Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АГРАРНЫЙ ВУЗ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

Настоящая статья представляет анализ особенностей обучения иностранным языкам и иноязычному говорению в аграрном вузе, а также разработку креативного способа обучения профессионально-ориентированному общению аграрного направления. Целью данного исследования является оптимизация процесса обучения устному иноязычному общению в неязыковом вузе аграрного направления в виде разработки и материализации новаторской методической технологии обучения с позиции креативно-ориентированного формата обучения иностранным языкам в вузе. Автором статьи разработан курс креативного обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе. В статье дается перечень методических приемов и задач креативного способа обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе с рассмотрением креативного мышления в качестве средства обучения. Методический алгоритм приемов обучения и анализ специфики профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе, представленный автором статьи, детально освещает способы применения креативного мышления на практике. В статье приводится анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых-методистов по проблеме рассмотрения креативного мышления в качестве средства и технологии обучения. Настоящая статья представляет собой попытку разработки технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF CREATIVITY-BASED METHOD OF PROFESSIONALLY-ORIENTED COMMUNICATION TEACHING IN AGRARIAN UNIVERSITY

The present article presents the analysis of peculiarities of teaching foreign languages and foreign language speaking in agrarian higher education institution, as well as the development of creative way of teaching professional-oriented communication of agrarian direction. The aim of the given research is the optimization of the teaching process of oral foreign language communication in non-language university of agrarian direction in the form of development and materialization of innovative methodical teaching technology from the position of creative-oriented format of foreign language teaching in university. The author of the article has developed the course of creative teaching of professional-oriented foreign language communication in agrarian higher education institution. The article gives a list of methodological methods and tasks of creative teaching method of foreign language communication in agrarian higher educational institution with the consideration of creative thinking as a teaching tool. The methodological algorithm of training methods and the analysis of the specifics of professionally oriented foreign language communication in agrarian higher education presented by the author of the article covers in detail the ways of application of creative thinking in practice. The analysis of different points of view of native and foreign scientists-methodologists on a problem of consideration of creative thinking as means and technology of training is resulted in the article. The present article is an attempt to develop a technology based on creative thinking as a basic methodological category. The teaching model presented by the author of the article can be applied in the process of teaching foreign language professional-oriented communication in agrarian universities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

- создание простого личного кабинета с удобным интерфейсом;

- адаптация способов, методов, технологий передачи информации под дистанционное обучение;

- использование электронных средств обучения (интерактивная доска и т.д.).

Выводы. Сегодня цифровизация проникает во все сферы общества, в том числе в образование, способствуя внедрению инновационных технологий. Цифровизация также создает новые возможности по удовлетворению образовательных потребностей.

Наше исследование показало, что студенты столкнулись с некоторыми проблемами материального и содержательного плана. Студенты испытывали трудности, связанные с учебной деятельностью, особенно на начальном этапе к переходу на массовое дистанционное обучение. При этом следует отметить то, что студенты и преподаватели довольно быстро прошли этап адаптации к дистанционному обучению.

Сегодня отношение студентов к дистанционному образованию неоднозначно, т.к. большинство опрошенных респондентов предпочитают учиться в оффлайн - формате, т.е. очно. В связи с этим целесообразно вести системную и планомерную работу, в целях минимизации негативного воздействия и рисков снижения показателей успеваемости, по подготовке преподавателей и обучающихся с использованием современных возможностей различных платформ дистанционного образования.

Следует отметить, что дистанционное обучение с применением цифровых образовательных сред предполагает повышенную мотивацию студентов к самостоятельной работе. Но, за счет асинхронного обучения, дает возможность студентам обучаться в индивидуальном темпе, совмещая учебу с работой. Преподаватель, в свою очередь, получит доступ к дополнительным данным для более полного анализа прогресса студентов, анализа поведения студентов в цифровой образовательной среде, что позволит лучше оптимизировать индивидуальную образовательную траекторию. Для наиболее полного использования преимуществ дистанционного обучения в цифровых образовательных средах выявлена высокая потребность в разработке инновационных дидактических методов и приемов работы, цифровых учебных и методических ресурсов.

Таким образом, дистанционное обучение становится необходимым условием конкурентоспособности любой образовательной организации.

