Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ПОДРОСТКИ-ДЕЛИНКВЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Татьяна Александровна

В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось повышение уровня педагогического потенциала субъектов воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей путем разработки и внедрения системы педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к данной категории подростков. Актуальность исследования определяется отсутствием научно-методического обеспечения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям; низким уровнем психолого-педагогической готовности субъектов воспитательного воздействия на подростков-делинквентов как важнейшего условия результативности применения этих мер. Методы исследования: педагогический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение полученных результатов, анкетирование, интервью, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, обобщение независимых характеристик, статистические методы обработки информации. В соответствии с целью исследования была разработана и апробирована система педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя организационно-содержательную, технологическую и кадровую составляющие и их взаимодействие, основные направления и пути повышения уровня педагогической подготовки субъектов воспитательного воздействия на подростков-делинквентов. Результаты исследования доказали эффективность системы педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON JUVENILE OFFENDERS

The article presents the results of a study aimed at increasing the level of pedagogical potential of subjects of educational influence on juvenile delinquents by developing and implementing a system of pedagogical support of compulsory measures of educational influence applied to this category of adolescents. The relevance of the study is determined by the lack of scientific and methodological support for the practical implementation of compulsory measures of educational influence applied to juvenile offenders; low level of psychological and pedagogical readiness of subjects of educational influence on delinquent adolescents, as the most important condition for the effectiveness of these measures. Research methods: pedagogical analysis and synthesis, induction and deduction, comparison and generalization of the results obtained, questionnaires, interviews, individual and group conversations, observation, generalization of independent characteristics, statistical methods of information processing. In accordance with the purpose of the study, a system of pedagogical support for compulsory measures of educational influence on juvenile offenders was developed and tested. It includes organizational, content, technological and personnel components and their interaction, the main directions and ways to improve the level of pedagogical training of subjects of educational influence on delinquent adolescents. The results of the study proved the effectiveness of the system of pedagogical support of compulsory measures of educational influence on juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

446 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Научная статья

УДК* 343.847

Doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.446-455

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Татьяна Александровна Казакова1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, tina4242@yandex.ru, http://orcid.org/ORCID:

0000-0002-1735-8186

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось повышение уровня педагогического потенциала субъектов воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей путем разработки и внедрения системы педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к данной категории подростков. Актуальность исследования определяется отсутствием научно-методического обеспечения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям; низким уровнем психолого-педагогической готовности субъектов воспитательного воздействия на подростков-делинквентов как важнейшего условия результативности применения этих мер. Методы исследования: педагогический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение полученных результатов, анкетирование, интервью, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, обобщение независимых характеристик, статистические методы обработки информации. В соответствии с целью исследования была разработана и апробирована система педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя организационно-содержательную, технологическую и кадровую составляющие и их взаимодействие, основные направления и пути повышения уровня педагогической подготовки субъектов воспитательного воздействия на подростков-делинквентов. Результаты исследования доказали эффективность системы педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: наказание, подростки-делинквенты, педагогическое сопровождение, принудительные меры, воспитательное воздействие, несовершеннолетние правонарушители

Для цитирования

Казакова Т. А. Повышение уровня педагогического потенциала субъектов воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей // Человек:

© Казакова Т. А., 2022

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 447

преступление и наказание. 2022. Т. 30(1-4), № 3. С. 446-455. DOI: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.446-455.

Original article

INCREASING THE LEVEL OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON JUVENILE OFFENDERS

Tat'jana Aleksandrovna Kazakova1

1 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, tina4242@yandex.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-1735-8186

Abstract. The article presents the results of a study aimed at increasing the level of pedagogical potential of subjects of educational influence on juvenile delinquents by developing and implementing a system of pedagogical support of compulsory measures of educational influence applied to this category of adolescents. The relevance of the study is determined by the lack of scientific and methodological support for the practical implementation of compulsory measures of educational influence applied to juvenile offenders; low level of psychological and pedagogical readiness of subjects of educational influence on delinquent adolescents, as the most important condition for the effectiveness of these measures. Research methods: pedagogical analysis and synthesis, induction and deduction, comparison and generalization of the results obtained, questionnaires, interviews, individual and group conversations, observation, generalization of independent characteristics, statistical methods of information processing. In accordance with the purpose of the study, a system of pedagogical support for compulsory measures of educational influence on juvenile offenders was developed and tested. It includes organizational, content, technological and personnel components and their interaction, the main directions and ways to improve the level of pedagogical training of subjects of educational influence on delinquent adolescents. The results of the study proved the effectiveness of the system of pedagogical support of compulsory measures of educational influence on juvenile offenders.

