Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВНИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНУТРИВУЗОВСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

Обобщается опыт формирования в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя системы комплексной оценки качества подготовки специалистов для органов внутренних дел, анализируются актуальные проблемы ее совершенствования, излагается авторское видение путей их исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жевлакович Сергей Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FORMING A SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF TRAINING OF PERSONNEL OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article summarizes the experience of forming a system of comprehensive assessment of the quality of training of specialists for internal affairs bodies at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’, analyzes the actual problems of its improvement, and outlines the author’s vision of ways to study them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 378:159 ББК 74:88

DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-293-300 © Жевлакович С.С., 2021

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Сергей Степанович Жевлакович, профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: zhevlakovich.ss@gmail.com

Аннотация. Обобщается опыт формирования в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя системы комплексной оценки качества подготовки специалистов для органов внутренних дел, анализируются актуальные проблемы ее совершенствования, излагается авторское видение путей их исследования.

Ключевые слова: система оценки качества образования, уровни оценки результатов образовательной деятельности, внутривузовский контроль и оценка качества образовательной деятельности, формы внешнего контроля и оценки качества образовательной деятельности.

ON THE ISSUE OF FORMING A SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF TRAINING OF PERSONNEL OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Sergey S. Zhevlakovich, Professor of Department of Pedagogics, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: zhevlakovich.ss@gmail.com

Abstract. The article summarizes the experience of forming a system of comprehensive assessment of the quality of training of specialists for internal affairs bodies at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', analyzes the actual problems of its improvement, and outlines the author's vision of ways to study them.

Keywords: educational quality assessment system, levels of evaluation of educational activity results, intra-university control and evaluation of the quality of educational activity, forms of external control and evaluation of the quality of educational activity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С. К вопросу о формировании системы оценки качества подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):293-300.

Формирование и развитие системы оценки качества образования, подготовки сотрудников органов внутренних дел — задача образовательной организации и федерального государственного органа, в ведении которого она находится (для МВД России - в лице ДГСК). Данную проблему автор уже рассматривал в предыдущих своих исследованиях1.

Представляется, что такая система должна обеспечивать комплексную оценку результатов образовательной деятельности вуза на различных ее уровнях.

1 Жевлакович С.С. Ведомственная многоуровневая система непрерывного профессионального образования, обучения сотрудников органов внутренних дел: структура, место в подготовке кадров для органов внутренних дел, проблемы модернизации. Монография. М., 2019, глава VII, п. 7.2.

Это могут быть следующие уровни оценки результатов образовательной деятельности:

• образовательной организации в целом — в сравнении, сопоставлении с другими образовательными организациями;

• отдельных факультетов — в сравнении с другими факультетами;

• отдельных курсов — в сравнении с другими курсами данного факультета и аналогичными курсами других факультетов;

• отдельных учебных взводов (групп) — в сравнение с другими учебными взводами (группами) данного курса и другими взводами (группами) аналогичного курса других факультетов;

• отдельного курсанта — в сравнении с другими курсантами данного курса, данного факультета;

• отдельных кафедр — в сравнение с другими кафедрами;

• отдельного педагогического работника — в сравнении с другими педагогическими работниками данной должностной категории (преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессора).

Только комплексный анализ образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включающий а) все уровни организации образовательного процесса, б) всех субъектов образовательного процесса, в) все структурные подразделения образовательной организации, г) оба основных компонента образовательного процесса — учение и преподавание, позволяет:

• получать относительно объективную оценку качества образования, подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел;

• выявлять реальные проблемы, своевременно принимать адекватные меры по их решению и стимулировать их эффективную реализацию,

• выявлять положительный опыт организации и осуществления образовательного процесса для последующего распространения и внедрения.

Искомую качественную и объективную оценку можно получить только на основе сочетания комплексного внутривузовского и внешнего мониторинга качества образовательной деятельности образовательной организации.

