Научная статья на тему 'Применение воспитательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей в правовой системе ФРГ '

Применение воспитательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей в правовой системе ФРГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
подросток-делинквент / воспитательные меры / ювенальное правосудие / законопослушное поведение / несовершеннолетний правонарушитель / ресоциализация / тьютор / delinquent teenager / educational measures / juvenile justice / law-abiding behavior / juvenile delinquent / resocialization / tutor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Александровна Казакова

В статье на примере ювенального правосудия Германии проанализирован опыт применения к подросткам-делинквентам воспитательных мер в целях их исправления и социальной реинтеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьяна Александровна Казакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of educational measures against juvenile offenders in the German legal system

Using the example of juvenile justice in Germany, the article analyzes the experience of applying educational measures to delinquent adolescents in order to correct them and social reintegration.

Текст научной работы на тему «Применение воспитательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей в правовой системе ФРГ »

Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 230 — 233.

State service and personnel. 2024;(1):230 — 233.

Научная статья УДК 343.8

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-230-233 NIION: 2012-0061-01/24-044

EDN: https://elibrary.ru/TDARRK MOSURED: 77/27-008-2024-01-244

Применение воспитательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей в правовой системе ФРГ

Татьяна Александровна Казакова

Академия ФСИН России, Рязань,

Россия, [email protected]

Аннотация. В статье на примере ювенального правосудия Германии проанализирован опыт применения к подросткам-делинквентам воспитательных мер в целях их исправления и социальной реинтеграции.

Ключевые слова: подросток-делинквент, воспитательные меры, ювенальное правосудие, законопослушное поведение, несовершеннолетний правонарушитель, ресоциализация, тьютор.

Для цитирования: Казакова Т.А. Применение воспитательных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей в правовой системе ФРГ // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 230—233. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-1-230-233 EDN: https://elibrary.ru/TDARRK

Original article

The use of educational measures against juvenile offenders in the German legal system

Tatyana A. Kazakova

Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]

Abstract. Using the example of juvenile justice in Germany, the article analyzes the experience of applying educational measures to delinquent adolescents in order to correct them and social reintegration.

Keywords: delinquent teenager, educational measures, juvenile justice, law-abiding behavior, juvenile delinquent, resocialization, tutor.

For citation: Kazakova T.A. The use of educational measures against juvenile offenders in the German legal system // State service and personnel. 2024; (1): 230—233. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-230-233.

EDN: https://elibrary.ru/TDARRK

Введение

Уголовное право играет жизненно важную роль в обеспечении безопасности и справедливости в обществе. Однако, когда речь идет о несовершеннолетних правонарушителях, возникают конкретные вопросы. Как с ними обращаются? Какие последствия грозят им?

В ювенальном уголовном праве применяются различные санкции, адаптированные к особым потребностям и уровням развития подростков-делинквентов. Общие санкции включают образовательные меры, такие, как инструкции, воспи-

© Казакова Т.А. М., 2024.

тательные меры и наказание несовершеннолетних. Они направлены на привлечение молодежи к ответственности, а также на обучение и содействие их ресоциализации.

Важно отметить, что ювенальное уголовное право не везде применяется одинаково, и правовые системы отдельных стран имеют значительные различия. Ювенальное уголовное право Германии преследует в основном воспитательные цели и направлено на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей. Оно является важной составной частью системы уголовного права ФРГ и характеризуется своими образовательными и воспитательными подходами и на-

№ 1/2024

правленностью на ресоциализацию, а также учитывает особые потребности и уровни развития несовершеннолетних правонарушителей и направлено, как уже подчеркивалось ранее, прежде всего, на успешную социальную реинтеграцию под-ростка-делинквента в общество [4].

Основная часть

Уголовное законодательство ФРГ при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних огромное внимание уделяет мерам, альтернативным лишению свободы. Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz, далее — JGG) является основным источником ювенального уголовного права Германии и представляет собой комплексный законодательный акт, содержащий нормы уголовного, уголовно-процессуального права и в определенной степени уголовно-исполнительного права.

Основная цель данного Закона — перевоспитание молодого правонарушителя и предупреждение совершения им новых противоправных деяний (§ 2 JGG). Исходными принципами применения Закона являются соразмерность правового воздействия совершенному противоправному деянию и таргетность, т.е. нацеленность на конкретную возрастную группу, обладающую определенными свойствами девиантного поведения, такими, как устойчивое упорство в совершении антиобщественных поступков и некритичное восприятие своего поведения.

Для решения поставленной цели Закон предоставляет следующие виды формальных правовых последствий проступка (преступления): меры воспитательного характера (§ 9—12 JGG), принудительные меры (§ 13—16А JGG) и уголовное наказание, предусмотренное законодательством для несовершеннолетних преступников (§ 17, 18 JGG) [1, с. 17].

