Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МОЗАМБИКА'

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МОЗАМБИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФЕНОМЕН ДЕТСТВА / ВОСПИТАНИЕ / МОЗАМБИК / АФРИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / FEAR / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / THE PHENOMENON OF CHILDHOOD / EDUCATION / MOZAMBIQUE / AFRICA / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веретенникова Анна Алексеевна, Буркова Светлана Алексеевна

В статье раскрываются особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих на территории одной из стран Африки - в Мозамбике. Анализ трудов А. И. Захарова, А. Г. Маклакова, А. С. Спиваковской и др. позволил выбрать теоретическую базу для работы и определить путь исследования. Особое внимание уделено трудам Л. С. Выготского и М. Мид, в работах которых описываются социокультурные факторы, являющиеся ведущим аспектом в исследовании. В фокусе располагается феномен детства в Африке: особенности воспитания, образа жизни, культуры и социальной среды. Объектом исследования в данной статье являются дети старшего дошкольного возраста Мозамбика. Для реализации исследования была выбрана методика «Страхи в домиках» (А. И. Захарова, М. А. Панфиловой) и созданы анкета для родителей и «Карта наблюдений». По результатам исследования было выявлено, что: все испытуемые имеют низкий уровень наличия страхов, при этом мальчики подвержены страхам в большей степени, чем девочки; невербальные проявления страхов преобладают у девочек, вербальные - у мальчиков; доминирующей группой страхов являются страхи животных, насекомых, сказочных персонажей; актуальными страхами являются страх причинения физического ущерба, страхи темноты и страшных снов;все родители считают тему детских страхов актуальной и заинтересованы в ней, при этом родители мальчиков дают более полные, а девочек - более уникальные ответы.Таким образом, особенности формирования и проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в Мозамбике обусловлены не только возрастными и индивидуальными особенностями, а также социокультурными факторами: особенностями менталитета, воспитания, обучения, стиля детско-родительских отношений, взаимоотношений между поколениями, а также формирования национального характера, структуры самосознания, самооценки, которые зависят в первую очередь от культурных традиций и процесса инкультурации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FEAR IN PRESCHOOL CHILDREN FROM MOZAMBIQUE

The article explores fear in older preschool children living in Mozambique. The theoretical background and the path of the research are shaped by the works of A. I. Zakharov, A. G. Maklakov, A. S. Spivakovskaya, and others. They describe fear as an emotional state reflected in consciousness under the influence of real or imagined danger and accompanied by physiological changes in higher nervous activity. Particular focus is given to the works of L. S. Vygotsky and M. Mead whose studies are centered around socio-cultural factors. Central to our research is the phenomenon of childhood in Africa with the focus on education, lifestyle, culture and social environment. The research involved Mozambique’s older preschool children. The methodology of the study included the tool “Fears in the houses” (A. I. Zakharov, M. A. Panfi a) as well as an “Observation Map” and a specifically developed questionnaire for parents. The research showed that:All children have a low level of fear, with boys more susceptible to fear than girls; Girls tend to show non-verbal manifestations of fear, while boys tend to reveal fear verbally; Among the biggest fears are fears of animals, insects, and fairy-tale characters. Actual fears include the fear of causing physical damage, fear of dark and nightmares; All parents consider the topic of children’s fears relevant and are interested in it; the parents of boys give more complete answers, while the parents of girls give more unique answers.Thus, the formation and manifestation of fear in older preschool children in Mozambique is determined not only by age and individual characteristics but also by socio-cultural factors.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МОЗАМБИКА»

Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 1 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 1 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 159.942 Э01: 10.33910/2687-0223-2020-2-1-34-45

Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста из Мозамбика

А. А. Веретенникова1, С. А. Буркова01

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. В статье раскрываются особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих на территории одной из стран Африки — в Мозамбике. Анализ трудов А. И. Захарова, А. Г. Маклакова, А. С. Спиваковской и др. позволил выбрать теоретическую базу для работы и определить путь исследования. Особое внимание уделено трудам Л. С. Выготского и М. Мид, в работах которых описываются социокультурные факторы, являющиеся ведущим аспектом в исследовании. В фокусе располагается феномен детства в Африке: особенности воспитания, образа жизни, культуры и социальной среды. Объектом исследования в данной статье являются дети старшего дошкольного возраста Мозамбика. Для реализации исследования была выбрана методика «Страхи в домиках» (А. И. Захарова, М. А. Панфиловой) и созданы анкета для родителей и «Карта наблюдений». По результатам исследования было выявлено, что:

• все испытуемые имеют низкий уровень наличия страхов, при этом мальчики подвержены страхам в большей степени, чем девочки;

• невербальные проявления страхов преобладают у девочек, вербальные — у мальчиков;

• доминирующей группой страхов являются страхи животных, насекомых, сказочных персонажей; актуальными страхами являются страх причинения физического ущерба, страхи темноты и страшных снов;

• все родители считают тему детских страхов актуальной и заинтересованы в ней, при этом родители мальчиков дают более полные, а девочек — более уникальные ответы.

Таким образом, особенности формирования и проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в Мозамбике обусловлены не только возрастными и индивидуальными особенностями, а также социокультурными факторами: особенностями менталитета, воспитания, обучения, стиля детско-родительских отношений, взаимоотношений между поколениями, а также формирования национального характера, структуры самосознания, самооценки, которые зависят в первую очередь от культурных традиций и процесса инкультурации.

