Научная статья на тему 'Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода'

Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1351
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / THE DEVELOPMENT OF MENTAL FUNCTIONS / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITY / КОМПЛЕКСНЫЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / A COMPREHENSIVE NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. PRESCHOOL AGE / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Юлия Оттовна, Фролова Ольга Сергеевна, Чуланова Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в рамках нейропсихологического подхода. Комплекс упражнений для дошкольников разработан на основе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных психологов и включает в себя разделы по развитию двигательной и когнитивной сфер. Подробное описание заданий позволяет с легкостью использовать их в практической деятельности. Реализующийся в упражнениях игровой подход к комплексной нейропсихологической коррекции способствует повышению мотивации детей и эффективности работы в целом. Приведенные игры и упражнения, нацеленные на формирование основных высших психических функций, могут быть полезными как специалистам, так и родителям дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Юлия Оттовна, Фролова Ольга Сергеевна, Чуланова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the developmental work with preschool children in the frame of neuropsychological approach

This article discusses the features of the developing work with preschool children within neuropsychological approach. A set of exercises for preschoolers is based on fundamental research of psychologists and includes sections on the development of motor and cognitive areas. Detailed description of the classes makes it easy to use them in practice. Play approach to comprehensive neuropsychological correction enhances children’s motivation and performance in general. These games and exercises aimed at building core of higher mental functions can be useful both for specialists and parents of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода»

Ю. О. Титова, О. С. Фролова, О. В. Чуланова

Особенности коррекционно-развивающей

работы с дошкольниками в рамках

< *

нейропсихологического подхода

Титова Юлия Оттовна - нейропсихолог, руководитель проекта «Психологическая помощь детям раннего возраста», научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии (г. Москва, Россия)

Фролова Ольга Сергеевна - нейропсихолог, специалист по раннему развитию и нейропсиходогической диагностике и коррекции детей с i' трудностями обучения в шкоде, научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии (г. Москва, Россия)

Чуланова Ольга Владимировна - детский психолог, нейропсихолог, соведущая обучающей программы для специалистов «Методы и приемы ТОТ в работе с детьми», научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии (г. Москва, Россия)

В данной статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в рамках нейропсихологического подхода. Комплекс упражнений для дошкольников разработан на основе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных психологов и включает в себя разделы по развитию двигательной и когнитивной сфер. Подробное описание заданий позволяет с легкостью использовать их в практической деятельности. Реализующийся в упражнениях игровой подход к комплексной нейропсихологической коррекции способствует повышению мотивации детей и эффективности работы в целом. Приведенные игры и упражнения, нацеленные на формирование основных высших психических функций, могут быть полезными как специалистам, так и родителям дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие психических функций, игровая деятельность, комплексный нейропсихологический подход, зона ближайшего развития.

Features of the developmental work with preschool children in the frame of neuropsychological approach

Titova Yuliya, Neuropsychologist. Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia)

Frolova Olga, Neuropsychologist. Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia) Chulanova Olga, Child Psychologist, Neuropsychologist. Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia)

This article discusses the features of the developing work with preschool children within neuropsychological approach. A set of exercises for preschoolers is based on fundamental research of psychologists and includes sections on the development of motor and cognitive areas. Detailed description of the classes makes it easy to use them in practice. Play approach to comprehensive neuropsychological correction enhances children's motivation and performance in general. These games and exercises aimed at building core of higher mental functions can be useful both for specialists and parents of preschoolers.

Keywords: preschool age, the development of mental functions, game activity, a comprehensive neuropsychological approach, the zone of proximal development.

* Из книги: Комплексная коррекция трудностей обучения в школе [Текст] / Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А. Р. Лурия; под ред. Ж. М. Глозман и А. Е. Соболевой. - М.: Смысл, 2014. - 544 с. Продолжение. Начало в №3, 2015.

Комплекс игр и упражнений для детей 3-6 лет

Все игры и упражнения предлагаются от простого варианта к более сложному, если это отмечено в инструкции. Задания выполняются сопряженно с ребенком, т.е. педагог всегда сначала показывает, а потом выполняет задание вместе с ребенком, и лишь когда ребенок освоит задание, педагог дает только словесные инструкции. Исключением являются глазодвигательные упражнения, где педагог должен держать предмет, за которым следит ребенок. Некоторые задания могут выполняться ребенком сначала пассивно (педагог регулирует движения ребенка своими руками), а затем активно (ребенок выполняет все сам).

Глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные упражнения (кроме особо оговоренных случаев) лучше выполнять в положении лежа - так легче фиксировать голову ребенка; но если ребенок не хочет лежать, он может выполнять их сидя или стоя. Если ребенок совсем не хочет следить за предметами, ему можно предложить отыскивать одними глазами, не поворачивая головы, предметы или игрушки, расставленные в разных местах помещения.

Для всех глазодвигательных упражнений определены общие цель, возраст ребенка и форма проведения занятия.

Цель: воздействие на сенсомоторный уровень развития, снижение напряжения и улучшение кровообращения в области глаз, профилактика нарушения зрения, развитие зрительного восприятия.

Количество участников: индивидуальное занятие.

В отдельных случаях приведена дополнительная информация.

«Полет жука» («Лови собачку»)1

Подсобный материал: небольшая игрушка или яркий предмет (для лучшей концентрации ребенка и привлечения его внимания).

Процедура проведения: педагог перемещает игрушку перед ребенком на расстоянии вытянутой руки малыша.

1 Некоторые игры имеют несколько названий. Варианты названий придумывали сами ребята на наших занятиях.

Ребенок глазами следит за игрушкой или за определенной точкой на ней (например, за носиком, язычком собачки).

Педагог отрабатывает движения глаз ребенка по четырем основным направлениям: вверх; вниз; направо; налево; и четырем вспомогательным: по диагоналям; приближая игрушку к кончику носа ребенка (сведение глаз к центру) и отдаляя игрушку от его глаз.

«Очки от солнышка»

Цель: расслабление глазных мышц.

Подсобный материал: любой небольшой предмет или игрушка.

Процедура проведения: педагог каким-либо предметом или игрушкой рисует в воздухе перед ребенком «лежачую восьмерку» - так, чтобы центр ее находился на уровне переносицы ребенка. Ребенок должен следить глазами за перемещением предмета.

Педагог обязательно следит за плавностью перемещения глаз ребенка и устойчивостью его взгляда на предмете.

«Воздушные рисунки»

Подсобный материал: игрушка, яркий предмет для привлечения внимания ребенка.

Процедура проведения: педагог перемещает в воздухе перед ребенком любой предмет по контуру разных геометрических фигур и различных горизонтальных и вертикальных ломаных линий. Также можно рисовать в воздухе очертания знакомых ребенку предметов. Ребенок следит за предметом глазами.

«Глазки бегают по кругу»

Подсобный материал: игрушка, любой яркий предмет для привлечения внимания ребенка.

Процедура проведения: педагог читает ребенку стихотворение. Ребенок должен глазами проделывать то, что в нем описывается:

Глазки бегают по кругу: влево,

вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались

друг за другом.

