Научная статья УДК 37.01; ВВК 74.0
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-111-113 NIION: 2018-0077-2/22-145 MOSURED: 77/27-024-2022-02-344
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования
Психолого-педагогическое сопровождение подростков-делинквентов
Татьяна Александровна Казакова
Академия ФСИН России, Рязань, Россия, [email protected]
Аннотация. В настоящее время вопросы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, их исправление, реинтеграция становятся все более актуальными. Каждое государство по своему реагирует на правонарушения подростков-делинквентов. В статье представлены результаты аналитического исследования особенностей психолого-педагогического сопровождения подростков-правонапрушителей во Франции. Особое внимание уделяется системе мер психолого-педагогического сопровождения, используемых в борьбе с ювенальной преступностью. Результаты исследования могут быть полезны специалистам, занимающимся данной проблематикой.
Ключевые слова: наказание, подростки-делинквенты, ювенальный суд, психолого-педагогическое сопровождение, судебный психолог, воспитательная служба, педагог-воспитатель, несовершеннолетние правонарушители
Для цитирования: Казакова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков-делинквентов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 111-113. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-111-113.
Original article
Psychological and pedagogical support of juvenile delinquents
Tatyana A. Kazakova
Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. Now the issues of bringing minors to criminal responsibility, their correction, reintegration are becoming more and more urgent. Each State reacts in its own way to the offenses of delinquent adolescents. The article presents the results of an analytical study of the peculiarities of psychological and pedagogical support of adolescents who are law-abusers in France. Special attention is paid to the system of psychological and pedagogical support measures used in the fight against juvenile delinquency. The results of the study may be useful to specialists dealing with this problem.
Keywords: punishment, delinquent adolescents, juvenile court, psychological and pedagogical support, forensic psychologist, educational service, educator, juvenile delinquents
For citation: Kazakova T. A. Psychological and pedagogical support of juvenile delinquents // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):111-113. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-111-113.
Введение. В настоящее время перед мировым сообществом стоит глобальная задача - предупреждение подростковой преступности и минимизация применения наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним, посредством вариативности
© Казакова Т. А., 2022
назначенных судом наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества. В России ведется работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, которая,
№ 2 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
как предполагается, должна быть представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением, воспитанием и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних. В настоящее время в российских регионах в порядке эксперимента отрабатывается внедрение элементов воспитательной службы при судах с учетом опыта зарубежных стран, в частности Франции, как страны с наиболее развитой ювенальной юстицией.
Основная часть. В законодательстве Франции прослеживается принцип, в основе которого лежит воспитание несовершеннолетнего правонарушителя, при применении к нему специфических коррекцион-ных мер воздействия. К большинству юных правонарушителей здесь применяют методы наказания, отличные от криминального преследования. Французы считают, что у них не так много детей, чтобы сажать их в тюрьмы. Поэтому в стране работает только одна детская исправительная колония закрытого типа, рассчитанная на 500 мест [2, с. 50].
Закон (Ордонанс) от 2 февраля 1945 г. № 45174 «О правонарушениях несовершеннолетних» устанавливает, что воспитание подростка-правонарушителя важнее, чем уголовные санкции, и признает право малолетних правонарушителей на воспитание. В соответствии с этим Законом задачами ювенальной юстиции во Франции являются: восстановление социальных связей молодых людей; борьба против детской преступности; эффективная защита молодежи, находящейся в группе риска; социальное сопровождение молодежи и несовершеннолетних для улучшения ресоциализации. Воспитание под наблюдением исправительных административных служб с тех пор является особым направлением деятельности министерства юстиции Франции, задача которого заключается в закреплении приоритета воспитания несовершеннолетних перед их наказанием. Ведь главное - достучаться до ребенка, совершившего проступок, чтобы он осознал свою вину и не повторял содеянное. Достижение такого результата возможно в том случае, если подросток, имеющий проблемы с законом, не брошен на произвол судьбы. Такими детьми во Франции занимаются сотрудники Управления судебной защиты молодежи Франции, которые осуществляют социально-педагогическое сопровождение данной категории несовершеннолетних, в частности, занимаются вопросами образования, социальной, школьной и професси-
ональной интеграции в интересах подростков [5]. Штатные судебные психологи по делам молодежи (PJJ) осуществляют сопровождение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию или совершивших правонарушение; участвуют в допросах на стадии предварительного расследования; работают с несовершеннолетними, их семьями; изучают их психическое состояние, их социальное окружение; анализирует причины совершения правонарушений; осуществляют всестороннее изучение личности подростков, готовят рекомендации о необходимости прохождения курса лечения, реабилитации, рекомендации по коррекции личности подростка и оптимизации его межличностных отношений; оценивают опасность пребывания ребенка в его семье, готовят заключение о необходимости помещения подростка в социальный приют или приемную семью [3, с. 245]. Благодаря этой работе психолог разрабатывает и внедряет образовательные проекты по сопровождению подростка и его семьи, составляет долгосрочный перспективный план и адаптирует свой проект с учетом полученных результатов.
