Научная статья на тему 'К разработке образовательного адаптационного модуля, формирующего способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся в системе профессионального образования'

К разработке образовательного адаптационного модуля, формирующего способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АДАПТАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ / ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Е.А.

В статье приведены принципы и технология разработки адаптационного модуля, формирующего способность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в системе профессионального образования адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям. В основу разработки положен принцип создания условий инклюзивного образования для лиц, имеющих особые образовательные потребности, в том числе адаптацию образовательных программ профессионального образования путем включения в них адаптационных образовательных модулей. Адаптационный модуль направлен на минимизацию и устранение влияния ограничений здоровья обучающихся на формирование у них необходимых компетенций, а также на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений, способствующих освоению образовательной программы, на социальную и профессиональную адаптацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К разработке образовательного адаптационного модуля, формирующего способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся в системе профессионального образования»

К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АДАПТАЦИОННОГО МОДУЛЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО СПОСОБНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К РАЗЛИЧНЫМ

ЖИЗНЕННЫМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Мартынова Е.А.*

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

В статье приведены принципы и технология разработки адаптационного модуля, формирующего способность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в системе профессионального образования адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям. В основу разработки положен принцип создания условий инклюзивного образования для лиц, имеющих особые образовательные потребности, в том числе адаптацию образовательных программ профессионального образования путем включения в них адаптационных образовательных модулей. Адаптационный модуль направлен на минимизацию и устранение влияния ограничений здоровья обучающихся на формирование у них необходимых компетенций, а также на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений, способствующих освоению образовательной программы, на социальную и профессиональную адаптацию.

Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптированные образовательные программы, адаптационный модуль, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации [1, 2]. Адаптированная образовательная программа высшего образования (далее - АОПВО) должна обеспечить формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов компетенций, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности).

* Профессор кафедры Общей и профессиональной педагогики, доктор педагогических наук, профессор.

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ высшего образования ориентированы на решение следующих задач:

- повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,

- повышение качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,

- создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их адаптации и социализации;

- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или обучающегося инвалида,

- формирование в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды [3, 4].

Детальное уточнение специальных условий инклюзивного образования является одним из существенных аспектов разработки АОПВО и основывается на рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые включают в себя:

- организационно-нормативные требования;

- требования к кадровому обеспечению;

- работу с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья;

- доступность зданий образовательных организаций и безопасное в них нахождение;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- адаптацию образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

- организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

- комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровь-есбережение [5].

Одним из существенно необходимых условий осуществления инклюзивного образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является их обучение по адаптированным программам.

К критериям адаптированной программы следует отнести:

- наличие адаптационных модулей (дисциплин) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся;

- выбор методов обучения, обусловленный в каждом отдельном случае целями обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися;

- обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;

- выбор мест прохождения практики с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда;

- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;

- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, позволяющих обучаться с учетом различных вариантов проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально) или на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

- осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии;

- установление особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;

- создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам [6].

АОПВО разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе интеграции федерального государственного образовательного стандарта, образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности), рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также с учетом реальных условий деятельности образовательной организации в соответствии с образовательными потребностями и ограничениями здоровья обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов.

Важнейшими составляющими АОПВО являются адаптационные модули - элементы адаптированной образовательной программы высшего образования, направленные на минимизацию и устранение влияния ограничений

здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов при формировании у них необходимых компетенций, а также индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений, способствующие освоению образовательной программы, социальной и профессиональной адаптации. Учебный план для реализации АОПВО разрабатывается на основе учебного плана соответствующего направления подготовки (специальности) путем включения в вариативную часть образовательной программы адаптационных модулей (дисциплин).

Адаптационные модули в зависимости от конкретных обстоятельств (количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов, их распределение по видам и степени ограничений здоровья - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания) могут вводиться в учебные планы не только как вариативные, но и как факультативные. При этом каждый модуль, в свою очередь, может варьироваться для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, сгруппированных в зависимости от видов ограничений их здоровья.

Педагогическая направленность адаптационных модулей - содействие полноценному формированию у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов системы компетенций, необходимых для успешного освоения программы подготовки в целом по выбранному направлению. Эти модули «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы, направлены на социализацию, профессионализацию и адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.

Коррекционная направленность адаптационных модулей - совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Существенная составляющая этой направленности адаптационных модулей - компенсация недостатков предыдущих уровней обучения, коррекционная помощь со стороны педагогов специального образования.

