Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОНР'

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3611
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ / СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ширко Н.А.

В статье освещаются некоторые аспекты по психолого-педагогической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими Общее недоразвитие речи (ОНР). Приводятся группы детей четырёх уровней речевого нарушения. В методике коррекционно-логопедической работы также представлены цели и задачи, определённые в соответствии уровням речевого недоразвития детей. Рассматривается сущность особенностей коррекционного маршрута для детей-дошкольников с ОНР. В статье приводится методический обзор различных ведущих на сегодняшний день авторов в этой области знаний. Подчёркивается прямая взаимосвязь педагогического маршрута работы с ребёнком с ОНР с его анамнестическими, симптоматическими показателями обследования. Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР характеризуется также индивидуальными особенностями психического развития и поведения детей с ОНР. Раскрываются различные методики по преодолению ОНР и формирование нормативной речи. Даются рекомендации по эмоционально-благополучной речевой среде, необходимой для развития речи ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ширко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОНР»

УДК 376.3

Ширко Н.А.

магистрант КГПУ им. В.П. Астафева г. Красноярск

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОНР

Аннотация: в статье освещаются некоторые аспекты по психолого-педагогической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими Общее недоразвитие речи (ОНР). Приводятся группы детей четырёх уровней речевого нарушения. В методике коррекционно-логопедической работы также представлены цели и задачи, определённые в соответствии уровням речевого недоразвития детей. Рассматривается сущность особенностей коррекционного маршрута для детей-дошкольников с ОНР. В статье приводится методический обзор различных ведущих на сегодняшний день авторов в этой области знаний. Подчёркивается прямая взаимосвязь педагогического маршрута работы с ребёнком с ОНР с его анамнестическими, симптоматическими показателями обследования. Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР характеризуется также индивидуальными особенностями психического развития и поведения детей с ОНР. Раскрываются различные методики по преодолению ОНР и формирование нормативной речи. Даются рекомендации по эмоционально-благополучной речевой среде, необходимой для развития речи ребёнка.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), дети дошкольного возраста, особенности коррекционной помощи, симптоматическая картина, речевые нарушения, коммуникативное развитие, патология речи, речевая среда.

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, происходит нарушение познавательных процессов, психического развития и формирования личности в целом. Это обусловлено затруднением общения с окружающими и отсутствием коммуникативных навыков.

Трудности речевого развития детей являются препятствием для полноценного общения, что снижает заинтересованность в контакте и рождает негативизм. Также влияют на межличностные отношения сверстников. При дефиците общения ребёнка с

окружающими замедляется темп его развития речи и ряда других психических процессов (Е.О. Смирнова, 1981; А.В. Рузская, 1974 и др.).

Нарушение развития речи отрицательно влияет на развитие личности ребёнка, задерживает формирование познавательных процессов ребёнка. Р.Е. Левина, 1968; О.Е. Грибова, 1995; Т.Б. Филичева, 1995 и другие свидетельствуют о возникновения затруднений в коммуникативном развитии ребёнка на фоне различных сочетаний речевых и неречевых нарушений, поэтому, дошкольники с ОНР с трудом вступают в контакт с окружающими. [1]

Патология речи создаёт препятствия для формирования умственных способностей и развития нормальной функции речевого интеллекта. Однако важнейшим условием является своевременное оказание таким детям логопедической помощи, при выполнении которого их речевые трудности преодолеваются и развитие интеллекта приближается к возрастной норме. Диагностика и своевременная логопедическая и медико-педагогическая помощь занимает важную роль в предупреждении общего недоразвития речи детей.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов звуковой и смысловой сторон речи. Это сложное расстройство, возникшее при нормальном интеллекте и слухе. Оно характеризуется различными речевыми патологиями, в зависимости от видов нарушения речевой системы. ОНР может рассматриваться на фоне афазии, алалии, ринолалии, а также дизартрии, если об этом свидетельствуют пробелы в фонетико-фонематическом развитии, недостатке словарного запаса и грамматического строя речи.

Это нарушение впервые определила Р.Е. Левина как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи всегда отличаются нарушением звукопроизношения, фонематического слуха, скудностью словарного запаса и грамматического строя. [1] Общее недоразвитие речи проявляется в трёх уровнях речевого дефекта: 1уровень представляет собой отсутствие речи, такие дети называются «безречевыми».

Они пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, используют только

отдельные существительные и глаголы, обрывки фраз бытового характера,

69

сопровождая их мимикой и жестами. В этом проявляется сходность с умственно отсталыми детьми. Дети при этом используют однословные предложения в определённом периоде времени, который при тяжелых отклонениях в развитии задерживается надолго.

