УДК 343.98 Б01: 10.24412/2071-6184-2023-2-146-155
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СООБЩЕНИЙ
Я.П. Фурлет
Рассматриваются и анализируются различные дефиниции оперативно-розыскных мероприятий таких как «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений», «снятие информации с технических каналов связи», «получение компьютерной информации». На основании анализа нормативно-правовой базы подробно рассматриваются предметы контроля оперативно-розыскного мероприятия «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений». Также в работе рассматриваются сходства и отличия оперативно-розыскного мероприятия «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений» от смежных оперативно-розыскных мероприятий и следственного действия «наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка». Данное сравнение позволяет выявить особенности каждого вида оперативно-розыскных мероприятий и указанного следственного действия. Одной из важных проблем, поднимаемых в исследовании, является возможность получения информации в сети «Интернет» путем проведения различных оперативно-технических мероприятий. Рассматриваются допустимые пути решения данной проблемы. Исследование оперативно-розыскного мероприятия «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений» имеет большое значение, поскольку оно помогает формированию полного и точного понимания данного вида оперативно-розыскного мероприятия, его предметов контроля, а также поднимает актуальные проблемы, связанные с получением информации в сети «Интернет».
Ключевые слова: оперативно-розыскное мероприятие; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; электронное сообщение.
В современном мире высокими темпами развиваются информационные технологии, повсеместно распространяется сеть «Интернет», что приводит к значительному росту виртуального общения. Актуальность исследуемой темы заключается в том, что проблема электронных сообщений в оперативно -розыскном законодательстве, в частности в Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), со стороны законодателя остается незатронутой. Причем стоит отметить, что в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023) (далее - УПК РФ) Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ в статью 185 была введена часть 7, которая позволила должностным лицам, осуществляющим предварительное расследование, в ходе следственного действия «наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка» производить осмотр электронных сообщений. Чего не скажешь об оперативно -розыскном законодательстве. Оперативно-розыскные мероприятия «снятие информации с технических каналов связи» (далее - ОРМ «СИТКС») и «получение
компьютерной информации» (далее -ОРМ «ПКИ») имеют множество сходств с оперативно-розыскным мероприятием «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений» (далее - ОРМ «КПО»), в том числе и по предмету контроля. Таким образом, возникает вопрос, с помощью какого оперативно-розыскного мероприятия получать информацию в сети «Интернет», в том числе осуществлять контроль электронных сообщений? Ответ на этот вопрос можно получить, сравнив ОРМ «КПО» со смежными мероприятиями, а также с вышеуказанным следственным действием.
Прежде чем перейти к отличиям ОРМ «КПО» от иных оперативно -розыскных мероприятий и следственного действия, необходимо рассмотреть его понятие и нормативно-правовое регулирование.
Контроль почтовых отправлений иногда называется перлюстрацией, термин, происходящий от латинского слова «perlustro», что означает «обозреваю». Таким образом, данный вид оперативно-розыскного мероприятия представляет собой тайное вскрытие корреспонденции, пересылаемой почтовой связью. [1, с. 22].
Однако данное определение является весьма поверхностным. Например, в статье Е.Н. Яковца ОРМ «КПО» определяется, как основанное на оперативно-розыскном законодательстве конспиративное прочтение или просмотр письменной или иным способом зафиксированной на материальном носителе корреспонденции, а также конспиративное установление отправителя и (или) адресата для достижения целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее антикриминальных задач [2, с. 262].
Е.В. Быкадорова относит ОРМ «КПО» к оперативно -техническому мероприятию, направленному на тайное вскрытие и просмотр почтовых, телеграфных и других сообщений, передаваемых по электросвязи и почтовой связи, в целях добывания информации о криминальной деятельности граждан [3, с. 65].
Другая дефиниция гласит, что данное мероприятие направлено исключительно на материальные объекты, преследуя своей целью получение оперативно-значимой информации в отношении лица о фактах преступной деятельности, его связях и иных сведениях, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) [4].
Другая формулировка представляет рассматриваемое ОРМ как негласный отбор и изучение корреспонденции, передаваемой через организации связи на основании санкции суда с целью получения оперативно-розыскной информации [5].
Из определений, которые были приведены выше, непонятно, что именно подразумевается под термином «иные сообщения». Некоторые авторы, такие как О.А. Вагин и А.П. Исиченко, включают в эту категорию информацию, которая передается вместе с почтовым переводом или которая принимается на бумажном или магнитном носителе для последующей передачи электронным путем в виде электронных писем. Такие сообщения доставляются адресату в запечатанном виде как обычная письменная корреспонденция. При этом
профессор А.Ю. Шумилов расширяет понятие «иных сообщений» на любую корреспонденцию, которая отправляется по сети почтовой, электрической связи или другим способом, кроме почтовых отправлений и телеграфных сообщений. Однако такой подход включает в «иные сообщения» также корреспонденцию, которая отправляется без участия операторов почтовой связи, например факсы, телексы, компьютерная электронная почта и т.д. [2, с. 268].
