Научная статья на тему 'Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода'

Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / THE DEVELOPMENT OF MENTAL FUNCTIONS / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITY / КОМПЛЕКСНЫЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / A COMPREHENSIVE NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. PRESCHOOL AGE / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Юлия Оттовна, Фролова Ольга Сергеевна, Чуланова Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в рамках нейропсихологического подхода. Комплекс упражнений для дошкольников разработан на основе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных психологов и включает в себя разделы по развитию двигательной и когнитивной сфер. Подробное описание заданий позволяет с легкостью использовать их в практической деятельности. Реализующийся в упражнениях игровой подход к комплексной нейропсихологической коррекции способствует повышению мотивации детей и эффективности работы в целом. Приведенные игры и упражнения, нацеленные на формирование основных высших психических функций, могут быть полезными как специалистам, так и родителям дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Юлия Оттовна, Фролова Ольга Сергеевна, Чуланова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the developmental work with preschool children in the frame of neuropsychological approach

This article discusses the features of the developing work with preschool children within neuropsychological approach. A set of exercises for preschoolers is based on fundamental research of psychologists and includes sections on the development of motor and cognitive areas. Detailed description of the classes makes it easy to use them in practice. Play approach to comprehensive neuropsychological correction enhances children’s motivation and performance in general. These games and exercises aimed at building core of higher mental functions can be useful both for specialists and parents of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода»

Ю. О. Титова, О. С. Фролова, О. В. Чуланова

Особенности коррекционно-развивающей

работы с дошкольниками в рамках

< *

нейропсихологического подхода

Титова Юлия Оттовна - нейропсихолог, руководитель проекта «Психологическая помощь детям раннего возраста», научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии (г. Москва, Россия)

Фролова Ольга Сергеевна - нейропсихолог, специалист по раннему развитию и нейропсиходогической диагностике и коррекции детей с i' трудностями обучения в шкоде, научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии (г. Москва, Россия)

Чуланова Ольга Владимировна - детский психолог, нейропсихолог, соведущая обучающей программы для специалистов «Методы и приемы ТОТ в работе с детьми», научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии (г. Москва, Россия)

В данной статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в рамках нейропсихологического подхода. Комплекс упражнений для дошкольников разработан на основе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных психологов и включает в себя разделы по развитию двигательной и когнитивной сфер. Подробное описание заданий позволяет с легкостью использовать их в практической деятельности. Реализующийся в упражнениях игровой подход к комплексной нейропсихологической коррекции способствует повышению мотивации детей и эффективности работы в целом. Приведенные игры и упражнения, нацеленные на формирование основных высших психических функций, могут быть полезными как специалистам, так и родителям дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие психических функций, игровая деятельность, комплексный нейропсихологический подход, зона ближайшего развития.

Features of the developmental work with preschool children in the frame of neuropsychological approach

Titova Yuliya, Neuropsychologist. Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia)

Frolova Olga, Neuropsychologist. Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia) Chulanova Olga, Child Psychologist, Neuropsychologist. Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia)

This article discusses the features of the developing work with preschool children within neuropsychological approach. A set of exercises for preschoolers is based on fundamental research of psychologists and includes sections on the development of motor and cognitive areas. Detailed description of the classes makes it easy to use them in practice. Play approach to comprehensive neuropsychological correction enhances children's motivation and performance in general. These games and exercises aimed at building core of higher mental functions can be useful both for specialists and parents of preschoolers.

Keywords: preschool age, the development of mental functions, game activity, a comprehensive neuropsychological approach, the zone of proximal development.

* Из книги: Комплексная коррекция трудностей обучения в школе [Текст] / Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А. Р. Лурия; под ред. Ж. М. Глозман и А. Е. Соболевой. - М.: Смысл, 2014. - 544 с. Продолжение. Начало в №№3, 4, 2015.

Развитие мелкой моторики и ловкости рук (пальчиковые игры)

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками, различные тренажеры для рук. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Некоторые игры, в которых пальчики загибаются и называются по очереди или действуют поочередно (например, «Братец Федя», «Моя семья», «Сорока-ворона»), напоминают маленькие сказочки. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, придумыванию своих собственных игр, реализации своего потенциала и накопленного опыта. Лучше начать с русских потешек для детей раннего возраста: «Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и т.п.

Для всех упражнений данного раздела определены общие цель и форма проведения занятия.

Цель: развитие мелкой моторики, ловкости рук, пространственных представлений и меж-полушарного взаимодействия.

Количество участников: занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

В отдельных случаях приведена дополнительная информация.

«Моя семья»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог читает потешку, ребенок под нее загибает поочередно пальчики, начиная с большого. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!

«Этот пальчик»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог читает потешку, ребенок под нее загибает поочередно пальчики, начиная с мизинца. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

«Братец Федя»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: ребенок зажимает четыре пальца одной руки в кулачок, выставляя большой пальчик, - это «братец Федя». Под потешку, которую читает педагог, «братец Федя» «будит соседей» - ребенок поочередно массирует пальчики другой руки.

- Эй, братец Федя, разбуди соседей! -Ребенок совершает ритмические раскачивания кулачком вверх-вниз.

- Вставай, большак, Вставай, указка, Вставай, середка, Вставай, сиротка,

И крошка Митрошка.

Проснись, ладошка. - Ребенок делает массаж (растирание) пальцев одной руки пальчиками другой. Можно просто касаться пальцев без массажа.

«Капустка»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог читает потешку, ребенок под нее совершает движения поставленными на ребро прямыми ладонями вверх-вниз, поочередно поглаживает подушечки пальцев, потирает кулачок о кулачок, сжимает и разжимает кулачки.

Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку режем, режем, Мы капустку солим, солим, Мы капустку трем, трем, Мы капустку жмем, жмем.

« П овстреч ались»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог читает потешку; ребенок на каждую ее строчку соединяет поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинцев. На последнюю строчку -показывает «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

Повстречались два котенка: «Мяу, мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «И-го-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»,

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога.

«Паучок»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог читает потешку, ребенок выполняет движения по тексту. Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке, - Пальцы одной руки «бегут» по предплечью другой.

