Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1791
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / СТРАХИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смолярчук Инесса Викторовна, Сафонова Екатерина Дмитриевна, Ивкина Ангелина Сергеевна

Обоснована значимость эмоциональной сферы для психического и социального развития дошкольников. Рассмотрены основные причины возникновения детских страхов; роль родителей в их появлении и закреплении. Проанализированы особенности актуальных страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормативным развитием. Приведены результаты эмпирического исследования (констатирующий этап), выполненного на выборке с 31 испытуемом (6-7 лет) с использованием диагностического инструментария: методика «Выбор самой страшной картинки» (Т.В. Лаврентьева), тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), проективная методика «Моя семья». Качественный и количественный анализ полученных результатов позволил выявить 6 групп доминирующих страхов у дошкольников. Среди них выделены: медицинские страхи (страх врачей, уколов, крови, заболеть, заразиться), ночные страхи (страх остаться одному, страшных снов, темноты), боязнь стихийных бедствий (страх бури, урагана, наводнения, землетрясения, войны, пожара), специфические страхи (страх темноты, высоты, глубины, замкнутого пространства, боли), социальные страхи (страх опоздать, родителей, наказания, больших площадей), боязнь за собственную жизнь и жизнь родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смолярчук Инесса Викторовна, Сафонова Екатерина Дмитриевна, Ивкина Ангелина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FEARS EXPRESSION AMONG PRESCHOOL CHILDREN

The emotional sphere is significant for the mental and social development of preschool children. We consider the main causes of children’s fears; the role of parents in their appearance and consolidation. We analyze the features of actual fears in preschool children with mental retardation and normative development. The empirical study (the ascertaining stage) was performed on a sample of 31 subjects (6-7 years old) using diagnostic tools such as: technique of “Choosing the Most Terrible Picture” (T. V. Lavrentiev), test “Fears in Houses” (modified by M.A. Panfilova), projective method “My Family”. Qualitative and quantitative analysis of the results allowed to identify 6 groups of dominant fears among preschool children: medical fears (fear of doctors, injections, blood, getting sick, getting infected), night fears (fear of being alone, terrible dreams, darkness), fear of natural disasters (fear of storms, hurricanes, floods, earthquakes, war, fire), specific fears (fear of darkness, height, depth, confined space, pain), social fears (fear of being late, parents, punishment, large areas), fear for their own lives and the lives of parents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-94-100

Поступила в редакцию / Received 15.01.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.02.2021 Принята к публикации / Accepted 24.03.2021

оригинальная статья

Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста

Смолярчук Инесса Викторовна, Сафонова Екатерина Дмитриевна, Ивкина Ангелина Сергеевна

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7897-2331, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5920-7880, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5782-4735, e -mail: [email protected]

Аннотация. Обоснована значимость эмоциональной сферы для психического и социального развития дошкольников. Рассмотрены основные причины возникновения детских страхов; роль родителей в их появлении и закреплении. Проанализированы особенности актуальных страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормативным развитием. Приведены результаты эмпирического исследования (констатирующий этап), выполненного на выборке с 31 испытуемом (6-7 лет) с использованием диагностического инструментария: методика «Выбор самой страшной картинки» (Т.В. Лаврентьева), тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), проективная методика «Моя семья». Качественный и количественный анализ полученных результатов позволил выявить 6 групп доминирующих страхов у дошкольников. Среди них выделены: медицинские страхи (страх врачей, уколов, крови, заболеть, заразиться), ночные страхи (страх остаться одному, страшных снов, темноты), боязнь стихийных бедствий (страх бури, урагана, наводнения, землетрясения, войны, пожара), специфические страхи (страх темноты, высоты, глубины, замкнутого пространства, боли), социальные страхи (страх опоздать, родителей, наказания, больших площадей), боязнь за собственную жизнь и жизнь родителей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста; эмоциональная сфера; страхи; эмоциональное неблагополучие; задержка психического развития

Для контактов: Смолярчук Инесса Викторовна, е-mail: [email protected]

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Смолярчук И.В., Сафонова Е.Д., Ивкина А.С. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). C. 94-100. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-94-100

