Научная статья на тему 'Особенности личностноориентированного подхода в преподавании социологии'

Особенности личностноориентированного подхода в преподавании социологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / PERSONALITY / SUBJECT / EDUCATION / TRAINING / EDUCATIONAL AND METHODICAL METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиханова С. А.

The personal-oriented approach first of all implies changes of educational paradigms taking into account the capabilities and needs of the individual. The education system must take into account the abilities and needs of an individual. Modern educational systems are focused on differentiation, taking into account all sorts of qualities and properties of the individual. Personally oriented education is teaching, taking into account the personal inclinations, abilities and abilities of the student, with the use of advanced pedagogical and information technologies aimed not only at mastering certain knowledge, skills, but also in developing the personality in a student. Personally oriented education places the learner in the center of the training his motives, goals, unique psychological character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PERSONAL-ORIENTED APPROACH IN TEACHING SOCIOLOGY

The personal-oriented approach first of all implies changes of educational paradigms taking into account the capabilities and needs of the individual. The education system must take into account the abilities and needs of an individual. Modern educational systems are focused on differentiation, taking into account all sorts of qualities and properties of the individual. Personally oriented education is teaching, taking into account the personal inclinations, abilities and abilities of the student, with the use of advanced pedagogical and information technologies aimed not only at mastering certain knowledge, skills, but also in developing the personality in a student. Personally oriented education places the learner in the center of the training his motives, goals, unique psychological character.

Текст научной работы на тему «Особенности личностноориентированного подхода в преподавании социологии»

2. Клушина Н.П. Организация самостоятельной работы магистрантов в процессе обучения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016; 3 (54): 161 - 166.

3. Меренков А.В., Куньщиков С.В., Гречухина Т.И. и др. Самостоятельная работа студентов, формы критерии оценки: учебное пособие. Екатеринбург, 2016.

4. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь, 2006.

5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва, 1980.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. Москва, 1977.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989.

8. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. Вопросы психологии. 1996; 3: 43 - 51.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. Санкт-Петербург, 2007.

References

1. Scherbakova E.V. Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhnejshaya sostavlyayuschaya organizacii uchebnogo processa v vuze. Molodoj uchenyj. 2010; № 8; T. 2.

2. Klushina N.P. Organizaciya samostoyatel'noj raboty magistrantov v processe obucheniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; 3 (54): 161 - 166.

3. Merenkov A.V., Kun'schikov S.V., Grechuhina T.I. i dr. Samostoyatel'naya rabota studentov, formy kriterii ocenki: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2016.

4. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol', 2006.

5. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva, 1980.

6. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. 2-e izd. Moskva, 1977.

7. 'El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1989.

8. Chirkov V.I. Samodeterminaciya i vnutrennyaya motivaciya povedeniya cheloveka. Voprosy psihologii. 1996; 3: 43 - 51.

9. Druzhinin V.N. Psihologiya obschih sposobnostej. 3-e izd. Sankt-Peterburg, 2007.

Статья поступила в редакцию 06.03.18

УДК 377

Alikhanova S.A., Cand. of Sciences (Political Studies), senior lecturer, Department of Social and Humanitarian Disciplines,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail:[email protected]

FEATURES OF THE PERSONAL-ORIENTED APPROACH IN TEACHING SOCIOLOGY. The personal-oriented approach first of all implies changes of educational paradigms taking into account the capabilities and needs of the individual. The education system must take into account the abilities and needs of an individual. Modern educational systems are focused on differentiation, taking into account all sorts of qualities and properties of the individual. Personally oriented education is teaching, taking into account the personal inclinations, abilities and abilities of the student, with the use of advanced pedagogical and information technologies aimed not only at mastering certain knowledge, skills, but also in developing the personality in a student. Personally oriented education places the learner in the center of the training - his motives, goals, unique psychological character.

Key words: personality-oriented approach, personality, subject, education, training, educational and methodical method.

С.А. Алиханова, канд. полит. наук, доц. каф. социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ

Личностно-ориентированный подход подразумевает, прежде всего, смену образовательных парадигм с учетом возможностей и потребностей человека. Система образования обязана принимать во внимания способности и потребности личности. Современные образовательные системы ориентированы на дифференциацию с учетом всевозможных качеств и свойств личности. Личностно-ориентированное обучение - это обучение, с учётом личных задатков, возможностей и способностей учащегося, с применением передовых педагогических и информационных технологий направленных не только на овладения определенных знаний, умений, навыков, но и на развитие личности учащегося. Личностно ориентированное образование ставит в центр обучения самого обучающегося - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, личность, субъект, образование, обучение, учебно-методический приём.