Ключевые слова: страхи, дети старшего дошкольного возраста, феномен детства, воспитание, Мозамбик, Африка, социокультурная среда.

Сведения об авторах

Анна Алексеевна Веретенникова, e-mail: a.veretennikooova@mail.ru

Светлана Алексеевна Буркова, SPIN-код: 9502-5074, ORCID: 0000-0002-7199-962X, e-mail: Burkova sa@bk.ru

Для цитирования:

Веретенникова, А. А., Буркова, С. А. (2020) Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста из Мозамбика. Комплексные исследования детства, т. 2, № 1, с. 34-45. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-2-134-45

Получена 18 июня 2020; прошла рецензирование 6 июля 2020; принята 16 июля 2020.

Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Analysis of fear in preschool children from Mozambique

A. A. Veretennikova1, S. A. Burkova1

H1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika River Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. The article explores fear in older preschool children living in Mozambique. The theoretical background and the path of the research are shaped by the works of A. I. Zakharov, A. G. Maklakov, A. S. Spivakovskaya, and others. They describe fear as an emotional state reflected in consciousness under the influence of real or imagined danger and accompanied by physiological changes in higher nervous activity. Particular focus is given to the works of L. S. Vygotsky and M. Mead whose studies are centered around socio-cultural factors. Central to our research is the phenomenon of childhood in Africa with the focus on education, lifestyle, culture and social environment. The research involved Mozambique's older preschool children. The methodology of the study included the tool "Fears in the houses" (A. I. Zakharov, M. A. Panfilova) as well as an "Observation Map" and a specifically developed questionnaire for parents. The research showed that:

• All children have a low level of fear, with boys more susceptible to fear than girls;

• Girls tend to show non-verbal manifestations of fear, while boys tend to reveal fear verbally;

• Among the biggest fears are fears of animals, insects, and fairy-tale characters. Actual fears include the fear of causing physical damage, fear of dark and nightmares;

• All parents consider the topic of children's fears relevant and are interested in it; the parents of boys give more complete answers, while the parents of girls give more unique answers.

Thus, the formation and manifestation of fear in older preschool children in Mozambique is determined not only by age and individual characteristics but also by socio-cultural factors.

Keywords: fear, children of preschool age, the phenomenon of childhood, education, Mozambique, Africa, socio-cultural environment.

Authors

Anna A. Veretennikova,

e-mail: a.veretennikooova@mail.ru

Svetlana A. Burkova,

SPIN: 9502-5074,

ORCID: 0000-0002-7199-962X,

e-mail: Burkova sa@bk.ru

For citation:

Veretennikova, A. A., Burkova, S. A. (2020) Analysis of fear in preschool children from Mozambique. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 1, pp. 34-45.

DOI: 10.33910/2687-0223-2020-2-134-45

Received: 18 June 2020; reviewed 6 July 2020; accepted 16 July 2020.

Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Феномен страха в старшем дошкольном возрасте

Исследователи различных областей, таких как педагогика, психология и медицина, изучавшие феномен страха, давали ему свое определение. В основе сущности понятия «страх» А. И. Захарова (2007), А. С. Спиваковской (2000) и А. Г. Маклакова (2017) лежит понимание страха как эмоционального состояния, отражающегося в сознании под воздействием реальной или воображаемой опасности и сопровождающегося физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. Данное определение и используется в работе.

Старший дошкольный возраст отличается повышенной чувствительностью, восприимчивостью психики к стимулам, исходящим из внешней среды, и ее неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям, а также особенной зависимостью от взрослого. Прохождение этого периода становления личности во многом зависит от того, как склады-

ваются отношения, взаимодействие, общение ребенка с эмоционально значимыми людьми. Таким образом, данный возрастной период является сензитивным для возникновения, проявления и закрепления страхов, как свойственных возрасту, так и не свойственных.

В старшем дошкольном возрасте на возникновение страхов может повлиять большое количество факторов: детско-родительские отношения, влияние других людей (педагогов дошкольных образовательных учреждений, сверстников, сиблингов), а также наличие тяжелых травмирующих ситуаций. Особое значение на формирование страхов оказывают индивидуальные особенности ребенка и социокультурная среда, в которой он растет.

В ходе изучения специфики возникновения страхов в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется культурной и социальной среде. В процессе развития ребенка Л. С. Выготский выделяет два основных пути, линии развития поведения: одна включает в себя непосредственное развитие ребенка, его органический