Поскольку основная цель ювенального правосудия Германии — способствовать воспитанию и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, акцент делается именно на воспитание. Ювенальным судьей к подросткам-делинк-вентам могут применяться следующие меры:

1) воспитательные меры;

2) принудительные средства;

3) меры исправления и безопасности;

4) мера наказания в виде лишения свободы.

Воспитательные меры (Erziehungsmassregeln)

подразделяются на указания (Weisungen), адресованные преступнику, применение которых регламентирует § 10 Закона «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних», и предписания оказать помощь в воспитании (Hilfe zur Erziehung) в соответствии с § 12 данного Закона.

Предписания, оказываемые помощь в воспитании, сопровождаются назначением лица, которое будет опекать воспитуемого, или учреждение, где несовершеннолетние находятся круглосуточно и ему будет обеспечены забота и уход.

К указаниям относятся обязанности соблюдать предписание о месте пребывания, жить в семье или социальном учреждении, заниматься учебой или работой, выполнить определенную работу, находиться под руководством и наблюдением определенного лица, принимать участие в курсе социального тренинга, примириться с потерпевшим, не поддерживать отношений с определенными людьми или не посещать места развлечений, принимать участие в изучении правил дорожного движения [3, с. 231].

Указания — это обязанности и запреты, которые регулируют образ жизни подростка и вследствие этого содействуют воспитанию и гарантируют его. Законом «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних» в § 10 абз. 1 определены виды указаний, предполагающих выполнение определенных обязанностей. Данный перечень является открытым. Таковыми являются, например, обязанность соблюдать указания о месте пребывания, жить в семье или в социальном учреждении, поступить на учебу или на работу, не поддерживать отношения с определенными людьми или не посещать места развлечений и др.

Указания применяются в воспитательных целях для исправления и предотвращения совершения подростками новых похожих преступлений посредством устранения причин совершения преступлений и положительного влияния на их образ жизни. Поэтому данные указания отличаются от обязанностей, налагаемых в рамках принудительных средств в соответствии с § 15 Закона «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних», поскольку не предусматривают кары за преступление. В силу этого недопустимы указания чисто репрессивного содержания. Указания не должны посягать на чувство личного достоинства несовершеннолетнего. Указания должны быть целесообразными и допустимыми, т.е. соответствовать возрасту и развитию несовершеннолетнего преступника.

В немецком законодательстве понятие воспитательных мер определяется в § 91, абз. 1 SGB VIII. Согласно этому положению воспитательные меры — это меры, которые служат для поощрения развития подростка и защиты его от опасностей, угрожающих его благополучию. Эти меры предназначены для повышения воспитательной способности родителей или опекунов и обеспечения положительного развития подростка. Воспитательные меры включают консультирование,

№ 1/2024

терапию, учебные программы и повседневное образовательное сопровождение, среди прочего. К этому следует добавить групповую работу, занятия для родителей и помощь в отдельных случаях. В отдельных случаях также может быть предписано домашнее воспитание.

Все эти меры призваны помочь обеспечить позитивное развитие личности и способствовать развитию социального поведения и навыков ребенка или подростка. Цели воспитательных мер разнообразны и всегда ориентированы на благополучие подростка-делинквента. По сути, цель состоит в том, чтобы оказывать положительное влияние и способствовать развитию подростка. Применение воспитательных мер в повседневной жизни определяется различными факторами. Здесь решающую роль играют как законодательные требования, так и индивидуальные аспекты, такие, как личные потребности, способности и обстоятельства ребенка или подростка.

Особенно важно при применении воспитательных мер, чтобы они были адаптированы к конкретному случаю и чтобы благополучие подростка ставилось на первое место. В уголовном праве воспитательные меры служат для того, чтобы помочь несовершеннолетним правонарушителям изменить свое поведение и снова стать законопослушными гражданами. Они являются частью уголовного законодательства для несовершеннолетних и предназначены для того, чтобы помочь молодым людям осознать последствия своего поведения и научиться брать на себя ответственность за свои действия в будущем.

В уголовном праве несовершеннолетних воспитательные меры играют центральную роль. Они являются неотъемлемой частью этой правовой системы и призваны помочь воспитывать подростков-делинквентов и защищать их от повторных преступлений. В контексте уголовного права несовершеннолетних каждый полагается на воспитательное влияние и помощь, чтобы пресечь их преступную деятельность и мотивировать законопослушное поведение.

Наказание несовершеннолетних включает множество воспитательных мер, таких, как: консультирование и наставничество; терапевтические меры; курсы социального обучения. Важно понимать разницу между воспитательными мерами и наказанием несовершеннолетних. Приговор несовершеннолетним выносит судья в рамках уголовного дела. Это репрессивная мера, которая применяется в ответ на конкретно совершенное преступление. Воспитательные меры носят превентивный характер и направлены на предотвращение преступного поведения в будущем.

