ПРАВО LAW
Научная статья УДК 328.185
https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.7.29
Основные направления противодействия преступлениям коррупционной направленности в системе образования
Самира Телхатовна Ахмедханова
Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Махачкала, Россия, samiratelkhatovna@mail.ru
Аннотация. Несмотря на предпринимаемые меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности, система образования остается наиболее проблемной сферой в этом отношении. Данный вид преступных посягательств создает угрозу национальной безопасности, демократическому развитию, социальной справедливости, равенству прав всех граждан на получение бесплатного государственного образования. Основные направления противодействия преступлениям коррупционной направленности в системе образования стали объектом изучения в данной работе. Методологической основой проведенного исследования выступили частнонаучные методы исследования: логико-юридический, статистический, метод системного анализа. Отмечено, что причиной сложившейся ситуации является недостаточная эффективность контроля коррупциогенности сферы со стороны правоохранительных органов, низкий уровень активности общественных объединений, несовершенство системы защиты лиц, заявивших о фактах наличия обстоятельств конфликта интересов, отсутствие экономической базы, позволяющей обеспечить потребности общества в доступе к образованию (например, наличие очередей в детские дошкольные учреждения ввиду недостаточности мест в них в Дагестане является одной из детерминант коррупции).
Ключевые слова: образование, коррупция, система, сфера, предупреждение, профилактика
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Ахмедханова С.Т. Основные направления противодействия преступлениям коррупционной направленности в системе образования // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 219-223. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.29.
Original article
Strategic Directions of Countering Corruption-Related Crimes Committed in the Education System
Samira T. Akhmedkhanova
North Caucasus Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Russia, cabinaken@mail.ru
Abstract. Despite the measures taken to counteract corruption-related crimes, there is a positive trend in the activities of law enforcement agencies to identify, disclose, prosecute and prevent corruption as a negative social phenomenon - the education system remains the most corrupt area. This type of criminal encroachments poses a threat to national security, sovereignty, democratic development, social justice, equality of rights of all citizens to receive free public education. Difficulties arising in the process of countering corruption-related crimes that hinder the successful implementation of preventive measures are due to the presence of selfish mutual interests, both among students and employees of educational structures. The methodological basis of the research was private-scientific research methods: logical-legal, statistical and system analysis methods. The causal reason for the current situation is the insufficient effectiveness of control by law enforcement agencies, the low level of activity on the part of public associations, the imperfection of the system of protection of persons who have declared the facts of the existence of circumstances of conflicts of interest. Corruption crime in the education system is systemic and hidden. Corruption-related ties have been forming for a long time and include a wide range of participants both inside and outside the educational structure.
Keywords: education, corruption, system, sphere, prevention, prevention
Funding: Independent work.
For citation: Akhmedkhanova, S.T. (2023) Strategic Directions of Countering Corruption-Related Crimes Committed in the Education System. Theory and Practice of Social Development. (7), 219-223. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.7.29 (In Russian)
В криминологической науке предупреждение и профилактика преступности (а в некоторых случаях - и правонарушений) понимаются как многоуровневая система законодательно закрепленных мер и совокупность субъектов, их реализующих. Деятельность последних направлена:
© Ахмедханова С.Т., 2023
- на выявление и устранение (либо ослабление и нейтрализацию) причин противозаконного поведения и способствующих ему условий;
- предупреждение ситуаций, непосредственно мотивирующих или провоцирующих соответствующих субъектов на совершение правонарушений;
- установление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения ими противозаконных деяний, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия (Pope, 2000).
Законодательно закрепленный перечень профилактических мер представлен в статье 6 Федерального закона «О противодействии коррупции»1. На основании представленного в нем перечня профилактических мер каждый субъект РФ, исходя из своих региональных особенностей и на основе статистических данных, разрабатывает комплекс собственных предупредительных мероприятий, направленных на различные сферы деятельности, в том числе и на систему образования. Если говорить об антикоррупционных мероприятиях органов местного самоуправления, то они должны носить плановый характер и реализовываться в разных сферах муниципального управления.