Features of fears expression among preschool children

Inessa V. Smolyarchuk, Ekaterina D. Safonova, Angelina S. Ivkina

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7897-2331, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5920-7880, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5782-4735, e -mail: [email protected]

original article

© Смолярчук И.В., Сафонова Е.Д., Ивкина А.С., 2021

Abstract. The emotional sphere is significant for the mental and social development of preschool children. We consider the main causes of children's fears; the role of parents in their appearance and consolidation. We analyze the features of actual fears in preschool children with mental retardation and normative development. The empirical study (the ascertaining stage) was performed on a sample of 31 subjects (6-7 years old) using diagnostic tools such as: technique of "Choosing the Most Terrible Picture" (T. V. Lavrentiev), test "Fears in Houses" (modified by M.A. Panfilova), projective method "My Family". Qualitative and quantitative analysis of the results allowed to identify 6 groups of dominant fears among preschool children: medical fears (fear of doctors, injections, blood, getting sick, getting infected), night fears (fear of being alone, terrible dreams, darkness), fear of natural disasters (fear of storms, hurricanes, floods, earthquakes, war, fire), specific fears (fear of darkness, height, depth, confined space, pain), social fears (fear of being late, parents, punishment, large areas), fear for their own lives and the lives of parents.

Keywords: preschool children; emotional sphere; fears; emotional distress; mental retardation Corresponding author: Inessa V. Smolyarchuk, e-mail: [email protected]

There is no conflict of interests

For citation: Smolyarchuk I.V., Safonova E.D., Ivkina A.S. Osobennosti proyavleniya strakhov u detey doshkol'nogo vozrasta [Features of fears expression among preschool children]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 1 (47), pp. 94-100. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-94-100 (In Russian, Abstr. in Engl.)

В современной психологии одним из самых значимых направлений исследования являются вариативные аспекты эмоционального развития детей. Проблема неблагополучия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста достаточно актуальна в научном и практическом плане и требует в настоящее время продуктивного решения.

Детство - это период, когда эмоции господствуют над всей жизнью ребенка, управляют его поведением и способствуют регуляции всех остальных его психических функций. «Эмоциональная сфера в дошкольном возрасте выступает регулятором деятельности, определяет характер взаимоотношений с окружающими взрослыми и сверстниками, способствует оптимальному вхождению детей в социальную действительность. Эмоциональная сфера имеет большое значение для психического развития дошкольников. Именно в период дошкольного детства усложнятся эмоциональная жизнь ребенка: расширение диапазона распознаваемых ребенком эмоций, возникновение новых эмоций и чувств (социальных, познавательных, эстетических, нравственных)» [1, с. 52].

Эмоции дошкольников проявляются при взаимодействии с интересными, красочными, яркими объектами окружающей действительности. Они заряжают и регулируют все ос-

тальные психические функции ребенка. Эмоциональный компонент является необходимой структурной единицей социального опыта дошкольника, поскольку «даже старший дошкольник, которому уже на достаточно высоком уровне доступен самоконтроль, все равно напрямую руководствуется именно своим эмоциональным состоянием в ситуации выбора» [2, с. 101]. В детстве следует развивать у дошкольников умения управлять своим поведением, что в последующем будет одним из психологических компонентов, образующих психологическую готовность к школе.

Психологи считают, что эмоции детей обусловлены и связаны с тем, как дети «интерпретируют собственные переживания, размышления и действия других людей со своими ожиданиями». Во многих исследованиях доказано, что самое главное влияние на развитие эмоциональной сферы детей оказывают родители, педагоги и другие лица, окружающие ребенка.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека, на его протяжении идет формирование личности, которое часто сопровождается возникновением детских страхов. Страхи тормозят познавательное развитие детей, являются серьезными препятствиями для их гармоничного развития и затрудняют полноценную социализацию детей в обществе.

Многие исследователи обращались и обращаются к проблеме изучения страхов, их влияния на личностное развитие детей. В зарубежных исследованиях страхов основное внимание уделено изучению фобических реакций у взрослых и их коррекции (Дж. Келли, Ч. Спилбергер, Ф. Шапиро и др.). Современные отечественные исследования (В.М. Астапов, А.И. Захаров, В.В. Ковалев, Б.И. Кочубей, В.В. Лебединский, В.Л. Леви, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, М.И. Чистякова) посвящены проблеме возрастных страхов и детской тревожности. По мнению А.И. Захарова, разработавшего классификацию детских страхов, именно они являются «неотъемлемым звеном в эволюции человеческого рода, предотвращающим слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия» [3], а Р.В. Овчарова рассматривает его как отражение в сознании человека конкретной угрозы [4].