В последние десятилетия личностно-ориентированный подход достаточно успешное покоряет образовательное пространство России.

Современная жизнь диктует особые требования к преподавателям накладывая особую ответственность их за обучение высокоинтеллектуальных специалистов с высоким уровнем свободы мышления и самосознания. Общество предъявляет сложные требования к повышению качества образовательного процесса. Центральной фигурой является учащийся как личность. Все остальные участники, в том числе и учитель, лишь помогают становлению личности учащегося, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом природных предпосылок, устремлений, склонностей и способностей. По этой причине в образовании последние десятилетия все более настойчиво говорят о применении в процессе преподавания интерактивного, личностно-ориентированного обучения.

Современные представления личностного подхода были сформулированы в 60-е гг. ХХ века представителями гуманистического направления психологии. По мнению, К. Роджерса,

А. Маслоу, Р. Мей, «полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребёнка».

Понятие «личностно-ориентированный подход» в педагогике впервые начал использовать К. Роджерс. Основой личностно - ориентированного обучения являются принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, сформулированные К. Роджерсом:

- человек располагается в центре постоянно изменяющегося мира: для каждого особо значим свой собственный мир восприятия окружающей действительности, который не может быть до конца познан никем извне,

- индивид воспринимает находящуюся вокруг него реальность сквозь призму личного отношения и понимания,

- человек обладая внутренней способностью к самосовершенствованию, стремится к самопознанию и самореализации,

- только в процессе общения можно достичь взаимопонимания, которое необходимо для развития,

- самосовершенствование, становление личности происходят на основе взаимодействия с другими людьми. Внешняя оценка крайне важна для самопознания человека, что достигается в следствии непосредственных или опосредованных контактов.

Согласно К. Роджерсу в образовании можно выделить два основных направления: авторитарное и человекоконцентриро-ванное, свободное обучение, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то, что хочется и нравится [1].

Более детально и наглядно, с нашей точки зрения, проблемы личностно-ориентированного обучения были разработаны И.С. Якиманской, идеи которой составили основу для большинства существующих концепций. Согласно И.С. Якиманской, «целью личностно-ориентированного образования и обучения является создание необходимых условий для раскрытия и последующего целенаправленного развития личностных черт учащегося» [2, с. 13].

Н.А. Алексеев определял «личностно ориентированное обучение как создание условий для активизации личностных функций на основе личностного опыта субъекта учения» [3].

В основе личностно-ориентированного обучения лежит ориентированность на самобытность учащегося и субъективность процесса учения. Личностный подход направлен на выявление, раскрытие возможностей студентов, становление самосознания, на осуществление личностно значимых и социально приемлемых путей самоопределения и самоутверждения.

Содержание личностно-ориентированного обучения призвано посодействовать человеку в выстраивании собственной личности, определении своей личной позиции в жизни: помочь выбрать значимые ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Личностно-ориентированная методика преподавания социологии вытекает из самой сути этой науки. В центре внимания социологии должна быть, по мнению П. Сорокина, человеческая личность как глубинная сущность мира надоорганики, как предмет социокультурных сил [4, с. 159].

Социализирующая роль изучения социологии предполагает ответ на вопрос о соотношении повседневных представлений простых людей и научного понимания сути общественных процессов. Формирование у студента способности социологически мыслить - одно из центральных задач преподавания социологии.

Согласно, известному современному социологу З. Бауману, социология может сделать нас более чуткими, позволяет лучше понимать людей, их пристрастия, несчастья, уважать их, любить защищать достоинство человека [5, с. 18].

Социализация, включающая в себя такие процессы, как адаптация, персонализация, идентификация, интеграция особенно на этапе формирования зрелой личности специалиста, предполагает способность человека определить свое место в обществе, понять себя и смысл своей жизни. Реализации этих задач социализации способствует не только социально, человечески ориентированное преподавание теоретического курса социологии, но и различного рода практикумы, самостоятельные творческие работы студентов [6, с. 78].

Полезным учебно-методическим приемом является проведение самостоятельных работ на первом и заключительном занятиях курса общей социологии о понимании сути, содержания, значения изучения социологии. Студенты должны кратко ответить на вопросы: что такое социология; виды социологических исследований, известные вам социологи; зачем нужна социология; мотивы изучения социологии; особенно острые общественные проблемы, которые вас волнуют; какие социально-гуманитарные науки вы уже изучали?

