Научная статья на тему 'Административная ответственность в сфере выборов'

Административная ответственность в сфере выборов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1988
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральное избирательное законодательство / выборы / избирательные права / Административная ответственность / виды и структура административных правонарушений / federal selective legislation / elections / suffrages / ADMINISTRATIVE responsibility / types and structure of administrative offences

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волченко Валерия Наильевна

Анализируется российское законодательство об административных правонарушениях относительно регулирования ответственности за нарушения избирательных прав граждан и порядка организации и проведения выборов. Раскрываются особенности административных правонарушений в контексте избирательного законодательства; рассматриваются форма и содержание административного правонарушения, исследуется его субъектный состав; показаны основные особенности санкций за административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian legislation on administrative offences concerning regulation of the responsibility for infringements of suffrages of citizens and the order of the organization and elections is analyzed. Features of administrative offences in a context of the selective legislation reveal; the form and a content of an administrative offence are considered, its subject structure is investigated; the basic features of sanctions for the administrative offences encroaching on suffrages of citizens are shown.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность в сфере выборов»

УДК 36

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ВЫБОРОВ

© 2011 г. В.Н. Волченко

Южный федеральный университет,

ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007,

dekanat@econ.sfedu.ru

Southern Federal University,

Gorkiy St., 88, Rostov-on-Don, 344007,

dekanat@econ.sfedu.ru

Анализируется российское законодательство об административных правонарушениях относительно регулирования ответственности за нарушения избирательных прав граждан и порядка организации и проведения выборов. Раскрываются особенности административных правонарушений в контексте избирательного законодательства; рассматриваются форма и содержание административного правонарушения, исследуется его субъектный состав; показаны основные особенности санкций за административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.

Ключевые слова: федеральное избирательное законодательство, выборы, избирательные права, административная ответственность, виды и структура административных правонарушений.

The Russian legislation on administrative offences concerning regulation of the responsibility for infringements of suffrages of citizens and the order of the organization and elections is analyzed. Features of administrative offences in a context of the selective legislation reveal; the form and a content of an administrative offence are considered, its subject structure is investigated; the basic features of sanctions for the administrative offences encroaching on suffrages of citizens are shown.

Keywords: federal selective legislation, elections, suffrages, administrative responsibility, types and structure of administrative offences.

Избирательные права, являясь частью системы конституционных прав граждан РФ, обладают особым механизмом обеспечения [1]. Это выражается в установленных законом мерах ответственности за нарушение электоральных прав граждан. В юридической литературе такие меры принято называть «ответственность за нарушение избирательного законодательства» [2]. Данное определение основано на нормах федерального законодательства [3]. Вместе с тем нормативные акты, устанавливающие ответственность за правонарушения (преступления) в сфере выборов, размещают нормы, определяющие меры такой ответственности, в разделах, посвященных защите прав (конституционных) граждан РФ [4]. Если учесть, что наиболее полная реализация избирательных прав возможна только в рамках избирательного процесса, проводимого в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, то ответственность в сфере выборов следует разделять на ответственность за нарушение избирательных прав граждан и ответственность за нарушение порядка организации и проведения выборов. Следовательно, понятие «ответственность за нарушение избирательного законодательства» включает в себя ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ и порядка организации и проведения выборов.

Действующая редакция ст. 79 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» носит бланкетный характер и не устанавливает виды ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Санкции за его нарушения в основном сосредоточены в нормах двух федеральных законов - Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.

Следовательно, к нарушителям избирательных прав граждан и порядка организации и проведения выборов могут применяться меры административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и порядка организации и проведения выборов установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (гл. 5, ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.58) [4]. В сфере выборов ее можно разделить на административную ответственность граждан и административную ответственность специальных субъектов [5]. Основания административной ответственности в юридической литературе подразделяются на два вида: нормативные и фактические [6]. Под нормативными основаниями понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется ответственность. Фактическим основанием является административное правонарушение - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Анализ избирательного законодательства и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет провести классификацию административных правонарушений в сфере выборов по следующим основаниям. В зависимости от того, на какой стадии избирательного процесса были совершены административные правонарушения в сфере выборов, их можно разделить на следующие виды: 1) нарушение установленного порядка реализации прав участников избирательного процесса при подготовке к проведению голосования (ст. 5.1, 5.3, 5.4, 5.6, 5.15 Ч. 1, 5.16, 5.21, 5.49, 5.56 КоАП РФ); 2) нарушение порядка выдвижения и регистрации кандидатов (ст.5.7 КоАП РФ);