«Страх целиком и полностью преображает поведение детей» [5], приводит к непереносимой социально-психологической изоляции. Разнообразные фобии и повышенная тревожность заметно влияют на развитие познавательных процессов: у дошкольников отмечается непонимание сути объяснимого материала, теряется осознанность восприятия.

Детские страхи разнообразны, они неблагоприятно сказываются на развитии всех психологических сфер [6]. Отечественные исследователи основными причинами детских страхов считают индивидуальные особенности детей, огромное количество стрессовых ситуаций, недостаточную эмоциональную близость родителей и детей, межличностные конфликты в семьях, смешение семейных ролей, изолирование семьи от внешних контактов. Возникновение страхов обусловлено и тем обстоятельством, что большинство родителей неправильно реагируют на эмоциональное неблагополучие детей, у них отсутствует психолого-педагогическая грамотность. Страхи нарушают родительско-детские отношения, отрицательно сказываются на социальной активности, препятствуют позитивным взаимоотношениям дошкольников со сверстниками и взрослыми.

У детей дошкольного возраста в первую очередь подвержена изменениям эмоциональная сфера, потому что детские страхи всегда переплетены с чувством тревоги. Те-

ряются положительные эмоции: смех, жизнерадостность, улыбка, желание радоваться. Практические психологи и специалисты по детской психиатрии, подчеркивающие возрастание детских страхов, побуждают общество ни в коем случае не оставлять без внимания детские фобии, потому что они приводят к нарушениям в эмоционально-личностном развитии детей.

Анализ современной психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в психологии достаточно мало исследований, посвященных проявлениям страхов у детей с задержанным психическим развитием (ЗПР). Эта проблема представляет для нас интерес, потому что ее разработка позволит разрешить вопросы, связанные с успешной социализацией и адаптацией ребенка с ЗПР к обучению в школе, профилактикой развития невротических проявлений.

В эмпирическом исследовании приняли участие 15 дошкольников из МБДОУ № 19 «Золушка» общеразвивающего вида (контрольная группа) и 16 дошкольников из МБДОУ № 10 «Золотая рыбка» с ЗПР (экспериментальная группа).

Результаты теста «Страхи в домиках» представлены на рис. 1-3.

Высокий уровень страхов (50 %) присущ испытуемым с ЗПР, что явно выше, чем возрастная норма, средний уровень выявлен у 30 % испытуемых, только 18 % детей продемонстрировали нормальное эмоциональное развитие. У испытуемых с высоким уровнем страхов проявляются признаки невротизации, различная неврологическая симптоматика.

У испытуемых контрольной группы наблюдается соответствие с возрастными показателями детских страхов (по А.В. Захарову).

На рис. 2 представлены сравнительные средние значения страхов девочек и мальчиков с ЗПР.

Гендерные различия по проявлению возрастных страхов у детей экспериментальной группы не ярко выражены. Мальчиков с высоким уровнем страхов больше (60 %), чем девочек (51 %). Средний уровень возрастных страхов практически одинаков, а на низком уровне находятся только девочки.

В подгруппе нормативно развивающихся дошкольников количественное число страхов высокого уровня девочек (40 %) превышает количество страхов мальчиков (25 %) (рис. 3).

60

50

40

30 20

10

высоким уровень

средним уровень

низким уровень

70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Общее количество страхов Fig. 1. Total number of fears

высоким уровень

средний уровень

Рис. 2. Тендерные различия страхов у дошкольников с задержкой психического развития Fig. 2. Gender differences in fears among preschool children with mental retardation

40 35 30 25 20 15 10 5 0

высоким уровень

средним уровень

Рис. 3. Тендерные различия страхов у нормативно развивающихся дошкольников Fig. 3. Gender differences in fears among normatively developing preschoolers

В группе детей с ЗПР ярко выражено преобладание страхов в сравнении с группой детей с нормативным развитием. У испытуемых с ЗПР выявлены многообразные возрастные

страхи, которые отражают специфические трудности их эмоционального развития: войны, сказочные персонажи, стихийные бедствия. Мы обратили внимание на преобладание

0

«страха больших площадей», который связан с нарушением эмоциональной привязанности, и испытуемым страшно остаться без родителей в незнакомом месте. В нашем исследовании выявился «страх транспорта» как угроза жизни и здоровья от автомобилей при переходе дороги. Девочки с нормативным развитием опасаются этого больше, чем девочки с ЗПР. Незначительные различия выраженности «страха воды» показали девочки с ЗПР и нормативным развитием.