При Министерстве юстиции Франции создана специальная воспитательная служба. Следуя дословному переводу, специалисты данной структуры называются воспитателями «судебной защиты молодежи» (Educateurs de la Protection Judiciaire de Jeunesse) в системе ювенальной юстиции. Задачи данной службы: восстановление социальных связей подростков; борьба против детской преступности; эффективная защита несовершеннолетних, находящихся в группе риска; их социальное сопровождение для успешной ресоциализации. Персонал воспитательной службы системы ювенальной юстиции во Франции состоит из воспитателей, психологов, мастеров производственного обучения, помогающих молодым людям определиться с выбором профессии, технических работников. Таким образом, можно констатировать, что данная воспитательная служба во Франции - это психолого-педагогическая структура [4, с. 112]. Воспитатели именно этой службы изучают проблемы несовершеннолетнего, осуществляют работу по определению воспитательных ориентиров и предлагают меры альтернативные лишению свободы. Педагогическое сопровождение предоставляется только в том случае, если подросток впервые попал в поле зрение ювенального правосудия. До принятия окончательного решения судье важно определить, будут ли эффективны воспитательные меры. Когда ювенальный судья принимает решение о предварительном заключении, воспитательная служба обычно предлагает альтернативные меры, которые включают не только помещение подростка в воспитательное учреждение, но там, где это возможно, сохранение его связи с се-
112
PEDAGOGICAL SCIENCES
мьей [6]. Следовательно, приоритетом молодежной политики во Франции является содействие бесконфликтной интеграции подростков в современное общество. Воспитательная служба является эффективным ресурсом ее реализации, тесно взаимодействуя с семьями, добровольными ассоциациями, неправительственными организациями, школами, домами творчества, спортивными центрами, и таким образом расширяя педагогическое пространство своей деятельности, направленной на позитивную адаптацию социально неблагополучной молодежи.
Заключение. Необходимость подготовки в России специалистов, владеющих особой психолого-педагогической теорией, навыками и опытом работы с социально неблагополучными несовершеннолетними, очевидна. В настоящее время в России отрабатывается внедрение элементов воспитательной службы при судах с учетом опыта зарубежных стран, в частности Франции. Франция - одна из немногих стран Европы, где на государственном уровне создана воспитательная служба в системе ювенальной юстиции, относящаяся к Управлению правовой защиты молодежи (PJJ). Поскольку подготовка воспитателей-юве-нологов со знанием системы защиты прав детей, детской психологии и педагогики приобретает в России актуальную значимость, то опыт профессионально-кадрового обеспечения французской воспитательной службы ювенальной юстиции, действующей в рамках реализации актуальных задач молодежной политики государства дает основание использовать его в российской системе педагогического образования в следующих направлениях: совершенствование деятельности воспитательно-реабилитационных служб при судах. Однако, это предполагает не «слепое» заимствование опыта профилактики подростковой преступности, а переоценка хранящихся в них кон-
цептуальных тезисов в целях возможного их практического применения в России.
Библиографический список
1. Казакова Т. А. Педагогическое обеспечение реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей за рубежом (на примере Франции) // Высшее образование сегодня. 2016. № 1. С. 50-53.
2. Казакова Т. А. Деятельность судебного психолога по делам молодежи во Франции // Психология и право в современной России: сборник тезисов участников Всероссийской конференции с международным участием. М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. С. 244-246.
3. Казакова Т. А., Воробьев Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков-делинквентов: зарубежный опыт // Вопросы российского и международного права. 2020. Том 10. № 11А. С. 110-115.
Bibliographic list
1. Kazakova T. A. Pedagogical support for the implementation of compulsory measures of educational influence on juvenile offenders abroad (on the example of France) // Higher Education today. 2016. No. 1. pp. 50-53.
2. Kazakova T. A. Activity of a forensic psychologist for youth affairs in France // Psychology and law in modern Russia: collection of abstracts of participants of the All-Russian conference with international participation. Moscow : Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2020. pp. 244-246.
3. Kazakova T. A., Vorobyev Yu. A. Psychological and pedagogical support of delinquent adolescents: foreign experience // Issues of Russian and international law. 2020. Volume 10. No. 11A. pp. 110-115.
Информация об авторе
Т. А. Казакова - доцент кафедры иностранных языков Академии ФСИН России (г. Рязань), доцент, кандидат педагогических наук.
Information about the author
T. A. Kazakova - Associate Professor of the Foreign Languages Department, Academy of the Federal Penal Service of Russia, PhD in Pedagogy, Docent.
Статья поступила в редакцию 09.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted to the editorial office on 09.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.