Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы научного исследования / профессиональное обучение / профессиональное образование / структура и содержание основных образовательных и дополнительных программ / ведомственная многоуровневая система непрерывного профессионального образования МВД России / principles of scientific research / vocational training / vocational education / structure and content of basic educational and additional programs / departmental multi-level system of continuing vocational education of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

Анализируются методологические аспекты разработки основных образовательных и дополнительных программ подготовки кадров для органов внутренних дел, реализуемых ведомственной многоуровневой системой непрерывного профессионального образования МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE PRINCIPLES OF DESIGNING THE STRUCTURE AND CONTENT OF TRAINING PROGRAMS FOR INTERNAL AFFAIRS BODIES

The methodological aspects of the development of basic educational and additional training programs for the internal affairs bodies, implemented by the departmental multi-level system of continuing professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, are analyzed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10215 © С.С. Жевлакович, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Сергей Степанович Жевлакович,

профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Анализируются методологические аспекты разработки основных образовательных и дополнительных программ подготовки кадров для органов внутренних дел, реализуемых ведомственной многоуровневой системой непрерывного профессионального образования МВД России.

Ключевые слова: принципы научного исследования, профессиональное обучение, профессиональное образование, структура и содержание основных образовательных и дополнительных программ, ведомственная многоуровневая система непрерывного профессионального образования МВД России.

ON THE QUESTION OF THE PRINCIPLES OF DESIGNING THE STRUCTURE AND CONTENT OF TRAINING PROGRAMS FOR INTERNAL AFFAIRS BODIES

Sergey S. Zhevlakovich,

Professor of Department of pedagogics, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The methodological aspects of the development of basic educational and additional training programs for the internal affairs bodies, implemented by the departmental multi-level system of continuing professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, are analyzed.

Keywords: principles of scientific research, vocational training, vocational education, structure and content of basic educational and additional programs, departmental multi-level system of continuing vocational education of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С. К вопросу о принципах проектирования структуры и содержания программ подготовки кадров для органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):347-51.

В 2016 году в связи со вступлением в силу комплекса профессиональных стандартов Минобрна-уки России поставило перед образовательными организациями высшего образования и среднего профессионального образования задачу перехода на образовательную деятельность в соответствие с новой версией федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования - ФГОС ВО и ФГОС СПО версии «три плюс плюс».

В настоящее время завершается процедура утверждения Минобрнауки России разработанных автором по поручению соответствующих федераль-

ных учебно-методических объединений (ФУМО) и Департамента государственной службы и кадров МВД России ФГОС ВО по специальностям и направлениям подготовки, созданным по инициативе МВД России и реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (версия три плюс плюс)1.

В ближайшее время ведомственным образовательным организациям МВД России предстоит боль-

1 Специальности: Правовое обеспечение национальной безопасности, Правоохранительная деятельность, Судебная экспертиза, Экономическая безопасность, Психология служебной деятельности, Педагогика и психология девиантного поведения, Безопасность информационных технологий в правоохранительной деятельности.

Вновь открываемое направление подготовки: Обеспечение законности и правопорядка (уровень - бакалавриат).

шая научно-методическая работа по формированию в соответствии с новой версией стандартов своих основных образовательных программ (далее - ООП) по данным специализациям и направлениям подготовки.

Кроме того, есть и более глубинные факторы, влияющие на значимость данной работы. Реформирование МВД России в 2011-2016 годах1, совпавшее по времени с модернизацией российской системы профессионального образования, реализацией ком-петентностного подхода к проектированию и реализации образовательного процесса в системе профессионального образования, подготовки кадров, особенно обострили необходимость комплексного решения проблем совершенствования системы подготовки кадров для органов внутренних дел, в том числе модернизации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых ведомственными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В этих обстоятельствах особую актуальность приобрели:

а) научная разработка на основе системного подхода концепции проектирования структуры и содержания основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых ведомственной многоуровневой системой непрерывного профессионального образования МВД России, и соответствующей системы организационного и методического обеспечения образовательного процесса, приведение их в соответствие с требо-

1 Первый этап наиболее активных и существенных преобразований связан с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, федеральными законами: от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Второй этап связан с Указами Президента Российской Федерации: от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 13 июля 2015 г. № 356 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации: от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»», от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

ваниями современной нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование системы профессионального образования;

б) приведение содержания и организации подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел в максимальное соответствие с актуальными потребностями практической деятельности органов внутренних дел по обеспечению законности и правопорядка.