А за ним ходили детки. - Руки меняются.

Дождик с неба вдруг полил, - Ребенок опускает свободно кисти рук, делает ими стряхивающее движение: «дождик».

Паучков на землю смыл. - Хлопает ладонями по столу / коленям.

Солнце стало пригревать, - Прижимает ладони боковыми сторонами друг к другу, пальцы растопырены, качает руками: «солнышко светит».

Паучок ползет опять, - Вновь делает «паучков» (см. начало упражнения).

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. - «Паучки» бегают по голове.

«Ежик колкий»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог читает потешку, ребенок под нее выполняет движения.

Ежик, ежик колкий, покажи иголки. -Ребенок сплетает пальцы в «замочек». Вертит кистями рук вправо и влево.

Вот они, вот они. - Поднимает и опускает пальцы.

Ежик, ежик колкий, убери иголки -Оставляет пальцы поднятыми.

Вот так, вот так. - Опускает пальцы.

«Кораблик»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог читает потешку, ребенок под нее выполняет движения.

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека. - Ребенок складывает руки лодочкой.

На кораблике четыре

Самых смелых моряка. - Показывает четыре пальца, большой прячет.

У них ушки на макушке, - Ставит ладошки на макушку.

У них длинные хвосты, - От центра груди растягивает руки в стороны.

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты. - Царапается как кошка.

«Пароход плывет по речке»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог читает потешку, ребенок под нее выполняет движение.

Пароход плывет по речке,

И труба дымит как печка. - Ребенок складывает руки лодочкой. Противопоставляет большой палец.

«Ветер»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог читает потешку, ребенок под нее выполняет движения.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает. - Ребенок ставит руки на стол, опираясь на локти; кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены - это «крона пальмы». Ребенок покачивает руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит. - Плашмя кладет ладони на стол, прижимая друг к другу основания больших пальцев; пальцы рук согнуты и растопырены - это «клешни». «Краб» шевелит ими.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет. - Соединяет большие пальцы и разводит в стороны ладони (пальцы сжаты) - это «крылья». «Чайка» машет ими в воздухе. Затем ребенок смыкает и чуть округляет ладони и выполняет волнообразные движения.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне. - Прижимает ладони основаниями друг к другу и кладет на тыльную сторону одной из рук. Пальцы согнуты -это «зубы крокодила». «Крокодил» открывает и закрывает «пасть». Перевернув руки на другую сторону, ребенок повторяет движения.

«Плошечку собачка моет языком»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок складывает из пальцев правой руки «собачку»: большой палец оттопырен - это «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены.

«Собачка» наклоняется к «плошке» - округленной левой ладони, и «моет» ее (мизинец движется вправо-влево).

«Мышка подбирает крошки под столом»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок складывает из пальцев правой руки «мышку»: сгибает мизинец и указательный палец - это «ушки»; смыкает и прогибает средний, безымянный и большой - «мордочка».

«Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.

«Кошка под окошком»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок складывает из пальцев правой руки «кошку»: пальцы собраны, как при фигуре «мышка», но «мордочка» не вытянута, а округлена (согнуты средний, безымянный и большой).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Кошка скребет когтями» - ребенок пальцами правой руки скребет ладонь левой.

«Курочка пьет водичку»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок опирает локти на стол, пальцы складывает в виде клюва; ритмично наклоняет руки вперед.

«Музыканты»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

«Солим суп»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: локти ребенка опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Ребенок должен научиться выполнять движения каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно. Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой. Можно использовать пальчиковый театр.

Если ребенок не справляется с движениями, надо помочь ему, поглаживая его руки своими руками. Это также позволяет осуществлять телесный положительный контакт со взрослым, усиливая чувствительность рук ребенка.

Перебирание пальцами четок или бус

Подсобный материал: четки, бусы; лучше использовать низки из природного материала - дерева, желудей, орехов и т.д.

Процедура проведения: ребенок перебирает пальцами нанизанные бусины.

Полезно сочетать это занятие с чтением стихов. Темп постепенно увеличивается (для детей с замедленным темпом деятельности) и снижается (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности).

«Добываем огонь»

Подсобный материал: палочка (диаметром приблизительно 1 см и длиной до 15 см) или ребристый карандаш.

Процедура проведения: ребенок с напряжением прокатывает между ладоней палочку или карандаш.

«Качаем палочку»

Подсобный материал: палочка диаметром приблизительно 1 см и длиной до 15 см или не-заточенный карандаш.

Процедура проведения: удерживая палочку за концы между ладошками (по их центру), ребенок вращает кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимает руки над головой и опускает их, продолжая удерживать палочку.

«Колодец»

Количество участников: занятие проводится в диаде, можно индивидуально.

Подсобный материал: 8-10 палочек диаметром до 1 см и длиной до 15 см.

Процедура проведения: дети строят «колодец» из палочек. Каждую палочку дети берут вдвоем одновременно - каждый одним пальцем удерживает свой конец палочки. Пальцы можно менять.

Это задание формирует также навыки взаимодействия и сотрудничества.

«Собираем карандаши, спички»

Подсобный материал: 10-15 карандашей или палочек.

Процедура проведения: на ковре или столе раскладываются карандаши (палочки). Ребенок

должен собрать их одной рукой, беря по одному. Затем он кладет их обратно - тоже по одному.

Сначала ребенок собирает и раскладывает карандаши одной рукой, затем другой, затем -работает обеими руками одновременно, беря по палочке в каждую.

«Жонглер»

Подсобный материал: небольшая палочка. Процедура проведения: ребенок за спиной перекладывает палочку из одной руки в другую. Руку, в которой он держит палочку, ребенок должен завести за спину сверху, через то же плечо, а руку, в которую будет брать палочку, - снизу.

Формирование ритмической организации движений

Для всех упражнений данного раздела определены общие цель и форма проведения занятия.

Цель: формирование ритмической организации движений, акустического восприятия, умения действовать по образцу.

Количество участников: занятие проводится индивидуально.

