Научная статья на тему 'Психологическое благополучие как фактор, влияющий на развитие конкурентоспособности личности студента в образовательной среде'

Психологическое благополучие как фактор, влияющий на развитие конкурентоспособности личности студента в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / WELL-BEING / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE STUDENT PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плучевская Эмилия Валерьевна, Емельяненко Екатерина Евгеньевна

Актуальность исследования: в современных условиях развития общества отмечается тенденция реформирования концептуальной основы образования, а также повышаются требования к подготовке специалистов в высших учебных заведениях. На сегодняшний день через определение понятия «конкурентоспособная личность студента» уровень не только профессиональных компетенций, но и уровень личностного потенциала становится значимой компонентой для формирования конкурентоспособности учащегося в процессе учебной деятельности. В качестве одного из интегративных образований можно рассматривать психологическое благополучие личности в рамках эвдемонистического подхода. Исходя из теоретико-эмпирических исследований, базирующихся на различных представлениях о благе, наблюдается, что образование и состояние благополучия личности являются взаимосвязанными и взаимно детерминированными процессами. Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос понимания проблемы благополучия как социально-психологического феномена в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности в образовательной системе, какие профессионально значимые, личностно значимые и социально ориентированные цели лежат в его основе. Цель работы: выявить факторы психологического благополучия для развития конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе. Методы: аналогии, сравнительного анализа, детерминированного факторного анализа, синтеза, группировки, прогнозирования. Результаты: в статье определена специфика явления психологического благополучия; представлены факторы формирования и повышения конкурентоспособности студента в профессионально-образовательной сфере; сделан вывод о том, что повышение эффективности личности студента зависит от внешних и внутренних факторов. Обозначено, что уровень конкурентоспособности студента зависит от его психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плучевская Эмилия Валерьевна, Емельяненко Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of research. In modern conditions of society development there is a tendency of reforming the conceptual framework of education, as well as the requirements for training specialists in higher educational institutions increase. Today not only the level of professional competences but also the level of personal potential become the important component for forming student competitiveness when training through the definition of «competitive student personality». In such situation, the mechanisms of eudemonistic approach can be considered as one of the integrative education. It is based on the trends of psychological well-being as a result of human existence in the modern market society. Due to the theoretical and empirical studies based on different conceptions of the good, it is observed that education and well-being state of the individual are interrelated and mutually deterministic. Thus, the issue of special importance is the understanding of the problem of well-being, as a socio-psychological phenomenon in determining something that is the base for internal equilibrium of the person in educational system, which important professional, personal, and socially-oriented objectives are in its base. The aim of the research is to identify the psychological well-being factors for development of competitive personality of the student in educational process. Methods: analogy, comparative analysis, deterministic factor analysis, synthesis, grouping forecasting. Results. The authors have determined the specific character of psychological well-being phenomenon. The paper introduces the factors of forming and increasing student competitiveness in vocational and educational sphere. The authors made the conclusion on the fact that the increase in efficiency of student individual depends on the external and internal factors; the level of student competitiveness depends on his/her psychological well-being.

Текст научной работы на тему «Психологическое благополучие как фактор, влияющий на развитие конкурентоспособности личности студента в образовательной среде»

УДК 378.178

Плучевская Эмилия Валерьевна,

кандидат экономических

наук, доцент кафедры

экономики ФГАОУ ВО

«Национальный

исследовательский

Томский политехнический

университет»,

Россия, 634034, г. Томск,

пр. Ленина, 30.

E-mail: emilyval@tpu.ru

Емельяненко Екатерина Евгеньевна,

магистрант Института

социально-гуманитарных

технологий ФГАОУ ВО

«Национальный

исследовательский

Томский политехнический

университет»,

Россия, 634034, г. Томск,

пр. Ленина, 30.