При личностно-ориентированном преподавании практически каждая из тем общего курса социологии может и должна рассматриваться не только с позиций объективных данных, с использованием первоисточников, но и на основе субъективного отношения к сути и способам решения социальных проблем.

Библиографический список

Так по теме «Общество как социальная система» студенты готовят работу «Модели общественного развития», предлагается дать сравнительный анализ капиталистического, социального обществ на основе концепций социалистов-утопистов, работ Маркса, Энгельса, с учетом особенностей развития современной России и использованием актуальной информации и, наконец, сформировать собственные представления об идеальном государстве.

По теме «Личность как объект и субъект общественного развития» можно провести ряд практических работ, вызывающих интерес студентов. Такие как «Статусно-ролевая концепция личности» (студенты должны охарактеризовать себя с позиций статуса и роли), «Социальная идентификация личности» (провести опрос по тесту «Кто Я?») [6, с. 79].

В переломные периоды истории, когда рушатся прежние социальные структуры, меняются идеалы, ценностные ориентации, на первый план в самоидентификации личности выдвигаются либо абстрактные представления о месте и роли человека, либо психологические характеристики. Для понимания проблем малых групп многое дает социометрический тест.

Актуальным является и изучение проблем устойчивого развития общества. Например, для студентов биохимиков, экологов, можно запланировать ряд работ по анализу современного состояния взаимодействия человека и природы такие как: «Человек-Природа-Цивилизация», «Экологическая культура - путь к устойчивому развитию», и миниисследование «Что надо спасать в первую очередь», «Моё личное отношение к природе» [6, с. 79].

В заключительной самостоятельной работе по аналогии с первой студенты должны ответить на вопросы о сути значении, основных исследованиях, персоналиях, функциях и задачах социологии. Но в отличие от первой работы в нее были включены вопросы: каким темам следовало бы уделить больше внимания; какие формы изучения социологии предпочтительнее; ваши рекомендации.

Анализ ответов дает богатую пищу для размышлений о совершенствовании преподавания социологии.

Для формирования творческого потенциала студентов необходимо использовать дискуссию, которая должна присутствовать на занятиях по проблемам семьи, молодежи, культуры, религии. Например, проблема «Социализации личности», является дискуссионной, начиная с вопроса о границах социализации и кончая обсуждением ее этапов [7, с. 58].

В вопросе о границах социализации есть две основные точки зрения:

1. Социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью.

2. Социализация, начиная с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессиональной трудовой деятельности.

Выберите одну из точек зрения и аргументируйте свой выбор [7, с. 59].

Все это предполагает развитие стимулирующей активности, самостоятельности, ответственности студента, раскрытию заложенных в нем возможностей.

Личностно-ориентированное преподавание социологии состоит из методов педагогического воздействия на память, эмоционального и образного восприятия информации на активизацию запоминания полученной информации и на развитие способности ее интерпретации «на конкретных социальных образах и фактах». Сочетание в педагогическом процессе различных методов преподавания, их тесное взаимодействие, позволяет добиться наиболее эффективного усвоения изучаемого предмета [8; 9; 10].

Таким образом, личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Личностно ориентированное образование ставит в центр обучения самого обучающегося - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад. Современное образование ориентировано на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

1. Кузьмина Г.А. Личностно-ориентированный подход в обучении школьников. Available at:https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/03/19/lichnostno-orientirovannyy-podkhod-v-obuchenii. html

2. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной редакцией Якиманской И.С. Москва, 2001.

3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень, 1996.

4. Сорокин П. Социология как наука. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992.

5. Бауман З. Социологически мыслить. Москва, 1996.

6. Алиханова С.А. Личностно-ориентированное преподавание социологии. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы XI Региональной научно-практической конференции 18 - 19 мая 2006 г. Махачкала, 2006: 77 - 79.

7. Алиханова С.А. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности студента. Гуманитарные науки: новые технологии образования: материалы X Региональной научно-практической конференции 19 - 20 мая 2005 г. Махачкала, 2005: 56 - 59.

8. Алижанова Х.А., Атагишиева Г. С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н. Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зин-ченко А.С., КопыловА.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.

9. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные образовательные технологии в высшей школе. Ростов-на-Дону, 2016.

10. Айриев Г., Клушина Н. Воспитательная система университета. Высшее образование в России. 2004; 3: 77 - 81.

