УДК 1
Ширко Н.А.
магистрант КГПУ им. В.П. Астафева г.
Красноярск
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
Аннотация: в данной статье раскрывается актуальная значимость коррекционно-логопедической работы по формированию номинативных функций дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Представляется содержание нормативных требований к уровню овладения словарём детей, соответствующее программе дошкольного образования и обучения. Даётся характеристика детей, с ОНР. Раскрываются основные направления логопедической помощи детям с данным недоразвитием. Освещается теоретический материал по основным направлениям, задачам и методам коррекционной работы. Определяются отличительные особенности коррекционно-воспитательной деятельности по формированию номинативного словаря.
Ключевые слова: номинативные функции, дошкольники, общее недоразвитие речи, речевое развитие, логопедическая помощь, предметное называние, функция наименования, сингнификативная функция, смысловое значение, семантика.
Словарный запас ребёнка, сформированный достаточно правильно и систематизировано имеет большое значение в овладении его грамотным письмом и чтением.
Перед поступившим ребёнком в общеобразовательное учреждение стоят большие задачи усвоения грамматических правил, правильного самостоятельного оперирования лексическими значениями при выполнении тех или иных упражнений. На сегодняшний день поднимается острая проблема неготовности ребёнка-первоклассника к таким испытаниям в процессе школьного обучения. Причиной тому может служить несформированная в полной мере их устная речь, бедность их словарного состава. В связи с не богатым словарным багажом и незнанием смысловых
значений слов ребёнок испытывает трудности в лексико-грамматическом построении речи. [1]
Поступление детей в школу является социально новым этапом в их развитии, поэтому важно, чтобы накопление словаря и грамматически правильно оформленная речь стала для него хорошим уровнем подготовленности к процессу школьного обучения. [2]
Дети с Общим недоразвитием речи нуждаются в особой коррекционно-логопедической помощи в становлении их словарного багажа и приближения его показателей к возрастным нормам развития.
В настоящее время растёт число подобных патологий, в связи с этим встают новые задачи перед специалистами логопедами.
Накопление количественного и качественного словарного запаса и развитие навыков использования его в определённых условиях является основой для свободного, полноценного общения ребёнка с окружающими.
Достаточно свободная речевая, устная и письменная деятельность обеспечивается прежде всего нормальным уровнем развития словарного запаса.
Номинативная функция речи - это функция сообщения, наименования служащая при назывании предметов, действий и явлений. Сингнификативная функция речи служит для называния обозначений предметов, объектов окружающей действительности. Определение названия каждому предмету даёт возможность взаимопонимания в общении между людьми так как они пользуются в речи одними и теми же значениями. [3]
«Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив (Лурия А.Р.)
Сущность значения слова, как определил в своих трудах В.А. Звегинцев характеризуется тремя сторонами: соотнесения слова и предмета; связь слова с конкретным понятием; соотнесения слова с другими лексическими значениями в целой лексической системе языка. Овладение всеми сторонами слова - означает овладение значением слова.
Особо значимым является ознакомление детей с новыми словами, их предметным и понятийным смыслом, раскрытие их семантического содержания. Это даёт возможность развития смыслового понимания речи.
Словарная работа в программах дошкольного образования направлена прежде всего на обеспечение лексической основы детской речи. Овладение словарём - это одно из важных условий умственного развития детей.
Формирование понятий, уточнение представлений являются содержательной стороной мышления, так как развитие операциональной системы осуществляется через операции анализа, синтеза и обобщения. [4]
Внешняя сторона слова - это его звуковое и графическое обозначение. Внутренняя сторона - это содержание слова, его значение, качество, отношение с другими предметами и явлениями, закреплёнными за его грамматической и звуковой формой.
Слово представляет собой звук или комплекс звуков, обладающих значением языковой практики, основной функцией которого выступает номинативная.
В большинстве своём в русском языке имеются многозначные слова, включающие в себя одновременно несколько значений. Однозначные слова чаще всего являются названием представителя какой-либо группы слов (домашние животные: кот, собака и тд.). [5]
Работа по формированию словаря в детском дошкольном учреждении обычно строится по следующим принципам:
1. Обогащение речи лексическими значениями осуществляется путём ознакомления детей с окружающими предметами и явлениями в процессе познавательной деятельности.
2. Расширение словаря всегда совместно протекает с развитием умственных и психических способностей ребёнка и воспитанием его поведения.
