Научная статья на тему 'О некоторых вопросах административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитации'

О некоторых вопросах административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
951
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дианов М. А.

На основе исследования понятия предвыборной агитации раскрываются ос-новные признаки правомерной и неправомерной предвыборной агитации. Автор обозначает основные проблемы административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитации»

УД««4347 М. А. ДИАНОВ

Омский юридический институт

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

На основе исследования понятия предвыборной агитации раскрываются ос-новные признаки правомерной и неправомерной предвыборной агитации. Автор обозначает основные проблемы административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитации.

Право на участие в предвыборной агитации является одним из основных избирательных прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации и избирательным законодательством. Предвыборная агитация занимает центральное место в избирательной кампании, поскольку именно на этом этапе ведется основная борьба за голоса избирателей, а следовательно, и за исход выборов. В этой связи, безусловно, требуется детальная регламентация отношений, связанных с условиями, порядком, сроками проведения предвыборной агитации, с целью исключения недобросовестной политической борьбы, использования методов так называемого «черного пиара».

Предвыборная агитация в настоящее время рассматривается в качестве составной части информационного обеспечения выборов и понимается избирательным законодательством как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Понятие предвыборной агитации претерпело существенные изменения по сравнению с прежним Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности, не входят в настоящее время в понятие предвыборной агитации деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить к участию в выборах, и напротив, стала признаваться предвыборной агитацией деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить к голосованию против всех кандидатов (списков кандидатов). По-прежнему не относится к предвыборной агитации деятельность, направленная на бойкотирование выборов, неявку на избирательные участки в день голосования[ 1 ].

Следует отметить, что частое изменение избирательного законодательства и такого его центрального понятия как предвыборная агитация зачастую приводит к проблемам, связанным с ее квалификацией действий участников общественных отношений.

Вот, например, какие изменения произошли с указанным понятием.

В бывшем советском государстве предвыборная агитация фактически не существовала. Она, как стадия избирательного процесса, начиналась и тут же прекращалась с выдвижением кандидата. «Предвыборная агитация» подменялась понятиями «политическая агитация», «политико-просветительская работа» [2]. Подобное отношение к данному институту

сказалось и на законодательном закреплении правил ведения предвыборной агитации. Советский правоприменитель довольствовался лишь скудными и весьма расплывчатыми нормами и формулировками, закрепленными в статьях Конституций СССР[3].

Право на предвыборную агитацию впервые в истории советского избирательного права упоминается в Конституции СССР 1977 года. Согласно ст. 100 Конституции гражданам СССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

В последующем данное право провозглашалось в Законе СССР от 09.10.1990 № 1708-1 «Об общественных объединениях», Законе РСФСР от24.04.1991 № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР», Законе РСФСР от 24.10.1991 № 1803-1 «О выборах главы администрации» . Не давая понятия предвыборной агитации, данные законодательные акты предусматривали ее основное содержание и формы (право беспрепятственной агитации «за» или «против» того или иного кандидата через средства .массовой информации, на собраниях и митингах).

Пожалуй, впервые легальное определение предвыборной агитации было установлено в Указе Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 года № 1792 «Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года» (интересно отметить, что данный указ был отменен только в 2003 году, когда это понятие уже закреплялось в федеральных законах). В этом указе содержится следующие определения, касающиеся предвыборной агитации:

«предвыборная агитация» — сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения;

«политическая реклама» — оплачиваемые кандидатом, избирательным объединением либо иным лицом, действующим в интересах кандидата, избирательного объединения, сообщения, материалы, побуждающие, призывающие граждан совершить предлагаемые действия.

К настоящему моменту это понятие уже успело поменяться несколько раз. Проследим динамику изменений понятия предвыборная агитация, происходивших с момента введения данного термина в правовой оборот:

предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, име-

ющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов) (Федеральный закон от6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»);

агитация предвыборная (предвыборная агитация)

- деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

агитация предвыборная (предвыборная агитация)

- деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) (Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

агитация предвыборная (предвыборная агитация) -деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации»)

Последние изменения в избирательное законодательство, внесенные Федеральным законом от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» хотя формально и не внес изменений в понятие предвыборной агитации, содержащееся в статье 2 Федерального закона № 67-ФЗ, существенно повлиял на данный термин. С одной стороны, граждане сохранили право вести предвыборную агитацию против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), с другой, утратив право выражать свою гражданскую позицию при голосовании за соответствующую позицию («против всех»), из понятия предвыборной агитации постепенно начнет вымываться данная составляющая.

Предвыборная агитация как деятельность, осуществляемая в определенных целях, может быть как соответствующей требованиям закона, так и нарушающей их (противоправной). Противоправной агитационной деятельностью следует признать деятельность, осуществляемую с нарушением установленных правил, в запрещенных для этого местах, за пределами агитационного периода, субъектами, ограниченными в праве на проведение предвыборной агитации, в не допускаемых законом формах и запрещенными методами.