References

1. Kuz'mina G.A. Lichnostno-orientirovannyj podhod v obuchenii shkoi'nikov. Available at:https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/ library/2012/03/19/lichnostno-orientirovannyy-podkhod-v-obuchenii. html

2. Postroenie modeiiiichnostno-orientirovannogo obucheniya. Pod nauchnoj redakciej Yakimanskoj I.S. Moskva, 2001.

3. Alekseev N.A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii ipraktiki: monografiya. Tyumen', 1996.

4. Sorokin P. Sociologiya kak nauka. Cheiovek. Civiiizaciya. Obschestvo. Moskva, 1992.

5. Bauman Z. Socioiogicheski mysiit'. Moskva, 1996.

6. Alihanova S.A. Lichnostno-orientirovannoe prepodavanie sociologii. Gumanitarnye nauki: novye tehnoiogii obrazovaniya. Materialy XI Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 18 - 19 maya 2006 g. Mahachkala, 2006: 77 - 79.

7. Alihanova S.A. Ispol'zovanie interaktivnyh (dialogovyh) tehnologij obucheniya v processe tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti studenta. Gumanitarnye nauki: novye tehnoiogii obrazovaniya: materialy X Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 19 - 20 maya 2005 g. Mahachkala, 2005: 56 - 59.

8. Alizhanova H.A., Atagishieva G. S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N. Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., KopylovA.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A. i dr. Organizaciya obrazovatei'nogo processa v vysshejshkoie: probiemy iperspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

9. Petrova N.P., Kotov S.V., Klushina N.P. Sovremennye obrazovatei'nye tehnoiogii v vysshej shkoie. Rostov-na-Donu, 2016.

10. Ajriev G., Klushina N. Vospitatel'naya sistema universiteta. Vysshee obrazovanie vRossii. 2004; 3: 77 - 81.

Статья поступила в редакцию 19.03.18

УДК 37.015.31

Vshivkova A.A., postgraduate, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]

REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION IN THE EDUCATIONAL COLONIES TO THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article reveals a problem of realization of the right to education by juvenile convicts, who are in prison. The paper reveals what the features of the work of teachers in schools with young offenders are. The difference in the implementation of the educational process is emphasized, since the educational standards are applied in training without taking into account the specifics of the student contingent. The procedure of the educational process (from school enrollment to exams, including in the form of a single state exam) is revealed. The presented material leads to the conclusion that education in schools for minors is very important for their future life, and for juvenile convicts it is one of the ways to change and return to society with other goals, values and attitudes.

Key words: education, juvenile convicts, penitentiary system.

А.А. Вшивкова, аспирант Кемеровского государственного университета, г. Кемерово,

E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрывается проблема реализации права на образование несовершеннолетними осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Обозначены особенности работы педагогов в школах при Воспитательных колониях. Подчеркнуто различие в осуществлении образовательного процесса, так как при обучении применяются образовательные стандарты без учета специфики обучающегося контингента. Раскрыта процедура образовательного процесса (от зачисления в школу до сдачи экзаменов, в том числе и в форме единого государственного экзамена). Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение в школах для несовершеннолетних очень важно для их будущей жизни, а для несовершеннолетних осужденных это один из способов измениться и вернуться в общество с другими целями, ценностями и установками.

Ключевые слова: образование, несовершеннолетние осужденные, пенитенциарная система Российской Федерации.

Во все времена перед государством стоят социальные проблемы, такие как алкоголизм, наркомания, терроризм, беспризорность, безработица, борьба с преступностью, в том числе с преступностью несовершеннолетних, и т. д.

Несовершеннолетние - это будущее страны, поэтому если несовершеннолетний совершил правонарушение, признан судом виновным, осужден и помещен в Воспитательную колонию (далее - ВК) для отбывания наказания, то ему следует оказать психологическую, юридическую и др. помощь.

Получение образования является одним из методов исправления несовершеннолетних осужденных, т. к. в подростковом возрасте одним из основных институтов социализации личности является общеобразовательная школа, а учёба - важнейшим видом деятельности.

В данной статье рассмотрим процесс получения образования в Воспитательных колониях, а также психологическую со-

ставляющую у несовершеннолетних осужденных, при получении образования в местах лишения свободы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная тема всегда будет актуальной, так как при исполнении наказания в ВК несовершеннолетние находятся в изолированной среде, в отличие от сверстников, но требования к ним после освобождения такие же, как и для несовершеннолетних не осужденных. В том числе это касается и требований к их образовательному уровню.

Законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, что закреплено в ст. 1 УИК РФ [1].

Получение общего образования осужденных к лишению свободы является одним из видов воспитательного воздействия на осужденных (ст. 109 УИК РФ). Статья 112 УИК РФ гласит что, в исправительных учреждениях организуется обязательное полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.