Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / РИСОВАНИЕ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / EMOTIONAL SPHERE / DRAWING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кускильдина А.А., Ишмуллина Г.И.

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; выделяются уровни самоконтроля эмоциональных состояний. Предлагается комплекс коррекционно-развивающих занятий с использованием метода рисования для коррекции эмоциональных нарушений у данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кускильдина А.А., Ишмуллина Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CORRECTION OF EMOTIONAL COMPLEXES THROUGH DRAWING IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

This article discusses the peculiarities of the emotional sphere of the emotional senior children, the presence of preschool age; should stand out Understated levels of science self-control conflicts of emotional states necessary. A variant is offered of a complex of self-correction and developing the most important occupations of time using the contingent of the Bashkortostan drawing age method for adequate correction of satisfied emotional disturbances of personality used in this program for children of children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.942.5

Кускильдина А.А. студент 5 курса направления "Психолого-педагогическое образование " Сибайского института (филиал) Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан, г. Сибай, РФ Ишмуллина Г.И. канд. пед. наук доцент кафедры педагогики и психологии Сибайского института (филиал) Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан, г. Сибай, РФ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация.В данной статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; выделяются уровни самоконтроля эмоциональных состояний. Предлагается комплекс коррекционно-развивающих занятий с использованием метода рисования для коррекции эмоциональных нарушений у данной категории детей.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, эмоциональная сфера, рисование

A.A.Kuskildina 5th year student of the direction "Psychological and pedagogical education " Sibay Institute (branch) of the Bashkir State University, Republic of Bashkortostan, Sibay, RF

G.I. Ishmullina Cand. ped. Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Sibay Institute (branch) of the Bashkir State University, Republic of Bashkortostan, Sibay, RF

FEATURES OF THE CORRECTION OF EMOTIONAL COMPLEXES THROUGH DRAWING IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Annotation. This article discusses the peculiarities of the emotional sphere of the emotional senior children, the presence of preschool age; should stand out Understated levels of science self-control conflicts of emotional states necessary. A variant is offered of a complex of self-correction and developing the most important occupations of time using the contingent of the Bashkortostan drawing age method for adequate correction of satisfied emotional disturbances of personality used in this program for children of children.

Keywords: children of preschool age, emotional sphere, drawing

Рассматривая дошкольный период в плане формирования различных I эмоциональных проявлений, необходимо отметить следующее. Для детей в данном возрасте «характерны (многообразные «проблемы ¡[эмоционального I характера. К ним можно отнести страх, тревожность, обиду и т.п.

Вследствие (ртого, дети не (могут (адекватно ¡¡самоутвердиться Цв коллективе, испытывают целый ряд неудач в формировании произвольности, учебной деятельности, развитии других сфер личности. Отсутствие коррекции негативных эмоциональных проявлений сможет привести в будущем не только к школьной, но и к личностной дезадаптации, а как крайний вариант такого развития - к неврозам.

Таким (образом, «проблема (коррекции (негативных (эмоциональных I комплексов приобретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте. Ввиду (этого, (необходима (разработка ¡целого ¡комплекса (мер ¡по коррекции (указанных (негативных эмоциональных (проявлений (с учетом | возрастных особенностей изучаемого контингента детей, а также причин их возникновения и развития у конкретного ребенка.

Актуальность рассматриваемой темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов среди детского населения, I приводящими Цк возникновению (¡неврозов II и различных IIрасстройств. Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, (квартире; (нападения (бандитов; (заболеть, (заразиться; (умереть; | смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных I персонажей (Баба Яга, Кощей и т.п.), опоздания в детский сад; страшных I снов; (некоторых (животных (волк, (собака, (змея, |паук (и т.п.); (транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли; неожиданных [резких звуков. Среднее (число страхов ¡у девочек выше, ¡чем ¡у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7-летнего возраста (И.А. Захаров и др.).

Цель сатьи теоретическое и экспериментальное обоснование возможностей использования рисования как метода коррекции эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста.

Изобразительная (деятельность (способна (выражать (неосознаваемые | содержания психической жизни ребенка. Она выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя 1ему восполнить дефицит I общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.

Именно через рисунок ребенка, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.

Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-7 лет и встречаются в норме у большинства детей этого возраста. Как правило, I к 8 годам (дети (самостоятельно (гобавляются (от многих (страхов (через | спонтанные психотехники, выработанные детской культурой — такие, как I

рассказывание Вдруг (другу «страшилок» в (обстановке Iбезопасности, I организации походов в «страшные места» типа подвалов и т. д.

В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, Всказкотерапия, Царт-терапия 1и т.п.). Все Ёэти (методы I работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы.

Психотерапевтический контакт, здоровое непрерывное развитие ощущений, чувств и интеллекта ребенка на протяжении всех встреч позволяет укрепить его чувство «Я» и содействовать нормальному развитию I и личностному росту. Дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы живем в мире, полном противоречий и боли, но в нас заложены силы выдерживать это напряжение, преодолевать трудности, сохраняя и развивая себя.

В таблице 1 представим критерии и показатели оценки эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Таблица 1 - Критерии и показатели оценки эмоционального благополучия детей дошкольного возраста_

Критерии Показатели Методы

1. Эмоциональная Иоценка II ребенком Н отношений Н| с близкими взрослыми - Удовлетворен - Не удовлетворён Проективная методика диагностики детской тревожности «Выбери ^^^Н нужное лицо»Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

2. Уровень Ци устойчивость 1 самооценки ребенка Адекватная самооценка - Заниженная самооценка - Завышенная самооценка Методика изучения самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» Т.В. Дембо - С. Я. Рубинштейн

3. Преобладающие Ириды Н страхов Актуализированные страхи Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М. А. Панфилова

Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Коррекционно-развивающие занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет). Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какойон есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять изобразительный процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5) изобразительная деятельность не комментируется взрослым;

6) в рисунке ребёнку предлагается возможность импровизации.