Незначительное количество испытуемых экспериментальной группы (мальчики и девочки) переживает за жизнь своих родителей (3 %). Следовательно, у дошкольников с ЗПР нарушены взаимоотношения с родителями, что и отражается на их эмоциональном состоянии. Специфические виды страха: страх воды, глубины, высоты, менее всего присутствуют у детей дошкольного возраста в двух группах. Данные страхи можно отнести к навязчивым или сверхценным.

Эмоциональное развитие дошкольников с ЗПР характеризуется повышенным количеством страхов - 13 (так как норма для данного возраста: 9 страхов у мальчиков и 11-12 у девочек). У данной категории детей отмечается повышенный уровень тревожности. Мальчиков в этой группе с повышенным уровнем страха на 8 % меньше, чем девочек этой же группы, что указывает на повышение уровня невротизации среди мужской популяции, так как и в обычной группе детей мальчиков с повышенным уровнем страха больше, чем девочек. Анализ различий в структуре страхов у девочек с ЗПР и нормативным развитием показал, что у девочек в контрольной группе уровень страха угрозы жизни выше, чем у их сверстниц с ЗПР.

Таким образом, результаты сравнительного анализа детских страхов у дошкольников с ЗПР и нормативно развивающихся детей позволяет сделать выводы:

- у детей с ЗПР преобладает высокий уровень возрастных страхов, подчеркивающий особенности их эмоционально-личностного развития;

- неблагоприятная социальная ситуация в семье сказывается на повышенном количестве возрастных страхов у дошкольников с ЗПР и нормативно развивающихся дошкольников;

- страх речи присутствует только в группе детей с ЗПР;

- у мальчиков (экспериментальная и контрольная группы) (60 % / 40 %) выявлено большее количество страхов, чем у девочек этой же группы (51 % / 25 %);

- невротические проявления страхов выявлены только у мальчиков (экспериментальная и контрольная группы);

- доминирующие страхи в обеих группах - страх собственной смерти и смерти родителей;

- в обеих группах менее всего выражены специфические страхи и страх чужих людей.

Методика «Выбор самой страшной картинки» позволила выявить степень выраженности у дошкольников страха по отношению к типичным для их возраста объектам. Результаты данной методики представлены на рис. 4.

Для дошкольников с ЗПР самыми страшными являются скелет, дракон, волк, а у нормативно развивающихся дошкольников -уколы, волк, дракон.

Наиболее значимые различия в выборе самого страшного объекта наблюдается в выборе картинки с изображением Бабы Яги (37,5 % у детей с ЗПР, и 6 % у нормативно развивающихся детей), гор (31,3 % и 6 % соответственно), укола (62,5 % и 86,6 %) и пещеры (68,7 % и 46,6 %). Также у дошкольников с нормальным речевым развитием реальные объекты угрозы встречаются чаще, чем у дошкольников с ЗПР.

При предъявлении «белого листа» практически все исследуемые дошкольники выделили самые страшные объекты, такие как: монстры, темная комната, змеи.

Проективная методика «Моя семья» позволила нам исследовать особенности семейных взаимоотношений. Анализ детских рисунков свидетельствует, что дошкольники с ЗПР демонстрируют неблагополучное эмоциональное состояние. Цветовая гамма изображения изобилует черными, коричневыми и красными цветами. Дошкольники с ЗПР в 53 % случаев в рисунке ставили себя на первое место, 17 % -своих братьев и сестер, и в 30 % случаев отдавали предпочтение маме, либо папе. У мальчиков в основном на первой позиции был отец, с которым им хотелось себя идентифицировать.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I

.1,1

Рис. 4. Частота выборов самой страшной картинки Fig. 4. Frequency of choosing the most terrible picture

На нескольких рисунках отсутствовали родители, свидетельствуя о негативном отношении ребенка к близкому человеку. Испытуемые в беседе поясняли отвержение близких различными причинами: родители на работе, не хватило места на листе.