«Ладушки»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог с ребенком ударяют в ладошки себе и друг другу, сопровождая игру потешкой. Ладушки, ладушки, Где были? - У бабушки. Что ели? - Оладушки. Раз, раз, еще раз Хлопаем в ладоши, Раз, раз, еще раз, Летний день хороший.

«Барабан»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог выстукивает ритм по спинке или руке ребенка; затем ребенок воспроизводит этот ритм по спине (руке) педагога.

«Дробушки»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог выстукивает ритм. Задача ребенка - отбить заданный ритм ногами.

Развитие акустического восприятия и внимания

Акустическое восприятие и внимание начинают свое развитие в самом раннем возрасте, практически с рождения ребенка. В этот период восприятие звуковой информации осуществляется малышом неосознанно и не отличается избирательностью. Эта функция носит непроизвольный характер, и ребенок еще не способен вычленять из воспринимаемого звукового ряда более значимые на данный момент сигналы, оценивать и сравнивать их по громкости, силе, тембру.

Формирование произвольного акустического восприятия и внимания - важная составляющая коррекционно-развивающей работы в младшем возрасте. Эти функции являются необходимой базой для развития импрессив-ной и экспрессивной речи ребенка.

Только произвольное и избирательное восприятие, возможность оценки звуковой информации с вычленением значимых компонентов создают предпосылки для того, чтобы ребенок мог самостоятельно эффективно пользоваться своим голосом, отчетливо и выразительно произнося слова, воспроизводя соответствующую контексту интонацию.

Активному развитию слуховых функций способствуют игры и упражнения [Салахутдинова, 2007],приведенныевданномразделе.Основной их целью является знакомство ребенка с различными звуками, произвольная дифференциация звуков, соотнесение своих действий со звуковыми сигналами в процессе игры.

«Угадай, что делать»

Цель: развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: бубен, два флажка.

Процедура проведения: у ребенка в руках два флажка. Если педагог громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо - опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

«Солнце или дождик?»

Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, соотносить свои действия со звучанием бубна.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: бубен, картинки с изображением детей, гуляющих при ярком солнце и убегающих от дождя.

Процедура проведения: педагог звенит бубном или стучит в него; ребенок должен соотносить свои действия с услышанным звуком. Для самых маленьких можно звук бубна сопровождать картинкой для лучшего усвоения правил игры.

Инструкция: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него».

Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

«Угадай, на чем играю»

Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: барабан, бубен, дудочка и др. музыкальные инструменты.

Процедура проведения: педагог поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда педагог убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирают за ширму. Педагог за ширмой играет на тех же инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

«Где звенит колокольчик, погремушка»

Цель: формирование акустического внимания.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: погремушка, колокольчик.

Процедура проведения: ребенок сидит с закрытыми глазами. Педагог, сидя напротив ребенка, звенит в колокольчик то справа от ребенка, то слева; сверху, снизу. Задача ребенка - язычком или рукой показать направление, откуда слышен звук.

Если ребенку трудно сидеть с закрытыми глазами, можно надеть ему на глаза повязку.

«Угадай, что звенело, кто тебя позвал?»

Цель: формирование акустического внимания.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: по-разному звучащие погремушки.

Процедура проведения: ребенок знакомится с тем, какой звук издает каждая из предложенных погремушек. Затем педагог за спиной ребенка звенит этими погремушками. задача ребенка - угадать, что звенело, «кто его позвал».

Усложнение задания: педагог может менять свое местоположение за спиной ребенка, предложив ему также называть, с какой стороны звенит погремушка.

«Веселые звуки»

Цель: наряду с развитием акустического восприятия и внимания, это упражнение также формирует произвольную регуляцию и избирательность поведения.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: колокольчик, монетки, сухая фасоль, горох и т.п.

Процедура проведения: педагог демонстрирует ребенку, как звенит колокольчик, шуршит горох и т.д.; затем говорит ребенку, какие движения он должен сделать, услышав определенный звук.

Например: закрой глаза, если зазвенит колокольчик; присядь, если услышишь стук фасоли; подпрыгни, если зашуршит горох; шагай, высоко поднимая колени, если зазвенят монетки и т.д.

Развитие пространственных представлений и понимания логико-грамматических конструкций

«Путешественник»

Цель: формирование понимания предложных конструкций.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: несколько стульев.

Процедура проведения: стулья ставятся плотно друг за другом. Ребенку предлагается отправиться в путешествие на поиски клада или просто в гости к любимой игрушке. Для этого ему сначала нужно проползти под стульями до конца как по тоннелю, затем залезть на последний стул и, перешагивая через спинки, вернуться обратно. Далее стулья можно отставить друг от друга так, чтобы ребенок мог пройти между двумя стульями (или в шахматном порядке), затем - пройти еще раз между всеми стульями как змейка, не задевая их.

Важно, чтобы педагог во время игры проговаривал действия ребенка, называя его расположение в пространстве (под стулом, на стуле, через стул, вокруг стула и т.д.).

Упражнение с обручем

Цель: формирование понимания предложных конструкций и развитие пространственных представлений.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: обруч.

Процедура проведения: ребенку предлагается поиграть с озорным обручем. Сначала обруч лежит на полу, и малыш старается на двух ногах запрыгнуть в центр. Затем педагог приподнимает обруч над полом на небольшое расстояние и предлагает выпрыгнуть из обруча. Еще немного приподнимает. Теперь малышу может быть трудно прыгнуть, но перешагнуть он способен. Так обруч поднимается все выше и выше (здесь педагог должен учитывать рост и физические возможности ребенка). Под конец обруч «вырастает» настолько высоко, что ребенок должен постараться дотянуться до

него сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя вместе. Дальше он может дотягиваться с прыжком.

Педагог проговаривает все предложные конструкции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие эмоций, снятие

психоэмоционального

напряжения

С развитием ребенка изменяется его эмоциональная сфера, меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими, возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоции. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, а с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего его мира, логику суждений. Однако сама по себе эмоциональная сфера ребенка качественно не развивается - ее необходимо развивать. Для этого в рамках развивающих занятий с детьми проводятся различные игры-драматизации, упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера, этюды, пантомимы.

Этюд «Король Боровик»

Количество участников: занятие проводится индивидуально или в диаде.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог читает стихотворение, ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик через лес напрямик.

