Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОКУРАТУРА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна

Борьба с преступлениями коррупционной направленности представляет собой комплекс мероприятий, проводимых разными органами государственной власти, обеспечивающими согласованную совместную деятельность по противодействию преступлениям. Соответственно, она предполагает сосредоточение усилий всех уполномоченных субъектов, осуществляющих свою деятельность на прочной законодательной и организационной основе. Особое внимание автор уделяет вопросу соблюдения комплекса мер предупреждения и профилактики преступлениям коррупционной направленности, перечисленных в ст. 273 ФЗ «О противодействии коррупции», что способствует значительному повышению эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN SUBJECTS OF COUNTERING CORRUPTION-RELATED CRIMES

Тhe fight against corruption-related crimes is a set of measures carried out by various public authorities, ensuring coordinated joint activities to counter crimes, the concentration of efforts of all authorized entities, and the implementation of their activities on a solid legislative and organizational basis. Particular attention is paid to the issue of compliance with the set of measures for the prevention and prevention of corruption-related crimes listed in art. 273 of the Federal Law "On Combating Corruption", which contributes to a significant increase in the efficiency of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

4. Егоров B.C. Вопросы правового регулирования мер уголовного принуждения. Воронеж: МОДЭК, 2006.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2020.

6. Сабитов Т. Принципы поощрения в уголовном праве // Уголовное право. 2016. № 1

7. Кузьмина, О.Н. Институт освобождения от уголовной ответственности: теоретические и прикладные аспекты. М.: Юрлитинформ, 2022.

8. Благов Е.В. Об основании уголовной ответственности // Lex Russica. 2019. № 1.

9. Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М.: Юридическая литература, 1974.

10. Волошин В.М. Ответственность как средство реализации уголовно-правовой политики // Российская юстиция. 2017. № 1.

11. Фойер М.В. Правовая природа института освобождения от уголовной ответственности // Ius Publicum et Privatum. 2021. № 4 (14).

12. Звечаровский И.Э. Ответственность в уголовном праве. СПб.: Юридический центр Пресс, 2009.

13. Келина С.Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М.: Юридическая литература, 1974.

14. Скибицкий В.В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания. Киев: Наукова думка, 1987.

15. Благов Е.В. Освобождение от уголовной ответственности (размышления о проблемах и их преодолении). М.: Юрлитинформ, 2018.

16. Голендеева С.Д. Совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности // Юридический факт. 2021. № 149.

17. Пудовочкин Ю.Е. Теоретические вопросы совершенствования законодательства об освобождении от уголовной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т. 12. № 3.

18. Сверчков В.В. Освобождение от уголовной ответственности, прекращение уголовного дела (преследования), отказ в его возбуждении. Проблемы теории и практики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008.

References and Sources

1. Astemirov Z.A. Ugolovnaya otvetstvennost' // Enciklopediya ugolovnogo prava / otv. red. V.B. Malinin. SPb.: Izdanie professora Malinina, 2007.

2. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 27 iyunya 2013 g. № 19 (red. ot 29 noyabrya 2016 g.) «O primenenii sudami zakonodatel'stva, reglamentiruyushchego osnovaniya i poryadok osvobozhdeniya ot ugolovnoj otvetstvennosti» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2013. № 8.

3. Kuznecova N.F. Profilakticheskaya funkciya ugolovnogo zakona // Ugolovnoe pravo. 1998. № 1.

4. Egorov, B.S. Voprosy pravovogo regulirovaniya mer ugolovnogo prinuzhdeniya. Voronezh: MODEK, 2006.

5. Ozhegov S.I., SHvedova, N.Yu. Slovar' russkogo yazyka. M.: ITI Tekhnologii, 2020.

6. Sabitov T. Principy pooshchreniya v ugolovnom prave // Ugolovnoe pravo. 2016. № 1

7. Kuz'mina O.N. Institut osvobozhdeniya ot ugolovnoj otvetstvennosti: teoreticheskie i prikladnye aspekty. M.: YUrlitinform, 2022.

8. Blagov E.V. Ob osnovanii ugolovnoj otvetstvennosti // Lex Russica. 2019. № 1.

9. Karpushin M.P., Kurlyandskij V.I. Ugolovnaya otvetstvennost' i sostav prestupleniya. M.: YUridicheskaya literatura, 1974.