Не догнали - спрятались

(зажмурить глаза).

Посидели, посидели,

распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими

(максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу

друг за другом, друг за другом.

Глазная гимнастика [Бокатов, Сергеев, 1999]

Глазная гимнастика рекомендована всем, как детям, так и взрослым, поэтому ребенок может выполнять ее вместе с родителями. Выполнять ее желательно каждый день, без очков.

Цель: гимнастика помогает снять мышечное напряжение, улучшить кровообращение, развить амплитуду движений. Способствует восстановлению зрения, улучшению внимания.

Возраст: все возрастные группы с 3-х лет.

Количество участников: любое.

Подсобный материал: две игрушки; несколько разноцветных прищепок или резинок (для упражнения 3).

Упражнение 1

Быстро-быстро «хлопать» глазами (будто ресницы хотят взлететь). Затем глаза крепко зажмурить и открыть. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 2

Фиксируя взгляд на кончике указательного пальца, приближать палец к носу и удалять от него («муха села на нос», «муха улетела»).

Упражнение 3

1-й вариант. Нарисовать точку на оконном стекле. Фиксировать взгляд поочередно то на точке, то на дальнем объекте за окном.

2-й вариант. Ребенок сидит на стуле; перед ним - 2 игрушки, расположенные на одной линии, но с небольшим смещением: одна ближе к ребенку, другая - дальше от него. На каждой игрушке в разных местах прицеплено несколько разноцветных прищепок или резинок. Педагог предлагает ребенку смотреть то на одну, то на другую игрушку и называть цвет прищепки (резинки), которая находится на ушке, лапке, ножке игрушки. Педагог должен контролировать процесс и побуждать малыша переводить взгляд с ближнего предмета на дальний.

Упражнение 4

Выполняется сидя. Запрокинуть голову как можно дальше назад. Смотреть на кончик носа. Вдохнуть и выдохнуть. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 5

Выполняется сидя. Запрокинуть голову как можно дальше назад. Смотреть, стараясь увидеть что-то между бровей. Вдохнуть и выдохнуть. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 6

Медленно вести глазами по кругу (вращать глазами).

Упражнение 7

Максимально раскрыть глаза и одновременно как можно сильнее высунуть язык. (Можно встать на четвереньки.)

Развитие межполушарного взаимодействия

Для всех упражнений данного раздела определены общие цель и форма проведения занятия.

Цель: формирование сенсомоторного уровня развития, межполушарных связей, образа собственного тела и скоординированности движений (развитие одновременных, согласованных односторонних и разносторонних движений рук и ног).

Количество участников: индивидуальное занятие.

В отдельных случаях приведена дополнительная информация.

«Кукла-марионетка» («Лифт», «Робот», «Кукла», «Подъемный кран»)

Подсобный материал: небольшие игрушки, игрушки-рукавички.

Процедура проведения: ребенок лежит на спине и, изображая заданный персонаж, синхронно поднимает и опускает прямые правые руку и ногу - сначала произвольно, а когда освоит произвольный уровень - под счет педагога; потом также поднимает и опускает левые руку и ногу.

Далее ребенок делает разносторонние движения: одновременно поднимает и опускает правую руку и левую ногу или левую руку и правую ногу.

В начале разучивания упражнения с малышами педагог сам поднимает и опускает руки и ноги ребенка, помогая ему правильно двигаться.

«Птички»

Подсобный материал: игрушки-рукавички.

Процедура проведения: ребенок лежит на спине. По команде педагога: «Птички взлетели!» - он должен поднять, а потом опустить одновременно обе руки и обе ноги; далее ребенок может поднять и опустить только обе руки или обе ноги.

«Раздели пирожок поровну»

Возраст: 5-6 лет.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: лежа на спине, ребенок одновременно поднимает и опускает руки и ноги - «делит» пространство на определенное количество «кусочков», стараясь при этом, чтобы «кусочки» были равными.

Вначале он действует одновременно правой рукой и правой ногой, и также левой рукой и левой ногой; затем - одновременно правой рукой и левой ногой, и наоборот.

«Зоопарк»

Цель: развитие крупной моторики, умения действовать в соответствии с образцом; развитие межполушарного взаимодействия.

Количество участников: возможно проведение как индивидуальных, так и групповых занятий.

Подсобный материал: любые потешки, стишки про животных; картинки с изображением этих животных.

Процедура проведения: ребенок осваивает различные виды ползания в разных направлениях, изображая звуками какое-либо животное.

Лучше сопровождать движения ребенка стихами, «подсказывающими», что делает животное (например, «Серенькая кошечка вылезла в окошечко и пошла гулять, своих детушек искать...») или показывать ребенку картинки с изображением животных, которых ему нужно изобразить.

Можно «пометить» ноги и руки ребенка цветными резинками и попросить ребенка двигать только теми конечностями, «цвет» которых называет педагог.

Если ребенок плохо включается в эту игру, педагог может сначала сам показать какое-либо животное и предложить ребенку угадать, кто это.

«Лев»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок становится на четвереньки, опираясь на ладони и колени, руки скрещены.

Изображая льва, ребенок начинает движение: при этом ноги идут параллельно, руки при каждом шаге перекрещиваются на уровне локтя, голова приподнята.

Ребенок движется вперед и назад, причем назад он движется спиной, так же скрещивая руки и передвигая их по направлению к коленям. «Лев» ходит тремя походками:

- произвольно,

- одновременно переставляя правые/левые руку и ногу,

- одновременно переставляя правую руку и левую ногу и наоборот.

«Лев» может идти по прямой линии или двигаться в любом направлении.

Можно попросить ребенка изобразить «голодного льва»: порычать, высунуть язык, двигая им из стороны в сторону.

«Здороваемся с игрушкой»

Подсобный материал: любая игрушка.

Процедура проведения: ребенок сидит на ковре, ноги прямые, руки согнуты в локтях на уровне груди. Напротив то правой, то левой стопы ребенка ставится игрушка.

Если игрушка находится напротив правой стопы ребенка, он показывает на игрушку одновременно правой стопой и правой ладошкой; левые стопа и ладонь направлены на самого ребенка. И наоборот.

«Цветок закрывается и открывается»

Подсобный материал: любые игрушки.

Процедура проведения: ребенок сидит на ковре, ноги прямые, руки согнуты в локтях на уровне груди так, чтобы локти были прижаты к бокам ребенка, а кисти могли свободно двигаться.

То на правое, то на левое колено ребенка ставится игрушка. Ребенок показывает на игрушку одновременно ладошкой и стопой. Когда игрушка стоит на правом колене, ребенок показывает на нее правой стопой и правой ладошкой, когда на левом - левой стопой и левой ладошкой. В то же время другие ладошка и стопа одновременно «раскрываются», т.е. ла-

донь указывает на ребенка, а стопа в противоположную сторону.

Если ребенку трудно выполнять это упражнение, можно предложить ему подвигать в сторону игрушки только ладошками или только стопами, как бы здороваясь с ней.

