Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН'

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
985
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
квалификация административного правонарушения / юридический состав / объективные элементы состава правонарушения / субъективные элементы состава правонарушения / юридическая ответственность / избирательные права граждан / qualification of an administrative offense / legal composition / objective elements of the offense / subjective elements of the offense / legal responsibility / electoral rights of citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Владимировна Малахова

Рассматриваются вопросы квалификации административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, с учетом особенностей объективных и субъективных элементов их юридических составов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF QUALIFICATION OF THE ADMINISTRATIVE OFFENSES ENCROACHING ON ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS

Considered the issues of qualification of administrative offenses infringing on the electoral rights of citizens, taking into account the characteristics of the objective and subjective elements of their legal compositions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН»

УДК 342.951 ББК 67.401.041

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10243 © Н.В. Малахова, 2020

Научная специальность 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Наталья Владимировна Малахова,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел,

кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются вопросы квалификации административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, с учетом особенностей объективных и субъективных элементов их юридических составов.

Ключевые слова: квалификация административного правонарушения, юридический состав, объективные элементы состава правонарушения, субъективные элементы состава правонарушения, юридическая ответственность, избирательные права граждан.

FEATURES OF QUALIFICATION OF THE ADMINISTRATIVE OFFENSES ENCROACHING ON ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS

Natal'ya V. Malahova,

Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Directorate,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Considered the issues of qualification of administrative offenses infringing on the electoral rights of citizens, taking into account the characteristics of the objective and subjective elements of their legal compositions.

Keywords: qualification of an administrative offense, legal composition, objective elements of the offense, subjective elements of the offense, legal responsibility, electoral rights of citizens.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Малахова Н.В. Особенности квалификации административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):120-3.

Вопрос о правонарушениях и их квалификации, мерах ответственности за их совершение был и остается основополагающим для административной деятельности полиции и правоприменительной практики в целом.

Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, содержатся в пятой главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы по некоторым видам указанных правонарушений. Рассмотрению особенностей квалификации таких правонарушений и посвящена данная статья. К ним относятся составы правонарушений, предусмотренные следующими статьями КоАП РФ: 5.10 (Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного

периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах); 5.11 (Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом); 5.12 (Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах); 5.14 (Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму); 5.15 (Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума); 5.16 (Под-

куп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах); 5.22 (Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).

Прежде всего, необходимо обратить внимание на отсутствие законодательного закрепления понятийного аппарата, используемого при квалификации административных правонарушений, что создает сложности для осуществления правоприменительной практики. Речь идет о таких понятиях, как состав правонарушения, элементы состава правонарушения, квалификация правонарушения и др. Представляется, нормативное установление понятия состава административного правонарушения «заставит» органы административной юрисдикции более ответственно подходить к квалификации совершенного деяния, будет способствовать укреплению законности и эффективности при применении административных наказаний, повысит общую правовую культуру населения.

По мнению ученых, «квалификация административных правонарушений представляет собой мыслительный процесс правоприменителя, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом такого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Эта оценка заключается в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой административного права» [4, с. 94-97].

Опосредованно процедура квалификации способствует решению одной из задач производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В одних случаях квалификация правонарушения является не сложной в силу простоты самого деяния. В других случаях конструкция состава правонарушения является более сложной, либо совершаемое деяние характеризуется признаками, присущими конструкциям других составов. В силу этого квалификация административного проступка,

посягающего на избирательные права граждан осуществляется последовательно с учетом всех элементов состава.

В первую очередь подлежат оценке признаки объективных элементов состава правонарушения. При этом квалификация начинается с того признака, в котором содержится указание на событие правонарушения, т.е. на внешние признаки, характеризующие противоправное деяние. Таким образом, начальной стадией и основой правоприменительного процесса является квалификация административного правонарушения по его объективной стороне. Указание на первостепенное значение данного признака состава правонарушения содержится, например, в статье 28.1. КоАП РФ: дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Аналогичное указание находим в ч.1 и 2 статьи 24.5: «Производство по делу об административном правонарушении не может начаться, а начатое производство прекращается при отсутствии события административного правонарушения либо отсутствия состава административного правонарушения».

Объективная сторона административного правонарушения всегда содержится в диспозиции статьи, поэтому квалификация правонарушений, посягающих на избирательные права граждан по признакам объективной стороны предполагает сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой, содержащейся в правовой норме.

При этом надо руководствоваться рядом особенностей, которые влияют на правильность квалификации.

1. Обязательными признаками объективной стороны административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Установление и доказывание наличия вредных последствий и причинно-следственной связи между ними необходимо осуществлять только по материальным составам правонарушений. По формальным составам право-

нарушений этого не требуется. Составы рассматриваемых правонарушений, посягающих на избирательные права граждан носят формальный характер, следовательно необходимость в установлении причинно следственной связи отсутствует.

2. Факультативные признаки объективной стороны: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения) требуют своего установления, но не всегда влияют на правовую оценку деяния в силу отсутствия прямого указания на них в соответствующей статье закона. В нашем случае факультативные признаки требуют своего установления.

Например, действия в виде незаконной выдачи или получения избирательного бюллетеня, признается противоправным, если совершается на избирательном участке (ст. 5.22. КоАП РФ).