рост и созревание, а другая — это линия культурного совершенствования — усвоение культурных форм поведения и мышления. Ребенок в процессе развития овладевает различными формами культурного поведения, а также усваивает содержание культурного опыта (Выготский 1991). Обе линии развития — естественная и культурная — совпадают, тем самым создавая новую систему. Культура не только создает новые формы поведения, но и способна видоизменять деятельность высших психических функций. «Не природа, но общество должно в первую очередь рассматриваться как детерминирующий фактор поведения человека. В этом заключена вся идея культурного развития ребенка», — пишет Л. С. Выготский (Выготский 1983, 85). Безусловно, дети, растущие в разных условиях, обладают рядом общих страхов, характерных для их возрастной категории. Это является подтверждением закономерностей развития и становления психических структур (Захаров 2007). На их становление оказывает влияние не только культура, но и социальная среда. М. Мид посвятила свою жизнь изучению становления и развития человека, в своих трудах (Мид 1988) подчеркивала взаимосвязь развития психики и культурного развития, ставя во главе социокультурные факторы психического развития. Раскрывая сущность социального фактора, М. Мид утверждает, что в поведении человека нет ничего врожденного, каждое действие человека — это продукт манипуляции извне, реакция человека на внешние стимулы, раздражители, поэтому социальная среда принимает особое участие в становлении человека как личности. К ведущей роли культурного фактора относятся, по мнению М. Мид, такие компоненты, как особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки, которые зависят в первую очередь от культурных традиций того или иного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. В своей работе (Мид 1988) М. Мид особое внимание уделяет динамике формирования национального характера, этических и половых стандартов поведения, а также взаимоотношению между поколениями. На основе своих исследований этнопсихолог и социолог Мид ввела новый термин «инкультурация», который подразумевает усвоение норм и правил общественной жизни и культуры человеком.

Таким образом, при изучении специфики возникновения страхов в старшем дошкольном возрасте было выявлено влияние культурных и социальных условий и, как следствие, влияние семейного воспитания, а также реакций взрослых.

Исторический аспект феномена детства в странах Африки

Феномен детства в странах Африки изучался различными учеными, как советскими, а позже российскими африканистами, так и коренными жителями материка. Многие из них уделяют особое внимание в своих трудах прошлому стран этого континента. Природно-географические и климатические условия, гражданские войны, время колонизации и борьба за независимость, значимость религии и ее разнообразие, особенности структуры общества, наличие традиционной африканской культуры — все это богатая история Африки, которая непосредственно оказывает влияние на детство африканских детей.

В середине ХХ века в европейской и американской научной, этнографической, педагогической литературе был распространен термин «традиционное африканское воспитание». Данная система воспитания отличалась не только своей самобытностью и специфичностью, но и своей структурой. В структуру традиционного африканского воспитания входили три основных института (Борисенков 2017):

а) семья (чаще всего многопоколенная, состоящая из нескольких поколений кровных и ближайших родственников);

б) «возрастные классы»;

в) лагеря «посвящения».

Также в условиях традиционного африканского воспитания частным случаем являлось воспитание детей, которые принадлежали к кастам (к примеру: выделение ремесленных каст было свойственно народам таких государств, как Мали, Чад, Нигер). «Кастовое» обучение и воспитание детей имело определенную специфику. С течением времени данная система воспитания претерпевала изменения. В настоящее время современная система воспитания детей в Африке отличается от традиционной, но по-прежнему имеет некоторые смежные, а в некоторых моментах и идентичные аспекты и паттерны воспитания, на которые никак не повлияло время и история.

Раннее детство: особенности воспитания детей в странах Африки

Рождение ребенка занимает центральное место в жизни африканцев. Характерной чертой воспитания в Африке является разделение родительских обязанностей с момента рождения ребенка: заботой и воспитанием в основном занимаются матери или бабушки, а также

старшие братья и сестры. Но стоит отметить, что в настоящие дни в Африке идет активная пропаганда воспитания, при котором дети должны получать равную любовь и заботу как со стороны матери, так и со стороны отца и, соответственно, других членов семьи. Об этом пишет современная нигерийская писательница и известный лектор Чимаманда Нгози Адичи: «Никто не заслуживает похвал или благодарностей за сидение с ребенком. Вы оба приняли решение привести новую душу в этот мир. Ответственность за это решение — на ваших плечах» (Попова 2018, 35). Для африканца является настоящим оскорблением факт замечания или упрек в плохом воспитании ребенка со стороны постороннего человека. Поэтому воспитанию ребенка придается большое значение.

Особенностью африканской семьи является ее состав. Зачастую семьи многодетные и многопоколенные. Дети, которые растут в большой семье, никогда не остаются без внимания. Ребенок всегда находится в контакте с близким значимым взрослым (чаще всего это мама или бабушка) за счет того, что в странах Африки детей всегда носят с собой, привязывая его тканью (рибозо) к спине. Таким образом, ребенок никогда не остается один и с ранних лет получает социальный опыт. Также в странах Африки свойственно отправлять учиться в школы и колледжи своих детей в столицы или большие города, где детям приходится вынужденно жить у дальних родственников. Поэтому в состав семьи входят не только кровные родственники, но и далекие родственники, нуждающиеся в помощи, в которой ни один африканец, способный ее оказать, не откажет.

Благодаря большому и абсолютно разному половозрастному составу семьи ребенок быстро развивается во всех сферах: в первую очередь в психической (у ребенка с рождения появляется опыт постоянного эмоционального и социального контакта) и физической. Интересный факт: ребенок начинает садиться в 3 месяца, и за счет позитивного подкрепления навыка и помощи взрослых ребенок самостоятельно сидит в 4 месяца, тогда как в России среднестатистические показатели этого новообразования ребенка равны 6-8 месяцев. В этом возрасте (6 месяцев) дети в странах Африки уже осваивают навык ходьбы и могут передвигаться самостоятельно. Также в Африке не свойственно долгое кормление грудью, некоторые мамы прекращают его по достижении 3 месяцев. В связи с быстрым приобретением навыков, необходимых для взрослой жизни, ребенок раньше становится самостоятельным. Это поощряют взрослые

в Африке, не отказывая в помощи. Ребенок всегда находится под наблюдением и контролем нескольких членов семьи одновременно.

