Научная статья на тему 'Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя как субъекта противоправной деятельности'

Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя как субъекта противоправной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступность несовершеннолетних / подросток-делинквент / исправительное учреждение / осужденный / рецидивист / juvenile delinquency / juvenile delinquency / correctional institution / convicted / repeat offender

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Александровна Казакова

Статья посвящена выявлению типичных черт, характерных для личности подростка-делинквента, также анализируется их влияние на характер противоправной деятельности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Александровна Казакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the personality of a juvenile offender as a subject of illegal activity

The article is devoted to the identification of typical features characteristic of the personality of a delinquent teenager, and their influence on the nature of illegal activities of minors is also analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя как субъекта противоправной деятельности»

Государственная служба и кадры. 2024. № 4. С. 233 — 236. State service and personnel. 2024;(4):233 — 236.

Научная статья УДК 343.8

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-4-233-236 NIION: 2012-0061-02/24-04-202

EDN: https://elibrary.ru/RXPUFP MOSURED: 77/27-008-2024-04-402

Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя как субъекта противоправной деятельности

Татьяна Александровна Казакова

Академия ФСИН России, Рязань, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена выявлению типичных черт, характерных для личности подростка-делинквента, также анализируется их влияние на характер противоправной деятельности несовершеннолетних.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, подросток-делинквент, исправительное учреждение, осужденный, рецидивист.

Для цитирования: Казакова Т.А. Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя как субъекта противоправной деятельности // Государственная служба и кадры. 2024. № 4. С. 233—236. https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2024-4-233-236 EDN: https://elibrary.ru/RXPUFP

Original article

Features of the personality of a juvenile offender as a subject of illegal activity

Tatyana A. Kazakova

Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia [email protected]

Annotation. The article is devoted to the identification of typical features characteristic of the personality of a delinquent teenager, and their influence on the nature of illegal activities of minors is also analyzed.

Keywords: juvenile delinquency, juvenile delinquency, correctional institution, convicted, repeat offender. For citation: Kazakova T.A. Personality features of a minor offender as a subject of illegal activity / / Civil service and personnel. 2024. No. 4. P. 233—236. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-4-233-236 EDN: https://elibrary.ru/RXPUFP

Введение

На сегодняшний момент проблема преступности несовершеннолетних выходит на первый план среди наиболее серьезных социально-правовых проблем современности. Вопросы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, их исправления и, главное, предупреждения совершения новых преступлений с каждым годом становятся все более актуальными. Проблему подростковой преступности невозможно решить только лишь посредством применения к подросткам-делинквентам мер, связанных с лишением свободы. Основная задача пенитенциарной системы дать подростку-делинквенту возможность исправиться [1, с. 174], помочь не совершить повторных правонарушений. Серьезные проблемы для общества представляют те лица,

© Казакова Т.А. М., 2024.

которые совершают преступления неоднократно. Они являются экономическим бременем и растущей угрозой для общества [4, с. 414].

Основная часть

Целью данного исследования является выявление типичных особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей, склонных к рецидивизму. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие подростки-делинквенты мужского пола (в возрасте от 16 до 18 лет). Были собраны демографические, социально-экономические, культурные, образовательные, психолого-педагогические, медицинские и криминологические данные. Также подросткам-делинквентам для сбора дополнительной информации был предложен краткий опросник «Шестнадцать личностных факторов», были использованы тест Вагнера и тест незавершенных предложений, отображающий от-

№ 4/2024

ношения испытуемых в 13 областях: отношение к родителям, семье, друзьям, к собственным способностям, школе, прошлому, к закону и т.д. Последним проективным методом был тест «Нарисуй человека».

Второй этап был проведен через пять лет после исследования. Пятилетний период обычно используется в качестве критического периода для рецидива. Были проанализированы данные исследуемых, проверен факт наличия последующих судимостей. Объектами исследования второго этапа были те мужчины из предыдущей выборки, которые совершили повторные правонарушения и были осуждены повторно. Для того чтобы сделать акцент именно на осужденных-рецидивистах, мы сравнили их характеристики с теми лицами мужского пола из предыдущей выборки, которые не совершили повторных преступлений по прошествии пяти лет, чтобы акцентировать внимание на тех факторах, которые характерны именно для лиц, повторно нарушивших закон.

Мы использовали программу SPSS, чтобы проверить, являются ли различия в характеристиках двух групп (рецидивистов и не рецидивистов) значимыми. Для категориальных переменных с нормальным распределением (в W-тесте Шапиро—Уилка p » .005) использовались t-тес-ты независимых выборок. Для непрерывных переменных, которые не имели нормального распределения (в W-тесте Шапиро—Уилка p » .005), использовались непараметрические U-тесты Манна—Уитни. Категориальные переменные были исследованы с помощью анализа Хи-квадрата [3, с. 480].

