ПРАВО LAW
Научная статья УДК 343.352
https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.8.24
Особенности личности преступника-коррупционера в системе образования
Самира Телхатовна Ахмедханова
Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Махачкала, Россия, samiratelkhatovna@mail.ru
Аннотация. Преступные деяния совершались на протяжении всей истории существования всего человечества и будут совершаться в последующем. Коррупционная преступность - сложный и многогранный процесс, порождающий негативные тенденции в развивающемся обществе. Динамика его выступает свидетельством необходимости проведения исследований в данной области. Наблюдается тенденция роста количества преступлений коррупционной направленности с 2020 г Больше всего зарегистрировано деяний, связанных со взяточничеством. Оборот коррупционных денежных средств в отечественном образовании ежегодно составляет около 5,5 млрд долл., что сравнимо с бюджетом небольшого государства. В данном исследовании рассмотрим личностные особенности преступника коррупционера в системе образования в зависимости от осуществляемых им должностных обязанностей, составим его криминологический портрет на основе социально-демографических признаков, выделим специфические особенности типологии личности преступника.
Ключевые слова: коррупция, личность, противодействие, образование, преступность, уровни, типология Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Ахмедханова С.Т. Особенности личности преступника-коррупционера в системе образования // Теория и практика общественного развития. 2023. № 8. С. 195-199. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.8.24.
Original article
Personality Characteristics of the Criminal Corruption Offender in the Educational System
Samira T. Akhmedkhanova
North Caucasus Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Russia, amiratelkhatovna@mail.ru
Abstract. Criminal acts have been committed throughout the history of all mankind and will continue to be committed in the future. Corruption crime is a complex and multifaceted process that generates negative trends in a developing society. Its dynamics serves as evidence indicating the necessity to conduct research in this area. There is an upward trend in the number of corruption-related crimes since 2020. The majority of acts committed due to bribery are registered. The turnover of corrupt cash in domestic education is about $ 5.5 billion annually, which is comparable to the budget of a small state. In this study, the authors will examine the personal characteristics of the criminal corruption offender in the educational system depending on his official duties, compile his criminological portrait on the basis of socio-demographic characteristics, and identify specific features of the typology of the offender's personality. Keywords: corruption, personality, counteraction, education, crime, levels, typology Funding: Independent work.
For citation: Akhmedkhanova, S.T. (2023) Personality Characteristics of the Criminal Corruption Offender in the Educational System. Theory and Practice of Social Development. (8), 195-199. Available from: doi:10.24158/ti-por.2023.8.24 (In Russian).
Уровень распространённости коррупционной преступности в системе отечественного образования приблизился к критической отметке. Среди различных сфер функционирования общества именно эта неизменно и уже достаточно долгое время занимает лидирующее место. Коррупционная преступность стала злободневным явлением каждодневной жизни, давно получила разряд укоренившихся форм взаимоотношений практически на всех уровнях образования (Куп-реева и др., 2019).
© Ахмедханова С.Т., 2023
Значительно сказалось на росте уровня коррупционной преступности в системе образования введение по всей территории страны Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это обстоятельство способствовало переходу коррупционной преступности из приемной комиссии вузов в систему среднего образования. Разработаны различные механизмы сдачи ЕГЭ незаконным способом, которые сводятся к следующему: учителя оказывают помощь учащимся в решении экзаменационных заданий; некоторые школы заранее знакомят одиннадцатиклассников с содержанием поступающих контрольных материалов; недостоверные сведения вносятся в карточку с результатами; подделываются свидетельства ЕГЭ.
Преступные деяния в области взяточничества, характеризуются интеллектуальностью формы преступного посягательства, поэтому для успешной борьбы с ними необходимо проводить всесторонний анализ образа мышления и особенностей поведения коррупционных правонарушителей. Криминологическая характеристика лиц, совершающих подобные преступления в системе образования, значительно отличается от иных общеуголовных преступников. Выявление ключевых черт их личности оптимально возможно посредством анализа совокупности систематизированных признаков лиц, совершающих преступления аналогичной направленности.
