Научная статья на тему 'К вопросу о разработке компонентов основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности). Программа учебной дисциплины'

К вопросу о разработке компонентов основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности). Программа учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПООП) / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА (ООП) / ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ (МОДУЛЯМ) / ПРАКТИКАМ / ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / APPROXIMATE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF THE UNIVERSITY / PROGRAM OF ACADEMIC DISCIPLINE / PLANNED RESULTS OF TRAINING IN DISCIPLINES (MODULES) / PRACTICES / INDICATORS OF ACHIEVEMENT OF COMPETENCES / LEVELS OF ACHIEVEMENT OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

На примере разработки в соответствии с ФГОС ВО (версия три плюс плюс) примерных основных образовательных программ по специальностям (направлениям подготовки) предназначенным, прежде всего, для подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка и реализуемых в образовательных организациях МВД России, рассматриваются разработанные автором модель структуры программы учебной дисциплины и концептуальная методическая модель формирования и диагностирования уровней достижения планируемых результатов обучения по дисциплинам (модулям), практикам и уровней достижения компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEVELOPING COMPONENTS OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM IN THE FIELD OF TRAINING (SPECIALTY). THE PROGRAM OF THE ACADEMIC DISCIPLINE

On the example of developing in accordance with the GEF VO (version three plus) of exemplary basic educational programs in the specialties (training areas) designed primarily for training personnel in the interests of national defense and security, ensuring law and order and implemented in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the model developed by the author of the structure of the program of the academic discipline and the conceptual methodological model of the formation and diagnosis of achievement levels are planned the results of training on disciplines (modules), practices and levels of achievement of competences.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке компонентов основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности). Программа учебной дисциплины»

УДК 378

ББК 74 © С.С. Жевлакович, 2018

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ КОМПОНЕНТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ). ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Сергей Степанович Жевлакович,

профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. На примере разработки в соответствии с ФГОС ВО (версия три плюс плюс) примерных основных образовательных программ по специальностям (направлениям подготовки) предназначенным, прежде всего, для подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка и реализуемых в образовательных организациях МВД России, рассматриваются разработанные автором модель структуры программы учебной дисциплины и концептуальная методическая модель формирования и диагностирования уровней достижения планируемых результатов обучения по дисциплинам (модулям), практикам и уровней достижения компетенций.

Ключевые слова: примерная основная образовательная программа (ПООП), основная образовательная программа вуза (ООП), программа учебной дисциплины, планируемые результаты обучения по дисциплинам (модулям), практикам, индикаторы достижения компетенций, уровни достижения компетенций.

ON THE ISSUE OF DEVELOPING COMPONENTS OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM IN THE FIELD OF TRAINING (SPECIALTY). THE PROGRAM OF THE ACADEMIC DISCIPLINE

Sergey S. Zhevlakovich,

Professor of the Chair of Pedagogy, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. On the example of developing in accordance with the GEF VO (version three plus) of exemplary basic educational programs in the specialties (training areas) designed primarily for training personnel in the interests of national defense and security, ensuring law and order and implemented in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the model developed by the author of the structure of the program of the academic discipline and the conceptual methodological model of the formation and diagnosis of achievement levels are planned the results of training on disciplines (modules), practices and levels of achievement of competences.

Keywords: approximate basic educational program, basic educational program of the university, program of academic discipline, planned results of training in disciplines (modules), practices, indicators of achievement of competences, levels of achievement of competences.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С. К вопросу о разработке компонентов основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности). Программа учебной дисциплины. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):235-9.

Основная образовательная программа (ООП) вуза включает в себя рабочий учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практик, оценочные и методические материалы [1].

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с учетом специфики образовательных организаций МВД России, а также с учетом сложившейся в МВД России практики учебно-методического обеспече-

ния подготовки кадров для органов внутренних дел, ООП образовательных организаций МВД России по конкретным специальностям (направлениям подготовки) разрабатываются в соответствии с целым комплексом регламентирующих документов:

На основе:

а) соответствующих ФГОС по конкретным специальностям (направлениям подготовки);

б) квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке, которые утверждаются руководством МВД России и явля-

ются дополнениями к соответствующим ФГОС, регламентирующими, в первую очередь, часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений;

в) ведомственных примерных основных образовательных программ (ПООП) МВД России:

• примерных учебных планов МВД России по

специальностям (направлениям подготовки);

• примерных календарных учебных графиков;

• примерных программ учебных дисциплин (модулей), учебной и производственной практик.

С учетом:

ПООП по направлениям подготовки (специальностям), регламентирующих, в первую очередь, основную часть ООП, разработку которых организует Минобрнауки России, а осуществляют соответствующие федеральные учебно-методические объединения (ФУМО) и их структурные подразделения (учебно-методические советы, рабочие группы).

ПООП по подавляющему большинству специальностей (направлений подготовки), предназначенных, прежде всего, для подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка и реализуемых в образовательных организациях МВД России, по поручению соответствующих ФУМО формируются под руководством автора этой статьи и на основе разработанной им принципиальной модели структуры и содержания основной образовательной программы.