В основе антикоррупционной политики каждого субъекта РФ лежит комплекс принципов, среди которых: а) принцип законности - неуклонное соблюдение норм законодательства, регламентирующих деятельность уполномоченных субъектов профилактики при реализации антикоррупционной политики; б) признание, обеспечение, защита, в случае необходимости - представление основных прав и законных интересов граждан, а также в некоторых случаях юридических лиц; в) публичность и открытость профилактической деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления; г) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; г) приоритетное применение мер, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О противодействии коррупции»2; д) обеспечение совместной эффективной деятельности по противодействию коррупционной преступности уполномоченных субъектов с институтами гражданского общества и физическими лицами3.
Основными законодательно закрепленными направлениями антикоррупционной политики, наиболее эффективно противодействующими преступлениям коррупционной направленности и охватывающими систему образования, являются:
1) антикоррупционные программы, реализуемые внутри каждого государственного органа в отдельности;
2) экспертиза нормативно-правовых актов на предмет выявления в них элементов, способствующих возникновению противоправных отношений исследуемой направленности;
3) проведение антикоррупционного мониторинга путем социологического опроса;
4) эффективная совместная деятельность государственных органов и общественных объединений по противодействию коррупции;
5) обеспечение публичности деятельности и информационной открытости региональных органов государственной власти;
6) правовая регламентация деятельности управленческих структур субъектов Российской Федерации.
На региональные органы исполнительной власти в вопросах предупреждения коррупционной преступности возложена обязанность по обеспечению эффективного взаимодействия с региональными органами законодательной власти в целях разработки и принятия региональных законов в сфере антикоррупционной политики, а также контролю деятельности органов исполнительной власти, к компетенциям которых относится управление подведомственными образовательными учреждениями в пределах своих полномочий (Nye, 1967).
В целях предупреждения коррупционной преступности в системе образования на региональном уровне могут формироваться региональные совещательные и экспертные органы в составе представителей государственных органов, органов управления образовательными организациями, общественных объединений, научных, образовательных и иных структур и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции. К числу мер, направленных на предупреждение коррупционной преступности в системе образования на региональном уровне, относятся: формирование в
1 О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Там же.
3 Сухов Д.С. Криминологическая характеристика и предупреждение коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД (по материалам Восточной Сибири) : автореф. дис. ... канд. юрид. н. Иркутск, 2009. С. 15.
ПРАВО \-A\N
обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Процесс предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в системе образования представляет собой комплекс нормативно закрепленных мер реализации антикоррупционной политики, непосредственно направленных на нейтрализацию любых коррупционных проявлений, а также устранение обстоятельств возникновения конфликта интересов1.
Федеральным законом № 273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»2 предоставлена возможность субъектам Российской Федерации выбирать собственное, самостоятельное направление по определению путей государственного контроля (надзорной деятельности) за образовательными управлениями и подконтрольными учреждениями (вузы, школы, детские сады), которые призваны осуществлять образовательную деятельность (реализовывать образовательный процесс) на территории соответствующего субъекта.
Полномочия по проведению лицензирования и государственной аккредитации каждого федерального государственного образовательного учреждения, осуществляющего образовательную деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, переданы органам управления данного субъекта (Министерство образования и науки). Специалистами системы образования неоднократно подчеркнута важность принятого решения передачи полномочий в области лицензирования и аккредитации управлениям образования соответствующего субъекта (Министерство образования и науки), так как это, с одной стороны, позволяет обеспечить усиление роли субъектов РФ в процессе реализации государственной антикоррупционной политики и способствует расширению возможностей их влияния на образовательные структуры и учреждения, а с другой -сохраняет возможность установления определенных унифицированных требований к проведению контрольно-разрешительных мероприятий по всей территории Российской Федерации.