10. Voloshin V.M. Otvetstvennost' kak sredstvo realizacii ugolovno-pravovoj politiki // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 1.

11. Fojer M.V. Pravovaya priroda instituta osvobozhdeniya ot ugolovnoj otvetstvennosti // Ius Publicum et Privatum. 2021. № 4 (14).

12. Zvecharovskij I.E. Otvetstvennost' v ugolovnom prave. SPb.: YUridicheskij centr Press, 2009.

13. Kelina S.G. Teoreticheskie voprosy osvobozhdeniya ot ugolovnoj otvetstvennosti. M.: Yuridicheskaya literatura, 1974.

14. Skibickij V.V. Osvobozhdenie ot ugolovnoj otvetstvennosti i otbyvaniya nakazaniya. Kiev: Naukova dumka, 1987.

15. Blagov E.V. Osvobozhdenie ot ugolovnoj otvetstvennosti (razmyshleniya o problemah i ih preodolenii). M.: Yurlitinform, 2018.

16. Golendeeva S.D. Sovershenstvovanie institutov osvobozhdeniya ot ugolovnoj otvetstvennosti // Yuridicheskij fakt. 2021. № 149.

17. Pudovochkin Yu.E. Teoreticheskie voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva ob osvobozhdenii ot ugolovnoj otvetstvennosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo. 2021. T. 12. № 3.

18. Sverchkov V.V. Osvobozhdenie ot ugolovnoj otvetstvennosti, prekrashchenie ugolovnogo dela (presledovaniya), otkaz v ego vozbuzhdenii. Problemy teorii i praktiki. SPb.: Yuridicheskij centr Press, 2008.

КЛЮЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Российского государственного университета правосудия (Kafedra.yp.ygolovnoepravo@mail.ru).

ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Северо-Кавказского филиала «Российского государственного университета правосудия (Kafedra.yp.ygolovnoepravo@mail.ru) KLYUEV, ANDREI A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Kafedra.yp.ygolovnoepravo@mail.ru)

EFRIKYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Kafedra.yp.ygolovnoepravo@mail.ru)

УДК 343.16:328.185 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-102-107

АХМЕДХАНОВА С.Т. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ключевые слова: коррупция, противодействие, субъекты, профилактика, противодействие, прокуратура, правоохранительные органы, организации, общественные объединения.

Борьба с преступлениями коррупционной направленности представляет собой комплекс мероприятий, проводимых разными органами государственной власти, обеспечивающими согласованную совместную деятельность по противодействию преступлениям. Соответственно, она предполагает сосредоточение усилий всех уполномоченных субъектов, осуществляющих свою деятельность на прочной законодательной и организационной основе. Особое внимание автор уделяет вопросу соблюдения комплекса мер предупреждения и профилактики преступлениям коррупционной направленности, перечисленных в ст. 273 ФЗ «О противодействии коррупции», что способствует значительному повышению эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов.

AKHMEDKHANOVA, S.T. THE MAIN SUBJECTS OF COUNTERING CORRUPTION-RELATED CRIMES

Key words: counteraction, subjects, prevention, counteraction, prosecutor's office, law enforcement agencies, organizations, public associations.

^e fight against corruption-related crimes is a set of measures carried out by various public authorities, ensuring coordinated joint activities to counter crimes, the concentration of efforts of all authorized entities, and the implementation of their activities on a solid legislative and organizational basis. Particular attention is paid to the issue of compliance with the set of measures for the prevention and prevention of corruption-related crimes listed in art. 273 of the Federal Law "On Combating Corruption", which contributes to a significant increase in the efficiency of law enforcement officers.

Самой основной и сложной задачей, стоящей перед правоохранительными органами в борьбе с преступлениями коррупционной направленности, является процесс их выявления, раскрытия, расследования, так как специфической особенностью данного вида преступности является повышенная латентность. Успешность обеспечивается только при производстве следственных мероприятий следователем и дознавателем в сочетании с процессуальными методами и средствами оперативно-розыскной деятельности [6]. Все протоколируемые оперативно-розыскные мероприятия в отношении деяний, совершаемых коррупционерами, преследуют своей основной целью выявление признаков и обстоятельств совершенного преступного деяния, установление лиц, готовивших, либо совершающих преступление, получение необходимой информации о лицах, скрывшихся с места совершения преступления.