Он грозил кулаком, он стучал каблуком.

Был король не в духе:

Короля покусали мухи.

«Игра с платком» [Крюкова, Слободяник, 2000]

Количество участников: занятие проводится индивидуально или в группе.

Подсобный материал: платок или шарф.

Процедура проведения: ребенку дается платок или шарф, и с его помощью он пытается изобразить добрую старушку, злую фею, веселого фокусника, хитрую лисичку, ласковые волны, печальный падающий листок, сердитый ветер и т.д.

Снятие психоэмоционального напряжения и повышение уровня мозговой активности ребенка

В данном разделе приведены дыхательные упражнения, способствующие активному насыщению организма кислородом и, как следствие, повышающие уровень общей мозговой активности ребенка.

Процесс дыхания тесно связан и с эмоциональным состоянием. Учащенное, прерывистое дыхание нередко сигнализирует о нестабильном эмоциональном фоне, повышенной тревожности и напряжении. Нормализация дыхания посредством специальных упражнений оказывает позитивное влияние на общее эмоциональное состояние ребенка, снимает напряжение и предупреждает истощение и появление негативизма в процессе занятий.

Для всех упражнений данного раздела определены общие цель и форма проведения занятия.

Цель: повышение уровня общей мозговой активности, формирование контроля за собственным дыханием, снятие психоэмоционального напряжения.

Количество участников: индивидуальное занятие.

«Надуй шарик в животике» («Покачай игрушку на животике»)

Подсобный материал: небольшая игрушка.

Процедура проведения: в первом варианте упражнения ребенок надувает «воздушный шарик» из собственного животика; во втором -лежа на спине, старается «покачать» вверх-вниз поставленную на живот игрушку, делая глубокий вдох через нос, а выдох через рот.

В обоих случаях ребенок должен при вдохе надувать живот и, если он лежит, не отрывать поясницу от поверхности.

Так отрабатывается диафрагмальное дыхание.

«Кошечка дышит»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: стоя (ноги вместе, руки опущены), ребенок должен сделать вдох

носом. На выдохе протяжно тянуть «м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить 5 раз.

«Удержи перышко»

Подсобный материал: перышко. Процедура проведения: ребенок дует на перышко, как можно дольше удерживая его в воздухе.

«Дутибол» (модификация упражнения С. В. Курдюковой и А. В. Сунцовой [2010] для малышей)

Подсобный материал: шарик для настольного тенниса; предметы, которыми можно обозначить на столе ворота; трубочка (например, для коктейля).

Процедура проведения: ребенок старается «задуть» шарик в ворота на столе. Можно дуть на шарик через трубочку.

Так маленьким детям легче научиться делать направленный и длительный выдох.

«Выдуй шарик из мисочки»

Подсобный материал: шарик для настольного тенниса; миска; трубочка (например, для коктейля).

Процедура проведения: ребенок с помощью трубочки старается «выдуть» шарик из мисочки наружу.

«Пчелка»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: ребенок жужжит как пчелка, делая длительный выдох.

«Паровозик»

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог договаривается с ребенком об условных сигналах. Ребенок гудит разные звуки ([а], [о], [у]), меняя их по сигналам педагога.

Развитие силы голоса и темпа речи

В младшем возрасте голосовой аппарат ребенка находится на стадии активного формирования. Вместе с тем, он еще недостаточно

развит. Поэтому малышу бывает трудно самостоятельно регулировать силу и темп собственной речи. Для развития голоса целесообразно предлагать ребенку игры и упражнения, в которых требуется варьировать громкость и скорость произнесения слогов и слов. Сформированная способность управления собственным голосовым аппаратом позволяет ребенку делать свою речь яркой и выразительной.

Упражнения данного раздела [Салахут-динова, 2007], направленные на развитие силы и темпа речи, также способствуют формированию акустического восприятия, возможности воспроизведения ритмической основы речи.

«Громко - тихо»

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Процедура проведения: ребенок, повторяя отдельные слова за педагогом, должен воспроизводить громкость, с которой их произносит педагог.

Показывая ребенку двух собачек, педагог говорит: «Большая собачка лает громко: "Ав-ав". Как лает большая собачка?» - Ребенок повторяет громко. «А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав". Как лает маленькая собачка?» -Ребенок повторяет тихо.

«Идемте с нами играть»

Цель: выработка умения пользоваться громким голосом.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Процедура проведения: ребенок, повторяя слова за педагогом, старается воспроизводить заданную им громкость.

На расстоянии 2-3 метров от ребенка педагог расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: "Мишка, иди!"». Малыш и педагог вместе зовут мишку, зайку и лисичку и играют с ними.

Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

«Не разбуди куклу»

Цель: развитие умения пользоваться тихим голосом.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.); коробка для игрушек.

Процедура проведения: ребенок регулирует громкость голоса, следуя указаниям педагога.

Педагог говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку.

Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

«Дует ветер»

Цель: развитие умения менять силу голоса в зависимости от ситуации.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: две картинки, на одной из которых легкий ветерок чуть покачивает травку и цветы, а на другой - сильный ветер раскачивает деревья.

Процедура проведения: ребенок повторяет звуки за педагогом, стараясь, чтобы вышло так же громко или тихо.

Педагог показывает ребенку картинку с изображением легкого ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: "у-у-у"» (звук произносится тихо и длительно). Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел "у-у-у"» (звук произносится громко и длительно). Малыш повторяет за взрослым, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Важно следить, чтобы, повторяя за педагогом, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

Развитие речевого дыхания и артикуляторного аппарата

Неотъемлемой частью речи является речевое дыхание, которое в значительной степени оказывает влияние на просодический компонент. Только при достаточно сформированном речевом дыхании ребенок способен чисто произносить звуки и слова.

В приведенных в данном разделе играх и упражнениях [Салахутдинова, 2007], развивающих речевое дыхание, ребенку предлагается подуть на различные предметы, регулируя интенсивность и скорость вдоха и выдоха.

«Одуванчик»

Цель: развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: одуванчик.

Процедура проведения: педагог предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все «пушинки». Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха.

