Научная статья на тему 'ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
438
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Смолярчук Инесса Викторовна, Исаева Светлана Николаевна

Представлено научное исследование эмоционального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности в инклюзивном образовании. Ежегодно увеличивается количество детей со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» в дошкольных учреждениях. Рассмотрены дети, «включенные в инклюзивную практику», как дети, которым необходимо не только создание специальных образовательных условий, но и условий, обеспечивающих им эмоциональное благополучие, эмоциональную отзывчивость, адекватное проявление собственных чувств. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного на базе детских садов г. Тамбов. В экспериментальной работе приняли участие 40 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследование эмоциональной сферы проводилось с помощью диагностических методик: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); «Паровозик» (С.В. Велиева); «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич); «Кактус» (М.А. Панфилова); «Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова). Результаты исследования показали низкий уровень эмоционального развития у дошкольников с ОВЗ. Проведенное исследование позволило разработать программу «Радуга красок», направленную на эмоциональное развитие и преодоление негативных эмоциональных состояний у дошкольников с ОВЗ средствами изобразительной деятельности в условиях инклюзивного образования. Педагогическая программа включает работу с детьми, родителями и педагогами. В формирующей части эксперимента использовались формы и методы работы, обеспечивающие навыки эмоционального самовыражения детей в изобразительной деятельности, влияющие на осознание ими своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Представлен сравнительный анализ эмоционального развития у дошкольников с ОВЗ нетрадиционными средствами изобразительной деятельности на контрольном этапе. Полученные экспериментальные данные подтверждают эффективность апробированной программы и могут быть использованы в системе инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Смолярчук Инесса Викторовна, Исаева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART ACTIVITIES AS A MEANS OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL STUDENTS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

The work presents a scientific study of an emotional preschool student with disabilities by means of art activities in inclusive education. The number of children with the status of “child with disabilities” in preschool institutions is increasing annually. We study children “included in inclusive practice” as children, who need not only a special educational conditions, but also conditions that provide them with emotional well-being, emotional responsiveness, adequate expression of their own feelings. The results of an experimental study carry out on the basis of kindergartens in the city of Tambov are presented. 40 preschool students with disabilities took part in the experimental work. The study of the emotional sphere is carried out with the help of diagnostic methods: “Anxiety Test” (R. Tammle, M. Dorkey, V. Amen); “Locomotive” (S.V. Veliyeva); “Non-existent animal” (M.Z. Drukarevich); “Cactus” (M.A. Panfilova); “Methods for studying the ability to recognize emotional states” (L.F. Fatikhova, A.A. Kharisova). The results of the study show a low level of emotional development in preschool students with disabilities. The conducted research presents the program “Rainbow of Colours” aimed at emotional development and overcoming negative emotional states in preschool students with disabilities by means of artistic activity in an inclusive education. The pedagogical program includes work with children, parents and educators. In the developing parts of the experiment, methods of work that provide the skills of emotional self-expression of children in visual activity, influencing their awareness of their feelings, experiences and emotional statesare also used. The work presents a comparative analysis of the emotional development of preschool students with disabilities using non-traditional means of visual activity at the control stage. The obtained experimental data confirm the effectiveness of the tested program and can be used in the system of inclusive education.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 195 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnve nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 195 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm

ISSN 1810-0201

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, ЕВ SCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGY OF PRESCHOOL EDUCATION

Научная статья

УДК 37.025.3

DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-195-251-259

Изобразительная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании

Людмила Николаевна МАКАРОВА*, Инесса Викторовна СМОЛЯРЧУК, Светлана Николаевна ИСАЕВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: [email protected]