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой полученные документированные сведения о признаках готовившихся, совершающихся или совершенных преступлениях, о лицах, скрывшихся с места совершения преступления.

В практике деятельности работников оперативно-розыскной системы существуют три основных этапа выявления, пресечения и раскрытия:

1. Работа с самим заявителем, либо проверка поступившей информации о фактах проявления коррупционных преступлений.

2. Документальное сопровождение проводимых оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности.

3. Предоставление всей собранной информации органам предварительного расследования для последующего использования в уголовном судопроизводстве.

Эффективная и согласованная работа сотрудников оперативно-розыскных подразделений по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений коррупционной направленности, со строгим соблюдением уголовно-процессуального законодательства, порядка получения информации, ее фиксации, проведения следственных и оперативных мероприятий способствует своевременному изобличению лиц, совершивших преступление.

В процессе проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий необходимо собрать и проанализировать огромное количество информации: об организации, где совершенно коррупционное преступление; в какой области деятельности данной структуры совершенно коррупционное преступление и пр. При этом все собранные доказательства должны быть достоверными и полностью отображать факт совершенного преступного деяния, изобличить коррупционера, устанавливать взаимосвязь между деянием и лицом. Следственные мероприятия завершаются составлением процессуального документа - постановления о привлечении в качестве обвиняемого лица, совершившего коррупционное преступление [4].

Координационную, контрольную деятельность за соблюдением сотрудниками правоохранительных органов всех норм уголовно-процессуального законодательства осуществляют органы прокуратуры. Неоднократно Президент РФ подчеркивал в своих докладах значимость надзорной, координационной деятельности работников прокуратуры в области противодействия преступлениям коррупционной направленности. Федеральный закон «О противодействии коррупции» подтверждает координационный статус прокуратуры. Прокуратура выступает органом, обеспечивающим взаимосвязь и согласованность деятельности сотрудников правоохранительных органов. Прокуратура осуществляет надзор и возглавляет работу экспертной комиссии по выявлению коррупционных пробелов в нормах законодательства, выступает с законодательной инициативой о внесении определенных изменений в данные нормы с целью устранения этих пробелов.

В ст. 1 Закона указано, что противодействие коррупции - это деятельность уполномоченных на то органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, направленная на выявление, устранение причин возникновения коррупционной преступности, раскрытие, расследование уже совершенных преступлений, деятельность, направленная на минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Так как в Федеральном Законе «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры указаны как координаторы деятельности сотрудников правоохранительных органов в области борьбы с коррупционными преступлениями, можно прийти к выводу о существенном расширении предмета их координации. Они не только осуществляют надзор за деятельностью сотрудников правоохранительных органов в области противодействия коррупции, но и возглавляют антикоррупционную экспертизу, проводят непосредственную работу по изучению норм законодательства, выявлению и устранению пробелов. На подобное расширение предмета «прокурорской» координации нацеливают приказы Генпрокурора РФ, а также отдельные решения Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ, в которых речь идет о координационной деятельности не только по борьбе с преступностью, но и с иными правонарушениями [2].

Деятельность прокуратуры по координации работы сотрудников правоохранительных органов должна отличаться должным уровнем организации, наличием выработанной стратегии, правильной тактики работы каждого участника координации. Осуществляя работу по координации, работники прокуратуры должны обязательно учитывать все особенности, обусловленные спецификой предмета координации и потребностями решения первоочередных задач в области противодействия преступлениям коррупционной направленности.

Поскольку приоритет в координационной деятельности принадлежит прокуратуре, следовательно, в ее структуре действует по принципу централизации определенная система координирующих органов. Постоянно проводимые координационные совещания между руководителями правоохранительных органов возглавляются прокуратурой. В зависимости от уровня проведения федерального, межрегионального, регионального, либо местного совещания, начинания с Генпрокурора и всех нижестоящих, каждый из них осуществляет координацию деятельности сотрудников правоохранительных органов на подведомственной территории. На координационных совещаниях обсуждают все приоритетные вопросы, касаемые борьбы с коррупционными преступлениями [1]. Деятельность прокуратуры по координации построена на принципах централизации и взаимодействия со всеми нижестоящими прокуратурами.