Keywords: punishment, delinquent adolescents, pedagogical support, coercive measures, educational impact, juvenile delinquents

For citation

Kazakova, T. A. 2022, 'Increasing the level of pedagogical potential of subjects of educational influence on juvenile offenders', Man: crime and punishment, vol. 30(1-4), iss. 3, pp. 446-455, doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.446-455.

Введение

Преступность несовершеннолетних является одной из наиболее острых проблем современного общества. В настоящее время подавляющее число преступлений совершается лицами молодежного возраста, при этом преступность продолжает «молодеть». Криминальная активность несовершеннолетних подростков растет. В силу этого вопросы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, их исправления, а глав-

448 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

ное, предупреждения совершения ими новых преступлений с каждым годом становятся все более актуальными. Подрастающее поколение является естественным резервом социального развития любого общества, которое стремится к достижению высоких результатов развития, и каждое государство прикладывает массу усилий для предупреждения подростковой преступности. Проблему преступности несовершеннолетних невозможно решить только посредством применения к подросткам-делинквентам мер, связанных с лишением свободы. Это стимулирует поиск эффективных путей профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Основной целью деятельности уголовно-исполнительной системы является не только восстановление социальной справедливости и наказание за совершенное несовершеннолетним преступление, но и его исправление и интеграция в общество социально здорового человека. Исправление несовершеннолетних правонарушителей приобретает первостепенное значение в связи с реализацией положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

Анализ статистических данных показывает, что большая часть подростков-делинквентов, к которым судом применялись принудительные меры воспитательного воздействия, проявили готовность к исправлению, поскольку впоследствии они не совершили противоправных действий. Однако наше исследование показало, что образовательный потенциал этих мер используется недостаточно. Их доля в исправительной практике в последние годы минимальна. Так, в 2018 г. суды приговорили к принудительным мерам воспитательного воздействия лишь 2648, в 2019 - 2914, в 2020 г. - 2328*несовершенно-летних1. В то же время международные нормы, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года и судебная практика в отношении несовершеннолетних правонарушителей предполагают расширение сферы применения мер, альтернативных лишению свободы. Эффективность принудительных мер воспитательного воздействия напрямую зависит от их соответствующего педагогического сопровождения. Таким образом, очевидна необходимость разработки системы педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Объектом исследования является процесс практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Предмет исследования - сущность и содержание педагогического сопровождения процесса практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Цель исследования заключается в повышении уровня педагогического потенциала субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на подростков-делинквентов как условия эффективности практического применения этих мер.

Использовались основные теоретические методы: педагогический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение результатов исследования. Эмпирическая база представлена пилотным исследованием, анкетированием, интервьюированием, индивидуальными и групповыми беседами, наблюдением, всесторонней и формирующей оценкой, экспертной оценкой, обобщением независимых характеристик и статистическими методами обработки информации.

Теоретические основы исследования включают в себя систему научных теорий, подходов и методов. Некоторые теоретические основы исследования мы определили в наших

1 См.: Материалы официального интернет-сайта Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru (дата обращения: 27.01.2022).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 449

предыдущих исследованиях [1-6]. Это представления о социальных условиях поведения, общения и деятельности человека, его субъектности во взаимодействии с социальной и природной средой; представления о профессиональной деятельности как социальной функции личности; теория целостности и взаимозависимости социально-педагогических явлений в процессе воспитания личности; состояние теории и методологии воспитания как целостного процесса развития личности в специально организованной образовательной системе; теория социально-психологических и социально-педагогических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей; личностно-деятельностный подходы к выбору содержания и средств воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей; теоретические и практические основы формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности; методы и формы повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников в процессе воспитательной работы с подростками-делинквентами.

Результаты исследования

Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним правонарушителям - государственная задача социальной значимости. Их использование ранее являлось одним из приоритетных направлений профилактики правонарушений несовершеннолетних и реабилитации подростков-делинквентов, но без соответствующего педагогического сопровождения эти меры не могут стать эффективным средством коррекции поведения подростков-правонарушителей. Успешность применения принудительных мер воспитательного воздействия определяется системным научно обоснованным педагогическим сопровождением основных субъектов исправления несовершеннолетних правонарушителей, которое фактически отсутствовало или носило бессистемный характер. Наши исследования показали, что при соответствующей педагогической поддержке повышается эффективность коррекции и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей [6, с. 85].

