Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕМ ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО ОТПРАВЛЯТЬ И ПОЛУЧАТЬ ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕМ ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО ОТПРАВЛЯТЬ И ПОЛУЧАТЬ ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ограничение конституционного права / отправление почтово-телеграфных отправлений / получение почтово-телеграфных отправлений / запрет / мера пресечения / субъект контроля / контроль за запретом / restriction of constitutional law / dispatch of postal and telegraphic items / receipt of postal and telegraphic items / prohibition / preventive measure / subject of control / control over the ban

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Лилия Наиловна

В статье определена проблема эффективности контроля за ограничением конституционного права отправления и получения почтово-телеграфных отправлений при избрании судом определенных видов мер пресечения. В частности, недостаточно урегулирован в действующем законодательстве, в подзаконных нормативных актах, в том числе приказах контролирующих органов процесс осуществления контроля за соблюдением такого запрета,. При проведении исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы. Для разрешения поставленной проблемы исследуется законодательство, регламентирующее правоотношения по отправлению и получению почтово-телеграфных отправлений, особенности организации на практике контроля и мнения по субъекту контроля за ограничением конституционного права. Согласно анализу законодательства предлагается замена субъекта, осуществляющего контроль общения посредством почтовой связи. По результатам исследования автор делает обоснованный вывод по субъекту контроля, что, безусловно, влияет на механизм рассматриваемого правоотношения по организации контроля. А именно о целесообразности следователю, дознавателю либо суду самостоятельно направлять оператору почтовой связи постановление суда об избрании меры пресечения, содержащей запрет отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, с указанием извещения следователя либо суда о наличии почтово-телеграфного отправления от имени подозреваемого (обвиняемого) либо на имя подозреваемого (обвиняемого), что сократит время уведомления лица, осуществляющего предварительное расследование или судебное разбирательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Лилия Наиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONTROL OVER THE RESTRICTION OF THE SUSPECT'S RIGHT OR THE ACCUSED TO SEND AND RECEIVE POSTAL AND TELEGRAPHIC ITEMS

The article defines the problem of the effectiveness of control over the restriction of the constitutional right to send and receive postal and telegraphic items when the court chooses certain types of preventive measures in criminal proceedings. Namely, the process of monitoring compliance with such a ban as sending and receiving postal and telegraphic items is not sufficiently regulated in the current legislation, in subordinate regulations, including orders of regulatory authorities. General scientific and private scientific methods were used in the research. Namely, in order to solve the problem posed, the legislation regulating the legal relations on the dispatch and receipt of postal and telegraphic items, the specifics of the control organization in practice and opinions on the subject of control over the restriction of constitutional law are being investigated. According to the analysis of the legislation, it is proposed to replace the entity that controls communication through postal communication. According to the results of the study, the author makes a reasonable conclusion on the subject of control, which, of course, affects the mechanism of the legal relationship under consideration for the organization of control. Namely, the expediency of the investigator, the inquirer or the court to independently send a court order to the postal operator on the election of a preventive measure containing a ban on sending and receiving postal and telegraphic items, indicating the notification of the investigator or the court about the presence of postal and telegraphic items on behalf of the suspect (accused) or in the name of the suspect (accused), which will shorten the notification time of the person conducting the preliminary investigation or trial.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕМ ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО ОТПРАВЛЯТЬ И ПОЛУЧАТЬ ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ»

ВЕСТНИК СЮИ

DOI 10.37523/SUI.2023.54.3.007 УДК 343.1

Попова Лилия Наиловна

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: lileka02@mail. ru

Lilia N. Popova

Senior Lecturer of the State and Legal Disciplines Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: lileka02@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕМ ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО ОТПРАВЛЯТЬ И ПОЛУЧАТЬ ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНЫЕ

ОТПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье определена проблема эффективности контроля за ограничением конституционного права отправления и получения почтово-телеграфных отправлений при избрании судом определенных видов мер пресечения. В частности, недостаточно урегулирован в действующем законодательстве, в подзаконных нормативных актах, в том числе приказах контролирующих органов процесс осуществления контроля за соблюдением такого запрета,.

При проведении исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы. Для разрешения поставленной проблемы исследуется законодательство, регламентирующее правоотношения по отправлению и получению почтово-телеграфных отправлений, особенности организации на практике контроля и мнения по субъекту контроля за ограничением конституционного права. Согласно анализу законодательства предлагается замена субъекта, осуществляющего контроль общения посредством почтовой связи. По результатам исследования автор делает обоснованный вывод по субъекту контроля, что, безусловно, влияет на механизм рассматриваемого правоотношения по организации контроля. А именно о целесообразности следователю, дознавателю либо суду самостоятельно направлять оператору почтовой связи постановление суда об избрании меры пресечения, содержащей запрет отправлять и получать поч-тово-телеграфные отправления, с указанием извещения следователя либо суда о наличии почтово-телеграфного отправления от имени подозреваемого (обвиняемого) либо на имя подозреваемого (обвиняемого), что сократит время уведомления лица, осуществляющего предварительное расследование или судебное разбирательство.