«Мельница»

Возраст: 5-6 лет.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок вместе с педагогом делает одновременные рассогласованные движения прямыми руками: одна рука описывает круги «назад», другая - «вперед»; затем руки меняются.

Можно перенести движение руками в другую плоскость - перед собой: одной рукой описывать окружность по часовой стрелке, другой - против часовой стрелки.

«Заводим будильник»

Цель: развитие внимания и координации, развитие межполушарного взаимодействия.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок делает движения руками одновременно в разных плоскостях: одной рукой гладит свой живот -изображая движение стрелок будильника, а другую то поднимает над головой, то опускает, прикасаясь ладонью к темени, - имитируя его выключение.

Усложнение игры: можно предложить ребенку одновременно с движением рук еще и подпрыгивать, поворачиваясь вокруг своей оси.

Упражнения на напряжение и расслабление

Для всех упражнений данного раздела определены общие цель и форма проведения занятия.

Цель: расслабление, релаксация.

Количество участников: индивидуальное занятие.

В отдельных случаях приведена дополнительная информация.

«Лепим пластилинового человечка»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок лежит на спине. Педагог разминает части тела ребенка и называет их: «лепит» ручки, ножки и т.д.

«Солдат и веревочка» («Снеговик и солнышко», «Надувная кукла», «Тряпичная кукла», «Мячик и насос», «Огонь - лед», «Мороженое»)

Цель: дать ребенку почувствовать состояние напряжения и расслабления.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: используя любой из образов, педагог побуждает ребенка напрячь тело, после чего у ребенка наступает рефлекторное расслабление. Можно побуждать ребенка напрягать разные части тела по очереди: сначала «замерзла» («надулась» и т.д., в зависимости от образа) ручка, потом ножка и т.д.

Затем педагог разминает руки и ноги ребенка круговыми движениями, совершает легкие потряхивания, можно с одновременным растягиванием конечностей.

Комплекс упражнений «На берегу моря» [Яковлева, 2001]

В разных упражнениях на напряжение и расслабление задействуются разные группы мышц: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица.

Цель: психомышечная тренировка.

Количество участников: комплекс хорошо делать в диаде.

Подсобный материал: не требуется.

«Игра с песком»

(на напряжение и расслабление

мышц рук)

Процедура проведения: выполняется сидя на ковре, ноги выпрямлены.

Дети набирают в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удерживают песок в руках. Постепенно раскрывая пальцы, «посыпают песком» колени. Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. «Бессильно роняют» руки.

Повторить 2-3 раза.

«Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног)

Процедура проведения: выполняется сидя на ковре, ноги выпрямлены.

Педагог предлагает детям представить, что на пальцы их ног залез муравей и бегает по ним. Дети должны с силой потянуть носки на себя (ноги напряженные, прямые); оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз - в стороны, ноги расслабляются и отдыхают.

Повторить 2-3 раза.

«Солнышко и тучка»

(на напряжение и расслабление

мышц туловища)

Процедура проведения: выполняется сидя на ковре, ноги выпрямлены.

Педагог описывает ситуацию, дети принимают соответствующее положение. «Солнце зашло за тучку, стало свежо» - дети должны сжаться в комок, «чтобы согреться». «Солнце вышло из-за тучки, стало жарко» - расслабиться, «потому что разморило на солнце».

Повторить 2-3 раза.

«В уши попала вода»

(на напряжение и расслабление

мышц шеи)

Процедура проведения: выполняется лежа на спине, ноги выпрямлены, руки лежат свободно.

Педагог предлагает детям представить, что они купались и им в уши попала вода. Дети должны ритмично покачивать головой, «вытряхивая воду» из одного уха, потом из другого.

«Лицо загорает»

(на напряжение и расслабление

мышц лица)

Процедура проведения: выполняется лежа на спине, глаза закрыты.

Педагог предлагает детям представить, что они загорают на солнышке. Дети должны выполнять движения по указаниям педагога.

«Подбородок загорает» - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы.

«Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык» - крепко закрыть рот.

«Жучок улетел» - слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.

«Прогоняя жучка», можно энергично двигать губами.

«Нос загорает» - подставить нос «солнцу», рот полуоткрыт.

«Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть», - сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым.

«Бабочка улетела, качается на качелях» -двигать бровями вверх-вниз.

«Бабочка улетела совсем, спать хочется», -дети должны расслабить мышцы лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. звучит тихая, спокойная музыка. Дети могут спокойно полежать некоторое время.

«Волшебный сон» [Яковлева, 2001]

Количество участников: любое.

Подсобный материал: любая релаксационная музыка.

Процедура проведения: выполняется лежа.

Педагог читает детям текст; дети стараются следовать сказанному.

Реснички опускаются, глазки

закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена, а рас-сла-а-аб-ле-на...

Губы чуть приоткрываются... все чудесно расслабляется.

Дышится легко. ровно. глубоко.

Напряженье улетело, и расслаблено все тело,

Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы теплые и вялые,

Но нисколько не усталые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется,

Нам понятно, что такое состояние по-коя....(2 раза)

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали, хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Йоговская гимнастика для малышей

Количество участников: любое.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог показывает движения, дети выполняют упражнения вместе с ним.

«Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения.

«Будильник зазвонил: "з-з-з". Мы его остановим» - слегка ударяют ладошкой по голове.

«Лепим личико, голову» - проводят руками по краю лица, трогают голову.

«Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

«Лепим лоб и бровки» - разминают пальчиками свой лоб, проводят кончиками пальцев по бровям.

«Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

«Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

«Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши, потягивают в разные стороны.

«Лепим щечки» - надувают щеки и разминают их пальцами.

«Лепим подбородок» - поглаживают подбородок, двигают челюстью.

«Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком «лучики» - выполняют соответствующие движения.

По [Арцишевская, 2003], с дополнениями

Упражнение «Поза ребенка»

Встав на коленки (пятки разведены, большие пальцы ног соприкасаются), ребенок затем должен сесть на разведенные пятки; колени вместе, спина прямая. На выдохе спокойно наклониться вперед и коснуться лбом пола. Руки выпрямлены и расслаблены, лежат вдоль тела, ладонями вверх. Расслабить плечевой пояс.

Удерживать позу 5 секунд, дыхание спокойное.

Поза улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, переутомление, очень нравится детям, т.к. позволяет почувствовать защищенность; закрытость телесной позы успокаивает ребенка.

Упражнение «Поза зародыша»

Ребенок ложится на спину, обхватывает согнутую правую ногу за лодыжку и прижимает ее верхней поверхностью бедра к животу. Удерживает позу 5-6 секунд. Выпрямляет ногу. Затем так же прижимает левую ногу, удерживает позу 5-6 секунд, выпрямляет ногу. Затем тем же образом прижимает к животу обе ноги, стараясь подбородком или лбом коснуться коленей.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Внимание нужно сосредоточить на области пупка. Ребенку бывает трудно понять, что значит «сосредоточиться на области пупка», поэтому педагог может дотронуться до этой области рукой, положить на пупок какой-нибудь круглый предмет (металлический шарик, стеклянный камушек или подушечку с песком), тем самым усиливая афферентацию от этой зоны. В процессе выполнения упражнения педагог время от времени обращается к ребенку: «Почувствуй, на месте ли камушек?», «Подумай о шарике» и т.п. Можно прижать предмет одеждой ребенка. Удерживать позу 5 секунд, после чего спокойно опустить ноги и отдохнуть.