Создание системы внутривузовского контроля и оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся предполагает разработку и активное, системное использование целого комплекса видов контроля, позволяющих оперативно, всесторонне и объективно оценивать на всех уровнях состояние учебной и научно-методической работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Автором была разработана, апробирована и реализуется в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя аналогичная система, включающая, наряду с другими, следующие виды контроля:

1. Мониторинг состояния учебной работы и формирование на его основе рейтинга:

а) факультетов, курсов, учебных взводов (групп):

• рейтинг на основе еженедельного контроля и анализа текущей успеваемости;

• рейтинг на основе ежемесячного контроля и

анализа текущей успеваемости, а так же контроля и анализа состояния посещаемости обучающимися занятий;

• рейтинг на основе контроля и анализа результатов предварительной аттестации (рубежного контроля);

• рейтинг на основе контроля и анализа результатов промежуточной аттестации (зачетной и экзаменационной сессии);

б) курсантов (слушателей) конкретного учебного взвода (группы), конкретного курса, факультета:

• индивидуальный рейтинг на основе ежемесячного контроля и анализа текущей успеваемости - с нарастающим итогом, включая результаты предыдущих месяцев;

• индивидуальный рейтинг на основе контроля и анализа результатов промежуточной аттестации (зачетной и экзаменационной сессии);

• индивидуальный рейтинг с нарастающим итогом, включая текущую успеваемость и промежуточные аттестации (осеннюю, весеннюю (при наличии) и летнюю сессии).

2. Выборочный контроль уровня остаточных знаний по отдельным дисциплинам в отдельных взводах (группах), осуществляемый, как правило, после промежуточной аттестации (экзаменационной сессии) или спустя один и более семестр после завершения изучения дисциплины. Хотя при необходимости такой контроль можно провести и в процессе изучения дисциплины в рамках рубежного контроля. Проводится после каждого семестра по отдельному графику, утверждаемому заместителем начальника вуза, курирующим организацию учебной работы, как правило, в форме тестирования. Эта форма не требует слишком больших организационных усилий и при всей поверхностности ее результатов достаточна для оперативного контроля остаточных знаний. Контроль проводится в виде выборки отдельных учебных взводов (групп) и учебных дисциплин, которая делается на основе различных критериев, в том числе:

а) необходимость проверки объективности результатов (например, очень низких или очень высоких), полученных:

• в процессе текущего контроля;

• по результатам предварительной аттестации (рубежного контроля);

• по результатам промежуточной аттестации -по итогам сдачи экзаменов (зачетов) на очередной сессии;

б) необходимость получения объективной информации о качестве учебной работы отдельных преподавателей (целевой или выборочный контроль), в том

числе в рамках комплексной или целевой проверки кафедры;

в) необходимость получения объективной информации о качестве учебной работы отдельных кафедр по итогам первого периода обучения - рубежный контроль уровня сформированности знаний и умений, проводимый выпускающими профильными кафедрами, которые принимают эстафету и осуществляют обучение в рамках второго периода обучения. Этот рубежный контроль проводится на этапе приема данными кафедрами старшекурсников от кафедр, осуществлявших обучение на младших курсах - своеобразный входной контроль перед началом освоения специализации, профиля (узкой специализации, узкого профиля) на основе комплексных тестов;

3. Постоянно действующий мониторинг мнения обучающихся о качестве работы преподавателей, уровне организации и качества учебного процесса в образовательной организации - анонимное анкетирование, в том числе в рамках комплексных и целевых проверок кафедр, в рамках изучения мнения выпускников и т.д.

4. Индивидуальные рейтинги профессорско-преподавательского состава и кафедр, в том числе

а) рейтинг уровня педагогической работы (учебной и методической), в формировании которого определяющую роль играют критерии, отражающие, прежде всего, степень активности каждого педагога и кафедры в целом в инновационном совершенствовании содержания образовательных программ и методики преподавания;

б) рейтинг активности каждого педагога и кафедры в целом в части научно-исследовательской работы.

При формировании комплекса критериев, используемых для оценки рейтинга педагогической работы профессорско-преподавательского состава, приоритетными представляются следующие показатели:

• превышение установленной в образовательной организации обязательной минимальной нормы выполнения учебной нагрузки, прежде всего, аудиторной. Контактная работа педагога — главное его предназначение, требующее полной отдачи как творческого, интеллектуального потенциала, так и физической энергии;

• превышение выполненной аудиторной нагрузки над внеаудиторной нагрузкой; последняя, по преимуществу, не предполагает контакт с аудиторией обучающихся и менее обременительна с точки энергозатрат;

• активное участие в разработке содержания, учебно-методического обеспечения и в реа-

лизации новых практикоориентированных дисциплин, а также инновационных форм и средств методического обеспечения учебного процесса.

По глубокому убеждению автора индивидуальный рейтинг профессорско-преподавательского состава должен отдавать предпочтение

• педагогам, несущим на кафедре наибольшую и наиболее сложную нагрузку;

• педагогам-новаторам, участвующим а) в разработке нового (актуального, прогностического) содержания образовательных программ, б) осваивающим активные формы обучения, прежде всего, практикоориентированной подготовки, в) разрабатывающим новые эффективные формы обучения, их методическое обеспечение.