E-mail: katerina_em1994@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AS A FACTOR INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF COMPETITIVE PERSONALITY OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Э.В. Плучевская, Е.Е. Емельяненко E.V. Pluchevskaya, E.E. Emelyanenko

Томский политехнический университет, Россия Tomsk Polytechnic University, Russia E-mail: emilyval@tpu.ru

Актуальность исследования: в современных условиях развития общества отмечается тенденция реформирования концептуальной основы образования, а также повышаются требования к подготовке специалистов в высших учебных заведениях. На сегодняшний день через определение понятия «конкурентоспособная личность студента» уровень не только профессиональных компетенций, но и уровень личностного потенциала становится значимой компонентой для формирования конкурентоспособности учащегося в процессе учебной деятельности. В качестве одного из интегративных образований можно рассматривать психологическое благополучие личности в рамках эвдемонистического подхода. Исходя из теоретико-эмпирических исследований, базирующихся на различных представлениях о благе, наблюдается, что образование и состояние благополучия личности являются взаимосвязанными и взаимно детерминированными процессами. Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос понимания проблемы благополучия как социально-психологического феномена в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности в образовательной системе, какие профессионально значимые, личностно значимые и социально ориентированные цели лежат в его основе. Цель работы: выявить факторы психологического благополучия для развития конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе. Методы: аналогии, сравнительного анализа, детерминированного факторного анализа, синтеза, группировки, прогнозирования. Результаты: в статье определена специфика явления психологического благополучия; представлены факторы формирования и повышения конкурентоспособности студента в профессионально-образовательной сфере; сделан вывод о том, что повышение эффективности личности студента зависит от внешних и внутренних факторов. Обозначено, что уровень конкурентоспособности студента зависит от его психологического благополучия.

Ключевые слова: благополучие, психологическое благополучие, образовательная среда, конкурентоспособность, конкурентоспособная личность студента.

The relevance of research. In modern conditions of society development there is a tendency of reforming the conceptual framework of education, as well as the requirements for training specialists in higher educational institutions increase. Today not only the level of professional competences but also the level of personal potential become the important component for forming student competitiveness when training through the definition of «competitive student personality». In such situation, the mechanisms of eudemonistic approach can be considered as one of the integrative education. It is based on the trends of psychological well-being as a result of human existence in the modern market society. Due to the theoretical and empirical studies based

on different conceptions of the good, it is observed that education and well-being state of the individual are interrelated and mutually deterministic. Thus, the issue of special importance is the understanding of the problem of well-being, as a socio-psychological phenomenon in determining something that is the base for internal equilibrium of the person in educational system, which important professional, personal, and socially-oriented objectives are in its base.

The aim of the research is to identify the psychological well-being factors for development of competitive personality of the student in educational process.

Methods: analogy, comparative analysis, deterministic factor analysis, synthesis, grouping forecasting.

Results. The authors have determined the specific character of psychological well-being phenomenon. The paper introduces the factors of forming and increasing student competitiveness in vocational and educational sphere. The authors made the conclusion on the fact that the increase in efficiency of student individual depends on the external and internal factors; the level of student competitiveness depends on his/her psychological well-being.

Key words: well-being, psychological well-being, educational environment, competitiveness, competitive student personality.

Феномен благополучия становится предметом исследования лишь в XX веке [1]. Особенности развития знаний о благополучии происходят достаточно независимо в русле отдельных школ и направлений, обусловленных кросс-культурными, идеологическими и историческими различиями. Тем не менее, несмотря на большой интерес к теме благополучия личности, многие разнопредметные и разноплановые исследования приводят к дезинтеграции теоретико-методологических оснований осмысления данного явления, показывая отсутствие единого подхода и слабо разработанную концепцию.

