Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 230 — 233.
State service and personnel. 2024;(1):230 — 233.
Научная статья УДК 343.8
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-230-233 NIION: 2012-0061-01/24-044
EDN: https://elibrary.ru/TDARRK MOSURED: 77/27-008-2024-01-244
Применение воспитательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей в правовой системе ФРГ
Татьяна Александровна Казакова
Академия ФСИН России, Рязань,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на примере ювенального правосудия Германии проанализирован опыт применения к подросткам-делинквентам воспитательных мер в целях их исправления и социальной реинтеграции.
Ключевые слова: подросток-делинквент, воспитательные меры, ювенальное правосудие, законопослушное поведение, несовершеннолетний правонарушитель, ресоциализация, тьютор.
Для цитирования: Казакова Т.А. Применение воспитательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей в правовой системе ФРГ // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 230—233. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-1-230-233 EDN: https://elibrary.ru/TDARRK
Original article
The use of educational measures against juvenile offenders in the German legal system
Tatyana A. Kazakova
Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. Using the example of juvenile justice in Germany, the article analyzes the experience of applying educational measures to delinquent adolescents in order to correct them and social reintegration.
Keywords: delinquent teenager, educational measures, juvenile justice, law-abiding behavior, juvenile delinquent, resocialization, tutor.
For citation: Kazakova T.A. The use of educational measures against juvenile offenders in the German legal system // State service and personnel. 2024; (1): 230—233. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-230-233.
EDN: https://elibrary.ru/TDARRK
Введение
Уголовное право играет жизненно важную роль в обеспечении безопасности и справедливости в обществе. Однако, когда речь идет о несовершеннолетних правонарушителях, возникают конкретные вопросы. Как с ними обращаются? Какие последствия грозят им?
В ювенальном уголовном праве применяются различные санкции, адаптированные к особым потребностям и уровням развития подростков-делинквентов. Общие санкции включают образовательные меры, такие, как инструкции, воспи-
© Казакова Т.А. М., 2024.
тательные меры и наказание несовершеннолетних. Они направлены на привлечение молодежи к ответственности, а также на обучение и содействие их ресоциализации.
Важно отметить, что ювенальное уголовное право не везде применяется одинаково, и правовые системы отдельных стран имеют значительные различия. Ювенальное уголовное право Германии преследует в основном воспитательные цели и направлено на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей. Оно является важной составной частью системы уголовного права ФРГ и характеризуется своими образовательными и воспитательными подходами и на-
№ 1/2024
правленностью на ресоциализацию, а также учитывает особые потребности и уровни развития несовершеннолетних правонарушителей и направлено, как уже подчеркивалось ранее, прежде всего, на успешную социальную реинтеграцию под-ростка-делинквента в общество [4].
Основная часть
Уголовное законодательство ФРГ при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних огромное внимание уделяет мерам, альтернативным лишению свободы. Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz, далее — JGG) является основным источником ювенального уголовного права Германии и представляет собой комплексный законодательный акт, содержащий нормы уголовного, уголовно-процессуального права и в определенной степени уголовно-исполнительного права.
Основная цель данного Закона — перевоспитание молодого правонарушителя и предупреждение совершения им новых противоправных деяний (§ 2 JGG). Исходными принципами применения Закона являются соразмерность правового воздействия совершенному противоправному деянию и таргетность, т.е. нацеленность на конкретную возрастную группу, обладающую определенными свойствами девиантного поведения, такими, как устойчивое упорство в совершении антиобщественных поступков и некритичное восприятие своего поведения.
Для решения поставленной цели Закон предоставляет следующие виды формальных правовых последствий проступка (преступления): меры воспитательного характера (§ 9—12 JGG), принудительные меры (§ 13—16А JGG) и уголовное наказание, предусмотренное законодательством для несовершеннолетних преступников (§ 17, 18 JGG) [1, с. 17].
Поскольку основная цель ювенального правосудия Германии — способствовать воспитанию и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, акцент делается именно на воспитание. Ювенальным судьей к подросткам-делинк-вентам могут применяться следующие меры:
1) воспитательные меры;
2) принудительные средства;
3) меры исправления и безопасности;
4) мера наказания в виде лишения свободы.
Воспитательные меры (Erziehungsmassregeln)
подразделяются на указания (Weisungen), адресованные преступнику, применение которых регламентирует § 10 Закона «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних», и предписания оказать помощь в воспитании (Hilfe zur Erziehung) в соответствии с § 12 данного Закона.