Федеральный уровень мер противодействия коррупционной преступности в системе образования характеризуется большим массивом нормативно-правовых актов, направленных на предупреждение и профилактику коррупционной преступности как в целом, так и по отдельным направлениям (Алиев, Соловых, 2019). Россия, как и любое другое государство, в целях борьбы с коррупционными проявлениями реализует комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию каждого коррупционного проявления, создающих условия, при которых достаточно трудно злоупотребить своими должностными полномочиями либо превысить их; позволяющих избежать возникновение обстоятельств, порождающих конфликт интересов, личную корыстную мотивацию у третьих лиц. За 2021 г. в Российской Федерации зарегистрировано более 35 тыс. преступлений коррупционной направленности, это почти на 14 % больше, чем в 2020 г.3 Коррупция давно приобрела системный характер и проникла во многие сферы общественных отношений (Шестаков, 2017).
Основным нормативно-правовым актом международно-правового значения является Конвенция Совета Европы 1999 г. «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию»4.
В рамках гражданского законодательства предусмотрено возмещение причинённого коррупционным преступлением вреда путем подачи гражданского иска в уголовном судопроизводстве.
Оправдано также заимствование положительного опыта группы государств по борьбе с коррупционными проявлениями (ГРЕКО) по возврату денежных средств, потерянных в результате коррупционных посягательств. Необходимо осуществлять тесное сотрудничество и обмен опытом с европейскими государствами, входящими в первую десятку стран, эффективно борющихся с коррупционными проявлениями (Денисова, 2018).
При проведении исследования в данном направлении необходимо особое внимание уделить и мерам внутригосударственного противодействия любым коррупционным проявлениям. Основной из них, реализующей цели уголовного наказания, является обеспечение неотвратимости наступления ответственности за преступления коррупционной направленности. Среди прочих следует назвать: совершенствование правоприменительной деятельности уполномоченных субъектов противодействия коррупции, создание общей нормативно-правовой основы в целях единообразного применения закона по пресечению коррупционной преступности, обеспечение правильной квалификации уголовных преступлений коррупционной направленности.
1 Мельник Н.И. Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия коррупции : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 2002. 24 с.
2 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Михаил Барщевский предупредил о риске «колоссального» роста коррупции [Электронный ресурс] // РБК. 11Р1_: https://www.rbc.ru/economics/07/04/2022/624dd3fa9a794771f26cd6c1 (дата обращения: 23.07.2023).
4 Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера имеет важное карательное значение, она обязательна для применения в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, незаконно обогатившихся и своим преступным посягательством причинивших имущественный вред государству.
Важной внутригосударственной мерой противодействия является также повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, усиление профессиональной функции прокуратуры по производству надзора за деятельностью правоохранительных органов и повышение эффективности работы экспертной комиссии по противодействию коррупции.
На федеральном уровне предупреждение коррупционной преступности в системе образования осуществляется путем проведения административного и правового контроля в системе образования. Основным субъектом ее реализации выступают правоохранительные органы, обладающие полномочиями по раскрытию, расследованию и пресечению любых коррупционных проявлений в образовательной среде, имеющие право проводить следственные и оперативно-розыскные мероприятия, выявлять коррупционеров в учебных заведениях, привлекать их к уголовной ответственности и наказанию. В данном направлении также осуществляют свою деятельность органы, производящие надзор и контроль в системе образования и в случае необходимости обладающие полномочиями по лишению учебного заведения лицензии на предоставление бесплатных образовательных услуг1.
В целях обеспечения эффективности противодействия преступности коррупционной направленности в системе образования считаем необходимым разработать научно обоснованную концепцию, под которой предлагаем понимать системное, целенаправленное воздействие федеральных органов государственной власти и местного самоуправления на совокупность условий и объекты коррупционного поведения, обеспечивающее профилактику, борьбу с коррупцией и ликвидацию провоцирующих ее возникновение условий2.
К критериям данной концепции предлагаем отнести:
- нормативно-правовую основу, регулирующую противодействие коррупции в системе образования;
- объекта и субъекта противодействия преступности коррупционной направленности в системе образования;
- цели реализации противодействия преступности: предупреждение коррупции; борьба с коррупцией; минимизация и (или) ликвидация коррупционных правонарушений.