Повторить упражнение 2-3 раза. Поза помогает укрепить мышцы живота, спины, растянуть мышцы позвоночника, способствует налаживанию пищеварения.

Катание на большом мяче

Цель: расслабление плечевого пояса, растяжение позвоночника.

Подсобный материал: большой надувной мяч.

Ребенок ложится на мяч животом, руки и ноги свободно свисают. Педагог держит ребенка за бока, медленно раскачивая на мяче вперед-назад, из стороны в сторону, по кругу.

Потом ребенок ложится на мяч спиной; руки свободно опущены за головой. При вдохе надо произносить звук «а» (расширяет грудную клетку). Педагог так же начинает медленно раскачивать ребенка. Важно: если ребенок отказывается или в теле малыша возникает напряжение, упражнение следует прекратить.

«Козлята»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения; ребенок учится осознавать напряжение и расслабление.

Возраст: 4-6 лет.

Количество участников: выполняется в диаде; если занятие индивидуальное, партнером ребенка выступает педагог.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: участники поднимают руки над головой - это «рога». Педагог произносит потешку, участники выполняют соответствующие действия: изо всех сил упираются руками друг в друга (напряжение), на слово «плюх» - падают на ковер (расслабление).

Произнесение потешки вместе с педагогом способствует развитию речевых функций ребенка.

Как-то раз к кому-то в гости

Шел козленок через мостик.

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами бух!

И с моста в водичку плюх!

Развитие координации и общей активности ребенка

«Качалочка»

Цель: развитие координации, чувства равновесия, растяжка мышц живота и спины.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок сидит на ковре, ноги согнуты в коленях, руки крепко обхватывают ноги. Перекатившись в этой позе на спину, ребенок старается раскачиваться на спине назад и вперед.

«Качалочка с палочкой»

Цель: развитие координации, чувства равновесия, растяжка мышц живота и спины; при этом упражнении также растягиваются руки, позвоночник.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: гимнастическая палочка.

Процедура проведения: ребенок сидит на ковре, держа в руках палочку и упираясь в нее

стопами. Перекатившись в таком положении на спину, он старается раскачиваться на спине назад и вперед.

Важно следить, чтобы ребенок не запрокидывал назад голову и не ударялся ею об пол: это травмоопасно.

Если ребенок позволяет, педагог может его покачать, сев на ковер и взяв ребенка за плечи со стороны спины.

«Бревнышко» («Карандаш»)

Цель: кроме развития координации и общей активности ребенка, упражнение способствует развитию чувства пространства.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: две небольшие игрушки; длинный шнурок, лента.

Процедура проведения: на концах прямой, по которой нужно прокатиться ребенку, ставятся игрушки. Ребенок ложится на спину; руки прямые, лежат над головой на ковре; ноги выпрямлены. Он располагается так, чтобы одна из игрушек была на уровне поясницы.

Не меняя позы, ребенок перекатывается от одной игрушки до другой, стараясь, чтобы движение рук и ног было одновременным, и двигаясь по прямой. Ребенок должен постараться прикатиться к противоположной игрушке так, чтобы она также оказалась на уровне поясницы.

Можно предложить ребенку взять игрушку в руки и «перевозить» ее таким образом с одного места на другое.

Если ребенку трудно сохранять прямую траекторию, можно положить шнур или ленту для лучшей ориентации в процессе выполнения упражнения.

«Раскатаем тесто»

Это упражнение такое же, как и «Бревнышко», только с более развернутой помощью взрослого.

Цель: кроме развития координации и обшей активности ребенка, упражнение способствует развитию чувства пространства.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: веревка длиной 45 метров (или по ширине ковра); две игрушки.

Процедура проведения: по ковру протягивается веревка, на обоих ее концах ставят по игрушке; ребенок ложится на ковер на спину

поперек веревки так, чтобы она оказалась на уровне поясницы. Руки вытянуты за голову, ноги выпрямлены.

Задача ребенка - не меняя позы, перекатиться от одной игрушки до другой так, чтобы веревка все время оставалась на уровне поясницы.

Вначале ребенку помогает педагог, «прокатывая» его двумя руками вдоль веревки, а затем - переворачивая только за руки или за ноги. Потом ребенок перекатывается самостоятельно.

«Разведчик» и «Пловец» («Червячок» и «Перевернутая черепашка»)

Цель: кроме развития координации и общей активности, упражнение способствует развитию межполушарного взаимодействия, укреплению мышц шеи, развитию функции регуляции и контроля.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: различные предметы: стулья, гимнастические палочки, обруч.

Процедура проведения: упражнение состоит из двух частей.

1-я часть: «Разведчик» («Червячок»).

Ребенок начинает ползти по-пластунски, прижимаясь к ковру и сгибая в коленях то одну, то другую ногу - изображая «разведчика» (или «червячка»). Педагог следит, чтобы ребенок во время движения прижимал пятки к ковру и не поднимал голени.

Ползком ребенок должен преодолевать препятствия (из двух стульев и гимнастических палочек делаются несколько ворот; можно использовать только палочки или обруч, которые проносятся низко над ребенком, побуждая его прижиматься к ковру, при этом ребенок не должен задеть обруч или палочку ни спиной, ни ногой).

2-я часть: «Пловец» («Черепашка»).

После того как ребенок прополз 3-4 метра на животе, он переворачивается на спину и двигается головой вперед, отталкиваясь согнутыми в коленях ногами и раскачиваясь на округленной спине; руки при этом согнуты, кисти на плечах, локти не касаются ковра, голова приподнята, подбородок тянется к груди.

«Ленивый тюлень»

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: разные игрушки и предметы (стулья, гимнастические палочки, обруч).

Процедура проведения: ребенок ползет по ковру от игрушки к игрушке или проползая под препятствиями при помощи одних только рук.

«Гусеница»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: повышение уровня активности, отработка согласованных движений.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок сидит на ковре, ноги прямые. Помогая себе руками, он подтягивает ягодицы к пяткам, затем выпрямляет ноги и делает следующий шаг: «гусеница» ползет вперед.

Затем, не разворачиваясь, «гусеница» должна ползти назад (т.е. ребенок движется спиной вперед, совершая описанные движения в обратном порядке из положения сидя с согнутыми коленями).

«Ракета на старте»

Цель: укрепление мышечного корсета, развитие выносливости, формирование образа тела.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок сидит по-турецки, руки над головой, ладошки вместе, спина ровная. Педагог ведет обратный отсчет готовности к старту, во время которого ребенок тянет ладони вверх, стараясь держать спину прямо, а голову ровно и глядя вперед: «10... 9... 8... 7... 6... 5... 4... 3... 2... 1... Пуск!» При «старте» «ракеты» ребенок опускает руки.

