УДК 342.9
Н. В. Вассерман
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
СОСТАВЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается важная антикоррупционная правовая мера — установление административной ответственности за коррупционные правонарушения. Указывается на проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации. Анализируются понятие и сущность правонарушений коррупционной направленности, которые рассматриваются на примере административных правонарушений в сфере избирательного законодательства. Излагаются конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации, в частности введение в законодательство таких понятий, как «коррупционное правонарушение», «субъекты коррупционных правонарушений» и «антикоррупционные стандарты». Обращается внимание также на необходимость выделения в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации отдельной главы, посвященной административным коррупционным правонарушениям.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Коррупционное правонарушение; административная ответственность; коррупция; антикоррупционные меры; избирательная кампания; подкуп избирателей. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 24 марта 2015 г.; дата принятия к печати 5 мая 2015 г.; дата онлайн-размещения 22 июля 2015 г.
N. V. Vasserman
Baikal State University of Economics and Law, Irkursk, Russian Federation
STRUCTURES OF ADMINISTRATIVE CORRUPTION OFFENCES IN THE SPHERE OF THE ELECTORAL LAW
ABSTRACT. The article considers an important anti-corruption legal measure — establishment of administrative responsibility for corruption offenses. It specifies problems of counteraction of corruption in the Russian Federation. It analyses the concept and essence of corruption orientation offenses which are considered on the example of administrative offenses in the sphere of the electoral law. It presents specific proposals on improving the current legislation of the Russian Federation, in particular, introduction into the legislation of such concepts as «a corruption offense», «subjects of corruption offenses» and «anti-corruption standards». Also, attention is drawn to the necessity of allocation in the Code of Administrative Offences of the Russian Federation of a certain chapter devoted to administrative corruption offenses.
KEYWORDS. Corruption offense; administrative responsibility; corruption; anti-corruption measures; election campaign; bribery of voters.
ARTICLE INFO. Received March 24, 2015; accepted May 5, 2015; available online July 22, 2015.
Федеральный закон «О противодействии коррупции»1 к коррупционным правонарушениям относит как непосредственно коррупционные правонарушения, так и коррупционные преступления. При этом федеральный законодатель, вводя эти термины в официальный оборот, не дает им точного законодательного определения и никак их не разграничивает [8, с. 150].
В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) не выделяется отдельной главы, посвященной административным коррупционным правонарушениям. Вопрос о необходимости ее разработки и внедрении является достаточно дискуссионным как в науке административного права, так и в правоприменительной практике. Проблеме коррупции и ее профилактике уделяется серьезное внимание как со стороны государственных органов, так и правоох-
1 О противодействии коррупции : федер. закон РФ от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 22 дек. 2014 г.) // Российская газета. 2008. 30 дек.
© Н. В. Вассерман
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
ранительных структур. Сегодня вполне справедливо говорить о выделении отдельных составов административных правонарушений, обладающих признаками коррупции, однако они не систематизированы в виде специальной главы в КоАП РФ.
В действующем КоАП РФ более 20 составов административных правонарушений можно отнести к коррупционным: ст. 5.16-5.20 КоАП РФ, связанные с нарушением избирательных прав граждан и процедуры проведения выборов, ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты), ст. 7.30 КоАП РФ «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», ст. 14.9 КоАП РФ «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления», а также ст. 5.45-5.46, 5.48, 5.52, 7.29, 7.31, 7.31.1, ч. 1 и 4 ст. 14.35, 15.14 КоАП РФ и др. Рассматриваемые составы находятся в разных главах кодекса и имеют различный объект посягательства. В этой связи ряд авторов в целях эффективной борьбы с коррупцией в Российской Федерации предлагают предусмотреть в КоАП РФ отдельную главу «Коррупционные правонарушения» Особенной части или дополнить отдельными составами главу «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти»[6].