При разработке методологических основ концептуальной модели структуры и содержания программ подготовки кадров для органов внутренних дел автором предлагается руководствоваться следующими основополагающими принципами:

1. Органичная интеграция образовательной системы МВД России в федеральную систему профессионального образования при сохранении и всестороннем обеспечении полноценной реализации специфики ведомственной подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел.

Интеграция обеспечивается единой с гражданскими образовательными организациями нормативной правовой основой функционирования ведомственных образовательных организаций и, прежде всего, открытым характером ФГОС, реализуемых образовательными организациями МВД России.

При разработке данных ФГОС по согласованию с руководством ДГСК МВД России автор отказался от включения в их содержание материалов ограниченного доступа и присвоения им грифа секретности. Эти стандарты доступны для реализации любой гражданской образовательной организацией при условии соблюдения требований, установленных стандартами. Такой подход, по нашему убеждению, уберегает ведомственную систему профессионального образования, подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел от губительной самоизоляции и не позволяет ей отставать в своем развитии от других сегментов федеральной системы профессионального образования.

В интересах полноценной реализации специфики ведомственной подготовки кадров автором обеспечивалось нормативное закрепление этой специфики не только в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», но и в содержании ФГОС в виде осо-

бых прав ведомственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

2. Системный подход к проектированию образовательных программ, предусматривающий:

а) четкое разграничение основных сегментов подготовки кадров для органов внутренних дел:

- подготовка кадров, замещающих первичные должности среднего начальствующего состава, на базе программ различных уровней профессионального образования:

• высшего образования (основной сегмент);

• среднего профессионального образования;

• дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации);

- подготовка кадров, замещающих должности рядового и младшего начальствующих составов, на базе различных программ профессионального обучения:

• профессиональной подготовки;

• профессиональной переподготовки;

• повышения квалификации;

б) обеспечение согласованности, преемственности и целостности структуры и содержания образовательных программ основных компонентов (подсистем) ведомственной многоуровневой системы непрерывного профессионального образования, подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел [1] - согласованности и преемственности программ профессионального обучения и программ профессионального образования различных уровней, основных и дополнительных образовательных программ подготовки кадров, в том числе:

- выделение общего и особенного в содержании профессиональных образовательных программ (основных и дополнительных) различного уровня профессионального образования и программ профессионального обучения (основных и дополнительных);

- разработка универсального содержания отдельных элементов структуры образовательных программ, отражающих общее в программах различных уровней профессионального образования

и программах профессионального обучения, подготовки кадров для органов внутренних дел с учетом общей предметной области будущей профессионально-служебной деятельности обучающихся;

- концентрическое построение содержания образовательных программ различного уровня профессионального образования, программ профессионального обучения с последовательным нарастанием сложности на каждом последующем уровне ведомственной многоуровневой системы непрерывного профессионального образования, подготовки кадров;

в) проектирование и анализ структуры каждой образовательной программы как системы, включающей циклы (подсистемы), объединенные общностью целей, функций и задач, находящиеся в неразрывном единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и обеспечивающие оптимальное сочетание:

- с одной стороны, базовой фундаментальной, общенаучной подготовки и, с другой стороны, прикладной подготовки;

- с одной стороны, академического, теоретического обучения и, с другой стороны, практического, тренингового обучения с учетом реализуемого на основе образовательной программы (основной или дополнительной) конкретного уровня профессионального образования или профессионального обучения;

- с одной стороны, общепрофессиональной подготовки, ориентированной на определенную область профессиональной деятельности (например, общеюридическая подготовка), и общеведомственной подготовки, ориентированной на определенную сферу этой области профессиональной деятельности (в нашем случае - общеполицейской подготовки) и, с другой стороны, профессиональной, специализированной подготовки, ориентированной на конкретный вид профессиональной (правоохранительной) деятельности (например, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность полиции или предварительное расследование), и профессионально-специализированной, узкоспециализированной подготовки, ориентированной на функции и задачи профессионально-служебной деятельности по конкретной должности;

- с одной стороны, предметно-дисциплинарной системы и, с другой стороны, модульной системы организации учебного процесса, традиционных дисциплин, используемых, преимущественно, для базовой теоретической, общепрофессиональной подготовки и интегрированных модулей, практикумов, учений, комплексно имитирующих профессионально-служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел и используемых, преимущественно, в целях прикладной профессиональной и профессионально-специализированной практико-ориентированной подготовки;