Ключевые слова: ограничение конституционного права, отправление почтово-телеграфных отправлений, получение почтово-телеграфных отправлений, запрет, мера пресечения, субъект контроля, контроль за запретом.

FEATURES OF CONTROL OVER THE RESTRICTION OF THE SUSPECT'S RIGHT OR THE ACCUSED TO SEND AND RECEIVE POSTAL AND TELEGRAPHIC ITEMS

Summary. The article defines the problem of the effectiveness of control over the restriction of the constitutional right to send and receive postal and telegraphic items when the court chooses certain types of preventive measures in criminal proceedings. Namely, the process of monitoring compliance with such a ban as sending and receiving postal and telegraphic items is not sufficiently regulated in the current legislation, in subordinate regulations, including orders of regulatory authorities.

General scientific and private scientific methods were used in the research. Namely, in order to solve the problem posed, the legislation regulating the legal relations on the dispatch and receipt of postal and telegraphic items, the specifics of the control organization in practice and opinions on the subject of control over the restriction of constitutional law are being investigated. According to the analysis of the legislation, it is proposed to replace the entity that controls communication through postal communication. According to the results of the study, the author makes a reasonable conclusion on the subject of control, which, of course, affects the mechanism of the legal relationship under consideration for the organization of control. Namely, the expediency of the investigator, the inquirer or the court to independently send a court order to the postal operator on the election of a preventive measure containing a ban on sending and receiving postal and telegraphic items, indicating the notification of the investigator or the court about the presence ofpostal and telegraphic items on behalf of the suspect (accused) or in the name of the suspect (accused), which will shorten the notification time of the person conducting the preliminary investigation or trial.

Keywords: restriction of constitutional law, dispatch of postal and telegraphic items, receipt of postal and telegraphic items, prohibition, preventive measure, subject of control, control over the ban.

© 2023 Попова Л. Н.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В уголовно-процессуальных правоотношениях меры пресечения избираются с целью обеспечить предварительное расследование или судебное производство. Методами обеспечения предварительного расследования или судебного производства является ограничение конституционных прав подозреваемого или обвиняемого. В определенных случаях ограничение осуществляется в форме какого-либо запрета. Так, в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации определены меры пресечения, при избрании которых суд вправе устанавливать запрет отправлять и получать телеграфные отправления. Указанный запрет может устанавливаться по следующим видам мер пресечения: запрет определенных действий, залог, домашний арест. Такой запрет должен обеспечить изоляцию подозреваемого или обвиняемого по передаче информации с целью устранения возможного воспрепятствования со стороны подозреваемого или обвиняемого предварительному расследованию. Поэтому при избрании указанного запрета ограничивается конституционное право свободно получать, передавать и распространять информацию посредством переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Контроль за исполнением рассматриваемого запрета возложен на сотрудников уголовно-исполнительной инспекции (далее - УИИ). Но в действующем законодательстве не определен механизм контроля за рассматриваемым запретом. Отсутствие механизма контроля порождает различные мнения не только по особенностям организации контроля за исполнением подозреваемым или обвиняемым рассматриваемого запрета, но и о целесообразности замены сотрудников УИИ в качестве субъекта контроля.

Имеется мнение, что решение обозначенной проблемы возможно в случае привлечения для осуществления контроля сотрудников оперативных подразделений ФСИН России. Обосновывается такое решение тем, что Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет сотрудников оперативных подразделений необходимым арсеналом средств и методов для решения оперативно-тактических задач в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий [1]. Но оперативно-розыскная деятельность имеет разведывательно-поисковый характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности [2]. Сущность оперативно-розыскной деятельности заключается в выявлении информации о преступлении. В рассматриваемой ситуации преступление выявлено, и мера пресечения необходима для устранения возможного воспрепятствования предварительному расследованию или судебному разбирательству. Наделение сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, полномочиями по контролю за ограничением рассматриваемого конституционного права может повлиять на эффективное решение основных задач по поиску информации о преступлениях и возможности предотвращения готовящихся преступлений.

Кроме того, оперативные действия имеют эффективный характер при негласном осуществлении. В сложившихся обстоятельствах (официальном наделении полномочиями по контролю за исполнением ограничения рассматриваемого конституционного права) подозреваемый или обвиняемый будет уведомлен о прослушивании, следовательно, не будет разглашать информацию, доказывающую причастность к событию преступления, по которому его обвиняют, более того, может умышленно передавать ложную информацию.