Рассматривая хронологическую трансформацию понятия благополучия, стоит отметить, что еще с древних времен благополучие рассматривалось в контексте философского понятия «счастье», которое постепенно переходило в общий конструкт. Например, древнегреческий философ Аристотель отмечал, что для достижения счастья обязательным считалось наличие обратной связи от окружающего мира в виде определенных благ или оценки. У каждого человека есть свой даймон, или дух, который велит ему стремиться к тому, что для него правильно, и только в соответствии с даймоном человек достигает счастья [2]. Можно сделать вывод, что подобные размышления сформировали направление «эвдемонизм», в котором рассматривается счастье как благоразумие и саморегуляция в стремлении к получению удовлетворения. Однако только ко второй половине ХХ века такие авторы, как А. Маслоу, В. Франкл, Э. Шостром, сделали вывод о том, что самоактуализирующиеся люди в большей степени, чем другие, ориентированы на настоящее, на «здесь-и-теперь», они больше опираются на себя и имеют склонность к самовыражению [3].

Дальнейшее преобразование понятия благополучия обусловлено особенностями психологических школ. Проводя градацию между отечественной и зарубежной психологией, можно сделать вывод о том, что для зарубежных исследователей «благополучие» является неким многогранным конструктом, который состоит из духовных, психологических, экономических и других компонентов [4]. В отечественных исследованиях под благополучием понимается спокойное, без неудач и потрясений, течение дел жизни [5].

На основании интеграции различных теорий, связанных с благополучием, можно провести закономерности в контексте образовательной среды. Образовательная среда представляет собой часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, элементов, а также субъектов образовательного процесса. Об-

разовательная среда является специфической формой человеческой практики, которая направлена на преобразование жизнедеятельности индивидов с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире [7].

В исследованиях благополучия студентов центральной для этого направления стала проблема субъективного благополучия личности, которая складывается из частных оценок различных сторон его жизни. Исследователи различают три вида субъективного благополучия (социальное, физическое, психологическое), предполагая согласование внутренней структуры личности. Такое понимание включает в себя единство трех «я»: социальное «я», физическое «я» и духовное «я». Но тем не менее большинство лонгитюдных исследований показывает, что отношение самоэффективности студента к психологическому благополучию является однонаправленным, так как полностью объединяет состояние сознания, духовные потребности и свойства [6].

Психологическое благополучие (душевный комфорт) - это слаженность функций и психических процессов, а именно ощущение внутреннего равновесия, целостности [7-8]. Психологическое благополучие ведет личность к гармонии, успешности реализации планов и создает максимальные условия для достижения целей. Благополучие создает удовлетворенность межличностными взаимодействиями, возможность получать положительные эмоции. Так, например, американский психолог К. Рифф предлагает общую модель психологического благополучия, включающую шесть составляющих: самопринятие, цели в жизни, компетентность, личностный рост, позитивные отношения с другими, автономность [9]. Более подробно модель психологического благополучия К. Риффа представлена на рис. 1.

Рис. 1. Ключевые измерения психологического благополучия по К. Риффу

1. Самопринятие - степень удовлетворенности нынешним уровнем индивидуального развития, принятие человеком самого себя. Данный термин используется с определенной коннотацией, что это принятие основано на относительно объективной

оценке собственных уникальных талантов, общих достоинств и способностей, реалистического чувства удовлетворения как этими талантами, так и их пределами.

2. Наличие жизненных целей служит побудительной сферой, которая взаимосвязана с различными подсистемами личности. Жизненные цели связаны с системой фундаментальных потребностей человека, а также являются формой выражения, которая входит в смысловую сферу личности. Индивид формирует свои жизненные цели на основе самооценки и самопознания своих способностей.

3. Под компетентностями подразумевается некое управление окружающей средой. Для успешного овладения различными видами деятельности необходимы качества, которые будут способствовать преодолению трудностей, а также помогут добиться желаемых результатов.

4. Под личностным ростом понимается стремление развиваться, воспринимать новое, то есть ощущать собственный прогресс. Увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением. Можно сказать, что это преимущественно количественные изменения, понимаемые как происходящие изнутри.

5. Положительное взаимодействие с окружающими дает возможность быть открытыми для общения.