В зависимости от возможностей ребенка интервал счета уменьшается.

«Самолет готовится к взлету»

Вариант упражнения «Ракета на взлете».

Цель: укрепление мышечного корсета, развитие выносливости, формирование образа тела.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок сидит по-турецки, руки разведены в стороны параллельно полу, спина ровная, смотрит вперед. Педагог ведет обратный отсчет, во время которого ребенок старается сохранять принятую позу: «10... 9... 8... 7... 6... 5... 4... 3... 2... 1... Пуск!» При «пуске» ребенок опускает руки.

В зависимости от возможностей ребенка интервал счета уменьшается.

«Рыбка»

Цель: укрепление мышечного корсета, развитие выносливости, формирование образа тела.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок лежит на животе, ноги выпрямлены, руки - прямые, тянутся вперед. В этом положении он старается оторвать руки и ноги от ковра. «Рыбка показала хвостик» - приподнимает только ноги; «рыбка показала плавники» - поднимает только руки.

«Мостик»

Цель: укрепление мышечного корсета, развитие выносливости, формирование образа тела.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок наклоняется вперед, касаясь ладонями пола. В этом положении он должен сделать несколько шагов.

Как и во всех упражнениях данного раздела, педагог показывает его выполнение.

«Удав»

Цель: укрепление мышечного корсета, развитие выносливости, формирование образа тела.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок лежит на животе, руки согнуты в локтях и прижаты к бокам.

«Удав поднимает голову» - ребенок смотрит вперед и приподнимается на предплечьях - так, чтобы ни живот, ни локти не отрывались от ковра.

«Ленивая кошка»

Цель: развитие координации и общей активности, развитие выносливости, гибкости, формирование образа тела.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: стоя на четвереньках, ребенок прогибает и выгибает спину в поясничном отделе.

«Перекаты»

Цель: развитие координации и общей моторики.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: массажный коврик.

Процедура проведения: в положении стоя ребенок перекатывается с пятки на носок - на обеих ногах одновременно.

Потом он также одновременно делает одной ногой перекат с пятки на носок, а второй -с носка на пятку.

Усложнение задания: можно добавить однонаправленные и разнонаправленные движения руками.

Можно выполнять это упражнение на массажном коврике.

«Неваляшка»

Цель: развитие координации и общей моторики.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок сидит по-турецки и раскачивается из стороны в сторону. Затем к этим движениям можно добавить движения глаз, языка, челюсти, согласованные и рассогласованные с раскачиванием.

«Скалолаз» («Спасатель»)

Цель: развитие общей моторики и координации движений, формирование контроля и регуляции двигательной активности.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок стоит у стены, упираясь в нее руками. Задача - двигаться вдоль стены, поочередно переставляя каждую руку и ногу. Движение осуществляется тремя способами: 1) «произвольным» - ребенок переставляет по одной конечности в любом порядке (этот способ должен осваиваться первым); 2) «одноименным» - ребенок переставляет правую руку и ногу, затем левую руку и ногу и 3) «разноименным» - ребенок переставляет правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу.

Если ребенок испытывает трудности в выполнении упражнения, педагог берет его руки в свои и помогает ему освоить упражнение, проговаривая вслух алгоритм действий.

«Самый меткий»

Цель: развитие общей моторики и координации движений, зрительно-моторной координации, формирование контроля и регуляции двигательной активности.

Количество участников: лучше выполнять в диаде; возможно индивидуальное занятие.

Подсобный материал: мяч, 4 кегли.

Процедура проведения: прокатывая мяч по полу, ребенку нужно сбить все четыре кегли тремя бросками. Расстояние от бросающего до кеглей постепенно увеличивается.

При индивидуальном занятии ребенок соревнуется с педагогом.

Развитие равновесия, осознание схемы тела, развитие умения владеть телом

Для всех упражнений данного раздела определены общие цель и форма проведения занятия.

Цель: развитие сбалансированности движений, способности сохранять равновесие, контролировать движения тела в балансовых позах, умения осознавать тело и движения.

Количество участников: занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе. В отдельных случаях приведена дополнительная информация.

«Пяточка к носочку»

Подсобный материал: шнур длиной около 1,5-2 м; небольшая игрушка.

Процедура проведения: ребенок идет по шнуру, при каждом шаге приставляя пятку одной ноги к носку другой. Задача - удержать равновесие.

Усложнение задания: при ходьбе ребенок должен нести на тыльной стороне кисти руки или на голове мелкую игрушку.

«Аист» («Завяжи шнурок»)

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок стоит на одной ноге, изображая аиста или завязывание шнурка. Задача - удержать равновесие.

«Удержи мешочек на ноге»

Подсобный материал: мешочек с песком; кубик.

Процедура проведения: ребенок поднимает ногу, удерживая на ее пальцах мешочек песка. Задача - сохранять равновесие.

Усложнение задания:

- ребенок водит ногой с грузом назад-вперед. Затем можно предложить ребенку одновременно с движениями ногой двигать и руками: вытягивать их перед собой и отводить назад либо в том же направлении, куда движется нога, либо в обратном;

- ребенок, удерживая мешочек на одной ноге, приседает на другой;

- ребенок, удерживая мешочек, вытягивает вперед руку. На тыльную сторону кисти руки ставится предмет (кубик, мячик); ребенок приседает.

«Пронеси мешочек на голове и не урони»

Подсобный материал: мешочек с песком или игрушка.

Процедура проведения: ребенок несет мешочек с песком или игрушку на голове, при этом выполняя различные движения руками.

«Цапля уснула»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок стоит на одной ноге, глаза закрыты. Задача «цапли» -«спать», пока педагог считает до 10, 20 и т.д.

«Удержись на мяче»

Подсобный материал: большой упругий мяч (фитбол).

Процедура проведения: ребенок пытается усидеть на мяче, не опираясь на ноги. Педагог может ограничивать время попытки, ведя счет до определенного числа.

Можно также попросить ребенка что-нибудь рассказывать или отвечать на вопросы.

«Пройди по дорожке»

Цель: кроме развития равновесия, игра способствует развитию функций контроля и переключения.

Подсобный материал: шнур; всевозможные предметы разного размера и цвета.

Процедура проведения: на «дорожке», выложенной шнуром, раскладываются препятствия различного размера и цвета. Задача ребенка - двигаясь по «дорожке», перешагивать или перепрыгивать эти препятствия.

Можно также предложить ребенку перешагивать через препятствия какого-то одного цвета одним способом, другого - другим и т.д.

«Пройди по мостику»

Подсобный материал: не требуется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Движение боком по прямой линии, дощечке, скамеечке.

«Пройди по дорожке с закрытыми глазами»

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в диаде.

Подсобный материал: могут быть использованы сенсорная дорожка, массажные кочки, гимнастические палки.