Со временем у детей с общим недоразвитием речи наблюдается постепенное расширение предложений в двух и четырёхсловные, но всё еще неправильно грамматически оформленные. Преобладает использование коротких слов, состоящих из двух или трёх слогов.

У них отсутствует способность подбирать слова разных по значению, но сходных по звучанию. Предлагаемые задания по звуковому анализу детям первого уровня остаются не понятными. [2]

2 уровень характеризуется начатками общеупотребительной речи, к лепетным словам, мимике и жестам прибавляются постоянные, часто используемые слова, в некоторой степени искажённые в произношении. В речи отмечаются различения единственного и множественного числа, но высказывания остаются бедными по составу предложения. Дети 2уровня недоразвития речи пока ещё не различают число, род и падеж слов, допускают ошибки в словоизменениях, сходные предметы по форме и назначению могут называть одним словом - не понимают смысл обобщающих слов. При обследовании таких детей выявляются ошибки в падежных окончаниях, употреблении форм числа и рода глаголов и в согласовании прилагательных с существительными и числительных с существительными. Не употребляют предлоги, а существительные используют в исходной форме. Такие нарушения в произношении в значительной степени отстают от возрастной нормы. Также типично для них сокращения слогов в слове, перестановка слогов, замена. Дети с недоразвитием речи страдают недостаточностью фонематического слуха. [2]

3 уровень отличается наличием фразовой речи с лексико-грамматическими и

фонетико-фонематическими ошибками. Дети этого уровня вступают в общение с

окружающими только в присутствии родителей или воспитателей, которые могут

внести пояснения. Характерным для них является недифференцированное

произнесение звуков шипящих, свистящих, аффрикат и соноров. Происходит замена

70

одновременно двух или нескольких звуков этой фонетической группы. Такие дети уже употребляют все части речи и простые грамматические формы. Постепенно совершенствуются в произношении - дети уже не испытывают трудности в назывании действий, признаков, предметов знакомых им, они способны составить небольшой рассказ о событиях окружающей жизни. В речевом общении со сверстниками они стараются обходиться без трудных слов и выражений, так как испытывают трудности в самостоятельном составлении предложений в отличии от нормально говорящих сверстников. При уже значительно накопленном словарном запасе выявляются некоторые специфические недочёты - непонимание и неправильное употребление ряда слов. Допускаются лексические ошибки: название целого предмета заменяется его частью; название профессии заменяется его действием; замена видовых понятий родовыми и наоборот; взаимозамена признаков. В свободной речи дети редко используют прилагательные и наречия, обозначающие признаки предметов. Также дети используют ненормативные «придуманные» слова. [2]

При грамматическом оформлении речи допускаются следующие ошибки: в согласовании прилагательных с существительными, в числе, роде, падеже; в согласовании числительных с существительными; в использовании предлогов; в употреблении падежных форм множественного числа.

У детей с третьим уровнем речевого развития наблюдаются нарушения звукопроизношения: сигматизм, ламбдацизм, ротацизм, дефекты смягчения и озвончения. У них присутствует недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия.

У детей могут быть не сформированы слуховая и зрительная память, когнитивные и коммуникативные навыки языковой системы. Это вызывает некоторые трудности в сфере познавательной деятельности детей. Дети с ОНР имеют недостаточную устойчивость концентрации внимания. В будущем это может привести к затруднению и нежеланию обучения в школе и овладению чтением и письмом.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева своих работах предлагают методику обследования, анализа и оценки речи дошкольников разных уровней развития.

При обследовании 1 уровня развития речи («безречевых» детей) ими рекомендуется выявить у ребёнка основные виды речевой деятельности - активный словарь, понимание речи, звукоподражание, возможности высказывания предложениями, состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение. Также рассматривается дополнительные виды деятельности - действие с предметами, распознавание их по форме, цвету величине, умение составлять целое из частей, умение сравнивать.

Для 2 уровня развития авторы предлагают рассмотреть основные виды речевой деятельности ребёнка - это понимание речи, грамматический строй предложений, возможности словообразования, звукопроизношения, слоговой структуры слова и состояние артикуляционного аппарата. Также обследуется невербальная деятельность.