Воспитательные меры, назначаемые подрост-ку-делинквенту в рамках уголовного законода-

тельства, — это образовательные меры, направленные на содействие развитию личности подростка и содействие его реинтеграции в общество. Применение воспитательных мер в ювенальном уголовном праве показывает, что целью является не только наказание, но, прежде всего, воспитание. Это отражает идею о том, что подростки по-прежнему податливы и на них, их поведение можно оказать положительное воздействие посредством применения к ним соответствующих воспитательных мер1.

Воспитательные меры — образовательная стратегия, направленная на достижение долгосрочной цели самозанятости и ответственности подростка, они связаны с контролем, воспитанием, направленным на участие подростка в общественной жизни и принятие ответственности за свое поведение. Согласно § 10 JGG воспитательные меры — это заповеди и запреты, которые регулируют образ жизни несовершеннолетнего и тем самым направлены на его поощрение и обеспечение его воспитания.

Выбор конкретной воспитательной меры зависит от индивидуальной ситуации несовершеннолетнего, тяжести преступления и ожидаемого воспитательного эффекта. При применении воспитательных мер применяются различные принципы, направленные на защиту интересов подростка и обеспечение того, чтобы эти меры имели образовательную ценность. К ним, в частности, относятся: принцип соразмерности: воспитательные меры должны соответствовать, быть необходимыми и адекватными поставленной цели воспитания; принцип индивидуализации: меры должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и конкретным жизненным обстоятельствам подростка; принцип растущей ответственности (воспитательные меры призваны дать молодежи возможность формировать свою жизнь все более самостоятельной и в социально приемлемых рамках); принцип вовлечения всех субъектов воспитательного воздействия: родители (или законные представители), учителя, социальные работники, тьюторы, ювенальные судьи и др. Еще раз следует подчеркнуть, что воспитательные меры не представляют собой наказания в общепринятом смысле, а предназначены исключительно для воспитания подростка.

Судья может, в частности, наложить на несовершеннолетнего обязанность устроиться на учебу или работу; пройти курс лечения от алкоголизма или наркомании; пройти курс социального обучения; воздерживаться от общения с опре-

1 Воспитательные меры в уголовном праве ФРГ / / URL: https:/ /www.studysmarter.de/erziehungsmassregeln/ (Дата обращения: 10.02.2024)

№ 1/2024

деленными людьми или посещения развлекательных заведений; проживать в семье; не покидать определенного судом места жительства; выполнять трудовые обязанности; находиться под опекой тьютора; и это далеко не полный перечень.

Заключение

Таким образом, мы можем констатировать, что в ФРГ, в соответствии с ювенальным законодательством, система уголовно-правового воздействия на подростков-делинквентов ориентирована, прежде всего, на воспитательные меры, которые являются наиболее приоритетными по сравнению с принудительными средствами и наказанием, в то время как остальные средства применяются только в том случае, когда воспитательные меры не принесли должного результата.

Следует подчеркнуть, что не существует универсальной модели предупреждения подростковой преступности, однако ювенальное правосудие всегда необходимо адаптировать к социальным и культурным условиям общества, чтобы обеспечить наилучшую защиту и образование несовершеннолетних правонарушителей.

Список источников

1. Воробьев ЮЛ. Национальные особенности применения ареста в отношении несовершеннолетних правонарушителей в Германии // Человек: преступление и наказание. 2018. № 1. С. 16—21.

2. Казакова ТЛ Педагогический потенциал принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к подросткам-делинквентам // Психология и педагогика служебной деятельности.

2022. № 1. С. 122—125.

3. Савина ТЛ Сравнительная характеристика принудительных мер воспитательного воздействия по уголовному закону России и Германии // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1 (23). С. 231—235.

4. Ювенальное право Германии // URL: https:// www.das-j ugendstrafrecht-in-deutschland //(Дата обращения: 10.02.2024)

References

1. Vorobyov YuA. National peculiarities of the application of arrest in relation to juvenile offenders in Germany // Man: crime and punishment. 2018. № 1. Pp. 16—21.

2. Kazakova T.A. Pedagogical potential of compulsory educational measures applied to delinquent adolescents // Psychology and pedagogy of service activities. 2022. № 1. Pp. 122—125.

3. Savina TA. Comparative characteristics of compulsory educational measures under the criminal law of Russia and Germany // Vector of Science TSU. 2013. № 1 (23). Pp. 231—235.

4. German Juvenile Law // URL: https:// / das-j ugendstrafrecht-in-deutschland/ (Accessed:

10.01.2024)

Информация об авторе

Казакова Т.А. — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского и иностранных языков

Статья поступила в редакцию 16.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the author

Kazakova T.A. — candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of Russian and foreign languages

The article was submitted 16.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

№ 1/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.