Научная статья на тему 'Игровая коррекция тревожности у дошкольников'

Игровая коррекция тревожности у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6836
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Л. М.

Проведено исследование, выявившее достаточно высокий процент дошкольников с повышенным уровнем тревожности. Это определяет важность применения коррекционных мероприятий на ранних этапах развития тревожности и ставит исследователей перед необходимостью создания эффективного метода ее коррекции у детей. Результаты исследования подтвердили, что подобным методом является интегративная игровая терапия (коррекция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровая коррекция тревожности у дошкольников»

Игровая коррекция тревожности у дошкольников Л.М. Костина

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, кафедра детской психологии

Аннотация. Проведено исследование, выявившее достаточно высокий процент дошкольников с повышенным уровнем тревожности. Это определяет важность применения коррекционных мероприятий на ранних этапах развития тревожности и ставит исследователей перед необходимостью создания эффективного метода ее коррекции у детей. Результаты исследования подтвердили, что подобным методом является интегративная игровая терапия (коррекция).

Abstract. The paper has analyzed the research of preschool age children who have the high level of anxiety. The great percentage of these children has defined the importance of correction actions at early stages of anxiety and makes the researchers work out an effective method of correction. The conclusion has been made that the integrative game therapy (correction) is the most effective method.

1. Введение

В настоящее время общие социально-экономические преобразования в России и перестройка образовательной системы обусловили закономерную направленность ее на личность. При этом дошкольному возрасту уделяется особое внимание как важному этапу в жизни ребенка, поскольку именно здесь начинают складываться качества личности, обуславливающие в дальнейшем успешность в деятельности и во взаимоотношениях с окружающими (Л.И. Божович (1968), Л. С. Выготский (1997), B.C. Мухина, С.Л. Новоселова (1989), H.H. Поддъяков, Д.Б. Эльконин (1999) и др.).

В отечественной науке первостепенное значение в развитии личности ребенка отводится игре, которая определяется как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. По мнению Д.Б. Эльконина, она является формой жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих действий, отношений, задач и мотивов деятельности, то есть игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. О значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Педагогические основы теории дошкольной игры были заложены в работах Н.К. Крупской, A.C. Макаренко и в дальнейшем развивались в трудах отечественных ученых Р.И. Жуковской, Д.Б. Менджерицкой, С.Л. Новоселовой, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А. Флериной и других.

В отечественной психологии Л.С. Выготским, A.B. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым (1983), Д.Б. Элькониным и их последователями была разработана концепция социально-исторической обусловленности игры, создающая основу дальнейших исследований в области психологии и педагогики игры. Сегодня это приобрело особое значение, поскольку именно игровые методы стали широко и наиболее успешно использоваться в решении проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из подобного рода проблем является детская тревожность.

В последнее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Недостаточная исследованность тревожности в дошкольном возрасте не позволяет более эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, в том числе проблемы развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в начальное, а затем в среднее звено школы, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии (H.A. Аминов, В.М. Астапов, В.А. Бакеев, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, О.Г. Мельниченко и др.), так и за рубежом (X. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, 3. Фрейд, К. Эликсон и др.). Они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность (А.Е. Ольшанникова, И.В. Пацявичус). С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида (В.А. Бодров, Е.А. Калинин, О.С. Никитина, Ч. Спилбергер,

Б.А. Вяткин). Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности - тревожность (А.И. Захаров, Л.В. Макшанцева, A.M. Прихожан, А.О. Прохоров и др.). Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека (Г.Ш. Габдреева, X. Граф, Н.В. Имедадзе, У. Морган, Дж. Саразон, Дж. Тэйлор и др.). Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции высокой тревожности еще в дошкольном возрасте. Если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте (Макшанцева, 1998), то тема работы, связанная с разработкой и изучением эффективности интегративной игровой коррекции личностных проблем дошкольников, в частности, тревожности, стоит в ряду особо актуальных.