Литература:

1. Гринберг, А.С. Информационные технологии управления: учебное пособие / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 279 с.

2. Вершкова, Е.М. К вопросу о модели цифровых компетенций преподавателя / Е.М. Вершкова, Г.В. Можаева // Гуманитарная информатика. - 2019. - №16. - С. 6-12

3. Лю, Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Цзея Лю // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 402-406

4. Стрекалова, Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - № 2. - С. 84-88

5. Фатенков, А.Н. С цифровыми технологиями - в бесчеловечное будущее / А.Н. Фатенков // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2020. - № 1 (49). - С. 217-219

6. Строков, А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / А.А. Строков // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 2. - С. 15-28

7. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.].

8. Корнеев, А.Н. Дистанционное обучение: будущее развития образования / А.Н. Корнеев, Е.В. Толоконникова // Учебно-методическое пособие. - М.: Мир науки, 2019. - 88 с.

Педагогика

УДК 802.0:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович

Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Настоящая статья представляет анализ особенностей обучения иностранным языкам и иноязычному говорению в аграрном вузе, а также разработку креативного способа обучения профессионально-ориентированному общению аграрного направления. Целью данного исследования является оптимизация процесса обучения устному иноязычному общению в неязыковом вузе аграрного направления в виде разработки и материализации новаторской методической технологии обучения с позиции креативно-ориентированного формата обучения иностранным языкам в вузе. Автором статьи разработан курс креативного обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе. В статье дается перечень методических приемов и задач креативного способа обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе с рассмотрением креативного мышления в качестве средства обучения. Методический алгоритм приемов обучения и анализ специфики профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе, представленный автором статьи, детально освещает способы применения креативного мышления на практике. В статье приводится анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых-методистов по проблеме рассмотрения креативного мышления в качестве средства и технологии обучения. Настоящая статья представляет собой попытку разработки технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе.

Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, аграрный вуз, креативное мышление, приемы обучения, профессионально-ориентированное общение, неязыковой вуз.

Annotation. The present article presents the analysis of peculiarities of teaching foreign languages and foreign language speaking in agrarian higher education institution, as well as the development of creative way of teaching professional-oriented communication of agrarian direction. The aim of the given research is the optimization of the teaching process of oral foreign language communication in non-language university of agrarian direction in the form of development and materialization of

innovative methodical teaching technology from the position of creative-oriented format of foreign language teaching in university. The author of the article has developed the course of creative teaching of professional-oriented foreign language communication in agrarian higher education institution. The article gives a list of methodological methods and tasks of creative teaching method of foreign language communication in agrarian higher educational institution with the consideration of creative thinking as a teaching tool. The methodological algorithm of training methods and the analysis of the specifics of professionally oriented foreign language communication in agrarian higher education presented by the author of the article covers in detail the ways of application of creative thinking in practice. The analysis of different points of view of native and foreign scientists-methodologists on a problem of consideration of creative thinking as means and technology of training is resulted in the article. The present article is an attempt to develop a technology based on creative thinking as a basic methodological category. The teaching model presented by the author of the article can be applied in the process of teaching foreign language professional-oriented communication in agrarian universities.

Key words: creativity-based learning, agrarian university, creative thinking, teaching methods, professionally-oriented communication, non-linguistic university.

Введение. Принимая во внимание активные темпы развития сельского хозяйства в России, становится крайне необходимым рассмотрение разработки все более эффективных методик и технологий обучения иностранному языку для студентов аграрных специальностей.

Для подготовки специалистов в аграрной сфере при обучении иностранному языку необходимо учитывать не только формирование лексико-грамматических и переводческих навыков, знание сельскохозяйственной терминологии и умений письменной речи, но и умения устных видов речевой деятельности. В первую очередь, необходимо выделить обучение говорению в его монологической и диалогической формах в рамках профессионально-ориентированного общения аграрного направления.

Теоретическая значимость исследования обусловлена разработкой теоретического базиса методики обучения профессиональному иноязычному общению в аграрном вузе на основе рассмотрения креативного мышления в качестве средства и технологии обучения. Данная теоретическая значимость представлена в виде анализа специфики обучения в аграрном вузе.