Учитывая состав семьи, следует упомянуть о ведущих ценностях большинства африканцев: семья, преемственность поколений, послушание, уважение старших, которое воспитывается с раннего детства.

Также стоит обратить внимание на значение природы и окружающего мира ребенка. В большинстве случаев в Африке отсутствуют оборудованные детские площадки, где дети могли бы играть и проводить свой досуг (такие площадки есть только в столицах и крупных городах развитых стран), поэтому дети вынуждены проводить время на территории, прилежащей к дому, или на соседней улице с другими детьми, со старшими братьями и сестрами. Принимая во внимание благоприятный теплый климат, дети большое количество времени проводят вне дома, получая не только социальный опыт общения со сверстниками и ребятами разных возрастов, но и опыт взаимодействия с природой. Отношение к природе зачастую формируется на примере взрослых. В некоторых случаях отношение к природе можно сформулировать как «экологическое»: например, в связи с недостатком воды в некоторых регионах люди бережно относятся к природным ресурсам, или, напротив, «потребительское»: отсутствие желания и условий для поддержания чистоты окружающей среды. Не исключено и «духовное», «родственное» отношение к природе, когда родители восхищаются видами материка, просвещают ребенка в этой сфере, учат детей бережно и трепетно относиться к природным ресурсам своей родины. Так, например, воспитывали Вангари Маатаи. В детстве священное дерево кикуйю вызывало у нее умиление. Она плакала, когда дерево высохло из-за временной засухи, но, став взрослой, она возглавила борьбу с экологической катастрофой в Кении. В настоящее время Вангари Маатаи известна как кенийский общественный деятель, обладательница Нобелевской премии (2004) и премии Софии. Также показательным примером будет служить история из детства кенийского педагога, писателя-журналиста Биньяван-га Вайнайна. В одном из своих трудов он повествует о сильнейшем потрясении детства, когда буря убила тысячи фламинго: «Мягкие серые комочки» <...> «серо-розовые комочки» <...> «просто розовые», они падали с неба «уже мертвыми; кого-то проглатывали собаки, кто-то еще слабо трепыхался. Повсюду розовые перья, требуха и косточки <...> пузырьки крови» (Гавристова 2018, 15). Наутро вместе с семьей они

подбирали уцелевших фламинго и сдавали их в Кенийский Фонд помощи дикой природе. Таким образом, родители собственным примером оказывают влияние на формирование ценностей ребенка.

Для детей стран Африки, как и для всех других, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Но в течение дня выделить время для детских игр в Африке достаточно сложно. В небогатых семьях детей с ранних лет начинают приучать к труду, к помощи в ведении домашнего хозяйства, и времени для игр у них остается меньше, чем у их сверстников из семей с большим достатком. В прямой зависимости от достатка семьи находится наличие развивающих игр и современных игрушек. В ситуации бедности игрушки делаются своими руками из подручных материалов. Самыми популярными являются прикрученные к палке бутылочные пробки, имитирующие колеса; старшие дети используют шины. Для детей всех возрастов являются любимыми игры с мячом, стоит отметить футбол для мальчиков. Помимо уличных игр, в детстве африканских детей особую роль играют сюжетно-ролевые игры, в них также будут имитироваться отношения взрослых, которые они наблюдают. Эта характерная черта находит свое отражение в пословицах и поговорках некоторых народов: «Все, что приносит год, содержится в играх детей», — говорят в народе сонгаи (Борисенков 2017).

Культурный контекст традиционного африканского общества оказывает большое влияние на воспитание детей в дошкольном возрасте: народный фольклор (сказки, басни, пословицы, поговорки), сказания гриотов (певцов-сказителей), изобразительное искусство, народная музыка, танцы. Изучив труды советского африканиста Д. А. Ольдерогге, который посвятил свою жизнь истории, этнографии, культуре, искусству, языкам народов Африки, можно утверждать, что в сказках африканских народов прослеживается определенный моральный кодекс. В сказках народов Африки люди поощряют и стараются воспитывать в своих детях доброту, честность, храбрость, любовь, верность и ум и презирают такие качества, как подлость, глупость, лень, жадность и трусость (цит. по: Борисенков 2017).

Любовь к родине воспитывается с раннего детства. Взрослые прививают чувство гордости за своих предков, за свою страну, учат детей почитать старших и их традиции. Нигерийская писательница Ч. Н. Адичи в своем манифесте о воспитании обращается к конкретному случаю, призывая всех родителей в целом акцентировать

внимание на следующих важных аспектах: «Научи ее ценить достойные стороны культуры игбо и отвергать недостойные. Расскажи ей о том, как красивы и сильны африканцы и чернокожие люди. Почему? Из-за расового дисбаланса силы в мире сильны образы белой красоты, белых возможностей, белых достижений. Она увидит этот дисбаланс в телевизоре, она прочитает о нем в книгах. Она познакомится с яркими негативными примерами неудач чернокожих людей. Научи ее гордиться историей африканского континента и чернокожей диаспоры» (Попова 2018, 37-38).