Аннотация. Представлено научное исследование эмоционального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности в инклюзивном образовании. Ежегодно увеличивается количество детей со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» в дошкольных учреждениях. Рассмотрены дети, «включенные в инклюзивную практику», как дети, которым необходимо не только создание специальных образовательных условий, но и условий, обеспечивающих им эмоциональное благополучие, эмоциональную отзывчивость, адекватное проявление собственных чувств. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного на базе детских садов г. Тамбов. В экспериментальной работе приняли участие 40 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследование эмоциональной сферы проводилось с помощью диагностических методик: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); «Паровозик» (C.B. Велиева); «Несуществующее животное» (М.З. Дру-каревич); «Кактус» (М.А. Панфилова); «Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л.Ф. Фатихова, A.A. Харисова). Результаты исследования показали низкий уровень эмоционального развития у дошкольников с ОВЗ. Проведенное исследование позволило разработать программу «Радуга красок», направленную на эмоциональное развитие и преодоление негативных эмоциональных состояний у дошкольников с ОВЗ средствами изобразительной деятельности в условиях инклюзивного образования. Педагогическая программа включает работу с детьми, родителями и педагогами. В формирующей части эксперимента использовались формы и методы работы, обеспечивающие навыки эмоционального самовыражения детей в изобразительной деятельности, влияющие на осознание ими своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Представлен сравнительный анализ эмоционального развития у дошкольников с ОВЗ нетрадиционными средствами изобразительной деятельности на контрольном этапе. Полученные экспериментальные данные подтверждают эффективность апробированной программы и могут быть использованы в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, дошкольники, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование

Для цитирования: Макарова Л.Н., Смолярчук II.В., Исаева С.Н. Изобразительная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 195. С. 251-259. https://doi.Org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-251-259

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-195-251-259

Art activities as a means of emotional development of preschool students with disabilities in inclusive education

Lyudmila N. MAKAROVA*, Inessa V. SMOLYARCHUK, Svetlana N. ISAEVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation Corresponding author: [email protected]

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Макарова JI.H., Смолярчук И.В., Исаева C.H., 2021

Abstract. The work presents a scientific study of an emotional preschool student with disabilities by means of art activities in inclusive education. The number of children with the status of "child with disabilities" in preschool institutions is increasing annually. We study children "included in inclusive practice" as children, who need not only a special educational conditions, but also conditions that provide them with emotional well-being, emotional responsiveness, adequate expression of their own feelings. The results of an experimental study carry out on the basis of kindergartens in the city of Tambov are presented. 40 preschool students with disabilities took part in the experimental work. The study of the emotional sphere is carried out with the help of diagnostic methods: "Anxiety Test" (R. Tammle, M. Dorkey, V. Amen); "Locomotive" (S.V. Veliyeva); "Non-existent animal" (M.Z. Drukarevich); "Cactus" (M.A. Panfilova); "Methods for studying the ability to recognize emotional states" (L.F. Fatikhova, A.A. Kharisova). The results of the study show a low level of emotional development in preschool students with disabilities. The conducted research presents the program "Rainbow of Colours" aimed at emotional development and overcoming negative emotional states in preschool students with disabilities by means of artistic activity in an inclusive education. The pedagogical program includes work with children, parents and educators. In the developing parts of the experiment, methods of work that provide the skills of emotional self-expression of children in visual activity, influencing their awareness of their feelings, experiences and emotional statesare also used. The work presents a comparative analysis of the emotional development of preschool students with disabilities using non-traditional means of visual activity at the control stage. The obtained experimental data confirm the effectiveness of the tested program and can be used in the system of inclusive education.

Keywords: emotional development, preschool students, disabilities, inclusive education

Forcitation: Makarova L.N., Smolyarchuk I.V., Isaeva S.N. Izobrazitel'naya deyatel'nost' kak sredstvo emotsional'nogo razvitiya doshkol'nikov s OVZ v inklyuzivnom obrazovanii [Art activities as a means of emotional development of preschool students with disabilities in inclusive education], Vestnik Tambovsko gouniversiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University

Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 195, pp. 251-259. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-251-259 (In Russian Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Увеличение количества детей с проблемами в развитии требует значительного внимания, особенно при включении их в инклюзивную образовательную среду, соответствующую их индивидуально-возрастным возможностям и потребностям. Особое значение, на наш взгляд, имеют исследования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в области развития эмоций. Исследователи подчеркивают, что дети с ОВЗ отстают в развитии эмоций от нормативно развивающихся сверстников, они эмоционально неустойчивы, им присуща частая смена настроения, беспокойство и высокая степень тревожности.