В настоящее время заметно возрос интерес к синтезу, интеграции различных концепций, как в теоретической, так и в прикладной области. Причем если раньше подчеркивалась большая значимость и эффективность дифференцированного подхода в психокоррекции, и наблюдались лишь отдельные попытки решить проблему интеграции, то в последние десятилетия данное направление получило свое признание. В пользу разработки новых концепций интегративной коррекции говорит и тот факт, что она признана одним из эффективных подходов. Так, В. Лаутербах (1995), приводя результаты анализа более чем трех тысяч исследований с точки зрения их научной обоснованности, отмечает, что наиболее часто встречаются работы на приемлемом научном уровне в русле эклектических и комплексных подходов.

Наряду с указанными направлениями, рассматриваются аспекты интеграции различных методов и техник. Одним из таких методов является игровая коррекция (терапия) - психокоррекционный метод, в основе которого лежит игра.

2. Методы и результаты исследования

В нашем исследовании была предпринята попытка представить, разработать и доказать эффективность в работе с детьми метода интегративной игровой коррекции.

Для определения эффективности использования данного метода в коррекции тревожности у детей была проведена экспериментальная работа. Исследование проводилось в три этапа на базе дошкольных образовательных учреждений г. Чебоксары. Всего в эксперименте участвовало 1267 дошкольников.

На первом (констатирующем) этапе были определены особенности распределения дошкольников по уровням тревожности. Диагностика осуществлялась с помощью методики "Выбери нужное лицо" Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки (Тэммпл и др., 1992).

Полученные данные позволили выявить степень выраженности тревожности у детей выпускных групп дошкольных образовательных учреждений: ни один ребенок не набрал количество баллов, которое соответствовало бы низкому уровню тревожности. 448 испытуемых из 1267 обследованных детей (что более 30 %) отличались высокой тревожностью и 819 (65 %) - средней. Указанная тенденция не противоречит результатам, полученным в подобной работе Л.В. Макшанцевой (1998).

Анализ особенностей поуровневого распределения детей позволяет говорить, что испытуемые с высоким уровнем тревожности сделали эмоционально-негативные выборы в ситуациях, моделирующих отношения с другими детьми. По мнению Л.В. Макшанцевой, данный факт свидетельствует о наличии негативного эмоционального опыта общения со сверстниками. Подобный опыт приобретен детьми в повседневных жизненных ситуациях, в том числе и в режимных моментах. Часть дошкольников сделали эмоционально-негативные выборы во всех ситуациях, моделирующих отношения со взрослыми, что также можно рассматривать как последствия негативного опыта во взаимодействии "ребенок-взрослый".

В целом подобный опыт повышает состояние беспокойства, тревожности. Поведение таких детей отличается нервозностью, беспокойством, большой чувствительностью. Они часто отказываются от выполнения задания из-за страха сделать ошибку. Так, во время диагностики некоторые дети колебались с ответом, внимательно следили за реакцией экспериментатора, пытались угадать ответ, найти подтверждение его правильности.

Несколько иная картина наблюдается у среднетревожных дошкольников. Качественный анализ ответов испытуемых этой группы показал, что наибольшее количество эмоционально-негативных выборов они сделали в ситуациях моделирующих отношения "ребенок-ребенок". Как уже отмечалось ранее, данный факт может быть связан с наличием у детей негативного опыта взаимодействия со сверстниками. В процессе диагностики поведение детей со средним уровнем тревожности отличалось от поведения высокотревожных дошкольников. Большинство из них не демонстрировали тревожность при выполнении задания, у них присутствовал интерес и объяснение своего ответа примером из жизни. Сравнение поведенческих реакций дошкольников в повседневной жизни и в ситуации эксперимента не показало значительных отличий.

Таким образом, показатели уровня тревожности у большинства испытуемых находятся в пределах нормы (средний уровень). Несмотря на это, результаты исследования выявили достаточно

высоким процентный показатель детей с высоким уровнем тревожности, то есть у каждого третьего ребенка уровень тревожности отличается от оптимального.