Анализ (полученных (результатов (контрольного (эксперимента (по

методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, показал, что у 10 % детей (3 чел.) остался высокий уровень тревожности. Обрабатывая результаты, мы сделали | вывод, что эти дети испытывают сложности в отношениях с родителями, а также с ровесниками испытуемых. Требуется дополнительная работа с родителями (этих 1иетей (просвещение Ви консультирование |по вопросам I детско-родительских отношений).

Между тем 90 % (27 чел.) показали средний уровень тревожности. Эти I дети обладают адекватной самооценкой, уверены в себе.

Анализ полученных результатов контрольного эксперимента по методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, показал, что у 10 % детей (3 чел.) остался высокий уровень тревожности (рис.4). Обрабатывая результаты, мы сделали вывод, что эти дети испытывают сложности в отношениях с родителями, а также с ровесниками испытуемых. Требуется дополнительная I работа с родителями этих детей (просвещение и консультирование по вопросам детско-родительских отношений).

Между тем 90 % (27 чел.) показали средний уровень тревожности. Эти и дети обладают адекватной самооценкой, уверены в себе.

99-|

80- /

70- /

60- /

50- /

40- /

30- /

20- /

10- /

0-

-90

е ; ^,66,6 5

— 1^49-

2

□ констатирующий

□ контрольный

/ 9 У 9 У X

высокий

средний

низкий

Рис. 1. Распределение уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста по результатам констатирующего и контрольного эксперимента

Таким образом, после проведения программы коррекции эмоциональных комплексов у 7 детей старшего дошкольного возраста снизился уровень тревожности.

Анализ результатов контрольного эксперимента по методике «Лесенка» Т.В. Дембо - С. Я. Рубинштейн показал, что завышенная самооценка диагностируется у 4 детей, у 8 детей - заниженная самооценка. А 18 детей имеют адекватную самооценку (рис. 2.5).

Таким III образом, И после I проведения Н программы Н коррекции I эмоциональных комплексов у 5 детей завышенная самооценка, а у 6 детей I заниженная самооценка снизились до уровня адекватной. Увеличилось

количество детей с адекватной самооценкой: с 7 человек до 18 человек - 60 %.

60 50 40 30 20 10 0

□ констатирующий

□ контрольный

заниженная адекватная завышенная

Рис.2. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента I распределения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Анализ полученных результатов контрольного эксперимента по методике «Страхи в домиках», А.И. Захаров и М. А. Панфилова показал, что снизилось, ¡как ¡количество ¡страхов, |гак 1и их интенсивность, исчез ¡страх животных.

80-, 70 60 50 40 30 20 10 0

35

тт40

□ констатирующий

□ контрольный

¿25

-

На

5 >1

^__^

темнота сказочные кровь стихии врач транспорт животные персонажи

Рис.3. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента по

методике «Страхи в домиках» Таким образом, после проведения программы коррекции эмоциональных (комплексов (у большинства (детей (отмечается (снижение ( количества актуализированных страхов, снизилась их интенсивность.

Статистическая обработка результатов исследования с помощью метода статистики Т-критерия Вилкоксона доказала эффективность (Тэмп = 13) разработанной и проведенной программы коррекции эмоциональных комплексов (детей (старшего (дошкольного (возраста (методами (рисования. Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости что II свидетельствует о статистической достоверности полученных результатов ( исследования (Т = 13, р<0,01)

Таким образом, предположение о том, что рисование как метод коррекции эмоциональных комплексов детей старшего дошкольного возраста (|будет (эффективной, (|если (в ходе (психолого-педагогической ( деятельности будут созданы три специфические психолого-педагогические II условия, (рассматриваемые (1в работе, (доказана. Предложенные занятия ( коррекции (может (успешно (использоваться ив работе (педагога-психолога ( дошкольного учреждения 1для (стабилизации эмоциональных ¡комплексов у детей старшего дошкольного возраста.

Использованные источники: 1. Акопов Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных (I исследований / Г. В. Акопов. М.: И|Изд-во «Институт ( психологии РАН», 2017. — 272 с.

2. Акопян Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция: монография / Л.С. Акопян. Самара: ПГСГА, 2016.- 164 с.

3. Бодалев lA.A., ¡Васина |Н.В. Познание ¡человека (Человеком (возрастной, I тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. A.A. Бодалева, Н.В. Васиной. СПб.: Речь, 2017. — 324 с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2017. — 576 с.

5. Корнилова Цг.В. Саморегуляция Ци личностно-мотивационная «регуляция I принятия (решений / Т.В. Корнилова // Субъект Ци личность № психологии I саморегуляции / под ред. В.И. Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2017. — 430 с.

6. Мацумото |Д. Человек, »культура, (психология. Удивительные !догадки, I исследования и открытия / Дэвид Мацумото. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2018. — 672 с.

7. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий, — М.; Обнинск: ИГ- СОЦИН, 2017. 140 с.

8. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности: монография / Г. С. Прыгин / Ижевск; Набережные Челны: Изд-во Института Управления, 2018. 304 с.

9 Субботский ЦЕ.В. Строящееся Ьознание / Е.В. Субботский. М.: ЦСмысл, 2017.-512 с.

10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. № 2(23), апрель-июнь, 2017. С. 12 — 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.