3) нарушение порядка сбора подписей избирателей (ст. 5.46 - 5.47 КоАП РФ); 4) нарушение принципа равенства кандидатов (ст. 5.45, 5.52 КоАП РФ); 5) нарушение порядка информационного обеспечения выборов и проведения предвыборной агитации (ст. 5.5, 5.8 - 5.15 Ч.2, 5.38, 5.48, 5.51 КоАП РФ); 6) нарушение порядка финансирования избирательной кампании и расходования средств избирательных фондов (ст. 5.17 - 5.21, 5.50 КоАП РФ); 7) нарушение порядка проведения голосования (ст. 5.22 - 5.23, 5.58 КоАП РФ); 8) нарушение порядка определения результатов выборов (ст. 5.24 - 5.25 КоАП РФ). По субъектному составу административные правонарушения можно разделить на: 1) правонарушения, совершенные общими субъектами права (ст. 5.14 КоАП РФ); 2) правонарушения, совершенные специальными субъектами (ст. 5.22 КоАП РФ). В зависимости от объекта посягательства можно выделить следующие административные правонарушения в сфере выборов:

1) правонарушения, посягающие на пассивные избирательные права граждан (ст. 5.7, 5.13, 5.15 Ч. 2, 5.21, 5.38, 5.45, 5.48, 5.52 КоАП РФ); 2) правонарушения, посягающие на активные избирательные права граждан (ст. 5.1, 5.4, 5.22, 5.46, 5.58 КоАП РФ); 3) правонарушения, посягающие на права избирательных комиссий и их членов (ст. 5.3, 5.6, 5.21 КоАП РФ); 4) правонарушения, посягающие на права иных участников избирательных правоотношений (ст. 5.5 - 5.6, 5.50 КоАП РФ).

Опираясь на положения Кодекса об административных правонарушениях, можно определить следующую структуру административного правонарушения в сфере выборов. Субъектов ответственности за нарушения избирательных прав граждан и порядка организации и проведения выборов можно разделить на две группы: 1 ) индивидуальные (граждане и лица, обладающие специальным статусом) и коллективные (юридические лица и иные субъекты); 2) общие и специальные. Общими субъектами административного правонарушения в сфере выборов являются граждане (например, ст. 5.5 КоАП РФ), и юридические лица (например, ст. 5.13 КоАП РФ). Специальные субъекты - это лица, наделенные особым статусом и выполняющие предусмотренные законом обязанности, вытекающие из их статуса. Специальных субъектов административного правонарушения в области избирательных правоотношений следует разделять на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся: 1) кандидат (ст. 5.8, 5.17 - 5.19, 5.50 КоАП РФ);

2) лицо, являвшееся кандидатом (Ч. 1 ст. 5.17 - 5.18, 5.50 КоАП РФ); 3) зарегистрированный кандидат (ст. 5.19 КоАП РФ); 4) лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность (п. 1 ст. 5.17, 5.50 КоАП РФ); 5) уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения (ст. 5.17 Ч. 1, 5.19 КоАП РФ); 6) уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата (ст. 5.19 КоАП РФ); 7) должностное лицо (ст. 5.3 - 5.6, 5.8 - 5.13, 5.15 - 5.17, 5.20 -5.21, 5.23, 5.47 - 5.49, 5.51 - 5.53 КоАП РФ); 8) председатель избирательной комиссии (ст. 5.6 Ч. 2, 5.17 Ч. 2, 5.24 -5.25 КоАП РФ); 9) заместитель председателя избирательной комиссии (ст. 56 Ч. 2 КоАП РФ); 10) секретарь избирательной комиссии (ст. 56 Ч. 2 КоАП РФ); 11) член из-