При этом читается стихотворение:

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

(Г. Виеру )

«Пузырь»

Цель: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

Количество участников: 3-8 человек.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: дети становятся тесным кругом и под стихотворение надувают воображаемый пузырь, дуя в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Потом большой пузырь сдувается: дети произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.

«Снежинки»

Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подсобный материал: несколько рыхлых кусочков ваты.

Процедура проведения: педагог показывает кусочек ваты и говорит: «Ты знаешь, что снегопад бывает только на улице, в комнате снежок обычно не падает. А давай устроим снегопад дома». Затем педагог кладет на ладошку ребенку ватную «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок; педагог в это время читает стихотворение:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

(А. Барто)

Упражнение выполняется 2-3 раза.

«Листопад»

Цель: развитие умения делать плавный, свободный выдох.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

Процедура проведения: педагог говорит с ребенком о листопаде, о том, как осенью с деревьев опадают листья, и предлагает устроить листопад в комнате. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

Способ выполнения педагог может придумать любой. Предлагаем пример: педагог держит один или несколько листочков в руке, не сильно сжимая. Когда ребенок начинает дуть на листочки, педагог отпускает их. Листочки должны полететь.

Упражнение выполняется 2-3 раза.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.

Количество участников: занятие проводится индивидуально или в диаде.

Подсобный материал: фигурки птиц, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные.

Процедура проведения: двух птичек сажают на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Дети садятся перед птичками. По сигналу «Птички полетели!» дети начинают

дуть на фигурки птиц, заставляя их скользить по столу.

Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек, и сильно не напрягались.

«Бабочка, лети!»

Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: 2-3 бумажные ярко окрашенные бабочки; нитки; шнур; две стойки.

К каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натягивают между стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка.

Процедура проведения: педагог предлагает ребенку подуть на бабочек так, чтобы они полетели.

Педагог может приговаривать: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки -На березовой ветке!

Важно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух; не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Кораблик»

Цель: выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: таз с водой; бумажные кораблики.

Процедура проведения: таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Педагог объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно.

Игра сопровождается потешкой: Ветерок, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!

Развитие импрессивной речи

В повседневной жизни необходимо учить детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, без показа предметов (картинок, действий). Для этого можно, например, рассказывая детям о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину), вовлекать в процесс рассказывания самих детей. Таким образом происходит непроизвольное развитие импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Но наиболее эффективным для формирования речевых функций является сочетание спонтанного научения и специальных упражнений и игр.

Цель предлагаемых в данном разделе игр [Салахутдинова, 2007]: продолжать развивать импрессивную речь, учить выполнять несложные и двух-трехсложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Количество участников: индивидуальное занятие.

«Принеси игрушку»

Подсобный материал: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

Процедура проведения: на столе или ковре расставлены игрушки. Педагог просит ребенка принести, например, машинку. Если ребенок ошибается, педагог указывает на нужный предмет, а затем спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или, указывая на нужный предмет, педагог говорит: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует слова-заместители («би-би»).

Игра продолжается с другими игрушками.

«Найди и принеси»

Подсобный материал: игрушки и любые предметы, находящиеся в комнате, где проводится занятие.

Процедура проведения: игрушки и все предметы никуда специально не выставляются, а остаются на своих местах.

Педагог называет игрушку или предмет и предлагает ребенку самому найти эту вещь в комнате.

«Поручения»

Подсобный материал: разные игрушки.

Процедура проведения: педагог просит ребенка выполнить несложное задание.

Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и т.д.

Если малыш не справляется, то педагог помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка.

После каждого выполненного поручения педагог задает ребенку вопрос: «Что ты сделал?» - и выслушивает его, при необходимости помогая наводящими вопросами или присоединяясь к рассказу.

«Положи на место»

Подсобный материал: разные игрушки.

Процедура проведения: перед началом занятия игрушки, находящиеся в комнате, надо привести в беспорядок.

Педагог предлагает ребенку убрать игрушки на место. При выполнении задания педагог разговаривает с ребенком, определяя предметы, которыми тот оперирует, и его действия. Например: «Что это? - Машина. - Где стоянка у машины? - На полке. - Поставь машину на полку». Или: «Что это? - Кукла. - Где домик куклы? - На кровати. - Посади куклу на кровать» и т.п.

После этого педагог подчеркивает, что в комнате порядок, все игрушки на своих местах.

«Напечатай слово»

Возраст: от 6 лет.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенку предлагается «напечатать» какое-либо слово таким образом: педагог произносит слово по буквам, а ребенок должен подпрыгнуть или хлопнуть в ладоши столько раз, сколько звуков в слове он услышал.

Формирование правильного звукопроизношения

Внятное и чистое произнесение слов, отчетливая дикция играют важную роль в осуществлении эффективного общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В младшем возрасте смазанное произнесение части звуков является закономерным и нормативным на фоне недостаточно сформированной физиологической основы артикуляционного аппарата. Для формирования и закрепления верного произношения целесообразно использовать специальные

игры и упражнения [Салахутдинова, 2007], в которых ребенку необходимо многократно повторять те или иные сочетания слогов и слов, насыщенные нуждающимися в отработке фонемами русского языка. Такие задания могут содержать стихи, потешки, песенки с присутствием подражания голосам животных, звукам, которые ребенок мог слышать при использовании известных ему предметов (стуку молотка, тиканью часов и т.д.).

В данных упражнениях на первом этапе педагог должен произносить слова сам, предлагая детям повторить их за ним так, чтобы были четко слышны все звуки, - вначале в слегка замедленном темпе, затем увеличивая скорость; весьма эффективно и произнесение слов шепотом (для этого требуется более четкая артикуляция звуков).

«Во дворе»

Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Процедура проведения: педагог выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам!

Кто - там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(По А. Барто )

Прочитав стихотворение, педагог задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д. Ребенок должен воспроизвести нужные звуки.

«Песня-песенка»

Цель: закрепление правильного звукопро-изношения. Развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Процедура проведения: педагог рассказывает историю про песенку, четко произнося звукоподражания и по ходу действия показывая ребенку персонажей (игрушки). Запела девочка песенку, Пела, пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу-мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула уточка.

