будущее, оказывают существенное влияние, предопределяют характер деятельности личности, ее поведение).
Цель — формирование на живых примерах из истории и современной практики ведомства (органа, службы, подразделения), по линии которого осуществляется подготовка обучающихся:
• интереса к будущей профессиональной деятельности;
• представления о духовных ценностях, о гуманистическом нравственном идеале;
• представления о профессионально-значимых ценностных ориентирах, нравственных качествах работников (сотрудников) ведомства, по линии которого осуществляется подготовка обучающихся, соответствующих требованиям общественной морали, о морально-этическом идеале их поведения.
Для контроля и оценки результатов обучения на этом этапе используются соответствующие оценочные средства — тесты, задания для наблюдения в процессе ознакомительной практики, анкетирова-
Таблица
Методическая модель формирования личностного компонента компетенций и диагностирования результатов обучения и воспитания
Этапы / Уровни Методы обучения и воспитания Оценочные средства
Начальный: представление (ознакомление) формирование интереса к будущей профессиональной деятельности, представления о морально-этическом идеале поведения специалиста • изложение норм профессиональной этики и служебного этикета (ценности, идеалы, нормы, правила и т.п.), профессиональных традиций, их этических и исторических основ; • обсуждение общественного мнения о личностных качествах специалиста • увлечение героическим на примере образцов поведения специалистов в сложных и экстремальных условиях; • ознакомление с признаками и условиями профессиональной деформации и основами ее предупреждения; • управление факторами, детерминирующими поведение обучающихся; • тесты для текущего контроля, для контроля остаточных знаний; • анкетирование, мониторинг морально-психологического состояния обучающихся; • задания для наблюдения и изучения образцов поведения (учебная (ознакомительная) практика)
Последующий: воспроизведение формирование на основе интереса потребностей в успешной профессиональной деятельности и в качественной подготовке к ней, потребности соответствовать нормам, правилам, требованиям, предъявляемым государством и обществом к специалистам данной сферы профессиональной деятельности • тренинг — упражнения, воспроизводящие ситуации профессиональной деятельности с целью формирования алгоритмов поведения в различных ситуациях; • решение проблемных ситуаций, связанных с выбором модели поведения, в том числе с использованием дискуссий; • личный пример поведения преподавателей, наставников; • стимулирование, поощрение поведения в соответствии с установленными нормами и предъявление требований при отклонении от них; • реальная профессиональная деятельность под руководством наставника • задания, требующие принятия решения в провокативных, сложных и экстремальных ситуациях; • мониторинг морально-психологического состояния обучающихся; • анализ и оценка поведения, поступков обучающихся в учебной и повседневной деятельности; • характеристики по результатам практики
Конечный: самостоятельная профессиональная деятельность формирование мотивов профессионально-служебной деятельности • моделирование профессиональной деятельности, максимально приближающейся к реальной (дисциплины-практикумы, учения); • реальная профессиональная деятельность под руководством наставника • мониторинг морально-психологического состояния обучающихся; • характеристики по результатам производственной практики
ние, мониторинг морально-психологического состояния обучающихся,
Для формирования у обучающихся представления о нормах, идеалах, правилах, регламентирующих профессионально-служебную деятельность специалиста, это — планируемый уровень. Для формирования у них устойчивых внутренних мотивов профессионально-служебной деятельности в целом это — начальный этап..
Второй этап (уровень) формирования личностного, ценностно-мотивационного, поведенческого компонента компетенции предусматривает: • тренинги с использованием упражнений под руководством преподавателя, моделирующих профессионально-служебную деятельность, в ходе которых у обучающихся формируются алгорит-
мы поведения на основе многократного воспроизведения различных типичных ситуаций профессионально-служебной деятельности;
• занятия с коллективным решением проблемных ситуаций, связанных с выбором модели поведения в процессе профессионально-служебной деятельности, в том числе с использованием дискуссий, с обязательным изложением и обоснованием обучающимися собственной точки зрения;
• личный пример поведения преподавателей, наставников;
• предъявление требований и стимулирование, поощрение поведения обучающихся в процессе учебной и повседневной деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Цель:
• формирование на основе интереса (сформированного на предшествующем этапе) потребностей в успешной профессиональной деятельности и в качественной подготовке к ней;
• формирование нравственных качеств, потребности соответствовать нормам, правилам, требованиям, предъявляемым государством и обществом к работникам (сотрудникам) ведомства, по линии которого осуществляется подготовка обучающихся, общественной морали. Оценочные средства, используемые для контроля и оценки результатов обучения и воспитательного воздействия на этом уровне:
• задания, требующие принятия решения в про-вокативных ситуациях, в том числе в условиях коррупционных проявлений, в сложных и экстремальных условиях,
• мониторинг морально-психологического состояния обучающихся,
• анализ и оценка поведения, поступков обучающихся в учебной и повседневной деятельности;
• характеристики по результатам учебной практики.
Для формирования устойчивых внутренних мотивов профессионально-служебной деятельности в целом это — этап и промежуточный уровень.
Третий этап (уровень) формирования личностного, ценностно-мотивационного, поведенческого компонента компетенции предусматривает:
• моделирование деятельности уже по самостоятельному комплексному решению профессионально-служебных задач в условиях высокой степени неопределенности, в последовательно усложняющихся условиях, максимально приближающихся к реальной профессиональной деятельности (дисциплины-практикумы, учения), упражнения, в ходе которых на основе многократного воспроизведения различных нетипичных ситуаций профессиональной деятельности у обучающихся формируется способность самостоятельно определять модель поведения в соответствии с предъявляемыми требованиями, нормами профессиональной этики и служебного этикета, общественной моралью;
• реальную профессионально-служебную деятельность под руководством наставника в про-
цессе учебной и производственной практик, в ходе которых закрепляется, контролируется и, при необходимости, корректируется мотиваци-онная, поведенческая составляющая профессиональной подготовки обучающихся. Цель:
• содействие превращению духовных ценностей в жизненные смыслы, моральных норм во внутренние нравственные убеждения личности;
• формирование у обучающихся на основе потребностей (сформированных на предшествующем этапе) мотивов успешной профессионально-служебной деятельности, соответствующих нравственному идеалу, общественной морали, профессиональной этике, содействие превращению этих мотивов в личные цели обучающихся;
• формирование высокой культуры поведения, профессионально-служебной деятельности. Оценочные средства, используемые для контроля и оценки результатов сформированности личностного компонента компетенций на завершающем этапе обучения:
• анкетирование, мониторинг морально-психологического состояния обучающихся,
• характеристики по результатам производственной практики;
• анализ и оценка поведения, поступков обучающихся в учебной и повседневной деятельности. Для формирования устойчивых внутренних мотивов профессионально-служебной деятельности в целом, личностного, мотивационного, поведенческого компонента компетенций это — завершающий этап и планируемый уровень обучения.
Предлагаемая методическая модель представляет собой принципиальную алгоритмированную технологическую карту, на ее основе становится возможной организация и осуществление работы по научно-методическому обеспечению процесса формирования личностного компонента компетенций на системной основе.
Литература
1. К вопросу о разработке компонентов основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности). Программа учебной дисциплины. Психология и педагогика служебной деятельности. 2018, № 3.