В данной статье автором будут рассмотрены отдельные составы административных коррупционных правонарушений, связанные с нарушением избирательных прав граждан, а также процедуры проведения выборов и референдума, т. е. нормы ст. 5.16-5.20 КоАП РФ. Все эти деяния обладают сходным объектом противоправного посягательства, которым являются избирательные права граждан, а также право на участие в референдуме Российской Федерации. Перечень этих прав определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Среди перечисленных составов наиболее распространенным на практике коррупционным административным правонарушением является деяние, предусмотренное ст. 5.16 КоАП РФ «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах». Подкуп избирателей находится в ряду наиболее опасных и наносящих значительный вред избирательной системе правонарушений, поскольку посягает на свободу волеизъявления избирателей, нарушает фундаментальные конституционные ценности и принципы народовластия [10, с. 40]. К сожалению, в действующем законодательстве о выборах не содержится нормы, которая бы давала развернутое определение подкупа избирателей [2, с. 5].
Для правильной квалификации подкупа избирателей необходимо рассмотреть состав данного правонарушения, предполагающий выделение в качестве обязательных элементов: объект, объективную строну, субъект и субъективную сторону. При подкупе избирателей объектом посягательства следует признать общественные отношения, возникающие при проведении агитации, направленные на обеспечение свободы формирования воли избирателей и их волеизъявления при голосовании [10, с. 47].
Признаками объективной стороны подкупа избирателей являются:
- деяние, выраженное в виде подкупа избирателей;
- последствия в виде вреда, причиняемого избирательным правоотношениям;
- причинно-следственные связи между противоправным деянием в виде подкупа избирателей и наступившими вредными последствиями.
Следует также отметить, что подкуп избирателей может осуществляться только посредством активных противоправных действий, заключающихся в нарушении правовой нормы о его запрете [8, с. 54]. К субъектам данных правонарушений могут относиться граждане, должностные лица, а также юридические лица. В частности, к должностным лицам относятся кандидаты, зарегистрированные кандидаты, кандидаты, признанные избранными, а к юридическим — избирательные объединения.
Субъективная сторона подкупа избирателей характеризуется обязательным наличием вины, причем форма вины (умысел или неосторожность) значения в данном случае не имеет [7, с. 78].
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
Л
Проведенный анализ судебной практики по данной статье показывает, что выявление судом фактов подкупа избирателей может повлечь отмену решения о результатах выбо-ров1. В этом случае необходимо установление факта совершения самого противоправного деяния, а также наступивших в результате его совершения вредных последствий в виде невозможности достоверно выявить волю избирателей в ходе проведения выборов.
Следующий состав, имеющий коррупционную направленность, закреплен в ст. 5.17 КоАП РФ — это непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума.
В соответствии с пп. 7, 9 ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)2 (далее — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав») кредитная организация по требованию соответствующей избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, специальном счете референдума инициативной группы по проведению референдума. Указанный федеральный закон обязывает кандидата, избирательное объединение, избирательный блок, инициативную группу по проведению референдума представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, референдуме, а итоговый не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов, референдума) о размерах своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда.
В соответствии с положениями ст. 59 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» избирательная комиссия до дня голосования периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов и фондов референдума. Соответственно, редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями, в течение трех дней со дня получения. Объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с финансированием выборов (референдума), регулируемые соответствующими федеральными законами и законами субъектов РФ. Объективная сторона выражается в действии (неполное предоставление сведений либо предоставление недостоверных сведений) и бездействии (непредставление сведений).
Субъектами данного правонарушения являются кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, лица, избранные депутатами, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, а также кредитные организации. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности [4, с. 79-80].
Однако несмотря на коррупционный характер данного состава, штрафные санкции по ст. 5.17 КоАП РФ были очень незначительными, максимальный размер которых не превышал 2 500 р. Обширная судебная практика по применению ст. 5.17 КоАП РФ подтолкнула федерального законодателя по ужесточению административной ответственности за данный вид правонарушений. Так, в Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 355-ФЗ3 были внесены изменения в ст. 5.17 КоАП РФ в части повышения штрафных санкций, максимальный размер которых теперь составляет 25 000 р.