Ребенок впитывает культуру родной Африки через фольклор, параллельно осознавая важность семейных традиций, именно таким образом он сможет почувствовать свою значимость, свою принадлежность к семье и культуре.

Основополагающую роль в жизни каждой семьи играет религия. В странах африканского континента распространено множество религий: христианство (протестантизм, православие, католицизм), ислам, иудаизм, индуизм, также встречаются традиционные африканские религии. Стоит отметить, что процент нерелигиозного населения в Африке крайне мал. Семьи, в зависимости от веры, выполняют определенные обряды, ходят в церковь, читают детям писания и прививают религиозные ценности.

Подводя итог о воспитании африканских детей, стоит акцентировать внимание на том, что, несмотря на экономическое развитие страны и материальное положение семьи, африканские дети воспитываются в любви и заботе большой семьи, в африканских традициях, передающихся из поколения в поколение, и с раннего детства ощущают свою принадлежность и значимость. В современном развивающимся мире родителям важно дать понять ребенку ту истину, о которой пишет Ч. Н. Адичи: «...что у каждого человека свой жизненный путь, проходя который, он получает опыт и вырабатывает особые мировоззренческие установки и стандарты, поэтому необходимо уважать мнение каждого человека, вне зависимости от его профессии, социального статуса, расы, этноса и конфессии» (Попова 2018, 38).

Анализ результатов исследования в Мозамбике

Ранее было обозначено особое значение социальных и культурных условий, которые оказывают непосредственное влияние на формирование страхов у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим для проведения эмпирического исследования была произведена

■ 1 страх

■ 2 страха

■ 3 страха 4 страха

Рис. 1. Количество страхов детей при низком уровне страхов по методике «Страхи в домиках»

выборка. В исследовании приняло участие 68 человек: 34 ребенка старшего дошкольного возраста (5-7 лет), из них 17 детей (10 мальчиков, 7 девочек) из Африки (Матола, Мозамбик) и 17 детей (10 мальчиков, 7 девочек) из России, и 34 родителя этих детей.

Для проведения исследования по теме «Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста из Мозамбика» были отобраны следующие методики:

• для детей старшего дошкольного возраста: методика «Страхи в домиках» (А. И. Захаров и М. Панфилова) (Панфилова 1999), также были реализованы такие методы, как свободное наблюдение и беседа с детьми;

• для родителей: авторская анкета с целью выявления наличия страхов, их качественных и количественных характеристик.

Анализ данных, полученных в ходе экспериментального исследования старших дошкольников из Мозамбика по методике А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках» (Панфилова 1999), позволил выявить один уровень страхов у всех опрошенных из трех существующих уровней: низкий уровень (0-7 страхов).

По результатам исследования наличия страхов у детей было выявлено, что 100 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень наличия страхов, 0 % испытуемых — средний и высокий уровни. Стоит отметить, что отличается количество страхов у детей, которые находятся в пределах низкого уровня (рис. 1).

Исходя из полученных данных, 36 % опрошенных старших дошкольников имеют 2 страха из 29 предложенных в методике, 23 % испытуемых имеют 1 страх и 3 страха, наименьший показатель в 18 % имеют ребята, чье количество страхов равняется 4 в рамках низкого уровня (от 0 до 7 страхов). Также можно проследить частоту встречаемости того или иного страха (рис. 2).

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что самым актуальным страхом африканских детей старшего дошкольного возраста является страх сказочных персонажей, который имеют 70 % опрошенных. 41 % старших дошкольников обладают страхом чужих людей. Также довольно часто встречаемыми страхами у детей являются страхи стихии, т. е. различных природных явлений — его имеет 18 % испытуемых, и страх животных, который также имеет 18 % опрошенных. Интересно отметить, что один из испытуемых, выделяя страх «животных», уточнил, что боится медведей, которые живут в России. Такими страхами, как «вода», «глубина», «темнота», обладают 12 % старших дошкольников. Стоит отметить, что страхи воды и глубины отмечались детьми парно, то есть те, кто отмечал страх воды, также отмечали и глубину: по отдельности данные страхи не встречаются у испытуемых. Страхи, которые встречаются реже всего, каждый из которых выделяется у 6 % опрошенных, — это страхи нападения,

Рис. 2. Страхи детей Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 1

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 3. Количество страхов детей в зависимости от пола

смерти близких людей, собственной смерти, насекомых страшных снов. Интересно отметить, что одной из испытуемых был назван страх полиции — возможно, это связано с уровнем порядка и криминала в районе, в котором она проживает. Также большинством детей был самостоятельно назван страх некого «Сгееру-тап». После беседы с воспитателями стало ясно, что «Сгеерутап» — это прозвище сторожа, заведующего хозяйством детского сада, которым пугают воспитатели непослушных детей: отдадут ему или, если родители не придут вовремя за ребенком, он останется в детском саду на ночь с ним.

Проанализировав выявленные страхи и разделив их на группы согласно классификации, можно сделать вывод, что для дошкольников Мозамбика самой актуальной группой страхов является группа, включающая такие страхи, как «животные», «насекомые», «сказочные персонажи», — страхи из данной подгруппы выделили 31 % опрошенных. Следующие группы страхов выделены по частоте встречаемости у африканских детей с шагом в 1 %: 9 % — группа, включающая страх темноты и страшных снов, группа «Страхи с причинением физического ущерба», «Социально обусловленные страхи», далее группа страхов, включающая страх собственной смерти и смерти близких людей, и группа «Пространственные страхи».