Действительно, чтобы понять, какие предметы могут попасть под контроль ОРМ «КПО», необходимо изучить нормативно -правовое регулирование данной области. Это позволит определить, какие действия допустимы в рамках проведения таких мероприятий и какие объекты и информация могут быть подвергнуты контролю.
В ФЗ «Об ОРД» данное мероприятие закреплено п. 9 ст. 6 и основано на перечислении различных видов корреспонденции, которые регулируются законодательством в области почтовой связи и информации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» такими предметами являются почтовые отправления (письменная корреспонденция, посылки и прямые почтовые контейнеры). Письменная корреспонденция включает в себя простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.
Постановлением Правительства России от 28.05.2022 № 968 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» установлено определение телеграммы - это текстовое сообщение, которое передается средствами телеграфной связи. Федеральные законы не содержат определений телеграфа или телеграфной связи.
Ранее понятие электронной почты было закреплено в Постановлении Правительства РФ от 26.09.2000 № 725 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», которое на сегодняшний день утратило силу. В соответствии с ч. 11 п. «и» указанного Постановления к внутренним почтовым отправлениям и почтовым переводам, в том числе относились отправления электронной почты. Кроме того, в пп. «з» п. 20 предусматривалось, что к международным почтовым отправлениям также относятся отправления электронной почты.
В соответствии со статьей 2, пунктом 10 Федерального закона от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) электронное сообщение определяется как информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
Исходя из анализа нормативно-правовой базы, можно сделать вывод, что отправления электронной почты являются одним из видов почтовых отправлений, подпадающих под ОРМ «КПО».
Д.В. Бушков в своей статье высказывает аналогичную точку зрения, указывая на то, что виртуальная почта, согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», считается одним и тем же видом корреспонденции, что и обычная [6, с. 48].
Действительно, ФЗ «Об ОРД» был принят в 1995 году, когда Интернет был в своем зарождении и имел совершенно другую структуру и масштабы, чем сегодня. В связи с этим, возникают проблемы при применении старых методов ОРМ к новым технологиям и форматам коммуникаций в интернете. В настоящее время в связи с развитием информационных технологий и широким распространением Интернета многие оперативно-розыскные мероприятия проводятся с использованием современных технологий, таких как программное обеспечение для анализа Интернет-трафика и мониторинга социальных сетей, краудсорсинг и машинное обучение. Однако, как правильно отмечено, отсутствие четкой правовой регламентации в области ОРМ в Интернете вызывает определенные трудности и противоречия в практике применения этих мер. Необходимость разработки новых нормативных актов и уточнения существующих становится все более актуальной.
Исходя из оперативно-розыскного законодательства, возможно толкование понятие сети «Интернет» как коммуникационной системы или канала связи, предназначенного для передачи сообщений между абонентами. Это приводит к тому, что все действия в Сети могут проводиться в рамках ОРМ «СИТКС», а его возможности могут быть дополнены и расширены другими ОРМ, которые также применимы к Интернет-контенту [7, с. 83].
В таком случае предметом ОРМ «КПО» может быть только корреспонденция, зафиксированная на материальном носителе, а в свою очередь электронные сообщения, пересылаемые посредством электронной почты, будут являться предметом иных ОРМ [4]. Для слежения за подобными видами отправлений, такими как электронная почта, необходимо ОРМ «СИТКС» и ОРМ «ПКИ» [2, с. 268].
Что представляет собой ОРМ «СИТКС» и какие законодательные акты регулируют его деятельность? Можно предположить, что ОРМ «СИТКС» подпадает под ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором определяются понятия «сеть связи», описывающее технологическую систему, включающую средства и линии связи, предназначенные для электросвязи или почтовой связи, а также «информация», которая включает в себя сведения, сообщения и данные в любой форме. Форма и содержание информации не имеют значения, а документирование может быть результатом проведения ОРД. Понятие «снятие информации» означает получение уже существующей, зафиксированной информации. Однако в случае с электронными сообщениями более целесообразно не только снимать информацию, но и контролировать ее в режиме реального времени. Поэтому проведение ОРМ «СИТКС» для контроля электронных сообщений как минимум не отвечает наименованию самого мероприятия.