Научно-прикладное значение исследования обусловлено возможностью практического использования разработанного нами креативно-ориентированной методики обучения профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе в соответствии с предложенными автором статьи методическими приемами, задачами и анализом специфики обучения иностранным языкам в аграрном вузе.

Научная новизна исследования заключается в создании креативно-ориентированной методики обучения на основе синтеза интеграции психолого-диагностирующих средств в методику обучения иностранным языкам, формирующих новую технологию обучения устному профессионально-ориентированному иноязычному общению в рамках аграрного вуза.

В основе предлагаемого метода обучения лежат воззрения таких известных психологов, специалистов по психодиагностике креативности, как Э. де Боно и П. Торренс.

Изложение основного материала статьи. По мнению Е.А. Шатурной, профессионально ориентированный дискурс -это общение специалистов в совокупности экстралингвистических факторов, которые оказывают влияние на порождение и восприятие речи, а также на восприятие невербального компонента общения, что обусловлено сложившимися в данном профессиональном сообществе конвенциями [3].

У профессионально ориентированного дискурса имеются как общие атрибутивные признаки, так и отдельные характеристики, присущие его функционированию в определенной деловой сфере. Среди общих атрибутивных признаков выделяют [2, С. 85]:

• профессионально-ролевая организация;

• конвенциональность (языковая и поведенческая нормативность);

• регламентированность (подчиненность правилам и ограничениям);

• информативность;

• релевантность.

М.К. Гетманская выделяет следующие лингвистические характеристики профессионально ориентированного дискурса:

• использование языка делового общения, т.е. лимитированного количества лексики, а также речевых клише;

• тематически и структурно завершенные высказывания;

• структурированность в организации текста;

• использование трафаретов и шаблонов;

• функционирование принятого стиля и жанра коммуникации [1].

На наш взгляд, любую сферу профессионально-ориентированного иноязычного общения следует рассматривать с позиции следующих аспектов:

• специфика;

• теоретические и практические основы.

Рассмотрим данные аспекты на примере аграрного направления подготовки:

Специфика обучения устному иноязычному профессионально-ориентированному общению, на наш взгляд, заключается в следующих показателях (см. таблицу 1):

Таблица 1

Анализ специфики обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Название аспекта специфики обучения иностранному языку в неязыковом вузе аграрного направления Описание специфики обучения иностранному языку в неязыковом вузе аграрного направления

1. Ограниченное время Как правило, в неязыковых вузах технического и естественно-научного направлений отводится 36 академических часов в семестр, при этом количество семестров варьируется от одного до четырех.

2. Общеобразовательная дисциплина Поскольку иностранный язык не является профилирующей дисциплиной в неязыковом вузе, в процессе его изучения у обучающихся снижается уровни мотивации.

3. Преемственность школьной традиции Обучение иностранному языку в вузовском профиле неязыкового содержания представляет собой продолжение программы обучения иностранному языку школьного профиля. В рабочих программах по дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе учитываются полученные знания, навыки и умения абитуриентами в средней образовательной школе. Лексико-грамматический и тематический материал формируются на основе учета уже полученных соответствующих знаний, навыков и умений обучающимися в школе.

4. Сложность освоения Имя отношение к гуманитарному циклу дисциплин, иностранный язык на практике может оказаться крайне сложной в освоении дисциплиной для студентов технических и естественно-научных направлений.

Исходя из данной таблицы, можно сделать следующие выводы в виде способов решения данных проблемы. В этой связи, мы рассматриваем следующие понятия:

1. Интенсификация процесса обучения иностранным языкам. Безусловно, учитывая ограниченное время, отводимое на занятия по иностранному языку в неязыковом вузе, следует принимать во внимание ситуацию, при которой за ограниченное время (36 академических часов в семестр) обучающимся необходимо овладеть определенным количество аграрных терминов и грамматических конструкций. Интенсивный способ является необходимым средством при решении данной проблемы. В данном случае задачей, стоящей перед методистами, является внедрение максимального количества лексических единиц и грамматических конструкций в средства обучения и занятия с целью быстрого их овладения за минимальный отрезок времени.