Полученные данные определяют важность применения коррекционных мероприятий для снижения высокого уровня тревожности до нормативных значений. Отсутствие у психологов времени и физическая невозможность охвата индивидуальной коррекционной работой большого количества воспитанников ставит исследователей перед необходимостью создания эффективного метода коррекции тревожности у детей. Мы предположили, что подобным методом является интегративная игровая терапия (коррекция).

Для подтверждения гипотезы о возможности и эффективности влияния игровой терапии интегративных типов в коррекции тревожности у детей из числа дошкольников было отобрано 400 человек с высоким уровнем тревожности.

Все испытуемые были разделены на две группы: контрольную (100 детей) и экспериментальную (300 детей). Экспериментальная группа, в свою очередь, была разделена на три подгруппы по 100 испытуемых (50 мальчиков, 50 девочек) для сравнительного исследования эффективности коррекционной работы с помощью игротерапии разных типов. Уровень тревожности у дошкольников во всех группах соответствовал высокому показателю в качественной характеристике и идентичной количественной оценке.

Дошкольники трех экспериментальных групп посещали специально организованные занятия игровой терапии одного из типов: недирективной, директивной и интегративной. Дети контрольной группы принимали участие в эксперименте только на диагностических этапах.

Эффективность использования игровой терапии для коррекции высокой тревожности у дошкольников определялась на контрольном этапе исследования, на котором была использована та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе. Данные динамики уровня тревожности у детей контрольной и экспериментальных групп представлены на рис. 1.

£ ^

О '— О S ^ Iii

га о

п <в

га а

S ь

с

70 60 50 40 30 20 10

ZZ7rZ7

\Z

73

IZ

Z3

IZ

□ до коррекции

□ после коррекции

Z^p:

руппа испытуемых

контрольная группа

I эксперимент. группа

II эксперимент. группа

III эксперимент. группа

Рис. 1. Показатели динамики уровня тревожности у детей контрольной и экспериментальных групп до и после коррекции (I экспериментальная группа - недирективная игровая коррекция тревожности;

II экспериментальная группа - директивная игровая коррекция тревожности; III экспериментальная группа - интегративная игровая коррекция тревожности)

По результатам, приведенным на рисунке, видно, что тревожность у детей экспериментальных групп, прошедших курс игровой коррекции, снизилась (р < 0.01, где р - величина степени статистической достоверности изменений, высчитанная по хи-квадрат критерию) по сравнению с уровнем тревожности у детей контрольной группы, которые не проходили курс игровой коррекции. При сравнении средних значений были получены следующие результаты: тревожность у детей контрольной группы, хотя и незначительно, но повысилась (с 60.64 % до 61.78 %), в то же время уровень тревожности у детей экспериментальной группы, прошедших курс игровой коррекции недирективного типа, снизился с 60.78 % до 38.74 % (р < 0.01); директивного типа - с 60.57 % до 40.18 % (р < 0.01); интегративного типа - с 60.57 % до 39.32 % (р < 0.01). После коррекции у детей всех экспериментальных групп уже не наблюдалось ни одного показателя высокого уровня тревожности, в то время как до нее все показатели детей соответствовали этому уровню. Причем достоверных отличий в изменении уровня тревожности у испытуемых разных экспериментальных групп не наблюдается.

В табл. 1 более подробно рассмотрены механизмы влияния компонентов игровой коррекции интегративного типа на снижение тревожности у детей.