3. Функциональное проектирование основных элементов структуры программ подготовки кадров (основных или дополнительных), подчинение их достижению основной цели и планируемых результатов реализации образовательной программы:

а) комплексному формированию универсальных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, установленных соответствующими образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами, ведомственными примерными основными образовательными программами, разрабатываемыми с учетом ведомственных квалификационных требований к специальной подготовке выпускников;

б) комплексному формированию компонентов каждой компетенции: когнитивного, деятельност-ного, операционально-технологического и личностного [2];

4. Деятельностная направленность образовательных программ, предусматривающая:

а) контекстный подход к формированию содержания образовательных программ, проектирование образовательного процесса в целом в контексте будущей профессионально-служебной деятельности выпускников;

б) формирование и развитие основ профессионализма будущего специалиста через организацию различных видов активной деятельности обучающихся, в том числе:

- учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование у обучающихся интеллекта, когнитивных качеств, акцент на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формирование его способности

к самообразованию и саморазвитию, готовности самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике;

- практикоориентированной деятельности, направленной на формирование профессиональных умений, навыков, первичного опыта осуществления профессионально-служебной деятельности и профессионально-значимых личностных качеств, мотивации профессионально-служебной деятельности в процессе активной тренинговой работы обучающихся в рамках различных форм практического обучения, в том числе: ролевых игр, комплексных практикумов, учений, а также различных типов учебной и производственной практики;

в) совершенствование средств обучения, необходимых для реализации деятельностной направленности образовательного процесса, в том числе создание и совершенствование современной материально-технической базы практического обучения, основанного на имитации будущей профессионально-служебной деятельности выпускников;

5. Оптимальное сочетание традиционных воспроизводящих и активных, интерактивных методов обучения. Только такой подход обеспечивает:

а) соблюдение закономерной, объективной последовательности при реализации учебно-познавательной деятельности обучающихся (от простого к сложному), образовательного процесса в целом;

б) оптимальное и эффективное использование всего многообразия методов осуществления учебно-воспитательного процесса;

6. Ориентация на личность обучающегося, как базовую основу формирования специалиста (воспроизводство человека-личности), ее комплексное развитие, в том числе интеллектуальной, когнитивной, ценностно-мотивационной, духовно-нравственной, волевой сфер, культуры (общей и правовой), физических кондиций и т.д.

Рассмотрение коллектива обучающихся не в качестве объекта учебно-воспитательного воздействия педагогического и командного состава образовательной организации, а в качестве субъекта, участника образовательных отношений. Такая организация и методика проведения учебных занятий, которая позволяет, как можно раньше, переводить обучающихся при реализации целей занятия из

роли «учеников» в роль «сотрудника органов внутренних дел»;

7. Прогностический характер проектирования структуры и содержания образовательных программ на основе анализа вероятных перспектив развития:

а) профильных отраслей науки и техники;

б) правоохранительной сферы;

в) криминогенной ситуации;

г) содержания профессионально-служебной деятельности сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, в интересах которых осуществляется подготовка кадров;

д) перспективных потребностей органов внутренних дел в профессиональной подготовке кадров.

Актуальность этого принципа определяется двумя основными факторами:

- лавинообразное нарастание темпов развития общества, проявляющееся в качественных изменениях во всех сферах социальной жизни, в том числе в сфере правоохранительной деятельности и в деятельности органов внутренних дел, в частности;

- достаточно продолжительные сроки обучения сотрудников, замещающих первичные должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел - 4-5 лет (в зависимости от уровня получаемого высшего образования).

При проектировании образовательной программы неприемлемы следующие подходы, имеющие

место в реальной практике организации образовательного процесса:

- простое копирование из года в год реализуемых программ, без учета тенденций развития правоохранительной деятельности и образовательной деятельности, а также накопленного в предшествующий период опыта организации учебно-воспитательного процесса в данной образовательной организации и других образовательных организациях;

- разработка новой образовательной программы на основе внесения в действующую программу фрагментарных, ситуативных изменений.

Представляется, что данная деятельность должна базироваться на комплексной реализации рассмотренных основополагающих принципов проектирования образовательных программ.

Литература

1. Жевлакович С.С. Ведомственная многоуровневая система непрерывного профессионального образования, обучения сотрудников органов внутренних дел: структура, место в подготовке кадров для органов внутренних дел, проблемы модернизации: монография. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 279 с.

2. Жевлакович С.С. Системное моделирование образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода к осуществлению профессионального образования: учебное пособие / С.С. Жевлакович. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.