Доминирование одного из родителей (или члена семьи) в рисунке - это показатель повышенной тревоги и беспокойства. В рисунках испытуемых с ЗПР доминирующей являлась мать, которая, как правило, сама являлась беспокойной, тревожной и имеющей различные страхи.

Качественный анализ полученных результатов позволил нам выявить 6 групп доминирующих страхов у дошкольников в обеих группах:

- медицинские страхи - страх врачей, уколов, крови, заболеть, заразиться,

- ночные страхи - страх остаться одному, страшных снов, темноты,

- боязнь стихийных бедствий - страх бури, урагана, наводнения, землетрясения, войны, пожара,

- специфические страхи - страх темноты, высоты, глубины, замкнутого пространства, боли,

- социальные страхи - страх опоздать, боязнь родителей, наказания, больших площадей,

- боязнь за собственную жизнь и жизнь родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смолярчук И.В., Бирюкова И.А. Особенности эмоционального развития городских и сельских дошкольников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2018. Т. 17. № 37. С. 52-56. DOI 10.20310/1810-231Х-2018-17-37-52-56.

2. Макарова Л.Н., Пахомов И.А. Сущность и структура социального опыта дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 94-103. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103.

3. ЗахаровА.И. Ночные и дневные страхи у детей. СПб.: Речь, 2010. 313 с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2008. 448 с.

5. Колягина В.Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 22 с.

6. Горьковая И.А. Страхи у детей и их преодоление // Педиатр. 2014. Т. 5. № 3. С. 128-133.

REFERENCES

1. Smolyarchuk I.V., Biryukova I.A. Osobennosti emotsional'nogo razvitiya gorodskikh i sel'skikh doshkol'ni-kov [Features of emotional development of city and rural preschool children]. Psikhologo-pedagogicheskiy

zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2018, vol. 17, no. 37, pp. 5256. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2018-17-37-52-56.

2. Makarova L.N., Pakhomov I.A. Sushchnost' i struktura sotsial'nogo opyta doshkol'nikov [Essence and structure of the social experience of preschoolers]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitar-nye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 186, pp. 94-103. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103.

3. Zakharov A.I. Nochnye i dnevnye strakhi u detey [Night and Day Fears of Children]. St. Petersburg, Rech Publ., 2010, 313 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ovcharova R.V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical Psychology of Education]. Moscow, Akademiya Publ., 2008, 448 p. (In Russian).

5. Kolyagina V.G. Psikhologicheskie osobennosti strakhov doshkol'nikov s nedostatkami rechevogo razvitiya: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological Features of Fears of Preschoolers with Speech Development Deficiencies. Cand. psychol. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2011, 22 p. (In Russian).

6. Gorkovaya I.A. Strakhi u detey i ikh preodolenie [Fears among children and overcoming them]. Pediatr -Pediatrician, 2014, vol. 5, no. 3, pp. 128-133. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Смолярчук Инесса Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7897-2331 Вклад в статью: общая концепция статьи, количественный и качественный анализ эксперимента, написание и оформление статьи.

Сафонова Екатерина Дмитриевна - студентка Педагогического института. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

E-mail: safonovak03 @gmail. com ORCID: https: //orcid. org/0000-0001-5920-7880 Вклад в статью: выполнение эксперимента, статистическая обработка результатов исследования, написание части текста.

Ивкина Ангелина Сергеевна - студент Педагогического института. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

E-mail: AngelinaIvkina01 @mail.ru ORCID: https: //orcid. org/0000-0002-5782-473 5 Вклад в статью: выполнение эксперимента, статистическая обработка результатов исследования.

Inessa V. Smolyarchuk - Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Defectology Department. Derzha-vin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7897-2331 Contribution: general concept of the article, quantitative and qualitative analysis of the experiment, writing and formatting the article.

Ekaterina D. Safonova - Student of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5920-7880 Contribution: experiment processing, research results statistical processing, writing part of the text.

Angelina S. Ivkina - Student of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

E-mail: AngelinaIvkinaQ 1 @mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5782-4735 Contribution: experiment implementation, research results statistical processing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.