0

Костина Л.М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников Таблица 1. Механизмы влияния компонентов интегративной игровой коррекции на уровень детской тревожности

действие или процесс промежуточный результат результат

КОМПОНЕНТЫ неспецифические ориентация на проблему - снятие последствий действия проблемы снижение тревожности у ребенка

ориентация на ребенка - отыгрывание ребенком состояния тревоги снижение тревожности у ребенка

четкость структуры игровой коррекции - планомерность и постепенность в проведении занятий - появление у ребенка чувства защищенности, спокойствия снижение тревожности у ребенка

специфические ориентация на комплекс «проблема-ребенок» - снятие действия проблемы - одновременно раскрытие у ребенка резервов для самокоррекции - перенос ребенком полученного опыта из игровой в реальную жизнь снижение тревожности в игровой и в реальной жизни

ориентация на комплекс «причина-следствие» - снятие симптомов тревожности (симптоматическая коррекция) - одновременно коррекция уровня тревожности, как следствия действия причины (каузальная коррекция) снижение тревожности с долговременным эффектом

эклектицизм методов и приемов - индивидуальный подход - выбор оптимальных средств коррекции тревожности снижение тревожности у ребенка

ОРГАНИЗАЦИЯ действующие лица взаимодействия внешний контроль со стороны психолога - появление у ребенка внутреннего источника самоконтроля и его корректировка при взаимодействии снижение тревожности по поводу внешней оценки

отработка новых форм взаимодействия ребенка с психологом (поведения) - получение ребенком навыков социального поведения - отработка новых форм взаимодействия - перенос полученных навыков из игровой в реальную жизнь повышение уверенности в себе, снижение тревожности у ребенка

сензетивное понимание и безусловное принятие ребенка психологом - появление у ребенка чувства защищенности - снижение количества страхов - снятие ситуативной тревоги при взаимодействии с другими людьми повышение уверенности в себе, снижение тревожности у ребенка

игровая комната и материал наличие постоянного помещения - снижение беспокойства по поводу новой ситуации - обеспечение адаптации ребенка к коррекционному процессу снижение тревожности у ребенка

наличие постоянного набора игрушек - снижение беспокойства по поводу нового оборудования и материала - уменьшение исследовательской, бессистемной игры снижение тревожности у ребенка

наличие материала для снятия напряжения - снятие физического напряжения - снижение психического напряжения снижение тревожности у ребенка

наличие игрушек, не предполагающих получение конкретного результата действия - отсутствие неадекватных требований к ребенку со стороны психолога - снижение требований к себе со стороны ребенка - отсутствие угрозы самооценке ребенка - снижение беспокойства снижение тревожности у ребенка

поведенческие ограничения постоянство требований со стороны психолога - появление физической и эмоциональной безопасности у ребенка - снижение у ребенка беспокойства - повышение произвольности поведения - повышение ответственности за последствия поведения снижение тревожности у ребенка

постоянство реакций психолога - снижение беспокойства - повышение у ребенка самоконтроля - уменьшение ситуативной тревоги снижение тревожности у ребенка

постоянство внешней оценки - выработка ребенком внутреннего источника оценки на основе внешних реакций - уменьшение ситуативной тревоги снижение тревожности у ребенка

СТРУКТУРИРОВАНИЕ по времени повышение произвольности поведения - появление и развитие у ребенка навыков самоконтроля - уменьшение беспокойства снижение тревожности у ребенка

установление отношений между психологом и ребенком - адаптация ребенка к психологу - адаптация ребенка ко всему процессу игровой коррекции снижение тревожности у ребенка

получение психологом информации о возможных причинах тревожности у ребенка - использование полученной информации психологом при выборе игр и игрушек для ребенка - построение психологом адекватных форм взаимодействия с ребенком снижение тревожности у ребенка

по объектам взаимодействия использование свободных игр ребенком - отыгрывание ребенком ситуаций беспокойства - открытие ребенком собственных резервов для самокоррекции - формирование у ребенка позитивного самопринятия снижение тревожности у ребенка

включение в коррекционный процесс игр воссоздающего характера - игры на снижение беспокойства - игры релаксационного характера - игры с правилами для получения навыка саморегуляции и произвольности поведения - игры на повышение самооценки - игры на снижение количества страхов - игры на приобретение и отработку навыков общения со взрослыми и сверстниками уменьшение ситуативной тревоги, снижение тревожности у ребенка