Уровень коррупционной преступности на сегодняшний день в нашей стране требует повышения эффективности работы сотрудников прокуратуры, обеспечения еще большей слаженности деятельности межведомственных структур, обеспечения полного взаимодействия по любым возникающим вопросам. Специфической особенностью координации, взаимодействия в работе является формирование и функционирование межведомственных рабочих групп, обеспечивающих постоянную взаимосвязь между всеми уровнями прокуратуры. В межведомственные рабочие группы, наряду с работниками прокуратуры, необходимо, согласно мнению многих исследователей, включать и сотрудников правоохранительных органов для обеспечения высокого уровня координационной деятельности. Данные рабочие группы служат своеобразным «штабом», выявляющим и разрешающим актуальные проблемы борьбы с преступностью коррупционной направленности. Основным направлением деятельности рабочих групп, наряду с общими вопросами предупреждения, выявления, расследования коррупционной преступности, проведения определенных совместных и согласованных мероприятий, является принятие конкретного решения по материалам проверки и расследования уголовных дел.

Эффективная деятельность Генеральной прокуратуры по координации способствует формированию тесного взаимодействия с региональными органами координации, которые по необходимости Указом Президента РФ могут формироваться в различных регионах в составе представителей региональных органов государственной власти. В обязанности региональных органов, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», входит выявление коррупционных преступлений в пределах соответствующего региона и передача сведений в правоохранительную структуру, в том числе и в прокуратуру, для последующего

производства оперативно-розыскных и следственных мероприятий. Подобные региональные органы осуществляют свою деятельность самостоятельно. Работники прокуратуры в состав групп не входят, но, тем не менее, им необходимо в рамках координационной работы установить и обеспечить тесное взаимодействие с ними [3].

Основными способами обеспечения совместной деятельности являются: обмен информацией; участие в проводимых заседаниях, совещаниях; проведение совместных мероприятий по противодействию коррупции в пределах данного региона. В координационной деятельности, проводимой на уровне одного региона, в пределах одной местности имеются свои особенности. Так как противодействие преступлениям коррупционной направленности относится к первостепенной задаче любых органов власти, участие представителей местных органов власти в проведении межведомственных совещаний, координационных заседаний, позволяет значительно повысить эффективность совместной работы по противодействию коррупции.

Координационная деятельность региональных групп основывается на проектах, указах и распоряжениях Президента РФ, на подготовленных проектах постановлений, распоряжений и поручений Правительства РФ, которые в установленном порядке сначала представляются на рассмотрение и после своего одобрения вступают в силу. Выявляя факт совершения коррупционного преступления, региональные группы передают информацию в соответствующий государственный орган, уполномоченный проверить поступившие сведения и совершить в установленном законом порядке действия, направленные на противодействие коррупционным преступлениям [5].

Каждый орган государственной власти на внутриведомственном уровне имеет свое подразделение, занимающееся профилактикой преступлений коррупционной направленности. Именно они на более узком уровне внутри структуры осуществляют профилактику правонарушений, а в случаях возникновения необходимости, пресекают их. Так как данные подразделения находятся в подчинении руководителя соответствующего органа, следовательно, деятельность их в сфере противодействия коррупции значительно ограничена. В связи с чем, достаточно эффективно они могут противодействовать преступности только на низовом уровне в рамках определенного ведомства, структуры, организации. На наш взгляд необходимо предоставить подобным подразделениям определённую независимость и обеспечить их прямую взаимосвязь с правоохранительными органами, а координационную деятельность предоставить органам прокуратуры соответствующего уровня.

Прокуратура основывает свою деятельность на принципе централизации. Все нижестоящие прокуратуры подчинены вышестоящей структуре и Генеральному прокурору. Полномочия, организация деятельности, порядок внутри структуры определяется Федеральным законом «О прокуратуре». Согласно данному Федеральному закону, Генеральный прокурор и подчинённые ему прокуроры координируют деятельность правоохранительных органов, осуществляют надзорную деятельность за всеми органами государственной власти, курируют полностью деятельность органов дознания. Прокурор любого уровня, в рамках координации деятельности подведомственной ему структуры, может созвать немедленное совещание, организовать рабочую группу, потребовать отчеты, статистические сведения, всю необходимую для работы информацию.