При исследовании правоотношений отправления и получения почтовых отправлений отметим диспозицию ст. 15 законодательства о почтовой связи, согласно которой для обеспечения тайны все отправления, направляемые по средствам почтовой и электросвязи, могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям; осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям почтовой и электросвязи, осуществляются только на основании решения суда. Таким образом, все почтовые отправления аккумулируются у операторов почтовой связи.

При изучении на практике методов контроля сотрудниками УИИ за исполнением рассматриваемого запрета выявлен следующий алгоритм действий: сотрудник при постановке на учет подозреваемого или обвиняемого высылает уведомление в отделение почтовой связи о решении суда об избрании запрета. Оператор почтовой связи ведет учет почтовых отправлений, следовательно, по решению суда обязан не отправлять почтовые и телеграфные отправления.

При интервьюировании сотрудники УИИ пояснили, что после уведомления направляют запросы о наличии почтовых и телеграфных отправлений. Изучив методы контроля, полагаем, что в уведомлении следует прописать необходимость информировать сотрудников УИИ о появлении отправления от имени подозреваемого или обвиняемого или на его имя. Такое дополнение исключает необходимость посылать дополнительно запросы в почтовое отделение.

ВЕСТНИК СЮИ

Рассматриваемый способ контроля за запретом имеет эффективность только при отправлении и получении почтово-телеграфных отправлений от собственного имени подозреваемого или обвиняемого или получении на свое имя. Но при наличии такого запрета суда не исключается факт отправления почтово-телеграфного отправления от третьего лица, что невозможно отследить оператору почтовой связи.

При изучении законодательства, регулирующего правоотношение по отправлению и получению почтовых отправлений, а также организацию контроля сотрудниками УИИ за исполнением рассматриваемого ограничения конституционного права на отправление и получение почтовых сообщений, следует поддержать мнение о целесообразности замены субъекта контроля.

Проанализировав эффективность контроля сотрудниками УИИ ограничения по решению суда рассматриваемого конституционного права, установленных мерами пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста, отметим, что указанные сотрудники в правоотношениях не участвуют, возможности выявить отправление и получение письменного сообщения возможности не имеется. На практике операторы почтовой связи не отвечают на запросы сотрудников. Таким образом, сотрудники УИИ не наделены полномочиями по эффективному контролю за установленным судом в отношении подозреваемого или обвиняемого рассматриваемого запрета. Правоотношения по отправлению и получению телеграфных отправлений возникают между оператором почтовой связи и лицом, отправляющим и получающим почтовые и телеграфные отправления.

Выявленные проблемы осуществления контроля сотрудниками УИИ в отношении подозреваемых или обвиняемых обусловливают необходимость определения иного субъекта контроля, что влияет на механизм оповещения об избрании судом ограничения конституционного права подозреваемого или обвиняемого. Представляется целесообразным следователю либо дознавателю, ходатайствовавшему об избрании меры пресечения, направлять постановления суда об избрании меры пресечения, содержащей рассматриваемый запрет, в отделения почтовой связи по месту исполнения запрета. В случае обнаружения почтово-телеграфного отправления оператор оповестит непосредственного участника уголовного судопроизводства (следователя, дознавателя), которому необходимо обеспечить предварительное расследование.

Таким образом, реализацию контроля исполнения запрета отправлять и получать почтово-телеграфные отправления при избрании меры пресечения целесообразно осуществлять операторами почтовой связи, что сократит время информирования следователя, дознавателя либо суд о нарушении рассматриваемого запрета.

Библиографический список

1. Жиляеав Р. М., Строгович Ю. Н. О совершенствовании контроля за соблюдением запретов, связанных с использованием средств связи и сети «Интернет», при домашнем аресте // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2019. Вып. 7. Ч. 2. С. 89-92.

2. Горянинов К. К., Овчинский В. С. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2018. 772 с.

References

1. Zhilyaeav R. M., Strogovich Yu. N. O sovershenstvovanii kontrolya za soblyudeniem zapretov, svyazannykh s ispol'zovaniem sredstv svyazi i seti «Internet», pri domashnem areste [On improving control over compliance with prohibitions related to the use of communications and the Internet during house arrest]. Yuridicheskaya nauka i praktika: al'manakh nauchnykh trudov Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii [Legal Science and Practice: Almanac of scientific works of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Samara, 2019, pp. 89-92 [in Russian].

2. Goryaninov K. K., Ovchinsky V. S. Teoriya operativno-rozysknoi deyatel'nosti: uchebnik [Theory of operational investigative activity]. Moscow, 2018, 772 р. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.