бирательной комиссии (ст. 5.6 Ч. 2, 5.22, 5.24 КоАП РФ); 12) член избирательной комиссии с правом решающего голоса (ст. 5.47 КоАП РФ); 13) работодатель (ст. 5.7 Ко-АП РФ); 14) лицо, уполномоченное выступать от имени кандидата, избирательного объединения, (ст. 5.8 КоАП РФ); 15) главный редактор средства массовой информации (ст. 5.5 КоАП РФ); 16) лицо, замещающее государственную должность или муниципальную должность (ст. 5.8, 5.45 КоАП РФ); 17) лицо, находящееся на государственной или муниципальной службе (ст. 5.45. КоАП РФ); 18) лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей (ст. 5.46 КоАП РФ). Специальными коллективными субъектами административной ответственности за нарушение избирательных прав являются: 1) избирательные объединения (ст. 5.8, п. 1 ст. 5.17 - 5.19, 5.50 КоАП РФ); 2) средства массовой информации (редакция СМИ; организация, осуществляющая теле- и (или) радиовещание; организация, осуществляющая выпуск или распространение средства массовой информации) (ст. 5.5 Ко-АП РФ); 3) кредитная организация (ст. 5.21 КоАП РФ); 4) отделение связи (ст. 5.21 КоАП РФ); 5) орган исполнительной власти (ст. 5.21 КоАП РФ); 6) орган местного самоуправления (ст. 5.21, 5.47 КоАП РФ); 7) орган государственной власти (ст. 5.21 КоАП РФ); 8) орган управления организации, учреждения (ст. 5.47 КоАП РФ); 9) избирательные комиссии (исходя из смысла статьи 5.1 КоАП РФ).

Как известно, субъективной стороной административного правонарушения является вина. Административная ответственность может наступить только за виновное деяние. Применительно к административным правонарушениям, посягающим на избирательные права граждан и порядок организации и проведения выборов, законодатель различает две формы вины - умысел и неосторожность. Среди примеров умышленного административного правонарушения можно назвать проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11 КоАП РФ). С неосторожной формой вины может быть совершено такое правонарушение, как перечисление кредитной организацией средств избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям с нарушением установленных законом сроков (ст. 5.21 КоАП РФ). Вместе с тем данное правонарушение при определенных обстоятельствах может быть совершено и с умышленной формой вины.

В литературе различают общий, родовой и видовой (непосредственный) объекты административного правонарушения [7]. Общим объектом административного правонарушения в сфере выборов являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного и конституционного права. Родовой объект административного правонарушения составляют права граждан РФ (гл. 5, разд. II КоАП РФ). Видовой (непосредственный) объект - это избирательные права граждан РФ и порядок организации и проведения выборов.

Объективной стороной административного правонарушения в области избирательных правоотношений является невыполнение обязанностей, функций, задач,

возложенных законом на субъектов избирательных правоотношений (например, непредставление кандидатом сведений об источниках и размерах средств, перечисленных в избирательный фонд) или совершение предусмотренных административным законодательством действий, которые влекут наступление ответственности (например, умышленное уничтожение агитационных печатных материалов).

Основной мерой административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан и порядка организации и проведения выборов является наложение административного штрафа. В ряде случаев штрафные санкции дополняются конфискацией предмета административного правонарушения. Данная мера установлена за нарушения порядка финансирования избирательной кампании и расходования средств избирательных фондов (ст.5.19 - 5.20 КоАП РФ).

Таким образом, очевидно, что положения Кодекса об административных правонарушениях РФ направлены на защиту активного и пассивного избирательного права граждан практически на всех стадиях избирательного процесса.

Поступила в редакцию

Литература

1. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 122 - 123.

2. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б., Чудина С.Ю. Избирательное право и процесс в РФ. Иркутск, 2001. С. 440 - 441.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Рос. газ. 2010. № 296.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (в ред. от 29.12.2010 г.) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1. Ч. 1, гл. 5. ст. 1; Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. (в ред. от 29.12.2010 г.) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

5. Игнатенко В.В. Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Иркутск, 1998. С. 5.

6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1998. С. 285.

7. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 319 - 320.

4 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.