Особое значение в области противодействия коррупционной преступности принадлежит Счетной палате, деятельность которой направлена на выявление нецелевого расходования поступивших в любой орган государственной власти бюджетных средств. Результаты проводимой Счетной палатой работы очень часто выступают основой для проведения административных и уголовных проверок. Обращения и материалы, поступившие из Счетной палаты в Генеральную прокуратуру, подлежат немедленной проверке и принятию законного решения. В этих целях Генеральным прокурором РФ издано соответствующее постановление, повышающее эффективность сотрудничества и обеспечивающая надлежащий учет всей поступившей информации.

Из проведенного исследования очевидно, что на территории Российской Федерации действует достаточное количество федеральных органов, занимающихся противодействием коррупции, и возглавляет данную систему Президент РФ, который координирует деятельность всех подотчетных структур. Основным достижением в области реализации антикоррупционной

политики в нашей стране является создание в каждом органе государственной власти специализированного подразделения, реализующего государственную политику по противодействию преступлениям коррупционной направленности во всех ее проявлениях.

В каждом отдельном регионе координационную работу по противодействию коррупции проводит специально уполномоченная комиссия, которая представляет собой постоянно действующий при высшем должностном лице координационный орган. Комиссия в своей работе тесно взаимодействует с Управлением Президента по вопросам противодействия преступлениям коррупционной направленности. Данная комиссия обладает достаточно широкими полномочиями в области противодействия коррупции: предпринимает меры по устранению причин и условий, порождающих коррупцию; на основе получаемых сведений от граждан, либо распространяемых в средствах массовой информации, выявляет факт совершения преступления, правонарушения коррупционной направленности; осуществляет надзор за соблюдением должностными лицами субъектов РФ, запретов и ограничений, установленных внутриведомственными нормативно-правовыми актами в целях предупреждения коррупции.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе Типового положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364. Определенные и необходимые условия деятельности координационной комиссии предусмотрены в данном Типовом положении: обязательное соблюдение всех запретов и ограничений при выполнение работы; в случае выявления основных детерминантов коррупционной преступности необходимо предпринять меры по их устранению, либо предупреждению; недопущение возникновения обстоятельств конфликтов интересов между государственными служащими при выполнении ими своих обязательств; проведение в государственных структурах соответствующего субъекта проверок сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера [4].

Международным нормативно-правовым актом, на основе которого иностранными государствами осуществляется совместная борьба с преступлениями коррупционной направленности, является ст. 13 Конвенции ООН против коррупции. Одним из основных принципов, заложенных в Федеральное законодательство «О противодействии коррупции», обеспечивающих эффективную борьбу с преступлениями коррупционной направленности, является сотрудничество государства и институтов гражданского общества.

Профилактические и предупредительные мероприятия в отношении преступлений коррупционной направленности осуществляют на уровне субъектов и общественные объединения, при тесном взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов. Деятельность по противодействию преступлениям коррупционной направленности в системе образования осуществляется множеством уполномоченных на то субъектов, наделенных различными компетенциями, в зависимости от специфики той или иной сферы. Специальными субъектами, осуществляющими предупреждение и профилактику правонарушений и преступлений коррупционной направленности в системе образования, являются:

- органы внутренних дел, на которые возлагаются обязанности по защите личности, общества и государства от преступных посягательств, которые предупреждают и пресекают преступные деяния, выявляют причины совершения преступлений, совокупность условий, способствовавших совершению преступления, предпринимают меры по устранению последствий совершенного деяния, проводят индивидуальную профилактическую работу с лицами, имеющими намерение совершить преступное посягательство.

В целом, органы прокуратуры вносят существенный вклад в область противодействия коррупции, осуществляя надзор за деятельностью всех органов государственной власти, за соблюдением норм законодательств министерствами и ведомствами, федеральными органами исполнительной ветви власти, органами управления, образовательными учреждениями и их руководителями. Органы прокуратуры проводят координационную деятельность в области противодействия коррупции, выступают органом, обеспечивающим взаимосвязь работы правоохранительных структур.

Федеральная служба по надзору за образованием и наукой осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за системой образования, следит за исполнением требований законодательства образовательными ведомствами и учреждениями, осуществляет надзор за индивидуальными предпринимателями, предоставляющими образовательные платные

услуги, проводит аккредитацию высших образовательных учреждений, участвует в качестве надзора в деятельности комиссии, принимающей решение по результатам контрольных (надзорных) мероприятий [6, с. 15]

Подводя итоги исследования можно прийти к следующему выводу: субъекты предупреждения коррупционной преступности в сфере образования представляют собой часть общей системы органов государственной власти и правоохранительных органов, осуществляющих слаженную совместную деятельность по противодействию коррупции, основываясь на нормах законодательства и 273 Федеральном законе «О противодействии коррупции».