Также стоит обратить внимание на различия страхов относительно пола. 100 % опрошенных имеют низкий уровень страхов, но обладают отличиями по количеству в рамках низкого уровня в зависимости от пола (рис. 3).

Проанализировав полученные данные, можно утверждать, что мальчики в большей степени подвержены страхам, чем девочки такого же возраста, поскольку показатель наличия 4 страхов (максимальное значение) составляет 30 % опрошенных мальчиков. Ни одна из испытуемых девочек не имеет 4 страха. Большинство старших

дошкольниц обладают 2 страхами, что составляет 44 % опрошенных, и по 28 % процентов девочек имеет 1 страх и 3 страха: оба эти показателя выше показателей мальчиков на 8 %. Также стоит обратить внимание на наличие тех или иных детских страхов в зависимости от пола (табл. 1).

Табл. 1. Сравнение страхов девочек и мальчиков

Пол / Наименование страха Девочки Мальчики

1) Когда остаешься один дома - -

2) Нападения 14 % -

3) Заболеть - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Умереть - 10 %

5) Смерти близких - 10 %

6) Чужих людей 56 % 30 %

7) Потеряться - -

8) Мамы, папы - -

9) Наказания - -

10) Сказочных героев 56 % 80 %

11) Опоздания в детский сад (школу) - -

12) Страшных снов - 10 %

13) Темноты - 20 %

14) Животных (волка, змей.) 14 % 20 %

15) Насекомых - 10 %

16) Транспорта (самолетов, машин.) - -

17) Высоты - -

18) Глубины - 20 %

19) Тесных маленьких помещений - -

20) Воды - 20 %

21) Огня 28 % 20 %

22) Войны - -

23) Стихий (наводнения, урагана, грозы) 28 % 10 %

24) Больших помещений, улиц - -

Рис. 4. Наличие страхов у детей по их классификации

25) Врачей - -

26) Уколов - -

27) Боли - -

28) Крови - -

29) Резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет) - -

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что существуют различия в наличии страхов в зависимости от пола. К примеру, у девочек старшего дошкольного возраста отсутствуют такие страхи, как страх воды, глубины, насекомых, темноты, страшных снов, а также страх собственной смерти и смерти близких людей, которые, в свою очередь, присутствуют у мальчиков. Также стоит отметить, что у девочек есть один страх, который отсутствует у мальчиков, — страх нападения, составляющий 14 %. Количество страхов, имеющихся у представителей обоих полов, равно 5. Девочки больше, чем мальчики, подвержены страхам чужих людей, стихий и огня. Мальчики же больше боятся животных и сказочных персонажей, чем девочки. Таким образом, можно сказать, что спектр страхов мальчиков шире, чем у девочек.

Проанализировав выявленные страхи у старших дошкольников разного пола, стоит сравнить их по предложенной авторами методики классификации страхов по группам (рис. 4).

Таким образом, полученные данные по группам страха иллюстрируют следующее: группа «медицинских страхов» абсолютно не актуаль-

на для африканских детей; такие группы страхов, как страхи смерти, пространственные страхи, страхи темноты и страшных снов присутствуют только у мальчиков. Преобладающими группами страхов для девочек являются страхи причинения физического ущерба и социально обусловленные страхи: показатели наличия страхов этих групп у девочек в два раза больше, чем у мальчиков. Мальчики, в свою очередь, подвержены больше страхам животных, насекомых, сказочных персонажей: 37 % опрошенных мальчиков и 24 % опрошенных девочек обладают страхами, относящимися к этой группе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что страхам в Африке чаще подвержены мальчики, чем девочки; для мальчиков актуальными являются страхи сказочных персонажей, животных и страхи, связанные с темнотой и снами; девочки больше подвержены страхам нанесения физического ущерба и социально обусловленным страхам.

Карта наблюдений также была применима в диагностике старших дошкольников Африки, с помощью которой фиксировались вербальные и невербальные проявления во время реализации методики «Страхи в домиках» (Панфилова 1999) (рис. 5).

Изучив показатели, можно сделать вывод о том, что мальчики старшего дошкольного возраста больше склонны к эмоциональным проявлениям во время проведения методики. Стоит обратить внимание, что в невербальных проявлениях показатели девочек выше, чем

Проявлений Невербальных Вербальных в целом

Рис. 5. Проявление дошкольников во время методики «Страхи в домиках»

у мальчиков, и их разница составляет 3 %, а показатели вербальных проявлений больше в два раза у мальчиков, чем у девочек: 30 % испытуемых мальчиков и 14 % опрошенных девочек имели вербальные проявления. Также можно заметить, что у старших дошкольниц преобладают невербальные проявления над вербальными: разница данных показателей составляет 2 %. У мальчиков этого же возраста, наоборот, вербальные проявления значительно ярче выражены, чем невербальные: их разница составляет 17 %.

