Научная статья на тему 'Юридический состав правонарушений в области предвыборной агитации'

Юридический состав правонарушений в области предвыборной агитации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ / СТАТЬЯ 5.11 КОАП РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситалиев М. Т.

В данной научной статье определены особенности юридического состава статей Главы 5 Кодекса об административных правонарушениях и выделена проблема в толковании статьи 5.11 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридический состав правонарушений в области предвыборной агитации»

Необходимо исследовать вопрос о проблемах привлечения к административной ответственности должностных лиц. Для этого целесообразно в первую очередь определение должностного лица следовало бы дать в более широком и детальном толковании. Это будет способствовать дальнейшему развитию административно-правового регулирования. Исследования особенностей правового статуса должностных лиц имеет теоретическую и практическую значимость для совершенствования действующего законодательства и практики его применения.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях (в ред. от 15.01. 2013 г.) // «Российская газета». - 31.01.2001. - № 256.

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 31.03.2014).

3. Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве / А.В. Воронков // Правоведение. - 1999. - № 1. - С. 55-65.

4. Энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.aca-demic.ru (дата обращения: 31.03.2014).

ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

© Ситалиев М.Т.*

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Краткая аннотация: в данной научной статье определены особенности юридического состава статей Главы 5 Кодекса об административных правонарушениях и выделена проблема в толковании статьи 5.11 КоАП РФ.

Ключевые слова предвыборная агитация, Кодекс об административных правонарушениях, юридический состав, проблемы толкования, статья 5.11 КоАП РФ.

Предвыборная агитация, как часть избирательной кампании регламентируется многими нормативно-правовыми актами, среди которых основополагающее место занимает законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации. В данном отношении особое значение приобретает юридическая ответственность за данные правонарушения как

* Студент Юридического факультета.

мера пресечения их совершения. При этом нельзя не сказать, что юридическая ответственность немыслима без правовой нормы, так как объем и мера юридической ответственности предусмотрены нормой права, которая выступает ее основой [5, с. 58].

В свою очередь, вместилищем норм, устанавливающих административную ответственность за общественно вредные посягательства в области предвыборной агитации, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

В частности, в Главе 5 Особенной части КоАП РФ, закрепляются составы административных правонарушений, совершаемых на данном этапе избирательной кампании.

Необходимо отметить, что наука административного права определяет состав административного правонарушения как совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность. К элементам состава ученые административисты относят объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные элементы являются обязательными для полного и законченного состава правонарушения [4].

Прежде чем перейти к конкретному составу административных правонарушений в области предвыборной агитации следует сказать об общих конструктивных признаках административно-правовых норм Главы 5 Особенной части КоАП РФ.

Согласно сложившейся практике начать следует с объекта административных правонарушений, посягающих на права граждан. Родовым объектом являются отношения по реализации прав и свобод граждан России. Видовым объектом в подавляющем большинстве статей данной главы являются общественные отношения, связанные с реализацией активных и пассивных избирательных прав граждан Российской Федерации, а также общественные отношения по организации и проведению выборов и референдумов в Российской Федерации, именно о части из них и пойдет речь ниже.

Что же касается субъекта, как элемента в юридическом составе, то круг их в данной группе административных правонарушений достаточно широк и среди них выделяются должностные лица, которыми являются члены избирательных комиссий, хоть и осуществляющие свои полномочия временно, но все же могущие рассматриваться как должностные лица в рамках положений ст. 2.4 КоАП РФ, поскольку любой сотрудник избирательной комиссии уполномочен государством осуществлять функции представителя власти, помимо них государственные служащие, а также лица, наделенные негосударственными властными полномочиями, например такие как, главный редактор периодического печатного издания, индивидуальные предприниматели, а также отчасти - юридические лица [3].

При этом необходимо сказать, что вопрос о субъективной и объективной стороне данных деяний следует рассматривать на примере каждого конкретного состава, предусмотренных в ст.ст. 5.8.-5.14. и 5.16, 5.51, 5.52 КоАП РФ.

Особое значение имеет то, что при всей серьезности вопроса о четком регулировании предвыборной агитации не все нормы КоАП РФ имеют ясное и недвусмысленное толкование.

Примером подобного случая является статья 5.11 КоАП РФ регламентирующая, что проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей [1].

Структурный анализ статьи указывает на то, что анализируемой нормой предусмотрено два альтернативных состава правонарушения:

1. проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом;

2. привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом [2].

И если первый юридический состав не вызывает двусмысленностей, то вторая конструкция заставляет задуматься, потому что в данной норме имеются проблемы для толкования.

Во-первых, следует обратить внимание на фразу «в формах и методами, которые запрещены федеральным законом», а именно на отношение ее к словесному обороту «проведению предвыборной агитации». По нашему мнению, вместе эти два элемента конструкции по смыслу образуют состав административного правонарушения, в котором запрещается привлечение к проведению предвыборной агитации в запрещенных федеральным законом формах и методами лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. То есть данная фраза закрепляет квалифицирующий признак объективной стороны, заключающийся в том, что правонарушением признается лишь привлечение несовершеннолетних к противоправной агитации, что не соотносится ни с судебной практикой и ни с иными толкованиями данной статьи. К примеру, постановление № 5-425/13 от 14 октября 2013 года мирового судьи судебного участка № 6 по Ленинскому району г. Уфы Республики

Башкортостан Т.В. Юркиной-Ни, в котором решение фактически принимается без учета спорной фразы о методах и формах [6]. Примером толкования без учета проблемного словесного оборота являются комментарий к КоАП РФ под редакцией Н.Г. Салищевой, где также не дается четкого определения соотношения фразы о формах и методах и всей статьи [3].

Во-вторых, если же относить фразу «в формах и методами, которые запрещены федеральным законом» к слову привлечение, то данный состав приобретает направление уголовного характера, так как под подобными запрещенными методами склонения к чему-либо в юридической практике рассматриваются мошенничество, шантаж и так далее, а все это уже выпадает из сферы административной юрисдикции.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о необходимости того, что административному законодательству в области правонарушений при предвыборной агитации необходимо выделять большое место в плане юридического толкования конкретных правовых норм. Также возможно необходимо внесение законодательных изменений в соответствующие правовые акты с целью достижения наиболее эффективной системы защиты прав и свобод граждан в области избирательного права.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // «Российская газета». -31.12.2001. - N 256.

2. Протокол заседания ЦИК России от 27.09.2006 № 187-4-4 (Выписка) О рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями // СПС Консультант Плюс.

3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Ба-чило и др.; под общей ред. Н.Г Салищевой. - 7-е изд. - М.: Проспект, 2011. -1296 с. // СПС Консультант Плюс.

4. Конин Н.М. Административное право России: учебник. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Проспект, 2010 // СПС Консультант Плюс.

5. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты: монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 139 с.

6. https://rospravosudie.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.