8. Бондарев Д.А., Фирсова Е.А. Сравнительный анализ дефиниций «общественная безопасность» и «общественный порядок» во Франции, в Австрии, ФРГ, США, Канаде и России // Российский следователь. - 2010. - № 7.
9. Горовой А.В. Материалы Всероссийского семинар-совещания начальников подразделений службы вневедомственной охраны полиции субъектов Российской Федерации. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mvd.ru/news/show_104976 [Доступ за 24.01.14].
10. Журавлёв Р.А. Понятие и содержание общественной безопасности как приоритета национальной безопасности [Текст] / Р.А. Журавлев // Российский следователь. - 2012. - № 9. - С. 44.
11. Козлов Ю.М, Овсянко Д.М, Попов Л.Л. Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с.
12. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук / Академия МВД РФ. - М., 1996. - 58 с.
13. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и ад министративно -правовые средства ее обеспечения. - М.: Юрист, 1998.
14. Уголовная политика и её реализация органами внутренних дел: учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. - М.: Академия управления МВД России, 2003.
15. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mvd.ru [Доступ за 25.04.2014].
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
© Самигуллина Э.Ф.*
Уральский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Екатеринбург
Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, г. Уфа
За совершение административных правонарушений предусмотрена административная ответственность. Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность. Одним из специальных субъектов выступают должностные лица.
Долгое время правоприменительной деятельности актуальным является вопрос о рассмотрении сущности понятия «должностное лицо», а также оп-
* Преподаватель УГКТиД, магистрант УФ РЭУ им. Плеханова.
ределения правового статуса должностного лица. Согласно со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Рассмотрим понятия должность и должностное лицо.
Должность - правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями [4].
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России [1].
Согласно Федеральному закона «Об основах государственной службы РФ» Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Термин «должностное лицо» в современном административном законодательстве имеет более широкое значение и не ассоциируется только с правовым положением государственных служащих [3].
Статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей к организационно-распорядительным функциям, осуществляемым постоянно или временно должностным лицом, относятся, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно -хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.) [2].
Законодатель предусмотрел порядок и условия привлечения к административной ответственности руководителей и иных работников организаций, отличных от государственных и муниципальных, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица аналогичные тем, которые применяются при привлечении к административной ответственности должностного лица. Иначе говоря, указанные лица несут ответственность как должностные лица.
Важно отметить то, что юридические составы административно-налоговых правонарушений, субъектом которых являются должностное лицо и лица, приравненные к ним, за исключением индивидуальных предпринимателей, объединены в новом КоАП РФ в главе 15 «административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». В зависимости от субъекта правонарушения юридические составы, условно, можно классифицировать на два вида: а) устанавливающих ответственность должностных лиц и б) лиц, приравненных к таковым.
Заслуживает внимания тот факт, что административный проступок должностного лица одновременно является и нарушением им служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, предполагает разрешение вопроса о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух наказаний - и административного, и дисциплинарного. Действующим законодательством этот вопрос решен лишь частично. Так, не допускается сочетание уголовной ответственности с дисциплинарной и административной. Однако действующие нормативно-правовые акты не содержат запрета на одновременное применение к правонарушителю как административной, так и дисциплинарной ответственности. Поэтому, представляется, что при кумуляции административных и дисциплинарных правонарушений в каждом конкретном случае правоприменителю необходимо будет выбирать те санкции, которые наиболее эффективно будут содействовать плодотворному развитию охраняемых ими общественных отношений.
Административная ответственность за проступки должностных лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами. В ст. 289-306 БК, определяющих виды правонарушений бюджетного законодательства, понятие «должностное лицо» не упоминается, однако правонарушителями в указанных случаях являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями, руководители хозяйственных и муниципальных органов и иные лица, осуществляющие функции должностных лиц в том смысле, как это предусмотрено дефиницией должностного лица, содержащейся в примеч. 1 к ст. 285 УК. К правонарушителям - должностным лицам, как правило, относятся государственные и муниципальные должностные лица. Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций [2].
Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Санкции, определенные БК и НК, в отличие от КоАП, не предусматривают дифференциации наказаний, совершенных должностными лицами и лицами, не наделенными правомочием должностного лица: при выявлении обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, принимается во внимание лишь повторное совершение указанного проступка лицом, к которому уже были применены налоговые санкции.
Можно выделить следующие черты, характеризующие правовой статус должностного лица:
- к должностным лицам относятся особые категории служащих государственных органов и служащих, работающих в иных государственных и негосударственных структурах, независимо от используемых ими организационно-правовых форм;
- имеет место процесс сближения правового положения государственных служащих со статусом должностных лиц;
- к рассматриваемой категории относятся государственные служащие, а также некоторые категории лиц, не являющихся государственными служащими, но занимающих государственные должности, в том числе наделенные властно--распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных по службе лиц («представители власти»);
- должностные лица - это также служащие государственных организаций, наделенные правом издания нормативно-правовых актов, распространяющихся на подчиненных и / или не подчиненных по службе лиц;
- статус должностного лица имеют служащие государственных органов, наделенные определенным объемом властных полномочий в отношении подчиненных по службе лиц, включая право на издание индивидуальных актов управления, а также имеющие право на использование официальных символов, реквизитов, характеризующих их формально-юридическое положение;
- к рассматриваемой категории относятся служащие государственных органов, наделенные специальным правом на поддержание официального взаимодействия с другими государственными организациями Российской Федерации;
- к должностным лицам в ряде случаев относятся служащие, несущие специально оговоренную в законодательстве ответственность за поведение других, подчиненных им по службе лиц [3].
Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Необходимо исследовать вопрос о проблемах привлечения к административной ответственности должностных лиц. Для этого целесообразно в первую очередь определение должностного лица следовало бы дать в более широком и детальном толковании. Это будет способствовать дальнейшему развитию административно-правового регулирования. Исследования особенностей правового статуса должностных лиц имеет теоретическую и практическую значимость для совершенствования действующего законодательства и практики его применения.
Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях (в ред. от 15.01. 2013 г.) // «Российская газета». - 31.01.2001. - № 256.
2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 31.03.2014).
3. Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве / А.В. Воронков // Правоведение. - 1999. - № 1. - С. 55-65.
4. Энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.aca-demic.ru (дата обращения: 31.03.2014).
ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
© Ситалиев М.Т.*
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
Краткая аннотация: в данной научной статье определены особенности юридического состава статей Главы 5 Кодекса об административных правонарушениях и выделена проблема в толковании статьи 5.11 КоАП РФ.
Ключевые слова предвыборная агитация, Кодекс об административных правонарушениях, юридический состав, проблемы толкования, статья 5.11 КоАП РФ.
Предвыборная агитация, как часть избирательной кампании регламентируется многими нормативно-правовыми актами, среди которых основополагающее место занимает законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации. В данном отношении особое значение приобретает юридическая ответственность за данные правонарушения как
* Студент Юридического факультета.