Тем не менее, многие авторы считают, что именно ОРМ «СИТКС» является основным средством получения оперативно значимой информации в глобальной Сети, так как основной интерес для ОРД вызывает содержание сообщений граждан, передаваемых по электронной почте или социальным сетям [8, с. 76]. С.И. Захарцев также отмечает, что ОРМ «СИТКС» заключается
в получении информации с помощью технических средств с объектов связи, таких как телекоммуникационные сети, факсовые сообщения т.п. [9, с. 109].
По мнению В.И. Шарова, несмотря на то, что Интернет и является одним из видов сетей связи и контроль в данной сфере должен проводиться посредством ОРМ «СИТКС», тем не менее, например, электронная почта является аналогом обычной почты, и их правовое регулирование должно быть идентичным [7, с. 84-85].
Данной точки зрения также придерживается В.А. Середнев, по его мнению, ОРМ «КПО» позволяет контролировать электронные сообщения, пересылаемые через электронную почту, и в некоторых случаях создавать препятствия для обмена сообщениями между участниками [8, с. 78].
В учебнике Омской академии МВД России имеется определение ОРМ «ПКИ», в соответствии с которым данное мероприятие проводится оперативно-техническими подразделениями негласно с целью получения необходимой информации с различных электронных носителей, а также получение данного рода информации по запросу надлежащего органа, уполномоченного на осуществление ОРД [4].
По мнению В.И. Шарова ОРМ «ПКИ» является прямым следствием принятия антитеррористического пакета, соответственно мероприятие выражается в направлении запроса о необходимости предоставления сообщений конкретного лица у администрации, в которой данная информация имеется [7, с. 83].
Трудно согласиться с мнением, что ОРМ «ПКИ» может выражаться в простых, с технической точки зрении, действиях, например, отправка запроса на получение информации о входящей (исходящей) корреспонденции по электронной почте. Учитывая, что действия по отправке запроса не сопряжены с преодолением каких-либо препятствий, то разумнее получать информацию, например, посредством ОРМ «Наведение справок». ОРМ «ПКИ» требует сложных технических действий и специальной подготовки соответствующего специалиста для извлечения информации из компьютерных систем или передачи ее по техническим каналам связи [10, с. 352].
Таким образом, наблюдается смешение ОРМ «КПО» с другими оперативно-розыскными мероприятиями. Такое смешение может быть связано с различными причинами, включая недостаточное внимание законодателя в целом к ОРМ, с тем, что ОРМ «СИТКС» охватывает широкий спектр действий в сетях связи или с правоприменительной деятельностью и сложившейся практикой. Важно учитывать, что в современном мире существует множество новых и разнообразных форм источников информации, которые могут быть подвергнуты контролю с использованием ОРМ. Поэтому важно принимать во внимание новые виды информации и способы ее передачи, чтобы обеспечить более эффективное применение ОРМ и защиту прав граждан.
Так, одним из вариантов решения проблемы, связанной с получением информации о сообщениях, передаваемых в сети «Интернет», является отход от имеющихся ОРМ и введение нового, которое было бы направлено в целом на
контроль информации в электронных сетях связи. Такое новое ОРМ должно быть разработано с учетом современных технологий и четко определено в законодательстве, оно должно содержать ясные правила применения.
В своей статье С.А. Машков указывает, что в настоящее время такие ОРМ как «ПТП», «СИТКС» и «КПО» считаются устаревшими, а также предлагает ввести одно более широкое и универсальное ОРМ, которое будет направлено на контроль сетей электрической и почтовой связи без градации по способу используемой связи [11, с. 41].
Другая точка зрения заключается в том, что необходимо ввести новое ОРМ «электронное наблюдение», которое заменит ОРМ «ПТП» и «СИТКС», и будет использоваться для получения информации в Интернете. Однако В.И. Шаров отмечает, что действия, проводимые в Интернете весьма многообразны, «электронное наблюдение» не может стать универсальным, что еще раз подчеркивает сложность применения ОРМ в сети «Интернет» [7, с. 83].
В зарубежной научной статье А.О. Лавышик рассматривает «электронное наблюдение» как один из комплексных методов получения информации, в том числе и в виртуальном пространстве. Однако приходит к выводу, что подобное мероприятие имеет широкий охват применения, который включает и следственное действие «прослушивание и запись переговоров», и ОРМ, связанные с контролем в сетях электросвязи, слуховым контролем, наблюдением с использованием технических средств, негласным контролем за электронными устройствами [12].
Учитывая, что ОРМ «КПО» очень схоже со следственным действием «наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка», закрепленным в статье 185 УПК РФ, необходимо определить их основные отличия.