Процедура проведения: из указанных материалов обустраивается «полоса препятствий». Ребенку завязывают глаза. Его задача - преодолеть «полосу препятствий», двигаясь прямо или боком.

Вариант: Ребенок с завязанными глазами идет босиком по сенсорной дорожке.

«Кошечка»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены. «Кошечка греет голову на солнышке»: ребенок поворачивает голову направо, возвращается в исходную позицию; поворачивает голову налево, возвращается в исходную позицию.

Выполнить по 3 раза в каждую сторону медленным темпом.

«Массаж спины мячом»

Цель: улучшение работоспособности, развитие тактильной чувствительности, формирование образа тела.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: мяч.

Процедура проведения: стоя у стены или лежа ребенок прокатывает мяч вдоль позвоночника. Движения могут быть как поперечными, так и круговыми.

«Рисунки на спине»

Цель: развитие тактильной чувствительности, формирование образа тела.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется.

Педагог «рисует» на спине ребенка различные фигуры, буквы, предметы. Задача ребенка - угадать, что «нарисовал» педагог.

Развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма, импульсивности

Для всех упражнений данного раздела определены общие цель и форма проведения занятия.

Цель: формирование произвольности, контроля за собственной деятельностью и переключением, формирование умения действовать по правилам, уменьшение импульсивности.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

В отдельных случаях приведена дополнительная информация.

«Замри»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог предлагает подвигаться под музыку. Дети прыгают: ноги в стороны - ноги вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка смолкает; дети должны застыть в позах, на которые пришлась остановка музыки.

«Совушка-сова»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог изображает сову. По команде «День!» ребенок произвольно двигается по комнате - «сова спит в гнезде». Как только звучит команда «Ночь!», ребенок замирает - «сова вылетает из гнезда на охоту». Ребенок не должен двигаться до следующей команды «День!».

«Запретное движение (слово, число и т.д.)»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: в зависимости от выбранного вида игры (на движения, на слова или числа) педагог либо делает какие-то движения, либо задает детям вопросы, либо называет числа от 1 до 10. Дети повторяют все движения (отвечают на вопросы, повторяют счет), но на «запретных» движениях (словах, числах) должны произвести другое, условленное действие (сказать слово или промолчать).

Играющие становятся напротив друг друга. Педагог договаривается с детьми, какой запрет будет в данной игре. Например, вместо движения «руки вверх» надо делать противоположное - «руки вниз», вместо запретного слова - придумать альтернативный вариант ответа без использования запретного слова, вместо запретного числа - промолчать или сказать что-то условленное, например «ох!».

Можно «запретить» одно или два числа при счете до десяти или слово «нет» при ответах на вопросы.

«Делай все наоборот», «Делай только то, что я говорю»

Цель: кроме целей, общих для всех игр данного раздела, игра формирует избирательность поведения.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: играющие становятся напротив друг друга. Педагог показывает какие-либо движения, ребенок при этом старается делать противоположные движения.

Вариант: педагог говорит делать одно, а сам делает другое, ребенок должен следовать только словесной инструкции.

«Слушай хлопок!»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок двигается по комнате; педагог время от времени делает один, два или три хлопка. На один хлопок ребенок дол-

жен остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки - в стороны), на два хлопка - позу «лягушки» (присесть на корточки), на три - возобновить ходьбу.

Можно дополнительно ввести условные сигналы, при которых ребенок должен менять направление движения.

Развитие крупной моторики и выразительности движений

Игры данного раздела способствуют формированию межполушарного взаимодействия, соматотопического восприятия и положительного образа своего тела.

«Расскажем и покажем» (по [Арцишевская, 2005])

Цель: формирование умения действовать по образцу, умения лучше чувствовать и осознавать свое тело, свои движения.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог произносит потешки и совершает описанные в них действия и движения; дети повторяют слова и движения за ним.

1-й вариант

Один, два, три, четыре, пять! - Поочередно загибают пальцы в кулачок.

Вышли зайки погулять. - Прыгают.

Зайки спрятались за елку. - Приседают, закрывают лицо ладонями.

Нет ли здесь лисы иль волка? - Выглядывают из-за ладоней.

Один, два, три, четыре, пять! - Встают и хлопают в ладоши.

Можно весело играть. - Прыгают или кружатся на месте.

Один, два, три, четыре, пять. - Поочередно загибают пальцы в кулачок.

Что мы будем рисовать? - Сжимают и разжимают кулачки.

Нарисую-ка я льва. - Изображают льва.

Для начала - голова. - Кладут ладони на голову.

Чтобы выглядел правдиво,

Нарисую ему гриву. - Поднимают и соединяют руки над головой.

А теперь глаза и уши,

Чтобы шорохи он слушал. - Прикладывают ладони к ушам.

Вот красавец лев готов! - Хлопают в ладоши.

Подмигнул и был таков! - Приседают, закрывают лицо ладонями.

2-й вариант. Усложнение задания

Раз, два, три, четыре, пять! Можем все мы показать!

Это локти - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Это плечи - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся, то коленей мы коснемся.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все мы можем показать!

3-й вариант

Вместе весело шагаем и колени поднимаем.

Пальцы мы в кулак сожмем и за спину уберем.

Руки в стороны, вперед, и направо поворот.

Руки в стороны и вниз, и налево повернись.

4-й вариант

Руку правую - на плечо, руку левую - на бочок.

Руки в стороны, руки вниз, и направо повернись.

Руку левую - на плечо, руку правую - на бочок.

Руки вверх, руки вниз, и налево повернись.

«Четыре стихии»

Цель: научить ребенка лучше чувствовать и осознавать свое тело, свои движения; развитие переключения и саморегуляции.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: мяч.

Процедура проведения: ребенок стоит или сидит на ковре. Педагог называет четыре стихии, показывая движения, соответствующие каждой из них:

- «земля»: опускает руки вниз или приседает или отбивает мяч от пола;

- «вода»: вытягиваетруки вперед или имитирует движения пловца, произнося «буль-буль»;

- «воздух»: поднимает руки вверх, делая взмахи, или дует как ветер, или делает стойку на одной ноге, разведя руки в стороны;

- «огонь»: вращает руками в лучезапяст-ных и локтевых суставах или делает плав-

ные извивающиеся движения всем телом, произнося с придыханием: «А-а-а-а».

Затем педагог пускает мяч по полу по направлению к ребенку и называет стихию. Получив мяч, ребенок должен показать движение, характерное для названной стихии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем волшебниками и сможем превращаться в четыре стихии. Сможем стать как огонь, вода, земля и воздух».

«Топотушки»

Цель: научить ребенка осознавать границы своего тела; формирование образа тела.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: маленькие предметы (игрушки), которые можно спрятать в одежде ребенка, - «подарки».

Процедура проведения: легкими, мягкими движениями ладоней или пальцев педагог похлопывает ребенка с головы до ступней в последовательности: макушка, затылок, лоб, щеки, шея, плечи, грудная клетка, руки, живот, спина, поясница, таз, попка, ноги, ступни. Все части тела, которых касаются ладони, называются. В ходе игры можно приговаривать:

Три веселенькие хрюшки

Надели дружно топотушки

И пошли гулять, гулять,

Прыгать, топать и скакать.