Осуществление противоправной агитационной деятельности влечет применение мер юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах, которая рассматривается как публично-правовое средство обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав. За нарушение законодательства о выборах предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

В зависимости от отраслевой принадлежности различаются: 1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву); 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается дру1 от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В настоящей статье рассматриваются общие вопросы административной ответственности за нарушение правил предвыборной агитац,ш.

Административную ответственность за нарушения законодательств« о выборах можно подразделить на: 1) административную ответственность физических лиц и 2) ОАМинистратитную ответственность юридичрских лиц.

Основанием применения административной ответ-стр.еаности за нарушение правил предвыборной агитации является совершение соответствующего административного правонарушения, которое выражается в действиях, направленных на нарушение установленных избирательным законодательством для предвыборной агитации запретов и ограничений или на нарушение установленных требований при проведении предвыборной агитации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливает административную ответственность за нарушение следующих правил предвыборной агитации:

порядка опубликования (обнародования) агитационных материалов (ст. 5.5. КоАП)

порядка и условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8. КоАП);

времени и места проведения предвыборной агитации (ст. 5.10. КоАП);

субъектного состава предвыборной агитации (ст. 5.11. КоАП);

порядка и условий изготовления и распространения агитационных материалов (ст. 5.12. КоАП).

Таким образом, административное законодательство в большей степени нацелено на борьбу с формальными нарушениями правил предвыборной агитации, иначе говоря, устанавливает ответственность за отступление от предусмотренной законодательством о выборах процедуры проведения предвыборной агитации. Вместе с тем, некоторые нарушения правил предвыборной агитации остаются без внимания административного законодательства и не влекут административного наказания. Это, в частности, неопубликование политической партией своей предвыборной программы, нарушение порядка предвыборной агитации в ходе массовых мероприятий, злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации. Ответственность за нарушение данных правил предусмотрена избирательным законодательством (например, отмена регистрации кандидата или отмена решения о результатах выборов за злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации) либо не проявляется в виде неблагоприятных последствий правового характера (например, может рассматриваться как разновидность политической ответственности).

Возможны ситуации, когда при проведении предвыборной агитации будут совершены административные правонарушения иного плана (например, нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании при проведении агитационных массовых мероприятий (ст. 5.38 КоАП).

При этом следует особо отметить, что не должны рассматриваться в качестве административных правонарушений деяния, хотя формально и подпадающие под признаки административно наказуемых за нарушение правил предвыборной агитации, но осуществляемые при ведении иной (неагитационной деятельности). Это связано с тем, что для предвыборной агитации характерно наличие специальной агитационной цели, осуществление в период избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, блоков, наличие определенных форм, посредством которых она становится доступной для избирателей. Отсутствие этих признаков говорит о том, что данная деятельность агитацией не является и, соответственно, о нарушении правил предвыборной агитации говорить не приходится (речь идет, например, о проведении «агитации» до начала избирательной кампании, распространении информации без осознанного агитационного характера, призывы не участвовать в выборах и т.п.).

Учитывая то, что правила предвыборной агитации устанавливаются как в федеральных законах, так и в законах субъектов Российской Федерации (см. в частности, п. 10 ст. 51, и. 8 ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), соответственно административная ответственность за нарушение правил предвыборной агитации, сформулированных в региональных законах, может вводиться на уровне субъектов Российской Федерации.

Объектом всех административных правонарушений правил предвыборной агитации выступают общественные отношения, связанные с реализацией гражданами права на участие в предвыборной агитации.

Объективная сторона данных правонарушений чаще выражена в актизных действиях нарушителей (например, использование зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком предоставленных им бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения, избирательные блоки) однако не исключается ее проявление ив бездействии (например, непредставление кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию экземпляров печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения).

Рассматриваемые административные правонарушения чаще всего совершаются умышленно, хотя не исключается и неосторожная форма вины.

Субъекты административных правонарушений правил предвыборной агитации в зависимости от вида административного правонарушения могут быть как общими (граждане и юридические лица независимо от организационно-правовых форм), например, при проведении предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах или при привлечении к проведению предвыборнсй агитации лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, так и специальными: кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, иные лица, уполномоченные выступать от имени кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, лица, замещающие государственную должность категории «А» или выборную муниципальную должность (при нарушении предусмотренных зако-

нодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях).

Учитывая, жесткие временные рамки избирательных кампаний, высокую степень общественной опасности административных правонарушений правил предвыборной агитации, исходящих от лиц, замещающих государственные (муниципальные должности), полагаю, что лица, обладающие неприкосновенностью и являющиеся кандидатами на выборную должность, должны нести административную ответственность за нарушения, допущенные в ходе избирательной кампании, на общих основаниях (за исключением лиц, обладающих неприкосновенностью в соответствии с Конституцией Российской Федерацией). Это в полной мере обеспечит равные условия для участия в выборах для любых граждан, независимо от должностного положения, и снизит использование пресловутого административного ресурса.