Дошкольников с ОВЗ отличают психоэмоциональная напряженность и большое количество страхов: они мнительны, чувствительны, зависимы от окружающих, а также неуверенны в себе и своих силах. Им присуща заниженная самооценка и недоверие к окружающим взрослым, что, в свою очередь, формирует у дошкольников с ОВЗ психологическую защиту в виде агрессии, направленной на окружающих (педагогов и сверстников). Тревожность, страхи, агрессивное поведение и замкнутость отрицательно влияют на развитие личности дошкольников с ОВЗ, существенно затрудняя их социальную адаптацию и социализацию.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Л.С. Выготский в своих работах делал особый акцент на необходимости исследования эмоциональной сферы детей с ОВЗ, так как дефект в первую очередь изменяет эмоциональное состояние ребенка, а без различения, дифференцирования и адекватного проявления эмоций в разных ситуациях будет затруднена социальная адаптация [1]. В исследованиях В.И. Лубовского с соавт. подчеркнуто, что дошкольники с задержкой

психического развития могут быть как доброжелательными по отношению к другим, так и чрезмерно агрессивными [2]. Е.С. Сле-пович отмечает недоразвитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития, которая проявляется в непонимании чужих и своих эмоций в отличие от эмоций персонажей, изображенных на картинах [3]. Г.В. Фадина выделяет типичные для детей с задержкой психического развития особенности «эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям» [4, с. 23]. A.A. Абаш-кина и Л.Н. Костина сделали вывод, что у детей с ОВЗ не развиты компенсаторные и психозащитные возможности в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, они в большей степени подвержены воздействию неблагоприятных ситуаций, которые провоцируют страх, боязнь, тревожность [5; 6].

В целом тревожность у дошкольников с ОВЗ должна вызывать беспокойство, если начинает носить деструктивный характер и сопровождается скованностью, замкнутостью и отгороженностью. Дошкольники передают взрослым информацию, происходящую в их внутреннем мире, только с помощью эмоций. У каждого ребенка постепенно накапливается «свой эмоциональный опыт », помогающий ему адекватно воспринимать свои эмоциональные состояния, в том числе и окружающих его людей [7]. «Дошкольное детство - единственный период в жизни человека, когда страху противопоставляется доверие и уважение, непониманию - сострадание, унынию - радость. Этот выбор дети могут научиться делать в условиях инклюзии и интеграции» [8].

«В условиях инклюзивного образования, прежде всего, необходимо выстраивание правильной системы взаимодействия между всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения» [9], а также создание необходимых условий для развития эмо-

Макарова Л.H., СмолярчукII.В., Исаева С.И. Lyitdmila N. Makarova, Inessa К Sniolyarchiik, Svetlana N. Isaeva

циональной сферы и социальной ориентации детей с ОВЗ. И.В. Евтушенко, ИИ Мамай-чук, М.Н Ильина, Ю.М. Миланич считают, что искусство обладает высоким коррекци-онным потенциалом в решении проблем ди-зонтогенеза [10; 11]. Однако исследований, направленных на сопоставление эффективности арт-терапевтических программ, основанных на нетрадиционных техниках изобразительной деятельности, еще недостаточно.

Мы рассматриваем изобразительную деятельность как средство гармонизации психики детей через занятия творчеством в педагогической, психологической и коррек-ционной работе. Развивающая работа средствами изобразительной деятельности, по нашему предположению, создаст для дошкольников с ОВЗ неограниченные возможности для самовыражения и самореализации. Изобразительная деятельность будет способствовать формированию эмоциональной устойчивости, научит детей взаимодействовать друг с другом, выстраивать равноправные взаимоотношения. Со-участие в совместной изобразительной деятельности сформирует

опыт принятия сверстников. «Инте грация -поможет решить комплекс важнейших социально-педагогических задач» [9] и будет способствовать успешной социализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В экспериментальном исследовании (МБДОУ «Детский сад 71 «Незабудка» г. Тамбов) приняли участие 40 старших дошкольников: 20 детей с ОВЗ - экспериментальная группа) и 20 детей - контрольная группа. Исследовательская работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование особенностей эмоционального развития проводилось с помощью диагностических методик: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); «Паровозик» (C.B. Велиева); «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич); «Кактус» (М.А. Панфилова); «Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л.Ф. Фатихова, A.A. Харисова).

Результаты констатирующего этапа исследования представлены на рис. 1.