Усложнение задания: затем можно прятать «подарки» для «хрюшек» на теле (в одежде) ребенка и спрашивать его, куда пойти хрюшкам, чтобы отыскать подарок. Таким образом для ребенка создается стимул называть и лучше осознавать части тела.

«Звериная гимнастика»

Цель: научить ребенка лучше чувствовать и осознавать свое тело, свои движения; улучшение работоспособности, формирование схемы тела.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: катушка ярких крепких ниток (для упражнения «Паучок»).

Процедура проведения: ребенок выполняет различные движения (как и во всех упражнениях данного раздела, вначале вместе с педагогом, затем под его руководством).

Воробышек: педагог и ребенок стоят напротив друг друга, ноги немного расставлены.

Взмахиваем медленно руками вверх и вниз. Затем «воробышек» немного ускоряет движения.

Воробышек полетел: помахиваем кистями рук и пробуем подняться на носочки.

Воробышек купается в луже: стоя, встряхиваем по очереди руками, затем ногами.

Сова: сидя по-турецки, делаем медленные наклоны головой вперед-назад, вправо-влево («Мудрая сова умеет вертеть головой - давай и мы с ней вместе».).

Змейка: сидя по-турецки, здороваемся со змейкой», вытягивая шею вперед и втягивая назад.

Змейка поползла: ложимся на живот и ползем по-пластунски. Ребенок должен стараться не отрывать таз от ковра и не становиться на колени. Руки и ноги работают вместе.

Бабочка: стоя, ноги слегка расставлены. Выполняем круговые движения руками вперед и назад. Начинаем медленно. Постепенно увеличиваем темп, учитывая индивидуальные возможности ребенка. Важна не скорость, а амплитуда.

Бабочка села на травинку и закрыла крылышки: приседаем, обхватив голову руками.

Паучок: встаем на руки и ноги животом вверх - это «паучок». «Паучок» старается построить себе паутину, передвигаясь по ковру на четырех лапках. Чтобы было интереснее, можно привязать к поясу ребенка конец яркой нитки, а катушку закрепить в месте, откуда он начинает движение. Передвигаясь в разных направлениях, ребенок-паучок сможет оставить переплетения на ковре и посмотреть, какая получилась паутина.

«Кошечка сердится и волнуется»: стоя на коленях иладонях, голова п риподнята. В ыгибаем спину, опускаем голову. Возвращаемся в исходное положение. Повторить 5 раз в медленном темпе.

«Кошечка отдыхает»: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворачиваемся на правый бок, прижимаем ноги к животу. Возвращаемся в исходное положение. Поворачиваемся на левый бок, прижимаем ноги к животу. Повторить 3 раза в каждую сторону медленно.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой отправимся гулять в лес, где живут удивительные зверушки. Они ждут тебя, чтобы поздороваться. Мы тоже проявим вежливость и будем с ними здороваться особым способом».

«Паутинка»

Цель: кроме развития крупной моторики, игра способствует усвоению последователь-

ности действий и инструкций, развитию пространственных представлений.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: нитка или резинка.

Процедура проведения: педагог и ребенок натягивают нитки в пространстве на разном уровне, закрепляя их за предметы, находящиеся в комнате (ножки столов, стульев; ручки шкафа и т.д.), так, чтобы получилось подобие паутины. Задача ребенка - аккуратно перешагивая через нитки и проползая под ними, перебраться из одного конца комнаты в другой так, чтобы постройка не рухнула.

Вариант (больше подходит детям старшего дошкольного возраста - от 4 лет): можно зацепить резинку только за ножки стульев. Задача ребенка - перебраться на другой конец конструкции, точно ставя ноги в пространство между «паутинками» и не задевая их.

Инструкция: «Знаешь, как паучки строят свой домик? Они плетут паутину. Давай и мы попробуем построить домик для паучка. (Педагог и ребенок «плетут паутину».) Теперь, когда дом построен, паучок может проверить свое жилище и осмотреть его со всех сторон».

«Перешагни через палочку»

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: палочка (длиной до 1 м).

Процедура проведения: ребенок держит палочку перед собой за концы. Его задача -не выпуская палочку из рук и по возможности удерживая равновесие, перешагнуть через палочку так, чтобы руки оказались сзади; затем наоборот.

«Ноги идут по дороге»

Цель: кроме развития крупной моторики игра способствует развитию координации, а также речевой и перцептивной регуляции движений. Возраст: 2-4 года.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: шнур или кубики (для усложненного варианта); картинки с изображением стоп различного размера.

Процедура проведения: педагог, показывая движения, произносит потешку. Ребенок старается повторить все за педагогом.

Усложнение задания: можно ограничить пространство шнуром или кубиками, сделав узкую дорожку.

Большие ноги шли по дороге,

Большие ноги шли по дороге. - Идут по кругу большими шагами.

Огромные ноги идут по дороге. - Идут по кругу, делая большие шаги и высоко поднимая колени.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, бежали. Бууух! Упали. -Быстро бегут по кругу. Падают на ковер. Ребенок может упасть на педагога.

Вариант: вместо вербальной инструкции можно показывать ребенку картинки с изображением стоп различного размера. Ребенок должен делать шаги, которые соответствуют увиденным размерам.

«Шел король по лесу»

Игру можно использовать в качестве переменки между более сложными видами деятельности.

Цель: научить ребенка лучше чувствовать, осознавать и координировать свои движения.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог, показывая движения, произносит потешку. Ребенок старается повторить все за ним.

Пошел король по лесу, по лесу, по лесу. Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. - Шагают по кругу, высоко поднимая колени.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, - Остановились и прыгают.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. - Трясут каждой ногой по очереди.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. - Хлопают в ладоши.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем. - Топают ногами.

Головкой покачаем, качаем, качаем. И работать начинаем. - Качают головами.

«Мы на карусели сели»

Цель: развитие крупной моторики, навыков переключения и саморегуляции (умения играть по правилам).

Возраст: 2-6 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог, показывая движения, произносит потешку. Ребенок старается повторить все за ним.

Мы на карусели сели, завертелись карусели. - Идут шагом по кругу.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. - Шаг переходит в бег.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите. - Постепенно бег переходит в шаг.

Раз, два, три, четыре, пять, продолжаем мы играть. - Можно повторить в другую сторону.

«На ковре котята спят»

Цель: развитие крупной моторики, навыков переключения и саморегуляции (умения играть по правилам).

Количество участников: вариант 1 лучше проводить в диаде или группе до 8-10 человек; вариант 2 - индивидуальное занятие.

Подсобный материал: кукла-лиса (по желанию); мяч (для варианта 2).

Процедура проведения:

Вариант 1. Педагог говорит стихи и показывает движения, дети выполняют действия по тексту. В игре можно использовать куклу-лису, роль которой исполняет педагог или один из детей.