6. Под автономностью принято понимать способность быть независимым, принимать ответственность за свои действия и чувства, свободу выбора, способа поведения, уместного в данной ситуации [10].

Таким образом, судя по описанию выделенных К. Риффом параметров, можно сделать вывод о том, что психологическое благополучие представляется не отдельными характеристиками и свойствами личности, а содержит в себе более сложные личностные образования, способствующие эффективному функционированию во всех сферах жизни: общение, работа и т. д.

Так, например, модель К. Петерсона и М. Селигмана - система многоуровневых факторов - представлена свойствами темперамента, базовыми свойствами личности и позитивными чертами характера. На основании анализа отечественных и зарубежных исследований, ориентированных на изучение психологической базы благополучия, можно сделать несколько общих выводов:

- Во-первых, психологическое благополучие является базой или основой субъективного благополучия и не является самостоятельным феноменом.

- Во-вторых, система свойств (темперамент, свойства личности, позитивные черты характера) рассматривается как внутриличностное благо, обеспечивающее психологическое благополучие.

- В-третьих, позитивное функционирование как внутриличностное благо позволяет человеку совершать позитивные поступки, позитивно взаимодействовать с другими людьми, достигать социально значимых результатов, что ведет к состоянию психологического благополучия [10].

По мнению Э. Динера, психологическое благополучие представлено двумя компонентами: аффективным и когнитивным. К первому компоненту относится: позитивное, глобальное, эмоционально устойчивое отношение к миру и себе. Ко второму: совокупность позитивных знаний о себе и мире, выраженных рефлексивными суждениями [10-11].

Представленные выше модели психологического благополучия указывают на то, что психологическое благополучие выступает в роли структурообразующего факто-

ра, непосредственно оказывая влияние на формирование и функционирование всей системы личностного благополучия.

Из этого следует, что психологическое благополучие будет способствовать удовлетворению потребностей различных уровней:

• Социальные потребности.

• Потребности познания окружающего мира и своего места в нем.

Из этого следует, что влияние на психологическое благополучие будут оказывать следующие потребности:

• Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, определенное место в этой группе, уважение со стороны окружающих);

• Потребность в познании окружающего мира (присвоение культурных ценностей, открытие совершенно нового);

• Потребность в формировании уверенности в себе (выстраивание межличностных отношений, умение управлять собой);

• Потребность в приобретении знаний (готовность принять ответственность);

• Потребность в доступности образовательного инструментария;

• Потребность в личностной внутренней гармонии и личностной целостности учащегося [11].

Для выявления объективного контекста психологического благополучия студента необходимо выявить условия, в которых оказывается индивид. Следует отметить, что «условие» и «факторы» являются относительными понятиями и перетекают друг в друга.

На сегодняшний день возросшая сложность социальных, экономических, политических, духовных процессов, связанных с интенсивностью изменений, влекут за собой неуверенность и низкую адаптивность людей к этим изменениям. Стоит отметить тот факт, что наиболее выраженные процессы переживаний наблюдаются в учебно-профессиональной среде: переход на новые технологии обучения, новые образовательные курсы, программы и т. д. Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования и общества. В связи с этим студентам необходимо развивать конкурентоспособное поведение, создающее возможность успешного выполнения деятельности.

Далее обозначим значение конкурентоспособной личности студента. Прежде чем рассматривать понятие «конкурентоспособная личность студента» комплексно, необходимо проанализировать понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность - это обобщенная и относительная характеристика, которая отличает одного конкурента от другого по степени удовлетворенности, а также по затратам на удовлетворение [12]. Отечественный психолог Л.М. Митина в концепции профессионально-личностного развития трактует, что конкурентоспособность личности представляет собой интегральное свойство, которое характеризуется совокупностью личностных качеств, позволяющих учащемуся быть более успешным по сравнению с другими [12]. Указанная концепция позволила отразить в психолого-педагогических исследованиях понятие конкурентоспособности как комплексное свойство, обладающее ресурсами: психологическое здоровье, уровень интеллекта, способности, запас энергии, нравственные аспекты. Из этого следует, что «конкурентоспособная личность студента» -личность, которая с помощью системных и динамических качеств, способна осуществлять эффективное взаимодействие со стейкхолдерами в образовательном пространстве

высшего учебного заведения [13]. Это дает основание утверждать, что в системе высшего образования закладывается основа социально-профессиональной конкурентоспособности, которая развивается в процессе самореализации личности учащегося.