Наложение ареста на почтово -телеграфные отправления - это обеспечивающее следственное действие, направленное на установление запрета для операторов связи передавать или направлять отправления по указанному адресу в целях проведения дальнейшего осмотра и изъятия задержанной корреспонденции [13, с. 84].
А.О. Орлов предлагает следующее определение данному следственному действию: «...комплексное следственное действие, заключающееся в задержании с разрешения суда почтовых отправлений, дальнейшем их осмотре и выемке». Автор отмечает, что в п. 8 ч. 2 ст. 29 УПК РФ оно именуется как «наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на их осмотр и выемку в учреждениях связи», и считает более обоснованным, так как понятие корреспонденция является собирательным понятием, включающим в себя различные почтово-телеграфные отправления [14, с. 535].
В качестве оснований для проведения данного следственного действия являются достаточные данные, дающие основание полагать, что в почтово -телеграфных отправлениях могут содержаться материалы, имеющие значение для уголовного дела. Основания для проведения ОРМ «КПО» указаны в статье
7 ФЗ «Об ОРД» и могут включать информацию о признаках преступной деятельности или лицах, ее осуществляющих.
В отличии от ФЗ «Об ОРД», УПК РФ прямо устанавливает, что в соответствии со ст. 185 УПК РФ следователь в праве осматривать электронные сообщения. Как следствие и сообщения электронной почты могут подпадать под данную статью, несмотря на то, что получение может быть связано с трудностями, поскольку значительное количество электронных ящиков обслуживается иностранными Интернет-узлами, не подпадающими под юрисдикцию России [15, с. 31].
Арест почтово-телеграфных отправлений может быть произведен только по возбужденному уголовному делу и лицом, уполномоченным на производство предварительного расследования, в то время как ОРМ «КПО» проводится сотрудниками оперативного подразделения в рамках дела оперативного учета. Срок проведения следственного действия ограничен сроком предварительного расследования, в то время как срок ОРМ «КПО» обычно не превышает шести месяцев.
Статья 185 УПК РФ в диспозиции указывает на этапы производства следственного действия. Первый этап - это производство процессуальных действий, связанных с вынесением постановления следователя перед судом о ходатайстве проведения данного следственного действия, а затем уведомление организации почтовой связи о наложении ареста на соответствующее отправление. На втором этапе следователь прибывает на место хранения отправления для проведения осмотра и принимает решение о необходимости производства выемки. ОРМ «КПО» имеет абсолютно иной порядок действий. В отличие от следственного действия, оперативными сотрудниками не накладывается арест на почтовые отправления. Ключевым словом в названии ОРМ является контроль, который подразумевает негласное ознакомление с содержимым в целях проверки и (или) документирования. Соответственно, цели ОРМ гораздо шире, чем у схожего следственного действия.
В результате проведения осмотра почтово-телеграфных отправлений следователь составляет протокол, а результаты ОРМ «КПО» оформляются оперативным сотрудником в виде рапорта или справки.
Рассуждая о сходствах между следственным действием и ОРМ, можно отметить следующее. Во-первых, в обоих случаях требуется судебное разрешение, так как это связано с нарушением конституционного права граждан на тайну связи. В-вторых, требуется фиксация полученной информации для доказательственных целей.
По мнению Е.Н. Яковца, основное различие между ними заключается в том, что ОРМ инициируется оперативными подразделениями и проводится в рамках оперативного делопроизводства до возбуждения уголовного дела [2, с. 274].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. В настоящее время со стороны законодателя требуется повышенное внимание к оперативно-розыскным мероприятиям, проводимым в сети «Интернет».
Осуществление контроля электронных сообщений является актуальным направлением деятельности оперативных подразделений, однако, смешение оперативно-розыскных мероприятий в данной сфере может приводить к трудностям при их реализации. Так на законодательном уровне до сих пор нельзя ответить однозначно, что понимается под «иными сообщениями» в п. 9 ст. 6 ФЗ «Об ОРД». Законодательное закрепление под данной формулировкой «электронных сообщений» позволило бы оперативным сотрудникам осуществлять контроль сообщений, передаваемых в сети «Интернет», как позволяет это следователям аналогичное следственное действие «наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка» при расследовании уголовных дел. Введение в ФЗ «Об ОРД» абсолютно нового оперативно-розыскного мероприятия, например «контроль сетей электросвязи», выглядит не совсем оправданно, с экономической и организационной точек зрения. Расширение возможностей ОРМ «КПО» позволило бы решить поднятую проблему без глубоких изменений в оперативно-розыскном законодательстве, кроме того, отграничило бы его от смежных оперативно -розыскных мероприятий. Однообразное применение оперативно-розыскного законодательства является гарантом соблюдения прав и свобод личности, общества и государства в противодействии преступности.