- А ты, Мишка?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой.

- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

- А ты, кукла, споешь?

- Ма-ма, ма-ма! Складная песенка!

(Г. Гербова ) Затем педагог задает ребенку вопросы: «Как поет кошечка? Как поет мишка?» и т.д. При ответах педагог добивается от ребенка той же четкости звукоподражаний.

«Курочка и цыплята»

Цель: развитие звукоподражания, ориентировки в пространстве.

Количество участников: до 8 человек. Подсобный материал: шапочки курочки и цыплят (по количеству детей).

Процедура проведения: педагог изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» «клюют зернышки» (присев на корточки, педагог и дети стучат пальцами об пол). Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки. Ко-ко-ко да ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети, повторяя за педагогом звукосочетание «ко-ко-ко», произносили его отчетливо.

«Гав-гав»

Цель: закрепление произношения звуков по подражанию.

Количество участников: занятие проводится как индивидуально, так и в группе до 8 человек.

Подсобный материал: картинки с изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Процедура проведения: педагог сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц. «Гав! Гав!» - на заре, «Гав! Гав!» - на дворе. На дворе щенок бежал, А в конюшне конь заржал. Он сердился: «Ты чего Спать мешаешь? И-го-го!» И сказал теленок: «Му!» Спать мешает он ему. И сказал цыпленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!» А козленок: «Ме!» да «Ме!», «Подремать не дали мне». А щенок все «Гав!» да «Гав!», У него веселый нрав! И веселый этот нрав Называется «Гав-гав!»

(Т. Волгина) Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

«На птичьем дворе»

Цель: закрепление произношения звуков по подражанию.

Количество участников: занятие проводится как индивидуально, так и в группе до 8 человек.

Подсобный материал: картинки с изображениями уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.

Процедура проведения: педагог сопровождает чтение потешки показом картинок. Наши уточки с утра:

- Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда:

- Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора:

- Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху:

- грру-грру-грру! грру-грру-грру!

Наши курочки в окно:

- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Затем педагог спрашивает: «Как кричат уточки?» Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

«Часы тикают»

Цель: развитие звукопроизношения, арти-куляторного аппарата; закрепление правильного произношения звуков [к], [т], [т']; выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Количество участников: занятие проводится как индивидуально, так и в группе до 8 человек.

Подсобный материал: большие и маленькие часы (механические).

Процедура проведения: педагог показывает детям часы и рассказывает, задавая вопросы и следя за ответами:

«Это - часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (Дети отвечают.) Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко): «Тик-так», а маленькие - тихо (произносит тихо): «Тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (Дети отвечают.) Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе): «Тик-так». А маленькие - быстро (произносит в ускоренном темпе): «Тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (Дети отвечают.)».

Важно следить за правильным и четким произношением звуков [к] и [т] ([т']).

«Лошадка»

Цель: обучение отчетливому произношению звука [и].

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: игрушечная лошадка.

Процедура проведения: педагог показывает ребенку лошадку и демонстрирует, как она кричит: «И-и-и»; просит малыша повторить 2-3 раза.

Затем педагог предлагает ребенку поиграть в «заводных лошадок»: он «заводит» ребенка-«ло-шадку» ключиком, тот бегает и произносит «и-и-и».

«Автомобиль»

Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука [б] ([б']), развитие умения произносить отдельные звукоподражания громко и тихо.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: картонный руль, большая и маленькая машинки.

Процедура проведения: педагог показывает ребенку машинки и спрашивает, как они гудят. Ребенок отвечает («Би-и, би-и»).

Затем педагог берет по очереди большую и маленькую машины и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как: "Би-и, би-и" (произносит звукоподражание чуть громче обычного), а маленькая гудит тихо: "Би-и, би-и" (произносит вполголоса)». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо.

Потом можно предложить ребенку самому покататься на машинах. Ребенок, изображая шофера, бегает с рулем в руках, произнося: «Би-и, би-и», громче или тише, в зависимости от того, на какой - большой или маленькой -машине он «едет».

«Барабан»

Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука [б] ([б']), обучение регулированию силы голоса.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: барабан.

Процедура проведения: педагог показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, а затем, по заданию педагога, громко или тихо.

Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук [б] ([б']) то громко, то тихо.

«Кап-кап-кап»

Цель: развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: картинка с изображением дождя.

Процедура проведения: педагог показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: "Кап-кап-кап" (ребенок повторяет тихо), потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап" (ребенок повторяет громче), "кап-кап-кап" (ребенок повторяет еще громче). Опять тихо капает дождик - и перестал!»

В конце игры педагог читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

Ребенок вместе с педагогом повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

«Тук-тук»

Цель: развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепление правильного произношения звуков [т] и [к]. Развитие чувства ритма.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: игрушечный молоточек.

Процедура проведения: педагог показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит: «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошке и повторяет: «Тук-тук-тук». Педагог говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «Тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее педагог говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать игрушечным молоточком.

Формирование грамматического оформления речи

Формирование правильного грамматического оформления речи является необходимым условием для полноценного речевого и общего психического развития ребенка. Речь выступа-

ет опосредствующим звеном в таких процессах, как мышление, память, произвольная регуляция деятельности и поведения ребенка. Грамотное построение высказываний играет важную роль в эффективном осуществлении коммуникации и формировании социальных связей.

Самостоятельное усвоение детьми грамматического строя речи в процессе подражания окружающим следует стимулировать, применяя специальные игры и упражнения [Салахутдинова, 2007], приведенные в данном разделе. Их основой являются задания, обучающие ребенка правильному употреблению различных частей речи, грамматически верному структурированию собственных высказываний. Также эти упражнения призваны сформировать произвольное внимание детей к речи взрослого с возможностью дифференцированного восприятия употребляемых речевых оборотов.

«Олины помощники»

Цель: обучение детей образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Количество участников: занятие проводится как индивидуально, так и в группе до 8 человек.

Подсобный материал: кукла с закрывающимися глазами.

Процедура проведения: педагог говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками, и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать.

Затем педагог показывает, как кукла моргает, и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (возможные ответы детей: смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)».

Аналогично рассматриваются ноги, руки, уши и т.д.