В качестве одного из структурных элементов в каждой из этих ПООП содержится унифицированная модель примерной структуры программы учебной дисциплины.

В этой модели выделены только существенные элементы, структура не перегружена дополнительными элементами, делающими программу громоздкой, а ее разработку чрезвычайно сложной и трудоемкой.

Примерная структура (основные разделы) программы дисциплины:

I. Организационно-методический раздел.

II. Тематический план (части, разделы, темы).

III. Содержание дисциплины (модуля).

IV. Приложения (ежегодно обновляемые).

I. Организационно-методический раздел:

а) объем дисциплины в зачетных единицах;

б) место дисциплины в обеспечении результатов освоения основной образовательной программы, взаимосвязь с другими дисциплинами:

• компетенции (компетенция, часть компетенции), в формирование которых интегрирована данная дисциплина;

• место данной дисциплины в формировании данной компетенции: начинает, продолжает, завершает;

• дисциплины (модули), предшествующие данной дисциплине, результаты изучения которых необходимо использовать при формировании соответствующей компетенции (части компетенции) — при наличии;

• дисциплины (модули), которые одновременно с данной дисциплиной участвуют в формировании соответствующей компетенции (части компетенции) — при наличии;

• дисциплины (модули), которые продолжают после данной дисциплины и завершают формирование соответствующей компетенции (части компетенции) — при наличии;

в) планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с установленными в ПООП индикаторами достижения компетенций: знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы по итогам изучения данной дисциплины;

г) особенности организации самостоятельной работы обучающихся, в том числе:

• порядок решения практических заданий, выполняемых за пределами аудиторных занятий;

• порядок выполнения заданий практикума для самостоятельной работы по дисциплине (при наличии);

• порядок подготовки докладов, рефератов и курсовых работ (при наличии) по тематике дисциплины;

д) формы текущего и итогового контроля результатов самостоятельной работой обучающихся:

• порядок отчетности обучающихся по результатам выполнения отдельных практических заданий и (или) комплексов практических заданий, практикумов — при наличии;

• порядок отчетности обучающихся по результатам выполнения докладов, рефератов и курсовых работ — при наличии;

е) форма и порядок проведения рубежного контроля, форма (формы — для длящихся дисциплин) промежуточной аттестации (итогового контроля) по дисциплине в целом (части дисциплины);

ж) виды оценочных средств, позволяющие диагностировать заявленный уровень сформиро-ванности компетенций (компетенции, части компетенции), в том числе типы практических заданий, выносимых на предварительную аттестацию.

II. Тематический план:

• перечень структурных элементов содержания дисциплины: частей, разделов, тем.

III. Содержание дисциплины:

• перечень дидактических единиц по каждой теме;

• тематика практических занятий, призванных обеспечить формирование заявленных умений и навыков, соотнесенная с планируемыми результатами обучения по дисциплине.

В целях оптимизации структуры программ учебных дисциплин представляется целесообразным отдельные не основные элементы структуры программы, которые необходимо регулярно корректировать, выделить в форме ежегодно обновляемого приложения к программе. Это позволяет оперативно корректировать программу без процедуры ее переутверждения.

Структура приложений программы учебной дисциплины:

1. Тематический план на текущий учебный год с распределением учебного времени:

а) по частям, разделам, темам;

б) на аудиторные занятия и самостоятельную работу;

в) по видам аудиторных занятий.

2. Список литературы:

а) нормативные правовые акты;

б) основная учебная литература;

в) дополнительная литература.

3. Материально-техническое и программное обеспечение, используемое в процессе изучения дисциплины.

4. Использование электронной информационно-образовательной среды:

а) коды доступа к электронному учебно-методическому комплексу по дисциплине;

б) коды доступа к электронным образовательным ресурсам.

5. Тематика курсовых работ, рефератов (при наличии).

6. Фонд оценочных средств.

В качестве индикаторов достижения компетенций в ПООП к рассматриваемым ФГОС ВО (версия три плюс плюс) мы установили следующие уровни:

• знать;

• уметь;

• владеть.

Планируемые образовательной организацией результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в соответствии с требованиями ФГОС ВО должны быть соотнесены с установленными в ООП индикаторами. Поэтому в качестве планируемых результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в соответствующих ПООП были установлены аналогичные уровни:

• знания;

• умения;

• навыки (владеть навыками, опытом работы). Результаты освоения отдельных дисциплин (модулей) и ООП в целом должны быть диагностируемы.

В целях диагностирования:

а) уровней достижения планируемых результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые можно рассматривать в качестве этапов формирования компетенций;

б) уровней достижения компетенций. Предлагается использовать известные в педагогике уровни, характеризующие этапы, последовательность познания нового.

Возможная методическая модель формирования и диагностирования уровней достижения планируемыхрезультатов обучения по дисциплинам (модулям), практикам и уровней достижения компетенций (табл. 1, 2, 3).

Наличие примерных программ учебных дисциплин (модулей), практик позволяет сохранять единое образовательное пространство и идентифицировать содержание подготовки выпускников различных вузов по той или иной специальности (направлению подготовки).