Рис. 1. Уровень эмоционального развития у дошкольников Fig. 1. The level of emotional development in preschool students

60 % детей экспериментальной группы и 40 % детей контрольной группы продемонстрировали высокий уровень тревожности. 30 % детей экспериментальной группы и 50 % детей контрольной - средний уровень тревожности. Только 10 % детей экспериментальной и 10 % детей контрольной групп показали позитивное развитие эмоциональной сферы. Дети дошкольного возраста с ОВЗ при выполнении «Теста тревожности» (Р. Тэммл, В. Амен, М.Дорки) испытывали тревожность, связанную со стрессовыми для ребенка ситуациями, нарисованными на картинке (требования взрослых и проявление агрессивного поведения). Испытуемые демонстрировали неуверенность в ответах, а беспокойство проявляли поглаживанием своих волос, поправлением одежды и одергиванием ее.

При использовании методики «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич) большинство детей нарисовали реальное животное и лишь некоторые дополнили необычными элементами. Подобный способ построения образа животного свидетельствует о повышенном уровне тревожности в силу того, что ребенок боится покинуть реальность и свободно фантазировать. Тревожные дети с трудом выполняют неординарные задания, поскольку они не понимают критерии оценки и заведомо ожидают отрицательную оценку и критику, что, в свою очередь, блокирует основную деятельность. Рисунок с реальным животным может казаться ребенку более безопасным, чем фантазирование, поэтому он упрощает себе задание, тем самым подменяя поставленную задачу более для себя знакомой и привычной. Большинство испытуемых рисовали с сильным нажимом карандаша, что свидетельствует об эмоциональной напряженности и импульсивности. Наличие чешуи и панциря символизирует о стремлении детей защититься; иголки и шипы - о проявлениях агрессии. В выполнении задания у некоторых детей наблюдалась пассивность восприятия, а также попытки заменить сложную задачу более простой.

Дошкольники экспериментальной и контрольной групп при использовании методики

«Кактус» (М.А. Панфилова) нарисовали кактусы маленького размера, смещенные книзу, схематично, что свидетельствует о неуверенности в своих силах. О желании быть защищенными нам говорят изображения горшков и домиков для кактуса на рисунках. Некоторые изображения отличают большое количество длинных иголок, что говорит нам об агрессивности. О наличии тревожности указывают внутренняя штриховка кактуса и преобладание темных цветов. Вербальная характеристика кактуса приводила большинство детей к путанице в ответах и значительным затруднениям.

Анализ результатов, полученных по методике изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний (Л.Ф. Фати-хова, A.A. Харисова), свидетельствует о том, что дошкольники с ОВЗ правильно определили несколько эмоциональных состояний: радость, грусть, страх и злость. Почти все испытуемые затруднялись в определении спокойного состояния и удивления, сопоставляя для них изображения с радостью и грустью. Таким образом, у дошкольников с ОВЗ экспериментальной и контрольной группы отмечается неточность в выполнении упражнений второй серии.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о неблагоприятном уровне эмоционального развития у дошкольников в обеих группах. Качественный анализ полученных экспериментальных данных позволил сделать вывод, что детям нужна помощь для преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний у дошкольников с ОВЗ. В качестве средства коррекции данных состояний была выбрана изобразительная деятельность, включающая нетрадиционные техники рисования.

Разработанная нами педагогическая программа «Радуга красок» состояла из трех взаимосвязанных блоков:

1) занятия для детей «Волшебные краски»;

2) консультативная работа с родителями;

3) тренинговая работа с педагогами.

Первый блок - «Волшебные краски». Занятия проводились с использованием нетрадиционных техник рисования: рисование

Макарова Л.Н., Смолярчук II.В., Исаева С.И. Lyitdmila N. Makarova, Inessa К Sniolyarchuk, Svetlana N. Isaeva

пальцами и ладонями; кляксография; рисование эмоций; упражнение «Нарисуй свое имя»; упражнение «Штриховка»; упражнение «Набрызгивание»; рисование вилками; монотипия.

Использование нетрадиционных техник рисования побуждали речевое развитие детей с ОВЗ, способствовали развитию у них воображения, благотворно влияли на психоэмоциональное состояние детей и предоставляли им возможность самим познакомиться с использованием знакомых предметов в качестве художественных материалов. Рисование с помощью разнообразных материалов и оригинальных техник позволило детям с ОВЗ испытать положительные эмоции, которые постепенно приводили к гармонизации личности и нивелированию отрицательных эмоциональных состояний.

Второй блок разработанной программы был посвящен консультативной работе с родителями, направленной на организацию им

50

% 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

психолого-педагогической помощи. Групповые формы работы проходили в виде мини-лекций, игровых упражнений, элементов тренингов. Особое внимание уделялось обучению родителей позитивным способам взаимодействия с детьми, направленным на установление эмоционального контакта с ними. «Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее понимание друг друга на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее жестким в своей воспитательной системе, повышает удовлетворенность родительско-детскими отношениями» [12].