1 Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2007 г. по делу № 25-Г07-6; Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июня 2003 г. по делу № 73-Г03-4.
2 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 3 февр. 2015 г.) // Российская газета. 2002. 15 июня.
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления : федер. закон РФ от 24.11.2014 г. № 355-ФЗ // Российская газета. 2014. 27 нояб.
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
Следующим составом коррупционного характера является деяние, предусмотренное ст. 5.18 «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».
Согласно п. 5, 6 ст. 59 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума.
Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют строго целевое назначение и могут использоваться в следующих целях:
- финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
- предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума, а также оплата работ (услуг) информационного и консультационного характера;
- оплата других работ, услуг, выполненных гражданами или юридическими лицами, а также покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатов, избирательными объединениями своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме;
- внесение избирательного залога.
Федеральное избирательное законодательство запрещает использование денежных фондов на иные цели. Коррупционным данное правонарушение становится в том случае, если финансовые средства, выделенные на проведение выборов и референдума, расходуются не на указанные цели, а на личные нужды участников избирательных кампаний или граждан, ответственных за проведение референдума [5, с. 90].
Предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума устанавливаются законом.
Следует также учитывать, что в отдельных случаях данное деяние из административного правонарушения перерастает в уголовное преступление. Прежде всего, это происходит в том случае, когда размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленную законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, но при этом составляют не менее 1 млн р. В этом случае деяние является уголовно наказуемым и квалифицируется по ч. 2 ст. 141.1 Уголовного кодекса РФ.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с финансированием выборов (референдумов), регламентированные соответствующими федеральными законами и законами субъектов РФ.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия (бездействие) определенных законом лиц, состоящие хотя бы в одном из перечисленных случаях:
- использование денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума;
- использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд (фонд референдума), иным образом, нарушающее законодательство о выборах и референдумах, если это нарушение не влечет ответственности по ст. 5.50 КоАП РФ (например, использование в иных целях средств, пожертвованных с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога);
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
Л
- расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума;
- превышение установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума;
- расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законом цели.
Субъектами ответственности по данной статье могут быть кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума или иной (инициативной агитационной) группы участников референдума, иные физические лица, а также юридические лица — избирательное объединение либо инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума.
Субъективную сторону правонарушения могут составлять умысел или неосторожность [9, с. 85-86].
Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума предусматривает ст. 5.19 КоАП РФ.
Действующее избирательное законодательство Российской Федерации предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам оказывать финансовую (материальную) поддержку в ходе проводимых выборов только через соответствующие избирательные фонды [1].
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» устанавливает предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.
Запрещается без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенных результатов на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме.
Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенных результатов на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов (референдума) и их финансированием.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия (бездействие) определенных законом субъектов, состоящие в использовании незаконной материальной поддержки (помимо средств избирательного фонда, фонда референдума), полученной от граждан, юридических лиц, их филиалов, представительств и иных подразделений, а также анонимной материальной поддержки.
Ключевым признаком объективной стороны является время совершения правонарушения. Оно может быть совершено только в период избирательной кампании (кампании референдума), т. е. с момента официального опубликования решения о назначении выборов (референдума) до дня официального опубликования результатов выборов (референдума).
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
л
Субъектами данного правонарушения являются: граждане, кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов, избирательных объединений, а также юридические лица — избирательные объединения [9, с. 105].
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Санкция ст. 5.19 КоАП РФ помимо основного наказания в виде административного штрафа в качестве дополнительного наказания предусматривает конфискацию предмета административного правонарушения.
Следующим коррупционным административным правонарушением является незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20 КоАП РФ).
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с нарушением порядка финансирования избирательной кампании.