Развитие конкурентоспособной личности студента - это развитие рефлексивных способностей с целью организации своей деятельности в динамических ситуациях посредством обладания нетрадиционными подходами к решению проблем, новым стилем мышления, а также адекватным реагированием в нестандартных ситуациях [14].

Современная образовательная среда представляет основные характеристики для конкурентоориентирующей личности. Отечественные авторы выделяют следующие:

1. Предметно-пространственные: целесообразное использование всех образовательных ресурсов, таких как средства обучения и воспитания;

2. Ценностно-целевые: обеспечение эффективной учебно-практической и общественной деятельности, творческая атмосфера, обеспечение конструктивного профессионального и социального общения и поведения;

3. Содержательно-технологические: научность, контекстность, современность как характеристика информационного содержания образования;

4. Субъектно-личностные: стремление студентов стать конкурентоспособными, компетентность преподавателей, демократический стиль общения и преподавания [15].

Тем не менее развитие конкурентоспособной личности студента должно складываться из его личностно-деятельностных качеств и других методологических подходов. Важным аспектом решения проблемы формирования конкурентоспособного специалиста является наличие качеств личности. Подробнее аспекты взаимодетерминиро-ванных компонентов для развития конкурентоспособной личности представлены на рис. 2.

Рис. 2. Классификатор компонентов для формирования конкурентоспособного студента

Следовательно, представленный классификатор обеспечивает «запуск» процесса конкурентоспособности студента в образовательной среде, оказывая прямое воздействие на личность с целью его психологического благополучия.

Из вышесказанного следует, что для повышения эффективности конкурентоспособности студента оказывают влияние различные факторы. М.М. Шехтер, специалист-психолог, исследователь в области формирования конкурентоспособности студента профессионально-образовательной сферы, выделяет следующие факторы:

• внешние;

• внутренние.

К факторам внешнего рода относятся:

• авторитет преподавателя как профессионала;

• положительная оценка деятельности;

• совпадение научных взглядов с преподавателем;

• позитивная «активная» атмосфера в студенческой группе;

• перспектива трудоустройства [15].

Несмотря на то, что содержание внешних факторов обусловлено объективно-субъективным характером, оно оказывает прямое воздействие на личность студента в процессе эффективного развития конкурентоспособной личности. Тем не менее, по мнению отечественного психолога В. И. Андреева, педагогические условия нельзя сводить только к внешним факторам, поскольку данные обстоятельства сводятся к совокупности процесса образования конкурентоспособной личности, предполагая единство внутреннего и внешнего, явления и сущности.

К факторам внутреннего рода относятся:

• адаптивность;

• лидерство;

• предприимчивость;

• работоспособность;

• социальная ответственность;

• эмоциональная устойчивость и коммуникабельность;

• мыслительные качества [16].

Помимо этого, целью высших учебных заведений становится поиск оптимальных механизмов, содействующих становлению конкурентных умений студентов. Данная цель может быть выражена в терминах: знать, уметь, владеть, т. е. осуществлять учебно-профессиональную деятельность в профессиональном и частично в социальном аспекте. Следует сказать о том, что для обеспечения конкурентоспособности студента современная образовательная среда должна:

• обеспечивать возможность специализации, а именно закладывать предпосылки для повышения компетенций в соответствии с меняющимися рыночными потребностями;

• обеспечивать знания, которые востребованы как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечивать подготовку специалистов по стратегическому направлению, а также с текущими потребностями;

• сочетать инновационную и фундаментальную подготовку.