Анализ различных подходов к определению целей, сущности и особенностей принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей позволяет определить их как систему уголовно-правовых мер, применяемых судами к подросткам-делинквентам, совершившим правонарушения небольшой или средней тяжести, и направленных на их исправление, предупреждение новых преступлений, индивидуализацию педагогического воздействия, осуществляемого в условиях государственного принуждения [1, с. 72]. Эта система основана на принципах гуманистической направленности, педагогической, профилактической жизнеспособности и индивидуализации педагогического воздействия. Ее эффективность обеспечивается сочетанием правовых ограничений и требований с воспитательными, коррекционными и реабилитационными мерами, максимальным использованием положительного влияния микросреды, образования, общения, способствующих декриминализации поведения несовершеннолетних [2, с. 196]. Каждая из этих мер отличается не только степенью уголовно-принудительного воздействия, создающего внешние условия для регуляции поведения несовершеннолетних и формирования положительного опыта, но и методами воспитательного (коррекционного, профилактического, реабилитационного) воздействия, стимулирующего внутриличностные изменения, развитие и самообразование. Педагогическое сопровождение основных субъектов педагогического взаимодействия путем реализации принудительных мер включает в себя процесс разработки, обоснования и апробации методов, средств и технологий коррекции несовершеннолетних, а

450 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

также практическую подготовку субъектов для успешной работы на личностном и ком-петентностном уровнях [3, с. 113].

Педагогическое сопровождение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних представляет собой комплекс научно обоснованных педагогических технологий, направленных на создание системы эффективной работы с данной категорией подростков, включающей в себя цель и задачи, сущность и содержание, педагогические условия реализации этих мер. Оно характеризуется спецификой, определяемой условиями, в которых организуется процесс их практической реализации (поддержание привычной микросреды, правовые ограничения, педагогический режим).

Анализ уголовно-исполнительной практики показывает, что педагогические возможности принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей недооцениваются. Основными причинами их редкого использования являются недостаточная педагогическая направленность, отсутствие современных технологий для конкретных видов деятельности, отсутствие взаимодействия между основными субъектами реализации этих мер и педагогического сопровождения в целом. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН), семьи несовершеннолетних правонарушителей и другие субъекты практической реализации этих мер испытывают трудности в воспитательной работе с данной категорией подростков, поскольку они практически не готовы к этой деятельности, не обладают соответствующими психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями, не имеют научно-методического инструментария [4, с. 25]. Их деятельность плохо организована и не обладает соответствующей педагогической поддержкой.

Анализ современного состояния проблемы позволил выявить некоторые недостатки в применении исследуемых мер и разработать систему педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Экспериментальная работа была направлена на разработку и апробацию системы педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия, а также на выявление и оценку социально-педагогических условий для совершенствования их практической реализации.

Разработанная и экспериментально апробированная система педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей включает в себя организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты и их взаимодействие, основные направления и пути повышения уровня педагогической подготовки субъектов педагогического взаимодействия [4, с. 27].

Комплексное использование методического инструментария в рамках авторской педагогической технологии позволило выявить и обосновать критерии и показатели оценки педагогического потенциала субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. В контексте данного исследования критерий характеризует педагогический потенциал субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия, более полное развитие которого должно быть обеспечено педагогическим сопровождением. Содержание критерия представлено показателями, позволяющими выявить степень выраженности соответствующих навыков и умений сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, ПДН и родителей несовершеннолетних, а на основе их комплексной оценки сделать выводы об уровне их педагогического потенциала.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 451

Разрабатывая критерии и показатели оценки педагогического потенциала субъектов педагогического взаимодействия, мы исходили из того, что они могут быть определены на основе:

1) правовой, психолого-педагогической компетентности, то есть глубоких знаний и готовности сотрудников ПДН, уголовно-исполнительных инспекций и других субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия;

2) гуманистической и социальной направленности постоянно меняющейся образовательной деятельности в системе «человек - личность», посредством которой внешнее воздействие педагогического сопровождения стимулирует внутреннюю активность субъектов педагогического взаимодействия путем использования педагогического потенциала и самокоррекции несовершеннолетних;

3) диагностической ценности (критерии должны позволять всесторонне и объективно оценить результат деятельности сотрудников, родственников и других субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей).

До формирующего эксперимента среди сотрудников ПДН, УИИ преобладал низкий уровень (46 %) педагогического потенциала, а высокий уровень педагогического потенциала встречался реже (20 %). Наибольшие трудности они испытывают в деятельности, соответствующей когнитивному критерию оценки педагогического потенциала (отсутствие психолого-педагогических знаний) и операционально-практическому критерию (отсутствие компетенций в определенных видах профессиональной деятельности и ее организации).