В обследовании детской речи 3 уровня развития авторы рассматривают основные виды речевой деятельности: понимание изменения значений, вносимых суффиксами, префиксами, флексиями. Объём и типы предложений, способность ребёнка составить рассказ по серии сюжетных картинок, понимание и пересказ прочитанного текста, использование предлогов, словообразование и подбор противоположных по значению слов.

Также структура многосложных слов, звукопроизношения, уровень фонематического восприятия и состояние артикуляционного аппарата. И в дополнительных видах деятельности подлежат обследованию: представление о числе и количестве, ориентировка во времени, понимание связей предметов и явлений.

Сущность речевой недостаточности и возможные процессы компенсации зависят

от времени происшедшего мозгового поражения. Также причинами выступают

неблагоприятные условия развития во внутриутробном периоде, периоде родов и

периоде раннего речевого развития ребёнка. Инфекции и интоксикации являются

наиболее тяжёлой причиной поражений мозга. Специалисты нейропатологи считают,

что в период 3-4 месяцев внутриутробного развития происходят наиболее глобальные

изменения строения головного мозга. [5]

Уровень развития отделов головного мозга напрямую влияет на формирование

речевых, интеллектуальных или сенсорных функций. [5]

72

В содержании и организации диагностики психолога и логопеда имеются три самостоятельных направления - психологическая, клиническая, педагогическая. Они имеют свои специфические задачи. Целью же является определение методов и приёмов помощи, необходимых при оказании ребёнку, имеющему речевое расстройство.

Как правило первым проводится клиническое обследование. Это необходимо для правильного представления о типе дизонтогинеза подтверждённого по данным анамнеза. Клиническое обследование состоит из: обследования терапевта (соматическое здоровье детей), обследование невропатолога (нарушение ЦНС), нейрофизиологическое обследование (ЭЭГ, РЭГ, допплерография).

Педагогическое обследование осуществляется педагогом для определения уровня усвоения программного учебного материала.

Психологическое обследование является ведущим, так как оно собирает сведения о личности ребёнка, его поведении и уровне его умственного развития.

Психологическое обследование осуществляет выявление неречевой симптоматики, составляющей структуру речевого дефекта и определяет специфику коррекционной работы.

Логопедическое обследование направлено на анализ и выявление характера речевого нарушения и способах его преодоления

(Лалаева Р.И 2000).

Организация обследования психолога и логопеда имеет сходства, прежде всего в этапах его осуществления:

1. Ориентирование на актуальные проблемы ребёнка, выстраивание гипотез обследования, определение видов диагностики.

2. Проведение диагностики, относящейся к поставленной гипотезе.

3. Осуществление апробации результатов исследования, выстраивание программы коррекционных занятий, согласно индивидуальным и возрастным особенностям обследуемого ребёнка. [6]

Обследование детей с общим недоразвитием речи показывает, что обычно они

произносят первые слова в 3-4 года и бывает даже к 5-ти годам. Их речь малопонятна,

аграмматична и фонетически неправильно оформлена. Их отличительным свойством

73

является нарушение экспрессивной речи и нормальное понимание обращённой к ним речи. Такие дети испытывают трудности в общении, их речевая активность резко падает. При этом к своей речи относятся критично.

Недостаток речевой деятельности приводит к нарушению формирования сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сферы. Также они отличаются неустойчивостью внимания, вербальная память и процесс запоминания снижены, при сохранении у детей логической памяти.

Сложные инструкции и последовательность заданий вызывают у них некоторые трудности. Страдает познавательная деятельность из-за отсутствия активности припоминания у детей со слабым развитием. [3]

Особенности функции мышления накладывают отпечаток взаимосвязи речевых нарушений с психическим развитием ребёнка. В целом дети с ОНР обладают полноценными предпосылками для развития мыслительных операций, соответствующих их возрастным нормам, но при этом сохраняется отставание в словесно-логическом мышлении, затруднется процесса анализа и синтеза, обобщения и сравнения.

Также развитие двигательной функции у детей обусловлено соматической ослабленностью, характеризуется нарушением координации движений и недостаточной скоростью выполнения. При выполнении двигательного задания дети нарушают последовательность действий и пропускают его составные части. Выявляется нарушение развития мелкой моторики (замедленность действий, застывание в одном положении). [3]

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина в своей работе утверждают, что при нормальном речевом развитии, дети к старшему дошкольному возрасту уже свободно владеют фразовой речью, у них достаточно сформирован словарь, и правильно поставлено звукопроизношение, однако это происходит не во всех случаях, поскольку некоторые из этих компонентов: лексика, грамматика, фонетика - могут быть недостаточно развиты. [2]

Дети с ОНР отличаются значительным преобладанием пассивного словаря над

активным. Бедный состав словаря лишает ребёнка возможности активного общения.