Третий блок включал «Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с тревожными детьми»; организацию педагогами и родителями стенда «Цветок достижений» и группового стенда «Звезда недели».

Результаты контрольного этапа исследования представлены на рис. 2.

низкии уровень среднии уровень высокии уровень

Показатели контрольного этапа

1 экспериментальая группа контрольная группа

Рис. 2. Сравнительный анализ уровня эмоционального развития у дошкольников Fig. 2. Comparative analysis of the level of emotional development in preschool students

Анализ результатов повторного обследования выявил, что у дошкольников контрольной группы не наблюдается положительная динамика. Более того, двое испытуемых со среднего уровня эмоционального развития перешли на низкий.

У дошкольников экспериментальной группы прослеживается снижение уровня тревожности. Значительно уменьшились негативные проявления в эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ: агрессия, импульсивность, неуверенность и зависимость от окружающих, одиночество, осторожность и скрытность. В проективных рисуночных методиках «Кактус» (М.А. Панфилова) и «Несуществующее животное» (М.З. Друка-ревич) преобладающими стала теплая цветовая гамма, без выраженного преобладания конкретного цвета, оправданное использование темных тонов, без сильного нажима карандаша, свидетельствующие о тенденции благоприятного психоэмоционального состояния детей.

Сравнительный количественный анализ полученных данных показал, что работа по педагогической программе по преодолению негативных эмоциональных состояний у дошкольников с ОВЗ нетрадиционными средствами изобразительной деятельности в экспериментальной группе оказалась более результативной, чем в контрольной, обучаю-

щейся с использованием традиционных методик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило, что использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в условиях инклюзивного образования расширяет и обогащает знания и представления дошкольников с ОВЗ об использовании различных предметов, материалов и способах действия с ними. У многих детей сформировалась способность переносить усвоенные знания в новые условия. На занятиях дошкольники с ОВЗ узнали, что рисовать можно не только привычными способами, но и пальчиками, ладошками, подкрашенной пеной, вилками, овощами, нитками, свечой. Дети на занятиях начали задавать вопросы педагогу и друг другу, что, в свою очередь, обогащает и активизирует словарный запас.

Предлагаемая нами программа по снижению негативных эмоциональных состояний у дошкольников с ОВЗ средствами изобразительной деятельности способствует снижению уровня тревожности и гармонизации психоэмоционального фона в условиях инклюзивного образования: у детей наблюдается преодоление отрицательных эмоциональных состояний и положительная динамика в развитии эмоциональной сферы.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. 656 с.

2. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 256 с.

3. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1990. 198 с.

4. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. Балашов: Николаев, 2013. 68 с.

5. Абашкина A.A. Особенности школьной тревожности у детей с задержкой психического развития // Социально-психологическая интеграция детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы. М.: МГУ, 2012. С. 13-18.

6. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М„ 1999. 32 с.

7. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Нац. кн. центр, 2016. 112 с.

Макарова Л.Н., Смолярчук II.В., Исаева С.И. Lyitdmila N. Makarova, Inessa К Sniolyarchuk, Svetlana N. Isaeva

8. Микляева H.B. К вопросу о статусе интегрированных и инклюзивных групп, или противоречия локального нормотворчества // Современный детский сад. 2017. № 3. С. 6-13.

9. Макарова Л.Н., Смолярчук II.В., Исаева С.Н. Педагогическое сотрудничество как условие познавательного развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26. № 191. С. 130-136. https://doi.org/10.20310/i810-0201-2021-26-191-130-136

10. Евтушенко II.В. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с системными нарушениями речи в процессе музыкального воспитания. М.: Mill У, 2020. 172 с.

11. Мамайчук II.IL, Ильина М.Н., Миланич Ю.М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. СПб.: Эко-Вектор, 2017. 539 с.

12. Смолярчук II.В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти // Начальная школа. 2011. № 2. С. 7-13.

1. Vygotskiy L.S. Osnovv defektologii [Fundamentals of Defectology]. St. Petersburg, Lan' Publ., 2003, 656 p. (In Russian).