После этого педагог читает детям стихотворение Е. Г. Каргановой «Олины помощники», побуждая их добавлять недостающее слово в конце каждого четверостишия: Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле ... (ножки).

Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле ... (ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (глазки).

«Спрячь мячик»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: формирование у детей навыков понимания и употребления предложных конструкций.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: мяч.

Процедура проведения: педагог предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указаниям: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. При этом спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя его активный словарь лексических и грамматических форм.

«Кто где спрятался?»

Цель: формирование понимания и употребления некоторых предлогов.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: игрушечная кошечка или собачка.

Процедура проведения: педагог прячет кошку под стул, за дверь, около шкафа и т.д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, педагог спрашивает: «Куда спряталась кошечка?» Ответ ребенка: «Под стол». Педагог соглашается: «Правильно. Кошечка под столом» - выделяя предлог голосом. Затем он предлагает малышу самому спрятать игрушку и ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал кошечку?»

Еще не говорящему ребенку педагог может предложить спрятать игрушку в какое-либо место. После того как ребенок выполнил задание, педагог рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

«Где машина?»

Цель: обучение пониманию предложных конструкций.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: сюжетные картинки с изображением машины, находящейся в разных местах.

Процедура проведения: педагог раскладывает картинки перед ребенком и просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, на мосту и т.д.

Затем он просит ребенка сказать, где нарисована машина на разных картинках, активизируя грамматически оформленную речь малыша вопросом: «Где машина?».

«Друзья»

Цель: формирование у детей навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: картинки с изображением разных животных (парами по размеру: большая собака - маленькая собачка и т.п.).

Процедура проведения: педагог раскладывает на столе картинки с изображением маленьких по размеру животных, себе же оставляет изображения больших. Затем показывает ребенку картинку, например собаки, и говорит: «Собаке грустно. У нее нет друга. Давай поможем собаке найти друга». Ребенок ищет картинку с изображением другой собаки.

Далее педагог, выделяя нужные слова голосом, обращает внимание ребенка на то, что у большой собаки друг - маленькая собачка, и просит малыша повторить слово «собачка». Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь.

Игра продолжается до тех пор, пока все животные не найдут себе друзей.

«Назови ласково»

Цель: обучение умению образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.) -в зависимости от того, существительные какой темы закрепляются.

Процедура проведения: педагог показывает ребенку картинку из серии, например, «транспорт» и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает: «Машина». Тогда педагог просит ребенка назвать машину ласково. Ребенок

должен образовать слово «машинка». Игра повторяется с изображениями самолета, грузовика, паровоза и т.д.

Развитие памяти [Титова, Фролова, Винникова, 2010б]

В дошкольный период происходит интенсивное развитие функции памяти. Именно в этом возрасте ребенок проявляет высокую любознательность и получает огромное количество новой информации из внешнего мира. Поэтому дошкольный этап развития ребенка является сенситивным периодом развития памяти, в который по скорости развития она опережает все остальные функции. В возрасте 3-6 лет дети с особой легкостью запоминают внушительные объемы материала: стихи, сказки, считалки, а также необычные и яркие стимулы. Развитие такого непосредственного запоминания необходимо поощрять, создавая в игровой деятельности ситуации, требующие точного и оперативного усвоения материала.

Для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе важно развитие произвольной памяти и опосредствованного запоминания. Формирование произвольности во многом зависит от наличия у ребенка достаточной мотивации, возникновение и устойчивость которой стимулируют игровая деятельность и яркие эмоциональные переживания, связанные с игрой. Развитие опосредствованного запоминания предполагает расширение диапазона средств, с помощью которых ребенку легче запоминать информацию. Для этого важно одновременное подключение памяти нескольких модальностей: слухоречевой, двигательной, зрительной, а также работа других психических функций: внимания, восприятия, мышления. Игры и упражнения, предложенные в данном разделе, нацелены на развитие памяти в каждой из модальностей и формирование навыков опосредствованного запоминания.

«Найди тайник»

Цель: развитие зрительной памяти.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: одна или несколько игрушек.

Процедура проведения: педагог показывает ребенку 4-5 хорошо знакомых ему мест в комнате - это «тайники». Затем ребенок уходит в другую комнату, а педагог прячет игрушку

в одном из этих мест. После этого он зовет ребенка и предлагает ему отправиться на поиски:

Зайка-озорник (или любая другая игрушка)

Спрятался в тайник.

Ну-ка побеги, зайку отыщи!

Если ребенок не помнит все показанные ему места, можно на первых порах подсказать ему, поискать игрушку вместе.

Если ребенок хорошо справляется с задачей, количество «тайников» можно увеличивать.

«Фотография» («Чего не хватает?»)

Цель: развитие зрительной памяти.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: 5-6 игрушек.

Процедура проведения: педагог расставляет перед ребенком на столе или ковре 5-6 игрушек и просит ребенка внимательно посмотреть на них, «сфотографировать» их.

После этого педагог незаметно убирает одну из игрушек и говорит: «Злой волшебник сделал невидимкой одного из героев твоей фотографии. Если ты вспомнишь этого героя, твоя фотография будет расколдована».

Если ребенок успешно справляется с заданием с данным количеством игрушек, их число можно постепенно увеличивать.

Можно поменяться ролями с ребенком: пусть он убирает игрушку, а педагог отгадывает.

«День рождения» («Что изменилось?»)

Цель: развитие зрительной памяти, избирательности припоминания.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: 5-6 игрушек; кукольная или настоящая посуда.

Процедура проведения: педагог рассаживает перед ребенком 5-6 игрушек, ставит чашки, блюдца, другую посуду и столовые приборы и говорит:

«У Мишки день рождения. Все гости собрались пить чай. Посмотри внимательно, кто где расположился».

Дав ребенку время на запоминание, педагог предлагает ему ненадолго отвернуться или закрыть глаза и как-то меняет расположение игрушек, а затем продолжает: «Но вот начался салют, и гости выбежали посмотреть на него, а когда вернулись, кто-то занял не свое место. Помоги исправить ошибку. Вспомни, кто где сидел».