Группа рецидивистов состояла из молодых преступников, как и группа не рецидивистов. Разница в возрасте соответствует теориям, ориентирующимся на специфику жизненного пути преступника. Чем раньше в жизни возникают проблемы в поведении, контакты с полицией, первые правонарушения, аресты и т.д., тем больше вероятность того, что они будут продолжаться всю жизнь и их серьезность и частота будут расти. Следует отметить, что данная категория лиц была более социально раскованной. В этой группе ответы, демонстрирующие позитивное отношение к сотрудничеству, встречались чаще, чем в группе не рецидивистов. Возможное объяснение этому заключается в том, что те преступники, которые обладают способностью применять позитивные способы коммуникации, имеют больше шансов повлиять на своих жертв и, следовательно, впоследствии также больше шансов совершить преступление.

Несовершеннолетние правонарушители из группы рецидивистов были приговорены к более длительным срокам заключения. Преступления,

совершенные этими лицами, были более серьезными. 69,6% не рецидивистов при вынесении приговора были условно осуждены по сравнению с 42,1% рецидивистов, которые были направлены в воспитательные колонии. Продолжительность тюремного заключения в группе не рецидивистов была короче.

Из этих данных следуют две траектории развития противоправного поведения. Не рецидивисты начинают свою «криминальную карьеру» значительно позже с незначительных правонарушений, приводящих к условному сроку.

Рецидивисты начинают совершать преступления раньше, и обычно они настолько серьезны, что их сразу приговаривают к тюремному заключению. По результатам опросника «Шестнадцать личностных факторов» можно сделать вывод, что рецидивисты более открыты к переменам и экспериментам, либеральны, критичны, свободомыслящи, гибки и менее следуют традициям. В тесте «Нарисуй человека» группа рецидивистов набрала значительно меньшее количество баллов в категории диспропорций, что указывает на более высокий уровень интеллекта рецидивистов. Другой отличительной переменной в тесте «Нарисуй человека» было более частое наличие маленькой головы (по сравнению с остальной частью тела) в группе рецидивистов. Этот признак указывает на низкую самооценку, особенно в области когнитивных способностей. Не рецидивисты, по-видимому, более критичны в этой области, поскольку в их рисунках значительно выше появляется этот признак самоидентификации, чем в группе рецидивистов. Преувеличенные сексуальные намеки на рисунке противоположного пола свидетельствуют о сложностях в отношениях с противоположным полом. Женщины могут рассматриваться рецидивистами, скорее, как преимущественно сексуальные объекты. Рецидивисты заявили о лучших отношениях с матерью, чем не рецидивисты. Это может быть результатом разрушенного семейного фона, когда отцы обычно либо уходят из семьи, либо ведут себя жестоко по отношению к другим членам семьи [5, с. 115]. Поскольку матери, как правило, остаются с детьми одни, таким образом, гнев и разочарование больше направлены на отцов. Это может привести к более тесным и позитивным связям с матерью. Анализ семейного прошлого рецидивистов показал, что большинство испытуемых жили в сложном социальном окружении (63,2%).

Последующий анализ, основанный на сравнении группы рецидивистов и не рецидивистов, сфокусированный на комплексных характеристиках, полученных во время тюремного заключения, показал, что по результатам выборки ре-

№ 4/2024

цидивисты социально более смелые, предприимчивые, «толстокожие», раскованные, открытые для перемен, склонны к экспериментам, либеральны, критичны, свободомыслящи, меньше придерживаются традиций и норм, менее привязаны к близким, менее консервативны, менее уважительно относятся к традиционным понятиям по сравнению с не рецидивистами. Рецидивисты также демонстрировали признаки завышенной самооценки, главным образом в области интеллектуальных способностей. Результаты показали более высокие показатели по переменным, связанным с позитивным отношением к сотрудничеству с другими у рецидивистов.

Наличие этих положительных характеристик в сочетании с более высоким уровнем интеллекта (рецидивисты набрали незначительно больше баллов в тестах на интеллект, чем не рецидивисты) позволяет им лучше контактировать с другими людьми и увеличивает их возможности при совершении правонарушений. Высокий уровень интеллекта также позволяет им давать в тесте более социально желательные ответы. Другие переменные показали, что их межличностные контакты не столь позитивны, как видно из упомянутых позитивных установок на сотрудничество.

Рецидивисты демонстрировали (в тесте «Нарисуй человека») сложности в отношениях с противоположным полом. Подростковый возраст приносит новые цели в развитии, требующие создания отношений с противоположным полом с необходимостью включения его новых черт (например, психологической, а также сексуальной близости). Справиться с этим непросто, и субкультура правонарушителей склонна прибегать к проблемным способам решения такой деликатной задачи. Быть грубым, неразборчивым в связях и даже жестоким в криминальной, подростковой среде считается признаком зрелости, такое поведение ценится. Кроме эволюционного аспекта, характеризующего межполовые отношения, существует также личностный аспект. Предыдущие исследования, проведенные на группах правонарушителей, подтверждают наличие характерных особенностей, которые осложняют нормальные межличностные отношения, — для асоциальных личностей характерны высокое доминирование и низкий уровень душевной теплоты.