Более половины (54 %) родителей подростков-делинквентов имели средний уровень развития педагогического потенциала, более четверти (27 %) - низкий уровень, и только 19,0 % показали высокий уровень готовности участвовать в изменении поведения своих детей. Хотя эти данные несколько выше, чем у сотрудников ПДН, УИИ, научный прогноз о степени их влияния на успех процесса исправления подростков-правонарушителей неутешителен. В силу этого необходимость разработки системы педагогического сопровождения их участия в коррекционной работе с подростками-делинквентами очевидна.

Данные об уровне педагогического потенциала сотрудников ПДН, УИИ, родителей (законных представителей) несовершеннолетних правонарушителей показали, что доминирует низкий уровень развития педагогического потенциала, что свидетельствует о низком уровне их педагогической компетентности, педагогической культуры, ответственности за детей, находящихся в конфликте с законом, и, как следствие, неэффективной деятельности и непродуктивном воздействии на подростков-делинквентов. Все это обусловило необходимость организации и проведения целенаправленной работы по наращиванию педагогического потенциала субъектов реализации принудительных мер воспитательного воздействия.

В основу формирующего эксперимента был положен комплекс учебных мероприятий, позволивших осуществить поэтапное совершенствование педагогического потенциала сотрудников по делам несовершеннолетних и родителей подростков. С этой целью были разработаны и внедрены дифференцированные программы по повышению эффективности педагогического сопровождения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей для сотрудников ПДН и родителей подростков.

452 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Работа по повышению уровня педагогического потенциала субъектов воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей проводилась по двум основным направлениям: теоретическая и практическая подготовка. Теоретическая подготовка была направлена в основном на повышение наименее развитых уровней когнитивной и оперативно-практической составляющих педагогического потенциала сотрудников ПДН, УИИ: специальных психолого-педагогических теоретических и методических знаний, практических навыков и умений проводить воспитательную и профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействия. Ее результаты проявляются в системной способности педагогически мыслить, наличии аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных компетенций. Развитие этих компетенций приводит к повышению уровня профессионального самосознания, культуры поведения, морально-психологической и социальной устойчивости, что помогает лучше понять социальную роль и выработать необходимое, с точки зрения занимаемой должности, отношение к несовершеннолетним правонарушителям.

Практическая подготовка была направлена на формирование организаторских и коммуникативных навыков у лиц, реализующих принудительные меры воспитательного воздействия. С этой целью были разработаны и внедрены следующие инструменты: специальный 76-часовой учебный курс «Педагогическое сопровождение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей», включающий в себя 26 часов лекций, 28 часов учебных (практических) занятий и 22 часа самостоятельного обучения; комплекс методических рекомендаций по организации персонализированных реабилитационных мер для несовершеннолетних правонарушителей; комплекс методических рекомендаций по повышению педагогического потенциала членов семьи подростка-правонарушителя; примерные темы лекций и бесед для родителей; комплекс рекомендаций по проведению индивидуальных бесед с несовершеннолетними, к которым применяются принудительные меры воспитательного характера [5].

Данные, полученные после завершения формирующего эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике уровня развития педагогического потенциала сотрудников ПДН, УИИ. В результате проведенных мероприятий увеличилось количество сотрудников, имеющих высокий и средний уровень педагогического потенциала (на 3 и 2 % соответственно). В то же время произошло снижение (на 5 %) общего числа лиц, имевших низкий уровень педагогического потенциала. Полученные данные убедительно свидетельствуют о положительных результатах проведенной экспериментальной работы. Они еще раз подтверждают эффективность разработанной системы педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

После завершения формирующего эксперимента родители подростков-делинквентов показали тенденцию роста уровня педагогического потенциала. Полученные результаты убедительно доказывают значительное влияние педагогической поддержки на развитие педагогического потенциала родителей. В экспериментальной группе произошли положительные количественные и качественные изменения: значительно (на 13 %) уменьшилось число родителей с низким уровнем потенциала. Соответственно количество лиц, имеющих высокий и средний уровни развития своего педагогического потенциала, заметно увеличилось после формирующего эксперимента (на 8 и 5 % соответственно).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 453