Предупреждение и профилактику преступлений коррупционной направленности осуществляют как органы государственной власти, в компетенции которых входит борьба с любыми коррупционными проявлениями, так и организации, учебные образовательные учреждения, должностные лица, руководящие образовательной деятельностью, общественные объединения, проводящие массовые мероприятия, направленные на воспитание в обществе нетерпимости к преступлениям коррупционной направленности.

Литература и источники

1. Александр Ч. Коррупция в России: монография. М.: Дело и сервис (ДиС), 2017. 424 с.

2. Денисова А.Ю. Коррупция в образовании // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 2. С. 179-183.

3. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. М.: Альфа, 2018. 350 с.

4. Мельник Н.И. Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия коррупции: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Киев, 2002. 24 с.

5. Румянцева Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2020. 267 с.

6. Сухов Д.С. Криминологическая характеристика и предупреждение коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД (по материалам Восточной Сибири): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2009.

References and Sources

1. Aleksandr Ch. Korrupciya v Rossii: monografiya. M.: Delo i servis (DiS), 2017. 424 c.

2. Denisova A.Yu. Korrupciya v obrazovanii // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2018. N°

2. S. 179-183.

3. Kirpichnikov A.I. Vzyatka i korrupciya v Rossii. M.: Al'fa, 2018. 350 c.

4. Mel'nik N.I. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovye problemy protivodejstviya korrupcii: Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. Kiev, 2002. 24 s.

5. Rumyanceva E.E. Protivodejstvie korrupcii: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2020. 267 s.

6. Suhov D.S. Kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie korrupcionnyh prestuplenij, sovershaemyh sotrudnikami GIBDD (po materialam Vostochnoj Sibiri): Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii, 2009.

АХМЕДХАНОВА САМИРА ТЕЛХАТОВНА - кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (Российская правовая академия Минюста России) (cabinaken@mail.ru).

AKHMEDKHANOVA, SAMIRA T. - Ph.D. in Law, Associate Professor, North Caucasian Institute (branch) VGUYu (Russian Law Academy of the Ministry of Justice of Russia) (cabinaken@mail.ru).

УДК 343.619 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-107-115

АКИМОЧКИН В.И., ПОЗНЯК В.Д. ЭВТАНАЗИЯ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: эвтаназия, активная и пассивная эвтаназия, зарубежные страны, правовое регулирование.

Вопросы жизни и смерти, в том числе проблема эвтаназии давно являются предметом не только философского, но и правового осмысления. В современном мире вопрос эвтаназии стал подниматься все чаще, что подтверждает актуальность исследуемой проблемы. С одной стороны, государства - одно за другим - принимают законы, легализующие эвтаназию. В различных странах занимаются активной разработкой законопроектов, сопровождающейся как поддержкой, так и противодействием общества. В Российской Федерации эвтаназия запрещена, однако норма, содержащая наказание за нее, отсутствует. Лица, проводившие процедуру эвтаназии, наказываются либо по части 1 статьи 105 УК РФ (чаще всего близкие родственники или знакомые), либо по смежным составам, таким как ст. 124-125 УК РФ (медицинские работники). Авторы обосновывают вывод о необходимости легализации эвтаназии в России, однако лишь после всестороннего обсуждения соответствующего законопроекта специалистами и широкой общественностью.

AKIMOCHKIN, V.I., POZNYAK, V.D. EUTHANASIA: CRIMINAL-LEGAL ASPECT

Key words: euthanasia, active and passive euthanasia, foreign countries, legal regulation.

The issues of life and death, including the problem of euthanasia, have long been the subject of not only philosophical, but also legal reflection. In the modern world, the issue of euthanasia began to rise more and more often, which confirms the relevance of the problem under study. On the one hand, states - one after another - pass laws legalizing euthanasia. In various countries, they are actively developing bills, accompanied by both support and opposition from society. In the Russian Federation, euthanasia is prohibited, but there is no provision containing punishment for it. Persons who performed the euthanasia procedure are punished either under part 1 of article 105 of the Criminal Code of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.