Дальнейшие отличительные характерные черты среди групп рецидивистов и не рецидивистов были связаны с криминологическими данными. Рецидивисты не являлись условно осужденными в момент их ареста, когда суд приговорил их к тюремному заключению. Поэтому можно предположить, что наличие условного срока является хорошим сдерживающим фак-

тором, для того чтобы не вступать снова в конфликт с законом. Как уже говорилось, рецидивисты в нашей исследуемой группе были осуждены на более длительные сроки, чем не рецидивисты. Это являлось результатом тяжести совершенного ими преступления. Вопрос в том, как более длительное тюремное заключение влияет на формирование молодых людей и не является ли это частичной причиной их дальнейшей социальной несостоятельности. Содержание в исправительных учреждениях, а также жизнь в криминальном окружении являются одними из наиболее частых аргументов, которые подчеркиваются при перечислении недостатков и рисков тюремного заключения. Выборка в рамках исследования показала, что возраст в группе осужденных-рецидивистов был значительно моложе, чем в группе не рецидивистов. Правонарушения в молодом возрасте вместе с тяжестью и насильственным характером совершенных преступлений указывают на признаки патологии, обычно присутствующие в личности рецидивистов. Рецидивисты совершили больше тяжких, жестоких преступлений, чем осужденные в группе не рецидивистов. Неоспорим тот факт, что, будучи жестоким, преступник увеличивает вероятность совершения правонарушений в будущем. Насилие, жестокость, сопровождающиеся оскорблением, представляют серьезную угрозу здоровью и даже жизни жертвы.

Заключение

Таким образом, из 58 осужденных подростков, исследуемых нами пять лет назад, 19 бывших осужденных вновь совершили преступление и находятся в исправительных учреждениях, в то время как у 23 других не было судимости даже по прошествии пяти лет после освобождения из колонии. На основании сравнения этих двух групп и статистически значимых различий были выявлены типичные черты, характеризующие именно лиц, склонных к рецидиву.

Бывшие несовершеннолетние правонарушители, которые, как правило, продолжают совершать противоправные деяния, социализированы и коммуникабельны. В межличностных контактах они проявляют смелость, склонны к экспериментам, либеральны, имеют хорошую интуицию и завышенную самооценку, но эмоционально зависимы. Их негативный опыт в прошлом не дает им возможности построить позитивные взаимоотношения с противоположным полом. Свою противоправную деятельность они начали достаточно рано. При совершении преступлений они склонны к агрессии и насилию. Тюремное заключение является результатом их первого (максимум второго) криминального опыта, и этого недостаточ-

№ 4/2024

но для предупреждения совершения повторного правонарушения.

Список источников

1. Казакова ТА. Реинтеграция несовершеннолетних осужденных как одна из форм противодействия подростковой преступности // Борьба с преступностью: теория и практика: Сб. матер. Х Междунар. науч.-практ. конф. Могилев: Могилев. ин-т МВД РБ, 2022. С. 174—177.

2. Казакова ТА. Профилактика противоправного поведения подростков-делинквентов // Законность и правопорядок в жизни общества: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2022. С. 38—43.

3. Казакова ТА. Реинтеграция несовершеннолетних правонарушителей как одно из условий их социализации // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11, № 12A. С. 165—171.

4. Hanson R.K. & Wallace-Carprett A.S. Predictors of criminal recidivism among male batt erers// Psychology, Crime & Law, 2009. Р. 413—427.

5. Mulder E., Brand E., Bullens R & van Marie H. (2011). Risk factors for overall recidivism and severity of recidivism in serious juvenile off enders //

International Journal of Off ender Therapy and Comparative Criminology. P. 113—118.

References

1. Kazakova TA. Reintegration of juvenile convicts as one of the forms of countering juvenile delinquency // Fighting crime: theory and practice : collection of materials. X International Scientific and Practical Conference. Mogilev: Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 2022. P. 174—177.

2. Kazakova TA. Prevention of illegal behavior of delinquent adolescents // Legality and law and order in the life of society : collection of materials. All-Russian Scientific and Practical Conference. Vologda: VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022. P. 38—43.

3. Kazakova T.A. Reintegration of juvenile offenders as one of the conditions for their socialization // Issues of Russian and international law. 2021. Vol. 11, No. 12A. P. 165—171.

4. Hanson R.K. & Wallace-Carprett A.S. Predictors of criminal recidivism among male batt erers// Psychology, Crime & Law, 2009. P. 413—427.

5. Mulder E., Brand E., Bullens R., & van Marie H. (2011). Risk factors for overall recidivism and severity of recidivism in serious juvenile off enders // International Journal of Off ender Therapy and Comparative Criminology. P. 113—118.

Информация об авторе

Казакова Т.А. — доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков Академии ФСИН России

Статья поступила в редакцию 10.1 1.2024; одобрена после рецензирования 13.1 1.2024; принята к публикации 15.11.2024.

Information about the author

Kazakova T.A. — PhD in Pedagogy, Docent, Associate Professor of the Russian and Foreign Languages Department, Academy of the Federal Penal Service of Russia

The article was submitted 10.11.2024; approved after reviewing 13.11.2024; accepted for publication 15.11.2024.

№ 4/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.