3. В задачи по формированию словаря включается также учёт психолого-педагогических и возрастных особенностей детей.
Становление словарного запаса детей определяется количественным и
качественным значением. В дошкольном возрасте количественный рост словаря
54
протекает быстро: на первом году жизни ребёнок владеет 10-20 словами, в 1,5 года -20-30 в 2 года в речи ребёнка насчитывается около 300-400 слов, к 3 году жизни словарь ребёнка достигает до 1500 языковых единиц. При этом понимание речи опережает её воспроизведение. В 4 года ребёнок осваивает до 1900 слов, к 5-и годам - до 2000-2500 и в 6-7 лет около 3500-4000 слов. Большее количество из этих усвоенных слов составляют существительные и глаголы.
В 5-6 летнем возрасте пополнение словаря осуществляется на основе восприятия ребёнка окружающей действительности.
Овладение слова, как понятие в психическом развитии ребёнка с течением возрастных периодов дошкольника проходит 4 степени обобщений слов (М.М. Кольцова):
1. В значение слова входит только один предмет.
2. В значение слова входит несколько однородных предметов.
3. В значение слова входит много групп предметов, которые имеют общее название (деревья, цветы, игрушки и тд.).
4. В значение слова входит высшая интеграция (вещи).
Л.С. Выготский установил, что наглядно-образные и наглядно-действенные процессы мышления объясняют накопление наибольшего количества слов в речи, которые являются существительными и прилагательными. В этом наблюдается особенность развития детского мышления. Также Л.С. Выготский утверждал, что в 3-5 летнем возрасте ребёнок стремится к овладению чёткого предметного соотнесения слов к их значениям, а в 5-6 лет он пользуется системой житейских понятий, которые выражаются скорее в эмоционально-образных и наглядных связях. [5]
В число ведущих признаков овладения словарём детьми с Общим недоразвитием речи (ОНР) входит позднее овладение детьми первыми словами: в 3 -4 года, иногда позднее. Речь таких детей малопонятна. Значительно отстаёт в развитии экспрессивная речь. Наблюдается низкая продуктивность запоминания, что значительно отражается на процессе накопления словарного состава. У детей с ОНР выражены заторможенность словесно-логического мышления, это препятствует овладению детьми лексического
значения слова, их анализа и синтеза, обобщения и сравнения.
55
Ограничения возможностей познавательной деятельности обусловлено слабым восприятием словесной инструкции педагога. [6]
Также, они испытывают трудности в звукопроизносительной деятельности и в самостоятельной монологической речи. [7]
Психолого-педагогическая диагностика детей с ОНР показала нарушение познавательных функций. Общее недоразвитие речи обычно зависит от характера и локализации поражения ЦНС. [8]
При 1 уровне ОНР активный словарь детей беден, ограничен несколькими обиходными словами. Те же слова используются для обозначения действий и качеств предметов. Состав пассивного словаря значительно превышает активный.
При 2 уровне ОНР у детей наблюдаются дифференциаций обозначений предметов. Словарный запас отличается от возрастной нормы значительной несформированностью. Выявляются непонимание многих смысловых обозначений слов - частей предметов и обобщающих понятий. Предметный словарь используется ограниченно. Чаще всего в их речи используются существительные в именительном падеже.
При 3 уровне ОНР дети употребляют не точные лексические значения.
При 4 уровне ОНР у детей наблюдаются трудности в дифференцировании называния лиц женского и мужского рода, в словообразовании с уменьшительно -ласкательными суффиксами. [6]
Исходя из психолого-педагогических и логопедических заключений, и анализа симптоматики в общем недоразвитии речи номинативного словаря дошкольников специалистами рекомендуется осуществлять работу, состоящую из двух процессов:
1. Обогащение.
2. Систематизация лексического запаса.
Они тесно взаимосвязаны между собой и практически протекают одновременно.
Ознакомление ребёнка с новыми словами необходимо формировать при условии чёткого соотнесения с конкретным предметом, его действием, признаками.
Под систематизации словаря определяется понимание ребёнка подразделений групп слов по отличительным признакам, назначениям, выделенными в русском языке принципами. [1]
Доступное и понятное содержание речевого материала является одним из главных условий проведения занятий с детьми с ОНР.
В методиках используются приёмы, вызывающие положительные эмоции, используется похвала ребёнка.