Адаптационные модули не являются обязательными, их выбор осуществляется обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в зависимости от их индивидуальных потребностей и фиксируется в индивидуальном учебном плане. Обучающийся может выбрать любое количество адаптационных модулей - как все, так и ни одного.

При этом образовательная организация оказывает квалифицированное содействие адекватному выбору адаптационных модулей обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами с учетом оценки

особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

С целью освоения этих модулей образовательная организация высшего образования может создавать сводные группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выбравших тот или иной адаптационный модуль, и соответственно организует расписание занятий для каждой группы в графике общего расписания учебных занятий. Для освоения адаптационных модулей целесообразно использовать также потенциал индивидуальной работы.

В состав адаптационных модулей рекомендуется вносить не менее трех модулей, реализуемых в 1-4 семестрах. Рекомендуемый объем одного модуля не менее двух зачетных единиц.

Перечень, количество и содержание адаптационных модулей определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их образовательных потребностей.

К рекомендуемому перечню адаптационных модулей можно отнести: модуль, формирующий способность самоорганизации учебной деятельности, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий с учетом ограничений здоровья обучающихся; модуль, формирующий способность выстраивать межличностное взаимодействие с учетом ограничений здоровья обучающихся; модуль, формирующий способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся, и другие на усмотрение образовательной организации.

Целью освоения рассматриваемого в данной статье модуля (последнего в приведенном выше перечне) является формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов способности адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям путем поддержки формирования общекультурных компетенций «Способность к самоорганизации и самообразованию», «Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» и «Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности». Программа модуля состоит из разделов «Социальная и профессиональная адаптация» и «Основы социально-правовых знаний», содержание, образовательные технологии, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение которых учитывает индивидуальный социальный опыт и ограничения здоровья обучающихся.

В данной работе рассматривается педагогическая технология разработки образовательного адаптационного модуля, формирующего способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся.

Задачами освоения модуля являются:

- освоение механизмов социальной и профессиональной адаптации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и обучающимися инвалидами;

- формирование мотивации и личностных механизмов непрерывного самообразования и профессионального саморазвития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов;

- выработка способности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов к согласованным позитивным действиям в коллективе, активного стиля общения и взаимодействия в совместной социокультурной и профессиональной деятельности коллектива;

- овладение навыками адекватного отношения к собственным психофизическим особенностям и их саморегуляции при общении и взаимодействии в коллективе;

- освоение приемов адекватного применения норм закона, относящимся к правам инвалидов, и правовыми механизмами при защите своих гражданских прав в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Необходимость освоения данного модуля для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов основывается на высокой значимости овладения ими способностью к непрерывному самообразованию и профессиональному саморазвитию в течение всей жизни, адаптации к изменяющимся жизненным и профессиональным условиям, способностью к согласованным позитивным действиям и активному толерантному общению в коллективе при сформированном у них адекватному отношению к своим индивидуальным психофизическим особенностям. Освоение данного модуля для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов также значимо в отношении формирования у них адекватной гражданской позиции, знания, а при необходимости, защиты своих законных прав.

Данный адаптационный модуль служит формированию следующих общекультурных компетенций обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- способность к самоорганизации и самообразованию;

- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности.

В результате изучения адаптационного модуля обучающийся, независимо от наличия каких-либо ограничений его здоровья, должен получить возможность приобрести соответствующие знания, умения и способности, то

есть такие же компетенции, определенные образовательной программой по направлению подготовки, что и все обучаемые.

При формировании общекультурной компетенции, основанной на способности к самоорганизации и самообразованию необходимо приобрести знания основ психологии человека, его внутреннего мира, сознания, познавательных процессов, эмоциональной, мотивационной сферы; методов оценки собственных индивидуально-психологических особенностей и основных механизмов саморегуляции собственной деятельности и общения; механизмов социальной и профессиональной адаптации; основ и сущности профессионального самоопределения и профессионального развития; современного состояния рынка труда, мира профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью.

Обучающийся должен при этом уметь распознавать психологическую характеристику своей личности, интерпретировать собственное психическое состояние и поведение; использовать приемы развития и тренировки психических процессов, а также психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; осуществлять осознанный профессиональный выбор и траекторию собственного профессионального обучения; планировать и составлять временную перспективу своего будущего, ставить задачи профессионального и личностного развития; находить и использовать современные источники информации в процессе самообразования: осуществлять самопрезентацию, а также владеть культурой мышления, способностью к обобщению, самоанализу, рефлексии; навыками поиска необходимой информации для эффективной самоорганизации учебной и профессиональной деятельности; навыками формирования временной перспективы будущего: личных целей, планов профессиональной деятельности и выбора путей их достижения; основными правилами и технологиями выбора профессии.