Реализация принципов, методов, оценочных показателей и критериев, а также системы педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в ходе суммирующего и формирующего экспериментов привела к эффективному усилению педагогической направленности профессиональной деятельности сотрудников ПДН, УИИ и статистически достоверному повышению уровня педагогического потенциала и культуры родителей несовершеннолетних правонарушителей.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования поставленная цель была достигнута. На основе разработанной системы педагогического сопровождения практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на подростков-правонарушителей, включающей в себя организационную, технологическую и кадрово-ресурсную составляющие, реализована система дидактических средств, методов и технологий развития педагогического потенциала субъектов педагогического работы. Апробация данной системы позволила в ходе экспериментальной работы проанализировать ее влияние на динамику уровня педагогического потенциала субъектов реализации принудительных мер; оценить ее влияние на реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей; объединить педагогические усилия сотрудников ПДН, УИИ и родителей подростков-делинквентов. Предлагаемая система имеет не только теоретическое, но и особое практическое значение, поскольку непосредственно связана с практической работой подразделений по делам несовершеннолетних, ответственных за педагогическую работу с несовершеннолетними-правонарушителями и их семьей.

Проведенное исследование позволило компенсировать недостаточную разработанность как теоретических, так и практических аспектов социально значимой проблемы реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, а также выделить направления ее дальнейшего исследования: это организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, социальных педагогов, психологов, социальных работников для осуществления воспитательной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями; организация обязательного обучения по профилактическим и педагогическим вопросам для родителей подростков или их законных представителей; применение надлежащих психолого-педагогических реабилитационных технологий для несовершеннолетних, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействия, и совершенствование практики их применения.

Список источников

1. Казакова Т. А. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовному наказанию // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 2(141). С. 71-76.

2. Казакова Т. А. Понятие и специфика педагогического обеспечения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 4(68). С. 195-199.

3. Казакова Т. А. Педагогическое обеспечение воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы

454 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

России и 85-летию Академии ФСИН России) : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 20-22 нояб. 2019 г.) : в 10 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2019. Т. 3 : Материалы международных научно-практических конференций и круглых столов. С. 111-115.

4. Казакова Т. А. Модель психолого-педагогической работы с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям без изоляции от общества // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Донецк,14 мая 2020 г.) : в 3 т. Донбасс,

2020. Т. 1. С. 22-29.

5. Казакова Т. А., Кузнецов М. И. Индивидуальная воспитательная работа с подростками-делинквентами // Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике : монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2020. С. 253-267.

6. Педагогическое сопровождение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей / Т. Казакова и [др.] // Общество. Интеграция. Образование : сб. материалов Междунар. науч. конф. (SIE 2021). Латвия : Резекне,

2021. Т. 1 : Высшее образование. С. 75-85.

References

1. Kazakova, T. A. 2014, 'Compulsory measures of educational influence as an alternative to criminal punishment", Vedomosti of the penal system, iss. 2(141), pp. 71-76.

2. Kazakova, T. A. 2015, 'The concept and specifics of pedagogical support of compulsory measures of educational influence on juvenile offenders', Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 4(68), pp. 195-199.

3. Kazakova, T. A. 2019, 'Pedagogical support of educational work with minors sentenced to punishments and measures of a criminal nature not related to isolation from society', in IV International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Correction" (dedicated to the 140th anniversary of the penal enforcement system of Russia and the 85th anniversary of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia): collection of abstracts of speeches and reports of participants (Ryazan, November20-22, 2019), in 10 vols, vol. 3, Materials of international scientific and practical conferences and round tables, pp. 111-115, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan.

4. Kazakova, T. A. 2020, 'A model of psychological and pedagogical work with minors sentenced to punishment without isolation from society', in Actual problems of legal, economic and socio-psychological knowledge: theory and practice: collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference (May 14, 2020), pp. 22-29, Донбасс.

5. Kazakova, T. A. & Kuznecov, M. I. 2020, 'Individual educational work with delinquent adolescents', in A. Ju. Nagornov (ed.), Education and upbringing of children and adolescents: from theory to practice: monograph, pp. 253-267, Ульяновск.

6. Kazakova, T. A., Vasil'eva, I., Varlamova, O., Vorob'ev, Ju., Dazmarova, T. & Zakopyrin, V. 2021, 'Pedagogical support of compulsory measures of educational influence on juvenile offenders', in Society. Integration. Education: collection of materials of the International Scientific Conference (SIE 2021), vol. 1, Higher education, pp. 75-85, Rezekne, Latvia.

Информация об авторе

Т. А. Казакова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 455

Information about the author

T. A. Kazakova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).

Статья поступила в редакцию 08.03.2022; одобрена после рецензирования 13.04.2022; принята к публикации 17.08.2022.

The article was submitted 08.03.2022; approved after reviewing 13.04.2022; accepted for publication 17.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.