Сравнивая невербальные проявления старших дошкольников, стоит отметить, что наибольшее количество девочек подвержено такому невербальному проявлению, как «сосредоточенность», чуть меньшее количество старших дошкольниц проявляли «суетливость движений» и «сжатость губ», а мальчикам в большей степени также свойственна сосредоточенность и сжатость губ. Проанализировав вербальные проявления, можно выделить следующее: наибольшее количество мальчиков подвержено таким вербальным проявлениям, как «наличие уточняющих вопросов», чуть меньшему количеству свойственно комментирование происходящего и ведение отвлеченных бесед. Также один испытуемый отказывался от задания: он не испытывал интереса к данной теме, но смог пройти диагностику до конца. Некоторым девочкам свойственно «наличие уточняющих вопросов», для меньшего количества — «ведение отвлеченных бесед». У испытуемых обоих полов отсутствуют такие критерии проявления, как «учащенность дыхания», «напряженность», «растерянность».

Также не стоит упускать из внимания отличительные особенности Африки. Один из важных факторов, на который стоит обратить внимание: в Африке старшим дошкольным

возрастом является возраст пяти лет, ведь дети здесь отправляются в школу с шести лет. Следующий фактор, который важно учитывать при диагностике, — это погодные условия. В момент проведения методики было жарко, показатель термометра был выше +40 °С, поэтому детям было очень сложно концентрировать внимание, но всем старшим дошкольникам, за исключением одного, было очень интересно, ребята очень старались.

Вместе с отличительными особенностями условий стоит учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые были замечены при наблюдении во время проведения диагностики. Наличие или отсутствие тех или иных страхов у детей весьма оправданы или порой объяснялись детьми самостоятельно. Один из опрошенных, имея в наличие 2 страха, обосновал свое бесстрашие ко многим явлениям, сказав, что у него «большой папа» (рост около двух метров), поэтому и рядом с папой ему никогда не бывает страшно, и потому что его папа никогда ничего не боится, а он хочет быть как папа. Некоторые из ребят, которым была свойственна сосредоточенность, ответственность, дисциплинированность, которые в своем классе проявляли лидерские качества, зачастую являются старшими детьми в семье, и их младшие братья и сестры ходят в этот же детский сад, и они во всем помогают им и контролируют их. У одной из испытуемых есть единственный страх — страх природных явлений, стихий; и она, и ее мама рассказали историю, что раньше они жили в другом городе, который подвергся сильному циклону, в связи с чем они потеряли все, что имели, и были вынуждены переехать. Поэтому можно предположить, что, поскольку ребенок пережил очень негативно

Рис. 6. Заполнение анкет родителями

окрашенное, тяжелое событие, остальные страхи, которые были предложены авторами методики, не имели для нее такого значения, как то, что она пережила на личном опыте.

В ходе исследования также было проведено анкетирование родителей. В анкетировании принимали участие родители обоих полов (рис. 6).

Из опрошенных родителей в 76 % случаев анкету заполняла мама, в 24 % — папа. Также стоит обратиться к составу семей, принимавших

участие в исследовании: полная/неполная семья и количество детей в семье (рис. 7).

Результаты анкетирования демонстрируют следующее: в исследовании приняло 94 % полных семей и 6 % неполных семей, также 53 % из опрошенных семей имеют одного ребенка и 47 % — несколько детей. Ответы родителей на вопросы анкеты были проанализированы по следующим критериям: полный/неполный, уникальный/типичный, конкретный/общий (рис. 8).

Проанализировав результаты, полученные при анкетировании, стоит отметить, что большинство родителей давали полные, уникальные и конкретные ответы: полные и уникальные ответы дали по 65 % опрошенных родителей, показатель в 35 % составили ответы неполные и типичные, и абсолютно 100 % опрошенных родителей дали конкретные ответы. Таким образом, можем сделать вывод, что большинство родителей давали уникальные ответы, с конкретными примерами и полными описаниями

94%

47%

Полная семья Неполная семья Один ребенок Несколько

детей

Рис. 7. Состав семей, принявших участие в исследовании

Рис. 8. Характеристика ответов родителей

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I Актуальность | Интерес

Рис. 9. Актуальность детских страхов и интерес родителей к ним

тех или иных ситуаций. Также родителям задавалось два вопроса об актуальности темы детских страхов и об их личном интересе, заинтересованности данной темой (рис. 9).

Полученные данные демонстрируют абсолютную актуальность детских страхов и заинтересованность родителей и демонстрируют это показатели, равные 100 % по шкале «Актуальность» и «Интерес». Но стоит отметить, что некоторые родители после анкеты писали, что вопросы были интересные, тема — важная, но не все было понятно. Можно предположить, что высокий показатель заинтересованности и комментарии после анкеты с текстом «было не все понятно» связаны с тем, что такие исследования, диагностика, опросы проводятся в детских садах Африки крайне редко или не проводятся вовсе, данный вид работы с детьми начинает практиковаться с момента школьного обучения.

Заключение

Результаты исследования старших дошкольников и их родителей из Мозамбика демонстрируют следующее:

• Все старшие дошкольники (100 %) по методике «Страхи в домиках» (А. И. Захарова, М. А. Панфиловой) (Панфилова 1999) имеют низкий уровень наличия страхов; мальчики подвержены страхам в большей степени, чем девочки.

• По результатам карт наблюдений: невербальные проявления преобладают у девочек, вербальные — у мальчиков.