2. Соблюдения дидактического принципа доступности и посильности обучающихся. Безусловно, когда речь идет о неязыковом вузе, при котором дисциплины: «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык» являются непрофилирующими и общеобразовательными, необходимо помнить, о посильности их процесса обучения.

3. Творческий характер речевых заданий. На наш взгляд, такие речевые задания, как дискуссионные, ситуативные, описательные, композиционные, ролевые игры и проекты в аграрном вузе, должны носить творческий характер с целью оптимальности и эффективности их выполнения. Креативное мышление играет здесь ключевую роль. Целью таких заданий должно быть не только развитие речевых умений профессионально-ориентированного общения аграрного направления, но и параллельное формирование и развитие навыков и умений креативного мышления обучающихся.

И.П. Торренс [13] рассматривает креативность в качестве процесса, включающего: а) восприятие (чувствительность) и анализ проблемы, б) поиск решения, в) формулирование гипотезы, г) апробация гипотезы и (по необходимости) ее модификация при решении проблемы. Таким образом, креативность есть способность человека адаптироваться к изменениям условий и генерировать идеи при решении возникающих проблем, что, в свою очередь, требует наличия гибкости и альтернативных точек зрения при решении проблемы. Следует также заметить, что к креативности относится и способность поиска новых вопросов, приводящих к возникновению новой проблемы. Исходя из вышесказанного, М.А. Рунко [12] выделяет два аспекта определения креативности: 1) связь с проактивностью, включающей в себя поиск вопросов и их исследование, 2) связь с реактивность, относящейся к поиску решения самой проблемы.

Специалисты в области изучения процесса креативного мышления соглашаются с определением креативности в качестве комплексного действия, происходящего в социо-институциональной среде, связанного с ситуацией и сферой деятельности, в рамках которой оно осуществляется [4].

Некоторые ученые утверждают, что на появление и развитие креативности влияет повседневная жизнь, работа и досуг. Изучение данной гипотезы привело к возникновению таких понятий, как «повседневная креативность» [10] или «креативный досуг» [5]; [9] и «эмоциональная креативность» [8], предлагающих теоретическое обоснование и технологии понимания многообразия условий и ситуаций развития креативного процесса [11].

«Повседневная (рутинная) креативность», по мнению других исследователей [7], базируется на решении экстраординарным способом не только в рамках досуга, но и в академической среде, в образовательном процессе. В этой связи, данная креативность включает оригинальность, дивергентность и поиск альтернативных способов решения проблемной задачи. Очень часто «повседневная креативность» материализируется в индивидуально произведенном продукте, используемым как самим создателем данного продукта, так и в узких кругах потребителей [7]. Противоположной точки зрения придерживается другой исследователь креативного мышления Б. Хэгарти [5]; [6] определяющий креативный досуг как свободное времяпрепровождение, при котором человек ощущает свободу творческой деятельности и мотивации, т.е. креативная деятельности, осуществляемая не для достижения определенного результата, материализирующегося в продукте данной деятельности, а для непосредственно самого процесса данной деятельности. В этой связи, креативный досуг сопутствует появлению самовыражения и самореализации человека.

К особенностям креативно-ориентированного обучения профессиональному иноязычному общению в аграрном вузе мы относим:

1. Рассмотрение креативного мышления в качестве средства и метода обучения.

2. Применение в процессе обучения заданий по развитию креативного мышления обучающихся.

3. Рассмотрение доминирование дивергентного (креативного) способа мышления над конвергентным (логическим) при составлении учебных пособий, проведении занятий и разработке комплекса упражнений на занятии.

Мы также предлагаем рассмотрение и реализацию в процессе обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе следующих методических приемов и задач:

• Имитация условий профессиональной среды общения в аграрной сфере (растениеводство, животноводство, ветеринария, ландшафтный дизайн, садоводство, почвоведение, агроинженерия и т.д.).

• Развитие умений дискурсивной компетенции, т.е. логичность и связанность монологической речи в аграрной сфере общения.

• Развитие умений компенсаторно-стратегической компетенции, т.е. способности использовать коммуникативные стратегии в процессе иноязычного речепорождения.

• Развитие умений работы со специализированными словарями в области растениеводства и животноводства.

• Расширение словарного запаса аграрной лексики.