по этапам протекания процесса I цикл. Приоритет директивного типа коррекции - выбор психологом индивидуальных форм работы с ребенком - определение психологом наиболее адекватных методов и приемов снижения тревожности снижение тревожности у ребенка

II цикл. Приоритет недирективного типа коррекции - развитие у ребенка более позитивной «Я-концепции» - овладение навыками самоконтроля - повышение произвольности поведения - развитие внутреннего источника оценки - развитие ответственности за свои действия и поступки уменьшение ситуативной тревоги, снижение тревожности у ребенка

ЗАВЕРШЕНИЕ определенное количество занятий возможность планировать взаимодействие психолога с ребенком - снижение тревоги у психолога - снижение тревоги у родителей снижение тревожности у ребенка

поблочность планирования - повышение адаптации у ребенка к психологу - повышение адаптации ребенка ко всему процессу игровой коррекции снижение тревожности у ребенка

отслеживание промежуточных результатов - варьирование используемых форм, методов и приемов коррекции - снижение тревоги у психолога снижение тревожности у ребенка

степень достижения поставленной цели ведение родителями дневника наблюдений за ребенком - обеспечение принятия родителями личностных изменений у ребенка - снижение тревожности у родителей снижение тревожности у ребенка

наблюдение за ребенком со стороны педагогов - обеспечение принятия педагогами личностных изменений у ребенка - снижение тревожности у педагогов снижение тревожности у ребенка

наличие критериев оценки эффективности работы психолога - обеспечение принятия психологом личностных изменений у ребенка - снижение тревожности у психолога снижение тревожности у ребенка

Таким образом, исследование оптимизации уровня тревожности с использованием интегративной игровой коррекции у испытуемых еще в период нахождения их в дошкольных учреждениях позволяет сделать вывод об эффективности и устойчивости полученных результатов.

3. Заключение

В обобщенном виде процесс интегративной игровой коррекции тревожности будет эффективен при создании условий для появления у ребенка следующих результатов:

- снятие острых переживаний беспокойства через отыгрывание ребенком состояния тревоги в свободной игре;

- появление чувства защищенности, спокойствия;

- раскрытие резервов для самокоррекции;

- перенос ребенком полученного опыта из игровой комнаты в реальную жизнь;

- снятие симптомов тревожности (симптоматическая коррекция) одновременно коррекция уровня тревожности, как следствия действия причины (каузальная коррекция);

- появление внутреннего источника самоконтроля и его корректировка при взаимодействии с психологом;

- получение ребенком навыков социального поведения;

- появление и отработка ребенком новых форм взаимодействия с окружающими;

- снижение количества страхов;

- снятие ситуативной тревоги при взаимодействии с другими людьми;

- обеспечение адаптации ребенка к коррекционному процессу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снятие физического напряжения;

- снижение требований к себе со стороны ребенка;

- появление физической и эмоциональной безопасности у ребенка;

- повышение произвольности поведения;

- повышение ответственности за последствия поведения;

- формирование у ребенка позитивного самопринятия;

- обеспечение принятия родителями и педагогами личностных изменений у ребенка.

В целом полученные результаты позволяют говорить об эффективности метода игровой коррекции личностных новообразований, в частности - высокого уровня тревожности, препятствующих нормальному личностному развитию дошкольников.

Литература

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.,

Просвещение, 464 е., 1968. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб, Союз, 224 е., 1997.

Лаутербах В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Психотерапия: от теории к практике (Материалы I съезда Российской психотерапевтической Ассоциации). СПб, с.28-41, 1995. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., Педагогика, т.2, 318 е., 1983. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский

сад. Психологическая наука и образование, № 2, с.39-47, 1998. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М., Просвещение, 286 е., 1989. Тэммпл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М., Наука, 94 е., 1992. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Владос, 359 е., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.