• Доминирующей группой страхов являются страхи животных, насекомых, сказочных персонажей; актуальными группами являются страхи причинения физического ущерба, страхи темноты и страшных снов.

• В большинстве семей с детьми старшего дошкольного возраста, вне зависимости от их пола, анкетирование проходили мамы; стоит отметить, что в семьях с сыновьями папы на 16 % чаще принимали участие в анкетировании, чем папы, имеющие дочерей.

• Процент неполных семей с дочерьми — 14 %, в то время как все мальчики растут и воспитываются в полных семьях.

• Из семей, принявших участие в исследовании, процент мальчиков, являющихся единственными детьми, выше, чем у девочек: 60 % мальчиков и 43 % девочек являются единственными детьми, 40 % мальчиков и 57 % девочек имеют сиблингов.

• Отвечая на вопросы анкеты, родители мальчиков давали наиболее полные ответы; родители, имеющие дочерей, в свою очередь, давали наиболее уникальные ответы. Показатели конкретности вне зависимости от пола отвечающего родителя и пола ребенка равны 100 %.

• Все родители (100 %) считают тему детских страхов актуальной и заинтересованы в ней.

Таким образом, особенности формирования и проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в Мозамбике обусловлены не только возрастными и индивидуальными особенностями, но и социокультурными факторами: особенностями менталитета, воспитания, обучения, стиля детско-родительских отношений, взаимоотношений между поколениями, а также формирования национального характера, структуры самосознания, самооценки, которые зависят в первую очередь от культурных традиций и процесса инкультурации.

Литература

Борисенков, В. П. (2017) Народные традиции воспитания и обучения в странах Тропической Африки.

Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование, № 2, с. 110-122. Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 378 с.

Выготский, Л. С. (1991) Проблема культурного развития ребенка. Вестник Московского университета.

Сер. 14. Психология, № 4, с. 5-18. Гавристова, Т. М. (2018) Детство в контексте истории Африки. В кн.: Т. М. Гавристова (ред.). Мое африканское детство: Дети Африки в контексте культурной и исторической антропологии. Ярославль: Филигрань, с. 4-18.

Захаров, А. И. (2007) Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 310 с. Маклаков, А. Г. (2017) Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 583 с. Мид, М. (1988) Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 429 с. Панфилова, М. А. (1999) Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков. Школьный психолог, № 8, с. 10-12.

Попова, А. В. (2018) Проблема воспитания детей в произведениях Чимаманды Нгози Адичи. В кн.: Т. М. Гавристова (ред.). Мое африканское детство: Дети Африки в контексте культурной и исторической антропологии. Ярославль: Филигрань, с. 31-40. Спиваковская, А. С. (1999) Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. Т. 2. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-пресс, 462 с.

References

Borisenkov, V. P. (2017) Narodnye traditsii vospitaniya i obucheniya v stranakh Tropicheskoj Afriki [Traditions of African education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie, no. 2, pp. 110-122. (In Russian)

Gavristova, T. M. (ed.). (2018) Detstvo v kontekste istorii Afriki [Childhood in the context of the history of Africa]. In: T. M. Gavristova (ed.) Moe afrikanskoe detstvo: Deti Afriki v kontekste kul'turnoj i istoricheskoj antropologii [My African childhood: Children of Africa in the context of cultural and historical anthropology]. Yaroslavl': Filigran' Publ., pp. 4-18. (In Russian) Maklakov, A. G. (2017) Obshchaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov [General psychology: Textbook for higher

education]. Saint Petersburg: Piter Publ., 583 p. (In Russian) Mead, M. (1988) Kul'tura i mir detstva: Izbrannye proizvedeniya [Culture and the world of childhood: Selected

works]. Moscow: Nauka Publ., 429 p. (In Russian) Panfilova, M. A. (1999) Strakhi v domikakh. Diagnostika strakhov u detej i podrostkov [The fears in the houses.

Diagnosis of fears in children and adolescents]. Shkol'nyjpsikholog, no. 8, pp. 10-12. (In Russian) Popova, A. V. (2018) Problema vospitaniya detej v proizvedeniyakh Chimamandy Ngozi Adichi [The problem of raising children in the works of Chimamanda Ngozi Adichi]. In: T. M. Gavristova (ed.) Moe afrikanskoe detstvo: Deti Afriki v kontekste kul'turnoj i istoricheskoj antropologii [My African childhood: Children of Africa in the context of cultural and historical anthropology]. Yaroslavl': Filigran' Publ., pp. 31-40. (In Russian) Spivakovskaya, A. S. (1999) Psikhoterapiya: igra, detstvo, sem'ya [Psychotherapy: Game, childhood, family]:

In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Aprel' Press Publ.; EKSMO-press Publ., 462 p. (In Russian) Vygotskij, L. S. (1983) Sobranie sochinenij: v 61. T. 3: Problemy razvitiya psikhiki [Collected works: In 6 vols. Vol. 3:

Mental development problems]. Moscow: Pedagogika Publ., 378 p. (In Russian) Vygotskij, L. S. (1991) Problema kul'turnogo razvitiya rebenka [The problem of child's cultural development].

Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya, no. 4, pp. 5-18. (In Russian) Zaharov, A. I. (2007) Dnevnye i nochnye strakhi u detej [Day- and nighttime fears in children]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 310 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.