Действия в виде подкупа избирателей, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах может быть правонарушением только в период избирательной кампании. (ст. 5.16. КоАП РФ).

3. Описания признаков противоправного деяния, содержащиеся в статьях КоАП РФ, как правило, носят общий характер, что налагает на правоприменителя обязанность давать как можно более конкретную и объективную характеристику произошедшим событиям, опираясь, где это возможно, на разъяснения высших судебных органов по вопросам квалификации тех или иных правонарушений, разграничивая совпадения с признаками объективной стороны смежных составов уголовных преступлений (ст. 5.16, ст. 5.22 КоАП РФ).

4. Анализируемые статьи носят бланкетный (отсылочный) характер. В таких случаях необходимо использовать Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 11.08.1995

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», поскольку только с их помощью можно правильно оценить совершенное деяние.

Таким образом, объективная сторона состава правонарушения, характеризующаяся обязательными и факультативными признаками, является основой квалификации административного правонарушения с учетом тех особенностей, которые указаны выше. В то же время, признаки объективной стороны состава не нашли своего закрепления в законодательных актах. Представляется, в целях повышения эффективности правоприменительной практики, соблюдения прав и свобод граждан необходимо ввести соответствующие нормы в административное законодательство.

Дальнейший процесс квалификации осуществляется по признакам объекта правонарушения. Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности.

Деяние признается административным правонарушением лишь в случае причинения ущерба или угрозы причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Родовым объектом правонарушений, содержащихся в ст.ст. 5.10-5.12, 5.14-5.16, 5.22 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере реализации избирательных прав граждан. Непосредственный же объект правонарушения влияет на правовую оценку деяния. Например, с учетом того, что одно и то же деяние может посягать на разные общественные отношения, осуществляется его квалификация. Среди непосредственных объектов указанных правонарушений можно выделить такие, как правоотношения, возникающие в связи с проведением предвыборной агитации; правоотношения, возникающие при выдаче и получении избирательного бюллетеня и др.

Известны административные правонарушения, в которых выделяется основной объект правонарушения и дополнительные. Дополнительный объект, как правило, указывает на наличие последствий противоправного деяния. Присутствие дополнительного объекта в составе административного правонарушения свидетельствует о более высокой степени общественной опасности правонарушения и

оказывает влияние не только на его квалификацию, но и повышает уровень ответственности виновного лица.

В нормах законодательства, как правило, не содержится прямого указания на непосредственный объект правонарушения, не называют его и участники производства по делу об административном правонарушении. Установить его можно только на основании анализа всех обстоятельств совершенного деяния. В этом заключается особенность данного этапа квалификации правонарушений, посягающих на избирательные права граждан.

К числу субъективных признаков состава административного правонарушения относятся признаки, характеризующие субъекта и субъективную сторону правонарушения.

Субъект как элемент состава административного правонарушения включает в себя совокупность указанных в законе признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им противоправное деяние было признано административным правонарушением.

Административному законодательству известно 2 группы субъектов: физические лица и юридические лица. Каждая из этих групп обладает присущими им признаками. Применительно к физическим лицам эти признаки подразделяются на общие и специальные.

К числу общих признаков, являющихся обязательными, относятся возраст (16 лет) и вменяемость физического лица. В нашем случае надо учитывать, что возраст, необходимый для участия в голосовании, составляет 18 лет.

Специальные признаки субъекта присущи лишь некоторым составам правонарушений. В нормах особенной части КоАП РФ устанавливается ответственность определенной категории лиц, например должностных лиц, за совершенные ими деяния.

Так, нарушение установленных законодательством о выборах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления зарегистрированному кандидату для встреч с избирателями помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 5.15), является правонарушением, предусмотренным этой нормой, если правила нарушены должностным лицом, ответственным за их соблюдение.

Ответственность за выдачу гражданину избирательного бюллетеня для предоставления ему возможности проголосовать вместо другого избирателя, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования несет член избирательной комиссии (ч. 1 ст. 5.22). Следовательно, специальные признаки отражают особенности должностного положения лица.

Основным и общеобязательным признаком субъективной стороны состава является вина. Различают две основных формы вины: умысел и неосторожность. Формы вины по рассматриваемым статьям выражаются в форме умысла. В ст. 5.14 умысел является квалифицирующим признаком, поскольку только «умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала» является правонарушением.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что объективные и субъективные элементы состава административного правонарушения, посягающего на избирательные права граждан, имеют свои особенности, представляющие существенное, а иногда основополагающее значение для правильной квалификации административного правонарушения и законного привлечения виновного лица к ответственности.

Литература

1. Административное право Российской Федерации: курс лекций Ч. 1 / под ред. к.ю.н., проф. С.Н. Бочарова. М.: МосУ МВД России, 2013. 116 с.

2. Малахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Ответственность за их совершение // Правовая идея. № 7(7) сентябрь 2013 г.

3. Административное право Российской Федерации [Текст] : курс лекций. Ч. 2 / С.Н. Бочаров [и др.]; МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя; под ред. С.Н. Бочарова. М.: МосУ МВД России имени

B.Я. Кикотя, 2015. 301 с.

4. Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6.

C. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.