При формировании общекультурной компетенции, основанной на способности работать в команде, необходимо приобрести знания механизмов социальной адаптации в коллективе: общности целей, ценностей, социальных установок и социальных норм, согласованности действий членов коллектива в различных социальных ситуациях; правил активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации; своих характерологических особенностей и возможного их влияния на практику общения и взаимодействия в команде; причин возникновения барьеров непонимания и способов их устранения.

Обучающийся должен при этом уметь выполнять регулятивные коллективные нормы, задающие позитивное поведение людей в команде и за ее пределами, образцы взаимодействий и взаимоотношений, основные требования, предъявляемые к членам команды ее участниками; осуществлять правильный выбор стратегии взаимодействия и принятие ответственности за результаты деятельности коллектива; адаптироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации,

адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом; то-лерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, состояния.

По результатам освоения адаптационного модуля обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья овладевает навыками организации совместной социокультурной и профессиональной деятельности коллектива; навыками толерантного поведения в коллективе; механизмами конформного поведения и согласованности действий; способами предупреждения конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций; навыками адекватного отношения к собственным особенностям и их учета при общении и взаимодействии; приемами психологической защиты от негативных, травмирующих переживаний.

При формировании общекультурной компетенции, основанной на способности использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности, необходимо приобрести знания основополагающих международных документов, относящихся к правам инвалидов; правовых основ Гражданского, Трудового, Семейного кодексов РФ, относящихся к правам инвалидов; правовых основ реабилитации инвалидов; правовых гарантий инвалидам в области социальной защиты и образования; а также знание основных функций органов труда и занятости населения.

Обучающийся должен при этом уметь использовать права инвалидов адекватно законодательству в различных жизненных и профессиональных ситуациях; обращаться в надлежащие органы за необходимой помощью; составлять необходимые документы гражданско-правового характера.

По результатам освоения адаптационного модуля обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья овладевает навыками осознанного применения норм закона, относящихся к правам инвалидов, с точки зрения конкретных условий их реализации в различных жизненных и профессиональных ситуациях; правовыми механизмами при защите своих гражданских прав.

Для преподавания адаптационного модуля преподавателям рекомендуется использовать широкий спектр образовательных технологий с учетом индивидуальных психофизических особенностей и образовательных потребностей обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- проблемное обучение - развитие познавательной способности, активности, творческой самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом их социального опыта;

- концентрированное обучение - создание блочной структуры учебного процесса, наиболее отвечающей особенностям здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- модульное обучение - гибкость обучения, его приспособление к индивидуальным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, уровню их базовой подготовки;

- дифференцированное обучение - создание оптимальных условий для выявления индивидуальных интересов и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- развивающее обучение - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, развитие сохранных возможностей;

- социально-активное контекстное обучение - моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом их социального опыта;

- рефлексивное обучение, развитие критического мышления - интерактивное вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательный процесс, создание рефлексивных ситуаций по развитию адекватного восприятия собственных особенностей.

Все образовательные технологии должны применяться как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

В учебно-воспитательной работе при освоении адаптационного модуля следует применять разнообразные виды учебной работы и образовательные методы. Большое значение имеет как контактная работа, так и самостоятельная работа обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При контактной работе в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся освоение адаптационного модуля происходит как посредством лекций в разнообразных формах (проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция-диалог, лекция-консультация, интерактивная лекция с применением социально-активных методов обучения, лекция с применением дистанционных технологий и привлечением возможностей Интернета); так и семинарских занятий в социально-активных формах (тренинг, дискуссия, мозговой штурм, деловая, ролевая игра, мультимедийная презентация; дистанционные технологии и привлечение возможностей Интернета), групповых консультаций (опрос, интеллектуальная разминка, работа с лекционным и дополнительным материалом, перекрестная работа в малых группах, тренировочные задания, рефлексивный самоконтроль); а также индивидуальной работы с преподавателем (индивидуальная консультация; работа с лекционным и дополнительным материалом; беседа; морально-эмоциональная поддержка и стимулирование; дистанционные технологии).