74

Также нарушение коммуникативных навыков у детей с ОНР негативно сказывается на обобщающей функции по причине недостаточности правильного накопления, сохранения и воспроизведения информации и её дальнейшего последовательного усложнения в процессе формирования речевого общения со сверстниками и взрослыми. Н.И. Жинкин [1]

Во многих случаях такой ребёнок не может сформировать и выразить свои мысли и переживания в устной речи. Трудности в понимании речи приводят к задержке в ознакомлении ребёнка с окружающим миром, его предметов и явлений. Л.Г. Соловьёва отмечает у детей с ОНР в игровой деятельности, что препятствия не сформированности речевых навыков снижают потребность в общении и отражаются в межличностных отношениях с другими детьми.

Г.А. Волкова, 1986; А.Е. Гончарук, 1983; В.И. Селевёрстов, 1986 и др. представили много накопленных данных о трудности в общении для дошкольников с общим недоразвитием речи и осознании ими собственного дефекта. [1]

Маршрут коррекционной логопедической работы определяется задачами логопеда установленными на основе симптоматической картины ребёнка и диагностическим заключением. Таким образом, логопедическая работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи отличаются выделенными многими авторами, особыми задачами.

Особенности психического развития и поведения детей с ОНР определяют следующие задачи коррекционной работы:

1. Формирование понимания речи.

2. Формирование речевой подражательной деятельности.

3. Развитие памяти и внимания.

Формирование речи при данном недоразвитии строится в основном на освоении детьми средств, которые позволят им самостоятельно в дальнейшем развивать свою речь в обучении и общении.

Тесный положительный-эмоциональный контакт, вызывание активной речи составляют необходимые условия для проведения коррекционных занятий с детьми с ОНР.

Взаимодействие ребёнка со взрослыми является необходимым условием для становления речевого общения ребёнка. Оно определяется с учётом уровня развития его коммуникативной потребности и отношения взрослых к ребёнку.

Успешное развитие речи напрямую зависит от понимания речи ребёнком, для чего необходимо развитие слухового внимания, что выдвигает следующе задачи перед логопедом:

Развитие умения ребёнка различать неречевые звуки.

• Различать громкое и тихое звучание.

• Умение определять источник звука.

• Умение определять количество звучаний.

• Умение дифференцировать звукоподражания.

• Умение узнавать звуки.

• Умение различать речевые и неречевые звуки.

• Умение понимать смысл речи.

• Формирование речевой памяти.

• Развитие внимания к звуковому составу слова.

Звукоподражательные навыки могут оказаться эффективным средством для запуска речи ребёнка. Для этого необходимо постоянное речевое сопровождение взрослых в присутствии ребёнка в разных видах деятельности.

Постепенное поэтапное усложнение программного содержания обучения детей речевым навыкам.

В основах психолого-педагогических научных работ (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Б.М. Гриншпун и д.р.) разработаны следующие положения формирования речи:

• Выявление ранних признаков ОНР и их влияние на психическое развитие в целом.

• Своевременное предупреждение возможного недоразвития с помощью анализа структуры речевых дефектов и сохранных компенсаторных речевых звеньев.

• Выявление социально обусловленных нарушений, связанных с дефицитом речевого общения.

• Учёт закономерностей нормального речевого развития детей.

• Взаимосвязанное структурирование формирования лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языка.

• Выстраивание логопедической работы с детьми с учётом различного происхождения общего недоразвития речи.

• Формирование речевой деятельности детей в единстве с развитием познавательной активности и мышления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Коррекционно воспитательное содержание работы включает в себя формирование интеллектуальной, сенсорной и афферентно-волевой сфер

• Эти задачи могут осуществляться с учётом возрастных особенностей детей, степени развития их речи и условий для их воспитания и обучения. [3]

Таким образом можно сделать выводы о том, что представленные в статье научные материалы, на сегодняшний день остаются актуальными и эффективными, по своему богатому психолого - педагогическому и логопедическому многолетнему опыту работы в области практики по преодолению общего недоразвития речи детей дошкольного возраста.

Список литературы:

Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов/ Н.Ю. Борякова. - М.: АСТ; Астрель, 2008. - 222,

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.

Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., прераб. и доп. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 258, [14] с. - (Как воспитать гения).

Жукова Н. С. и др. ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Длялогопеда/Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005.-303 с. (Серия «Учимся играя»). Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.