Предписания, оказываемые помощь в воспитании, сопровождаются назначением лица, которое будет опекать воспитуемого, или учреждение, где несовершеннолетние находятся круглосуточно и ему будет обеспечены забота и уход.
К указаниям относятся обязанности соблюдать предписание о месте пребывания, жить в семье или социальном учреждении, заниматься учебой или работой, выполнить определенную работу, находиться под руководством и наблюдением определенного лица, принимать участие в курсе социального тренинга, примириться с потерпевшим, не поддерживать отношений с определенными людьми или не посещать места развлечений, принимать участие в изучении правил дорожного движения [3, с. 231].
Указания — это обязанности и запреты, которые регулируют образ жизни подростка и вследствие этого содействуют воспитанию и гарантируют его. Законом «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних» в § 10 абз. 1 определены виды указаний, предполагающих выполнение определенных обязанностей. Данный перечень является открытым. Таковыми являются, например, обязанность соблюдать указания о месте пребывания, жить в семье или в социальном учреждении, поступить на учебу или на работу, не поддерживать отношения с определенными людьми или не посещать места развлечений и др.
Указания применяются в воспитательных целях для исправления и предотвращения совершения подростками новых похожих преступлений посредством устранения причин совершения преступлений и положительного влияния на их образ жизни. Поэтому данные указания отличаются от обязанностей, налагаемых в рамках принудительных средств в соответствии с § 15 Закона «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних», поскольку не предусматривают кары за преступление. В силу этого недопустимы указания чисто репрессивного содержания. Указания не должны посягать на чувство личного достоинства несовершеннолетнего. Указания должны быть целесообразными и допустимыми, т.е. соответствовать возрасту и развитию несовершеннолетнего преступника.
В немецком законодательстве понятие воспитательных мер определяется в § 91, абз. 1 SGB VIII. Согласно этому положению воспитательные меры — это меры, которые служат для поощрения развития подростка и защиты его от опасностей, угрожающих его благополучию. Эти меры предназначены для повышения воспитательной способности родителей или опекунов и обеспечения положительного развития подростка. Воспитательные меры включают консультирование,
№ 1/2024
терапию, учебные программы и повседневное образовательное сопровождение, среди прочего. К этому следует добавить групповую работу, занятия для родителей и помощь в отдельных случаях. В отдельных случаях также может быть предписано домашнее воспитание.
Все эти меры призваны помочь обеспечить позитивное развитие личности и способствовать развитию социального поведения и навыков ребенка или подростка. Цели воспитательных мер разнообразны и всегда ориентированы на благополучие подростка-делинквента. По сути, цель состоит в том, чтобы оказывать положительное влияние и способствовать развитию подростка. Применение воспитательных мер в повседневной жизни определяется различными факторами. Здесь решающую роль играют как законодательные требования, так и индивидуальные аспекты, такие, как личные потребности, способности и обстоятельства ребенка или подростка.
Особенно важно при применении воспитательных мер, чтобы они были адаптированы к конкретному случаю и чтобы благополучие подростка ставилось на первое место. В уголовном праве воспитательные меры служат для того, чтобы помочь несовершеннолетним правонарушителям изменить свое поведение и снова стать законопослушными гражданами. Они являются частью уголовного законодательства для несовершеннолетних и предназначены для того, чтобы помочь молодым людям осознать последствия своего поведения и научиться брать на себя ответственность за свои действия в будущем.
В уголовном праве несовершеннолетних воспитательные меры играют центральную роль. Они являются неотъемлемой частью этой правовой системы и призваны помочь воспитывать подростков-делинквентов и защищать их от повторных преступлений. В контексте уголовного права несовершеннолетних каждый полагается на воспитательное влияние и помощь, чтобы пресечь их преступную деятельность и мотивировать законопослушное поведение.
Наказание несовершеннолетних включает множество воспитательных мер, таких, как: консультирование и наставничество; терапевтические меры; курсы социального обучения. Важно понимать разницу между воспитательными мерами и наказанием несовершеннолетних. Приговор несовершеннолетним выносит судья в рамках уголовного дела. Это репрессивная мера, которая применяется в ответ на конкретно совершенное преступление. Воспитательные меры носят превентивный характер и направлены на предотвращение преступного поведения в будущем.
Воспитательные меры, назначаемые подрост-ку-делинквенту в рамках уголовного законода-
тельства, — это образовательные меры, направленные на содействие развитию личности подростка и содействие его реинтеграции в общество. Применение воспитательных мер в ювенальном уголовном праве показывает, что целью является не только наказание, но, прежде всего, воспитание. Это отражает идею о том, что подростки по-прежнему податливы и на них, их поведение можно оказать положительное воздействие посредством применения к ним соответствующих воспитательных мер1.