Объективная сторона характеризуется следующими действиями, перечисленными в диспозиции ст. 5.20 КоАП РФ:
- оказание финансовой поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума;
- выполнение работ бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, связанными с проведением выборов, референдума и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме;
- выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
- внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц либо оказание кандидату, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для проведения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума материальной поддержки, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Субъектами данного административного правонарушения являются: граждане, оказавшие незаконную финансовую и иную материальную поддержку; юридические лица и их должностные лица. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. В случаях, если правонарушение содержит признаки уголовно наказуемого деяния, оно квалифицируется по ч. 1 ст. 141.1 Уголовного кодекса РФ.
На практике при разграничении правонарушений, предусмотренных ст. 5.18-5.20 КоАП РФ, следует иметь в виду, что, не смотря на один и тот же объект посягательства, в первых двух статьях речь идет об использовании незаконной финансовой и иной материальной поддержки, а в данной статье — об оказании такой незаконной поддержки. Соответственно, различаются и субъекты ответственности за эти правонарушения [4, с. 84].
Следует также отметить крайне незначительное количество судебной практики по ст. 5.18-5.20 КоАП РФ. Так, оперируя официальными данными государственной
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
л
автоматизированной системы «Правосудие», в период с 2010 по 2014 г. в Иркутской области в ходе проведенных избирательных кампаний не было вынесено ни одного судебного решения по данным составам административных правонарушений1. Указанное обстоятельство можно объяснить, во-первых, ограниченными сроками избирательной кампании, во-вторых, сложностью доказательственной базы.
Обращаясь к Федеральному закону «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273, можно сделать вывод, что к коррупционным правонарушениям относятся «коррупционные правонарушения» и «коррупционные преступления». При этом федеральный законодатель, вводя в официальный оборот эти ключевые понятия, не дает им законодательного определения и никак их не разграничивает, поэтому важной проблемой, стоящей перед законодателями и правоприменителями, является определение предела четкой границы между коррупционными правонарушениями и преступлениями, поскольку неопределенность правовых норм и нечеткость формулировок, используемых законодателем, дает возможность неоднозначного толкования лицом, применяющим правовую норму.
Что же касается понятия административных коррупционных правонарушений, то в науке административного права этот вопрос является достаточно дискуссионным. Так, по мнению Н. Г. Калугиной, коррупционным правонарушением признается виновно совершенное общественно опасное незаконное использование лицом своего публичного статуса или незаконное предоставление выгод имущественного или неимущественного характера или незаконное предоставление выгод лицу, обладающему публичным статусом, для себя, близких родственников, деловых партнеров [3, с. 56-57].
По мнению автора, административные коррупционные правонарушения — это административные правонарушения, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями, за которые установлена административная ответственность.
Кроме того, разделяя позицию некоторых авторов, действующее законодательство в сфере противодействия коррупции следовало бы дополнить не только таким понятием, как «коррупционное правонарушение», но и «субъекты коррупционных правонарушений» и «антикоррупционные стандарты» [5, с. 94, 6]. Тем не менее, вопрос, связанный с изучением и внедрением такого понятия, как административные коррупционные правонарушения, требует дальнейшей научной разработки и, возможно, выделение в будущем в КоАП РФ отдельной главы, посвященной этому виду правонарушений.
Таким образом, закрепление составов административных правонарушений коррупционного характера в КоАП РФ является перспективным направлением совершенствования правового регулирования в области борьбы с коррупцией. У законодателя появится возможность усилить защиту интересов государственной власти и государственной службы от коррупционных проявлений со стороны недобросовестных граждан.
Список использованной литературы
1. Игнатенко В. В. Административная ответственность участников выборов : учеб. пособие / В. В. Игнатенко ; Избирател. комис. Иркут. обл. — Иркутск, 2003. — 107 с.
2. Игнатенко В. В. Понятие подкупа избирателей как конституционно-правового деликта и особенности его квалификации / В. В. Игнатенко // Академический юридический журнал. — 2012. — № 1. — С. 4-10.
3. Калугина Н. Г. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения / Н. Г. Калугина // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 6. — С. 56-57.