5. Другие формы, направленные на повышение персональной ответственности преподавателей и руководителей кафедр за результаты обучения.

6. Мониторинг состояния дисциплины и морально-психологического климата в коллективе и формирование на его основе рейтинга:

а) факультетов:

• рейтинг на основе еженедельного анализа состояния дисциплины и морально-психологического климата;

• рейтинг на основе ежемесячного анализа состояния дисциплины и морально-психологического климата;

• рейтинг на основе анализа состояния дисциплины и морально-психологического климата за полугодие;

б) кафедр - за полугодие.

7. Мониторинг динамики ценностно-мотивацион-ной ориентации обучающихся, готовности их к выполнению служебных обязанностей в соответствии с нормами профессиональной этики и служебного этикета.

Система внутривузовского контроля, все структурные элементы внутреннего мониторинга дают результаты, позволяют существенно влиять на качество и результативность образовательного процесса только при условии, что полученный с их помощью существенный объем данных будет оперативно анализироваться с целью:

• выявления негативных явлений и тенденций, структурных подразделений вуза (факультетов, курсов, взводов, кафедр) и лиц (обучающихся, педагогического и командного состава), связанных с этими явлениями и тенденциями,

• определения причин негативных явлений и тенденций, своевременного принятия мер по

их устранению,

• выявления позитивных явлений и тенденций, структурных подразделений вуза и лиц, обеспечивающих наилучшие результаты при реализации образовательного процесса, поощрения их,

• стимулирования соревнования между структурными подразделениями вуза и лицами, направленного на получение не формальных показателей любыми способами (в том числе не связанными с совершенствованием своей деятельности), а на достижение реального повышения качества подготовки обучающихся,

• выявления реального положительного опыта, принятия мер по его освоению и реализации в практической деятельности других подразделений и лиц,

• выработки и реализации мер, направленных на повышение качества образовательного процесса.

Формирование системы оценки качества образования, обучения сотрудников органов внутренних дел предполагает также разработку и реализацию различных форм внешнего контроля и оценки качества образовательной деятельности, обучения сотрудников органов внутренних дел, в том числе:

1. Разработка и совершенствование комплексного мониторинга качества обучения, эффективности и успешности профессиональной деятельности выпускников образовательной организации в целях оперативной корректировки учебного процесса с учетом потребностей практики. В рамках этого мониторинга предусматривается проведение:

а) анкетирования выпускников образовательной организации разных лет, прежде всего, на предмет выявления возможных недостатков в их подготовке, пробелов в знаниях и практической подготовке;

б) анкетирования непосредственных руководителей выпускников с целью получения от них оценки уровня профессиональной подготовленности выпускников и предложений по совершенствованию содержания и методики обучения.

Безусловно, самым объективным критерием при оценке качества подготовки выпускников образовательной организации является практика — результаты практической профессионально-служебной деятельности выпускников. Анализ информации, получаемой по результатам опросов выпускников и их руководителей, показывает значительную долю субъективизма и формализма в ответах на вопросы анкет. Повышению объективности и информативности опросов, по убеждению автора, должна способствовать ре-

ализация следующих подходов:

а) целью данных опросов должна быть, прежде всего, не административная оценка и выводы об уровне работы образовательной организации или отдельных кафедр, а получение информации, необходимой для разработки системы научно-обоснованных мер по совершенствованию и повышению эффективности подготовки кадров специалистов для органов внутренних дел;

б) данные опросы должны проводится в рамках ежегодной НИР, осуществляемой профильными выпускающими кафедрами под руководством структурных подразделений вуза, ответственных за организацию учебно-методической работы и научной деятельности.

Оптимизации этого направления контроля, сочетающего элементы внешней оценки и внутривузовско-го мониторинга, может послужить следующая технология его реализации:

• в программу производственной преддипломной практики в качестве одного из заданий включается проведение анкетирования бывших выпускников вуза (при наличии) и их непосредственных руководителей, а также подготовка на основе полученной информации соответствующих аналитических справок;

• профильные выпускающие кафедры разрабатывают соответствующие анкеты с учетом реализуемых на факультетах специализаций, профилей (узких специализаций, узких профилей) и методику анализа информации, полученной с помощью данных анкет;

• руководители практики из числа профессорско-преподавательского состава профильных выпускающих кафедр должны руководить выполнением данного задания;

• предметом кафедральной НИР должны стать обобщение, анализ и систематизация информации, полученной из аналитических справок, с целью разработки комплекса предложений, направленных на коррекцию содержания, организации и методики образовательного процесса;

• результаты НИР последовательно обсуждаются на заседании кафедры, методического совета вуза, методическом сборе профессорско-преподавательского состава вуза с целью выработки стратегии образовательного процесса на предстоящий учебный год, которая реализуется в учебных планах, программах учебных дисциплин (модулей), планах работы кафедр, индивидуальных планах преподавателей.