Воспитательные меры — образовательная стратегия, направленная на достижение долгосрочной цели самозанятости и ответственности подростка, они связаны с контролем, воспитанием, направленным на участие подростка в общественной жизни и принятие ответственности за свое поведение. Согласно § 10 JGG воспитательные меры — это заповеди и запреты, которые регулируют образ жизни несовершеннолетнего и тем самым направлены на его поощрение и обеспечение его воспитания.
Выбор конкретной воспитательной меры зависит от индивидуальной ситуации несовершеннолетнего, тяжести преступления и ожидаемого воспитательного эффекта. При применении воспитательных мер применяются различные принципы, направленные на защиту интересов подростка и обеспечение того, чтобы эти меры имели образовательную ценность. К ним, в частности, относятся: принцип соразмерности: воспитательные меры должны соответствовать, быть необходимыми и адекватными поставленной цели воспитания; принцип индивидуализации: меры должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и конкретным жизненным обстоятельствам подростка; принцип растущей ответственности (воспитательные меры призваны дать молодежи возможность формировать свою жизнь все более самостоятельной и в социально приемлемых рамках); принцип вовлечения всех субъектов воспитательного воздействия: родители (или законные представители), учителя, социальные работники, тьюторы, ювенальные судьи и др. Еще раз следует подчеркнуть, что воспитательные меры не представляют собой наказания в общепринятом смысле, а предназначены исключительно для воспитания подростка.
Судья может, в частности, наложить на несовершеннолетнего обязанность устроиться на учебу или работу; пройти курс лечения от алкоголизма или наркомании; пройти курс социального обучения; воздерживаться от общения с опре-
1 Воспитательные меры в уголовном праве ФРГ / / URL: https:/ /www.studysmarter.de/erziehungsmassregeln/ (Дата обращения: 10.02.2024)
№ 1/2024
деленными людьми или посещения развлекательных заведений; проживать в семье; не покидать определенного судом места жительства; выполнять трудовые обязанности; находиться под опекой тьютора; и это далеко не полный перечень.
Заключение
Таким образом, мы можем констатировать, что в ФРГ, в соответствии с ювенальным законодательством, система уголовно-правового воздействия на подростков-делинквентов ориентирована, прежде всего, на воспитательные меры, которые являются наиболее приоритетными по сравнению с принудительными средствами и наказанием, в то время как остальные средства применяются только в том случае, когда воспитательные меры не принесли должного результата.
Следует подчеркнуть, что не существует универсальной модели предупреждения подростковой преступности, однако ювенальное правосудие всегда необходимо адаптировать к социальным и культурным условиям общества, чтобы обеспечить наилучшую защиту и образование несовершеннолетних правонарушителей.
Список источников
1. Воробьев ЮЛ. Национальные особенности применения ареста в отношении несовершеннолетних правонарушителей в Германии // Человек: преступление и наказание. 2018. № 1. С. 16—21.
2. Казакова ТЛ Педагогический потенциал принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к подросткам-делинквентам // Психология и педагогика служебной деятельности.
2022. № 1. С. 122—125.
3. Савина ТЛ Сравнительная характеристика принудительных мер воспитательного воздействия по уголовному закону России и Германии // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1 (23). С. 231—235.
4. Ювенальное право Германии // URL: https:// www.das-j ugendstrafrecht-in-deutschland //(Дата обращения: 10.02.2024)
References
1. Vorobyov YuA. National peculiarities of the application of arrest in relation to juvenile offenders in Germany // Man: crime and punishment. 2018. № 1. Pp. 16—21.
2. Kazakova T.A. Pedagogical potential of compulsory educational measures applied to delinquent adolescents // Psychology and pedagogy of service activities. 2022. № 1. Pp. 122—125.
3. Savina TA. Comparative characteristics of compulsory educational measures under the criminal law of Russia and Germany // Vector of Science TSU. 2013. № 1 (23). Pp. 231—235.
4. German Juvenile Law // URL: https:// / das-j ugendstrafrecht-in-deutschland/ (Accessed:
10.01.2024)
Информация об авторе
Казакова Т.А. — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского и иностранных языков
Статья поступила в редакцию 16.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.
Information about the author
Kazakova T.A. — candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of Russian and foreign languages
The article was submitted 16.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.
№ 1/2024