2. Vlasova T.A., Lubovskiy V.I., TsypinaN.A. (eds.). Deti s zaderzhkov psikhicheskogo raz\>itiva [Children with Mental Retardation], Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1984, 256 p. (In Russian).

3. Slepovich E.S. Igrovava deyatel'nost' doshkol'nikov s zaderzhkov psikhicheskogo raz\'itiya [Game Activity of Preschool Students with Mental Retardation], Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1990, 198 p. (In Russian).

4. Fadina G.V. Diagnostika i korrektsiva zaderzhki psikhicheskogo raz\'itiya detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Diagnostics and Correction of Mental Retardation in Older Preschool Children], Balashov, "Niko-layev" Publ., 2013, 68 p. (In Russian).

5. Abashkina A.A. Osobennosti shkol'noy trevozhnosti u detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Features of school anxiety in children with mental retardation], Sotsial 'no-psikhologicheskaya integratsiva detey s ogranichennymi vozmozhnostyami: problemv i perspekthy [Socio-Psychological Integration of Children with Disabilities: Problems and Prospects]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2012, pp. 13-18. (In Russian).

6. Kostina L.N. Osobennosti emotsional 'nov sferv v uchebnom protsesse detey mladshego shkol 'nogo vozrasta (s normal 'nym i zaderzhannym psikhicheskim raz\'itiyem): avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Features of the Emotional Sphere in the Educational Process of Primary School Children (with Normal and Delayed Mental Development). Cand. psychol. sci. diss. Abstr.]. Moscow, 1999, 32 p. (In Russian).

7. Ivanova E.V., Mishchenko G.V. Korrektsiva i raz\'itiye emotsional 'nov sferv detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov 'ya [Correction and Development of the Emotional Sphere of Children with Disabilities]. Moscow, National Book Center Publ., 2016, 112 p. (In Russian).

8. Miklyayeva N.V. K voprosu o statuse integrirovannykh i inklyuzivnykh grupp, ili protivorechiya lokal'nogo normotvorchestva [On the issue of the status of integrated and inclusive groups, or the contradiction of local rule-making], Sovremennyy detskiv sad [Modern Kindergarten], 2017, no. 3, pp 6-13. (In Russian).

9. Makarova L.N., Smolyarchuk I.V., Isayeva S.N. Pedagogicheskoye sotrudnichestvo kak usloviye poznavatel'nogo razvitiya doshkol'nikov s OVZ v inklyuzivnom obrazovanii [Pedagogical cooperation as a condition for the cognitive development of preschoolers with disabilities in inclusive education], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnvye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 191, pp. 130-136. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-130-136. (InRussian).

10. Evtushenko I.V. Formirovaniye kommunikativnykh navykov u obuchayushchikhsya s sistemnvmi narusheni-vami rechi v protsesse muzvkal 'nogo vospitaniva [Development of Communication Skills in Students with Systemic Speech Disorders in the Process of Musical Education]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publ., 2020, 172 p. (InRussian).

11. Mamaychuk 1.1., Ilina M.N., Milanich Y.M. Pomoshch' psikhologa detvam s zaderzhkoy psikhicheskogo raz\'itiya [Psychologist's Help for Children with Mental Retardation], St. Petersburg, Eko-Vektor Publ., 2017, 539 p. (InRussian).

References

12. Smolyarchuk I.V. My rastem vmeste s toboy, my rastem vsled za toboy, my pomogayem tebe rasti [We grow with you, we grow after you, we help you grow]. Nachal'naya shkola - Elementary School, 2011, no. 2, pp. 7-13. (InRussian).

Информация об авторах

Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 00000003-1167-4185, тако20(й!тЬох.ш

Смолярчук Инесса Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0002-7897-2331, те8за.зт(й)§тш1.сот

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 00000001-5897-1844, ¿заеуавуеНапаШйгуаМех.ги

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 30.08.2021

Одобрена после рецензирования 27.09.2021

Принята к публикации 08.10.2021

Information about the authors

Lyudmila N. Makarova, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Pedagogy and Educational Technologies Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-1167-4185, mako2 0 (Sîinbox. ru

Inessa V. Smolyarchuk, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Defectology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-7897-2331, inessa.sm(S>gmail.com

Svetlana N. Isaeva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Defectology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-5897-1844, isaevasvetlanan(S>yandex.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 30.08.2021 Approved after reviewing 27.09.2021 Accepted for publication 08.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.