Проведенное исследование с учетом специфики используемых методов, механизмов и способов противодействия коррупционным проявлениям, ментальных особенностей мышления, поведения человека, проживающего на определенной территории РФ, а также нормативно-правовой основы, регулирующей деятельность субъектов противодействия, позволило выделить следующие уровни предупреждения коррупционной преступности в системе образования: образовательной организации, муниципальный, региональный, федеральный.
На первом из них - уровне образовательной организации - антикоррупционная политика реализуется посредством принятия локальных нормативно-правовых актов, на основе которых функционируют все образовательные учреждения. Подобные документы отражают нормы антикоррупционного поведения для сотрудников образовательной системы, необходимость проведения специальных антикоррупционных мероприятий, формирующих в обществе нетерпимость к противоправному поведению.
На муниципальном уровне к мерам противодействия преступлениям коррупционной направленности в системе образования относится принятие муниципальных нормативно-правовых актов, направленных на предупреждение любого коррупционного проявления, а также проведение специальных профилактических мероприятий и организация антикоррупционного мониторинга.
На региональном уровне соответствующая политика реализуется уполномоченными субъектами, которые в строгом соответствии с законом осуществляют функции по раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности, изобличению лиц, совершивших противозаконное посягательство, привлечение их к ответственности и назначение им строгого наказания.
Федеральный уровень связан с разработкой и реализацией мер международно-правовой направленности, с ратификацией ряда конвенций и внесение соответствующих поправок в отечественное законодательство, выработкой мер внутригосударственного воздействия (Волков, Волков, 2020: 110).
1 Борисова Е.А. Коррупция в системе высшего образования: перспективы социального контроля (региональный аспект) : дис. ... канд. соц. наук. М., 2013. 222 с.
2 Сухов Д.С. Указ. соч.
ПРАВО LAW
В целом, следует заключить, что реализация активной деятельности ответственными субъектами в рамках обозначенных направлений противодействия преступлениям коррупционной направленности в системе образования позволит минимизировать их количество и оздоровить обозначенную социально значимую сферу.
Список источников:
Алиев В.М., Соловых Н.Н. Преступления коррупционной направленности в сфере высшего образования: проблемы противодействия // Российский следователь. 2019. № 4. С. 46-50.
Волков А.П., Волков А.А. Коррупция в высших учебных заведениях Российской Федерации: поиск путей устранения // Вестник Екатерининского института. 2020. № 3 (51). С. 109-117.
Денисова А.Ю. Коррупция в образовании // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 2 (75). С. 179-183.
Шестаков Д.А. Разрушение науки и образования как толчок для преступностиведческой теории // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 4 (47). С. 13-18.
Nye J.S. Corruption and Political Development: A Cost-Benefit Analysis // American Political Science Review. 1967. Vol. 61, iss. 2. Р. 417-427. https://doi.org/10.2307/1953254.
Pope J. Confronting Corruption: the Elements of a National Integrity System. L., 2000. 392 р.
References:
Aliev, V. M. & Solovykh, N. N. (2019) Corruption Related Crimes in Higher Education: Issues of Countering. Rossiiskii sledovatel'. (4), 46-50. (In Russian).
Denisova, A. Yu. (2018) Corruption in Education. Nauchnyi vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. (2 (75)), 179-183. (In Russian).
Nye, J. S. (1967) Corruption and Political Development: A Cost-Benefit Analysis. American Political Science Review. 61 (2), 417-427. Available from: doi: 10.2307/1953254.
Pope, J. (2000) Confronting Corruption: the Elements of a National Integrity System. London. 392 р. Shestakov, D. A. (2017) Destruction of Science and Education as an Impetus to the Criminological Theory. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. (4 (47)), 13-18. (In Russian).
Volkov, A. P. & Volkov, A. A. (2020) Corruption in Higher Education Institutions of the Russian Federation: Finding Ways to Eliminate It. Vestnik Ekaterininskogo instituta. (3 (51)), 109-117. (In Russian).
Информация об авторе С.Т. Ахмедханова - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Северо-Кавказского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Махачкала, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author S.T. Akhmedkhanova - PhD in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law, North Caucasus Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.