Таким образом, образовательная среда для конкурентоориентированного студента заключается в достижении двуединого результата: обладать учебно-профессиональной компетентностью, что позволяет успешно завершить образование, а также успешно овладеть знаниями, навыками и умениями в соответствии со своими индивидуальными свойствами.

Поскольку субъектом повышения конкурентоспособности является студент, для определения ценностного ориентира имеют место субъективные факторы. Личностные качества обеспечивают саморазвитие, самодвижение, самовыражение и самосовершенствование. При наличии таковых будет формироваться эффективность и повышение конкурентоспособности студента, что способствует благополучию ценностно-смысловых целей. «Я»-концепция студента определяет рамки его возможностей, то есть то, что он в состоянии или не в состоянии сделать. При расширении границ собственного «я» происходит познание себя и сферы своих возможностей. Повышение конкурентоспособности - это формирование представлений студента о себе прежде всего как личности и субъекте образовательного процесса [17, 18].

Отсюда следует, что личность студента является продуктом собственного труда образовательного процесса. При разработке методов, средств и форм для повышения конкурентоспособности студента необходимо придерживаться следующих позиций:

1) воспитывать у студентов высокий уровень нравственной культуры, норм и правил ведения конкурентной борьбы;

2) развивать совокупность внепрофессиональных характеристик (целеустремленность, коммуникабельность, уверенность в себе, рефлексивность, лидерские качества и т. д.);

3) создавать атмосферу, которая давала бы положительный результат и позитивный опыт;

4) активизировать практическую и познавательную деятельность на основе индивидуальных склонностей, интересов и способностей;

5) включать в образовательный процесс с целью нововведений и инноваций;

6) организовывать социальное партнерство высшего профессионального образования.

В то же время не стоит забывать, что необходимо развивать многоплановые связи с зарубежными вузами, в том числе развивать обменные программы с зарубежными вузами-партнерами, создавать сетевые университеты, привлекать зарубежных преподавателей, а также обеспечивать студентам межуниверситетскую мобильность. Как показывают исследования, за последние три года количество студентов, обучающихся за пределами своей страны, возросло в четыре раза и составило 3,9 млн человек. Согласно прогнозам, к 2020 г. международная студенческая мобильность достигнет 5,8 млн человек, а к 2035 г. - данный показатель поднимется до 8 млн [19]. По статистическим данным в 2015 г. вузы США приняли наибольшее количество иностранных студентов - 784 400 человек. Значительное количество иностранных студентов обучалось в Великобритании - 455 600 человек. Третье место принадлежит Франции -278 213 человек. Япония планирует привлечь 300 000 иностранных студентов к 2025 г. Творчески мыслящие и любознательные студенты из других стран в ходе своего обучения активно изучают язык принимающей страны и с интересом знакомятся с достижениями науки и культуры. Такие студенты приобретают ценный социальный капитал и, вернувшись на родину с новым багажом накопленных знаний, связей, симпатий и новых друзей, как правило, становятся эффективными проводниками языка и культуры той страны, где учились. В итоге эффективность воздействия на внешний мир с помощью национального образования оказывает не только психологическое благополучие на личность, но и создает предпосылки для повышения человеческого капитала, а также конкурентоспособного поведения [19-20].

Таким образом, предполагается, что повышение конкурентоспособности и психологическое благополучие студента определяются рамками возможности самой личности и задаваемыми системно-функциональными механизмами образовательной среды. На основе предложенной системы факторов и условий можно сделать вывод, что реальный уровень конкурентоспособности студента зависит скорее от субъективных факторов, которые основываются на оценке результатов своей деятельности в сочетании с субъективной интерпретацией. Поэтому психологическое благополучие, расценивается нами как положительное состояние, связанное с удовлетворенностью собой. Как показывают теоретико-методологические исследования, оценка динамики уровня благополучия в процессе прохождения программы повышения стратегий конкурентоспособности является важным аспектом. Кроме того, уровень благополучия является косвенным показателем эффективности обучения и освоением компетенций в различных областях знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковтун Н.А., Трушев В.В. Понятие благополучия // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://www.sociosphera.eom//ponyatie_blagopoluchiya/ (дата обращения: 25.09.2016).