Санкции статей КоАП, устанавливающие ответственность за данные административные правонарушения, являются относительно определенными, единственный используемый вид административного наказания — штраф (от десяти минимальных размеров оплаты труда для граждан до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда для юридических лиц.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административное наказание за нарушение правил предвыборной агитации могут только суды, что является существенной гарантией объективного и беспристрастного рассмотрения указанной категории дел, имеющих, как правило, повышенный интерес со стороны противоборствующих политических сил — участников избирательной кампании. Среди субъектов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, следует выделить членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на это решением соответствующей избирательной комиссии. При этом следует отметить, что большинство членов избирательных комиссий не являются государственными (муниципальными) служащими, а также должностными лицами указанных органов. Полагаю, что это не вполне удачное решение, особенно, учитывая порядок формирования избирательных комиссий — посредством представительства политический партий и иных политических организаций. Все это в конечном итоге ведет к тому, что любое дело о нарушении правил предвыборной агитации будет рассматриваться как «политический заказ» со стороны той политической партии, представитель которой, являясь членом соответствующей избирательной комиссии, составил протоколов административном правонарушении. В этой связи более предпочтительным выглядит наделение полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающих в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе, если по решению соответствующей комиссии им предоставлено такое право, а также расширить полномочия должностных лиц органов внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области печати и средств массовой информации (по правонарушениям, связанным с деятельностью средств массовой информации) по составлению протоколов в этой сфере.

В настоящее время практика применения законодательства об административных правонарушениях за нарушение правил предвыборной агитации является достаточно неразработанной, что связано, прежде всего, с нестабильностью законодательства в данной сфере: ведь с момента начала реформы избирательной системы в стране нормы об ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдуме подвергались существенной переработке трижды! Вместе с тем при дальнейшем развитии законодательства об административных правонарушениях необходимо учитывать тенденции, происходящие в избирательном праве, которое также, к сожалению, подвергается слишком частым коренным преобразованиям, с тем, чтобы административная ответственность устанавливалась за нарушение действующих правил предвыборной агитации и, напротив, исключалось ее применение за нарушение правил, не установленных избирательным правом.

Автор выражает надежду, что сделанные им выводы помогут в совершенствовании деятельности административных комиссий, судов, органов внут-

ренних дел при привлечении к ответственности участников избирательных правоотношений за нарушение правил предвыборной агитации.

Библиографический список

1 Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М.: Иэд-во Н'ЛРМА, 1999, С. 760.

2. Иванов И.В., Копейко А.К. Правовые основы предвыборной агитации на телевидении и радио // Правовая культура, электоральная активность и телевидение. - М., 1996. С. 144.

3. Бесшганько \.В , ДиановМ.А. Комментарий к федеральному законодательству об обеспечении гарантий прав граждан на получ. ние и распространение чнформации о выборах и референдуме. Омск, 2003. С. 56.

ДИАНОВ Максим Алексеевич.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.09.2006 г. © Дианов М.А.

УДК 608 1 ООО 34 д д ПЕРЕВЕРТАЙЛО

Каэахстанско-Российский университет

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПАТЕНТНЫХ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ ИЗОБРЕТЕНИЙ _

В настоящее время институт рассмотрения патентных споров является одним из важных составляющих системы защиты изобретательства и прав на его результаты. Автором для раскрытия этой темы были освещены и исследованы проблемы рассмотрения патентных споров в административном порядке. В результате были выработаны предложения по совершенствованию института административного порядка рассмотрения патентных споров, которые определили научную новизну данной работы.

Конкурентная экономика, индустриальное и инновационное развитие государства неразрывно связаны с изобретательством. Безусловно, в будущем значение изобретательства будет лишь возрастать и все более влиять на экономику. «Интенсивное развитие страны возможно только на основе эффективного использования научно-технического потенциала».' В свою очередь, эффективность создания и внедрения результатов труда изобретателей напрямую зависит от уровня правовой защиты прав на данные результаты. Не случайно одной из основных задач Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года выступает развитие институтов защиты прав на интеллектуальную собственность.2

Одним из важных компонентов системы обеспечения правовой защиты патентных прав выступает институт рассмотрения патентных споров, в том числе его административный порядок, Важность

эффективного функционирования института разрешения патентных споров обуславливается постоянным ростом количества данных споров, а также его прямое и значительное влияние на уровень защищенности патентных прав.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы на основе анализа комплекса юридических источников выявить проблемы рассмотрения патентных споров в административном порядке, а также сформулировать практические предложения по развитию института защиты прав граждан и юридических лиц в патентно-правовой сфере. Для достижения указанной цели мы попытаемся исследовать некоторые актуальные практические проблемы административного порядка рассмотрения патентных споров, обусловленные особенностями правового регулирования данной сферы, а также выработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования механизма разрешения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.