Основной характеристикой лица, уличенного в коррупции, является возраст (Набиев, 2021). Он определяет совокупность потребностей, жизненные цели, круг интересов, предпочтения в образе жизни, то есть можно установить все то, что толкает человека на совершение противоправных деяний. Согласно данным, полученным нами путем анкетирования среди учащихся учебных заведений и работников системы образования, можно сделать вывод о том, что лица в возрасте от 31 года до 40 лет и от 41 года до 50 лет наиболее склонны к коррупционной преступности - каждая группа фигурирует в 36 % ответов участников опроса. Это объясняется тем, что представители более молодого возраста не имеют соответствующего должностного положения. Субъектами коррупционной преступности, как правило, становятся ответственные лица государственных органов, осуществляющие свою деятельность в системе образования.
Изучая социально-психологический портрет личности преподавателя вуза, допускающего взяточничество, можно сказать, что в целом деформирование потребностей наблюдается лишь у четвертой части сотрудников. Преступления коррупционной направленности данной категорией лиц совершаются лишь в целях удовлетворения своих насущных потребностей (Волков, Волков, 2020).
Причиной дефекта сознания преподавателей выступает ограниченная возможность удовлетворения потребностей в современном российском обществе. Рост коррупционной преступности в системе образования обусловлен тем что, в некоторых случаях только нарушение закона дает единственную возможность получить бесплатные услуги, которые своим гражданам должно предоставлять государство. Проходя обучение в российской системе образования, школьники и студенты в ходе учебного процесса узнают коррупционные способы решения своих проблем, которые в последующем ими используются в своей профессиональной деятельности.
В целях снижения уровня коррупции в современном российском обществе необходимо отменить стандартные государственные проверки по аккредитации, аттестации, сертификации высших учебных заведений, поскольку именно они выступают основным способом коррупционного вмешательства в деятельность образовательных организаций. Считаем необходимым передать общественным и некоммерческим организациям проведение процедур по аккредитации, аттестации, сертификации образовательных организаций, что позволит существенно изменить направление от коррупционного к стратегическому управлению данной сферой и поспособствует снижению мотивации субъектов совершать преступления, выгодные только в краткосрочный период времени.
Для борьбы с преступлениями коррупционной направленности руководители вузов могут использовать силы правоохранительных органов, что грозит снижением уровня репутации вузов и доверия со стороны граждан. В связи с чем на практике используется принцип увольнения по собственному желанию преподавателей, изобличенных в получении взяток.
Деятельность органов государственной власти недостаточно эффективна в процессе снижения уровня коррупционной преступности в системе образования (Бодров, 2012). Первой причиной этого является то, что сами государственные чиновники погрязли в коррупционной преступности, в связи с чем они снисходительно относятся к фактам взяточничества. Для повышения эффективности борьбы со взяточничеством в системе образования необходимы добровольные осведомители, которыми могут выступать студенты. Но проблема в том, что последним выгодно давать взятки и решать этим свои учебные вопросы, они не заинтересованы в юридическом преследовании взяточников. Исключением выступают редкие случаи вымогательства взяток в крупном размере преподавателями. Многие руководители вузов также не заинтересованы в процессе ликвидации взяточничества, поскольку теневые формы оплаты труда преподавателей позволяют им сэкономить на легальной заработной плате.
ПРАВО \-A\N
Согласно мнению Ю.М. Антоняна, В.Е. Эминова, в большинстве своем коррупционные преступления совершаются лицами мужского пола1. Но все же доля женщин в правонарушениях данной направленности в два раза выше, чем в других видах преступности2.
Личность взяточника не характеризуется употреблением спиртных напитков, наркотиков, не проявляет в обществе себя как отрицательный индивид, не склонна к нарушениям общественного порядка. Отличительной особенностью субъекта коррупционной преступности выступает наличие корыстной мотивации. В исключительных случаях мотивами преступлений могут являться: повышение авторитета, обладание властью, корпоративная солидарность, месть за несправедливость действий со стороны руководства.
Исследование личности коррупционера позволило нам составить криминологический портрет субъекта преступления: это лицо мужского либо женского пола в возрасте 33 лет, имеющее высшее образование, занимающее государственную должность либо осуществляющее образовательный процесс, имеющее достаточно высокий материальный заработок, ранее не судимое, семейное, корыстолюбивое, властное, нарушающее нормы закона.
Были выделены следующие типы преступного поведения:
1. Инициативный тип, характеризующийся выраженной деформацией морального сознания, убеждением во вседозволенности и допустимости использования любых средств обогащения, наличием целенаправленного и устойчивого характера, что значительно повышает степень его общественной опасности.