Для разработки эффективной стратегии, обеспе-

чивающей реальное совершенствование образовательного процесса, приведение качества подготовки выпускников в максимальное соответствие с потребностями практической деятельности органов внутренних дел с помощью данных опросов важно получать актуальную информацию об уровне подготовки выпускников, в том числе:

а) при опросе бывших выпускников и их непосредственных руководителей: чего в подготовке выпускников недостает в части:

• общепрофессиональной подготовки, в том числе юридической подготовки,

• общеведомственной (общеполицейской) подготовки, в том числе специальной профессиональной подготовки (огневая, физическая, тактико-специальная подготовка и т. д.),

• профильной подготовки по должности в рамках специализации, профиля подготовки (узкой специализации, узкого профиля подготовки),

• в психологической подготовке,

• в части современных информационных, цифровых технологий и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) при опросе бывших выпускников:

• что из подготовки, полученной в вузе, наиболее пригодилось в практической деятельности,

• что из подготовки, полученной в вузе, оказалось невостребованным в практической деятельности,

• что из подготовки, полученной в вузе, не соответствует требованиям практической деятельности;

в) при опросе непосредственных руководителей бывших выпускников:

• каков уровень мотивации бывших выпускников осуществлять профессионально-служебную деятельность с максимальной результативностью и в соответствии с предъявляемыми требованиями,

• насколько бывшие выпускники готовы и способны решать задачи профессионально-служебной деятельности в условиях высокой степени неопределенности, не по шаблону,

• каков уровень исполнительности и дисциплинированности бывших выпускников,

• каков уровень организаторских качеств бывших выпускников.

2. Совершенствование механизмов обратной связи между ведомственными образовательными организациями и подразделениями органов внутренних дел — заказчиками кадров в целях обеспечения эффективного функционирования системы оценки качества

образования выпускников, в том числе:

а) системное участие руководства образовательных организаций и кафедр в работе коллегиальных органов заказчика кадров, в оперативных совещаниях при руководителях профильных структурных подразделений;

б) системное участие руководства территориальных органов — заказчиков кадров в заседаниях ученого совета вуза, методических сборах педагогического состава образовательной организации; руководителей функциональных подразделений, по линии которых осуществляется подготовка выпускников — в заседаниях профильных кафедр.

3. Совершенствование механизма ведомственного контроля качества профессионального образования, в том числе:

а) модернизация критериев и методики комплексных, целевых и контрольных проверок образовательных организаций. Недопущение при проведении проверок акцента на изучение, преимущественно, формальной стороны деятельности образовательных организаций, ее документационного обеспечения, а также априори определение в качестве главной и единственной цели проверки — исключительно поиск недостатков. Подлинное предназначение ведомственного контроля:

• проверка содержания и уровня подготовки кадров, соответствия учебных планов, программ учебных дисциплин (модулей) и практик и качества их реализации в реальном учебном процессе ФГОС, ПООП (в том числе ведомственным) и квалификационным требованиям к специальной подготовке выпускников, согласованным с функциональными подразделениями, по заказу которых осуществляется обучение кадров;

• изучение, оценка, обобщение и распространение положительного опыта деятельности образовательных организаций и отдельных педагогов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оценка деятельности образовательной организации и педагогов по освоению эффективных форм и методов образовательной деятельности.

Критерии оценки уровня подготовки обучающихся, ориентированные на знаниевый подход к образовательному процессу, необходимо заменить критериями, ориентированными на компетентностный подход, на проверку способности обучающихся применять полученные знания и умения, владеть навыками решения комплексных задач профессионально-служебной деятельности.

б) коренной пересмотр критериев, используемых ДГСК МВД России для проведения ежегодного мониторинга деятельности образовательных организаций. Критерии, используемые в настоящее время в рамках данного мониторинга для определения рейтинга ведомственных вузов, бессистемны, фрагментарны, не ориентированы на объективную оценку существенных сторон деятельности образовательных организаций и, прежде всего, качества профессиональной подготовки обучающихся.