В соответствии с примерными учебными планами МВД России и с учетом принципиальной мо-

Таблица 1

Уровни сформированности знаний

Уровни Методы обучения Оценочные средства

Начальный: представление (ознакомление) Изложение знаний Тесты

Последующий: воспроизведение (запоминание) Повторение известного с целью закрепления Билеты с вопросами на знание теории

Конечный: планируемый в индикаторах достижения компетенций (суждение, интерпретация) Критическая оценка изучаемой информации, оценка различных точек зрения, применение полученных знаний для самостоятельного познания нового, решения задач профессиональной деятельности Проблемно-поисковые задания в области теории, обеспечивающие включение нового материала в систему уже усвоенных знаний

Уровни сформированности умений Таблица 2

Уровни Методы обучения Оценочные средства

Начальный: представление (ознакомление) Описание порядка выполнения и демонстрация практических действий Задания на воспроизведение порядка выполнения практических действий

Последующий: воспроизведение (тренинг по выполнению практических действий, применению усвоенных знаний в типичных ситуациях) Упражнения — неоднократное воспроизведение отдельных типичных способов решения служебно-профессиональных задач по алгоритму под руководством педагога Задания (задачи) с типовыми ситуациями профессиональной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечный: планируемый, установленный в индикаторах достижения компетенций (тренинг по выполнению практических действий, применению усвоенных знаний в нестандартных ситуациях с возрастающей долей самостоятельности) Упражнения - неоднократное воспроизведение отдельных способов решения служебно-профессиональных задач в новых, последовательно усложняющихся условиях Задания (задачи) с нестандартными ситуациями профессиональной деятельности

Уровни сформированности навыков Таблица 3

Уровни Методы обучения Оценочные средства

Начальный: представление (ознакомление) Ознакомление с будущей профессиональной деятельностью в реальных условиях Учебная практика

Последующий: воспроизведение (тренинг по комплексному применению базовых профессиональных умений) Упражнения, моделирующие деятельность по применению интегрированных знаний и умений для комплексного решения служебно-профессиональных задач под контролем педагога Деловые (ролевые) игры, дисциплины-практикумы

Конечный: планируемый, установленный в индикаторах достижения компетенций (тренинг по осуществлению самостоятельной деятельности, максимально приближающейся к реальной профессиональной деятельности) Моделирование деятельности по самостоятельному комплексному решения служебно-профессиональных задач высокой степени неопределенности в последовательно усложняющихся условиях, максимально приближающихся к реальной профессиональной деятельности, реальная профессиональная деятельность под руководством наставника Дисциплины-практикумы в форме учений, комплексные учения, производственная практика

дели примерной структуры программ учебных дисциплин (модулей) и практик, а также аннотированных перечней программ, разработанных в рамках ПООП ФГОС ВО (версия три плюс плюс), ДГСК МВД России, совместно с УМС по образованию в области правового обеспечения национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной экспертизы (председателем которого является автор) Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция, который функционирует на базе Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, организуют на основе кооперации совместную разработку силами вузов МВД России комплектов ведомственных примерных программ учебных дисциплин (модулей) и практик не только обязательной части ООП, но и части, формируемой участниками образовательных отношений. Это существенно облегчает решение этой проблемы и положительно сказывается на ка-

честве результатов этой работы. Кроме того, вовлечение всех вузов МВД России в разработку ведомственных ПООП позволяет подготовить их к успешной реализации этих программ.

С учетом примерных программ по дисциплинам (модулям) примерных основных образовательных программ по специальностям (направлениям подготовки), разработанных в соответствии с ФГОС ВО (версия три плюс плюс), кафедры образовательных организаций должны разработать соответствующие рабочие программы учебных дисциплин (модулей). Предлагаемая модель структуры программы учебной дисциплины призвана помочь кафедрам в решении этой задачи на уровне, заданном соответствующими ФГОС ВО (версия три плюс плюс).

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 9 ст. 2.

Социология жизни: Монография / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. (Серия «Magister»),

Ж.Т, Тощенко

СОЦИОЛОГИЯ

жизни

Обосновывается возможность анализа общественных явлений и процессов с позиций новой теоретической концепции — социологии жизни. В ее основе лежит представление о жизненном мире, образуемом триединством таких индикаторов, как реально функционирующее общественное сознание, действительное поведение людей, которые реализуются в условиях макро-, мезо- и микромира.

Анализируются генезис идей социологии жизни, ее объект и предмет, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое внимание уделяется ранее практически не используемому в социологии понятию «смысл жизни», которое позволяет глубже проникнуть в жизненный мир людей, точнее описать и интерпретировать анализируемые социальные проблемы для получения надежной достоверной и ориентированной на практику информации. На этой основе дается описание многообразия жизненного мира, его позитивных и негативных характеристик.

Для исследователей социально-экономических, социально-политических и социально-духовных проблем, преподавателей общественных дисциплин, аспирантов и студентов, для всех интересующихся социальными проблемами развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.