2. Андрейчик И.А. Обеспечение субъективного благополучия студентов средствами педагогической эргономики // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/3002 (дата обращения: 26.09.2016).

3. Извольская А. А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329.

4. Лесовой С.Ф. Эффективное формирование конкурентоспособности студентов: факторы и условия // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 6. - С. 14-19.

5. Хайрутдинова Т. А. Принципы формирования конкурентоспособной личности студентов в образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 41-53.

6. Тарасова Л.Е. Психологическое благополучие студентов на этапе адаптации к образовательной среде вуза // Психология развития. - 2014. - № 4. - С. 53-61.

7. Жданкина И.Ю., Смирнов А.Н., Шамин Е.А. Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 9-14.

8. Шаповалов В.И. Формируем конкурентоспособную личность // Школьные технологии. - 2003. -№ 3. - С. 38-44.

9. Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 2. - С. 63-69.

10. Русина С.А. Психологическое благополучие студентов с разным уровнем ролевой самооценки // Психология. - 2015. - № 4. - С. 16-23.

11. Гордеева Т.О., Сычев О. А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 1-11.

12. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. - СПб.: Питер, 2009. - 155 с.

13. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения // Медицинская психология в России. - 2012. - № 2. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php (дата обращения: 27.09.2016).

14. Благополучие как положительный потенциал личности // Электронная библиотека. URL: http://banauka.ru/889.html (дата обращения: 27.09.2016).

15. Шехтер М.М. Целостность восприятия и обучение опознавательным навыкам // Вопросы психологии. - 2015. - № 7. - С. 11-21.

16. Андреев В. И. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3 (47). - С. 87-95.

17. Магауова А. С. Личность студента в воспитательной системе вуза // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 292-I. - С. 184-188.

18. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Развитие личности студента как субъекта - стратегическая цель современного высшего профессионального образования // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 45-49.

19. Балашова Г. К. Опыт применения методики изучения субъективного благополучия в социологическом исследовании // Социология. - 2012. - № 35. - С. 57-88.

20. Погорская В. А. К вопросу о ценностных ориентациях и субъективном благополучии студентов // Концепт. URL: http://e-koncept.ru/2016/56008.htm (дата обращения: 30.09.2016).

REFERENCES

1. Kovtun N.A., Trushev V.V. Ponyatie sotsialnogo blagopoluchiya [The concept of social welfare and software]. Nauchno-izdatelskiy tsentr "Sotsiosfera". Available at: http://www.sociosphera.com// ponyatie_blagopoluchiya/ (accessed 25 September 2016).

2. Andreychik I.A. Obespechenie subektivnogo blagopoluchiya studentov sredstvami pedagogicheskoy ergonomiki [Ensuring subjective wellbeing of students with means of pedagogical ergonomics]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika, 2014, no. 4. Available at: http ://psycho logy. snauka.ru/2014/04/3002 (accessed 26 September 2016).

3. Izvolskaya A.A. Vozrastnye osobennosti razvitiya lichnosti studenta kak faktor adaptatsii k protsessu obucheniya v vuze [Age features of development of student's personality as a factor of adaptation to training in high school]. Molodoy uchenyy, 2010, no. 6, pp. 327-329.

4. Lesovoy S.F. Effektivnoe formirovanie konkurentosposobnosti studentov: faktory i usloviya [Effective formation of competitiveness of students: factors and conditions]. Sredneeprofessionalnoe obrazovanie, 2009, no. 6, pp. 14-19.

5. Khayrutdinova T.A. Printsipy formirovaniya konkurentosposobnoy lichnosti studentov v obrazovatelnom prostranstve [Principles of formation of student competitive personality in educational space]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 6, pp. 41-53.