В отношении обидчивых и нервных детей нельзя употреблять оценки, типа: «Не правильно»; «Не так сказал»; «Не понятно сказал». [9]
Филичева Т.Б. и Чевелёва Н.А. в своих работах представляют полный комплекс методов, приёмов и упражнений для занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Они рекомендуют логопедам строить свою коррекционную работу, ориентируясь на нормы овладения детьми фразовой речи. Они выдвигают задачу в том, чтобы ребёнок мог самостоятельно пользоваться накопленным словарём и свободно использовать его в своей речи. Также, развивать способность детей к самостоятельной собственной речи. И к дальнейшему общению и обучению.
Главными задачами в психическом развитии ребёнка они определили: формирование понимания речи; развитие навыков в речевом подражании; развитие памяти и внимания. [10]
Волкова Л.С. предлагает методику коррекционно-педагогической работы по формированию лексики детей по 4-ём общеизвестным уровням общего речевого недоразвития:
1. С безречевыми детьми следует проводить занятия по развитию понимания речи, развитию овладения самостоятельной речи, основанной на подражательности и развитию умений в простых словообразовательных упражнениях. Логопедическая работа ведётся с подгруппами по 2-3 человека, в форме игры, с использованием игрушек, театра кукол, теневого театра. Расширение багажа представлений о предметах, явлениях окружающего мира. Также формируется понимание простых словосочетаний. В импрессивной речи дети учатся называть предметы, действия.
Ведётся работа по формированию активного словаря.
57
2. В этом периоде развития дети осваивают навыки различения словесных форм. Ребёнок накапливает багаж значений конкретных понятий, предметную соотнесённость слова. Развивается внимание детей к смысловым и звуковым сторонам речи. Дети осваивают употребление существительных в Творительном и Дательном падеже.
3. В третьем уровне ОНР у детей формируются практические умения различения и обобщения частей слов и их связи с другими членами предложения. Дошкольники начинают овладевать речевыми средствами, которые станут базой для их самостоятельного свободного общения и обогащения их собственной речи.
4. При 4 уровне ОНР дошкольников для овладения языковыми средствами рекомендуется ориентирование на опоры осмысления значения слов и на тренировочные упражнения. В этом периоде развития у детей уже имеется способность анализировать, сравнивать, что имеет большое значение для самостоятельной познавательной деятельности. [6]
Результативная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми с данным речевым нарушением во многом зависимо от осуществления многоаспектного воздействия, которое включает в себя вызывание активной познавательной деятельности и работу с речевыми и неречевыми процессами. (И.Т. Власенко) [6]
Ушакова О.С. и Струнина Е.М. в своей методике рекомендуют учитывать тесную взаимосвязь становления словаря дошкольников с развитием других сторон речи. В обогащении словарного состава включается не только его накопление, но и попутное развитие внимания к содержанию речевого материала, к семантической стороне слов, его связям с другими лексическими единицами.
Выделяются две ступени в процессе понимания ребёнком речевого сообщения, это: практический опыт ребёнка (ознакомление с окружающим миром) и включение его речевого опыта в деятельность обобщения.
М.М. Конина считает значительной работой над уточнением словаря
дошкольника и его правильного смыслового употребления в собственной речи.
Ознакомление детей с новыми словами осуществляется в разных видах их
деятельности, в специальных речевых ситуациях и упражнениях. [11]
55
Исходя из изученной нами теории становления номинативного словаря у детей с ОНР можно заключить, что коррекционно-педагогическая работа обуславливается характером данного нарушения, его структуры первичных и вторичных отклонений, относящихся к смысловой и звуковой сторонам речевой системы.
Методы и приёмы работы с такими детьми продиктованы сущностью их неполноценной речевой деятельности, что требует специфического и индивидуального подбора методического содержания для занятий. [6]
Список литература
Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб.: «Детство-пресс», 2007. - 80 с. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.
- Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР» 2000. - 80 с.
Дмитриева Н.Ю. Общая психология: конспект лекций / Н.Ю. Дмитриева - «Научная книга» Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Лашкова Л.Л., Зырянова СМ., Филиппова АР. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Логопедия: учебник для студ. фефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. K69 Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).
Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей / Архипова Е.Ф. - СПб: М.: АСТ: Астрель, 2007. - 254 с. Богатырёва А.В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи / Богатырёва А.В. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - 2 (05). - 58-60 с.
Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 258, [14] с. - (Как воспитать гения).
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». - М.: Просвещение, 1987. - 142 с.: ил. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
— 288 с.