2. Комфортный тип, присущий личностям, осуществляющим трудовую деятельность в коллективе, руководствующимся общепринятыми в ведомстве нормами коррупционного поведения, изначально не замышляющих совершение преступления из-за страха быть низвергнутыми или уничтоженными сложившейся в обществе системой, но постепенно втягивающихся в орбиту коррупционных взаимоотношений, признаваемых остальными сотрудниками в качестве нормального поведения.
3. Вынужденный тип, характерный для личностей с низким уровнем правовых знаний, с боязнью быть разоблаченными, не имеющих выраженных коррупционных установок, под влиянием физических или юридических лиц и воздействием ситуации совершающих требуемое деяние и получающих за него вознаграждение.
Затруднительным является процесс установления отличительных особенностей в сознании, преступника-коррупционера и законопослушного гражданина. В качестве отличительных критериев можно выделить: опасность личности коррупционера, способного причинить вред общественным отношениям, охраняемым нормами закона; неудовлетворенность личности своим социальным статусом и положением; отстранение от общепринятых правил поведения, ценностей и норм, существующих в обществе; отсутствие упорства и желания удовлетворения потребностей законным способом и трудом; низкий уровень правового сознания. На основе изложенного можно прийти к выводу, что личность преступника-коррупционера характеризуется устойчивостью психологических особенностей, негативных ценностей и специфичных установок (Волков, Волков, 2020).
Если рассматривать структуру личности преступника-коррупционера, то можно выделить:
1. Социально-демографические признаки корыстных преступников, которые классифицируются в зависимости от возраста, пола, семейного положения. Изучаемая нами категория преступных лиц чаще всего представлена субъектами, которые состоят в барке, воспитывают детей, в обществе характеризуются положительно, не употребляют наркотики и алкоголь, не привлекались ранее к ответственности за административные правонарушения или дисциплинарные проступки. Всегда считалось что уровень образования индивида формирует культурно-нравственные установки, чувства ответственности и долга, уважительное отношение к нормам закона, но данное утверждение нельзя применить к преступникам-коррупционерам. На основании проведенного исследования по данному вопросу можно утвердительно сказать, что высокому уровню образования не всегда сопутствует соответствующий уровень нравственности, более того, коррупционные преступления совершаются лицами, имеющими ученые степени и звания.
2. Потребностно-мотивационные признаки личности преступника коррупционера, которые характеризуются наличием определенных мотивов и целей в достижении преступного результата, вызывающие в субъекте активность и определяющие его преступное направление на удовлетворение социальных потребностей. Для преступников-коррупционеров характерны так называемые «престижные» мотивы, то есть субъекта побуждает на совершение преступления стремление занять в обществе высокое социальное положение, позволяющее ему в полном объеме реализо-вывать властно-распорядительные функции (Петрикова, Леонтьев, 2016).
1 Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование : учебник.М., 2018. С. 35-37.
2 Генпрокуратура зафиксировала рост преступности среди женщин в России [Электронный ресурс] // Ведомости. Ш1_: https://clck.ru/35LVvk (дата обращения: 04.08.2023).
Мотивы самоутверждения проявляются у преступников коррупционеров на трех уровнях:
- стремление утвердиться на социальном уровне, выражающееся в желании достичь определенного социального положения, статуса в обществе, получить общественное признание, авторитет и материальную обеспеченность;
- самоутверждение личности преступника-коррупционера на социально-психологическом уровне, которое выражается в стремлении достичь признания в глазах своего ближайшего окружения;
- самоутверждение личности коррупционера на индивидуальном уровне, связанное со стремлением подъема самооценки и усиления самоуважения путем совершения поступков, способствующих преодолению психологических изъянов и демонстрации сильных сторон личности.
Личностью коррупционера при совершении преступного посягательства движут мотивы самооправдания своего поведения, предполагающие отрицание своей вины, отсутствие раскаяния за содеянное деяние при нарушении уголовно-правовых запретов, отсутствие барьеров сдерживающего нравственно-правового контроля. Личности такого преступника свойственна сообразительность, умение быстро реагировать при возникновении сложных ситуаций, интеллектуальная мыслительная активность в преступном направлении, что выступает свидетельством наличия у субъекта игрового мотива посягательства.