Список литературы
1. Игнащенков Ю.Ю., Захарцев С.И. Об истории возникновения и развития контроля почтовых отправлений // История государства и права. 2006. № 3. С. 22-23.
2. Яковец Е.Н. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений как «интрузивное» оперативно-розыскное мероприятие // Эпомен. 2021. № 60. С. 260-279.
3. Быкадорова Е.В. Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования // Евразийский Союз Ученых. 2018. № 3 (48). С. 63-66.
4. Баженов С.В., Бакланов Л.А., Васильченко Д.А. и др. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Электронное учебное издание. Омск: Омская академия МВД России, 2020. [Электронный ресурс] // URL: https://ordrf.ru/uchebnik/page98.html (дата обращения 25.03.2023).
5. Лапин Е.С., Михайлова Ю.Н. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие для студентов. Саратов: Научная книга, 2006. 146 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.bnti.ru/showart.asp?aid=975&lvl=05 (дата обращения 15.03.2023).
6. Бушков Д.В. Основания ограничения права на тайну личной корреспонденции история и тенденции развития // Современное право. 2014. № 12 (1). С. 48-52.
7. Шаров В.И. Оперативно-розыскные мероприятия в сети Интернет // Общество и право. 2018. № 2 (64). С. 82-87.
8. Середнев В.А. Интернет как эффективное сетевое пространство для проведения оперативно-розыскных мероприятий // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 4 (55). С. 67-80.
9. Захарцев С.И., Вихров В.А., Кирюшкина Н.О., Сальников В.П. Правовая регламентация оперативно -розыскных мероприятий: лекция // Юридическая наука: история и современность. 2018. № 5. С. 98-135.
10. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К.К. Горяйнова, В.С. Овчинского. М.: Инфра-М, 2021. 793 с.
11. Машков С.А. О несоответствии наименований оперативно-розыскных мероприятий их содержанию // Пролог: журнал о праве. 2018. № 1. С. 36-41.
12. Лавышик А.О. Тактика и методика расследования преступлений: теория, практика, инновации: материалы круглого стола с международным участием (Минск, Беларусь, БГУ, Юридический фак., 15 ноября 2018), [редкол.: В. Б. Шабанов (отв. ред.) и др.] [Электронный ресурс] // URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/210874/1/77-80.pdf (дата обращения : 05.05.2023).
13. Луковников Г.Д. Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия: Учеб. пос. для вузов. М.: Юрайт, 2021. 290 с.
14. Орлов А.О. О некоторых проблемных вопросах производства следственного действия, связанного с наложением ареста на корреспонденции, на ее осмотр и выемку в учреждениях связи (п. 8 ч. 2 ст. 29 УПК РФ) // Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития: Материалы III Всероссийской молодёжной научно -практической конференции. М, 2020. С. 534-536.
15. Белкин А.Р. Почта, телеграф, телефон и процессуальные действия // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: Сборник научных статей IV-ой Международной научно-практической конференции. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. С. 3037.
Фурлет Ярослав Павлович, адъюнкт, iafurlet@bk.ru, Россия, Москва, Академия управления МВД России
OPERATIONAL INVESTIGATIVE MEASURES AS A MEANS OF CONTROLLING
ELECTRONIC MESSAGES
Ya.P. Furlet
The article explores and analyzes various definitions of operational and investigative measures such as «control of postal shipments, telegraph and other messages», «extraction of information from communication channels» and «acquisition of computer information». Based on an analysis of the legal framework, the study thoroughly examines the subjects of control within the operational and investigative measure of «control of postal shipments, telegraph and other messages». Additionally, the paper discusses the similarities and differences between the operational and investigative measure of «control of postal shipments, telegraph and other messages» and related measures, as well as the investigative action of «arresting postal and telegraph shipments, their in-
spection, and confiscation». This comparison helps identify the peculiarities of each type of operational and investigative measure and the mentioned investigative action.
One of the important issues addressed in the research is the possibility of obtaining information in the Internet network through various operational and technical measures. Viable solutions to this problem are examined. The study of the operational and investigative measure of «control of postal shipments, telegraph and other messages» is of significant importance as it contributes to a comprehensive and accurate understanding of this type of operational and investigative measure, its subjects of control, and addresses relevant issues related to obtaining information in the Internet network.
Key words: operational and investigative activities; operational and investigative measures; control of postal, telegraph, and other messages; extraction of information from communication channels, obtaining computer information; arrest and search of postal and telegraph correspondence; electronic message.
Furlet Yaroslav Pavlovich, postgraduate student, iafurlet@,bk.ru, Russia, Moscow, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.