На ковре котята спят, мяу-мяу,

Просыпаться не хотят, мяу-мяу. - Дети ложатся на ковер.

Вдруг бежит сюда лиса,

Разбегайтесь кто куда. - Дети быстро поднимаются и разбегаются в разные стороны, стараются спрятаться от лисы.

Кого лиса поймает, тот садится и отдыхает.

Инструкция: «Давайте поиграем в котят. Наши котята спят. Ложитесь на коврик и закрывайте глазки, а я вам песенку спою».

Усложнение задания (вариант И. Шува-евой, личное сообщение)

В данном варианте игра способствует также развитию соматотопических представлений и межполушарного взаимодействия.

Педагог говорит стихи и показывает движения, дети совершают действия по тексту.

Вот котята все проснулись,

Сладко-сладко потянулись.

Правой лапкой потянулись,

Левой лапкой потянулись.

Ой, котята, вы грязнушки!

Умывайте свои ушки!

Все котята мыли ушки.

Вот так, вот так.

Все котята мыли щечки. Вот так, вот так. Все котята мыли брюшки. Вот так, вот так. Все котята мыли лапки. Вот так, вот так. У наших котиков чистые лапки, А на чистых лапках острые царапки. Кошка с котятами вместе играла, Кошка котяток всему обучала: Клубок покатать, - Дети перекатываются на ковре.

Хвостом помахать, - Дети на четвереньках «виляют хвостиками».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лапками царапать, - Имитируется царапанье. Молоко лакать, - Имитируется, как кошка лакает молоко.

Котятки нагнулись и пьют молоко. Подняли головки, прогнулись. И сказали: «Мяу!» -Повторить несколько раз.

Добрый котенок говорит «мур-р-р», - Дети прогибают спинку.

Злой котенок говорит «ф-р-р». - Дети выгибают спинку.

Затем следует повторение игры без показа движений педагогом (т.е. дополнительный вариант: педагог предлагает детям внимательно слушать стишок и выполнять движения). Как у нашей кошки подросли ребята, Подросли ребята, пушистые котята. Спинки выгибают, хвостиком играют. А у них на лапках острые царапки, Длинные усищи, зеленые глазищи. Очень любят умываться, лапкой ушки почесать И животик полизать. Улеглись на бочок и свернулись в клубок, А потом прогнули спинки, убежали из корзинки.

Вариант 2 (И. Шуваева, личное сообщение)

Взрослый, произнося стишок, катит небольшой мяч, а ребенок догоняет мяч на четвереньках и прыжком ловит.

Если что-то с места сдвинется -На него котенок кинется. Если что-нибудь покатится -За него котенок схватится. Прыг-скок, цап-царап! Не уйдешь от наших лап.

«Сороконожка» (вариант И. Шуваевой, личное сообщение)

Цель: развитие крупной моторики, навыков переключения и саморегуляции (уме-

ния играть по правилам), пространственных представлений.

Количество участников: 3-8 человек. Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог говорит стихи; дети, встав друг за другом, совершают действия по тексту.

Сороконожка хорошо бежит,

Топает ногами так, что пол дрожит.

Даже если ножки целый день бегут -

Не устают, не устают.

Тот, кто шел последним, тот бежит вперед,

И самый первый в голове встает.

Тот, кто шел последним, тот бежит вперед,

И самым первым в голове встает.

Сороконожка хорошо бежит...

«Мартышки» (вариант И. Шуваевой, личное сообщение)

Цель: развитие крупной моторики, навыков переключения и саморегуляции (умения играть по правилам), соматотопических представлений.

Количество участников: 3-8 человек. Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог говорит стихи, дети выполняют действия по тексту. Мы веселые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках, И друг другу даже Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску, Оттопырим ушки, Хвостик на макушке, Шире рот откроем, Все гримасы строим. Как скажу я цифру «три» -Все с гримасами замри!

«Птички» (вариант И. Шуваевой, личное сообщение)

Цель: развитие крупной моторики, навыков переключения и саморегуляции (умения играть по правилам), пространственных представлений.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог говорит потешки и показывает движения, дети повторяют действия по тексту.

Прилетели птички, птички-невелички

Все летали и летали, крыльями махали.

Перышки почистим, чтобы было чисто.

Вот так и вот так, чтобы было чисто.

На дорожку сели, зернышек поели.

Клю-клю-клю, клю-клю-клю,

Как я зернышки люблю!

«Зернышко»

Цель: развитие крупной моторики, навыков переключения и саморегуляции, (умения играть по правилам), выразительности движений.

Количество участников: занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог рассказывает историю о прорастающем зерне, ребенок слушает. Затем педагог читает стихи про цветок, ребенок совершает действия по тексту.

Инструкция: Маленькое зернышко лежало в земле. Ему было холодно, оно замерзло и свернулось калачиком. Но вот наступила весна, солнышко стало припекать. Зернышко согрелось, и показался росток. Он выглянул из-под земли и сказал: «Ух, как здесь красиво!» Стал росток подниматься все выше и выше. На нем появились листочки: сначала один, потом второй. А потом показался бутон. Бутончик согрелся на солнышке и распустился прекрасный цветок.

К солнцу потянулись высоко,

Стало нам приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелек качал.

Влево качнулись, низко пригнулись,

Вправо качнулись, низко пригнулись,

Ветерок, убегай! Ты цветочек не ломай!

Пусть цветы растут, растут,

Детям радость несут.

«Божьи коровки»

Цель: развитие крупной моторики, навыков переключения и саморегуляции (умения играть по правилам), пространственных представлений.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе (3-8 человек).

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: педагог читает

стихи и показывает действия, ребенок повторяет за ним действия по тексту.

Божьей коровки папа идет, - Идти, поднявшись высоко на носках.

Следом за папой мама идет, - Идти обычным шагом.

Вслед за ними малышки ползут, - Ползти по ковру.

За мамой детишки идут. - Идти на корточках.

Красные юбочки носят они, - Показать движением рук.

Юбочки с точками черненькими. - Пальцами изобразить точки.

На солнышко они похожи, - Поднять руки вверх.

Встречают дружно новый день. А если жарко будет им, То спрячутся все дружно в тень. - Залезть под стул.

«Петрушки»

Цель: развитие крупной моторики, навыков переключения и саморегуляции (умения играть по правилам), пространственных представлений.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется. Процедура проведения: педагог говорит стихи и по тексту показывает движения, ребенок повторяет движения за ним. В круг Петрушки дружно встали, Будут весело играть. Погремушки в руки взяли, Стали все маршировать. На носочках идем высоко-высоко, С погремушкой в руках нам идти легко. Руки на бочок поставим И головками киваем. Вправо-влево, Вверх и вниз, Ты, Петрушка, не ленись! А Петрушки, а Петрушки Приседают и встают, И совсем не устают. А устанут наши ножки -Мы погладим их немножко. Сядем дружно, отдохнем. Посидим совсем немножко И опять плясать начнем. Поплясали, поплясали И легонько побежали. ■

(Продолжение следует )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.