Представляется, что интегративным, комплексным критерием, аккумулирующим результаты работы образовательных организаций и позволяющим объективно выявлять реальный уровень выполнения вузом социального и ведомственного заказа, должна стать способность выпускников практически решать задачи профессионально-служебной деятельности по должности, к замещению которой они готовятся.

Этот критерий предлагается положить в основу процедуры, которая, по существу, должна исполнять роль государственной приемки. И осуществлять ее предлагается в виде комплексного междисциплинарного государственного экзамена, проводимого в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме практикума. Экзаменационные задания, разработанные под руководством ДГСК МВД России и унифицированные для всех ведомственных вузов, должны предназначаться для проверки уровня сфор-мированности у выпускников комплекса компетенций - способности практически решать комплексные задачи профессионально-служебной деятельности с учетом освоенной специализации (узкой специализации).

В целях повышения объективности оценки в качестве экспертов, оценивающих по результатам выполнения экзаменационных заданий подготовку обучающихся, уровень сформированности у них профессиональных навыков, должны выступать высококвалифицированные сотрудники и руководители подразделений органов внутренних дел, по профилю которых подготовлены выпускники, а также представители соответствующих профильных кафедр других ведомственных вузов. Эта часть ГИА должна проводиться под эгидой ДГСК МВД России. На основе статистических данных, представляющих результаты данного экзамена в ведомственных вузах, ДГСК МВД России формируются рейтинговые оценки каждого вуза, которые отражают уровень подготовки выпускников, дифференцированный по конкретным специализациям (узким специализациям).

В целях достижения соответствующего уровня подготовки обучающихся и подготовки их к указанной форме госэкзамена целесообразно на старших

курсах реализовывать комплекс дисциплин-практикумов (модулей). Содержание этих практикумов должно быть направлено на формирование у обучающихся навыков профессионально-служебной деятельности на основе интеграции знаний и умений, полученных на предыдущих этапах обучения в процессе освоения отдельных дисциплин на младших курсах.

Основная форма организации учебных занятий в рамках этих дисциплин-практикумов — учения. Форма промежуточной аттестации по итогам изучения этих дисциплин-практикумов — также учение. В качестве экспертов, оценивающих уровень подготовки обучающихся в процессе учения, наряду с преподавателями соответствующих кафедр вуза, должны выступать высококвалифицированные сотрудники и руководители подразделений органов внутренних дел, по профилю которых осуществляется подготовка обучающихся. Это поможет сотрудникам лучше подготовится к работе в качестве экспертов при проведении комплексного междисциплинарного государственного экзамена.

Одной из эффективных форм ведомственного мониторинга качества подготовки кадров в вузах МВД России в недавнем прошлом было межвузовское соревнование — учение «Вулкан». Проводилось оно ДГСК МВД России в конце каждого учебного года. Содержание учения — проверка способности курсантов и слушателей, выступающих в соревновательной форме в составе вузовских команд, решать практически существенные задачи профессионально-служебной деятельности с учетом специализаций (узких специализаций), реализуемых ведомственными вузами, и обязанностей по должности, к замещению которой готовились обучающие. Цель:

• сопоставление практической профессиональной подготовки обучающихся в различных вузах на деятельностном уровне;

• импульс, мотивация для поиска каждой образовательной организацией эффективных форм и методов практического обучения выпускников.

Однако на определенном этапе произошла постепенная подмена целей этих соревнований. На первый план вышло не качество профессионального образования, не уровень практической подготовки выпускников к будущей профессионально-служебной деятельности, а победа любой ценой, никак не связанная с этим уровнем. Учения все больше превращались в спортивные соревнования — по физической и огневой подготовке. Проверка навыков, необходимых для раскрытия и расследования преступлений, перестала быть определяющей в содержании этих соревнований. А затем проведе-

ние этих учений совсем было прекращено.

Представляется весьма актуальным возрождение подобных форм ведомственного мониторинга, с учетом негативного опыта прошлого.

4. Внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных организаций, в том числе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Важной формой внутривузовского мониторинга качества подготовки обучающихся могут быть конкурсы «Лучший по профессии», проводимые ежегодно для старшекурсников каждого факультета.