В этой игре возможна большая вариативность. Можно менять местами двух «гостей». Если задание не вызывает затруднений, меняют местами две пары.

Усложнение игры: для детей более старшего возраста можно менять что-то в сервировке стола.

Для детей младшего возраста или детей, не справляющихся с задачей зрительного запоминания: на начальных этапах педагог накрывает на стол вместе с ребенком, в этом случае зрительному запоминанию будет помогать двигательное.

«Кто пришел в гости?»

Цель: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: 3-8 картинок с изображением людей разной внешности. Различия должны быть ярко выраженными: по полу, цвету волос, глаз, в одежде и т.д. У всех людей должны быть свои имена.

Процедура проведения и инструкция: педагог показывает ребенку изображения людей и называет их имена. Ребенку необходимо самостоятельно или (при затруднениях) с помощью педагога назвать как можно больше отличительных признаков каждого человека: «У тебя появились новые знакомые, и ты решил позвать их в гости. Вот они, посмотри на них внимательно, постарайся запомнить их имена и опиши каждого».

Затем педагог, убрав картинки, описывает каждого человека; ребенок по описанию должен вспомнить его и назвать его имя: «Интересно, кто придет в гости первым, а кто потом? Я опишу тебе первого гостя, а ты попробуй угадать, как его зовут». При затруднениях педагог может задавать ребенку наводящие вопросы.

Усложнение игры: можно придумать, какие блюда и напитки больше всего нравятся каждому из гостей. В этом случае, когда ребенок по описанию гостя вспоминает его имя, он должен назвать еще и его любимое блюдо.

«Веселый поезд»

Цель: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и зрительную память.

Количество участников: занятие проводится в диаде.

Подсобный материал: 4-8 карточек-«вагончиков» с изображением различных предметов и одна карточка с нарисованным паровозом.

Процедура проведения: карточки с изображением предметов делятся поровну между игроками. Дети по очереди берут карточки и присоединяют к предыдущим картинкой вниз; перед тем как положить каждую новую карточку, ребенок должен назвать, что изображено ней и на всех тех карточках, которые уже выложены.

За каждое правильно названное слово присуждается очко. Можно получить бонусные очки за подсказки, если соперник затрудняется вспомнить, что нарисовано на карточке. Подсказывать можно только описывая, но не называя предмет. Выигрывает игрок, набравший большее количество очков.

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять поезд. Присоединять вагончики к паровозу будем по очереди. Чтобы нам было веселее, наш поезд повезет загадки. Когда ставишь свой вагончик, нужно назвать, кто или что в нем едет, и перевернуть карточку картинкой вниз. Свой вагончик можно присоединить только тогда, когда правильно отгадаешь, кто или что едет в каждом из предыдущих вагончиков».

«Найди пару»

Цель: развитие зрительной и слухоречевой памяти.

Количество участников: занятие проводится в диаде.

Подсобный материал: парные карточки (3-8 пар) с изображением предметов. На первых порах желательно, чтобы эти предметы относились к одной категории, например, посуда, овощи, фрукты и т.д. Можно брать изображения животных, растений, если ребенок уже достаточно хорошо с ними знаком.

Процедура проведения: карточки перемешиваются и раскладываются на столе рядами картинкой вниз. Игроки ходят по очереди. За один ход можно открыть только две карточки. Игрок их открывает по одной и называет вслух изображенные предметы. Если ему попадаются парные картинки, он забирает их себе. Если предметы разные, кладет карточки на место картинкой вниз.

Игра продолжается, пока не отыщутся все пары.

Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.

Развитие мышления

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций; это означает, что на определенной ступени развития мышления ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. В зависимости от этого целый ряд функций, которые осуществлялись автоматически, ребенок начинает выполнять сознательно.

Мышление носит интегративный характер. Его развитие теснейшим образом связано с развитием других психических функций. Поэтому развивать мышление в отрыве от них нецелесообразно. Каждая ступенька в лестнице развития имеет свое значение и смысл, для успешного прохождения дальнейших этапов развития необходимо пройти все предыдущие ступеньки, не перепрыгивая. Своевременное моторное развитие, развитие восприятия и внимания, памяти и, конечно, речи, - все это обязательная база для развития мышления.

В дошкольный период ребенок интенсивно впитывает новые знания об окружающей действительности, учится их анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, осуществляя простейшие умственные операции. Таким образом происходит развитие функции мышления.

Чтобы стимулировать формирование этой функции, необходимо развивать умственные интересы ребенка, побуждать к самостоятельному решению познавательных задач в процессе игровой деятельности. Важно помогать ребенку в осуществлении переноса приобретенных ранее знаний в ситуацию решения новой задачи для достижения нужного результата.

«Найди похожее»

Цель: развитие способности к группировке объектов по предложенному признаку.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: карточки с изображением различных объектов, причем отде-

льные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т.д.

Процедура проведения: карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, ему предлагается взять одну из них. Затем он должен выбрать из остальных карточек те, на которых изображенный предмет по какому-то одному признаку (или по разным признакам) совпадает с предметом на его картинке.

Инструкция: «Как ты думаешь, какие еще из картинок можно положить рядом с твоей картинкой? Что у них общего?».

«Кто кем будет? Что чем будет?»

Цель: развитие общего кругозора, способности выстраивать простые логические цепочки.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог задает ребенку вопросы, а ребенок отвечает.

Например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Кем будет яйцо? - птенцом (или: крокодилом, черепахой, змеей, - ответы могут быть разные; далее иногда приведены варианты); кем будет цыпленок? - петухом (курицей); кем будет мальчик? - мужчиной; кем будет теленок? - коровой (быком); чем будет бумага? -книгой; чем будет снег? - водой; чем будет вода? - льдом; чем будет семечко? - цветком; чем будет мука? - блинчиками» и т.д.

Можно провести игру наоборот, задавая вопрос: «Кто кем был?» (лошадь - жеребенком;

цветок - семенем и т.д.).

* * *

Таким образом, коррекционно-развива-ющее обучение дошкольников носит комплексный характер, объединяя двигательные и когнитивные игровые упражнения, направленные как на развитие основных психических функций, так и на профилактику задержек или аномалий их развития в школьном возрасте. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.