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет самостоятельная работа (работа с книгой и другими источниками информации; план-конспекты; реферативные, воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие самостоятельные работы; проектные работы; дистанционные технологии).

Содержание учебного материала адаптационного модуля целесообразно структурировать по следующим разделам и темам:

Раздел 1. Социальная и профессиональная адаптация.

Тема 1. Психика и организм человека.

Тема 2. Профессиональное самоопределение и развитие.

Раздел 2. Основы социально-правовых знаний.

Для текущего контроля успеваемости в качестве способов оценки компетенций, в формировании которых участвует данный адаптационный модуль, целесообразно использование творческих работ и метода проектов, домашних заданий и презентаций, игровых методов обучения, метода групповой дискуссии, метода анализа конкретных ситуаций, домашних заданий и презентаций, тестирования и экспертных оценок, анализа результатов самостоятельных и контрольных работ, а также балльно-рейтинговой системы.

Текущий контроль успеваемости по теме «Психика и организм человека» целесообразно осуществлять на основе подготовленной самостоятельной работы и итогового реферата на тему «Индивидуально-психологический портрет личности», который будет иметь нужный психологический и коррекционный эффект, поскольку он представляется к защите на основе собранных при изучении адаптационного модуля данных о своих индивидуально-психологических особенностях, мотивах выбора профессии, описании самой профессии, аргументов и обоснованности этого выбора.

Текущий контроль успеваемости по теме «Профессиональное самоопределение и развитие» рекомендуется проводить с использованием методов развития и тренировки психических процессов (в том числе с использованием компьютерных программ «Интеллект тренажер», «Технология выбора профессии», психологического тестирования «Профориентатор» и т.п.), проф-ориентационных тренингов и игр, профессиографических материалов. Итогом должно стать обоснование своего профессионального выбора на основе обсуждения результатов выполненной работы «Индивидуально-психологический портрет моей личности».

Текущий контроль успеваемости по разделу «Основы социально-правовых знаний» эффективно осуществлять на основе подготовленного и защищенного социального проекта на темы, связанные с анализом таких проблем как обеспечение государственных правовых гарантий по защите прав инвалидов и их социальной защиты в сферах оказания реабилитационных услуг, предоставление технических средств реабилитации, оказание медицинской по-

мощи, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение жилой площадью, воспитание и обучение детей-инвалидов, образование инвалидов и обеспечение трудовой занятости, материальное обеспечение, социально-бытовое обслуживание, развитие толерантного отношения в обществе, интеграция инвалидов в социум. Выполнение и оформление социального проекта включает в себя:

- анализ международных, российских и региональных нормативно-правовых актов по теме, обзор учебной литературы и печатных изданий по истории и современному состоянию вопроса в России (желательно в сравнении с опытом других стран), обзор публикаций на данную тему в СМИ, материалов, размещенных в сети Интернет, в т.ч. на специальных сайтах, освещающих проблемы инвалидов, на примере собственного опыта и материала, собранного в своем регионе проживания;

- обоснование актуальности темы;

- выдвижение гипотезы по способам ее разрешения;

- разработка анкет и обоснование целевой аудитории по изучению проблемы и эффективности выдвинутых способов ее разрешения;

- проведение опросной части проекта;

- статистическая обработка полученных данных;

- анализ полученных результатов, оформление выводов.

- подготовка презентации по результатам проекта и его защита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для защиты проекта обучающийся должен продемонстрировать знание основных положений проекта, умение аргументировать выдвигаемые положения и иллюстрировать их полученными в ходе выполнения проекта примерами из практики. Наиболее значимые проекты могут быть представлены к более широкому обсуждению (образовательные организации, общественные организации, пресса, заинтересованные органы и т.д.).

Работа над социальным проектом, глубина и качество его выполнения в значительной степени характеризуют степень социальной адаптированно-сти и уровень овладения требуемыми компетенциями по результатам освоения адаптационного модуля, направленного на формирование способности адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс»

2. Конвенция о правах инвалидов. - М.: Алекс, 2008. - 112 с.

3. Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: сб. науч. тр. / Под ред. Д.В. Зайцева. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. -275 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2009. - 240 с.

5. Мартынова Е.А. Принципы инклюзивного образования инвалидов и их обеспечение законодательством РФ для системы высшего профессионального образования // Достижения вузовской науки. - 2013 - № 4. - С. 63-68.

6. Мартынова Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации учебного процесса, отвечающего условиям инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях профессионального образования // Проблемы и перспективы образования в России. - 2013. - № 29. - С. 86-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.