Содержание заданий такого конкурса — имитация типовых ситуаций будущей профессионально-служебной деятельности выпускников. Наиболее эффективен такой конкурс, если в его программе сочетаются преимущества игровой формы и соревнования. Цели:

• контроль уровня овладения обучающимися навыками профессионально-служебной деятельности, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями — способностью комплексно решать задачи профессионально-служебной деятельности;

• закрепление и развитие у обучающихся мотивации эффективной профессионально-служебной деятельности и качественной подготовки к ней;

• использование эффективной формы закрепления и совершенствования профессиональных навыков обучающихся — тренингов, предусматривающих многоэтапную отработку практических упражнений, время на проведение которых в рамках плановых аудиторных занятий, как правило, ограничено;

• организация индивидуальной работы с наиболее продвинутыми обучающимися;

• сплочение коллективов учебных взводов.

Вариант организации конкурса:

• в седьмом семестре каждому взводу четвертого курса (при программе специалитета) дается задание на конкурсной основе сформировать и подготовить команду для участия в конкурсе;

• профильная кафедра (с учетом реализуемой на факультете специализации) выделяет в каждый взвод опытного преподавателя в качестве куратора-тренера, ответственного за организацию подготовки команды во внеучебное время;

• управление учебно-методической работы (учебный отдел) организует проведение тре-

нировочных занятий на полигонах и в специализированных кабинетах;

• конкурс проводится в восьмом семестре в форме учения; на его проведение для соответствующего курса в соответствии с расписанием выделяется учебный день; обучающиеся, не включенные в команду, наблюдают за прохождением конкурса;

• в качестве экспертов, оценивающих уровень профессиональной подготовки обучающихся, выполняющих конкурсные задания, приглашаются сотрудники и руководители профильных подразделений органов внутренних дел.

Для поэтапной аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП вузом должны разрабатываться фонды оценочных средств, в том числе:

• практические задания, задачи, в том числе ситуационные задачи, соответствующие сборники задач для использования в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, направленной на формирование профессиональных знаний и умений;

• комплекты вопросов и практических заданий для фронтальных экспресс опросов (так называемых «летучек»), рубежного контроля (контрольных работ), промежуточной аттестации (итоговая контрольная работа, зачет, экзамен);

• тестовые задания для рубежного контроля, контроля остаточных знаний;

• тематика докладов, сообщений, рефератов (при наличии);

• тематика курсовых работ, дипломных работ (при наличии);

• практикумы, позволяющие оценить способность обучающихся применять полученные знания, умения, навыки для решения задач профессионально-служебной деятельности

• уровень приобретенных компетенций, заявленных в образовательной программе;

• методики и средства комплексной оценки степени сформированности умений, навыков, компетенций в ходе практических занятий, практикумов, ролевых игр, учений, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, в том числе:

• сценарии, фабулы,

• ситуационные видеосюжеты,

• замыслы учений,

• технологии экспресс оценки действий обучающихся при выполнении практических заданий в ходе практикумов и учений и т.д.

Оценочные средства, используемые для комплексной оценки уровня достижения компетенций в рамках промежуточной аттестации по дисциплинам-практикумам, учениям и в процессе государственной итоговой аттестации (комплексный междисциплинарный экзамен), качественно отличаются от традиционных оценочных средств. Автором совместно с коллегами из Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя разработаны, прошли экспериментальную апробацию и используются оценочные средства нового поколения, соответствующие компетентностной модели профессионального образования, в том числе оценочные средства, имеющие следующую типовую структуру:

а) фабула события, имитирующего ситуацию профессионально-служебной деятельности, индивидуальная для каждого экзаменационного билета (описание или видеосюжет);

б) комплекс заданий на основе фабулы события, решение которых требует не простого воспроизведения (пересказа) теории и рассказа о порядке осуществления необходимых практических действий, а демонстрации способности комплексно применять знания и умения для практического решения различных типов задач профессионально-служебной деятельности, например:

• оценка ситуации,

• квалификация правонарушения,

• составление плана необходимых мероприятий,

• оформление необходимых служебных и процессуальных документов,

• выявление, фиксация и изъятие следов на месте преступления,

• проведение отдельных следственных действий и т.д.

в) методика комплексной оценки практических действий экзаменуемого при выполнении заданий, критерии оценки, формализованные оценочные бланки — инструментарий для комплексной экспресс оценки, включающей поэлементную, поэтапную оценку процесса выполнения экзаменуемым практических действий, имитирующих профессионально-служебную деятельность при решении экзаменационного задания.

Система контроля качества освоения обучающимися ООП должна быть максимально приближена к условиям и задачам их будущей профессиональной деятельности. Для проведения промежуточного и итогового контроля целесообразно системно привлекать руководителей и сотрудников профильных подразделений органов внутренних дел, комплектующих образовательную организацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.