6. Tarasova L.E. Psikhologicheskoe blagopoluchie studentov na etape adaptatsii k obrazovatelnoy srede vuza [Psychological well-being of students at the stage of adaptation to educational environment of the university]. Psikhologiya razvitiya, 2014, no. 4, pp. 53-61.

7. Zhdankina I.Yu., Smirnov A.N., Shamin E.A. Predposylki i faktory, vliyayushchie na konkurentosposobnost obrazovatelnykh uslug organizatsii vysshego obrazovaniya [Background and factors affecting the competitiveness of educational services of higher education institutions]. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 4, pp. 9-14.

8. Shapovalov V.I. Formiruem konkurentosposobnuyu lichnost [Form a competitive personality]. Shkolnye tekhnologii, 2003, no. 3, pp. 38-44.

9. Buchatskaya M.V. Kapranova M.V. Osobennosti struktury psikhologicheskogo blagopoluchiya uchashchikhsya i studentov razlichnykh napravleniy professionalnoy podgotovki [Features of the structure of psychological well-being of pupils and students from different areas of vocational training]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2015, no. 2, pp. 63-69.

10. Rusina S.A. Psikhologicheskoe blagopoluchie studentov s raznym urovnem rolevoy samootsenki [Psychological well-being of students with different levels of the role of self-esteem]. Psikhologiya, 2015, no. 4, pp. 16-23.

11. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Vnutrennyaya i vneshnyaya uchebnaya motivatsiya studentov: ikh istochniki i vliyanie na psikhologicheskoe blagopoluchie [Internal and external learning motivation of students: sources and their impact on psychological well-being]. Voprosypsikhologii, 2013, no. 1, pp. 1-11.

12. Semikin V.V. Psikhologicheskaya kultura v obrazovanii cheloveka [Psychological culture in human education]. Saint Petersburg, Piter, 2009. 155 p.

13. Isaeva E.R. Novoe pokolenie studentov psikhologicheskie osobennosti, uchebnaya motivatsiya i trudnosti v protsesse obucheniya [The new generation of students: psychological features, learning motivation and learning difficulties]. Psikhologiya v Rossii, 2012, no. 2. Available at: http://mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php (accessed 27 September 2016).

14. Blagopoluchie kak polozhitelnyy potentsial lichnosti [Well-being of the individual as a positive potential]. Elektronnaya biblioteka. Available at: http://banauka.ru/889.html (accessed 27 September 2016).

15. Shekhter M.M. Tselostnost vospriyatiya i obuchenie opoznavatelnym navykam [Integrity of perception and identification skills training]. Voprosy psikhologii, 2015, no. 7, pp. 11-21.

16. Andreev V.I. Konkurentoorientirovannost i konkurentosposobnost vypusknika vuza: opyt, perspektivy nauchnogo poiska [Competitiveness of the graduates: experience and prospects of scientific research]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2013, no. 3 (47), pp. 87-95.

17. Magauova A.S. Lichnost studenta v vospitatelnoy sisteme vuza [Student personality in university education system]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2006, no. 292-I, pp. 184-188.

18. Demina L.D., Ralnikova I.A. Razvitie lichnosti studenta kak subekta - strategicheskaya tsel sovremennogo vysshego professionalnogo obrazovaniya [Development of student personality as the subject is the strategic goal of modern higher vocational education]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 45-49.

19. Balashov G.K. Opyt primineniya metodiki izucheniya subektivnogo blagopoluchiya v sotsiologicheskom issledovanii [Experience in using the methods of studying subjective well-being in sociological study]. Sotsiologiya, 2012, no. 35, pp. 57-88.

20. Pogorskaya V.A. K voprosu o tsennostnykh orientatsiyakh i subektivnom blagopoluchii studentov [On the issue of value orientations and subjective well-being of students]. Kontsept. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56008.htm (accessed 30 September 2016).

Дата поступления 29.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.