4. Комментарий к Кодексу российской Федерации об административных правонарушениях / И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищева, Е. Н. Сидоренко, А. Ю. Якимов ; под ред. Н. Г. Салищевой. — М. : Проспект, 2011. — 663 с.
5. Поляков М. М. Административно-правовые способы предупреждения коррупционных правонарушений : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / М. М. Поляков. — М., 2009. — 168 с.
6. Рамазанов Р. У. Административная ответственность за коррупционные правонарушения / Р. У. Рамазанов. — URL : http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=1908.
1 URL : http://bsr.sudrf.ru/.
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права
7. Ростовцева Ю. В. Административная ответственность за коррупционные правонарушения в системе государственной службы / Ю. В. Ростовцева. — URL : http://www.center-bereg. ru/1157.html.
8. Севрюгин К. В. Административная ответственность государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения / К. В. Севрюгин // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 3 (77). — C. 150-153.
9. Чижевский В. С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / В. С. Чижевский. — М. : Кн. мир. — 2015. — 1184 с.
10. Штурнева М. В. Конституционно-правовая ответственность за подкуп избирателей : монография / М. В. Штурнева ; Избирател. комис. Иркут. обл. — Иркутск, 2013. — 183 с.
References
1. Ignatenko V. V. Administrativnaya otvetstvennost' uchastnikov vyborov [Administrative responsibility of election participants]. Irkutsk, 2003. 107 p.
2. Ignatenko V. V. The concept of bribery of voters as a constitutional and legal delict and features of its qualification. Akademicheskii yuridicheskii zhurnal = Academic Juridical Journal, 2012, no. 1, pp. 4-10. (In Russian).
3. Kalugina N. G. On question of the concept of administrative offence. Administrativnoe i mu-nicipal'noepravo = Administrative and municipal law, 2010, no. 6, pp. 56-57. (In Russian).
4. Veremeenko I. I., Salishcheva N. G, Sidorenko E. N., Yakimov A. Yu. Kommentarii k Kodek-su rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Comments on the Administrative Offences of the Russian Federation]. Moscow, Prospekt Publ., 2011. 663 p.
5. Polyakov M. M. Administrativno-pravovye sposoby preduprezhdeniya korruptsionnykh pra-vonarushenii. Kand. Diss. [Administrative and legal methods of preventing corruption offences. Cand. Diss.]. Moscow, 2009. 168 p.
6. Ramazanov R. U. Administrativnaya otvetstvennost' za korruptsionnye pravonarusheniya [Administrative responsibility for corruption offences]. Available at: http://www.justicemaker. ru/view-article.php?id=25&art=1908. (In Russian).
7. Rostovtseva Yu. V. Administrativnaya otvetstvennost' za korruptsionnye pravonarusheniya v sisteme gosudarstvennoi sluzhby [Administrative responsibility for corruption offences in the state civil service]. Available at: http://www.center-bereg.ru/1157.html. (In Russian).
8. Sevryugin K. V. Administrative liability of civil officers for corruption offences. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 3, pp. 150-153. (In Russian).
9. Chizhevsky V. S. Kommentarii k Kodeksu Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pra-vonarusheniyakh [Comments on the Administrative Offences of the Russian Federation]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2015. 1184 p.
10. Shturneva M. V. Konstitutsionno-pravovaya otvetstvennost' zapodkup izbiratelei [Constitutional and legal responsibility for bribery of voters]. Irkutsk, 2013. 183 p.
Информация об авторе
Вассерман Наталья Владимировна — старший преподаватель, кафедра конституционного и административного права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Natalya V. Vasserman — Senior Lecturer, Chair of Constitutional and Administrative Law, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Вассерман Н. В. Составы административных коррупционных правонарушений в сфере избирательного законодательства / Н. В. Вассерман // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 4. — DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(4).18.
Reference to article
Vasserman N. V. Structures of administrative corruption offences in the sphere of the electoral law. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).18. (In Russian).
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета экономики и права