Ценностно-нормативные признаки, свойственные личности преступника-коррупционера выступают свидетельством наличия у субъекта социальной деформации сознания, которые проявляются в попирании и непризнании социальных ценностей, приоритетов, признаваемых в обществе, в нарушение существующей иерархии ценностей. Все это обуславливает преступное поведение субъекта и его стремление к материальному обогащению, принося в жертву профессиональную честь, моральные нормы и правовые запреты. Субъектам преступного коррупционного поведения свойственна алчность, низкий уровень нравственности, жадность (Ведерников, 2014).
Признаки, характеризующие личность преступника-коррупционера, весьма разнообразны, они определяют наличие у субъекта специфических психологических особенностей, характеризующих формы преступного поведения, способы их проявления и реализации в обществе. Систематизация специфических особенностей и признаков личности преступника позволила провести их разграничение. Так, предложенная Н.Т. Ведерниковым типология личности преступника, основным критерием содержания которой выступает ценностно-ориентационная направленность индивида, свидетельствует о том, что исследуемый нами субъект характеризуется антисоциальным корыстным поведением (Ведерников, 2014).
Кроме того, личность коррупционного преступника обладает устойчивой психологической установкой на совершение криминальных деяний, сопряженных с корыстной мотивацией и целью улучшения материального благосостояния легким способом и без особых усилий. Наличие психологической установки на преступное посягательство, сопряженное с корыстной мотивацией, является отличительной особенностью поведения, присущей данному типу личности (Волков, Волков, 2020).
В ходе проведенного анализа личности коррупционного преступника, можно создать его портрет, отражающий индивидуальные особенности данного типа субъектов: обязательное наличие высшего образования, в некоторых случаях - ученой степени либо звания, достаточно высокий уровень интеллектуального мышления, стремление завоевать авторитет в той среде, в которой лицо осуществляет свою профессиональную деятельность, склонность к постоянному самоутверждению, высокий уровень социальной адаптации, развитые коммуникативные навыки, уверенность и решительность в преступных посягательствах, присутствие чувства безнаказанности.
Список источников:
Бодров Н.Ф. Собирание криминалистически значимой информации по делам коррупционной направленности в сфере образования // Законность. 2012. № 11 (937). С. 58-61.
Ведерников Н.Т. Личность преступника в криминалистике и криминологии // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. С. 148-152.
Волков А.П., Волков А.А. Коррупция в высших учебных заведениях Российской Федерации: поиск путей устранения // Вестник Екатерининского института. 2020. № 3 (51). С. 109-117.
Купреева А.С., Алексеев В.М., Алексеева М.С. Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления // Colloquium-Journal. 2019. № 6-9 (30). С. 9-10.
Набиев Э.Т. Личность преступника и типология личности преступника // Интернаука. 2021. № 24-3 (200). С. 28-30.
Петрикова С.В., Леонтьев А.В. Некоторые проблемы определения субъекта получения взятки // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С. 271-274.
References:
Bodrov, N.F. (2012) Collection of Information Important in Terms of Criminalistics in Corruption-Related Cases in the Sphere of Education. Zakonnost'. (11 (937)), 58-61. (In Russian).
ПРАВО LAW
Kupreeva, A.S., Alekseev, V.M. & Alekseeva, M.S. (2019) Counteraction of Corruption in the System of Public and Municipal Governance. Colloquium-Journal. (6-9 (30)), 9-10. (In Russian).
Nabiyev, E.T. (2021) Personality of the Criminal and Typology of the Personality of the Criminal. Internauka. (24-3 (200)), 28-30. (In Russian).
Petrikova, S.V. & Leont'ev, A.V. (2016) Nekotorye problemy opredeleniya sub"ekta polucheniya vzyatki [Some problems of defining the subject of bribe taking]. Molodoi uchenyi. (29 (133)), 271-274. (In Russian).
Vedernikov, N.T. (2014) The Identity of the Offender in Criminalistics and Criminology. Tomsk State University Journal. (384), 148-152. (In Russian).
Volkov, A.P. & Volkov, A.A. (2020) Corruption in Higher Education Institutions of the Russian Federation: Finding Ways to Eliminate It. Vestnik Ekaterininskogo instituta. (3 (51)), 109-117. (In Russian).
Информация об авторе С.Т. Ахмедханова - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Северо-Кавказского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Махачкала, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=999430
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author S.T. Akhmedkhanova - PhD in Law, Associate Professor at the Criminal Law Department, North Caucasus Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=999430
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.