• Развитие умений использовать аграрную лексику и грамматические конструкции, соответствующие конкретной профессионально-ориентированной ситуации общения аграрного содержания.

• Развитие умений экзистенциальной компетенции в речевом профессионально-ориентированном общении, т.е. использование собственного жизненного и профессионального опыта в виде ассоциативной связи и способа решения речевой проблемной задачи в аграрном направлении (растениеводство, животноводство, ветеринария, ландшафтный дизайн, садоводство, почвоведение, агроинженерия и т.д.).

• Развитие творческих (креативных) навыков и умений решения конкретной профессионально-ориентированной задачи в процессе иноязычного общения.

• Развитие умений научного подхода студентов к рассмотрению и решению конкретной речевой профессионально-ориентированного проблемной задачи в процессе иноязычного общения в виде выдвижения своих оригинальных научных идей и концепций или идей и концепций, уже апробированных в сельскохозяйственной науке.

Выводы. В работе получила подтверждение гипотеза, согласно которой обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

а) рассмотрение развития креативного мышления в качестве средства и технологии обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе;

б) разработка на основе развития креативного мышления комплекса методических приемов и задач обучения с целью развития определенных умений, необходимых при обучении профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе;

в) учет специфики обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению в аграрном вузе при разработке комплекса упражнений и приемов обучения.

Главный вывод, который можно сделать по результатам исследования, заключается в том, что разработанная методика эффективна и может быть использована на практике обучения устному профессиональному иноязычному общению в аграрном вузе.

Литература:

1. Гетманская, М.К. О роли делового дискурса в профессионально ориентированном обучении иностранному языку / М.К. Гетманская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - № 5. - С. 390-394

2. Новое в обучении профессиональному английскому языку: цифровая культура и цифровое образование: коллективная монография / под ред. М.Ю. Копыловской. - Москва: ФЛИНТА, 2021. - 248 с.

3. Шатурная, Е.А. Профессионально ориентированный дискурс как объект овладения в неязыковом вузе / Е.А. Шатурная // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 321.

4. Glaveanu, V. Advancing creativity theory and research: A socio-cultural manifesto / V. Glaveanu, H. Hanchett, J. Baer, B. Barbot, E.P. Clapp, G.E. Corazza, A. Montuori // The Journal of Creative Behavior. - 2019. - №54(3). P. 741-745. -https://doi.org/10.1002/jocb.395

5. Hegarty, B. The value and meaning of creative leisure / B. Hegarty // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. -2009. - №3. - Р. 10-13. - https://doi.org/10.1037/a0014879

6. Hegarty, C. Creative leisure and self-expression / C. Hegarty, J. Plucker // The International Journal of Creativity & Problem Solving. - 2012. - № 22(2). - Р. 63-78

7. Ilha, Villanova. Everyday creativity: A systematic literature review / Villanova Ilha, A.L. Pina, M. Cunha // The Journal of Creative Behavior. - 2021. - №55(3). - Р. 673-695. - https://doi.org/10.1002/jocb.481

8. Ivcevic, Z. Emotional intelligence and emotional creativity / Z. Ivcevic, M.A. Brackett, J.D. Mayer // Journal of Personality. - 2007. - №75(2). - Р. 199-236. - https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2007.00437.x

9. Iwasaki, Y. Contributions of leisure to "meaning-making" and its implications for leisure studies and services / Y. Iwasaki // Annals of Leisure Research. - 2017. - №20(4). - Р. 416-426. - https://doi.org/10.1080/11745398.2016.1178591

10. Richards, R. Everyday creativity. In J.C. Kaufman, & R.J. Sternberg (Eds.) / R. Richards // The Cambridge Handbook of Creativity. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - Pp. 189-215

11. Romina, Cecilia Elisondo. Flores Leisure activities, creative actions and emotional creativity / Cecilia Elisondo Romina, Soroa Goretti, Flores Benat // Thinking Skills and Creativity. - 2022. - №45. - Article 101060. -https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101060

12. Runco, M.A. Creativity / M.A. Runco // Annual Review Psychology. - 2004. - №55. - P. 657-687

13. Torrance, E.P. Torrance Test of Creative Thinking: Norms-technical manual / E.P. Torrance. - Bensenville: Scholastic Testing Service, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.